Родное слово (Новосибирск). Великий пост

6 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Никодимом.

– Особое время наступает у православных христиан – время Великого поста. Подготовка к нему началась задолго (за три недели) до его начала. Сейчас идет последняя неделя перед Великим постом. Как провести ее с пользой для души?

– К сожалению, у нас начинает складываться такая традиция, что Масленица – это время для того, чтобы перед постом как-то порадоваться: испечь какие-то блюда, которые обычно мы не вкушаем, провести какое-то веселое мероприятие. Мы забываем, что в среду и пятницу на Масленичной неделе Божественная литургия уже не совершается, а совершается служба по уставу Великого поста. Как бы постепенно Церковь нам говорит: приближается время постническое, связывайте свои чувства, свои желания, которые помешают вам достойно пройти время поста.

О чем же лучше всего задуматься в это время? Посмотрите, какие в воскресные дни Церковь предлагает нам евангельские чтения. Они помогают человеку осознать, с чего же начать пост – с прощения, с покаяния, с отказа от собственной гордости. Как это все постепенно приходит. И, можно сказать, определенным апогеем подготовки к посту является Прощеное воскресенье. Точнее, сам чин прощения, который совершается в храме вечером, когда ты подходишь к человеку, пусть тебе неизвестному, и говоришь: «Прости меня», обращаясь с просьбой о прощении не просто к отдельно взятому человеку, а в некотором роде просишь прощения у всех людей, которых ты когда-то обидел.

Ты это переживаешь, ты об этом задумываешься. Потому что многие люди уже из этой жизни ушли, других уже не найти – они живут в каком-то другом месте нашей страны, с кем-то ты даже не знаешь, как поддерживать отношения – нет их номера телефона. А хотелось бы сказать «прости»; допустим, в юности, в молодости допустил ошибки. И вот незнакомому человеку ты говоришь: «Прости меня». С еще большей радостью обращаешься к знакомым людям и говоришь: «Прости». С чего должно начинаться время поста? С того, что ты осознал: я самый плохой, другие лучше меня. Именно поэтому и просишь прощения.

– Иногда тяжело человека простить. Даже слышала, люди порой говорят такое: «Все прощу, но вот это не прощу никогда». Как научиться прощать?

– Очень просто. Этот урок нам дается каждый день, даже несколько раз в день. Мы читаем молитву Господню «Отче наш»: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Но если говоришь: «Все прощу, а это не прощу», – задумайся: значит, и тебе тоже что-то не простится, потому что ты сам себя загоняешь в эти рамки. Практически нет такого греха, о котором человек не подумал бы, даже если и не сделал его. Ведь судится человек не только по тем делам, которые он сделал, но и по тем, о которых помыслил.

Собрать себя внутренне очень сложно. Именно поэтому предоставляется такая возможность Великим постом – пройти таинство Соборования, чтобы благодать Божия укрепила наши чувства, чтобы мы вспомнили те грехи, которые когда-то сделали и о которых забыли.

– О таинстве Соборования мы поговорим чуть позже. А сейчас хотелось бы задать такой вопрос. В последнее время распространено такое, что мы просим друг у друга прощения посредством эсэмэсок; они приходят в стихотворной форме, например. Ваше отношение к этому?

– Лучше попросить прощения хоть в какой-то форме, чем вообще не попросить. С надеждой на то, что человек в будущем все-таки поймет, что одно дело, когда ты обращаешься к человеку лично, глядя в глаза, и просишь у него прощения, а другое дело, когда делаешь это с помощью телефона. Тем более если написал одно сообщение на всех и рассылаешь. Конечно, это определенная форма лукавства, с одной стороны. С другой стороны – упрощение собственной жизни. С третьей стороны, ты лично этого не делаешь, потому что тебе стыдно, закрываешься, можно сказать, телефоном. Но всегда надо помнить, что если хочешь сделать что-то важное в жизни, надо потрудиться и сделать это лично.

– Очень часто пост связывают с запретом на ту или иную пищу. В чем главная цель Великого поста? Зачем нужны ограничения, касающиеся  привычной жизни человека?

– Самый главный смысл поста заключается в том, чтобы человек осознал: без Бога я никто, и все, что дает мне Господь, – это дар, который дается по любви. И надо быть достойным этой любви и любовью ответить на любовь Господа. Именно поэтому человек и проводит свою внутреннюю ревизию – для того, чтобы понять, насколько он пал. Когда он поймет, насколько пал, он встанет от греха, чтобы в этом грехе покаяться. Покаявшись, очистит себя Плотью и Кровью Господа, причастится и, так достойно приготовившись, встретит Воскресение Спасителя.

Но если мы объедаемся, опиваемся, то тело никогда не даст нам возможности заняться внутренней духовной работой; мы будем думать о страстях, о развлечениях – тело стремится к этому. Потому что тело есть тело, и телу хочется объедаться, развлекаться, ему не хочется молиться. Телу не хочется, чтобы какие-то ограничения были в отношении него. Но если мы не будем бороться сами с собой, у нас никогда не будет духовных сил для того, чтобы внутренне собраться, чтобы честно, отринув страсти, пристрастия, мысли, желания, оценить самого себя. А развлечения никогда не дают возможности подойти ко Христу.

– Во время Великого поста каждая неделя посвящена каким-то событиям. Какие службы было бы неправильно пропустить?

– Знаете, глядя на Великий пост, отлично осознаешь, что каждый воскресный день Великого поста по-своему уникален, необычен и бывает только раз в году. Для каждого христианина очень важно присутствовать, например, на чтении Канона Андрея Критского, которое будет совершаться первые четыре дня первой седмицы Великого поста. Как правило, богослужение начинается в пять часов вечера – и читается этот канон.

Первый воскресный день Великого поста – Неделя торжества православия. В некоторых странах этот день считается чуть ли не государственным праздником (например, в Греции), и очень важно в этот день прийти в храм. Как правило, христиане всегда в этот день причащаются, потому что готовились всю первую седмицу.

На Великий пост приходятся и некоторые двунадесятые праздники, например Благовещение. Конечно же, очень важно быть на богослужении на Вербной неделе – мы встречаем Христа, грядущего на страсти; и, конечно же, в такие дни, как Великий Четверток, Великая Пятница, Великая Суббота, естественно, Пасхальный крестный ход.

Да, я понимаю, что человек занят работой, трудами, надо кормить семью, заботиться о близких. Но даже если нет возможности выстоять все богослужение, хоть на некоторое время можно прийти, хоть немного помолиться, хоть что-то сделать – это будет важнее, если человек не сделает ничего. С Великого Четвертка по Пасху – очень важные богослужения, наиважнейшие; они проходят один раз в год, а радость сохраняешь потом всю жизнь.

– С началом поста в каждое молитвенное правило вводится молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Эта молитва учит нас, как жить и зачем жить, поэтому хотелось бы поговорить о ней подробнее. Она небольшая по объему, но в ней вся суть. «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему мы просим избавить нас от таких, казалось бы, на первый взгляд, незначительных страстей?

– На самом деле очень значительные страсти. Просто поговорить, кого-то осудить, унывать, много болтать – все это рассеивает наше внимание, которое должно быть направлено внутрь нас. Мы должны оценивать не тех, кто вокруг нас, а самих себя – это всегда тяжелее. Мы привыкли оценивать, осуждать других людей, а себя – ну что вы... Когда я оцениваю самого себя, я придумываю множество различных оправданий, но если честно взглянуть на это, то как раз в этом и надо каяться и все свои оправдания четко для себя расценивать как пристрастия к какому-то греху. Пойдем дальше по тексту молитвы Ефрема Сирина...

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Мы просим о даровании этих добродетелей. В чем их сила?

– Это как раз те добродетели, которые заставляют нас внутренне собраться. Это как если человека окатить холодной водой. Например, он поднялся сонный, расслабленный… И раз – холодная вода, человек внутренне собирается. С одной стороны, может быть, эти добродетели можно сравнить с духовной собранностью человека, который отринул от себя пристрастия и четко осознает, какие же добродетели ему нужны, к чему стремиться. Когда человек это осознает, он уже идет к следующему молитвословию этой молитвы...

– В последнем прошении мы просим: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

– И вот человек подходит к самому главному, к чему готовит эта молитва: уметь видеть свои грехи. Отогнать от себя туман, прелесть этого мира, увидеть правду об этом мире, увидеть правду о себе. Увидев правду о себе, других  уже не будешь осуждать – ты будешь рыдать о самом себе, а не судить другого человека.

– Действительно, вся суть в этой молитве.

– Это определенная лестница, которая нам помогает подняться над страстями этого мира в борьбе с нашим собственным телом и приобрести самое главное.

– Несколько ступенек всего...

– Но это очень тяжелые ступени, очень сложные ступени, потому что человек бороться сам с собой не хочет. А ведь бороться надо не так, что сегодня борюсь, а завтра не борюсь. В чем заключается наша проблема? В первую, вторую неделю Великого поста человек молится усердно, внутренне собран, а потом он начинает привыкать. Он привыкает к Великому посту, жизнь неким образом идет уже по привычной колее, и человек теряет то, что хотел бы за пост приобрести. Человек думает: я Великим постом сделаю то-то и то-то. А потом эти мысли куда-то уходят, и человек в ужасе перед самой Пасхой вспоминает: «Как быстро пролетел пост! Ничего не успел!» Вот молитва Ефрема Сирина как раз и напоминает нам, что же надо делать.

– А как быть, если человек действительно настроился на этот лад, что он пройдет по пути Великого поста, но потом что-то происходит, и он уходит немножко в сторону, а потом говорит: «Все, я уже сбился. Наверное, я уже недостоин идти дальше, если сбился». Что можете посоветовать?

– Конечно же, исповедь. Что же еще можно посоветовать? Например, часто у человека возникают проблемы со здоровьем Великим постом, когда по неразумию своему он говорит: «Это я буду вкушать, это не буду вкушать, выдержу». Но, увы, желудок говорит: нет, дорогой мой, ты слабый человек. И у человека начинаются проблемы со здоровьем. Он идет к священнику и говорит: «Батюшка, как мне быть? Благословите пить молоко». Священник говорит: «Хорошо, пей». Но здесь есть маленькое «но»: человек должен понимать, что он нарушает пост. И на исповеди все равно нужно сказать, что «по немощи своей, по рекомендации врачей я вынужден нарушить телесный пост, но я осознаю, что согрешаю. Прости меня, Милостивый Господь». Понимаете, немножко надо отличать одно от другого. Священник не может благословить на грех, но он понимает немощь человеческую и этот грех отпускает человеку, Господь его прощает.

– Если даже батюшка и позволил какие-то пищевые послабления во время поста, то не следует радоваться и рассказывать всем: «А мне можно». Такое тоже бывает.

– Все это человек должен воспринимать как немощь свою, он больной. Так неси болезнь свою достойно и проси у Господа крепости, сокрушайся о том, что некую битву со своим телом ты все-таки проиграл в определенном роде. Но кайся в этом, проси у Господа прощения, чтобы свои падения преобразовать в победу.

– Во время Великого поста мы изменяем не только свою жизнь, но можем изменить и жизнь уже ушедших близких, родных, друзей. Наверное, не случайно в это время несколько родительских суббот, и 2 марта – первая из них. Каким образом мы можем помочь своим близким? И, может быть, изменить их участь к лучшему?

– Именно молитвой Церкви и личной молитвой. Потому что мы все остаемся членами Церкви, Глава которой Христос. И пусть какой-то член Церкви сейчас находится в Царствии Небесном, но он все равно остается членом Церкви; он испытывает некоторые затруднения, потому что вел жизнь, несколько далекую от праведности, и тогда молитва Церкви за этого человека может изменить его загробную участь. Но для этого надо, чтобы за этого человека молились. И чтобы самые близкие родственники тоже молились. Например, дети – за своих родителей, родители – за своих детей, внуки – за своих дедов, прадедов. Не так, что пришел в храм, написал записку, отдал, и все. Нет, еще нужна личная молитва; все вместе молимся за этого человека, и тогда действительно его загробная участь изменяется.

Но еще нужны и определенные дела в память об этом человеке. Например, в память об этом человеке оказываешь помощь старым людям в доме престарелых, или в детский дом что-то жертвуешь, или что-то строишь в память о нем. Ведь часто бывало на Руси, что в память об усопшем строились храмы, часовни, писались иконы, которые жертвовались храму. Или, например, покупались чаши, на которых священник служил. То есть что-то нужно сделать в память об усопшем. Если ты осознаешь, что тот, за кого ты молишься, был далек от Церкви по образу своей жизни, тем больше трудов накладываешь на себя, чтобы сейчас, пока есть возможность, изменить участь этого несчастного человека.

