«Родное слово» (Новосибирск). Недели по Пасхе

29 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Пасхальные праздники продолжаются, и каждое воскресенье Церковь вспоминает важные события, чтит память тех святых, которые имеют к ним отношение. Об апостоле Фоме мы не так много знаем, но первая неделя после Пасхи посвящена именно ему. Отец Андрей, почему в Светлую седмицу мы вспоминаем именно его?

– Первая неделя после Пасхи действительно посвящена апостолу Фоме, вторая неделя – женам-мироносицам. Это те недели, которые должны укрепить нас в вере. Потому что без веры в Бога, без понятия о Боге человек дезориентирован в этом мире. Недаром в псалмах Давида есть такое выражение: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Когда человек говорит о том, что нет Бога, – это не особое какое-то мировоззрение, не особая точка зрения или право на какую-то точку зрения, а безумие (или глупость, как мы говорим). И здесь дело не в том, что можно или нельзя доказать бытие Божие с помощью каких-то строгих таблиц, правил, умозаключений. О том, что есть Бог, нам говорит жизнь. Например, у каждого из нас есть такая простенькая штучка, как сотовый телефон.

– Уже да.

– Но никто из нас не думает, что сотовые телефоны появляются сами по себе. Почему я об этом говорю? Потому что мир, в котором мы живем, гораздо сложнее, чем сотовый телефон, и он тоже не мог появиться сам по себе. И если кто-то думает, что он появился сам по себе, у него с логикой не все в порядке, он неправильно смотрит на этот мир. В этом мире есть определенная закономерность, есть определенные законы. Из этого мы понимаем, что Бог – это Законодатель; не только Творец этого мира, но и Законодатель. Поэтому нам обязательно нужно изучать эти законы (не только физического мира, но и нравственные законы), иначе мы попадем в совершенно нелепую, странную ситуацию. Мы никогда не сможем понять, что происходит в этом мире, если у нас нет понятия о Боге. Но здесь вопрос не столько веры, сколько доверия и надежды на Бога. Поэтому в первые послепасхальные воскресенья Церковь и предлагает примеры этой веры, верности, надежды, в которой в первую очередь нас укрепляет Сам Господь.

Первая неделя – о Фоме. Не случайно апостол Фома был избран из двенадцати учеников. Был и любимый ученик (это был не Фома), были и более близкие ко Христу ученики, и все колебались в вере, но именно Фому Господь избрал, чтобы его и всех нас укрепить в вере в Его воскресение. И мы с вами уже говорили, почему именно его. Когда Господь говорил о Своих страданиях, о Своей смерти и о будущем воскресении, ученики как бы уже не слышали Его – они делили места в Царствии Небесном. Они думали, кто будет ближе, кто будет справа, кто – слева от Христа, чтобы им побольше досталось министерских портфелей, почета, славы. Господь не оправдал их ожиданий  – Он не возглавил восстание или какой-то переворот, Он не воссел на престоле, Он даже не сопротивлялся, когда Его арестовывали. Он страдал и терпел побои и издевательства и в конце концов умер. Только один Фома слышал слова Христа и сказал: «Пойдем и мы умрем вместе с Ним». Фома этим самым действительно высказал верность своему Учителю даже до смерти. Поэтому Господь именно его избрал для того, чтобы восстановить в нем (соответственно, и в окружающих учениках, и в нас) веру в Него.

Точно так же жены-мироносицы (им посвящена следующая Неделя): они пошли ко гробу. Праведный Иосиф, праведный Никодим попросили у Пилата тело Иисусово и пошли погребать Христа. После погребения жены-мироносицы пришли ко гробу, чтобы отдать последние почести Христу, совершить последние действия верности, надежды. Хотя, казалось бы, человек умер, что можно сделать? Уже ничего. Ученики не проявили эту верность – они, как все, по заповеди в субботу умолчали (как говорит Евангелие), были в покое, праздновали пасху (может быть, не праздновали, а скорее всего горевали в этот день). Но и на следующий день, когда появилась такая возможность, никто из учеников (ни Иоанн Богослов, ни Петр) не пошел ко гробу.

– А почему они не пошли? Почему пошли жены-мироносицы?

– Видимо, потому, что были разочарованы в своих чаяниях, в своих ожиданиях. У них было другое представление о Мессии. Они думали, что Мессия воцарится, начнет издавать указы, приказы, все начнут Его слушаться. И уж никак они не могли представить Мессию (и Бога не могли представить) на Кресте, терпящим издевательства и умирающим. Поэтому апостолы находились в состоянии глубокого разочарования, глубокой депрессии, уныния, отчаяния (кто чему предавался, мы не знаем). И только женщины, хотя наверняка их душевное состояние было нисколько не лучше, переступили через себя, через это душевное состояние.

Наверное, у женщин инстинкт сохранения жизни, забота об окружающих действуют больше, чем в мужчинах. Не секрет, когда рождается ребенок, мужчина может покинуть семью. Потому что мужчина привык к тому, что основное внимание женщина уделяет ему, все силы тратит на него. А тут вдруг появляется какое-то существо, которое не дает спать, о котором надо заботиться. Иногда мужчины стоят перед очень «серьезным» выбором: например, купить себе сигареты или купить пеленки для ребенка? купить себе пиво или купить ребенку молоко или какую-то еду? И не все мужчины это выдерживают, многие бросают семьи, бросают детей, бросают своих когда-то любимых женщин, предают своих родных и близких, потому что стремятся к комфорту.

Господь распорядился таким образом, что у женщины больше влечения к своему ребенку. В тот момент, когда должно происходить кормление маленького ребенка, у женщины прибывает молоко. Когда ребенок проголодался, он кричит, но мать даже без этого крика чувствует, что пришло время для кормления.

В женскую природу, в женское существо заложено больше заботливости, внимания, чувственности; может быть, это и повлекло жен-мироносиц ко гробу Спасителя. Они оказались верными в малом, верными в человеческих отношениях и стали первыми свидетелями Воскресения Христова. Ангел Господень сказал им: «Вы ищете Иисуса, а Его нет здесь – Он восстал из мертвых». И мы видим: как у апостола Фомы, так и у жен-мироносиц Господь восстанавливает веру и надежду на Бога как единственно правильный взгляд на окружающий мир и самих себя.

– Следующее событие, которое Церковь вспоминает, – Неделя о расслабленном. Важность этого события, наверное, в том, что оно напоминает нам о любви к ближнему и любви к Богу. И прежде чем поговорить об этом, давайте обратимся к евангельскому чтению.

– Нас ожидают Неделя о расслабленном, Неделя о слепом. Если первые два воскресенья были посвящены вере в Бога, восстановлению веры в Бога, правильному отношению к Богу, то следующие воскресенья – о расслабленном, о слепом – говорят о правильном отношении Бога к нам и о понимании нами этого отношения, понимании того, что Бог – наш любящий Отец. А если Бог – наш любящий Отец, то Он нам дает лучшее из всего возможного. Это очень и очень важно.

Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек заболевает. Он чувствует боль, страдает, поднимает руки к небу и говорит: «Господи, за что? Почему это со мной происходит? Ведь я же стремился в этой жизни делать много добра, и если даже и были какие-то незначительные ошибки, добра-то было гораздо больше. Почему же я сейчас страдаю? Почему у меня болит тело, болит душа? Почему нет никакого утешения?» В эту ситуацию мы попадаем очень часто, потому что на этот мир смотрим шиворот-навыворот. Вместо того чтобы ходить ногами, мы пытаемся прыгать на голове...

Ведь одна мысль о том, что Бог – наш любящий Отец, должна нас привести к другой мысли: что мы находимся в обстоятельствах гораздо лучших, чем заслужили. Если мы взвешиваем себя на весах и говорим: «Я человек вполне неплохой и сделал больше добра, чем зла», то мы неадекватны, мы неправильно себя оцениваем. Для того чтобы понять этот момент, нужно решить более общий вопрос: чем человек святой отличается от грешника? Как Вы думаете?

– Святой стремится к Богу, жить по-божески…

– Или: святой делает больше добра, а грешник делает больше зла. Совсем не это! Грешник считает себя святым, а святой человек считает себя грешником. Это не просто какое-то кокетство, что «я такой грешный, помолитесь обо мне, братья и сестры, чтобы мой нимб сиял ярче и крылышки мои трепетали на ветру еще сильнее»; нет.

Это можно понять через такой простенький пример. Нарисуем на полу линию. Любой человек по этой линии пройдет; даже если он сойдет вправо или влево, он не почувствует, что каким-то образом уклонился. Но если поднять эту линию хотя бы на полметра, уже далеко не каждый человек по ней пройдет, и цена ошибки – совсем другая: ушибы, ссадины и синяки. Поднять эту линию на десять метров, на сто или еще выше – пройдут уже единицы, и цена ошибки – совсем другая.

Так вот, святой человек чувствует свои ошибки и чувствует цену своей ошибки. А мы, грешные люди, ходим по земле, грешим, но не замечаем своих грехов, и цену этой ошибки (цену греха) не чувствуем; нам кажется, что мы сделали много добра. Но как раз все духовно опытные люди говорят: «Если делаешь кому-то добро – скорее забывай об этом, а если делаешь какие-то ошибки – помни о них, чтобы больше эти ошибки не повторять».

В каком-то смысле человеку, который совершил тяжелую ошибку, легче раскаяться, легче эту ошибку увидеть. Например, если разбойник зарезал кого-то, вид крови, окровавленный нож приводят его в ужас, и человек сам себе говорит: «Я убийца». Или: «Я разбойник». Если человек что-то украл, он корит себя и говорит: «Ведь я теперь вор. Как же мне исправить эту ситуацию?»

А если мы не так посмотрели и убили человека взглядом? А если мы что-то не так сказали и убили человека словом? Мы этого убийства, этого греха не замечаем, более того – мы считаем себя правыми: «Ведь я же сказал правду. Ведь я же за правду. Ведь я же на правой стороне». Иногда мы еще прикрываемся именем Бога. Но каковы последствия вот этих наших взглядов, этих наших слов – мы не знаем. Они могут быть гораздо тяжелее, чем рана ножом или даже огнестрельное ранение. Эффект от наших «маленьких» ошибок, которые мы совершаем, может быть гораздо больше, чем от ошибок тяжелых.

Даже когда мы считаем себя правдорубами и правдолюбами, мы же можем отвоевывать только свой узкий сектор, свой узкий взгляд на жизнь; у нас нет всей полноты понимания. И эта наша правда может оказаться смертельной для других людей; она может оказаться смертельной даже для нас самих. И наше отношение к этой правде может быть разным: один человек может считать, что за правду можно кого-то убить, а другой считает, что за правду можно и свою жизнь отдать.

Так вот, людей, которые недоумевают и задаются вопросом: «За что мне это, почему?», уныние, депрессия и непонимание сопровождают в жизни именно из-за того, что они не только не видят своих ошибок, но еще и перекладывают их на Бога. «Вот если бы был Бог и был бы всесилен, то не было бы ни зла, ни боли, ни страданий». Сложно себе представить более глупую точку зрения на этот мир.

Если в этом мире есть, например, электричество, то есть законы электричества, мы должны их изучить и следовать этим законам. Мы не должны совать пальцы в розетку, а должны включать чайник, утюг, лампочку – тогда от этого будет польза. Если же мы подносим пальцы к розетке и нас бьет током, мы не должны этому удивляться – мы должны удивляться только своей глупости и своему незнанию. Мы не можем требовать, чтобы Бог в каждую розетку сажал ангела, а ангел пристально наблюдал за нами: если мы собираемся подключить лампочку, давал напряжение, если мы подносим пальцы – отключал напряжение. Нет; Бог дал определенные законы. Например, есть закон гравитации. Если я увидел в окошко трамвай или троллейбус, который довезет меня до работы, я не должен сигать в окно, но должен спуститься по лестнице или на лифте.

Исцеление расслабленного, восстановление зрения слепорожденному – эти события говорят как раз о том, что Бог в этом мире все сделал и делает прекрасно, разумно, по-доброму. А наша глупость, наше неверие, наше нежелание изучать законы, которые дал для нас Бог, и жить по ним приводят к страданиям, поломкам, боли и страху.

Вспомним, Бог Адаму в раю сказал (и мы так говорим своим детям): «Слушайся Меня – и будешь как Я». Мы детям говорим то же самое: «Будь послушным ребенком – и вырастешь добрым и хорошим человеком». Это не значит, что он будет священником или математиком, но он будет ответственным и добрым человеком.

Когда ребенок сидит, например, в песочнице, мама учит его: «Вот песочек, вот пасочка, нужно делать вот так». А ребенок смотрит на маму и говорит: «Я сам». Мы знаем, что это закончится слезами, болью, страхом, страданием, и находимся рядом, готовые прийти на помощь. Вот так и Адам, находясь в раю, сказал Богу: «Я сам», – и наша жизнь наполнилась страхом, болью, страданием. Но Бог рядом с нами; Он вместе с нами претерпел на кресте наши страдания, наш страх, нашу боль. Он находится рядом и подставляет Свое плечо.

Воскресные дни, которые предлагаются нашему вниманию, как раз об этом нам и напоминают – что зло в этом мире не от Бога. Зло в этом мире – от нашей глупости, от нашей недобросовестности, от того, что мы не хотим следовать за Богом, Богу не верим, не доверяем. И последствия нашей самости в этом и проявляются. Но Господь не оставил этот мир в сиротствующем состоянии, Господь заботится об этом мире и, проявляя заботу, дает нам гораздо больше и лучше, чем мы заслужили.

Отрывок из Евангелия от Иоанна о расслабленном, который предлагается нам в это воскресенье, как раз об этом и говорит. Несмотря на то, что человек был расслаблен и много лет (даже десятилетия) не мог получить исцеление, Господь находит его и исцеляет. И так же, как человек, который, может быть, по каким-то своим ошибкам, по каким-то грехам дошел до такого беспомощного состояния, получив исцеление, помощь, оказывается неблагодарным Богу, так и этот расслабленный пошел и, можно сказать, совершил донос на своего Благодетеля, Врача, Который исцелил его, – донес первосвященникам, что исцелил его именно Христос.

В нашей стране, к сожалению, такие моменты были, да и сейчас есть, когда мы писали и пишем доносы на окружающих нас людей, всегда готовы выгородить себя и обвинить окружающих в том, что происходит. Именно для того, чтобы этого не было, чтобы мы свою вину не перекладывали ни на кого, Церковь предлагает нам воскресные чтения и напоминает эти события.

Прочитаем отрывок из Евангелия от Иоанна, который Церковь предлагает нашему вниманию.

Был праздник иудейский и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. (Мы видим, как он вместо благодарности умело перекладывает ответственность на другого человека.) Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

Вот мы видим всю картину, о которой говорили. Господь нас щадит и продлевает нашу жизнь, давая нам время для покаяния, исправления нашей жизни, а мы оказываемся неблагодарными Ему. Мы перекладываем ответственность с себя на других людей. Перекладываем ответственность за наше беспомощное состояние на Бога. И вот какой печальный конец. Это действительно конец жизни, потому что люди, вместо того чтобы искать жизнь и благодарить за эту жизнь Бога, ищут, как убить друг друга, как можно убить Самого Бога, только чтобы не было вмешательства в нашу жизнь, а все было по-нашему. Но мы видим, что когда по-нашему, это приводит к печальным последствиям.

В эти воскресные дни мы готовимся к открытию того, что Бог есть Троица, готовимся к дню рождения, дню основания Церкви. Нам нужно прийти к этому дню с правильным пониманием, какие отношения должны быть у нас с Богом и друг с другом.

Ведущая Инесса Титова

Записали Светлана Тодосейчук и Владислав Рябов

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​