Родное слово (Новосибирск). Таинство Покаяния

26 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – О таинстве Покаяния сегодня мы начинаем разговор. Его часто называют вторым крещением. В чем сила, значимость и важность покаяния?

– Да, это очень хорошее наименование, потому что при крещении грехи смываются с нас водой. Это очень легко. Второй раз и следующие разы грехи смываются с нас слезами. Представьте себе, сколько нужно слез для того, чтобы смыть наши грехи. Некоторые подвижники, у которых был слезный дар, когда они плакали при молитве, собирали свои слезы в сосуд для того, чтобы видеть, как их мало, как их не хватает, чтобы принять омовение. Наверное, поэтому они считали, что их покаяния недостаточно. В крещении, как мы уже говорили, человек приобретает способность не грешить, но мало кто этой способностью пользуется.

Есть определенная греховная инерция, есть определенные греховные привычки, но самая большая беда: нет решимости прощаться с грехом. Мы просим: «Господи, прости, помоги избавиться от греха». Но очень часто добавляем: «но не сейчас, немного позже, я еще поживу, погрешу, поем и попью, придет какое-то время, и я избавлюсь от этого греха».

Отсутствие решимости не дает нам справиться с грехом, мы ошибаемся, и каждая ошибка как рана в нашей душе, или какая-то грязь, или пыль, которая обволакивает нашу душу; это то, что мешает нам жить, то, с чем человеку нужно прощаться. И если для тела есть очень простые гигиенические процедуры, то для души предлагается таинство Покаяния, хотя призывы к этому таинству начались еще до того, как Сам Господь Иисус Христос это таинство основал, но можно сказать, что и пророки Ветхого Завета призывали народ к покаянию. Когда Иоанн Креститель начал свою проповедь, она состояла из одного предложения: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное».

Господь Иисус Христос, когда вышел на проповедь, начал с этих же слов. И после сошествия Святого Духа на апостолов первая апостольская проповедь началась со слов «покайтесь», потому что рядом Царствие Небесное. Поэтому нам нужно понять содержание слова «покаяние», в чем оно состоит. Когда мы думаем о спасении, о Царствии Небесном, нам часто это представляется так, что произойдут какие-то внешние изменения (мухи перестанут надоедать, будут летать одни пчелы, и то они не будут нас кусать, не будет терний, которые стали произрастать после того, как человек согрешил, дикие звери не будут представлять для нас опасность, все изменится вокруг). Но каким образом это произойдет? С одной стороны, мы понимаем, что здесь есть воля Божия и творческое Божье действие, и мы сейчас живем в ожидании этого творческого действия, когда закончится седьмой день, закончится седьмая эпоха, седьмой день творения, в котором мы живем, и наступит восьмой день творения, то есть Господь Свою премудрость и могущество проявит в полной мере, как проявлял ее при творении мира, и мы будем свидетелями этих чудесных Божиих творений. В то же самое время Бог нас призывает стать соучастниками Его творчества, а стать соучастником  уже гораздо сложнее, и дело не в том, что наши силы и разум ограниченны, а прежде всего в том, как мы смотрим на вещи, как смотрим на этот мир.

Все наши телезрители читали сказку «Волшебник Изумрудного города», поэтому знают, что самый простой способ оказаться в таком городе – надеть зеленые очки. Поэтому самый простой способ оказаться в раю или в преддверии рая – это приобрести правильный взгляд на этот мир, как раз не искаженный грехом. Видеть в ближнем образ Божий и во всем созданном мире красоту, замысел Божий. Именно такой взгляд был присущ святым людям. Кто бы к ним в гости ни приходил, где бы они ни находились, во-первых, они всегда удивлялись красоте Божьего творения. Настолько они были замечательными поэтами и писателями, что вся аскетическая литература, во-первых, очень лирична, поэтична, она пронизана чувством красоты при восприятии этого мира. Любой человек, который приходил в гости к святому, видел в нем святого, потому что тот смотрел на человека святыми глазами, он видел в человеке образ Божий. Мы видим грех, потому что причастны ко греху, потому что наше зрение (наши очки) заполнено грехом. Если мы наденем черные очки, то весь мир увидим черным. Если мы видим грехи других людей, то это только говорит о том, что мы причастны к этим грехам. Но здесь не столько должно быть печали, сколько радости и благодарности Богу, если мы увидели свое несовершенство. Раз мы увидели свою причастность ко греху, значит, можем покаяться.

По большому счету слово «покаяние» означает «перемену». Начинается с перемены мысли, продолжается переменой наших желаний, планов, которые мы строим, и заканчивается изменением наших поступков, потому что прежде чем нога или рука что-либо сделает, произойдет весьма сложный процесс. Сначала в нашей голове появятся мысли, мы их примем или отторгнем; эти мысли потом опустятся в наше сердце, и у нас возникнет желание, стремление; потом опять заработают наши мозги, построятся планы, как реализовать желание, и только потом начнутся действия, чтобы что-то осуществить. Но и то эту возможность осуществить можно будет в рамках общего Божьего плана в этом мире. Допустим, хочу я подать милостыню, планы построил, деньги разменял на мелкие или крупные, а нищих – нет. Я хожу, а мелочь в кармане потеет.