– Наверное, нужно оглянуться вокруг себя и посмотреть в своем доме, в своем подъезде, нет ли одиноко живущих бабушек, дедушек, кому надо помочь. Или многодетным семьям...

– Труды для милосердия безграничны. Главное – что-то делать, а не думать о том, что надо сделать.

– Владыка, Вы уже начали говорить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования. Обычно это происходит дважды за пост. В чем смысл этого таинства и, если говорить медицинским языком, кому оно показано?

– Традиционно уже сложилось, что во время Великого поста несколько раз (необязательно только два раза) можно совершать таинство Соборования для тех людей, кто желает. Смысл этого таинства заключается в том, чтобы человек через благодать Божию мог вспомнить те грехи, которые остались нераскаянными, а также получить крепость, укрепление души и тела.

Раньше это таинство для отдельно взятого человека совершалось семь раз в течение всей недели. Сейчас это объединено вместе согласно уставу: семь раз человек помазывается освященным елеем, читаются специальные молитвословия, чтобы благодать Божия коснулась этого человека. Но надо помнить, что и самому тоже надо усердно молиться во время этого таинства, и тогда действительно обретешь силы для того, чтобы дальше идти по жизни.

– В каком настроении должен пребывать человек во время Великого поста? Нужна ли эта жертва Богу, если человек очень мрачен, пребывает в печали, не имеет любви к ближнему?

– Здесь как раз и надо вспомнить о молитве Ефрема Сирина – уныние нам не нужно абсолютно. Бывает так, что человек впал в уныние, – такому человеку надо напомнить, что, во-первых, это то, с чем мы должны бороться. А для того, чтобы окрепнуть, посоветовать ему прочитать канон Пасхи; тогда как-то уходят скорби, ты осознаешь, что сколько бы ни длился пост, все равно он закончится Пасхой Христовой, когда все мы радостно воскликнем: «Христос воскресе!»

– Владыка, еще скажите про одежду. Обычно во время поста люди надевают темную, черную одежду, платки. Правильно ли это?

– Смысл заключается в том, чтобы, глядя на человека, другой человек не искусился. Мы это делаем не ради себя. В принципе, можно ходить в храм в любых цветах одежды, но ради других, которые, может быть, окажутся более слабыми, чем мы, и искусятся осуждением, когда увидят, что мы пришли в храм в каких-то ярких одеждах. Мы делаем таким образом, чтобы им немножечко помочь.

– Не искушать ближнего.

– Да.

– Очень часто пост называют маленьким подвигом. А если человек слаб, не может полностью его выдержать, но стремится стать лучше, изменить свою жизнь, что Вы посоветуете?

– У каждого человека есть какие-то определенные пристрастия. Кто-то любит смотреть сериалы, кто-то любит курить, кто-то любит осуждать, кто-то любит других высмеивать. Если честно к себе подойти и найти вот такие пристрастия, то хоть с одним пристрастием во время поста можно побороться. Сказать: «Да, я слабый, немощный человек, но я сумел себя удержать и ни одного сериала не посмотрел». Или ни одной сигареты не выкурил. Или ни одной рюмки водки не поднял. Пусть будет хоть что-то сделано, чем вообще ничего.

– Владыка, с чем можно сравнить пост? С чем бы Вы его сравнили?

– С трудом. С необходимым тяжелым физическим трудом. Причем с таким трудом, который надо контролировать все время, чтобы не допустить ошибки. Как, например, человек работает на токарном станке и держит резец перед заготовкой. Если он ослабит свою руку или допустит ошибку, он может испортить деталь; или резец может отскочить и человека поцарапать. Поэтому надо очень усердно себя контролировать. Вот так весь пост.

– Владыка, мы хотели бы, чтобы Вы напутствовали наших телезрителей к Великому посту...

– Помните, что сила Божия в немощи совершается. И какие бы скорби и болезни ни стали искушать нас Великим постом, будем помнить о том, что Светлое Христово Воскресение все равно придет – и мы воскликнем: «Христос воскресе!» Бдите, укрепляйте сами себя и помогайте тем, кому эта помощь от вас нужна, чтобы их поддержать. Храни вас Господь!

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 июля: 05:30
  • Суббота, 27 июля: 09:05
  • Среда, 31 июля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы