«Родное слово» (Новосибирск). На вопросы отвечает прот. Андрей Фёдоров

10 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Завтра мы будем отмечать праздник святой Пятидесятницы, самый значительный после Пасхи и Рождества Христова. По традиции перед ним родительский день, сегодня Троицкая родительская суббота. Бытует мнение, что в этот день Церковь молится обо всех умерших: и о некрещеных, и о тех, кто совершил даже самый страшный, нераскаянный грех – самоубийство. Так ли это на самом деле?

– Как мы с вами говорили, к празднику Троицы от Пасхи нас ведут и готовят воскресные дни и евангельские чтения, которые предлагаются нашему вниманию, события Священной истории, которые вспоминаются. Но праздник Троицы не только личный момент для каждого из нас, сошествие Святого Духа, получение благодати Божией, благословения Божия для каждого отдельно. Этот день можно назвать днем рождения Церкви, то есть  мы не каждый в отдельности спасаемся, а все вместе. Что такое Церковь? Тело Христово и объединение всех верующих людей во Христе.

Церковь – единая, и мы в Символе веры как раз исповедуем: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», поэтому Церковь мы никаким образом разделить не можем, но для понимания иногда говорим, что есть Церковь торжествующая (те святые, которые на Небесах), есть Церковь воинствующая (те воины, которые сейчас живут и сражаются за правду Христову), есть живые, есть усопшие. И именно для того, чтобы подчеркнуть, что мы все составляем единую Церковь, что нет никакого разделения перед Богом, нет различия ни для живых, ни для усопших, мы и совершаем память всех православных христиан, от века живших и преставившихся Господу. Чтобы утвердить себя в вере в загробную жизнь, в вечность, в существование души, в единую Церковь, которую мы все вместе составляем. Все наши родные люди, которые жили и на Руси, и в Византии, и в Греции, по всему миру, и мы вместе составляем одну Церковь. Поэтому мы молимся за всех.

 Однако мы должны понимать, что есть определенные различия между живыми и усопшими. Мы, живые, еще можем покаяться, можем прийти на исповедь, попросить прощения у Бога в своих грехах, переменить свою жизнь. А усопшие уже этого сделать не могут. Поэтому даже святые отцы говорят, что душа каждого человека раскаивается, когда разделяется с телом, но иногда это раскаяние называют запоздалым, то есть человек уже участь свою изменить не может, поскольку он не может изменить свою жизнь. Поэтому мы молимся об усопших, чтобы они не в одиночестве остались, а они надеются на наши молитвы, на молитвы всей Церкви, которые облегчают их загробную участь.

И как мы уже  говорили, в Великую Субботу Господь сошел во ад и вывел оттуда души всех праведников, всех, кто уверовал в Него. Напомню, что перед тем, как Господь сошел во ад, туда сошла душа Иоанна Крестителя, который был казнен. И он, как мы в церковном Предании читаем, и во аде проповедовал покаяние. И все, кто поверил его словам, дождались Спасителя, всех Господь вывел из ада – ад опустел. Вот поэтому именно в субботу, а не в какой-то другой день, в память о той Великой Субботе, мы совершаем поминовение усопших; перед Великим постом – Вселенская родительская суббота. Опять же чтобы утвердиться, что мы к спасению двигаемся не в одиночку, а все вместе, и тех, кто больше всего нуждается в наших молитвах (это усопшие), мы поминаем и сейчас.

Но здесь нужно понимать, что Церковь молится сама о себе. Церковь молится только о тех посторонних людях, которые желают к ней примкнуть (так называемые оглашенные). Есть специальные молитвы, которые мы совершаем каждую Божественную литургию о тех, кто собирается присоединиться к Церкви. И в этом смысле Церковь молится только сама о себе. Мы переживаем и вздыхаем о людях некрещеных, о тех, кто тем или иным образом жизнь свою окончил (может быть, даже наложив на себя руки), мы по-человечески об этом переживаем и надеемся, что участь этих людей не вполне однозначно гибельна, но предпосылки для этого весьма и весьма серьезные.

Как очень красиво сказал святой Афанасий Александрийский, Бог спасает нас не без нас. Если человек не хочет спасения, насильно его нельзя спасти. Если человек отказывается от рая, его нельзя за шиворот, за ухо притащить в рай. Мы знаем, что если мы кого-то берем за ухо, то человек ухо может оставить у нас в руках, убежит без уха, лишь бы сохранить то, что ему представляется свободой. Очень часто это бывает не свобода, а рабская привязанность к какому-то греху, но Бог не насилует никакого человека, Бог насильно никому ничего не предлагает. И если самоубийство и есть акт такого осознанного отказа от рая, Бога, воли Божией, несения креста своего, то мы предполагаем, что участь такой души может быть весьма печальной. Но самое главное: в такие моменты не осуждать других людей и не предвосхищать Суд Божий.

Если мы вспомним евангельский рассказ о распятии Христа, во всех Евангелиях говорится о том, что Христос был распят посреди разбойников, которые вместе со всей толпой поносили Его, предъявляли Ему претензии и говорили: если Ты Сын Божий,  сойди с Креста и нас с креста сними. И по всем человеческим меркам где место этим разбойникам? Конечно, в аду. Если они всю жизнь провели (мягко скажем) неблагочестиво – грабили, воровали, чего только не делали… Это сейчас разбой может быть компьютерный, «культурный», а тогда это конкретно руки были по локоть в крови, и перед смертью еще такое вытворяют...

Если мы возьмем Евангелие от Луки, то увидим, что происходило на самом деле. Оказывается, не оба разбойника поносили Христа, а один из них даже останавливал своего товарища и говорил: «Ведь мы же по правде страдаем, а Иисус страдает невинно. Зачем ты хулишь Его?» И, обратившись ко Христу, произнес слова: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. И Христос ему сказал: ныне же будешь со Мною в раю. То есть разбойник был вообще первым человеком, который вошел в рай. По нашим человеческим понятиям это совершенно немыслимо. Не пророк, не царь, не праведник, не кто-то из праотцев, Адам, например, кто больше всего этого жаждал, ждал, больше всего к этому стремился. Это оказался разбойник, который всю жизнь провел во грехе и в последнее мгновение обратился к Богу и спасся.

И в этом смысле очень поучительный для нас рассказ из жизни святого Паисия Святогорца. Когда к нему пришел отец мальчика, который покончил жизнь самоубийством, он был полностью в безутешном состоянии, и батюшка спросил его: «А как он окончил жизнь самоубийством?» – «Он выпрыгнул из окна». – «А с какого этажа?»  Отец тут совсем расстроился: «Ну какая разница: застрелился он, повесился, выпрыгнул из окна?.. С какого этажа? С пятого». А батюшка говорит: «Разница-то есть – пока с пятого этажа летишь, можно многое передумать за это время». Он как-то утешил отца, отец перестал отчаиваться. 

Для нас был интересный и поучительный момент, когда по благословению уже покойного патриарха Алексия II в годовщину 50-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне совершались отпевания всех погибших или пропавших без вести в Великую Отечественную войну по желанию их родных, оставшихся в живых. Вот мы сейчас живем и не знаем: наши бабушки, дедушки, участники войны, были ли  отпеты, и патриарх благословил совершать отпевание всех. То есть мы видим, что здесь даже не вопрос, был крещен человек или нет, а вопрос веры родных и близких этих людей.

И мы  знаем, что есть два вида крещения. Есть крещение водой, есть крещение кровью. Ведь, например, люди смотрели на стадионах страдания мучеников, и эти страдания у них вызывали такие чувства, что даже палачи (уж не говорю о тех людях, которые были на трибунах) очень часто вставали и говорили: «И я христианин». И тут же этого человека убивали. В нашем понимании они водного крещения не приняли. Но Церковь поминает этих людей не как простых христиан, а как святых мучеников, потому что они приняли крещение в собственной крови.

С какой мыслью умирали наши дедушки и прадедушки, которые защищали нас на фронте, когда  шли в последнюю атаку и пуля пробивала им сердце? Мы не знаем. Почему нам надо предполагать худшее? Давайте будем предполагать лучшее.

В последние моменты вся жизнь проносится перед глазами у человека – и он делает какой-то выбор. Поэтому важен не факт самоубийства, а важны факты обстоятельств. Например, люди, которые окончили жизнь самоубийством, могли находиться  в психическом расстройстве. В таких случаях даже не нужно обращаться к епископам: священник может сам принять решение об отпевании, потому что если психически больной убьет другого человека, то его не будут судить – его будут лечить.

Если человек, пребывая в психическом расстройстве, убил себя, значит, его нужно не судить, а лечить: его можно отпевать и по-христиански поминать. Не будем предвосхищать Божий суд. В любом случае мы можем молиться за своих родных, близких, друзей, если имеют место такие обстоятельства, хотя молитва эта особая.

Если человек нарушил волю Божию (как говорил персонаж произведения Ф.М. Достоевского: «Возвращаю билет в Царствие Небесное»), «возвратил билет», то мы просим: «Господи! Прости его и нас! Прими нашу молитву! И если есть воля Твоя, облегчи загробную участь этого человека». То есть мы начинаем с просьб не о Царствии Небесном, а о прощении и нас самих, и этого человека.

– Отец Андрей, что произошло на 50-й день после Пасхи? Кто стал участником этих событий? Как они повлияли на дальнейшее мироустройство?

– Как мы уже сказали, это день рождения Церкви. Очень интересно посмотреть на иконы, которые выкладываются в этот день посредине храма на аналой. С одной стороны помещается икона Пресвятой Троицы, потому что Господь (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – вся Троица) совершает дело нашего спасения. Но рядом обязательно находится икона, которая свидетельствует об историчности этого праздника: икона с изображением двенадцати апостолов, Божией Матери и Святого Духа в виде огненных языков, которые сошли и почили на каждом из апостолов.