Или, наоборот, я переполнен гневом, но нет никакого повода для его проявления, у меня все бурлит, кипит; люди все улыбаются и говорят мне ласковые слова, у меня нет повода для его проявления, а он съедает меня изнутри. С одной стороны, нужно задаться вопросом: в чем тогда сущность нашей личности: в поступках или мыслях, которые в нашей голове, или желаниях, которые в нашем сердце? Во всяком случае, для покаяния необходимо весь этот процесс себе представлять, и нужно начинать с мыслей. Чтобы отсеивать неправильные (вражьи) мысли, фильтровать свои собственные, следить за чистотой своего сердца, за желаниями, которые возникают. Естественно, планы, телесные движения должны быть под особым нашим контролем.

– Батюшка, что происходит в таинстве Покаяния и сколько реально здесь участников?

– Реально участников очень много. В таинстве Покаяния происходит прощение греха, потому что это не только призыв «покайтесь!», который звучал из уст Спасителя и Его учеников, Иоанна Крестителя и пророков. Это конкретный Божий дар ученикам, апостолам, а через них этот Божий дар получили преемники (епископы); это тот дар, которым епископы делятся со священством для того, чтобы мы получали прощение грехов, это дар Святого Духа.

Вспомним эпизод с апостолом Фомой, когда Господь являлся Своим ученикам. Почему мы говорим: Фома неверующий? Потому, что Фома в этот момент сказал: если не увижу, не вложу свои руки, свои пальцы в Его язвы, в Его раны, то не поверю… Господь восстановил его в вере, и, как мы говорили, это не просто так произошло именно с Фомой. Фома еще во время земной жизни Христа был единственным, кто явил Ему свою преданность до конца, все остальные ученики делили уже места в Царствии Небесном: «Господи, сделай так, чтобы один был справа, другой слева…» Побольше дивидендов... Никто не слышал, что Христос идет на смерть; один Фома услышал эти слова и с некоторой мрачной решимостью сказал: «Пойдем и умрем вместе с Ним». За эту любовь, когда он готов был переступить черту жизни, Господь восстанавливает именно через него нашу веру. Для нас очень важно, что Господь воскресший явился ученикам и сказал: «Примите Дух Святой, Которым простите грехи (и простятся), а если оставите, то останутся». То есть Господь дал самый простой способ избавления от греха, от душевной грязи, душевного страдания.

Это просьба о прощении. И когда звучит эта просьба о прощении, то через священника, через тот дар Святого Духа, который Господь дал Своим ученикам, человек и получает прощение и очищение своей души от греха. И мы видим, что как минимум здесь уже не один человек молится: «Господи, прости меня!» Мы видим, что здесь уже действует Господь, что Он действует через людей, и для нас это принципиально важно. Представьте себе, мы в нашем греховном состоянии начнем просить: «Господи, явись нам». Когда мы говорим, что у нас должна произойти личная встреча с Богом, с Христом, то нам главное ‒ не забывать о том, что эта встреча может оказаться для нас очень серьезным судом, очень серьезным испытанием. Например, шахтер просидел в шахте без света, и если его вытащить на поверхность сразу, что с ним будет? Он ослепнет. Если водолаз плавал в морской глубине несколько десятков метров, можно его сразу поднять на поверхность? Ни в коем случае: у него вскипит кровь, он умрет. Так и мы. Если из нашего греховного мрака ‒ сразу на поверхность к Богу, то мы не то что можем ослепнуть и умереть, нас может разорвать. Без света жить  невозможно, но свет и опасен. На солнце жить нельзя – можно сгореть. Теплом можно согреться, но тепло может и сжечь.

 Поэтому человеку нужно меняться и нужно быть благодарным, что Бог действует на нас через людей. Бог скрывает от нас Свое присутствие, Свое могущество, потому что оно может оказаться для нас смертельным. Господь ожидает, чтобы мы сами начали некоторое движение. От нашего греховного мрака, от нашей греховной глубины мы начали движение на поверхность, к свету, чтобы этот мрак, который нас окружает, постепенно расступался ‒ и мы обретали возможность видения. Поэтому Господь не непосредственно на нас изливает Свою благодать, а через людей, через священство. Вот почему Господь и установил таинство Священства, когда Дух Святой сошел на апостолов; и они не просто бросали жребий, кому куда идти, а именно через возложение рук на избранных людей не просто возлагали эту миссию, а передавали дар апостольства, дар священства. Об этом мы скажем отдельно, когда будем разбирать таинство Священства.

Самое главное то, что апостолы и их преемники, епископы и священники (как доверенные лица епископов), имеют этот дар Святого Духа для того, чтобы прощать грехи. Это самый простой способ. Попроси у Бога прощения, и ты получишь это прощение действием Святого Духа через священное действие, через совершение таинства священником. Мы должны понимать, что именно это действие возможно благодаря тому, что Христос взошел на Крест. Это для нас время течет в одну сторону, и мы не можем вернуться даже на несколько мгновений, чтобы предотвратить какую-то ошибку. И представьте себе, на нашем жизненном пути наши ошибки памятниками стоят, и совершенно невозможно с этим что-либо поделать. Как раз на Страшном суде бесы будут вопить и говорить, что человек ошибался; и стоят памятники памятью об этих ошибках. «Раз люди нас слушались, значит, они должны быть нашей добычей и должны нам принадлежать».

Бог Отец сотворил этот мир словом, и Сын искупил этот мир, взойдя на Крест. Мы это понимаем как пространство и время. Во-первых, это значит, что пространство и время Богом сотворено и Богу доступно. То есть Богу все равно: что вчера, что сегодня, тысячу лет,  что в одну сторону, что в другую. Мы знаем, что на Кресте Господь Иисус Христос искупил все грехи, все ошибки  человеческого рода. То, что люди сделали до Него, и то, что мы с вами еще не натворили, – все это Господь искупил на Кресте. Поэтому Он может простить.

Но этим не исчерпывается опять же полнота всех участников. На исповедь мы приносим дар своего сокрушенного и смиренного сердца, сознающего эти ошибки и просящего о помощи. Господь говорит: если мы приносим дар и вдруг вспоминаем, что кто-то из-за нас огорчается, мы должны оставить этот дар и примириться с человеком, которого огорчили. Здесь вступают и другие участники, и начинается очень серьезная душевная работа: мы должны подумать о том, кого огорчали, кого обижали, кто, может быть, из-за наших действий оказался в каком-то недоумении или в неприятной ситуации. Нам, прежде чем просить прощения у Бога, нужно примириться с человеком. Иначе получится, что мы с вами находимся в недоразумении, но, вместо того чтобы просить прощения друг у друга, мы побежали к третьему лицу просить прощения, а наши отношения остались прежними. И они являются источником ошибок, остаются неисправленными.

Мы должны встретиться и попросить друг у друга прощения, если это возможно. Если это невозможно, значит, мы должны осознать ошибочность своих действий по отношению к другим людям. Прежде чем осознать, что эти действия привели Бога на Крест, доставили страдания, доставили боль, мы оказались, можно сказать, в западне. Мы ближнего огорчаем и Бога распинаем. Действительно, для человека заключается сложность в первом приходе на исповедь, в том, с чего начать.

‒ Батюшка, скажите, какими полномочиями, если можно так сказать, наделен священник? Какая сила ему дана Богом, чтобы участвовать в таинстве Покаяния, принимать исповедь?

‒ Можно сказать о некоторой опасности, которая подстерегает священника: быть судьей. Священник ни в коем случае не является судьей, потому что мы, священники, такие же грешники, как и другие люди. Мы являемся проводниками, как я уже говорил, и через нас действует Божия благодать, Божия помощь. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы не повредить другому человеку своим грехом, своим особым взглядом на жизнь, а предоставить возможность действовать Богу через нас. Поэтому мы видим, что, с одной стороны, священники и люди, которые занимаются какой-то деятельностью в Церкви, должны с особой строгостью относиться к себе, а не к окружающим людям. Об этом напоминает молитва, которую священник читает перед совершением таинства Покаяния. Конечно, это молитва, которая призывает к покаянию. Это молитва, которая напоминает нам о тех ошибках, что мы совершаем ежедневно, или о тех серьезных ошибках, которым мы даже иногда не придаем значения.

Но самое главное, священник говорит кающемуся и сам себе напоминает о том, что он является только свидетелем искренности покаяния другого человека. Вполне возможно, каждому священнику Бог даст какую-то определенную дополнительную память. Чтобы на Страшном суде, когда будет идти речь о нашей участи и нашем покаянии, когда кающийся будет говорить: «Господи, прости меня, я грешил, я каялся, я просил прощения, старался исправиться», священник встал бы рядом с таким человеком и сказал: «Да, я принимал его покаяние, я видел его слезы, мы вместе молились, чтобы Бог его простил. Я свидетельствую, Господи, что все это имело место».

‒ Священник отпускает грехи, являясь свидетелем покаяния?

‒ Прощает грехи Бог. Священник читает молитву, при чтении которой невидимо действует Божественная благодать и, как при крещении водой, омывает, очищает душу от греха, освобождает от греховной тяжести. И реально человек, который побывал на исповеди, буквально после прочтения молитвы чувствует легкость. Представьте себе, турист с рюкзаком поднимается на высокую гору; когда цель достигнута и он снимает рюкзак, такое чувство, что за спиной выросли крылья, чтобы взлететь. Когда с нашей души снимается греховная тяжесть, какая бы она ни была, маленькая или большая, мы, конечно, чувствуем облегчение, радость; мы чувствуем, что начинается новая жизнь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать