Преображение (Одесса). Проблема алкоголизма

18 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе! Вино – глумливо, сикера – буйна. Так Священное Писание характеризует алкоголь. В сегодняшней программе мы поговорим о проблеме алкоголизма, о ее признаках и масштабе.

Что еще говорит нам Священное Писание о вине и вообще об алкоголе?

– Священное Писание достаточно часто обращается к этой теме. И в Ветхом Завете, и в Новом много раз упоминаются различные спиртные напитки. Нужно признать, что львиная доля этих упоминаний носит отрицательный характер. Я бы даже сказал, что найти какие-то положительные высказывания Священного Писания о спиртных напитках и их влиянии на человека можно крайне редко. Для примера, можно вспомнить из Ветхого Завета такое выражение: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею (Притч. 31, 6). Но даже этот текст, если читать его сначала, в контексте звучит далеко не так оптимистично. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. А дальше уже идут слова, которые мы указали выше. Это говорит о том, что алкоголь – это утешение для людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Для людей, которые в очень тяжелом положении, это просто способ забыться, дурман, который помогает им хоть немного ослабить ту боль, что их терзает снаружи или внутри.

Из Нового Завета общеизвестен текст Первого послания к Тимофею, где апостол Павел пишет своему ученику, апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (Тим. 5, 23). Да, такой текст есть, но и здесь видно из контекста, что он обращается к человеку, который был суровым аскетом, во всем себе отказывал, питался буквально только хлебом и водой, чтобы через эти аскетические труды приобрести больше Божией благодати. Чтобы снизить влияние плоти на свой образ мышления в целом. Поэтому, зная о строгости, суровости его жизни, апостол Павел ему и говорит, чтобы тот хоть немножко пил вина, потому что оно будет благотворно влиять на пищеварительную систему, поскольку человек себя уже совсем уморил. Так это можно понять из контекста.

Все остальные более или менее известные библейские тексты  обличительно звучат для любителей алкоголя. Например, в Книге Притчей говорится: Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид. В Книге Левит: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику], чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого. В Книге пророка Исайи: Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток. Пророк им возвещает горе.

Евангелие от Луки говорит о пророке и Предтече Господнем Иоанне: ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится (Лк. 1,15). Здесь говорится, что его величие в том числе состоит в полном воздержании от алкоголя. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Это слова Самого Господа Иисуса Христа, которые связывают воздержание от алкоголя с готовностью достойно встретить Его Второе Пришествие. Послание к Римлянам  отмечает: будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству...

Есть еще такой жесткий текст в Первом послании к Коринфянам: Не обманывайтесь:…пьяницы…Царства Божия не наследуют. Это повторяется и в других Посланиях: к Ефесянам, к Галатам. Это говорит о том, что Священное Писание предостерегает нас от неумеренного употребления алкоголя и предупреждает о коварстве спиртных напитков. Если человек занят какой-то серьезной работой, если готовится идти в храм, если он на какой-то ответственной должности, то для него во всех этих случаях, как прямо говорит Священное Писание, спиртное противопоказано.

– Всякому ли вообще человеку позволяется употреблять вино, кроме тех случаев, о которых Вы сказали, или человек еще дополнительно должен наблюдать за собой?

Любой человек должен наблюдать за собой. Но в первую очередь, мне думается, от спиртного следует полностью воздержаться тем людям, у которых уже был негативный опыт злоупотребления спиртными напитками, которые страдали от алкоголизма, но смогли преодолеть этот недуг. Чтобы к нему не вернуться, им лучше полностью от вина воздержаться. Это касается всех тех людей, которые не могут вовремя остановиться. Если в человеке есть какая-то предрасположенность к алкоголизму, ему лучше вообще спиртного не пить, за исключением принятия Святых Христовых Таин. Но мы понимаем, что это Кровь Христова, а не просто вино. Поэтому здесь мы делаем исключение. Но, думаю, таким людям лучше воздержаться даже от запивки. Потому что вино для них является буквально ядом и несет им реальную опасность.

Говоря об алкоголизме, мы должны обязательно затронуть тему наследственности. Это тот случай, когда наследственность имеет очень большое значение. Если родители человека страдали от алкоголизма, процент того, что у их детей этот недуг тоже проявится, очень высокий. Если человек, у которого родители имели такую проблему, является верующим, православным христианином, он должен особое усилие направить на то, чтобы ни в коем случае не позволить в себе возродиться этому недугу. Если святые отцы говорят, что мы должны определить свою главную страсть и направлять против нее свои основные духовные усилия, то для такого человека, наверное, этот вопрос даже и не стоит. Ему ясно, против чего ему необходимо бороться.

– Что такое алкоголизм? И грех, и заболевание?

– Мы можем рассматривать это явление под разными углами. Оно неоднозначное. В нем много разных сторон. Мы можем сказать, что алкоголизм – это вредная привычка, и это будет правильно. Можем сказать, что это медицинское заболевание, синдром алкогольной зависимости, и это будет верно. Можем это назвать просто греховной зависимостью, и это тоже будет верно. Можем назвать это и страстью. Наряду с другими страстями алкоголизм – тоже страсть.

Другое дело, что у этой страсти есть отличие от других страстей. Есть страсти, которые для нас являются производными от каких-то естественных потребностей. Например, блудная страсть возникает на почве нашего полового инстинкта, который в нас вложен Богом. Мы понимаем: если человек реализует этот инстинкт продолжения рода в браке, то здесь греха нет. Но если у него это имеет какие-то греховные формы, то тут уже действует страсть. Что же касается пьянства, то это полностью приобретенная страсть. Потому что употребление человеком алкоголя не предусмотрено.

– Даже гнев предусмотрен как гнев против греха.

– Да. И мы знаем, что, во всяком случае, первые люди (даже не то что самые первые, а вплоть до Ноя) еще даже и не знали, что такое алкоголь. Они вообще его не использовали, жили без него и как-то без этого обходились.

– Кстати, какова история алкоголизма?

– Как раз с Ноя все и начинается, раз уж мы упомянули его имя. Это был первый человек, который в каком-то смысле пострадал от действия алкоголя. Мы помним эту историю из Священного Писания. Он не знал, как действует алкоголь, поэтому на Ное вины не лежит. Он выпил забродивший виноградный сок и вдруг поддался действию алкоголя. Но люди это действие заметили и с тех пор начали уже специально, целенаправленно этим пользоваться, и не только плодами винограда, но и другими. Есть разного рода спиртные напитки, разной степени крепости. Так начала развиваться история алкоголя в человеческом роде.

Если мы будем рассматривать историю человечества именно под этим углом зрения, то увидим, что в каждом народе были свои традиции изготовления и употребления алкогольных напитков. Очень часто они были связаны с религиозной практикой. Многие культы языческих богов предполагали употребление спиртных напитков, одурманивающих человеческие чувства, в том числе и способствовали блуду, который тоже имел какой-то ритуальный характер. Одно с другим было связано.

Что касается израильского богоизбранного народа, то мы видим, что спиртные напитки употреблялись. Но есть очень важная черта в отношении употребления, в частности, вина. Так, во времена Господа Иисуса Христа евреи никогда не использовали цельное вино:  всегда пили разбавленное, что было одним из способов ослабить влияние алкоголя на поведение человека. Они знали, что цельное, неразбавленное вино может очень сильно одурманить человека, вызвать неадекватные поступки, реакции. Они пили вино, так как оно хорошо, например, утоляет жажду во время жары, но когда оно было в небольшой концентрации, это было вполне нормально и терпимо. Однако мы видим из описания жизни Господа, что те моменты, когда Господь вместе с апостолами употреблял алкоголь, можно перечислить по пальцам. Это было на каких-то особых празднествах, пиршествах, а не повседневным явлением.

– Да мы и на страницах Евангелия не видим пьяных. Если в Ветхом Завете еще они встречаются, то в Евангелии – нет.

– Да, это любопытная черта. Вы верно заметили, что встречаются больные, прокаженные, бесноватые, нищие, но не пьяные. Нигде никто на улицах не валялся. Если бы это было распространенным явлением, как в наше время в некоторых странах, то, наверное, хоть один пьяный попал бы в кадр евангельского повествования. Но мы этого нигде не видим. Это лишнее подтверждение, насколько осторожно иудеи использовали алкоголь.

– Каковы признаки и симптомы алкоголизма, в том числе в духовном плане?

– У этого заболевания много различных симптомов, но самый, наверное, безошибочный–привыкание, зависимость. Если человек чувствует, что ему уже тяжело прожить без регулярной дозы алкоголя, это показывает, что он на пути к тому, чтобы стать алкоголиком в строгом смысле слова. Здесь надо говорить о том, что алкоголизм – это страсть, которая действует не автономно, а в связи с другими страстями. Очень часто святые отцы, которые боролись против пьянства, говорили, что алкоголизм и пьянство –путь к блуду. Человек, который позволяет себе выпить лишнее, перестает себя контролировать прежде всего в аспекте хранения целомудрия, хранения супружеской верности. У него снимаются защитные механизмы сознания, запреты становятся уже не такими обязательными, и он позволяет себе сделать то, чего никогда бы не сделал в трезвом состоянии.

– Получается, замужним женщинам и женатым мужчинам нужно обратить особое внимание на хранение себя от алкоголя?

– Безусловно! Особенно когда алкоголь распивается в смешанной компании, с какими-то чужими мужчинами и женщинами, что является уже опасной, рискованной ситуацией. Кроме того, я заметил такую особенность у людей, которые зависимы от алкоголя: если они садятся за стол и им не предлагают спиртного, какой бы ни был прекрасный стол, у них сразу возникает нервозность, они начинают раздражаться, проявлять вспыльчивость, гнев. Спрашивается, что вдруг произошло? Когда анализируешь, понимаешь, что не поставили бутылку на стол. Лишение дозы, на которую человек уже рассчитывал, садясь за стол, сразу вызывает в нем целый букет отрицательных эмоций. Это значит, что бес пьянства сразу оказывает на него влияние.

– Каковы масштабы, статистика этой проблемы?

– Это довольно плачевная статистика, я бы сказал – угрожающая.

 Начнем с общемировой статистики. Всемирная организация здравоохранения считает, что заболеваемость алкоголизмом в мире постоянно возрастает. Причем это связано с тенденцией увеличения благосостояния людей. В более благополучных, обеспеченных странах процент алкоголиков, как ни странно, выше, чем в бедных. Видимо, потому, что бедные люди не могут позволить себе столько алкоголя, как богатые.

В 2000 году в мире больных алкоголизмом было около 140 миллионов. В  2010 году уже около 208 миллионов. Если сохранится такая прогрессия, к 2050 году больных алкоголизмом в мире будет более 500 миллионов. Полмиллиарда алкоголиков – это каждый двадцатый человек. Мы говорим о людях, больных алкоголизмом. Если же говорить о просто пьющих, то уже сейчас в мире их 2,3 миллиарда. Грубо говоря, третья часть населения Земли регулярно употребляет спиртные напитки. Эти люди еще не алкоголики, но алкоголь на столе у них присутствует систематически.

Что касается, например, украинской статистики – статистика у нас в полтора раза хуже, чем в мире в целом: на одного украинца 13,8 литра чистого спирта. Много это или мало? Если разложить на 365 дней, то окажется, что не так уж и много. Но можно посчитать по-другому. Ученые доказали, что 50 граммов спирта, чистого алкоголя убивают 1000 нейронов головного мозга. Понятно, что у нас в мозгу миллиарды нейронов, но ни одна тысяча лишней точно не будет. И если посчитать, сколько нейронов головного мозга убито за один год, то это просто ужасно.

– Почему человек становится алкоголиком? Из регулярно выпивающего становится рабом бутылки.

– Наверное, причина в том, что граница между регулярно пьющим человеком и алкоголиком довольно размыта. Она может быть установлена не так легко. Любой из умеренно пьющих людей, каких у нас в обществе большинство, время от времени, но понемногу употребляющий алкоголь, думает о себе: «Ничего плохого нет, если я выпью один бокал вина или рюмку водки за ужином (или вечером перед сном буду смотреть фильм и выпью бутылку пива). Это небольшая доза алкоголя, я даже не опьянею».

Но людям, которые так о себе думают, я предлагаю провести очень простой эксперимент. Выделите несколько дней в неделю, в которые вы вообще не будете употреблять алкоголь. Скажем, в понедельник, среду и пятницу – ни грамма алкоголя. И посмотрите, что будет с вами происходить, когда вы сели за обеденный стол и не берете бокал вина или вечером не пьете рюмочку водки (или садитесь смотреть фильм, но уже без пива, а с соком, чаем). Если все нормально, вы абсолютно спокойно обходитесь и даже не вспоминаете про алкоголь – слава Богу. Значит, действительно у вас этой зависимости нет.

 Но если вдруг чувствуете, что вам чего-то не хватает и хочется достать бутылочку вина и все-таки выпить бокал, это говорит о том, что уже есть определенная зависимость. Это уже опасно, и с этим нужно бороться. Если это появилось, тогда точно эти дни в неделе нужно сохранить, не употребляя алкоголь.

– Какие причины видят святые отцы в алкоголизме?

– Они очень тесно связывают алкоголизм, пьянство с влиянием дьявола на человеческую душу. Я заметил эту особенность, читая разных святых отцов. Можно процитировать святителя Иоанна Златоуста: вино есть дело Божие, а пьянство – дьявольское. Святитель Тихон Задонский пишет, что никто так не бывает любезен дьяволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его волю, как пьяница. Святитель Василий Великий пишет: «Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования». Даже если человек был наделен Богом какими-то духовными дарованиями и будет пить лишнее, он может лишиться этих духовных даров именно по той причине, что попадает под власть дьявола. Вот насколько это опасно.

– У специалистов по проблеме зависимости есть такое выражение: алкоголизм – это болезнь замороженных чувств. Страхи, раздражение, злость, обида могут стать причиной алкоголизма? Как Вы сказали, все эти страсти родом от демонической силы.

– Да, здесь несколько различных корней этой проблемы, и страх одна из причин, почему некоторые люди употребляют алкоголь. Уже давно признано, что алкоголь самый эффективный антидепрессант. Человек, который выпивает определенную дозу, снимает стресс, расслабляется, ему просто становится веселее. Кажется, избавился от проблем. Но это иллюзия: сама проблема никуда не исчезла, это временное снятие напряжения. Как только пройдет влияние алкоголя, проблема опять вернется. На самом деле это не решение ее, а только усугубление и добавление лишней проблемы: зависимости от алкоголизма.

Я бы хотел подчеркнуть: мы сейчас живем в период, особенно опасный для развития зависимости от алкоголя. Сейчас карантин, и немецкие ученые уже заметили, что потребление алкоголя в Германии в период карантина увеличилось на тридцать три процента. Люди стали покупать гораздо больше вина, крепких спиртных напитков именно потому, что находятся дома, в праздности и обычные их установки уже смещаются.

Если они раньше жили по схеме: пять трезвых рабочих дней и два выходных, когда можно что-то выпить, то теперь живут в постоянном выходном времени, как в отпуске, и буквально каждый день пьют. С другой стороны, то, что они употребляют спиртное, – это тоже попытка защитить себя от страха. Даже сидя дома, человек боится заболеть. Он все равно понимает, что какой-то риск остается: по необходимости приходится куда-то выходить. И чтобы ему не было так страшно, он пытается заглушить это алкоголем.

Есть вероятность того, что число людей, зависимых от алкоголя, увеличится по окончании карантина и коронавируса. Так что проблема коронавируса имеет дальнейшие, весьма печальные последствия.

– Что делает Церковь для профилактики алкоголизма?

– Она делает то, что в ее силах. Мы, священники, стараемся в проповеди говорить об этом людям, читаем тексты Священного Писания, в которых говорится об опасности пьянства, о вреде этой страсти; мы общаемся с людьми на исповеди, потому что люди упоминают это, объясняем, насколько это вредно и опасно. В воскресных школах, в других удобных случаях пытаемся донести до людей эту тему.

Те, что слышат нас, имеют возможность получить от этого пользу, но это касается людей прежде всего воцерковленных. Ясно, что люди, которые сами не приходят в храм, могут нас не услышать. Пользуясь случаем, говоря с экрана телевизора, мы хотя бы в какой-то степени компенсируем этот недостаток.

– Церковь предлагает созависимым или зависимым молиться перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Какова история этой иконы и как помогает Богородица?

– Насколько известно, эта икона впервые была явлена в 1878 году в городе Серпухове. Человек, бывший военный, страдающий от пьянства до такой степени, что у него даже отнялись ноги, имел видение во сне: ему явился преподобный Варлаам Серпуховской, который сказал, чтобы он шел в Серпухов и помолился там перед иконой Пресвятой Богородицы об исцелении от недуга. Буквально на четвереньках он пополз туда, преодолел немалый путь и был вознагражден за свой подвиг: Божия Матерь исцелила его. И с тех пор эта икона стала почитаема. Вначале почитание было местным, в рамках города Серпухова. Но поскольку этот недуг сейчас стал массовым, масштабным, то и почитание этой иконы распространилось даже за пределы Русской Православной Церкви.

– Каковы на сегодняшний день конкретные примеры помощи Богородицы, святых, Самого Господа?

– Таких случаев очень много, но все они связаны с проявлением сильной веры. Я был в городе Серпухове и прикладывался к этой иконе «Неупиваемая Чаша», слышал там много историй исцелений реальных людей, которые больше не возвращались к этой страсти.

Меня очень удивил случай, который я слышал лет двадцать назад, я еще учился в семинарии. Мне рассказал один парень, который тоже учился в семинарии, о том, что его отец страдал от недуга алкоголизма, и вместе с мамой они молились за него, читали акафисты Божией Матери и доливали ему в чай святую воду с молебна перед иконой «Неупиваемая Чаша». Этот недуг у него прошел полностью. Мне в память врезалось то, что они с молитвой верили в действие святой воды тайно от человека, верили в то, что благодать Божия, заключенная в святой воде, подействует на него. Их вера была вознаграждена.

 – Кому еще Церковь рекомендует молиться, к кому прибегать за помощью в ходатайстве перед Господом от этого недуга?

– Традиционно считается, что святой мученик Вонифатий помогает людям избавиться от недуга пьянства, алкоголизма, но в целом, я думаю, любой святой, к которому человек обращается с искренней верой, может помочь. Это может быть  небесный покровитель, имя которого носит человек, может быть кто-то из великих святых: Иоанн Предтеча, великий аскет, Николай Чудотворец, который помогает в любой жизненной ситуации, Спиридон Тримифунтский, который отличался необыкновенным милосердием и чудотворной силой. Главное, чтобы у человека было желание избавиться от этой страсти, а Господь укажет ему, каким путем лучше идти.

Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​