«Родное слово» (Новосибирск). На вопросы отвечает прот. Андрей Фёдоров

27 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы продолжаем жить в непривычной для всех обстановке режима самоизоляции, в самоограничении. Еще несколько месяцев назад мы планировали многое: кто-то собирался строить карьеру, кто-то заработать денег, кто-то планировал отпуск, но все изменилось и пошло не так. Отец Андрей, когда что-то идет не по нашему плану, как к этому относиться и на что, на кого надеяться?

– Мне кажется, прежде всего, не нужно жить в иллюзиях, что все всегда должно идти по нашему плану. Более того, в самой известной молитве (даже поговорка есть: знать как «Отче наш») есть такие слова: да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Думаю, смысл этих слов именно в том, что мы должны искать не свою волю, не возможности самореализации или освоения чего-то, а прежде всего должны задаваться вопросом: «Какова воля Божья?» И в этом смысле некоторые ограничения всегда будут присутствовать в нашей жизни.

Здесь очень интересный момент, связанный с тем, что наша воля осуществляется не всегда, а воля Божья – всегда. Она осуществляется или при нашем бездействии, или при нашем содействии, или даже при нашем сопротивлении. Это можно сравнить с процессом, когда родители ведут ребенка домой: из пункта А в пункт В все равно они его приведут, но поведение ребенка в этом процессе определяет и его текущую, и его будущую судьбу. Если ребенок доверяет родителям, любознателен, он и по дороге узнает очень много интересного и полезного, и дома его ожидает если не пирожное, мороженое, мультфильмы, то какая-то интересная программа, дальнейшая культурная и творческая жизнь.

А если ребенок сопротивляется, бороздит ногами асфальт, плачет, рыдает, то все равно родители приведут его домой. Но только в дороге вместо какой-то интересной информации или наблюдения за окружающим миром он будет получать тычки, подзатыльники и непонятно что, а дома вместо пирожных и мороженого его ожидает или угол, или еще что-нибудь похуже. Поэтому очень важно понимать, что воля Божья осуществится в любом случае, но наше внутреннее и внешнее состояние будет различным в зависимости от нашего отношения к окружающему. Мы интересуемся тем, какова воля Божья, или делаем свое – вот разница. Это одна сторона.

Вторая сторона: Вы меня спросили про определенные ограничения. Был период в моей жизни, когда я посещал насельников в тюрьмах, в колониях и, общаясь с ними, обратил внимание на такой момент жизни: многие из них считают, что каждый день, каждый час их чего-то лишают, они недоедают, недополучают еще что-то, не получают каких-то впечатлений… Это «недо» растет и растет – представьте себе, за много лет сидения в колонии или в тюрьме сколько этого «недо» собирается! А потом, когда человек выходит и пытается все, что он недополучил, каким-то очень быстрым способом наверстать, через полчаса опять оказывается в тюрьме. Поэтому ограничения, в которые мы попадаем, очень важно понимать не как лишение чего-то, а как возможности, которые перед нами открываются.

Мы уже говорили Великим постом: у нас есть какие-то ограничения в пище (пусть это самая простая вещь), но эти ограничения дают нам возможность разобраться в той же постной пище. Есть даже православная кухня Великого поста: и монастырские рецепты, и домашние рецепты – чего только нам не предлагается…

– Причем удивительные ингредиенты в постной и обычной пище.

– Видим определенное разнообразие. Есть из зелени и петрушка, и кинза, и сельдерей, и много чего еще. Грибы – это не просто одно наименование, вид или подвид, а есть и сыроежки, и грузди, и белые, и маслята. Рыба тоже совершенно разная: и карасики, и сазаны, и карпы, и белая есть, и красная...

Именно ограничения, которые мы принимаем, дают нам возможность углубиться в исследование каких-то конкретных вещей, и мир вокруг становится гораздо более интересным, разнообразным. Мы с вами сколько раз наблюдали людей, допустим, которые кушают все подряд, а потом с тоской смотрят друг на друга, на изысканную пищу, от которой уже тошнит, и думают: что бы еще такое съесть, чтобы похудеть? А когда человек находится в ограничениях, когда он с куском хлеба и глотком воды три дня ходил по горам, то даже в этих крошках хлеба, в этих каплях воды он чувствует необыкновенный вкус, понимает, что и таким образом Бог проявляет о нас заботу, обновляет наши чувства, вкусы, взгляд на мир.

Но, вспомнив о посте, мы заговорили о пище. Думаю, очень полезно вспомнить, что в богослужебных книгах нет вообще ни одного рецепта, то есть это не кулинарные книги, они говорят о духовном. Поэтому смысл Великого поста был не в том, чтобы научиться разбираться в пище, а в том, чтобы с пищи переключить внимание на более существенную для нас сторону жизни, чтобы мы привыкли читать Священное Писание, чаще исповедоваться, причащаться, чтобы мы познакомились с житиями святых, с их творениями. Именно это поможет нам изменить взгляд на жизнь.

И когда заканчивается пост, это не значит, что мы должны сразу поесть и выпить все, что  не могли постом. Это не значит, что нам нужно бросить читать Священное Писание, жития святых и так далее – наоборот. Просто суть поста в том, чтобы приобрести привычку, почувствовать вкус к праведной и духовной жизни, а когда пост закончится, эту праведную и духовную жизнь продолжать.

Поэтому сейчас, когда для нас есть внешние ограничения, мы можем почувствовать вкус уединения, вкус чтения Священного Писания, житий святых, которых просто неимоверное разнообразие. Ведь святые были и разного возраста, и разного положения в обществе, жили в совершенно разных жизненных обстоятельствах, в разные эпохи, сталкивались с разными проблемами… И решали проблемы именно по-христиански – то есть это привело их в Царствие Небесное.

Поэтому знакомство с тем, как это происходило, может не только внести определенное разнообразие в нашу жизнь, но и дать нам определенные подсказки, как следует поступать. И начинать с того, чтобы искать волю Божию. Не свою волю, не свои  желания, а подумать о том, каков замысел Божий, какова воля Божия, как я могу их реализовать в своей жизни.

– Да, возможно, во всем этом есть Промысл Божий, как и не без него прошла когда-то встреча у колодца самарянки со Спасителем, когда она пришла за водой и именно ей Господь открыл истинную глубину Своего учения. Почему ей это открылось?

– Думаю, это, наверное, один из самых загадочных моментов Священного Писания. И загадка заключается не в том, что Господь говорил о каких-то сложных или высоких вещах. В этой беседе с самарянкой есть такие глубокие моменты, мимо которых ни один толкователь Священного Писания, ни один богослов не может пройти. Господь говорит, что мы будем Богу Отцу поклоняться не в стенах, не в храмах, а в духе и истине, что Он не только напоит водой живой верующих в Него, но каждый уверовавший в Него станет сам источником такой воды.

Хочу обратить внимание всех на то, с кем Господь говорил, открывая эти высокие истины. Он говорил не с фарисеями, не с книжниками, даже не со Своими учениками (они стояли где-то в стороне и не решались присоединиться к разговору), Он говорил с женщиной, которая, можно сказать, находилась на дне общества.

На повеление Христа привести мужа она сказала: у меня нет мужа. И выяснилось: мало того что эта женщина пять раз была замужем, но и нынешнее состояние ее таково, что она даже не считает необходимым выходить замуж (мы сейчас это называем сожительством). Думаю, что даже при современной распущенности нравов мало людей найдется, которые одобряли бы такую ситуацию. И ведь вообще к женщинам отношение было не совсем такое, как к мужчинам, и сама женщина, с которой заговорил Спаситель, находится в падшем состоянии. А ей Господь говорит о таких высоких вещах.

Я думаю, это говорит о том, что каждый из нас должен быть богословом, обязательно должен уделять внимание не просто своей душе, а получению богословского образования и богословского опыта, то есть молитвы и так далее – это для того, чтобы быть полноценным человеком. Ведь мало человеку каких-то интуитивных представлений, нужно прилагать усилия. Например, мы понимаем, что при красном свете светофора надо стоять, на зеленый – идти. Но попробуйте с этим пониманием сдать экзамен на знание правил дорожного движения и получить водительские права. Не получится. Нужно потратить на подготовку несколько часов, дней, недель, месяцев, вникнуть в эту ситуацию.

Точно так же и в духовном плане. Иначе мы все время будем в растерянности, непонимании. Человеку нужно понять волю Божию. А как ее понять, если мы ничего не знаем о Боге? Я не скажу, что это что-то сложное. Когда мы это узнаем, то понимаем, что это достаточно простые вещи. Но сочетание этих простых вещей представляет определенную сложность.

Могу привести примеры. Ответьте мне на простой вопрос: Бог милосерден?

– Милосерден.

– Бог справедлив?

– Конечно.

– А теперь давайте подумаем, как эти два качества соотносятся друг с другом? Милосердие подразумевает нарушение справедливости. А если реализуется справедливость, то о каком милосердии может идти речь? Такие простые вопросы говорят об ограниченности нашего восприятия действительности (нашей логики, чувств и так далее). И в то же время эти вопросы говорят о том, что Бог безграничен: в Нем (может быть, пока непонятным для нас образом) уживаются и милосердие, и справедливость. Но человеку обязательно нужно пытаться это понять.

Поэтому в воскресные дни нам предлагаются не только примеры веры, отношений между людьми. Последнее воскресенье перед Троицей – память отцов семи Вселенских Соборов, утвердивших нашу веру, которые решали сложнейшие вопросы, изложенные для нас достаточно просто в Символе веры.

Когда мы крестимся, осеняем себя крестным знамением с самой коротенькой молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», – мы излагаем свое понимание и Троицы, и Личности Господа Иисуса Христа, и пути нашего спасения. Но для этого понимания нужны усилия и время.

– Одним из участников I Вселенского Собора был архиепископ Мирликийский Николай, Николай Чудотворец. Многие считают его своим, русским, батюшкой. В нашей стране его очень любят. Он даже является небесным покровителем Новосибирска (Новониколаевска). За что он так почитаем, за что русские люди так его любят?

– Этот замечательный святой входит в собор русских святых. Нужно обратить внимание наших дорогих телезрителей на то, что в собор русских святых входят святые, которые никогда не жили на территории Руси. Это и святитель Николай Чудотворец, и святой великомученик Георгий Победоносец, и святой великомученик целитель Пантелеимон, и святая мученица Варвара, великомученицы Екатерина и Параскева – целый сонм древних святых.

Почему они входят в собор русских святых? Потому, что мы их любим, знаем их жизнь, проблемы, с которыми они сталкивались. Способы решения ими этих проблем русские люди всегда принимали.

На Западе было движение низведения святых с уровня почитания на более низкий. Это коснулось и Николая Чудотворца, и Георгия Победоносца, и святого Спиридона Тримифунтского (тоже одного из очень почитаемых нами святых).

Все эти святые своей жизнью утвердили глубину богопознания, то есть глубину богословия. Настоящий богослов не тот, кто разглагольствует (или, скажем деликатнее, рассуждает, мыслит) о Боге, а тот, кто живет по-божьему: правильно молится и правильно относится к людям. Эти святые представляют замечательный пример деятельной реализации веры.

Почему святой Николай близок русскому человеку? Потому, что мы, что-то узнав, не сидим на месте, чувствуем необходимость деятельности, каких-то действий. Когда мы узнаем, что человек заболел, сразу спрашиваем, есть ли у него что кушать, пить, есть ли лекарства. Может быть, нужна какая-то помощь. Если узнаем, что у человека все хорошо, есть какие-то достижения, думаем, как его поздравить, создать определенную обстановку, где эти достижения могли каким-то образом проявиться.

Святитель Николай Чудотворец – один из уникальных святых, мы празднуем не только перенесение его мощей (22 мая по новому стилю), не только его прославление зимой, но и его прославление летом: 11 августа – рождество святителя Николая.

Мы привыкли к тому, что отмечаются дни рождения только самых выдающихся участников мировой истории: есть Рождество Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя (потому что оно помогает нам установить точную датировку библейских событий). Из святых мы празднуем только день рождения святителя Николая, который еще в купели, принимая крещение, показал, что он избранник Божий. Николай Чудотворец оказал значительное влияние на мировую историю.

Сейчас мы видим, как украинские депутаты, вступая в драку, решают свои проблемы. Это кажется нам странным и грустным; как говорят: смех сквозь слезы. Но мы помним, что на I Вселенском Соборе святитель Николай дал Арию пощечину за то, что тот хулил Бога.

Часто мы берем это в пример и думаем: «Раз святой Николай дал пощечину, может быть, и мне нужно проявлять такую же ревность? Когда увижу какую-то несправедливость, какой-то грех, как врежу (дам хотя бы пощечину), чтобы остановить человека!» На самом деле последствия этого поступка святителя Николая были весьма тяжелыми: он оказался в тюрьме.

– Об этом мало известно.

– Об этом известно. На иконах святой Николай изображается с двумя клеймами: Спасителя и Божией Матери, Которые явились участникам I Вселенского Собора. Спаситель явился с Евангелием, Божия Матерь – с омофором: это знаки святительского достоинства, которые Они повелели остальным участникам Собора вернуть святителю Николаю.

Святой Николай, дав пощечину, был готов нести наказание за то, что  сделал. Мы же, когда хотим кого-то проучить, оказать какое-то физическое воздействие (и нам светит тюрьма), спрашиваем: «За что? Почему? Я же за правду!»

Мы видим определенное лукавство людей, которые даже не думают о наказании, считая, что заслуживают награду: «Я боролся за правду!» Тут проявляется наше отношение к правде: один за правду готов пострадать, а другой – зарезать ближнего. Святой Николай был среди тех, которые готовы пострадать за правду, – и оказался в тюрьме. Только по особому повелению Божию (явлению Господа и Божией Матери участникам Собора) он был выпущен из тюрьмы и продолжал участвовать в решении вопросов.

Для нас разбор этих примеров очень важен. Если мы не будем вникать в богословскую, дисциплинарную глубину этих поступков, будем идти по жизни очень поверхностно, не заметим каких-то деталей, красоты. Поверхностный взгляд может быть неправильным, искаженным. Поэтому нам необходимо глубокое богословие, проникновение в богословскую толщу, глубину евангельских текстов.

Нужно обязательно читать Священное Писание с комментариями святых отцов, которые реализовали эти слова в своей жизни, прошли практическим путем, спасли свои души и подают нам пример молитвы и правильных поступков, то есть пример правильной богословской жизни. Это такие отцы, как святой Николай, святой Спиридон, святой Георгий; более понятные для нас люди – богословы Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов).

– Наверное, у всех нас сейчас есть время обратиться к этим книгам, открыть для себя что-то новое. Спасибо, отец Андрей, за то, что Вы приняли участие в нашей программе, и за то, что помогаете разобраться в сложных вопросах.

– Спасибо и Вам за такую возможность. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​