Преображение (Одесса). О страхе и надежде. Бояться или надеяться на Бога?

11 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

Христос воскресе! Сегодняшние исторические события складываются так, что человек стоит перед страхом или надеждой. Что выбрать: бояться или надеяться на Господа? Именно о страхе и надежде и пойдет речь в сегодняшней программе.

Страх – это врожденное или все-таки приобретенное чувство?

– Есть страх врожденный как выражение инстинкта самосохранения, а есть и  приобретенный. Он бывает различных видов. Когда мы говорим слово «страх», это только первое впечатление, что мы говорим о чем-то однородном. В действительности это очень многослойное понятие, в котором есть много разных оттенков смысла, в том числе даже и позитивных.

–  Какие есть виды страха?

– Начать нужно с того, что страх бывает реальным и воображаемым. Есть страх, у которого бывает какая-то непосредственная причина, вызывающая у человека чувство опасности, и отсюда способы реагирования: убежать, спрятаться, предпринять какие-то действия, чтобы себя защитить. А есть страх, который ничем конкретным не вызван, а является фантомным. Поэтому различают также такие два вида страха, как  естественный и патологический. В последнем случае можно даже говорить о каких-то фобиях, когда человек чего-то боится (например, замкнутых пространств). Есть люди, которые ходят только по лестницам и даже боятся зайти в лифт, потому что у них клаустрофобия. Есть многие другие даже необъяснимые вещи. Так, есть люди, которые патологически боятся змей, хотя они их могли даже ни разу в реальной жизни не встречать. Но даже когда они видят их на экране телевизора, на фотографии, у них уже появляется панический страх. Страх – это по-своему очень интересное понятие, есть о чем поговорить и подумать. Но для большинства людей это прежде всего негативные эмоции.

–  Существует ли вообще бесстрашие и хорошо ли это?

– Если мы говорим об условном бесстрашии (например, какой бесстрашный воин, совершил такой великий подвиг…), мы понимаем, что здесь бесстрашие – синоним отваги, мужества, храбрости, смелости, самообладания. У человека была такая сильная воля, что он подавил страх, он умел им управлять, он знал, какая опасность, откуда она исходит и как ее избежать, чтобы совершить то действие, которое в результате было признано подвигом. Это не есть бесстрашие в строгом смысле слова, а именно умение возвыситься над этим страхом, использовать его для мобилизации собственных сил и сделать то, что принесло какую-то пользу стороне, за которую ты выступаешь, борешься или воюешь.

Если же мы говорим о бесстрашии в строгом смысле слова, то есть об отсутствии страха, то это ненормальное явление. Если мы представим себе человека, у которого вообще нет страха, который ничего не боится, это больной, ненормальный человек. Это означает, что у него нет инстинкта самосохранения. Он находится в постоянной опасности, так как  может в любой момент, например, упасть с балкона, потому что не боится высоты.

Обязательно есть вещи, которых мы должны бояться. Мы должны бояться, например, взять рукой раскаленный предмет, горячий чайник. Мы берем его за пластиковую ручку, чтобы не обжечься. Мы знаем, что есть вещи, которых обязательно нужно избегать, нельзя их делать. Мы это усваиваем в раннем детстве, иногда даже путем проб и ошибок. Когда один раз обжегся, уже знаешь, что это горячо, трогать нельзя.

Это говорит о том, что страх – благо для человека. Господь так устроил, что мы боимся тех вещей, которые нам неполезны, для нас опасны. Я даже думаю, что Адам и Ева в раю боялись древа познания добра и зла до того самого момента, как сатана сумел путем хитрой беседы отвлечь внимание Евы от страха и предложить ей какую-то другую мотивацию, чтобы преодолеть этот страх. Это жажда власти, жажда абсолютного знания, жажда опередить своего супруга и прочие мотивации, которые вытеснили здоровый, спасительный для нее страх.

–  Почему человек часто боится будущего? Потому, что оно неизвестно?  Или есть еще какие-то мотивы?

–  Есть много причин боязни перед будущим, потому что будущее нам неизвестно, и оно в себе таит многое, что может быть для нас опасным, вредным, трагичным по последствиям. Мы не знаем, есть это в будущем или нет. Человека страшит именно неопределенность. Бывает даже так: если человек знает, что с ним произойдет, даже если это что-то плохое, у него страха уже нет. Он готов. Как говорят, предупрежден – значит вооружен. А если не знаешь, что произойдет (может, ничего плохого и не будет), страшна уже сама неизвестность.

Но эта неизвестность является для нас испытанием. Это испытание нашей веры, крепости нашей души и наших жизненных установок: на кого мы надеемся, в кого верим и насколько эта вера является руководящей для течения нашей жизни. Это может быть просто формальная вера, а может быть тем, что способно нас поддержать в трудный момент, даже если нам реально может что-то угрожать. Когда мы говорим о страхе перед будущим, это страх, который во многом сразу определяет человека верующего и неверующего.

 Бояться будущего и думать о будущем – это разные вещи?

– Конечно, разные! Мы все думаем о будущем. Любой нормальный человек как-то пытается планировать свои действия, прогнозирует, что с ним может произойти, если он поступит так или наоборот. А вот бояться будущего – это совсем другое. Мне думается, что христианину вообще не нужно бояться будущего. По существу, чего вообще должны бояться христиане? Мы должны бояться только Бога. Потому что мы все ходим под Богом. Вся наша жизнь находится в Божиих руках.

Когда мы говорим, что должны бояться Бога, эту боязнь тоже нужно понимать правильно. Есть страх, который человека унижает. Мы говорим: «Какой трус», и это что-то унизительное. А есть страх, который человека возвышает. Если мы говорим о страхе Божьем в высоком смысле этого слова, то он чист, как говорится в Священном Писании. Мы должны бояться Господа в том значении, что должны Его любить, как ни странно это звучит. Мы должны бояться обидеть Бога как своего любящего Отца, бояться Его огорчить, то есть мы не делаем ничего плохого из боязни нанести тем самым Богу какое-то оскорбление, что сделаем что-то неприятное для Бога. Как мы своего родного отца не хотим ничем обидеть, боимся его обидеть, так боимся обидеть нашего Господа.

Поэтому когда мы говорим о том, бояться ли будущего, то христианин бояться его не должен. Потому что будущее прекрасно известно Богу, на Которого мы надеемся, Которому полностью доверяем. А если мы Ему доверяем, нам нечего бояться будущего. Мы должны мужественно принимать любое решение Божие о нашем будущем. Даже если для нас оно в чем-то будет неблагоприятным, оно все равно будет для нас в конечном счете полезным. В этом мы можем быть уверены.

 Хотелось бы вернуться к причинам страха будущего. Вследствие чего возникает этот страх: маловерие, сомнение? Над чем нужно работать?

–  Страх перед будущим очень тесно связан с маловерием, с недостатком веры. Мы можем вспомнить евангельский текст. Апостолы Христовы, ближайшие Его ученики, обратились к Нему с просьбой: умножь в нас веру. Они чувствовали, что веры им не хватает, и это вызывало у них беспокойство. Почему они просили об этом Господа? Потому, что они ощущали, что без Него им страшно. Пока Он был рядом с ними, они не боялись. Они знали, что это – Мессия, Сын Божий, Который всегда их защитит. Но они боялись остаться без Него.

Когда они оставались без Него, у них случались панические настроения. Когда Господь уснул в лодке на Генисаретском озере (то есть Он телесно был с ними, но отсутствовал с ними духовно, потому что спал), мы видим, что поднявшаяся буря повергла их в панику, в шок. Они начали Его будить, чтобы Он опять с ними присутствовал, чтобы Он их спас и помог им. Хотя они точно не знали, что Он сделает. Он утишает бурю, но они не знали, что Он сможет так сделать. Но они Его будили, так как знали, что что-то Он сделать сможет. Если Он, по крайней мере, не будет спать, будет с ними вместе в этой ситуации, им уже не будет страшно. О чем это говорит? Когда мы с Господом, нам не страшно. Отсюда и вывод: мы должны всегда быть с Господом, и нам никогда не будет страшно.

 В псалме говорится: …не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. По-моему, это удивительный псалом. Может ли одной из причин страха быть недоверие Богу, Его Промыслу, тому, что Он ведет нас туда, где нам будет хорошо?

– Я думаю, это частный аспект того же самого маловерия. Когда человек недостаточно доверяет Богу, это говорит о том, что он вообще в Него недостаточно верит. Вера и доверие – однокоренные слова. Если по отношению к людям эти понятия могут отличаться, то по отношению к Богу они очень близки. Если мы в Господа верим, мы Ему и доверяем, и в Нем уверены. Потому что Господь – Свидетель верный, как об этом говорится в Писании. Он никогда Себе не изменит. Если Он нам обещал спасение, Он обязательно обещание исполнит. Господь не человек, чтобы Ему изменяться. Он всегда неизменен в Своих обетованиях, в Своей любви к каждому из нас, в Своем желании помочь нам преодолеть любые жизненные трудности.

Поэтому все зависит от того, насколько мы сами уделяем Ему внимание внутри своего сердца и в своей собственной жизни. Мало декларировать, что я верю в Бога, особенно в душе, надо при этом ежедневно делать дела веры. Этими делами вера доказывается. Она ими настолько иллюстрируется, что мы сами каждым добрым делом, сделанным ради Христа, укрепляем свою собственную веру. Раз мы смогли это доброе дело сделать, нам удалось, у нас получилось, значит, на самом деле есть Тот, Кто нам помогает это делать и Кто в конечном счете нас за это вознаградит. Получается, чем больше мы делаем добрых дел ради Христа, чем больше ради Него подвизаемся, преодолеваем свои греховные, страстные наклонности, тем сильнее становится наша вера, и она избавляет нас от любого страха.

С другой стороны, если мы начинаем лениться, думаем, что дело можно отложить на завтра (в конце концов, я же не стал хуже, я по-прежнему верю в Господа, просто чуть меньше стал работать над собой и во благо других людей), то вера сразу ослабевает. Потому что, я бы сказал, вера – атомная энергия, которая может вращать турбины. Она может совершать большие дела. Но если ничего не делать, она остается внутри атома. Атом получается нерасщепленным. А если человек еще и начинает грешить (а не бывает такого, чтобы человек вообще ничего не делал: если он не занят добродетелями, он начинает заниматься грехами), то это может привести к ядерному взрыву, то есть к саморазрушению.

– Куда ведет боязнь будущего? Если мы все-таки не будем работать над собой, не будем работать над страхом, где окажемся?

– Это может привести к очень неприятным последствиям для человека, даже к фатальным. Если человек начинает постоянно чего-то бояться, это вызывает в нем порой необратимые процессы, болезни, неврозы. Если человек постоянно находится в страхе, то в конце концов он находится в греховном состоянии. Если он постоянно боится будущего, в котором для него, может, ничего плохого и не будет, он проявляет маловерие. Значит,  находится в состоянии греха, а любой грех привлекает демоническое влияние.

Святой Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом прямо: нет ни одного греха в мире, когда либо зачинщиками, либо участниками не были бы демоны, нечистые духи. Если человек боится будущего, то бесы это замечают сразу. Они обязательно будут находить для него новые поводы бояться этого будущего, причем с геометрической прогрессией. Он будет бояться больше и больше, если не будет с этим бороться, что-то предпринимать.

Поэтому обязательно нужно осознать эту ситуацию. С этого начинается преодоление любого греха, любой фобии. Надо понять, что это явление ненормальное, это от лукавого и так делать не нужно.

– Прекратить смотреть устрашающие ролики.

– Вот именно. Я не понимаю тех людей, которые смотрят фильмы ужасов. Что такого они в этом находят, когда нагнетается атмосфера страха? Эти ужасные размалеванные куклы, красная краска льется рекой – зачем все это смотреть? Что это? Не хватает адреналина из реальной жизни? Пожалуйста, запишитесь в волонтеры, помогайте больным людям, изувеченным, инвалидам, посещайте госпитали, больницы. Вы всё это увидите, и у вас будет столько эмоций, что вам не будут нужны фильмы ужасов. Нет, люди хотят пощекотать себе нервы: они понимают, что это игра, потому что настоящее страдание очень больно ранит душу…

– Или сейчас снимаются ролики о будущем, каким оно будет, каким будет страшным; мир после атомной бомбардировки…

– Можно сказать, это разновидность научной фантастики. Тут есть другие обертоны. Во всяком случае, жизнь после атомной войны – это уже новый мир. Интерес в этом. Тут дело не в страхе, а в новой реальности. А есть люди, которые хотят, чтобы их кто-то напугал, чтобы режиссер снял фильм пострашнее. Я считаю, в этом есть что-то греховное.

– Лукавое.

– Да, это ненормально.

– Выходит, что подобный страх лишает нас поиска спасения, самой главной цели нашей жизни, то есть мы становимся на ложную дорогу.

– Да, когда человек постоянно живет в страхе, ясно, что сам он соглашается жить в этом страхе, он выбрал для себя этот путь ради каких-то своих собственных целей.

Мне сразу вспоминается пример из жизни отца Серафима (Роуза). Когда он был молодым человеком, он был выдающимся студентом, прекрасно учился, проявлял феноменальные способности к языкам; впереди у него была блестящая профессорская карьера. Его буквально направляли к этому, подталкивали, ожидали, что он будет будущим научным светилом. Но он отказался от этого пути.

Что его оттолкнуло? Как раз в это время он принял православие, интересы у него были духовные, но его жизнеописатель говорит прямо, что было главной, движущей причиной. Отец Дамаскин (Христенсен) пишет в своей книге «Не от мира сего», что отец Серафим чувствовал в этих людях, членах профессорской корпорации университета, где он учился, страх. Все они были в страхе, они боялись за свое место, за свою должность, за свою карьеру. И вроде бы внешне они улыбались,  но при этом он понимал, что это маска, что в глубине души у них страх и это все неискренне. Атмосфера на самом деле лицемерная, друг друга никто не любит, зависть, прочие склоки... Но в первую очередь, как человек чувствительный, он ощутил страх и решил, что ему это не подходит.

 Он полностью все оставляет и уходит в лес, в монастырь, чтобы подвизаться ради Господа. Он ушел от этого страха, выбрал веру в Бога и обрел вечную жизнь. Это человек, который действительно стал настоящим христианским подвижником в духе древних святых отцов.

– Как перейти от страха к надежде, выйти из бытийного тупика к свету жизни?

– Любой человек должен для этого предпринять определенные духовные усилия.

– Есть определенные механизмы?

– Ясно, что эти механизмы есть. Если человек привык бояться, если в нем присутствует страх перед будущим, прежде всего он должен осознать, что так быть не должно. Если он христианин, то вера должна полностью исключить этот страх. В конце концов, весь вопрос сводится к тому, чтобы стать настоящим, деятельным, реальным христианином. Не просто крещеным человеком, а начать жить жизнью Церкви.

Я думаю, любой из нас в какой-то момент своей жизни испытал переход к реальной вере, к настоящему, реальному христианству. У меня случались диалоги с людьми, которые рассказывали о том, как они пришли к вере, – у них было общение с Богом. Когда человек начинает общаться с Господом лично, обращаться к Нему с молитвой, даже не зная догматических особенностей веры, но принимая таинство Крещения, страх полностью уходит из жизни, потому что человек вверяет себя Божественному попечению. Как поется в ирмосах Великого канона: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Мы уже находимся под покровом Божьим, и бояться нам нечего.

– Все равно в духовной жизни есть волны: то больше веришь, на высоте, а бываешь и на Голгофе. Не всегда быть на Фаворе. И периодически страх может возвращаться. Как быть в этом случае?

– Любая страсть может возвращаться. Пока жив человек, он находится в уязвимом положении. Святые отцы об этом говорят, и это нужно признать: никого не ублажай прежде смерти. Пока живет человек, даже если другим он кажется праведным, святым, у него есть возможность падения. Но зато есть и обратная возможность: даже у самого, казалось бы, закоренелого грешника есть возможность обращения и спасения.

Да, есть определенная динамика, в том числе и по отношению к страху. Вроде бы нам кажется, что мы  утвердились в вере, уверены в том, что Господь нам помогает, что мы православные, воцерковленные люди, тем более если в священном сане, – и вдруг случается ситуация, когда мы чувствуем, как из-под ног уходит почва. И мы не знаем, что будет дальше, у нас возникает неуверенность; какие-то чувства, которые мы давным-давно забыли, опять воскресли. Это говорит о том, что Господь порой попускает нам такие состояния, чтобы мы почувствовали, что сами по себе без Бога мы ничего не представляем, у нас нет сил сопротивляться трудностям жизни по-настоящему. И когда мы это переживем (хотя бы на какие-то считанные часы, минуты),  это помогает нам еще больше утвердиться в своей вере.

– Главное успокоение для души человека в Господе. Но можно ли дать еще какие-то житейские советы, которые помогали бы бороться со страхом и были помощниками в надежде?

– Такие ситуации случаются; слава Богу, что их немного. Но бывает такая ситуация, когда думаешь: а что дальше? Этот вопрос уже таит в себе страх перед будущим.

Понятно, что у нас есть слово Божие, Священное Писание, таинства Церкви – много средств для того, чтобы утвердить в себе веру. Но есть и простое прагматичное житейское соображение: просто надо вспомнить опыт своей предыдущей жизни. Сколько было таких ситуаций? Казалось, что было хуже и опаснее, но Господь укреплял, Господь помогал выруливать ситуацию. Казалось, уже полный провал и некуда деваться, а все получалось совершенно по-другому.

Я думаю, здесь есть такой момент: враг рода человеческого специально нагнетает этот страх, пытается максимально сгустить атмосферу.

– Подбросить дровишек.

– Да, чтобы человеку казалось, что выхода нет, довести его до отчаяния. Самое главное – выйти из этого состояния. Надо вспомнить, что Господь по-прежнему нас любит. Если Он помогал нам раньше, в прошлом, то почему не поможет в будущем? Это соображение при всей своей простоте помогает сразу прийти в нормальное, спокойное, трезвое состояние.

– Что говорит Священное Писание о будущем?

– В Священном Писании есть прекрасные строки: судьбы Божии – бездна многа. И есть другие слова: от Господа пути человеку исправляются. О чем это говорит? О том, что вся наша жизнь находится в Господних руках и нам неизвестно будущее. Господь благоволил скрыть его от нас ради нашего собственного блага. Любые попытки проникнуть в наше будущее пресекались Господом довольно жестко. Мы видим, что апостолы спрашивали у Христа не раз: «Не в это ли время уготовляешь ты Царствие?»

– «Не ваше дело!»

– Да, Господь отвечал прямо: не ваше дело знать времена или сроки. Это говорит о том, что мы должны положиться на волю Божию. Мы должны верить, что Господь предусмотрел для нас самое лучшее, что может произойти с нами. Эта точка зрения всегда себя оправдает: когда человек настроен на позитив – произойдет позитив.

В жизни так устроено: человек, который сам по себе позитивный, и притягивает к себе что-то положительное. А если в человеке неуверенность, злость, недоброжелательность к другим людям, то это отталкивает от него людей и притягивает неприятные события.

Самое главное – любить Бога и ближнего своего, как написано в Евангелии. И это уже является условием изменений к лучшему, которые могут и должны произойти в нашей жизни.

– Что бы Вы могли посоветовать людям, у которых навязчивый страх перед будущим?

– Если страх именно навязчивый, то есть подозрение, что в этом какая-то патология, что это фобия и вообще болезненная реакция человеческого сознания. И нет ничего зазорного в том, чтобы человек обратился к врачам и выяснил, нет ли медицинских предпосылок для этого явления. Если врачи скажут, что все нормально, тогда человек будет уверен, что это чисто духовная проблема, что это происки лукавого, демонические внушения. В таком случае нужно просто подробнее поговорить с духовником (значит, раньше этому не уделялось должного внимания), объяснить ему, что именно в таких-то ситуациях есть такой-то страх. Я думаю, если духовник опытный, он обязательно посоветует человеку то, что наиболее подходит к его жизненной ситуации.

Если говорить об универсальных рекомендациях, я думаю, что надо вести православный, церковный образ жизни. Регулярно участвовать в церковных таинствах Церкви: исповедоваться, приобщаться Святых Даров, ежедневно читать Священное Писание, читать утренние, вечерние молитвы, соблюдать заповеди, не допускать проявления в своей жизни греховных страстей.

Все это привлекает к человеку Божественную благодать, Сам Господь станет присутствовать в нашем сердце, любовь Божия будет ощущаться нами непосредственно. А любовь Божия изгоняет страх, поэтому и бояться нам будет нечего.

Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​