Это событие изменило человеческую историю, потому что в тот же момент апостол Петр обратился к людям, окружавшим его, – и несколько тысяч человек раскаялись и приняли крещение. Началась евангельская проповедь, которая в самое короткое время охватила весь мир.

Иногда Господа нашего Иисуса Христа сравнивают с Александром Македонским. Оба закончили свой земной путь в 33 года. Но Александр Македонский к 33 годам завоевал весь мир и умер, а Христос в 33 года умер, но воскрес – и завоевал весь мир.

Каждый из нас – член Церкви, мы веруем во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Церковь едина, потому что она не только была Апостольской 2000 лет назад, когда ее составляли апостолы, но она Апостольская и сегодня, потому что и сейчас апостолы составляют ее ядро (первоначальные участники, деятели Церкви и все христиане являются апостолами). Не все имеют дар слова, проповеди, но каждый своей жизнью может свидетельствовать о Христе.

Апостол Павел говорит замечательные слова, что, глядя на нас, нашу жизнь, язычники или хулят, или прославляют Бога. Если мы живем благочестиво, являемся апостолами, глядя на нашу жизнь, окружающие люди прославляют Бога и стараются стать христианами. Это является очень поучительным примером для семей, которые состоят из людей разной веры или верующих и неверующих.

Если родного человека все время понукать и говорить: «Пойдем со мной в церковь. Давай я тебе все расскажу, поясню. Не можешь – я тебя заставлю», – это может привести к обратному результату. Особенно когда жена говорит такое мужу: муж как глава семьи не хочет, чтобы им управляли.

Если женщина любит своего мужа, если верующий человек даже свою неверующую половинку любит так, что все готов для нее сделать, то, бывает, по прошествии многих лет, когда неверующий человек спрашивает свою супругу: «Почему ты так меня любишь, так заботишься обо мне?» – в ответ слышит не только: «Потому, что ты мне нравишься», –но и: «Потому, что я исполняю заповедь Божию о любви к ближнему», – у последнего безбожника просыпается вера. И он спрашивает: «Что же это за Бог, Который подвигает тебя на такую самоотверженную любовь? Я тоже хочу верить и доверять этому Богу!»

– Любой праздник – религиозный или государственный – имеет свои традиции празднования. Каковы традиции на праздник Троицы? Как его отмечают на Руси?

– Мы знаем об очень старых, еще ветхозаветных, корнях этого праздника. Потому что у древних евреев был праздник кущей в память о том, что они жили в палатках и ожидали получения законодательства (заповедей Божиих) через Моисея.

В память о том, что когда-то древние евреи (это было задолго до Рождества Христова!) жили в кущах (палатках), мы украшаем зеленью храмы. Это объединяет ветхозаветную и новозаветную Церкви, говорит о том, что они едины.

В этот день храм украшают зеленые ветви и богослужение совершается в зеленом облачении. Когда в Церкви совершается память преподобных отцов, тоже используется зеленый цвет облачения. Потому что преподобные – это люди, которые в высшей степени уподобились Богу, стяжали дар Духа Святого. Поэтому, прославляя преподобных отцов, мы вспоминаем день сошествия Святого Духа на апостолов.

– На следующий день после Троицы отмечается день Святого Духа. Почему это отдельный праздник?

– Чтобы подчеркнуть: Бог Един, но в то же время различен в Лицах Отца и Сына и Святого Духа. Чтобы подчеркнуть, что Святая Троица Единосущная, Нераздельная, Единочестная. То есть мы почитаем Святую Троицу.

В Евангелии от Иоанна, которое мы читали во время богослужения, Христос говорит: Отец Мой более Меня. Речь идет не о том, что Отец является причиной, а о том, что Бог больше не Своего Сына или Святого Духа, – Он больше и выше всякого нашего понимания.

Есть катафатическое и апофатическое богословие. Положительное утверждает, что Бог милосерден, справедлив, вечен, Он есть Дух, Творец, Он не зависит от пространства и времени. Десять  Божиих свойств мы можем прочитать и изучить по Катехизису. Это одна сторона.

Другая сторона – Бог выше всякого определения. Поэтому если мы делаем какие-то утверждения о Боге, они ограничивают Его, а Он ничем не ограничен: Он не то, что мы о Нем говорим. Он выше этого.

– Я благодарю Вас, отец Андрей, за участие в нашей программе.

– Благодарю и Вас за такую возможность и хочу пожелать всем нашим телезрителям заниматься в это время своим образованием. Лучшее образование – самообразование, поэтому нужно читать Божественные книги (Евангелие, «Закон Божий», толкование святых отцов, Катехизис) и погружаться в ту богословскую глубину, которая ожидает нас и в каждом церковном богослужении, и в каждой молитве, обращенной к Богу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​