«Родное слово» (Новосибирск). Праздник святых жен-мироносиц

6 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сразу после Светлого Христова Воскресения Церковь вспоминает непосредственных его участников: в третье воскресенье после Пасхи Церковь чтит подвиг жен-мироносиц. Кем были эти женщины и что принесли они в мир?

– Прежде чем  сказать о них несколько слов, хочу напомнить, что все воскресные дни после Пасхи ведут нас к празднику Троицы, дню сошествия Святого Духа, дню рождения Церкви, как подготовительное воскресенье к Великому посту, суббота и воскресенье Великого поста вели нас к Страстной седмице и Пасхе. Неделя о Фоме, Неделя о женах-мироносицах в первую очередь укрепляют нас в вере в Бога. Потому что без веры, доверия, надежды на Бога человеку невозможно жить, человек перестает быть человеком. Самые высокие ценности – человеческая жизнь, совесть, честь, справедливость – без Бога превращаются в жалкую борьбу за существование, и все это растворяется ужасом, страхом смерти, о которой мы даже боимся подумать. Особенно сейчас, в эти дни, когда инфекция путешествует по нашей стране, неверующие люди объяты особым ужасом, ведь у нас все запланировано,  должно быть какое-то движение… И вдруг – смерть. За что? Почему? Что делать с деньгами? Что делать с материальными ценностями, ради которых мы живем, на которые надеемся? Все рушится.

Может быть, это и хорошо. Может быть, после того как эта инфекция уйдет и растворится, мы сможем пересмотреть свои взгляды на эту жизнь, переоценить ценности, и жизнь для нас засверкает какими-то новыми гранями, новыми возможностями.

 Господь прежде всего укрепляет нас в вере, в надежде на Него, Господь помогает установить правильные отношения между нами и близкими, и эти два момента и являются как раз условием сошествия на нас и пребывания в нас Святого Духа. Поэтому жен-мироносиц рассматривают как участниц событий, и их жизнь, их подвиг укрепляют нас в вере, надежде, открывают те стороны нашей жизни, которые от нас бывают скрыты или которые мы сознательно стремимся затушевать и обойти.

– А в чем заключался их подвиг?

– …Как мы видим, 12 апостолов – все мужчины. Но все они рассеялись, и, кроме Иоанна Богослова, никто не был при Кресте, но даже Иоанн Богослов не участвовал в погребении. Только утром следующего дня,  после жен-мироносиц, он с апостолом Петром, уже услышав весть о Воскресении Христовом и еще не поверив в это, побежал ко гробу, чтобы попытаться понять, что происходит. А жены-мироносицы участвовали в погребении Спасителя; то, что они не успели сделать до погребения Спасителя, они собирались сделать на следующий день. За верность, нежность, преданность Господу они и были награждены тем, что первыми от ангела услышали весть о Воскресении Господа Иисуса Христа. Мы видим, в чем  заключается награда: если мы до самого последнего момента проявляем веру, надежду и любовь, то именно таким образом и осуществляется наше спасение.

– Жен-мироносиц было несколько, все они были разные, но что их объединяет?

– Их объединяет верность и любовь к Господу Иисусу Христу. Среди них была и Дева Мария, Которую евангелисты очень деликатно называют «другая Мария», потому что свидетельство Матери о Своем Сыне могло восприниматься (особенно противниками христианства) как недостоверное, но мы знаем, что и в Иерусалимском храме до сих пор, по Преданию, сохраняется память о том месте, где Господь явился Своей Пречистой Матери, и жены-мироносицы – это родственницы Девы Марии, родственницы апостолов, которые собрались для того, чтобы прийти ко гробу Христа и отдать Ему последние почести. И вот среди этих женщин, как мы говорим, была уже и Дева Мария; по Преданию, была и Мария Магдалина, были и другие, которые Господу (как мы слышали в евангельском рассказе) служили своим имением, заботой. Они, можно сказать, в ответ на свою заботу и получили известие о Воскресении Христа.

– А как сложилась их дальнейшая жизнь?

– Мы всех их почитаем как равноапостольных, потому что они наравне с апостолами проповедовали Воскресение Христово, обращали людей к вере, и мы видим, что даже в первые века христианства был особый чин в Церкви – диакониц, то есть женщин, которые свою жизнь посвящали служению Богу, Церкви, ближним. И сейчас церковная действительность говорит о том, что  этот чин может быть возрожден в каком-то, может быть, другом виде. Но не только принимая монашество  женщина может послужить Богу.

– День жен-мироносиц – праздничный день православных женщин. В чем главное предназначение женщин, по мнению Церкви?

– Я думаю, что каждая женщина невеста Христова. Душа каждого человека имеет такую же особенность,  является невестой Христовой, поэтому  замечательные притчи Господь говорил в последние дни Своей земной жизни на Страстной седмице; например, о десяти девах – пяти мудрых, а пяти юродивых. Это речь не только о женщинах, а о наших душах, о свойствах нашей души, которая тоже должна не только быть в чем-то стойкой, мужественной, но должна быть и доверчивой, и нежной, и отзывчивой  на слово Божие. Мы, мужчины, очень часто не только исполняем свой долг, свои обязанности, но иногда бываем и рабами своего долга, своих обязанностей и из-за этого попадаем в какие-то конфликтные или тяжелые моменты для наших душ. А полнота жизни души заключается не только в том, что она должна быть мужественной, но она должна быть и женственной, должна быть отзывчива и чутка не только к звуку грома или блеску молнии, но и к тончайшему дуновению ветра.  Господь в Ветхом Завете, когда являлся пророкам, являлся не в буре, не в вихре, не в каких-то катаклизмах, а в тончайшем дуновении ветра.

– Наделение равными правами с мужчинами не повлияло на главное женское предназначение?

– Если смотреть исторически, до Рождества Христова, и в иудаизме, и в исламе есть некоторое пренебрежительное отношение к женщине, связанное с тем, что через нее в мир пришел грех, соблазн; произошло грехопадение. То есть и отпадение от Бога, и изгнание из рая, и все наши злоключения некоторые философы и даже религиозные системы связывают с женщиной.

К тому моменту, когда пришел Христос, отношение к женщинам и мужчинам весьма отличалось. Женщины являлись легкой разменной монетой в отношениях: иногда ценность домашней утвари была выше, чем ценность женщины, ее жизни, служения.

Только христианство вернуло женщине ее значимость, ценность пред Богом, потому что именно через Женщину, Деву Марию, Господь принял плоть, человеческий образ, стал во всем, кроме греха, подобным нам Человеком. Тем самым достоинство женщины поднялось на такую высоту, которая мужчинам и не снилась.

Мы обращаемся к Богу с просьбами о спасении своей души, не только о помощи в житейских обстоятельствах. Самое главное: «Господи! Спаси меня, грешного! Спаси мою душу!»

Ко всем святым мы обращаемся только с просьбами о молитвах: «Святой Николай! Моли Бога о нас!», «Святой Андрей! Святой Георгий! Святая Параскева! Святая Екатерина! Святая Варвара! Молите Бога о нас!»

И только к Божией Матери мы обращаемся с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Потому что как Мать Господа нашего Иисуса Христа Она имеет возможность спасать наши грешные души: Ее Сын (Бог и Сын, Богочеловек Господь Иисус Христос) чтит Ее как Мать по заповеди, данной Им же.

В христианстве в конце концов стала равной ценность души любого человека для Бога, независимо от возраста, пола или чего-то другого. Это самое главное.

Но равенство в правах или возможностях не означает стирания различий между нами. Наоборот, различия между нами составляют область интереса к миру и друг к другу. Мы видим, что мужчины более склонны к одному, женщины – к другому. Только союз мужчины и женщины обеспечивает полноту и радость жизни.

Помня о сотворении человека, каждый находит свою половину. В браке мы составляем одно целое. Нельзя сказать, что кто-то ценнее перед Богом или в семье.

– А женщина в семье может быть главнее мужа?

– Через мужчину, как через первосвященника, семье дается Божие благословение. Женщине это нужно понимать. Даже если мужья неверующие или страдают какими-то недостатками, о них нужно заботиться, беспокоиться, молиться, а не ставить вагон впереди паровоза, телегу – впереди лошади, потому что так мы не сдвинемся с места.

Отличие не делает кого-то лучше, а кого-то хуже. Оно, наоборот, создает гармонию восприятия этого мира. Главенство мужчины как первосвященника, царя нисколько не умаляет женщину в семейной жизни, потому что если есть царь, то есть и царица. Именно полнота в соединении является той целью, к которой мы стремимся в семье.

– Отец Андрей, давайте обратимся к евангельскому чтению.

И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Здесь мы видим неустойчивость не только мужских, но и женских душ. Смятение чувств (и радость, и страх, и трепет, и ужас) охватывает жен-мироносиц. Но вся буря чувств, что происходит в их душах, предваряет тишину, радость, мир, которые наступят, когда они уверятся в Светлом Христовом Воскресении.

Конечно, когда нет полноты жизни, совместного (и мужского) начала, то гипертрофированное развитие какого-то одного начала приводит к некоторым недостаткам.

Кто сохранил верность Христу, хранил православную веру в советское время, когда мужчин не было в Церкви? Конечно, женщины, которые ходили в храм.

Но когда мужчины и дети начали приходить в храм, женщины, находившиеся там, не всегда ласково их встречали: было очень много огорчительных замечаний. Женщины, наверное, чувствовали себя хранительницами Предания. Но вместо того, чтобы его сохранять и доносить до сознания других, они распоряжались им и делали замечания: «Почему пришел не в таком виде, не в такой форме, как надо?»

С одной стороны, эти замечания справедливы, потому что нельзя приходить в храм в том виде, в котором мы ходим на пляж. У нас есть особая форма одежды (рабочая или для посещения торжественных мероприятий). Поэтому и для посещения храма должна быть определенная форма: праздничная, опрятная.

Другая сторона заключается в том, что если человек пришел в храм, то он пришел к Богу. Господь его призвал. Богу нужна его душа, а не форма одежды. Поэтому очень важно соблюдать баланс между внешними требованиями и внутренним содержанием.

В выражении «жены-мироносицы» может быть как положительное содержание –  верность, преданность, надежда на своего Учителя Господа Иисуса Христа, так и негативное. Некоторые священники были окружены так называемыми женами-мироносицами, которые перетягивали на себя одеяло в церковной жизни и старались заведовать церковными порядками. Это все сложности и последствия той ненормальности церковной жизни, которая была в советское время. С одной стороны, в Церкви было очень хорошо, потому что она, как и в древние времена, была гонима. Человек, приходя в церковь и жертвуя или внешним положением, или какими-то внутренними возможностями, доказывал свою веру и надежду на Бога. Сейчас, когда нет такого давления на Церковь, мы подвергаемся соблазнам совсем иного рода.

В то же время, когда совершается такое давление,– это, наверное, не самым лучшим образом воспитывает нас как вступающих в противоречие, сопротивление. Смысл христианской жизни – не в противоречии кому-то или чему-то, а в преображении того, что есть, в соответствии с Божьим замыслом.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу.

– Помоги Бог каждому из нас понять свое предназначение, укрепиться в вере, надежде на Бога, взаимных добрых, ласковых, нежных словах и отношениях.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​