«Родное слово» (Новосибирск). Великий пост

15 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Вчера, в пятницу, закончилась Великая Четыредесятница, сорок дней Великого поста пройдены. Мы стоим в преддверии Страстной седмицы, вспоминая два важных события. Сегодня – Лазарева суббота, или воскрешение праведного Лазаря. Почему воспоминание этого события так важно для всех нас и как оно связано с последними земными днями жизни Христа?

– Про сегодняшний день есть хорошая загадка: когда воскресение бывает в субботу? Точнее было бы спросить: чье воскресение... Лазаря Господь воскресил в субботу, воскрешение Лазаря было в субботу.

– Но ведь Господь воскрешал мертвых и до этого. Почему важно именно это событие?

– До этого Господь воскрешал только что умерших людей, выражаясь современным языком, когда они побывали в состоянии клинической смерти в течение нескольких минут или часов. Такие примеры мы знаем и из Ветхого Завета, когда люди умирали и пророки их воскрешали.

Но это событие удивительно тем, что Господь воскресил четырехдневного покойника. Представьте себе, что происходит с телом умершего человека за четыре дня на жарком Востоке: оно полностью разлагается. Как написано в Евангелии от Иоанна, когда Господь попросил убрать камень от гроба, где был погребен Лазарь, сестры Лазаря Марфа и Мария сказали: «Господи, уже смердит»; покойник уже разложился, и невозможно было рядом с ним находиться. Но Господь сказал всего три слова: «Лазарь, выйди вон!» – и Лазарь вышел из гроба; восстановилась его плоть, душа вернулась в тело.

Конечно, Господь совершал множество чудес. И как пишут другие евангелисты (Матфей, Марк и Лука), ради многих чудес, сотворенных Им, народ и встретил Его в Иерусалиме так торжественно и празднично. Но апостол и евангелист Иоанн Богослов подчеркивает, что именно воскрешение Лазаря, невиданное до тех пор чудо, которое совершил Христос, и привело людей на такую праздничную встречу, когда они с пальмовыми ветвями постилали свои одежды по дороге и встречали Христа, идущего в Иерусалим.

Как повествует нам евангельский рассказ, очень многие люди встречали Христа как Мессию; многие радовались Его приходу в Иерусалим и ожидали, что будет происходить что-то чудесное и необычное. Но в то же время начальники еврейского народа думали о том, что неплохо было бы убить Лазаря, потому что из-за него многие уверовали во Христа. И настолько реальна была угроза, что Лазарю пришлось даже эмигрировать, как сейчас мы сказали бы: он скрылся на Кипре, был первым кипрским епископом. Сейчас мощи его почивают в столице Кипра, в главном кипрском храме.

Причем интересно, что всего несколько десятилетий тому назад был найден мраморный саркофаг (гроб), в котором был погребен Лазарь. Краткие слова были высечены на этом саркофаге: «Здесь погребен Лазарь, друг Христов». Немногие могли назваться друзьями нашего Спасителя. Даже все мы называемся учениками. А Лазарь был очень близким Ему человеком. Как говорит евангельское повествование, когда Господь пришел ко гробу Лазаря, Он прослезился, и многие, видя слезы Христа, сказали: «Смотрите, как Он его любил».

– Сегодня вечером в храмах начнут освящать вербочки, чтобы подготовиться к Вербному воскресенью, Входу Господнему в Иерусалим. В чем радость этого праздника? И в чем его печальные ноты?

– Радость праздника в том, что люди, воодушевленные невиданным чудом (и другими чудесами, которые совершал Спаситель), встречали Его как Царя: срезали ветви с деревьев, постилали свои одежды по пыльной дороге, чтобы Он шел. Люди встречали Его словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне».

Печаль, которая растворяет событие воскресного дня, заключается в том, что уже тогда начальники иудейские замышляли убить Христа и хотели сделать это как можно скорее. И даже когда люди говорили: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне», то есть исповедовали Иисуса Мессией, некоторые фарисеи говорили: «Запрети им это говорить». На что Христос сказал: «Если люди умолкнут, то камни возопиют».

Мы, конечно, понимаем, что здесь речь идет не только о той ситуации, которая была в тот момент вокруг Христа. Обычно «камнями» называли язычников. И, как мы видим, языческие народы, может быть, даже больше, чем соплеменники Господа, приняли веру в Него – и эта вера распространилась по лицу всей земли.

Поэтому нам очень важно иметь правильную веру. Я встречал людей, которые в советское время опасались ходить в храм, зная, что за это могут выгнать с работы, лишить премии или еще какие-то неприятности устроить, но в Вербное воскресенье, несмотря ни на что, ходили в храм, освящали вербочки. Сейчас, к сожалению, к этим вербам бывает часто суеверное отношение – люди думают, что это какой-то оберег, что этими вербами можно защититься от порчи или от сглаза. Как бы помягче сказать? Более вредных и глупых понятий для человека нет. И те люди, которые просто даже пользуются этими понятиями (уж не говорю о том, что злоупотребляют этими понятиями, нагоняя на людей страх, ужас и тоску), по церковным правилам приравниваются к убийцам. Все экстрасенсы, астрологи, ворожеи, гадатели... Почему? Потому что это приносит ужасный вред человеческой душе. Человек, во-первых, становится дезориентирован в пространстве...

– Он прикрывается веточками и думает, что с ним ничего не произойдет? Или почему?..

– Нет, дело совершенно не в этом. Дело в том, что у нас неправильное, может быть, даже оскорбительное отношение к Богу. Когда человек говорит: «Я верю в это все», – во что «всё» он верит? Это может быть и положительным, и отрицательным. Это могут быть ангелы, а могут быть падшие духи. Это может быть Господь Вседержитель, а могут быть какие-то истуканы, порожденные нашим невежеством или нашим страхом.

Бог есть любовь. Но попробуйте своему любимому человеку сказать: «Я люблю мужчин!» –  это будет последний день вашей счастливой жизни. Или представьте себе мужчину, который сватается к девушке и говорит: «Дорогая, я хочу на тебе жениться, потому что я так люблю женщин!» Мы же любим конкретного, единственного и неповторимого, человека: жениха, невесту, жену, мужа. Может быть, для остальных этот человек не является каким-то идеалом или примером, но для нас он свой, любимый, поэтому он лучше всех остальных.

Поэтому любовь к Богу и вера должна быть совершенно конкретной. Мы должны понимать, что Бог – не только наш Создатель. Бог – Создатель этого мира, поэтому Он и Владыка этого мира. Мы этот мир воспринимаем как пространство и время, значит, тогда мы можем сказать, что Бог Вездесущ, Бог Всеведущ. Это для нас время течет в одну сторону, а Бог времени неподвластен, Он вне времени, для Него все равно, что вчера, что завтра, что тысяча лет (как в одну, так и в другую сторону). Но самое главное, Бог – наш любящий Отец. И как любящий Отец, Он ничего не жалеет для своих, может быть, нерадивых, но любимых детей. Поэтому мы живем в обстоятельствах, которые гораздо лучше тех, что мы заслужили. И мы верим, что если человек родился, появился на этой земле, то он родился не для гибели, не для ужаса, но для счастья, для вечной радостной и творческой жизни.

Когда с нами происходит что-то не то, совесть нам всегда это подсказывает. Особенно когда мы в первый раз совершили какую-то ошибку: допустим, соврали. Или взяли что-то чужое: резиночку, карандашик, чужую тетрадь, учебник. Если в этот момент нас взяли за руку и спросили: «Зачем ты берешь чужое без спроса?», мы же помним, как нам было стыдно: мы хотели сквозь землю провалиться и даже не жить. Это свидетельство того, что грех и жизнь несовместимы.

Но наша жизнь не заканчивается с нашими ошибками – Бог длит время нашей жизни, давая нам возможность для исправления. Поэтому даже этот небольшой детский опыт говорит о том, что мы живем в обстоятельствах жизни гораздо лучших, чем заслужили. Поэтому не надо выпрашивать каких-то дополнительных дивидендов, каких-то дополнительных благословений, здоровья, зарплаты или еще чего-то – у нас и так есть гораздо больше того и гораздо лучше, чем мы сами могли бы для себя предусмотреть.

Но это не отменяет наших ошибок. Если мы сунули пальцы в розетку или, вместо того чтобы спускаться по лестнице или ехать на лифте, выпрыгнули в окно, будут последствия. Есть определенные законы, согласно которым Бог создал этот мир. Мы не вправе ожидать, что Господь в каждую розетку посадит по ангелу, который будет подавать напряжение, когда мы будем подключать утюг или чайник, и снимать напряжение, когда мы будем совать туда пальцы. В наших ошибках виноваты  мы сами.

Поэтому если мы чувствуем какой-то душевный дискомфорт, если чувствуем, что нам как-то тяжело жить, то причина этому – наши ошибки. Не нужно думать, что наши соседи, наши сотрудники или еще кто-то навели на нас порчу или сглаз. Есть очень хорошая поговорка: Бог не выдаст – свинья не съест. Если мы живем по-Божьи, нам нечего бояться, мы всегда находимся под защитой и под опекой. Мы всегда находимся в обстоятельствах гораздо лучших, чем заслуживаем. Но если мы какие-то ошибки совершаем, значит, последствия этих ошибок будут наступать, несмотря на то, что Бог нас прощает.

Самый простой пример: если я уроню чашку со стола, она разобьется. Я попрошу у Вас прощения, и Вы меня простите, но это не восстановит разбитую чашку. То есть, несмотря на то что Бог прощает нам ошибки, последствия этих ошибок остаются – и могут надолго оставаться. Например, чашку уже не склеить. Но даже если ее и склеить, то ею невозможно будет пользоваться.

Но есть не просто ошибки, а смертные грехи. Продолжим сравнение с чашкой: когда в ней есть какая-то трещинка или щербинка, она все равно держит свою форму, мы можем ее наполнять, опорожнять. Так и сосуд нашей души: если мы молимся, делаем добрые дела, душа исполняется благодатью Божией; если мы ошибаемся, каким-то мусором заполняем душу, тогда благодать Божия покидает нас. Но есть понятие смертного греха. Если по чашке стукнуть битой, она разобьется на мелкие кусочки. Так и смертный грех – это как битой разгромить свою душу; тогда хоть сколько пополняй, но сквозь эти осколки все проходит и ничего не задерживается. Если душа поучаствовала в смертном грехе, она получила очень тяжелую травму; и благодать Божия проходит мимо нас до тех пор, пока мы в этом грехе не раскаемся.

По поводу так называемой порчи, подозрительности, экстрасенсов, цыган, астрологов и так далее... Прежде всего, нужно стремиться знать волю Божию, знать закон Божий, то есть иметь о Боге правильное представление. И иметь правильное представление о цели и смысле нашей жизни, о нашем назначении. Тогда у нас есть шанс, что с помощью Божией мы это все осуществим. А если наш ум страдает неправильным пониманием нашего места в этом мире, тогда и начинаются суеверия (то есть суетная вера), начинаются всякие страхи.

Если вера правильная, положительная, то человек укрепляется в надежде и в любви к Богу. А суеверие, суета лишь поселяют в человеке разные страхи, опасения, подозрительность. Нужно знать, что подозрительность – это тоже грех, и весьма распространенный. Иногда бес нам так морочит голову, что мы принимаем черное за белое, а белое за черное.

Например, есть история, которая произошла со святителем Иоанном, архиепископом Новгородским. Он как-то заключил беса в умывальнике и сказал, что освободит его только при условии, что бес свозит его в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Бесу деваться было некуда, он свозил святителя туда и обратно. Остались даже исторические свидетельства о краткосрочном пребывании святителя в Иерусалиме. Но бес сказал святителю: «Если ты кому-то об этом расскажешь, я тебе отомщу». И когда святитель, говоря о себе в третьем лице, рассказал, что знает человека, который побывал таким чудесным образом в Иерусалиме, бес стал ему мстить: в виде женщины входил в покои митрополита в полночь и некоторое время там находился.

Новгородцы, которые следили не за состоянием своей души, а за состоянием душ начальствующих, однажды устроили засаду, увидели, как падшая женщина вошла в митрополичьи покои и через некоторое время вышла. Они вытащили святителя из покоев, били его, сорвали с него облачения, посадили на плот и толкнули по реке Волхов, чтобы он поскорее отплыл от их берегов. И только чудесным образом правда Божия явилась людям. Я специально не буду об этом рассказывать, чтобы заинтересовать наших телезрителей: найдите это замечательное житие и прочитайте, как правда Божия осуществилась в данном конкретном случае.

Очень важно помнить, что говорят святые отцы: нельзя верить себе, нельзя верить своим глазам, если мы видим чужой грех и при этом еще осуждаем другого человека. Самый простой способ оказаться в «изумрудном городе» – это зеленые очки: мы надеваем их, и все вокруг нас становится изумрудным.

Поэтому все зависит от того, как мы смотрим на мир. Если наш взгляд чистый, святой – мы, как святые люди, будем вокруг себя видеть только ангелов; в каждом человеке будем видеть образ Божий и каждого человека  видеть лучше себя. Но если мы наденем черные очки, то в каждом человеке будем видеть грех (или мнимый грех), будем подозревать всех и вся, кроме самих себя.

Поэтому очень важно человеку осознавать свое место перед Богом, свое место в этом мире, перед другими людьми. Важно начинать с себя. И только исправив себя (или хотя бы попытавшись), этот опыт уже можно передавать окружающим нас людям.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за интересную беседу. Встретимся с Вами уже в праздник Светлого Христова Воскресения, в праздник Пасхи.

– Я тоже благодарю Вас за беседу и надеюсь, что неделю, которая нам предстоит, мы проведем в усиленном посте, в усиленной молитве, будем чаще читать Евангелие, чаще посещать богослужение, причащаться Святых Христовых Таин. Постараемся эту неделю прожить со Христом. Потому что Церковь во время богослужений буквально по дням, по часам, даже по минутам вспоминает, что происходило со Христом в последние дни Его земной жизни.

Вы начали передачу со слов о том, что Великий пост закончился. Каждый из нас приобрел опыт борьбы с грехом. Может быть, даже это и отрицательный опыт, и мы убедились в том, что грех сильнее нас и без помощи Божией нам с грехом не справиться. Но в этом-то как раз помощь Божия и состоит – если мы эти дни проживем со Христом, если мы будем Ему сочувствовать, сопереживать, вспоминать те события, которые происходили с Ним, то когда Господь умрет за нас на кресте, может быть, какой-то грех умрет и в нашей душе. И когда Христос воскреснет, для нас начнется новая жизнь – уже без греха.

И здесь очень важно наше душевное состояние. Например, начинается в очередной раз пост, и я сам себе скажу: «Ну неужели я каких-то сорок дней не смогу поститься?»  И посажу себя на хлеб и воду. Или скажу себе: «Ну неужели я не смогу молиться? Да я ежедневно буду читать книги. Я буду поститься, я буду молиться, я буду каяться, я буду причащаться». Чувствуете подвох в этих словах? «Я» – последняя буква в русском алфавите.

Если все начинается с «я», то при помощи гордости, конечно, можно победить любой грех, но от этого гордость только вырастет, наше самолюбие, наше «я» только надуется и потом лопнет как мыльный пузырь. Мы не будем чувствовать радости от того, что победили тот или иной грех, потому что мы этот грех будем постоянно видеть вокруг себя и будем постоянно осуждать других людей. И комфорта не будет. Ну и что с того, что я пощусь? А все вокруг не постятся. Что с того, что я молюсь? А все вокруг не молятся. Вот этот дискомфорт, эта буря в душе постоянно настигает гордого человека.

А вот когда Господь помогает нам избавиться от какой-то греховной привычки или от какого-то маленького греха, тогда мы чувствуем радость. Тогда мы на этот мир смотрим уже другим взглядом – мы уже не осуждаем других людей, мы им не завидуем, мы не ропщем; мы видим, что этот мир прекрасен и окружающие нас люди прекрасны.

Хочу пожелать, чтобы на Пасху с нами произошло такое преображение, произошли такие метаморфозы, чтобы мы от греха обратились к радостной жизни с Богом, с Воскресшим Христом!

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​