Родное слово (Новосибирск). Великий пост

11 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Православные христиане вступают на путь Великого поста. Продлится он сорок дней. Святая Четыредесятница – так еще его называют. И святые отцы называют путь Великого поста спасительным для нашей души. 

– Церковному человеку это очень понятно. Когда у Христа Его ученики спросили, как молиться Богу, Он произнес эти слова: «Отче наш, сущий на небесах». И в этих словах есть прошение: «И прости нам грехи наши так же, как и мы прощаем согрешившим против нас». И много раз в Евангелии мы читаем: каким судом мы судим, таким судом будут судить и нас. И каждый из нас, если задумается о своей жизни, увидит: его есть за что судить. Поэтому нужно простить ближнего, чтобы получить прощение  Бога.

Это очень важный момент – примирение с Богом. Иногда мы думаем: а за что? Почему нужно мириться с Богом? Для нас время течет в одну сторону. Если мы уже совершили какую-то ошибку, она вдоль нашего жизненного пути уже стоит памятником. И жизненный путь этими памятниками украшен весьма и весьма обильно. Мы не можем вернуться в прошлое – ни на пять лет, ни на пять минут, ни даже на пять каких-то мгновений, чтобы это исправить.

Почему же мы обращаемся к Богу? Потому, что Бог – Творец этого мира. В понимании современного человека мир – это пространство и время. Значит, Бог – Творец и пространства, и времени. И – Владыка этого. Поэтому Бог Вездесущ, Ему все равно, что вчера, что завтра, что тысяча лет в одну сторону, что тысяча лет в другую. Поэтому Христос на Кресте искупил грехи всего человеческого рода – то, что люди сделали до Него и после. То, что мы уже с вами натворили, и то, что еще не сделали, – всю эту тяжесть, всю эту боль…

Для этого и пришел Христос, чтобы почувствовать эту тяжесть и боль на Кресте. С одной стороны, для нас это очень утешительно. Если нам больно, если нам тяжело, значит, Бог ближе к нам, подставляет Свое плечо. Он чувствует нашу боль, наши страдания, Он разделяет их с нами. Говорят, если радость разделенная – она увеличивается. Горе, беда, боль, разделенная сочувствием, уменьшается. Бог нам, сострадая, подставляет Свое плечо, подставляет руки, чтобы нам было не так больно и страшно.

Но оборотная сторона этого дела заключается в том, что когда мы другому человеку причиняем какую-то боль, какое-то горе, страдание,  Господь в данном случае на стороне другого человека. Поэтому нам нужно мириться не только с близкими, кого мы огорчили, нам нужно просить прощения у Бога. Потому что Он это страдание, которое мы причинили, тоже перенес. Он от этого и умер. Нам нужно примирение с Богом и с ближним.

– Есть еще одна традиция – находясь в храме в тот момент, когда совершается чин прощения, просить прощения у незнакомых людей. Прихожане просят прощения друг у друга. В чем здесь смысл?

– На самом деле все мы друг друга знаем, и незнакомых людей не так уж и много. Это говорит о всеобщей связи, о том, что мы все – дети Божии. Сегодня мы просто посмотрели на человека строго или с презрением, а он пошел и натворил из-за нашего взгляда каких-то дел:  кому-то стало реально больно, страшно, кто-то, может быть, даже умер. Как говорят, весь мир можно обойти через пять или шесть рукопожатий. То есть можно найти знакомого и близкого человека в любой точке земного шара. И кто знает, как наши поступки, даже слова отражаются в общемировом плане.

Мы знаем, что если мы делаем зло, то увеличиваем общее количество зла в этом мире. Значит, мы приближаем Страшный Суд и все те события, которые должны случиться перед концом мира. А это весьма и весьма неприятные вещи: и войны, и голод, и болезни. Чего только не будет! Но если мы говорим слова добрые, ласковые, нежные, если мы прощаем друг друга, значит, мы увеличиваем добро. А если увеличиваем, можно сказать, массу добра, значит, и Суд этот откладывается, Господь продлит дни нашей жизни, даст нам время для покаяния.

Это очень легко можно понять применительно к одному человеку. Средняя продолжительность жизни человека в нашей стране около семидесяти лет. Но если человек еще в школе начнет курить, выпивать, принимать наркотики?..  Британские ученые подсчитали, что от момента первого приема наркотиков до смерти проходит совсем немного – пять-шесть, десять лет, если человек не лечится. В то же самое время, если мы будем вести здоровый образ жизни, избегать этих грехов, быть во всем умеренными – у нас есть шансы прожить и больше. Это же применительно и ко всему человечеству. Если мы ссоримся и начинаем воевать, мы можем друг друга взаимно уничтожить. А если миримся, значит, наше существование может продлиться дольше.

Неверующему человеку, мне кажется, понять прощение еще легче, чем верующему. Потому что неверующие люди очень часто нагружаются разными делами примерно так же, как турист нагружается поклажей, когда идет в гору. Эти разные дела влекут ошибки, увеличивая груз, который мы несем. И когда мы делаем привал на вершине горы и снимаем рюкзак, нам кажется, что у нас за спиной выросли крылья. Вот так и неверующий человек: если он найдет в себе силы, мужество примириться с человеком, с которым у него были какие-то огорчения (тем более если была вражда), испытает то же самое, что турист. И очень многие неверующие люди, зная это, делают сознательные усилия для того, чтобы не носить в душе обиды, огорчения, ропот, раздражение.

Нам кажется, что это немного – просто не так посмотрел, не то сказал. Но это как пыль греховная. Мы пыль даже не видим. Но если мы не будем ее убирать – через неделю  будет весьма грязно. А через месяц будет хлев. Через год нужно будет уже вызывать не уборщиков, а археологов, чтобы они вели раскопки. Вот этим и опасны мелкие грехи, потому что их много. Но что тяжелее – тонна пыли или тонна железа? Мера одна. Но если вас придавит тонна железа, вы закричите и будете стремиться от этого освободиться. А если вас погрузить в тонну пыли, вы ни дышать, ни слышать, ни видеть не сможете. Вы вообще не будете понимать, что с вами происходит. Куда двигаться, что делать – просто жить невозможно. Поэтому мелкие грехи именно этим и опасны, что они накапливаются в таких больших количествах. И мы даже не знаем, в чем и как поправлять нашу жизнь. Даже совершив какой-то тяжелый грех, мы, по крайней мере, знаем, над чем нужно работать.

Так и в наших отношениях (если вернуться к тому, о чем Вы спросили), конечно, в первую очередь нужно попросить прощения у людей самых близких, самых родных, против которых у нас больше всего и ошибок. Ведь мы с нашими родными и близкими себя как ведем? Очень часто так, как мы не можем себе позволить ни на работе, ни в общественном транспорте, ни на улице. Там мы сдерживаемся, улыбаемся. Чем реже мы человека видим, тем больше ему рады. А в быту (это вот и страшно) бывают такие страшные бытовые преступления, бытовой террор, бытовые ошибки! Кажется, вот мы пришли с работы – и все, нужно переставать улыбаться и говорить хорошие слова, можно бросить обувь и одежду, можно выругаться, можно накуриться, напиться, можно кого-то обругать.

– Близкого.

– Да. Это ужасно. И смысл нашей жизни не в том, чтобы мы улыбались кому-то, кого видим раз в десять лет. Человеку от этого ни холодно ни жарко. А смысл в том, чтобы в своей семье, со своими детьми, с женами, с мужьями, с родителями создавать комфортную обстановку; хотя бы терпимую. Для этого можно применять хорошие  приемы. Взять, например, листочек бумаги, ручку и написать ласковые и нежные слова, которые мы можем сказать своему близкому человеку. Может быть, в первый раз этих слов окажется и немного. Но в следующий раз добавится еще одно, потом еще одно. И нужно пользоваться этими словами.

– Каждая неделя Великого поста имеет свое предназначение. И первая седмица, пожалуй, одна из самых важных. Она, как камертон, задает тон всему посту. В чем ее особенность?

– Как говорят и светские, и духовно опытные люди: если мы хорошо начинаем дело – есть надежда, что оно хорошо закончится. Если мы плохо начинаем дело – понятно, что хорошего ждать нечего. Только разве что какое-то чудо случится. Поэтому очень важно, что мы приступаем к посту не вдруг и не сразу. Церковь нас готовит заранее, несколько недель: это Неделя о Закхее, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде… Это и другие важные и значимые события, которые изображаются в Постной Триоди.

Потому что человек должен все продумывать, а потом уже поступать каким-то образом. Например, мы сегодня утром проснулись и узнали, что пост, – а куда нам девать продукты, которые в холодильнике?.. А где надо достать книжки, которые нужно читать?

