Преображение (Одесса). Святое воскресение в Царствии Божием

27 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе! В эти святые пасхальные дни мы продолжаем говорить о воскресении. Что будет после святого воскресения? Какое воздаяние получат праведники и в чем оно состоит? В сегодняшней программе мы раскроем православное учение о Царстве славы, которое откроется после Страшного Суда.

Царствие Божие находится в основе проповеди Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Он неоднократно благовествовал о нем. Когда оно начинается и в чем его суть?

– Это отдельная большая и экзегетическая, и догматическая тема. Были даже попытки рассмотреть все Евангелие под углом учения о Царствии Божьем. Все синоптические Евангелия можно рассмотреть на предмет этого учения, и будет видно, что через все Евангелия рефреном, красной нитью проходит учение Господа о Его Царствии, которое уже сейчас существует, но которое во всей полноте откроется только после Его Второго Пришествия и воскресения мертвых. Надо заметить, что в этом понятии есть определенная многослойность. Мы говорим о Царствии Божьем и думаем, что это что-то одно, но в этом есть несколько различных смыслов.

Так, когда мы говорим, что в нашем сердце присутствует Царствие Божие, мы имеем в виду ощущение благодати. Само Божественное присутствие дает нам чувство сопричастности к этому особому Царствию Божьему. С другой стороны, когда мы говорим о Церкви, мы называем Церковь царством благодати, по православному догматическому учению. Это тоже Царствие Божие, которое уже сейчас существует на земле, и мы являемся его общниками. Но все же в самом сильном, полном и буквальном смысле слова Царствие Божие – это именно то Царство славы, что откроется для праведников, которых Господь воскресит из мертвых после Своего Второго Пришествия на момент Страшного Суда. После этого Суда то Царство, которое для них открывается, будет полнотой Божественного всемогущества, Его святости и любви, что сотворит абсолютно новую страницу в истории человечества, которое перейдет в новый эон бытия, и это будет Царствие Божие в самом полном смысле слова.

– Тогда уточняющий вопрос. Мы уже сейчас желаем душе усопшего Царствия Божьего. В чем отличие нынешнего Царствия Божьего, которое обретается душами, от Царствия Божьего, что будет после воскресения?

– Самое явное отличие, которое можно сразу констатировать, – это то, что сейчас только душа человека может приобщиться к этому святому Царствию Божьему. Да, оно уже сейчас есть, на небесах.

– То есть мы желаем конкретно этого же Царства?

– Да, это совершенно непосредственное пожелание, которое душа сразу чувствует. Она его слышит, воспринимает, потому что в Духе Святом имеет место связь  между земной (воинствующей) Церковью и небесной (торжествующей) Церковью. Мы знаем, что там, в духовном мире, есть три неба, о которых пишет апостол Павел. На самом верхнем уровне Престол Всевышнего, ангельские лики, величайшие святые. Именно там и есть полнота Божественного Царства и святости, которая имеет место вообще в нашем бытии.

Но пока это доступно далеко не всем. Именно после воскресения мертвых это будет уже для всех воскресших праведных душ, которые соединятся с телами. Это будет уже всеобщая реальность. Поэтому, с одной стороны, мы понимаем, что Царствие Божие есть уже и сейчас. А с другой стороны, чувствуем и сознаем, что не все способны к нему приобщиться в равной степени. Даже рай, в который попадают души спасенных, – это не то место, где находится Божественный Престол, а намного ниже.

– Есть какая-то разница в воздаянии душам праведников уже сейчас и потом, после воскресения?

–  Безусловно. Эта разница весьма ощутима. Сейчас, по учению Православной Церкви, имеет место скорее предощущение этого блаженства, предчувствие, предвкушение настоящего блаженства. Под предвкушением мы обычно имеем в виду то, что мы находимся в ожидании чего-то, мы предвкушаем торжество. Мы уже и сейчас, в принципе, радуемся, но только радостью мечты, радостью ожидания.

Когда же мы говорим о райском блаженстве, то это предвкушение, которое является предварительным вкушением этой радости. Потому что это уже блаженство, это уже радость, уже счастье общения с Богом, с ангелами, созерцания Божественной славы, просто оно неполное. Потому что тела нет, а душа не может во всей полноте воспринять это блаженство. Поэтому мы констатируем разницу. Это все-таки не тот уровень. Это не полное блаженство. Тем не менее это блаженство реально, оно уже сейчас есть, и не нужно думать, что это только ожидание блаженства.

Царствие Божие внутрь вас есть. Мы стремимся к этому Небесному Царству, к пребыванию в Духе. Чем оно отличается от Царствия Божьего, которое обретает христианин после воскресения? Вот такие уточняющие вопросы.

– Это вполне естественные, нормальные вопросы. Тут есть еще один вопрос, который можно ко всему этому присоединить. Когда у святителя Иоанна Златоуста спрашивали, где находится рай, где это Царствие Божие, в которое мы все так желаем попасть, он говорил, что не надо спрашивать, где рай, а надо спрашивать, где Христос. Потому что где Христос, там и небо. Поэтому, понимая, что главным содержанием блаженства праведных (то есть и праведных душ, которые сейчас в раю, и уже воскресших праведников в Царстве славы) является общение с Господом, мы можем провести знак тождества между теперешним нашим пребыванием в Церкви (общением с Господом, пребыванием в Его благодати, особенно в церковных таинствах) с радостью и блаженством общения праведных душ со Христом в раю и тем, что откроется в Царстве славы.

С другой стороны, мы все-таки понимаем и объективную разницу. Степень этого блаженства, этой радости, полнота этого богообщения различны. Сейчас мы ограничены материальным телом, еще не преображенным, в котором, к сожалению, живут еще греховные страсти. И мы находимся среди людей, которые не всегда в нас усиливают присутствие благодати, а порой, наоборот, отвлекают и создают в нас рассеяние. Все это и сама наша суетная жизнь в какой-то степени отвлекают нас от общения с Господом. Мы не можем на Нем всецело сосредоточиться. Поэтому, безусловно, есть эта истина, эта радость, есть  ощущение присутствия Царствия Божия в нас, и справедливо говорится, что Христос посреди нас, что мы уже приобщены к этому Царству благодати, но это не то блаженство, которое в раю, тем более это не то блаженство, которое откроется в Царстве славы.

– Остановимся детальнее на учении Церкви о Царстве славы после воскресения мертвых. В чем его характерные черты и что говорит об этом Откровение?

– Есть разные и очень важные, яркие черты Царства славы, которые мы можем почерпнуть из Священного Писания. Прежде всего, это слова Самого Господа; например, Он говорит, что в Царстве Божьем ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Там у людей уже нет обычных телесных потребностей, нет функции деторождения, нет самой необходимости в продолжении человеческого рода, потому что  наступает бессмертие всех людей по природе. Вместе с тем в Апокалипсисе, в последних главах, есть очень яркое описание открывающегося Царствия Божия. В главе 20 описывается воскресение мертвых, а в главах 21 и 22 содержится описание Царства славы, Небесного Иерусалима.

Но что касается именно свойств человеческих тел, какими они будут, какой будет наша природа после воскресения, здесь наиболее точен, причем догматически точен, апостол Павел. В его Первом Послании к Коринфянам написано: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Эти четыре пары антитез показывают нам, какие будут новые свойства воскресших тел всех людей после воскресения из мертвых. Это, например, нетление, то есть уже не будет ни болезней, ни смерти. Это будут тела в постоянном статусе. Как они воскреснут, так и будут.

– Сна, наверное, тоже не будет?

– Да, не будет необходимости в отдыхе. Естественные страсти, которые появились в нас после грехопадения, будут полностью упразднены. Более того, тела воскресших людей, особенно это касается праведников, будут подобны телу воскресшего Господа Иисуса Христа. Как Он мог внезапно исчезать и появляться в любом месте, переноситься на любое расстояние, проходить сквозь материальные предметы, такими и они будут. Он не нуждался ни в отдыхе, ни в пище. Это действительно равноангельное бытие, но при этом с телом, которое приобретает сверхъестественные свойства. Это одухотворенное, преображенное тело. Вот такими будут тела воскресших праведников. Это, конечно, открывает огромные возможности перед человеческой природой, и они будут использованы в обновленном мире. Сам мир изменится в соответствии с новыми свойствами воскресших тел.

– Что говорит Апокалипсис? Можно детальнее на этом остановиться?

– Это очень интересные тексты. Помню, еще в школьные годы, когда я только пришел в Церковь, они привлекали мое особое внимание. Я могу себе представить, с каким чувством читали эти последние главы Апокалипсиса древние христиане, среди гонений, притеснений, в ожидании скорого, как они думали, Второго Пришествия Христова. Насколько их воодушевляли эти яркие образы, которые там упоминаются, насколько  придавали им сил!

Это действительно очень интересное описание. Там говорится о том, что Небесный Иерусалим сойдет с неба на землю как украшенная невеста. Этот город будет в себе заключать необыкновенные качества и красоты, которые сделают его сферой обитания только для праведников. Там не будет ничего греховного, ничего нечистого, ничего скверного. Все злое, что было в мире, будет вне этого града. Все любодейцы, все делатели неправды будут полностью отлучены от общества праведников. Само по себе это уже величайшее благо.

Представим себе, что мы живем в обществе только близких нам по духу людей: православных, добрых, благочестивых, кого мы любим, уважаем. Это уже было бы настолько прекрасно! А здесь это все наполняется прямым богообщением. В этом граде, в Новом Иерусалиме, даже храма не будет, потому что Сам Господь Бог будет и храмом, и Агнцем. Общение с Ним, непосредственное созерцание Божественной славы заменит и причащение Святых Христовых Таин.

– Что значит вся эта символика: золотой город, драгоценности?

– Это значит, что реальность будущего века, Царства славы, которое откроется после воскресения мертвых, настолько поразительна, что Иоанну Богослову, который на острове Патмос созерцал все это в видении, невозможно было описать это иначе, чем посредством этих символов. Наш человеческий разум сам по себе ограничен. Кроме того, наш язык ограничен. Поэтому просто невозможно вербально выразить всю красоту, превосходящую разум, Божественную любовь, излияние величайшей Божественной славы.

 Потому он употребляет те символы, которые являются для людей символами чего-то самого красивого, необычного, драгоценного: золото, драгоценные камни. Я считаю, это все вполне объяснимо с точки зрения человеческой логики. Я далек от буквального истолкования некоторых подробностей. Например, святой Андрей Кесарийский, автор одного из древнейших толкований на Апокалипсис, пишет, что двенадцать драгоценных камней, которые там упомянуты, – это символы двенадцати апостолов. И конкретно перечисляет, какой драгоценный камень какому апостолу соответствует.

Но я считаю, что это отождествление довольно произвольное. Хотя бы по одной простой причине: автор включает в число апостолов Павла, которого ставит сразу после Петра. Но в таком случае получается, что апостолов будет тринадцать. Потому что если вместо Иуды Искариотского избрали Матфея, то число двенадцать было восполнено – и Павел будет тринадцатым. А в Апокалипсисе упоминается всего двенадцать камней. Получается несоответствие. Считаю, что тут, наверное, желаемое выдается за действительное.

– Еще интересное: у Небесного Иерусалима двенадцать оснований. Как это себе представить и что это значит?

– Это тоже можно представлять по-разному. Например, архиепископ Аверкий (Таушев), довольно авторитетный, известный иерарх Русской Православной Зарубежной Церкви, составил свое толкование на Апокалипсис, которое впоследствии было издано отцом Серафимом (Роузом) с его примечаниями и ссылками.

Архиепископ Аверкий ссылается в основном на Андрея Кесарийского: что Небесный Иерусалим будет иметь форму куба. Но в Апокалипсисе не говорится о кубе, само это слово не употребляется. Говорится, что будет двенадцать оснований у этого града. Что такое основание? Это фундамент. Обычно мы представляем, что у здания основание одно. А здесь говорится – двенадцать. Если представить это в форме куба, то в кубе, грубо говоря, будет просто двенадцать слоев. Не будет полноценных двенадцати оснований. Поэтому лично я представляю это себе в форме зиккурата. Вспомним, какие были пирамиды у майя, ацтеков в Южной Америке: они в форме ступеней. Каждое следующее основание по площади меньше предыдущего. Поэтому у этого здания получается двенадцать оснований; при этом они отличаются друг от друга в сторону уменьшения. Я больше склонен так это себе представлять.

– На самом деле  почему так трудно представить то, что будет после воскресения мертвых?

– Потому, что это будет в корне иная реальность. Мне очень нравится образ, который употребил отец Александр Мень, чтобы объяснить, почему нам так тяжело представлять реальность Царства славы: образ человеческого эмбриона. Он развивается в утробе матери – это уже человек. (Мы признаем, что душа соединяется с телом в момент зачатия, поэтому категорически осуждаем аборт на любой стадии беременности, на любом сроке.) Это человек, человеческий эмбрион. Его жизнь чисто биологическая, сознания у этого эмбриона еще нет, мы ничего не помним, что пережили, находясь в утробе матери. И объяснить этому эмбриону, что его ожидает, когда он родится в этом мире, просто невозможно.

– Это потрясающее сравнение.

– Как бы мы ни пытались на него воздействовать, передавать ему сигналы в живот его матери, он ничего все равно не поймет, не воспримет. То же самое и здесь. Если нам попытаться объяснить, что нас ожидает там, в жизни будущего века, мы, как этот эмбрион, просто бессильны это усвоить и понять.

– В одной из священнических молитв есть  высказывание, что Христос передаст Царство Богу и Отцу и будет Бог всяческая во всех (если цитировать апостола). Что это значит?

– С одной стороны, когда мы говорим, что Бог будет всяческая во всех, имеется в виду интеллектуальный аспект. Это распространение абсолютного, божественного сознания на всех людей. Скажем так, будет общее информационное поле – и люди будут иметь доступ к любой информации, к любому знанию.

Почему говорят святые отцы, что будет очень стыдно на Страшном Суде, когда все узнают содержание нашей жизни – все наши грехи станут известны всему человечеству? Перегородки между нашими сознаниями исчезнут. И все будут знать всё обо всех.

И это теоретически вполне возможно, потому что наш мозг имеет на самом деле колоссальные возможности, которые используются сейчас буквально на какой-то ничтожный процент. А там все это заработает на полную мощность. Тем более наша преображенная природа получит дополнительные силы и возможности.

С другой стороны, когда мы говорим, что «Бог будет всяческая во всех», мы говорим о тех, что будут наследниками этого Царства славы. Это будут праведники, благочестивые люди, те, кто будет веровать в Господа, кто будет способен войти в это Царство. Мы говорим здесь о том, что это будет настоящая Церковь: как мы иногда чувствуем после причастия какое-то родство, общность вместе с людьми, которые находятся с нами в храме. Мы причастились от одной Чаши – мы собрались в Церковь, в одно Тело Христово. Там будет это чувство, только в максимальной степени.

– Что говорят святые отцы о Царстве славы? Есть какие-то конкретные цитаты, которые больше раскрывают диапазон этого понимания?

– Мы слышим о том, что у первых христиан было одно сердце и одна душа, – вот это будет и в Царстве славы, только опять же в превосходной степени.

Вместе с тем мы должны отметить: по толкованию святых отцов, того же Андрея Кесарийского, не нужно мыслить себе Царство славы как нечто принципиально новое, как новое творение. Это будут преображенные небо и земля, обновленные, переплавленные огнем. Но сущность их все-таки сохранится. Он пишет об этом прямо: будет новая форма, будет устранение морщин, старения, старческих признаков. То есть все будет новое, молодое и уже нестареющее. Но все-таки сама сущность творения сохранится. То есть Господь, создав творение изначально, создал его совершенным. У творения остается возможность совершенствования, потому что оно было искажено грехопадением. Но Бог доведет его до такой степени совершенства, что это, наверное, будет максимальное совершенство, которое мы вообще способны вместить.

– Почему там, в вечной жизни, не будет скучно, а будет потрясающе интересно и очень даже радостно, что и словом не выразишь, как сказал апостол Павел?

– Тут я вспоминаю слова святителя Иннокентия Херсонского, нашего великого архипастыря, который говорил, что мы должны быть благодарны Богу за бесконечность Его совершенств, потому что мы не перестанем познавать всё новое Его совершенство в жизни будущего века. Нам будут открываться новые и новые стороны Божественной благости, Его любви, знания, Его абсолютно новых горизонтов. Бог беспределен в совершенстве, всемогуществе, в Своей славе и Своей любви к нам.

– Сколько всего интересного в мире… А ведь мир создал Бог!

– Безусловно! Нам жизни не хватит, чтобы узнать все интересное, полезное, познавательное, приятное, то, что дает нам радость даже в этой жизни, даже в этом падшем греховном состоянии. А тем более там, в состоянии преображенной реальности, полностью очищенной от греха и расширенной до предела Вселенной.

Сейчас мы можем только смотреть, где заканчивается наша галактика. А о том, что за ней, можем только представлять умственно. А там мы сможем передвигаться по этой Вселенной, потому что само наше тело будет гораздо менее ограничено пространством. Поэтому это будет нечто необыкновенное.

–  Как современному человеку передать идею о вечной жизни с Богом? Так, чтобы он захотел стремиться к этому Царству Небесному и искать пути жить свято?

– Попытки  подобрать какие-то образы, тем более дефиниции, думаю, бесперспективны. Лучше, чем об этом написал Иоанн Богослов в Апокалипсисе, все равно никто не напишет и не придумает. Все равно это будет аллегория. Поэтому, может быть, даже более перспективен путь христианской апофатики. То, как это сделал апостол Павел, и то, что безотказно действовало в эпоху гонений на сердце любого человека: и простого, и образованного.

Он пишет в Первом послании к Коринфянам: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. То есть он просто отрицает: мы это не видели, не слышали и даже не могли представить. Но когда мы это читаем, то понимаем – вот истина, вот правда, таким и должно быть блаженство будущего века. Это описание какого-то чисто духовного блаженства, созерцание Божественной славы, именно то, что дает высший смысл самому понятию счастья: не как чего-то эгоистичного и земного, а как чего-то близкого к Божеству.

– Почему Господь  медлит в исполнении этих обетований?

– Мы не можем этого точно знать – это пути Промысла Божия. Пути Господни неисповедимы. Наверное, еще не достигли своего полного развития, реализации ни начала добра, ни начала зла в мире. Потому что, по  учению святых отцов, в последние времена, как это ни парадоксально, и добро, и зло максимально достигнут своей степени развития. Это будет полное раскрытие всего того, что может произойти: и хорошего, и плохого в этом мире, в человеческих душах, сердцах.

С другой стороны, мы можем подойти к вопросу не объективно, а субъективно. Если бы  воскресение мертвых произошло хотя бы пятьдесят лет назад, мы бы не были участниками этих событий. А так для нас эта реальность открыта, и она открыта еще для тех людей, которые будут после нас, для тех поколений, что Господь  пожелает призвать в бытие.

– Как нам достичь вечной жизни, Царства славы? Что нужно делать?

– Самые простые рекомендации уже давно содержатся в Священном Писании, в слове Божьем, в учении нашей Церкви. Надо соблюдать заповеди, надо жить с Богом, надо стараться делать больше добрых дел, надо по-человечески относиться к людям, быть внимательным, быть на страже своей души, соблюдать требования христианской аскетики. Может быть, это звучит очень просто, но, безусловно, сложно в исполнении. Надо жить по совести. Все равно совесть – это голос Божий в человеке. Она говорит нам, что мы делаем правильно, а что неправильно. Если мы будем во всем, что делаем, стараться соблюдать чистоту совести и при этом любить Господа Иисуса Христа, это и будет правильный путь к Царству славы.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​