Преображение (Одесса). Женщина в Церкви. Праздник святых жён-мироносиц

4 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе! Вторая неделя по Пасхе носит имя святых жен-мироносиц. Именно о роли женщины в Церкви и святых женах-мироносицах и пойдет речь в сегодняшней программе.

Кто такие жены-мироносицы?

– Как мы видим из евангельского текста, это женщины, которые служили Господу от своих имений. Был определенный круг людей, которые желали оказывать материальную поддержку Самому Господу Иисусу Христу и Его ученикам. Мы видим, что Господь был занят только проповедью. Он не мог в это время трудиться для самообеспечения, то же самое касается и апостолов. Чтобы они могли питаться, во что-то одеться, где-то переночевать, они нуждались в определенной материальной поддержке. Так, у Иуды Искариотского был ящик, в который он собирал пожертвования для апостольского сообщества, но, вероятно, были и другие способы оказания им помощи.

Что это за жены-мироносицы? Мы знаем их по именам: Мария Магдалина, которая обычно называется первой, Мария Клеопова, Марфа и Мария – две сестры Лазаря Четверодневного, Саломия, Иоанна и Сусанна. Как правило, именно они называются среди этих женщин. Несомненно, были и другие. Семь – это число полноты, но оно взято все-таки довольно условно. Потому что ясно, что таких женщин было значительно больше. Хотя в повествовании о явлении Господа этим женщинам упоминаются не все семь. Так что в этом отношении есть определенная дискуссия среди богословов: как именно нужно понимать это сообщество, каково оно по численности и как происходило  их общение с Господом. Эти вопросы до конца еще не изучены.

– Наименование мироносиц было им дано после Воскресения Христова. Как произошла их встреча с воскресшим Господом и как апостолы отнеслись к их свидетельству о том, что Христос воскрес?

– Они потому и называются так, что несли миро, чтобы помазать тело Господа, умастить его дополнительно благовониями. Вероятно, они посчитали, что те обряды, которые были приняты у иудеев при погребении человека,  соблюдены не полностью. Хотя, безусловно, нужно отдать должное усердию Иосифа Аримафейского и Никодима Праведного, которые постарались сделать все необходимое. Но условия, в которых они все это делали, были настолько трудными и времени было так мало, что, вероятно, какие-то формальности не были до конца соблюдены.

Жены-мироносицы, зная об этом, решили это восполнить. Когда они шли ко гробу Господа, а это был первый день недели по субботе, рано утром, произошли чудесные события. В Евангелии от Матфея прямо говорится, что они увидели ангела, который произвел сильное землетрясение. Землетрясение, наверное, было все-таки локального масштаба, но это не говорит о том, что оно было слабым. Во всяком случае, тот массивный, огромный камень, которым был закрыт вход в пещеру гроба Господня, отпал сам собой в результате этого землетрясения, и жены-мироносицы получили возможность лично удостовериться в том, что гроб пуст. А ангел так и сказал им, что там нет Христа, Он воскрес и чтобы они пошли и возвестили об этом апостолам.

Когда они, окрыленные этой вестью, пошли обратно, на пути их встретил Сам Господь. Как говорится в Евангелии от Матфея, они припали к Его стопам, и это было уже их непосредственное поклонение, встреча с воскресшим Господом. Что любопытно, это поклонение Господь принимает; в отличие от поклонения Марии Магдалины, которой Он сказал, чтобы она этого не делала. Святые отцы объясняют это тем, что Мария Магдалина еще не имела веры, что это воскресший Христос. Она просто узнала Его, и как она помнила Его по Его жизни до Воскресения, так хотела и здесь воздать Ему чисто человеческое поклонение. А в случае жен-мироносиц мы уже видим другую ситуацию. Они воздают поклонение Господу как истинному Богу, воскресшему Христу, и Господь их поклонение принимает.

– Почему их память выпадает именно на вторую неделю по Пасхе?

– Это вполне объяснимо. Они были свидетелями страданий Христовых,  были с Господом во время Его смерти на кресте. Когда Церковь празднует какой-то большой праздник, сначала чествуется главное действующее лицо этого торжества, а затем отдается должное тем, кто участвовал в этом празднике. Так, сначала Благовещение, а потом Собор Архангела Гавриила; или сначала Крещение Господне, а на следующий день Собор Иоанна Предтечи. Так и здесь. Сначала само Воскресение Христово, потом неделя вместо Пасхи, а затем вспоминаются те люди, которые были непосредственными свидетелями этого события, то есть Воскресения. А все-таки первое явление воскресшего Господа было именно женам-мироносицам.

– Почему именно женщинам?

– Почему именно им, а не кому-то другому? Например, не апостолам? Здесь можно поставить вопрос: а кто больше заслужил? Те, что прятались, боялись, думали о спасении своей жизни, или те, что, несмотря на страх, несмотря на реальную угрозу своей безопасности, все равно сохранили верность Господу и оказали Ему моральную поддержку. Они находились рядом с Ним на Голгофе. Видя их, понимая, что они Ему сочувствуют, за Него переживают, Господь ощущал определенную поддержку с их стороны. Поэтому они должны были быть вознаграждены.

– Даже во время Своего скорбного шествия Он именно к ним обратился, чтобы они не плакали.

– Да, Господь обращался к этим женщинам отдельно. Он никогда не забывал о том внимании, которое они Ему оказывали.  Их любовь ко Христу, которая была при жизни, никуда не исчезла и после Его смерти. Они не знали, что Он воскрес, но  все равно пошли к Его гробу сразу, как только позволял закон. Как только закончился субботний покой, еще до восхода солнца, они уже спешили, чтобы послужить Господу даже после Его смерти. За это они были достойно вознаграждены.

– Что олицетворяют собой эти святые и какой пример они дают современным женщинам-христианкам?

– Это идеал женской верности, преданности, служения Господу Иисусу Христу и любви к Спасителю. Из всех этих перечисленных качеств, наверное, все-таки любовь к Богу была на первом месте. Они должны были много трудиться ради Него на протяжении Его общественного служения. Это не то чтобы Господь где-то в одном месте пребывал и они время от времени отсылали Ему какие-то пожертвования. Господь постоянно перемещался по всей территории страны. Им нужно было следить за тем, где Он находится, чем сейчас занят, каковы Его отношения с враждебными Ему группами, тех же самых фарисеев, книжников, законников. Они переживали за Него, заботились о Нем. Они постоянно следовали за Ним, чтобы при необходимости  Ему помочь. Труды их были велики уже при Его жизни. То, что они хотели сделать после смерти Господа для Него, тоже вошло в историю.

– Что сегодня должна представлять собой православная женщина-христианка и какой пример она должна черпать из действий святых жен-мироносиц?

– Мне кажется, тут две стороны вопроса. С одной стороны, добродетели женской христианской души во все эпохи одинаковые: целомудрие, кротость, скромность, преданность своему служению в Церкви, послушание своему мужу, материнство, молитвенная, духовная жизнь. Это то, что всегда украшало женщину. Об этом писал апостол Павел, так что здесь не нужно придумывать ничего нового.

С другой стороны, мы видим, что каждая эпоха имеет свои особенности. Именно в наше время у женщины появилось намного больше возможностей для самореализации. Сейчас эмансипация женщин является в каком-то смысле и негативным явлением, но, с другой стороны, у женщин сейчас стало намного больше прав. Фактически столько же, сколько и у мужчин. Сейчас мы видим женщин во многих сферах деятельности, которые для них раньше вообще были закрыты. Еще сто лет назад никто не мог подумать, что женщины могут быть полицейскими, военными, менеджерами крупных фирм, директорами... Это открывает для них  совершенно новый уровень, чтобы они могли проявить скрытые в их душе таланты.

Но есть здесь и такой момент, как новые искушения. Когда женщина была домохозяйкой, она заботилась о том, чтобы накормить и одеть своего мужа, своих детей, чтобы домашний очаг был постоянно в порядке. А теперь ей нужно выполнять массу разных обязанностей, и у нее появилась власть, очень много новых возможностей, но очень мало свободного времени. При этом еще нужно и по дому успевать, исполнять свои обычные женские обязанности. Вот это создает совершенно новую ситуацию, которой никогда раньше в истории не было. Это определенный вызов: какой должна быть женщина-христианка в этих новых условиях.

Я думаю, что это предполагает углубленную работу над собой. Раньше у женщины было много свободного времени. Она могла свободно им распоряжаться. А теперь у нее этого времени мало, и, несмотря на это, нужно находить его для общения с Богом в молитве, для посещения храма, для того, чтобы читать Священное Писание, святых отцов. Это уравнивает женщину с мужчиной, и в этом и можно усмотреть специфику нашей эпохи.

– Есть ли связь между внешним видом и внутренним состоянием православной христианки?

– Безусловно, есть. Форма и содержание всегда связаны. Мы сами понимаем, что от того, как мы одеты, мы себя иначе чувствуем. Я давно уже для себя это отметил. Иду я в рясе по улице или в светской одежде, я совершенно иначе себя ощущаю. Соответственно, люди ко мне иначе относятся, иначе меня воспринимают. То же самое касается и вопроса, как должна одеваться православная христианка. Мы не настаиваем, что она должна быть  полностью в закрытой одежде, постоянно ходить в юбке до пят, в платке, в котором будет видна только верхняя часть лица. Нет, конечно.

Мы понимаем требования современной эпохи. Если женщина работает учительницей в школе, она должна выглядеть так, чтобы ее нормально воспринимали  ученики. Когда женщина идет в храм, она одевается уже по всей строгости закона. Но в какой-то другой ситуации, когда она реализует себя на работе или дома, критерии немножко меняются. Следить за своей одеждой надо в любом случае. Она прежде всего должна быть опрятной.

Я думаю, здесь надо обращать внимание именно на обратную связь. Когда мужчина смотрит на женщину, он ее все равно в первую очередь воспринимает через призму одежды. Если она одета скромно, если видно, что эта женщина верующая, а это сразу можно распознать по одежде, то и отношение к ней будет уже другое.

Думаю, такая женщина находится в большей безопасности, даже чисто физически. Потому что она уже воспринимается как часть религиозного сообщества. Если же женщина в слишком откровенной одежде, это уже воспринимается как специальный способ для привлечения мужского внимания. В каком-то смысле она сама это провоцирует…

– Уже явно не христианский позыв...

– Да, это вообще несовместимо с христианской верой. Ясно, что вера должна проявляться в том числе и во внешних атрибутах. С другой стороны, можно вспомнить, что говорил А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Когда все это взаимосвязано и обусловлено религиозным восприятием, то это получается даже естественно: женщина, с одной стороны, одета красиво, а с другой – скромно.

– У нас есть идеал святых жен-мироносиц, а с другой стороны, есть время, которое диктует свои законы. Как приблизиться к идеалу святых жен-мироносиц? По крайней мере, приближаться к этому, но не выглядеть белой вороной и не привлекать лишнего внимания?

– Здесь я вообще не вижу никакого противоречия. Не нужно думать, что жены-мироносицы были какие-то небесные люди или тем более – реликты своей эпохи. Восприятие этих женщин у нас поневоле получается каким-то архаичным, потому что мы сами люди XXI столетия. Поэтому когда мы видим жен-мироносиц на иконе в длинных старинных одеяниях, то сразу имеем представление  о том, что они совсем другие. Но по существу ведь они были тоже женщины своего времени. Они тоже одевались по моде, традициям, обычаям своей эпохи, своей страны. В них не было ничего сверхъестественного, но они отличались от других тем, что верили в Господа, служили Ему, соблюдали заповеди Господни строже, чем другие. И это сразу вызвало у них более пристальное внимание к деятельности Иисуса Христа и более искреннюю веру в Него. Я думаю, если у женщины-христианки даже при ее современном образе жизни будут в душе те же добродетели, что у жен-мироносиц, – это вполне совместимо и всем только во благо.

– Какую роль сейчас играет женщина в Церкви?

– Эта роль очень велика. И она, мне кажется, была велика всегда. Может быть, сейчас мы не имеем так много исторических свидетельств о том, как это было, например, в Средние века или тем более в античности; нам больше известен последний период. Зато последний период очень хорошо иллюстрирует, что женщины буквально спасли нашу Церковь в богоборческую эпоху. Тогда приходы состояли, думаю, в основном на девяносто девять процентов из пожилых женщин, которые, не боясь никаких угроз советской власти, несмотря на все препятствия, все равно приходили в храм на Пасху, в будние дни, ставили свечи, и именно они поддерживали священнослужителей.

Я помню одного священника (он давно скончался), он был уже пожилым и рассказывал, что при Хрущеве у него была зарплата тринадцать рублей. Прожить на эти деньги было невозможно, но он выживал именно потому, что люди поддерживали. А кто эти люди? Это были «белые платочки», бабульки, которые приносили даже свою последнюю копейку в храм для того, чтобы поддержать священника, поддержать Церковь, чтобы православие не умерло. Поэтому их роль была очень велика.

На сегодняшний день ситуация стала немного меняться: стало больше мужчин, но тем не менее женщин у нас все равно большинство, и они имеют возможность не просто молиться, а могут исполнять определенное служение в Церкви. И это важное служение, разноплановое. Посмотрим, кто обычно в свечной лавке, кто делает уборку в храме, кто поет на клиросе. А ведь это стало уже настолько привычным, что мы даже этого не замечаем. Но это постоянная, ежедневная работа, выполняемая именно женщинами. Роль женщин в Церкви очень велика.

– Вот, например, женщины не занимают иерархических должностей, не имеют права принимать степень священства. Не значит ли это, что таким образом их роль становится второстепенной?

– Ясно, что служение епископа, священника, дьякона более почетное, оно привлекает к себе всеобщее внимание, потому что эти люди на виду, им принадлежат и власть, и материальные ресурсы в епархии, на приходе, но мы можем посмотреть на ситуацию с другой стороны, под другим углом. А кто должен был родить этого мужчину, который впоследствии стал дьяконом, пресвитером или епископом? Кто дал ему такое воспитание, что он воспринял эту религиозную харизму, эту благодать? Это могут сделать только женщины. Да, безусловно, женщины выполняют непосредственно свою функцию в Церкви: она довольно скромная. Но при этом от того, как они воспитали своего сына, что  вложили в него, фактически зависит и уровень духовной жизни всей Церкви. Какие у нас архиереи, священники, дьяконы, зависит от того, какие у нас женщины.

Чем более высокий уровень именно женского благочестия, тем выше уровень нашего священноначалия, нашей иерархии и всех тех людей, которые входят в нашу Церковь. Эти вещи взаимозависимые и взаимосвязанные. Обычно мы смотрим на тех, кто учит с кафедры, с амвона, но не задумываемся, откуда у них корни этой веры. А в подавляющем большинстве случаев это получено ими от матери.

– Богородица входила в число жен-мироносиц?

– Официально нет. Мы не видим Ее в лике жен-мироносиц, потому что Ее роль выделена: Она особая, Она – Матерь нашего Господа. Кроме того, Она не упоминается прямо в евангельском тексте: что Она была с ними рядом; мы не встречаем Ее с Марией Магдалиной или Марфой. Есть попытки некоторых святых отцов, в частности Иоанна Златоуста, все-таки увидеть Ее присутствие среди жен-мироносиц  под именем другой Марии. Есть выражение в Евангелии: пришла и другая Мария. Какая другая? Он говорит, что это и была Матерь Господа, потому что странно это выглядит: пришла какая-то другая Мария... Где тогда была Божья Матерь? Почему Она не пришла?

Возникает много вопросов, но есть и другое мнение святых отцов. Они считают, что воскресший Господь в первую очередь явился именно Своей Матери. По той же логике вещей: Она этого заслуживала больше, чем кто бы то ни было. Если это было так, если Господь предварил Ее пришествие на гроб Своим явлением Ей, то Ей даже не нужно было туда приходить. Господь Ей явился там, где Она находилась в тот момент: в доме апостола Иоанна Богослова или где-то в другом месте.

Тут вопросы, которые остаются без ответов. В Евангелии об этом ничего прямо не говорится; значит, это область частных богословских мнений.

– Можно ли сравнивать светский праздник Восьмое марта и православный праздник святых жен-мироносиц?

– Сравнивать-то, конечно, можно, но сравнение будет явно в пользу Недели жен-мироносиц, потому что именно это законный, традиционный православный женский день.

Восьмое марта довольно странный праздник; история недавняя и довольно мутная. И даже сейчас его переименовывают. У нас, в Украине, он не считается привязанным к  Кларе Цеткин и революционному движению,  он воспринимается просто как праздник весны, начала марта. Поэтому я думаю, что настоящим православным женским днем является, конечно, Неделя жен-мироносиц. С другой стороны, многие женщины, даже православные и воцерковленные, не против, чтобы их поздравляли не только в Неделю жен-мироносиц, но и 8 марта тоже.

С чем это связано? Может быть, с тем, что мы все-таки живем в обществе, где люди общаются друг с другом. И православные, и не православные. В одном коллективе поздравляют женщин…

– «Нет, меня не поздравляйте, меня – через три недельки…»

– Конечно, не будут так говорить. Тем более что в марте эта дата постоянная, устойчивая, а Неделя жен-мироносиц каждый год в разный день. Поэтому невоцерковленным людям трудно уследить, когда нужно поздравлять в следующий раз. Я думаю, нет греха поздравить женщину, если это родная женщина, мама, жена или дочь, и 8 марта с праздником наступления весны. Просто сделать приятное, подарить цветы. Но при этом настоящий женский праздник, праздник, когда женщина должна быть, наверное, поднята на пьедестал, – это Неделя жен-мироносиц.

– Что бы Вы хотели пожелать православным женщинам в этот праздник?

– Прежде всего здоровья. В наше время это особенно актуально. Кроме того, благополучия, помощи Божией во всех тех трудах, которые они несут постоянно, ежедневно, потому что женский труд, как мы сегодня уже об этом говорили, зачастую менее заметен, чем мужской.

– Особенно если это домашняя работа.

– На мужчин больше смотрят… Многие герои, известные в истории, мужчины.

– И святых мужчин больше.

– Их больше канонизировали, потому что святители, благоверные князья, праведные священники – все мужчины, поэтому ясно, что они на виду и их в первую очередь причисляют к лику святых.

Какие бы ни были праведные, святые женщины, зачастую они настолько малозаметны, что как бы ничего особенного в них и нет.

– Это добродетель смирения.

– Вспомним житие преподобного Антония Великого, когда Господь указал ему двух женщин, которые жили со своей свекровью. Смирение, кротость, любовь друг к другу – до этого еще надо дорасти... А мы даже не знаем этих женщин по именам. Антоний Великий прославленный, канонизированный, а имен женщин мы даже не знаем.

– И они не менее великие.

– Они, оказывается, даже в чем-то более великие; ему было чему у них поучиться. Очень хочется пожелать, чтобы Господь прибавил нашим женщинам терпения, сил и дал им внутреннюю духовную радость, чтобы они ощущали, что труды их не напрасны, что и в этой жизни, и в будущей Господь обязательно их вознаградит.

Записала Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​