– Куда идти – сейчас, сегодня…

– Да. Это тоже большая проблема, только суета. А если мы заранее к этому подготовились, у нас уже и холодильник чистый – нечего туда заглядывать; и книжки есть, и построены планы-графики, что делать. Так же и отношение к Масленице, последней неделе перед постом: можно считать, что это последняя возможность побегать, попрыгать, погулять, порадоваться. Но это совсем не так, это далеко не последняя возможность. И ты на всю жизнь, даже на несколько дней, не наешься и не напьешься. Хорошая поговорка: «Брюхо – злодей, старого добра не помнит». А вот если мы к Масленице отнесемся как к уже частичному посту (без мясного, умеренность в пище), тогда легко будет и начинать пост.

Представьте себе, вы в последний день перед постом вечером съели, выпили  лишнее. Да вы утром не сможете проснуться! У вас будут и головная боль, и несварение желудка – чего только не будет... И пост у вас начнется весьма и весьма неблагоприятно.  Если вообще начнется. Поэтому нужна постепенность, нужна подготовка. Вот она уже и происходит. В начале поста нужны действительно специальные усилия. Как саночкам или лыжнику, которые спускаются с горы, – им нужно задать хороший разгон. Когда этот разгон есть, значит, можно уже рассчитывать на определенный успех на финише.

Полностью меняется богослужение, его структура. И можно сказать, что мы начинаем как бы достигать вот такого состояния, что мы способны исполнить замысел Божий. Ведь самая тяжелая работа – это работа на конвейере. Это не физический труд, а механический. Когда Адам жил в раю, основная заповедь была – хранить и возделывать рай. То есть, говоря  нашим современным языком, Бог создал Адама для культурной и творческой жизни.

Если мы это «изобретение» (в кавычках) Генри Форда – конвейер – применяем в нашей жизни,  повышается производительность труда – и частично какой-то успех достигается очень быстро. Но происходит гораздо больше разрушения. То есть цена за эти достижения несоизмерима с ними. Человек превращается в придаток к какому-то механизму. И пусть это не сложно – одну гаечку закрутить или две, или винтик вывинтить, или две детальки сложить. Но если это изо дня в день, из часа в час – это отупляет и уничтожает человека.

Наша жизнь похожа на конвейер: мы едим одну и ту же пищу, пьем одни и те же напитки, алгоритмы нашей жизни одинаковые. Я некоторое время ездил по деревням и деревенским храмам, общался с людьми, которые живут в деревне (с церковными и  нецерковными). Разница потрясающая! Вот нецерковный человек. Представьте себе – горе у него, умер кто-то близкий. Какой алгоритм действий? Идем в магазин, покупаем бутылку, выливаем в себя, падаем в канаву, горюем. То же самое на следующий день и так далее. А представьте себе радость – родился ребенок или свадьба. Какой алгоритм действий?

– Почти все то же самое.

– Все то же самое. То есть мы живем на конвейере. Как много людей с тоской заглядывают в холодильник: «Ну что бы еще съесть, чтобы похудеть? Что бы еще съесть, чтобы разнообразить пищу?» А все уже съедено, все уже выпито, и алгоритмы очень простые. А пост и праздник церковный – это как раз способ научиться культурно выражать свои чувства. Не через простые алгоритмы, которые нас отупляют и уничтожают, а прежде всего через слово, через состояние души, через общение, через определенные поступки. И они совершенно разные – и постом, и в праздник. И мы как раз вступаем в такой период, когда душа просит перемен и получает их.

Когда мы слышим песню Цоя «Мы ждем перемен», мы думаем, что сейчас вокруг нас… начнутся салюты, увеличится зарплата, звезды на Кремле поменяются на кресты или засияют каким-то необыкновенным светом. А самый простой способ изменить мир вокруг себя?..  Мы все читали книгу «Волшебник Изумрудного города». Наденем зеленые очки – и вот мы уже в Изумрудном городе. То есть изменить свой взгляд на вещи, свои внутренние установки, дать переоценку своей жизни – вот настоящие перемены, которые мы можем делать всегда, и совершенно необязательно для этого выходить на улицу, свергать правительство или чего-то требовать.

Так что пост – это именно то время, когда мы можем начать чувствовать полноту жизни. И эти перемены, которые бывают даже с людьми неверующими (утро, день, вечер, зима, весна и так далее), бывает, не идут на пользу. Например, психиатры говорят, что когда весеннее солнце начинает светить – нормальному человеку это в радость, а у больных начинается весеннее обострение. Поэтому нам очень важно знать, какие могут быть перемены, готовиться к этим переменам, настраиваться на эти перемены и просить Бога, чтобы Он помог нам их совершить.

Великий пост – это как раз одна из возможностей разнообразия в нашей жизни, нашей духовной жизни. Это, конечно, заключается не только в пище. Больше того – есть некоторая опасность, когда мы считаем, что пост – это какой-то определенный режим, какая-то диета или что-то еще, и начинаем этому уделять повышенное внимание. Тогда мы поступаем совершенно наоборот. Пост – то время, когда пище нужно уделять как можно меньше внимания.

Есть очень хороший постный рецепт от Иоанна Златоуста. Он был произнесен более полутора тысяч лет тому назад, но звучит актуально и в наши дни: «Тратьте на пищу в десять раз меньше, чем обычно, и она у вас будет постной». Он богатым людям своего времени советовал тратить столько же, но на себя – в десять раз меньше. A девять освободившихся частей раздавать бедным, соседям, больным, заботиться об окружающих людях.

– Наверное, сейчас у всех у нас есть совсем немного времени, чтобы узнать, в какое время начинается чтение Покаянного канона в храмах, приобрести книгу, попытаться к этому как-то подготовиться.

–  Практически в каждой церкви нашего города есть библиотека, и в этих библиотеках есть достаточное количество книг. Если  нет средств  приобрести книги, можно взять эти книги почитать. Самая лучшая книга, которую мы можем взять и почитать, это, конечно, Евангелие. Но для некоторых даже Евангелие может оказаться книгой сложной. Значит, нужен «Закон Божий» под редакцией Серафима Слободского. Это очень простая книга, с одной стороны. С другой стороны, она может быть использована универсальным образом как энциклопедия, как справочник. В этой книге нашему вниманию предлагается самое главное, самое существенное.

Если мы попробуем почитать Ветхий Завет – запутаемся, ничего не поймем. Эта книга писалась не одним десятком (если даже не одной сотней) людей на протяжении нескольких столетий, даже тысячелетий.  И понять ее можно только через Христа. И вначале нам предлагается Евангелие, Новый Завет, затем уже Ветхий Завет. Из Ветхого Завета нам предлагаются паремии, то есть те чтения, которые больше всего помогают нам именно в пересмотре целей и задач, приоритетов нашей жизни. И хочу обратить ваше внимание на то, что именно с первого дня начинается чтение Книги Бытия, где говорится о сотворении и назначении мира и человека. Это помогает нам восстановить целомудренный взгляд на жизнь.

Великий пост заканчивается за неделю до Пасхи. Праздник, радость – Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Но потом начинается Страстная неделя. И вот тут нам открывается несколько другой смысл. Что только Бог нам может помочь стать другими. Пересмотреть свой взгляд на мир, на ближнего, на самого себя нам помогают и Священное Писание, и молитва Ефрема Сирина, и Великий покаянный канон, и образы святых, которые нам предлагаются буквально по неделям Великого поста. Когда заканчивается пост, мы даже свои проблемы откладываем для того, чтобы последние дни и часы земной жизни Христа прожить вместе с Ним. И богослужение нам как раз это и предлагает – следовать за Христом буквально даже не по дням, а по часам последних дней Его жизни.

Потому что, пишет апостол Павел, если мы хотим со Христом воскреснуть, нам со Христом нужно и умереть. По крайней мере, нужно пройти эти скорбные дни и попросить Бога, чтобы хоть какая-то наша часть, которая склонна ко греху, привержена греху, умерла вместе со страданиями Богочеловека, со Христовой смертью. Мы постоянно обновляемся: что-то отмирает, что-то приходит. Так вот, надо, чтобы у нас в состояние отмирания перешло что-то греховное. И тогда действительно, если мы со Христом умираем, мы со Христом и воскреснем.

И пост для нас будет не просто переменой одной пищи на другую. Пост для того, чтобы нам приобрести привычку быть воздержанными. Даже если переменится качество пищи, то отношение к пище должно остаться таким, какое мы стремились выработать во время Великого поста. А вот душевному, а тем более духовному нашему состоянию нужно уделять самое главное внимание. Чтобы алгоритмы нашей жизни были не простыми, а сложными.  

Ведущая Инесса Титова

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать