Родное слово (Новосибирск). Крестопоклонная неделя Великого поста

25 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Протоиерей Андрей Федоров:

– Прошла уже практически половина поста. Если пост мы воспринимаем как некоторый путь, некоторую дорогу, то, пройдя половину дороги, каждому человеку, конечно, хочется отдохнуть. И привал подразумевает: поесть, попить, поспать, набраться сил... Но совершенно неожиданно в Церкви предполагается не отдых, не пауза. Наоборот, на середину храма выносится Крест – для того, чтобы мы укрепились в деле поста, в молитве, взбодрились духом, чтобы, глядя на страдания Христовы, прочувствовали, что эти страдания совершены за нас, чтобы у нас было больше сил делать добро и чтобы мы меньше грешили. Поэтому на третьей неделе пост даже несколько более строгим становится, более усиленной становится молитва. То есть мы не расслабляемся, не отдыхаем, а собираемся, концентрируемся, мобилизуемся, чтобы оставшееся время поста провести, как говорят святые отцы, в трезвом состоянии ума, сердца и, конечно, нашего духа.

На Кресте Господь победил грех, отдав Свою жизнь за наши ошибки и грехи. Господь тем самым и выкуп дал за наши ошибки, прегрешения, но и освободил нас от власти греха. Господь на Кресте победил грех. Люди, которые стояли рядом или проходили мимо, может быть, даже смеялись над Христом. Они говорили: «Сойди с креста, и тогда мы поверим в Тебя». Парадоксальным образом любовь Божия, всемогущество  Божие проявились не в том, что Христос показал чудо, сошел с Креста, а в Его бесконечной кротости: Он укротил Себя и отдал Свою жизнь за наши грехи. Конечно, через три дня  Христос воскрес, Он не мог не воскреснуть. И мы сейчас это знаем. Совершая Великий пост и готовясь к Вербному воскресенью, к Страстной седмице, к Пасхе, мы это знаем, и нам уже легче идти этим путем.

Но представим, как тяжело этим путем было пройти апостолам. Когда они входили в Иерусалим, ожидали, что вот-вот их Учитель воцарится, вот-вот Его признают мессией и царем – и поклонятся Ему, покорятся все народы. И вдруг – арест, издевательства, казнь и позорная смерть. Конечно, ученикам страшно было это пережить, поэтому почти все (не только Иуда) предали Христа. Да, Иуда предал Христа, Его арестовали. Но и все остальные во главе с апостолом Петром потом отреклись от Христа, предали Его, бежали. Только Иоанн Богослов, только жены-мироносицы остались при Христе, и то потому, что  они последние почести, последние человеческие усилия, сострадание, слезы хотели принести Христу. Никто не знал, что Христос воскреснет. Хотя Он и учил этому Своих учеников, Он объяснял им, что будет, как это произойдет. Но они не слышали этих слов, они уже делили места в Царствии, которое вот-вот должно наступить. 

Поэтому вынос Креста Великим постом должен помочь нам расставить приоритеты. Мы с вами говорили: первое, второе воскресенье поста – это отчасти и торжество православного образа жизни, Торжество православия, то есть почитание икон, соблюдение поста – это торжество духа над плотью, торжество молитвы как богообщения, а не как какого-то ритуала, заклинания или чего-то подобного. А вот эта неделя как раз открывает нам, что смысл нашей жизни – в несении того креста, который определил нам Господь.

Что нас часто приводит в церковь? Болезни, беды, какие-то неурядицы, желание лучшего. Даже последний безбожник, когда гром грянет, бежит в церковь, не только зная, как перекреститься, но и к какой иконе, какому святому поставить свечку, кого о чем просить. Но в такой момент и они поступают как язычники, и мы. Конечно, Господь разными путями нас приводит к Себе, и каким бы путем Он нас ни привел – слава Богу. Но прежде чем чего-либо у Бога просить, нужно ответить, наверное, себе на вопрос: «А как я живу?» И, понимая, что мы живем в обстоятельствах, которые гораздо лучше, чем мы заслужили, нужно не просить Бога о чем-то, а прежде всего поблагодарить Его за то, что есть.

Если просить Бога о чем-то – то просить, чтобы Он помог нам увидеть наши ошибки, наши грехи, чтобы помог нам меньше грешить, исправить нашу жизнь. Не что-то еще взять в руки или положить в карман, а быть благодарным Богу за то, что есть, и больше делать добрых дел, не делать зла. То есть взгляд на этот мир должен поменяться. Обычно мы смотрим на этот мир и на окружающих нас людей, задаваясь вопросом: «Что бы они могли сделать для меня? Чем бы они могли быть мне полезны?» И даже когда мы думаем, что сейчас что-то хорошее сделаем человеку (если это младшие, наши дети или внуки), то это указание с нашей стороны: живи так, делай то. Мы любим наших близких и родных за то, что они нам послушны, исполняют нашу волю. Но стоит им уклониться от того, что мы предписываем (шаг влево или шаг вправо), мы тут же исполняемся и огорчения, и гнева и бросаем все силы на то, чтобы восстановить свой статус-кво.

А на этот мир нужно смотреть все-таки иначе. Глядя на ближнего, нужно задаваться вопросом: «Что я могу сделать для человека, что ему нужно, как я могу свою волю подчинить его воле?»

Был интересный момент в жизни нашего соотечественника – преподобного Силуана Афонского. Это русский святой, очень близкий нам по времени, жил в первой половине ХХ века и подвизался на Афоне. И когда он был уже умудренным старцем, даже глубоким стариком, однажды встретился ему на дороге молодой монах, который увидел его и сказал: «Отец, как хорошо, Бог послал тебя мне навстречу. Пойдем, поможешь мне сделать дело, которое я один сделать не могу». И Силуан сразу же развернулся и пошел с этим молодым монахом. Прошли они некоторое время, и вдруг до молодого монаха дошла несообразность этих действий, он даже на колени пал и говорит: «Старче, прости меня! Я должен был спросить, чем могу тебе быть полезен. Но как получилось, что я, молодой человек, только сказал тебе, что требуется твоя помощь, и ты сразу оставил все дела и пошел за мной?» А Силуан ему говорит: «Если бы Богу не было угодно, ты бы меня не встретил. Бог послал тебя; значит, через тебя для меня совершается воля Божия. И если ты попросил меня о помощи, воля Божия состоит в том, чтобы я тебе помог. Поэтому я с тобой охотно и радостно буду делать то, о чем ты меня попросишь».

Это очень важный момент, потому что нам так нужно относиться друг к другу. Не ждать, пока исполнят нашу волю, наши желания, пока сбудутся наши мечты. Нам нужно думать, чем можем мы быть полезны ближним, в чем и как можем им помочь. И вынос Креста на середину храма – как раз и есть укрепление нас в этом. Потому что каждому из нас хочется, чтобы нас пожалели, чтобы нам помогли, но мы тогда рискуем попасть  в «Сказку о рыбаке и рыбке». Кажется, старухе немного нужно было: только трещинку заделать в корыте… Нам тоже кажется, что нам нужно немного, и мы этого ждем. Но когда получаем, считаем: что же так мало? почему не больше? что ж нам только трещинку заделали в корыте?

Поэтому преподобный Амвросий Оптинский и говорит: «Даже если тебе плохо, найди того, кому хуже, и помоги ему». Смысл не в том, чтобы приобрести, а чтобы отдать. Поэтому апостол Павел и говорит: «От Самого Христа я принял заповедь: блаженнее отдавать, чем брать». И какой бы сложной ни казалась эта заповедь, мы даже в быту можем проверить, что так, как она рекомендует, жить гораздо интереснее.  Вот у вас день рождения, вам дарят подарки. Конечно, это приятно. Но тут угадали или не угадали, бесполезные эти подарки или нет – еще вопрос. А вот если у нашего близкого человека или друга день рождения и мы готовимся сделать ему подарок (не просто первое попавшееся хватаем, а думаем, что человеку нужно, копим для этого средства) и делаем этот подарок, на душе у нас вдвойне, втройне радостно. Мы видим, что попали в точку, в десятку, и человек рад нашему подарку, но мы еще и потрудились, поэтому наша радость гораздо больше, чем тогда, когда дарят нам. Вот об этой заповеди – блаженнее отдавать, чем брать – и напоминает нам вынос Креста. И евангельские слова, которые звучат во время богослужения в это воскресенье, утверждают нас в этом же.

Хочу прочитать отрывок из Евангелия от Марка. Это отрывок из восьмой главы: И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.…И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Можно сказать, в этих словах заключается некоторая загадка: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Что же беречь? Что сохранять?

Дело в том, что есть жизнь и Жизнь. Есть жизнь временная, есть жизнь вечная. Каждый раз мы должны соотносить то и другое и задавать себе вопрос: что важнее?

Конечно, душа живет в теле, и сейчас мы не можем решить, что для нас важнее. Но когда-то исчезнет наше тело, а душа останется. Поэтому можно предположить, что все-таки душа ценнее, важнее.

Но заповеди Божии распределяют наше внимание, силы несколько иначе: шесть дней трудись для того, чтобы было что есть, пить, был кров над головой; один день посвящай Богу, своей душе. Это значит, что один день в неделю мы должны приходить в храм, читать Евангелие, жития святых, настраиваться на то, чтобы наша жизнь была положительная, полезная для наших ближних.

Но все остальные дни нашей жизни мы должны задаваться вопросом: что для нас важнее? Временное или вечное? Важнее ли для нас материальный мир, который мы можем приобрести, но когда придет смерть, потеряем все и с собой в другой мир не сможем взять ничего? Или все-таки для нас важнее душа, которая упражняется в добре, и этот навык (молитвы, совершения добрых дел) останется с нами в вечности? Единственное, что мы можем взять с собой, – любовь к Богу и ближнему.

Тогда в вечности эта способность человека многократно увеличится. Мы это можем понять из житий святых. Пока Николай Чудотворец жил на этой грешной земле, он помогал своим прихожанам, многим людям, окружавшим его, приводил в порядок жизнь своей епархии. После его кончины люди, находясь в любой точке земного шара, могут обратиться к нему с просьбой: «Святой Николай! Моли Бога о нас!» – и получить его помощь (помощь Божию по его молитвам).

Святой Пантелеимон при земной жизни тоже был влиятельным человеком: он был первым придворным врачом (по нашим понятиям, министром здравоохранения) и обладал определенным, как мы сейчас говорим, весом и возможностями помогать окружавшим его людям. Но после того, как его душа покинула тело, его возможности помощи людям увеличились многократно. В любой точке земного шара мы можем помолиться и попросить: «Святой Пантелеимон! Моли Бога обо мне, грешном!» – и получить от этого святого помощь.

Поэтому мы, когда живем на земле, всегда должны задаваться вопросом: будет ли нам полезно в вечной жизни то, чем мы занимаемся? Сможем ли мы эти навыки, привычки взять с собой, чтобы они не отяготили нас? Ведь каким бы маленьким ни был грех, он в Царствии Небесном невозможен.

Не так страшен грех, как привычка грешить. Если мы связали себя железными узами даже с маленьким грехом, то невозможность побороть его будет страданием, которое мы будем чувствовать после того, как душа покинет тело.

Поэтому Великий пост – это то время, когда нам нужно расставить приоритеты, правильно ответить на вопрос: для чего мы живем? Постараться избавиться от вредных, грешных привычек и приобрести добрые (как мы говорим, благодетельные) привычки.

(Фрагмент богослужения.)

Выносится Крест, потому что от Креста Христова мы чувствуем помощь и силу. Замечательны слова молитвы, которую произносили. Это действительно так, потому что плохое, злое не в состоянии выдержать силу Креста. Потому что сила Креста – это сила любви. Это доказательство: Бог любит нас настолько, что даже Свою жизнь отдал на Кресте. Любовь сильнее всего.

Вынося Крест на середину храма, мы утверждаем, что христианство – это религия деятельной любви. Нести свой крест – это прежде всего не стараться избавиться от него. То есть то, что посылает нам Бог (все обстоятельства нашей жизни), Он посылает нам для спасения. Поэтому нужно не стремиться избавиться от этих обстоятельств (улучшить здоровье или увеличить пенсию), а задаться вопросом: чего Бог ожидает от нас в тех обстоятельствах, в которых мы живем? Это прежде всего.

Есть крест наших жизненных обстоятельств. Еще есть и другой крест – внутренний. Когда мы видим свои ошибки, греховность, осознаем (мягко скажем) свое несовершенство, видим, что наши ошибки и грехи доставляют боль нашим родным и близким, от этого может болеть (и на самом деле должна болеть) наша душа.

Внутренний крест человеку тоже нужно нести. Крест осознания своего несовершенства, того, что он делает больно родным и близким. Уже само это осознание поможет нам меньше грешить, меньше доставлять боли, страданий окружающим. Мы не скажем: «Это мелочь – пусть потерпят!» Нет предела совершенству, поэтому нет никаких ограничений для добродетельной жизни, для того, чтобы мы стремились себя исправить.

Эту неделю нужно прожить с большим духовным вниманием, чем все остальные. Может быть, побольше читать Священное Писание, почаще ходить в храм. Но самое главное – внимательнее посмотреть вокруг себя: кто нуждается в нашей заботе? Кого-то, может быть, нужно накормить, кому-то – сказать доброе слово, о ком-то – помолиться. То есть на этой неделе нужно подумать о том, какие добрые дела мы можем сделать для окружающих нас людей.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 23 января: 09:05
  • Среда, 27 января: 05:30
  • Суббота, 30 января: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​