Родное слово. Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданская война. Многовекторный поиск гражданского мира»

26 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном.

– Совсем недавно в Новосибирске завершила свою работу научно-практическая конференция, посвященная Гражданской войне, –  «Многовекторный поиск гражданского мира». Мероприятие важное, серьезное, и одним из его организаторов выступила Новосибирская митрополия. Владыка, почему именно Церковь приняла непосредственное участие в подготовке и проведении такого представительного форума?

– Гражданская война – это, конечно, народное бедствие. В нашей стране народ разделился, и прошла глубокая трещина в обществе именно в годы Гражданской войны. Народ разделился на верующих и неверующих, богатых и бедных, красных и белых. И вот это братоубийственное разделение, конечно, вызывает горькое чувство. Эта трещина в обществе проходит и до сих пор. Понимая, что тема очень сложная, трудная – не зря конференция называлась «Многовекторный поиск гражданского мира», – мы хотели, чтобы результатом этой конференции было народное примирение; чтобы мы поняли, что были допущены ошибки и с той и с другой стороны, что наши общие предки хотели как лучше, чтобы Россия была процветающей. Они думали, что царизм мешает, что надо упразднить титулы дворян, князей. Не думали, что придут новые дворяне и новые князья, хотя будут называться другими именами.

Участие Церкви обусловлено тем, что мы хотели рассмотреть еще и нравственный аспект этого события, поскольку в этом году столетие начала Гражданской войны. Мы, конечно, понимаем, что историческая наука не стояла на месте все эти годы, были рассекречены многие документы времен Гражданской войны, найдено много новых материалов, освещающих это событие. Были найдены также записки белогвардейцев. Поэтому мы рассматривали это событие с разных сторон и узнали не только ту историю, какую нам давали советские учебники. Потому что мы знаем, что история воспитывает, и, естественно, идеологи всегда стараются сделать историческое повествование таким, чтобы оно подходило под идеологию того момента, в котором находится государство. Сейчас мы не связаны никакой идеологией, поэтому рассматривали документы как они есть.

Важно было прийти к заключению, что революцию порождает нравственное чувство справедливости. Федор Михайлович Достоевский, который тоже состоял в революционной ячейке, тоже готовил революцию в начале XIX века, сказал в своем романе «Преступление и наказание», что действительно, когда чувство справедливости у человека есть, он начинает думать о том, почему бы накопленные средства, которые есть у старшего поколения, не отдать молодым перспективным людям, которые могли бы эти деньги вложить в процветание государства. Но здесь есть одно «но» – есть нравственное преступление. Соответственно, есть и наказание, и человек несет это наказание. А наша страна вся понесла это наказание. Мы видим результат этой Гражданской войны: были стерты с лица земли целые сословия – и священнослужителей, и дворян, помещиков. В Советском Союзе построена колоссальная экономика; мы не отрицаем, что действительно многое было достигнуто, но все это рухнуло. И причина бедствий Советского Союза – как сказал Александр Исаевич Солженицын, когда ему вручали Нобелевскую премию, – в том, что люди забыли Бога.

Задача-то ведь наша на земле не только построить процветающее государство, экономику, а все-таки навести порядок в душе человека. А душа человека, как говорит Блаженный Августин, ищет только Бога, и она не может успокоиться, пока Его не обретет.

– Владыка, Вы выступили на конференции с основным докладом, задав ей тон. Его тема звучала так: «Гражданская война в России: духовно-нравственное измерение». Что, по Вашему видению священнослужителя, представляла собой Гражданская война? И каковы были ее духовно-нравственные причины?

– Я уже немножко сказал о духовно-нравственных причинах войны. Мы знаем, что во время Гражданской войны очень пострадала Русская Православная Церковь и священнослужители обвинялись в контрреволюции и во вражде советской власти. Но мною были представлены документы, воззвание Святейшего Патриарха Тихона, где он обличает и ту, и другую сторону и все время говорит о примирении, все время говорит о братолюбии, напоминает о том, что у нас общая тысячелетняя история, и бесстрашно обличает всех участников Гражданской войны.

Поэтому нравственный аспект Гражданской войны очень важен. Потому что проявляли агрессию и белогвардейцы, и красные отряды. Мы знаем, что много было и иностранных батальонов, которые фактически являлись карательными отрядами, и там, где белые и красные не могли между собой разобраться, вступали в силу карательные батальоны. То есть принцип революции соблюдается издревле. Мы знаем, что и сейчас проходит множество цветных революций, и все по одному и тому же сценарию. И сценарий этот – мы, конечно же, должны понимать – не только политический, но политики стараются использовать нравственное чувство справедливости.

И мы должны пояснить людям, что если мы хотим жить в едином государстве, в государстве с единым народом, если мы хотим, чтобы было процветающее государство, мы должны выстраивать консолидацию общества на принципе любви; это высший нравственный стимул, который должен быть в государстве. Не просто я должен платить налоги и на этом заканчивается мое участие в жизни соотечественников, нет. Мы само слово «счастье» должны понимать как часть общего благополучия. Поэтому человек только тогда находит цель и смысл жизни, когда он трудится на благо своих соотечественников. А когда начинают приворовывать, вывозить свои капиталы за границу, когда «я свою жизнь устроил, а вы – как хотите» – это не по-человечески, это не по-христиански.

Поэтому сегодня мы имеем большую надежду на мудрые решения правительства. Потому что развивается добровольчество, волонтерство, а это говорит о том, что мы учимся замечать нужды окружающих нас людей. Мы видим, что среди нас есть люди нуждающиеся, люди без определенного места жительства, что есть многодетные, большие семьи, люди тяжелобольные, инвалиды, которым мы, конечно же, должны помогать. Если мы им помогаем, то развивается чувство человеколюбия, и в первую очередь по отношению к своим соотечественникам. И тогда мы действительно становимся единым народом и процветающим государством. Пусть у нас не очень мощная экономика, но на душе спокойно – мы видим и замечаем других людей.

– Возвращаясь к тем временам, к 1918 году. Именно в это время начались первые гонения на Церковь. Русская Православная Церковь, конечно, сильно пострадала в те годы. И тогда же появились первые новомученики и исповедники земли Русской. В чем заключался их подвиг? И почему мы должны чтить их память, помнить о них?

– Пострадала не только Русская Православная Церковь, а все религиозные организации, которые существовали в Советском Союзе. Межрелигиозная обстановка в России всегда была хорошая, мы не помним, чтобы были именно религиозные войны на нашей территории. Но в Гражданскую войну пришла власть с новой идеологией. Идеология была не просто атеистическая, а именно воинствующая, безбожная, которая не терпела ничего церковного, святого и принесла с собой фактически новую религию – религию атеизма. Начали уничтожать все храмы, невзирая на конфессии. Конечно, в первую очередь носители православной культуры подверглись репрессиям: их ссылали, лишали гражданских прав, расстреливали. Но главное в их подвиге то, что они сохранили для нас православную веру, сохранили для нас путь спасения. И хотя не издавались книги в советское время и Церковь всячески ограничивали в деятельности, но мы знаем, что все-таки и службы шли в храмах, и верующие люди окормлялись в храмах. И устно, через наших мам и бабушек, вера передавалась из поколения в поколение. И когда пришло время для возрождения Церкви, очень быстро все возродилось благодаря тому, что у нас были люди, стойкие в вере, которые даже шли на мучения без всякой боязни. А древний учитель Церкви Тертуллиан говорил: «Кровь мучеников есть семя Церкви». Церковь возрастает именно тогда, когда есть мужественные люди, хранители православной веры.

– Пострадали в те годы и наши земляки. Поселок Ложок в Искитимском районе, село Волчанка в Доволенском – особые места на карте Новосибирской области: здесь были найдены захоронения замученных и расстрелянных священнослужителей. Кто были эти люди, наши земляки?

– У нас отец Игорь Затолокин занимается историей новомучеников и исповедников на территории Новосибирска. Сюда ссылали людей со всей России. Искитимлаг был самый ужасный лагерь – отсюда уже не возвращались. Найдены захоронения; многих кремировали в печах, где обжигали известь. В селе Волчанка, например, мы знаем, специально жили палачи; туда свозили людей из Томской области, из Барнаула, с Алтая, из Новосибирска. Там их убивали, причем убивали зверски: колотушками всякими, лопатами, и потом хоронили в болоте. Сейчас болото отступило, и найдены тела этих новомучеников. Они перезахоронены за алтарем храма в Довольном. Конечно, надо отдать дань уважения, почтить этих новомучеников. Все они на Юбилейном Соборе прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Мы выявляем их имена, эти имена вносим в свои синодики, в церковные календари, чтобы молиться этим святым людям.

– Как поддерживается их память в Новосибирской епархии?

– В Новосибирской епархии многое делается. Во-первых, надо выяснить, кто пострадал, где и как пострадали. Во-вторых, там, в каких храмах они служили, мы устанавливаем памятные таблички. Сейчас есть комиссия при Синоде, которая занимается увековечиванием памяти новомучеников, и они рекомендуют нам, чтобы улицы, площади, скверы, парки носили имена новомучеников, но в первую очередь, конечно, храмы, часовни. И у нас это есть. Мы поставили памятник святому государю-страстотерпцу Николаю и его сыну цесаревичу Алексию. В Ложке мы поставили храм в честь новомучеников. В Новосибирске есть монастырь в честь новомучеников. Поэтому мы стараемся, где возможно и как возможно, увековечить их память. В Купино даже есть улица в честь священнослужителя.

– Уже результат!.. Больше восьмидесяти процентов населения Новосибирска считают себя людьми православными. Но пока в Новосибирске нет ни одной улицы, носящей имя святого. В то же время наши улицы носят имена палачей. Несправедливо. Поднимались ли такие вопросы на конференции, кто-то выступил с инициативой? Создавались ли какие-то инициативные группы?

– Тема болезненная. Мы все время подаем в мэрию прошения, чтобы увековечить имена новомучеников в названиях наших новосибирских улиц. Улицу, где находится официальная резиденция нашей митрополии, хотели назвать в честь Николая Ермолова. Но власти ссылаются на то, что переименование – это очень дорого, что надо менять и печати, и штампы, все это сложно. Мы знаем, что в свое время на это не смотрели, хотя это и не было еще сильное государство в начале советской власти, но все равно переименовывалось всё и вся. Потом некоторые названия возвратили, а некоторые так и остались; фактически почитания этих палачей нет, просто названия улиц остались, как историческое прошлое. Я думаю, сама жизнь будет приводить к тому, что имена палачей будут убраны. Потому что на исторической памяти воспитываются новые поколения. В нашем государстве уже нет атеистической идеологии, и я думаю, что всякая реставрация прошлого просто уже не будет принята современным поколением.

– Мероприятия, направленные на увековечивание памяти жертв гонений за веру, могут изменить к лучшему нравственное состояние людей?

– Это необходимо для нас с вами, в первую очередь для нашего внутреннего созидания. Потому что если имя как-то увековечено... Это не обязательно, конечно, но если, допустим, это имя есть в городе – не безразлично, под какими символами мы живем, не безразлично, под какими символами мы воспитываем нашу молодежь. Одно дело – просто имя, а другое дело – атмосфера, которую мы созидаем в городе. Ведь наша страна избрала путь традиционной нравственности, избрала путь консолидации общества – и посмотрите, как окружающие нас соседи на это реагируют. Они пытаются даже изолировать нашу страну и из политики, и из экономики, и так далее. Почему? Потому что им не нравится. Они хотели бы видеть здесь безликую массу, которая не помнит своей истории и которая работала бы на мировую буржуазию. А это у них, я думаю, не получится.

– Каковы были главные итоги прошедшей конференции? В чем сошлись мнения ее участников?

– Главное – что была принята резолюция. Мы обратились ко всем, чтобы наши соотечественники хранили народное единство. Чтобы памятники, которые у нас есть, сохранялись. Чтобы был паритет. Чтобы была возрождена, увековечена память не только участников Гражданской войны со стороны нового российского правительства, но и тех, кто был на другой стороне. Потому что мы знаем, что весь Транссиб был забит вагонами с умирающими солдатами, даже невозможно было ездить поездам, ездили на телегах. Участники Первой мировой войны, больные тифом, и участники Гражданской войны умирали в этих вагонах, их просто выбрасывали и закапывали рядом с железнодорожным полотном. Сейчас мы инициировали раскопки, найдены уже останки этих солдат, это наши соотечественники. И хотя мы не знаем имен, но будут установлены памятные кресты, потому что все они, как правило, были православные люди. Раскопки будут вестись вдоль всего Транссиба.

Хотя это не имеет отношения к Гражданской войне, а просто к истории нашего города, осенью были проведены раскопки на месте села Кривощеково. Там был найден фундамент Никольского храма, он стоит прямо на гробах захороненных жителей села Кривощеково. То есть место, где жили самые первые поселенцы, наши предки отметили возведением этого храма. Рядом мы установили памятный крест. Мы знаем, что этот храм был перенесен в Бугринку и там уже разобран, а здесь остается такое памятное место, как начало нашего города.

– Благодарю Вас, владыка, за участие в нашей программе.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать