Родное слово (Новосибирск). Великий пост

20 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству, делая хотя бы по одному шагу с каждым постом. Таким шагом может стать посещение храма. И событий, праздников – достаточно. Сегодня Церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона; уже вчера в храмах служили молебны. Кем он вошел в историю? Почему на протяжении уже нескольких веков мы чтим его память?

– Это замечательный святой. И прежде хочу сказать о том, что у нас на Руси всегда любимым чтением были «Жития святых», потому что святые всякого возраста, положения в обществе показывали своей жизнью, как исполнять заповеди Божии, как жить, чтобы угодить Богу. Самое главное то, что это были живые люди. В их жизни были и ошибки, и раскаяние, и успехи (причем успехи, в которых они потом даже и раскаивались, потому что что-то совершалось на самолюбии, что-то – на гордости). Но самое главное то, что в конце жизни каждого человека мы могли поставить большой плюс и сказать: «Эта жизнь закончилась благополучно. Эта жизнь продолжается в Царствии Небесном». И нам можно и нужно хотя бы понемножку стараться подражать святым.

Вот и Феодор Тирон, память которого мы празднуем в конце первой великопостной недели, прославился тем, что был воином, был мучеником за Христа. Этот человек, который мог доставлять страдания другим, мог побеждать других, сам претерпел страдания и отдал свою жизнь за других людей, за Христа. Уже после своей смерти он побеспокоился и позаботился о христианах. Дело в том, что императора Юлиана прозвали Отступником. Этот император воспитывался вместе со своими братьями и сестрами, можно сказать, уже в христианской среде, но мечтал (и вместе с ним мечтала языческая партия) взять реванш у христиан. Когда он пришел к власти, он знал, каким образом лучше всего досадить христианам, где для них сокровенные места, где их святыни. За каких-то кратких полтора-два года он один принес Церкви больше вреда, чем могли принести языческие правители Римской империи за десятилетия. Один из умыслов Юлиана Отступника был в том, чтобы жертвенной кровью окропить все продукты на рынке, а потом, когда христиане в начале поста поедят этих жертвенных продуктов, посмеяться над ними и сказать: «Вот вы думали пост соблюсти, а на самом деле ели идоложертвенное».

Конечно, пища нас не приближает к Богу и не удаляет от Него. Еще апостол Павел писал, что когда мы попадаем в такие коллизии, нам не нужно смущаться. Важно только наше отношение к пище, как мы отвечаем на вопрос: мы живем для того, чтобы есть, или едим для того, чтобы жить? Как мы расставим приоритеты?

В данном случае это был вопрос, может быть, даже не столько христианского принципа (потому что христианам-то все равно), а именно Юлиан Отступник, который умыслил такую вещь, оказался посрамленным сам перед собой. Потому что Феодор Тирон явился патриарху Константинопольскому, и тот сказал своей пастве не ходить на рынок и не покупать продукты, а приготовить и употреблять в пищу то, что есть дома. Так и произошло. Поэтому мы и варим коливо (это специальная домашняя пища), узвар (компот) в память об этом событии. Благодаря этому мученику, этому солдату христиане соблюли пост со всех сторон: с точки зрения количества пищи, ее качества и того, чему она посвящена. Можно сказать: как он – воин Христов – исполнял свой воинский долг во время жизни земной, так и тут он стоял на страже, на часах, и его явление помогло христианам сохраниться от греха, не быть осмеянными.

Для нас очень важен этот момент, потому что окружающий нас мир, окружающие нас люди могут над нами посмеиваться, могут ухмыляться и говорить: «Какой смысл в посте?» Даже те слова, которые мы говорим сами себе, могут быть произнесены чужими устами: «Пища вас к Богу не приближает и не удаляет от Него. Зачем вы себя мучаете? Зачем вы от чего-то отказываетесь?»

Я думаю, что очень хорош такой ответ на этот вопрос: «Какая награда будет праведнику, соблюдающему пост, и какое наказание будет грешнику, который пост не соблюдает?» Мы иногда думаем, что это будет когда-то потом; что грешник не сможет наесться, а праведник, наоборот, получит какое-то утешение. На самом деле награда уже сейчас дается тому, кто постится, и она состоит именно в том, что мы получаем освобождение от этой зависимости. И наказание для грешника тоже заключается в том, что он объедается. Поэтому не нужно ждать, что когда-то кто-то нас наградит, эта награда происходит уже сейчас.

– И, наверное, не случайно мы вспоминаем об этом по окончании первой недели поста.

– Да, и мы выбираем этот образ жизни потому, что пост вносит в нашу жизнь (как мы говорили в прошлый раз) разнообразие. И за это разнообразие нужно быть благодарными Богу. Это перемена ума (покаяние), образа жизни, занятий; это переоценка ценностей, которыми мы живем. За все это нужно благодарить Бога, потому что это уже сейчас делает нашу жизнь более разнообразной, интересной, творческой.

– Следующее праздничное событие уже завтра. Православная Церковь отмечает  Торжество православия. Есть ли какая-то закономерность в том, что праздник отмечается также в первую неделю Великого поста? И что это за праздник? Что мы отмечаем?

– Конечно. Я думаю, это не просто историческое совпадение – восстановление правильного иконопочитания, а именно торжество православного образа жизни. Здесь все: и правильное иконопочитание, и соблюдение поста, и внимание к Священному Писанию; то есть это именно вся полнота христианской жизни. Ведь очень часто нас искушают. Бывает, сектанты. Или просто неграмотные люди говорят: «Как можно поклоняться краскам, дереву или бумаге?» На самом деле даже когда мы смотрим на фотографию родных, мы же умиляемся не этому кусочку бумаги и краскам, нанесенным на нее, а вспоминаем тех, кто изображен. И перед иконой мы поклоняемся не дереву, краскам, бумаге, а вспоминаем того, кто на ней изображен. Замечательно сказано святыми отцами: «Честь, воздаваемая образу, – восходит к первообразу». То есть к самому святому, к Богу, к Божией Матери.

Но именно иконопочитание говорит о полноте церковной жизни, полноте именно христианской жизни, потому что в основании иконопочитания лежат не просто наши чувства или отношения к родным, близким, к святым, к Богу. В основании иконопочитания лежит краеугольное событие всей мировой истории, до и после которого мы исчисляем время, – это Рождество Христово.  Родился Христос – и это начало нового измерения времени, нового качества жизни. Почему? Потому что Бог пришел к людям. До этого, как замечательно говорит апостол-евангелист Иоанн Богослов, «Бога не видел никто никогда». Но тут же он добавляет: «Единородный Сын, сый в недре Отчем, Он явил Себя миру». Бог воплотился, стал видимым, изображаемым, и в этом принципиальное отличие Ветхого и Нового Заветов.

Дело не в священных изображениях. Священные изображения были и в Ветхом Завете; например, херувимы славы, которые осеняли алтарь; херувимы, которые были вытканы на завесе, отделявшей Святая святых от остальной части храма. Священные изображения были, но на них изображались только те лица, факт участия которых в истории был несомненен. Например, ангелы. И хотя Божие участие в человеческой истории было несомненно,  Бога не видел никто. Ангелов люди видели, поэтому ангелы изображались; и именно по повелению Божию они были изображены в храме на завесе, на алтаре Господнем. А когда Бог явился, стал виден, естественно, появилось и изображение Бога. Более того, первое изображение было дано Самим Христом; это образ, как мы говорим, нерукотворенный (то есть он не написан художником).

Современное иконопочитание, воспоминание и восстановление правильного иконопочитания – это не просто какая-то традиция, это утверждение Боговоплощения, того, что Христос родился, что Бог явился нам во всей Своей полноте.  Есть Творец Вселенной, есть замысел, есть закон, а значит, есть и Законодатель. И совершенно конкретно мы знаем, что Бог есть Троица, что Господь Иисус Христос – это Второе Лицо Святой Троицы. Он воплотился, стал Человеком для того, чтобы человек мог вернуться к Богу. Вот это – торжество. Именно богопочитание, богопонимание – это торжество богословской мысли. И именно православное богослужение пронизано не только чувствами благодарности или раскаяния, но прежде всего нашему уму предлагается богослужение. Слово, которое мы произносим, – это и есть Бог Слово, Воплотившееся Слово. Это и есть самое лучшее богослужение, которое мы только можем себе представить. Мы прославляем Бога в слове. И в священных изображениях тоже.

– Иконы занимают особое место в наших домах, иконами украшены наши храмы. Есть среди икон настоящие святыни: чудотворные, мироточащие. Есть ли такие иконы в Новосибирской епархии?

– Конечно, есть. Но прежде всего я хочу сказать, что в некотором смысле (даже в самом прямом смысле) каждая икона является чудотворной. Чудесной и чудотворной ее делает наше благоговейное к ней отношение, понимание того, что это не бумага, не доска, не краски, а образ Божий или образы святых угодников, которые тоже являлись, как мы говорим,  преподобными. То есть в высшей степени уподобившимися Богу. И в этом смысле, мне кажется, этот день восстановления правильного иконопочитания прежде всего должен быть для нас неким толчком, стимулом, чтобы оглянуться на жилище, в котором мы живем.

Очень часто иконы у нас находятся где-то... Хорошо, если среди книг, на книжной полке. А если они находятся где-то среди рюмок или среди тарелок? Как в сталинское или хрущевское время в одном месте собирали все самое драгоценное: и рюмки, и тарелки, и фотографии, и иконы. На самом деле иконы должны быть в каком-то отдельном месте, чтобы мы не отвлекались на что-то постороннее, когда стоим перед иконами во время молитвы. В русской православной традиции  правило – даже фотографии своих родных и иконы держать в разных местах. Иконы в доме находятся в так называемом красном углу. Это не просто какое-то место, а это место, удобное для молитвы, главное место в доме. Поэтому, может быть, нам надо задаться вопросом: а что у нас в доме главное? Телевизор, телефон? Или, может быть, все-таки образ Божий? В связи с этими внутренними приоритетами, может быть, надо пересмотреть и расположение предметов в своей квартире.

Икона, конечно, очень отличается от живописи самим принципом своего существования. Если в картине художник стремится передать свое видение, свое понимание, свои чувства, отразить свои мысли (может быть, какую-то сумятицу или, наоборот, возвышенные переживания), то икона передает не чувства. Она передает факты и реалии, которые были в мировой истории, и то, как эти факты и события запечатлены на небесах. Иконописец, созидающий икону, постится, молится для того, чтобы не привнести в нее чего-то своего, что может оказаться греховным, даже просто не таким, как у другого человека. В иконе мы видим, что нет тьмы, нет тени, даже последние мазки, которые наносятся на икону, наносятся или белилами, или золотом. То есть изображение высветляется от более темного – к более светлому, как наша душа должна высветляться при покаянии, как наша жизнь должна исправляться. Икона тоже представляет нам такой образ.

То, что изображается на иконе, изображается даже обратно тому, как мы изображаем эту природу и мир. Например, в любой картине присутствует правильная перспектива (то есть рельсы сходятся в точку на горизонте), а если мы посмотрим на икону, то увидим обратную перспективу: не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас. Бог, изображенный на иконе, смотрит на нас! С одной стороны, конечно, применяются специальные художественные приемы, но эти приемы применяются для того, чтобы показать принцип: не только мы заглядываем в мир иной, чтобы приобщиться ему, но и этот мир смотрит на нас. И нашу жизнь надо стараться видеть именно в этом свете: не в свете своих пристрастий, предпочтений, переживаний, а именно в Божием свете.

Поэтому (как мы в прошлый раз с вами говорили, и сейчас хочу напомнить нашим дорогим телезрителям) то чтение, которое предлагается в церкви, и помогает нам восстановить правильный взгляд на этот мир. Это первые главы Книги Бытия о сотворении мира, о сотворении человека, о назначении мира и человека. Мы должны восстановить первоначальные, изначальные цели и смыслы. И слова Священного Писания, которые нам предлагаются в этот воскресный день, в первую очередь об этом. Поэтому можно сказать, что Торжество православия – это не только торжество иконописания, торжество поста, а  торжество всей полноты нашей христианской жизни. А вот евангельские слова, которые звучат во время богослужения (я даже хочу их прочитать), открывают нам еще сокровенный, внутренний смысл, который мы должны найти в своей жизни.

Это отрывок из Евангелия от Иоанна, конец первой главы: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Этот отрывок столь глубок, что нам необходимо долгое размышление над этими словами. О том, что Господь вышел на проповедь из Назарета; о том, почему Он родился в Вифлееме... Я думаю, это один из самых загадочных отрывков Священного Писания не только потому, что Христос знал все о Нафанаиле, которого призвал. Если вдумаемся, Бог, создавший этот мир, – Бог Всемогущий. И Бог призывает на помощь Себе простых, неграмотных людей. Неважно даже, грамотные они или нет, но неужели Богу нужны помощники? Ведь Бог Всемогущ! И в этом как раз тайна наших отношений с Богом и тайна природы Божией. Нам открывается то, что Бог есть Любовь, а Любовь не может терпеть никакого насилия. Если человек создан по образу Божию, создан для того, чтобы любить Бога и любить других, то именно поэтому человек наделен свободой. Поэтому Бог ведет человека к Себе не за руку, не за ухо, а зовет за Собой. Это важный, краеугольный момент: Господь не просто позвал учеников, чтобы они Ему помогали. В лице Своих учеников Господь зовет каждого из нас, потому что (как замечательно сказал Афанасий Александрийский) Бог спасает нас не без нас. Бог может создать разные обстоятельства нашей жизни и создает их самым благоприятным образом для нашего спасения. Но без нашей воли, нашего желания, нашего стремления спасение произойти не может.

С этого мы и начали: пост – один из шагов, которые мы должны сделать по отношению, по направлению к Богу. То есть мы должны встать с дивана и пойти, потому что лежа на диване никто не спасется.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересные беседы. В следующей программе мы продолжим говорить о Великом посте.

– Хочу пожелать нашим зрителям заранее готовиться к субботним и воскресным дням. В Церкви есть издание, которое называется «Православный календарь». В «Православном календаре» заранее указаны чтения Священного Писания, которые рекомендуются не только для обдумывания, но и для реализации в этой жизни. Они подводят нас к Пасхе как бы с двух сторон. Сама жизнь Христа привела Его в Иерусалим, к распятию и воскресению. Поэтому ключевые моменты этой жизни и читаются в субботние и воскресные чтения. С другой стороны, мы идем к этим событиям. И в наших душах должны происходить какие-то перемены, какое-то осмысление (или переосмысление) окружающей нас жизни. Вот эти чтения и предлагаются нам. Поэтому мы заранее можем предвидеть, что нас ожидает, прочитать эти слова, обдумать их. И когда мы придем в храм и услышим проповедь священника, когда услышим слова богослужения, они уже упадут на добрую и приготовленную почву нашей души и (будем надеяться) дадут положительные, хорошие плоды.

Ведущая Инесса Титова

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать