Преображение (Одесса). Как православному христианину относиться к пандемии

6 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– На улицах пустынно, а в домах и сердцах полно страха. Коронавирус. О том, как православному человеку относиться к пандемии и как вообще проводить вынужденный досуг, и пойдет речь в сегодняшней программе.

Как наша вера относится к болезням?

– Если мы внимательно читаем Священное Писание, то видим, что болезни являются наказанием Божьим за человеческий грех. По толкованию святых отцов, когда Адам и Ева находились в раю до грехопадения, они были безболезненны и бессмертны. Между болезнями и смертью есть прямая связь. Теоретически любая болезнь может привести к смерти человека, если не будет оказано своевременное лечение или  организм у человека ослаблен. Мы знаем, что в период голодомора люди умирали даже от насморка. Поэтому серьезность болезни измеряется не только ее фактической опасной составляющей, но и тем, в каком состоянии пребывает организм на момент заболевания.

Что касается болезней в целом, мы относимся к ним следующим образом. С одной стороны, мы принимаем их как Божественное попущение, в каком-то смысле даже как наказание за наш грех. С другой стороны, у нас нет такого отношения к болезни, что раз она уже пришла, надо ждать, убьет она нас или не убьет. Мы допускаем лечение. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, прямо говорится, что нужно уважать врачей, потому что их искусство от Бога. Поэтому к официальной медицине мы относимся вполне положительно. К народной медицине мы тоже относимся вполне положительно в той части, в которой она опирается именно на практику, на опыт, какие-то проверенные вещи. Главное, чтобы это приносило человеку исцеление. Поэтому мы это вполне приветствуем.

– Почему Бог попускает такие страшные эпидемии?

– Это немного другой вопрос. Когда мы говорим о болезни  конкретного человека, то всякий раз  должны учитывать особенности его жизни, характера, привычек, его отношение к Богу, к Церкви. Порой можно сразу определить, почему у него случилось именно то или иное заболевание. Чем грешишь, в том и получаешь возмездие. Что касается общества, тут немного другие закономерности. Общество – это совокупность самых разных людей, среди которых бывают и грешники, и праведники, и верующие, и неверующие, и православные, и неправославные. Тем не менее, если случается эпидемия, мы видим, что заболевают самые разные люди. Потому здесь надо принять другие критерии. Есть такие понятия, как дух времени и социальные грехи, которые опять же охватывают собой значительную часть общества, это то, что общество принимает. Даже если мы против чего-то не боремся, не протестуем, получается, молчаливо это одобряем. А значит – являемся соучастниками того или иного греха, явления, которое явно осуждается Божественной заповедью, судом Божьим.

Когда мы говорим о таких эпидемиях, как коронавирус (и почему он сейчас попущен Господом), мы можем вспомнить: а что сейчас происходит в обществе, какие весьма печальные явления наблюдаются? Падение нравственности, распространение блуда, прелюбодейства, разного рода извращений, однополые браки, нивелирование семьи. Это все сейчас стало массовым явлением. И появилось не сейчас, а созревало на протяжении десятилетий. Сейчас расцвет всего этого, а семена были посеяны намного раньше. Поэтому то, что сейчас это нас постигло, есть закономерное возмездие, итог того, к чему шло человечество на протяжении длительного периода.

– Как реагировали на подобные эпидемии в прошлом? Ведь мы знаем про эпидемии чумы и других заболеваний. Даже в Священном Писании упоминаются случаи чумы.

– Мы видим много очень опасных эпидемий и в древности, и в Средние века, и уже в Новейший период. Тогда люди это воспринимали как наказание Божие. Вполне естественной реакцией было то, что люди старались больше внимания уделять изменению своей жизни: они каялись в своих грехах, больше молились Господу, налагали на себя пост. Они совершали, причем именно в массовом порядке, организованно,  общественное покаяние, что могло сменить гнев Божий на милость.

Мы можем вспомнить, что устраивались религиозные процессии, крестные ходы, когда народ своим присутствием, участием в этой молитве, в общественном акте покаяния свидетельствовал, что он признает свою вину и просит Господа о помиловании. Зачастую эти массовые акции завершались даже чудесными явлениями. Мы можем вспомнить о таких явлениях в Константинополе, они бывали и в Риме, когда Господь посылал какой-то знак, что покаяние народа принято, молитва услышана. И после этого эпидемия моментально прекращалась. Наверное, чего-то подобного Господь ожидает от нас и сейчас.

С другой стороны, мы видим, что Церковь никогда не пренебрегала и чисто медицинскими способами. Все, что медицина того времени предлагала как средство для борьбы с эпидемией, Церковь всегда благословляла. Мы не видим в истории, чтобы Церковь противилась этим средствам борьбы. Церковь, являясь частью общества, заботится о здоровье всего общества.

– Какие меры предосторожности принимала Церковь в прошлом, кроме того, что благословляла медицину?

– В периоды суровых, серьезных эпидемий, безусловно, были определенные ограничения для людей, например, в отношении прикладывания к иконам. Мне вспоминается случай, когда в Казанском соборе на Красной площади временно ограничили доступ к Казанской иконе Божией Матери. В Иверской часовне возле Воскресенских ворот также на время просто закрывали икону Иверской Пресвятой Богородицы, чтобы люди не могли к ней приложиться, потому что непосредственно через этот контакт со стеклом иконы люди могли заражаться. Это было в период серьезнейших эпидемий холеры, чумы. Такие меры принимались Церковью.

При этом хочу подчеркнуть: если мне не изменяет память, не было такой эпидемии, когда бы храмы полностью закрывались. Наоборот, в период эпидемий в городах постоянно звучал колокольный звон. Он напоминал, что пришла беда, горе. И это призывало людей к более усердной молитве: и домашней, и церковной. Люди могли прийти в храм, потому что он был открыт. Они могли поставить свечу, помолиться перед Господом. Поэтому, полагаю, несмотря на все опасности, все-таки нельзя отлучать людей от храма. Храм должен быть открыт. Можно регулировать количество людей в храме, как это и делается, можно вводить дополнительную антисептическую обработку предметов церковной утвари – икон, крестов и прочих. Если человек не имеет возможности прийти в храм, это может принести ему гораздо больший вред, чем потенциальная опасность заражения.

– Мы знаем физические характеристики коронавируса, а в чем духовная опасность коронавируса?

– Зачастую духовная опасность бывает даже большей. Как показывает статистика, далеко не все люди заболевают, многие остаются в стороне от этой болезни. У кого-то более сильный иммунитет, у кого-то другие причины. При этом любой человек может так или иначе согрешить в ситуациях, связанных с распространением этой эпидемии. Это происходит на наших глазах. Когда, например, в Одессе ввели ограничения на проезд в общественном транспорте,  были случаи избиения водителей трамваев и троллейбусов за то, что они не пускали больше десяти пассажиров в салон своего транспортного средства. То же самое было с водителями маршруток.

Бывали случаи другого рода: на остановке ставят полицейских, которые считают количество заходящих людей, а один пассажир просто выбрасывает другого, чтобы попасть в число этих избранных, которые могут поехать. Это уже грех. Это просто физическое насилие над  другим человеком. Человек преследует свои цели и не понимает, что у другого человека такие же цели. Он тоже на работу спешит.  Если он стоит в очереди впереди тебя, значит, у него есть право поехать на этом трамвае или троллейбусе, а ты поедешь на следующем.

Такие ситуации сразу показывают, что у каждого человека внутри. Зачастую, пока у человека все в жизни хорошо, пока он сыт, доволен и жизнь идет своим чередом, он может казаться вполне добропорядочным гражданином. А вот в таких ситуациях (причем это еще не экстремальные ситуации, а пока просто ограничения в передвижении в транспорте) грех уже вылазит наружу. Эгоизм и страсти проявляются очень ярко и безобразно.

– Паника, которая сеется, напоминает евангельские события, предсказанные Господом в Евангелии от Луки, когда Господь говорит о последних временах: люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий. Такая паника рождает страх, боязнь вплоть до того, что люди заболевают эмоционально, на каком-то психологическом уровне. Мы живем в апокалиптическое время?

– Любое время по-своему апокалиптическое. Нельзя сказать, что был какой-то период, когда люди были полностью уверены, что Второе Пришествие Христа будет не скоро и можно спокойно жить. Так устроено Промыслом Божиим, мы не знаем времен и сроков Второго Пришествия. И в любую эпоху мы видим: происходят какие-то процессы, которые очень напоминают то, что предсказано в Евангелии как признаки Второго Пришествия Христа.

Вместе с тем должен признать: наше время особенно близко по своим симптомам и признакам к тому, которое будет предшествовать последним временам и Второму Пришествию Христову. Многие признаки исполняются на наших глазах, в том числе и этот. Мы видим многочисленные бедствия (как стихийные, так и социальные), в том числе болезни и эпидемии. Тут есть такой момент, что сама по себе болезнь до нас еще не дошла, но люди уже трепещут, уже боятся. У кого-то сердце просто может не выдержать всех этих переживаний, потому что ситуация постоянно нагнетается. Есть такое ощущение, что в чем-то нагнетается искусственно. Включаешь телевизор, читаешь газету или заходишь в Интернет – и начинаются какие-то страшилки: умерло столько-то, заразилось столько-то. Ясно, что мы должны следить за ситуацией. Но когда начинается уже какой-то психоз, когда люди впадают в панику – это нездоровое явление, это ненормально.

Я считаю, должна быть  золотая середина: нельзя игнорировать происходящие процессы, надо быть настороже, быть внимательным, бдительным, аккуратным в соблюдении тех требований, которые медицина нам предлагает, но при этом абсолютно не нужно впадать в излишний страх, панику. Случались и более страшные эпидемии в истории нашей страны, нашего города, которые люди ведь как-то пережили.

– Почему христианину не стоит бояться до безумия? И вообще насколько прилично христианину бояться болезней, эпидемий?

– До безумия точно не надо бояться. Если мы верим в Господа Иисуса Христа, если  помним Его изречения, содержащиеся в Священном Писании, то помним, что Господь прямо сказал: …и волос с головы вашей не пропадет без воли Отца Небесного. Тем более никто не заразится коронавирусом без какого-то особенного Божьего попущения.

Кроме того, нужно учесть, что смертность при этом заболевании сравнительно небольшая, слава Богу. Ясно, что любая человеческая жизнь бесценна пред Богом, жалко любого человека, который может умереть. Но при этом мы должны трезво оценивать риски. Если человек достаточно молодой, сильный и здоровый, то смерть от коронавируса для него маловероятна, особенно если он заботится о поддержании своего иммунитета, здоровья.

Вот нужно как раз и заботиться об этом. Да, надо беречь пожилых людей – своих родственников, надо их как-то поддерживать и ограждать от возможности заражения. Это проявление нашей христианской совести по отношению к ним. Но все в руках Божьих –мы должны заботиться о своем здоровье и соблюдать необходимые меры предосторожности, но надо в конце концов доверять Господу.

Как уже было замечено ранее, у нас все-таки приблизительно в тысячу раз больше шансов умереть в ДТП, чем от коронавируса (согласно общемировой статистике). Бдительность, осторожность должны быть во всем, это касается не только одного конкретного заболевания.

– Подобный страх на радость лукавым духам?

– Конечно, на радость. Все, что является для нас грехом, отдаляет от Бога, в чем нас обличает совесть, – им на радость. Поэтому мы должны помнить: маловерие – уже само по себе грех. Если мы начинаем бояться, если чувствуем, как сосет под ложечкой, если  явно не так уверены в хранящем нас Промысле Божьем, как должен быть уверен христианин, значит, где-то у нас есть духовная недоработка и мы должны на это обратить внимание.

Надо помолиться Господу более усердно, почитать Священное Писание, надо посещать храм, участвовать в церковных таинствах, чтобы укреплять свою веру. И тогда сатана не будет к нам иметь доступа. Я думаю, человек, который твердо уверен в том, что Господь о нем заботится, находится в гораздо большей безопасности от заболевания коронавирусом, нежели человек маловерный и малодушный.

Когда человек начинает бояться, ослабляются его силы не только духовные, но и физические – силы уходят на сам страх, на то, чтобы бояться. А надо эти силы в себе аккумулировать, собирать себя в духовный центр, чтобы не позволять ничему плохому, злому тебя коснуться.

Если Господь оставил Своим апостолам заповедь, что они смогут наступать на скорпионов, попирать льва и змея, а если выпьют смертоносное что, не повредит им, так нужно верить, что это имеет место. Если человек воодушевлен верой, если у него есть христианский энтузиазм, то в целом, по-моему, его жизненный тонус намного выше и опасность заболеть для него низкая.

– Как относиться к ближним, которые могут заболеть, и в чем черпать силы?

– Если от нас в какой-то степени зависит помощь обществу в целом в борьбе против этого вируса, то мы должны в этом помогать. Для христианина это прежде всего молитва – в любом случае. Мы верим, что молитва имеет реальную силу. Если человек молится Богу, то Господь отзывается на эту молитву.

Вся наша религия построена на том, что Господь – это духовное разумное Существо, любящий Отец, Который слышит наши молитвы, внемлет им и исполняет их. И мы, как священнослужители, этим занимаемся постоянно – молимся на литургии, на молебнах, на акафистах, которые у нас в епархии обязательны каждую пятницу.

Каждый священник в своем храме молится о том, чтобы Матерь Божья покрыла нас от всякой беды, в том числе и от коронавируса. То есть читаем две молитвы – общую и частную.

Кроме того, вспоминаются примеры самоотверженного служения обществу. Как я знаю, в Италии регбист Максим Мбанда, поскольку сейчас команда не играет из-за карантина, устроился водителем «Скорой помощи», работает по тринадцать часов в день – постоянно возит больных людей, медикаменты, продукты. То есть он вовлечен в деятельность по спасению людей от коронавируса. Я считаю, что это заслуживает всяческой похвалы и уважения.

– Что означает не искушай Господа Бога твоего? Эта цитата часто сейчас повторяется.

– Это правильная цитата. Мы можем вспомнить, откуда она появилась. В Евангелии есть эпизод, когда сатана искушал Господа, основываясь на словах Писания, предлагал Ему броситься вниз с крыши храма: …яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Это написано, но, понятно, не о том, что будешь прыгать с крыши, а тебя ангелы Божьи подхватят, а о том, что в каких-то случайных опасностях они тебя сохранят, поддержат, предостерегут. Господь указал сатане на его ложное толкование этих слов другими словами, взятыми из Писания, из Книги Второзаконие, где сказано: Не искушайте Господа, Бога вашего.

Так и мы должны поступать. Ясно, что не в наших силах полностью оградить себя от опасности. Мы видим, что были люди, которые вроде бы все предписания исполняли, однако же заразились, заболели. Не может человек все предусмотреть. И вот здесь как раз мы должны держаться золотой середины. Да, мы должны стараться по возможности уберечь себя от заболевания. Но при этом не нужно слишком уповать на медицинские средства.

Хотя мы не должны и пренебрегать этими средствами. Если мы будем ими полностью пренебрегать, скажем: «Господь меня хранит, я православный человек, точно не заболею; в прошлое воскресенье причащался – не может быть, чтоб я заболел, как какие-то неверующие люди», – вот это будет искушением Господа Бога, потому что будет, я бы сказал, совершенно лишней бравадой, демонстрацией силы своей веры, то есть окольно выраженным человеческим тщеславием.

– Правда ли, что в храме не заразишься?

– Думаю, стопроцентной гарантии, что в храме заразиться невозможно, никто не даст. Мы, в конце концов, не знаем путей Промысла Божьего. Не исключен вариант, что кто-то может и заразиться. В храм тоже приходят разные люди и с разными мыслями, и мы,  священники, прекрасно это знаем.

С другой стороны, вопрос можно перефразировать: какова степень вероятности заражения в храме? Думаю, эта степень в несколько раз ниже, чем, например, на улице, в магазине или общественном транспорте.

Почему я так думаю? Во-первых, потому, что у нас уже введены ограничения на посещение храма – по нашим украинским законам в храме должно быть не больше десяти человек. Во-вторых, у нас раздается колокольный звон, у нас в богослужении используется ладан, святая вода, у нас серебряная евхаристическая утварь.

То есть это именно те атрибуты церковной жизни, которые, как проверено уже 2000-летней историей, весьма эффективны против разного рода эпидемий. Если нашим предкам это помогало ограждать священное пространство храма от разных болезней, то почему мы думаем, что коронавирус будет сильнее, чем  древние эпидемии?

Поэтому, думаю, именно в храм нужно приходить и молиться, особенно в этот период. Если человек с искренней верой, с молитвой туда приходит, соблюдая определенные меры предосторожности, то ничем он не заболеет. Мы несколько раз в день обрабатываем крест, Евангелие, иконы, ручки дверей спиртовым раствором, антисептиками. Все, что можем, делаем.

– Какие молитвы есть от данной эпидемии и можно ли их читать дома?

– Как минимум две молитвы я знаю. Одну мы читаем за Божественной литургией после сугубой ектеньи, а вторую на акафисте. Как можно судить по текстам, обе они написаны недавно – именно по случаю этого коронавируса. Но есть и другие молитвы, их можно найти в дореволюционных Требниках. Есть специальный чин, который читают при моровом поветрии, еще в Требнике Петра Могилы этот чин присутствует.

Так что есть разные тексты, и, думаю, вполне можно читать те молитвы, которые содержатся в наших молитвословах – а в толстых молитвословах есть молитвы от эпидемий, читающиеся во время болезни. Пожалуйста, любой человек в этом может участвовать – получается своего рода заочная молитва по соглашению. Если люди читают эти молитвы, то они соборно, вместе просят Господа об одном и том же.

– Как лучше распорядиться досугом, вынужденно оказавшись дома под карантином?

– В каком-то смысле здесь действует пословица: «Нет худа без добра». Когда люди вынуждены сидеть дома, не могут работать, то для кого-то, особенно для тех, кого мы называем трудоголиками, это шанс задуматься о смысле своей жизни, о вечности, о тех вещах, на которые раньше у них времени не хватало.

Время почитать Священное Писание, жития святых, творения святых отцов, посмотреть полезные религиозные телепередачи, зайти в Интернет и почитать какие-то православные ресурсы, просто больше узнать о Боге, о вере, о Церкви. Это все сейчас вполне возможно.

Когда я буквально вчера выложил свою лекцию для катехизаторских курсов, была очень для меня неожиданная реакция – люди благодарили, писали: «Какая радость, что сейчас, когда мы вынужденно сидим дома, Вы нам предоставили возможность через интернет-ресурсы услышать Вашу лекцию».

Я на самом деле ощутил, что сделал какое-то полезное, доброе дело. Это тот случай, когда техника на службе у человека, и надо такие возможности использовать. Потому что рано или поздно карантин закончится, и если сейчас люди будут тратить время на то, чтобы, например, играть в компьютерные игры, смотреть какие-то обычные мирские фильмы, они потом, может, даже пожалеют, что настолько бесцельно, бездарно распорядились этим периодом своей жизни.

– Насколько важно помнить синодальное постановление в связи с коронавирусом?

– Надо, конечно, помнить его, надо любому христианину с ним ознакомиться, потому что священноначалие для нашей пользы составило этот документ. Он выложен в Интернете. Из этого постановления видно, что Церковь не игнорирует эту проблему, она относится к ней серьезно, ответственно, она призывает своих чад к молитве, к осторожности, к соблюдению тех норм, которые предписаны государственными службами, ответственными за решение этой проблемы. Поэтому, безусловно, надо принять документ во внимание, следовать синодальному постановлению, насколько это от нас зависит. Это будет всем на пользу.

– Могли бы Вы несколько напутственных успокоительных слов сказать нашим зрителям?

– Что я хочу сказать… Надо все, что в жизни происходит, обращать себе во благо – не только радостные события, но и скорбные, печальные. Это касается как нашей частной жизни, так и общественной. Бывают в жизни гораздо более опасные вещи и более серьезные бедствия, чем коронавирус.

Вся эта шумиха, которая происходит сейчас, – буквально какой-то бум. Как будто коронавирус прямо как проблема номер один для человечества. На самом деле это же абсолютно не так. Есть более опасные для человечества проблемы, которые никуда не делись. И СПИД, и наркомания, и онкология – это все по-прежнему в мире существует, от этого по-прежнему люди умирают каждый день. Есть масса опасных вещей.

Я думаю так: похоже, кому-то выгодно эту реальную проблему раздуть до нереальных масштабов. Есть какие-то силы, которые пытаются при посредстве коронавируса отработать какой-то сценарий. Это похоже на какую-то репетицию: вот как можно у людей отнять их права, свободы, причем сделать так, что люди добровольно от своих прав и свобод будут отказываться ради безопасности, сохранения жизни.

Если пытаться осмыслить происходящее в глобальном масштабе, то я бы сказал, что это похоже на какое-то действо, на репетицию к всемирному воцарению антихриста, которое когда-то произойдет.

Надеюсь, это будет в каком-то отдаленном будущем. Но основные механизмы влияния на человеческое сознание при помощи средств массовой информации, которые сейчас задействованы, манипулирование сознанием людей, постепенное отнятие их прав, свобод для того, чтобы они сами согласились подчиниться тому, кто их избавит от этой опасности, – это все, наверно, будет иметь место в самые последние времена.

Ведущий  Андрей Гавриленко, протоиерей

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать