Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Что такое бодрость духа?
– По определению, бодрость духа – это состояние души, противоположное унынию, депрессии, печали, грусти, то есть это состояние души, готовой к активной христианской деятельности, прежде всего к деятельности во славу Божию и во благо своего ближнего. Это идеал, к которому должен стремиться каждый из нас. Не случайно призыв к бодрствованию мы находим во многих текстах Священного Писания. Возьмите хотя бы главу 13 Евангелия от Марка, где Господь настойчиво, несколько раз подряд повторяет одну и ту же мысль: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Значит, это очень важно для нас.
– В утренних молитвах мы просим с бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти. Почему бодрое сердце и трезвая мысль важны для жизни христианина?
– Когда мы начинаем новый день своей жизни и обращаемся к Богу с молитвой, мы должны понимать, что одни и те же жизненные события будут нами восприниматься совершенно по-разному в зависимости от нашего внутреннего состояния. Если мы настроены на позитив и у нас внутри много сил, если в душе живет радость и что-то нас обнадеживает (мы ожидаем чего-то хорошего на протяжении этого дня), то даже если случаются какие-то затруднения, неприятности, трудности, у нас достаточно внутренних сил, чтобы это все преодолеть, осознать, осмыслить. Чтобы нам это не причинило большого внутреннего ущерба и мы прошли эти трудности с минимальными потерями.
А вот если у нас внутри раздражение, уныние, упадок духа, то малейшая трудность, проблема усугубляет наше внутреннее состояние. Если человек уже сам настроил себя на пессимистическую ноту, он в каждой неприятности как будто находит подтверждение: он правильно сделал, что заранее готовился к худшему. Вот это худшее уже наступило, а дальше будет еще хуже. Это неправильная позиция! Так не нужно себя настраивать.
Господь нас любит! Мы должны это четко понимать. Мы не одни на земле. Даже если человек чувствует себя одиноким, уязвленным, ослабленным или больным (самые разные могут быть проблемы), он должен помнить, что Господь по-прежнему с ним и по-прежнему преследует цель, ради которой Он привел его в бытие: это его спасение. Надо понять, что эти трудности временные. Рано или поздно они все равно закончатся. Как говорится, жизнь – это зебра, после черной полосы идет белая. Надо это осознавать, но вместе с тем и извлекать пользу из тех трудностей, которые случаются. Как давно замечено святыми отцами, в духовной жизни есть такая закономерность: именно скорби делают нас лучше, а те периоды, которые у нас наполнены покоем, изобилием и благами, способствуют духовному расслаблению.
– Бодрость духа – это добродетель?
– Если Господь так многократно нам это заповедует, значит – это добродетель. Это угодно Богу, полезно для нас и способно сделать нас лучше.
– Как ее стяжать?
– Это более сложный вопрос, требующий детализации. Когда мы говорим о приобретении бодрости духа, то надо иметь в виду, что укреплению в человеке состояния духовного бодрствования и трезвения способствуют разные способы. Начать нужно с того, что Господь предоставил нам в распоряжение великое таинство – Евхаристию. Когда мы причащаемся Святых Даров, мы получаем Самого Бога, вмещаем Его в свое сердце, соединяемся с Ним и чувствуем какое-то изобильное действие Божией благодати в своей душе. Чем лучше мы подготовились к таинству Причастия, тем больше благодати получаем. Какое-то время мы способны просто летать на крыльях: настолько велика эта бодрость, сила, внутренняя энергия, радость и свет. Но постепенно это иссякает. Поэтому чтобы поддерживать в себе бодрость духа, нужно чаще причащаться.
Кроме того, нужно чаще читать Священное Писание. Когда мы это делаем, то пример Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов показывает нам, что они были постоянно преисполнены бодрости духа. Мы нигде в жизни Господа и двенадцати апостолов не видим, чтобы они, исполняя свое евангельское призвание, где-то утомились, остановились, горевали, чтобы они столкнулись с какими-то внутренними трудностями. Нет! У святых апостолов был такой энтузиазм, что они были готовы идти до конца вселенной, чтобы просветить ее светом евангельского благовестия. Господь даже в самые трудные моменты сохранял бодрость духа и самообладание и помнил о людях, которые Его окружали. Он даже с креста заботился о Своей Матери, совершенно трезво и реально оценивая ситуацию. Поэтому очень важно читать Священное Писание, чтобы у нас в памяти подсознательно оставалось то, как нужно вести себя в разных ситуациях каждый день.
Третий момент, который, как я думаю, наиболее способствует поддержанию в человеке бодрости духа, тот, что делал преподобный Серафим Саровский. Каждому приходящему к нему он говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Надо напоминать себе, что Господь нас уже спас, что наше спасение уже совершилось. На кресте, на Голгофе, Господь уже искупил все человечество. Нам остается только принять этот дар и показать себя достойными этого великого дара, этой благодати. Господь нам все предоставляет!
– Мы – дети Божии!
– Мы уже избранный род, царственное священство, люди, взятые в удел. Это настолько великое благо, которое мы уже получили... Надо просто все это использовать. Надо дойти до конца по тому пути, который Господь нам уже проложил. Нас впереди ожидает блаженство вечного богообщения! Это же настолько прекрасно, что уже одно это должно нас одушевлять и избавлять от всякой депрессии.
– Но ведь случаются моменты, когда особо нужно поддерживать в себе бодрость духа, в тех или иных ситуациях. Есть ли какие-то конкретные советы, которые могли бы помочь человеку?
– Если имеется в виду время каких-то особых, скорбных обстояний, тут надо проявить терпение. Терпение – великая добродетель. Без нее любая другая добродетель невозможна. Чтобы добродетель была прочной, она должна соединяться с терпением. Когда случаются скорби, мы должны их принять как от руки Господней. Значит, мы этого заслужили, мы этого достойны. Мы должны через это пройти. В конце концов, это удел каждого человека. Не случайно был сериал «Богатые тоже плачут». Даже самые богатые, состоятельные, всем обеспеченные люди все равно переживают в своей жизни те или иные скорби. Это удел каждого человека на земле. Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), это юдоль страданий. Земля – это долина страданий, в которую мы помещены. Даже факт нашей принадлежности к Церкви не отменяет этих реалий. По-прежнему скорби – это наш путь к спасению. Мы должны входить в Царствие Божие тесными, узкими вратами, о чем говорит нам Господь.
И если мы проявим терпение, мужество, стойкость, самообладание, то это будет угодно Господу. Это все нам зачтется в жизни будущего века: что мы не малодушествовали, никого не обвиняли, никому не предъявляли претензий, тем более к Богу, за какие-то свои проблемы, а старались что-то делать, преодолевать, где-то перетерпеть, смолчать. Это все нам вменяется в добродетель. Бодрость духа прежде всего проявляется вот этими трудными моментами. Когда у человека все прекрасно, он будет весел, радостен и бодр. А мы говорим о добродетели бодрости духа, и она проявляется именно в трудностях.
– Бодрость духа – приобретенная добродетель?
– Да, я бы сказал, по преимуществу это христианская добродетель. Потому что это добродетель сознательного противостояния скорбям, сознательного терпения скорбей ради Христа.
– То есть когда надежда, осознание своего христианского достоинства сильнее, чем скорбь?
– И христианского достоинства, и христианского долга, и христианской любви.
– Конкретный пример: как сохранить бодрость духа, когда, например, тебя обижают? Это очень распространено. Как в этом случае проявить свою христианскость?
– Есть хорошая пословица: Христос терпел – и нам велел. Если Господь Иисус Христос – идеальный Человек, самый святой из всех возможных, который ничего плохого за всю Свою жизнь не сделал (но испытал абсолютно несправедливые притеснения, унижения, побои и даже смерть), тем более надо терпеть нам, людям, которые в какой-то степени точно заслужили те скорби, которые в нашей жизни происходят. Они не всегда происходят в наказание. Они бывают разных корней и происходят по разным причинам. Господь знает причины каждой нашей проблемы. Но мы можем абсолютно точно констатировать тот факт, что в большинстве случаев в том, что с нами произошло, есть какая-то наша вина. Мы несовершенные, многострастные люди, сами другим причиняем скорби, поэтому закон справедливости требует, чтобы мы тоже за это что-то перенесли, что-то претерпели, пострадали.
Если мы смотрим на Крест Господень, видим страдающего Христа и понимаем, что Он это все сумел перенести (не потому, что это Ему было нужно, а потому, что это было нужно нам, ради нашего спасения Он Себя предал в жертву), то тем более мы должны претерпевать несправедливые упреки, поношения и обиды. Я бы даже сказал, что по сравнению с тем, что перенес Христос ради спасения человечества, наши мелкие обиды, даже пусть оскорбления, унижения покажутся такой мелочью, что все это будет гораздо легче перенести.
– В Древнем патерике есть удивительный рассказ о том, как в одном монастыре все радовались, были веселы и говорили: как могут печалиться те, кто находится на пути к вечной радости? Отсюда такой вопрос: насколько важно осознавать то, что мы призваны к христианской надежде и добродетели?
– Думаю, здесь надо держаться какой-то золотой середины. Как говорят святые отцы, наше спасение совершается между страхом и надеждой. С одной стороны, мы не должны слишком благодушествовать. Слова апостола Петра никто не отменял, что диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого бы поглотить. (Блюдите убо, како опасно ходите.) И блаженны плачущие. Ведь блаженны именно плачущие, а не смеющиеся, а смеющимся Господь возвестил горе. Поэтому одно дело – радость и бодрость духа, а другое – мирское веселье, которое зачастую под собой имеет какую-то бесовскую, нечистую подоплеку. Эти вещи надо различать.
Поэтому в жизни все должно быть на своем месте. Должно быть место и для покаяния; оно у нас даже есть по церковному календарю, например. Великий пост приближается. Но должно быть место и для радости. Возможностей для радости у нас довольно много, потому что скоромные периоды в году длиннее, чем отдельные посты. Но если посчитать их вместе (все посты со средой и пятницей), получается, постных дней будет даже немного больше, чем скоромных. Этот баланс должен иметь место в человеческой жизни.
Конечно, Господь хотел бы, чтобы мы всегда радовались. И апостолам это Он прямо заповедует в Первом послании к Фессалоникийцам. Но эта радость иногда бывает даже сквозь слезы. Но пусть это будет радость ради Христа, радость о Боге сквозь слезы, чем радость бесовская, суетная, вызванная мирскими достижениями, далекими от спасения души.
Вместе с тем надо дистанцироваться от уныния. Чем этот грех особенно опасен? Вроде бы человек еще не сделал ничего плохого, он просто пребывает в унынии. Но уныние – это начало всего плохого. Это конец всего хорошего. Когда человек унывает, он не может делать никакой добродетели.
– Это паралич души.
– Это расслабление души, и человек не может себя сподвигнуть ни к какой добродетели. Вот в этом мы видим преимущество бодрствования. Это начало всякой добродетели.
– Насколько для бодрости духа необходимо помнить слова Господа, сказанные в Гефсиманском саду: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не внити в напасть»?
– Конечно, эти слова нужно чаще себе напоминать. Именно потому, что при отсутствии бодрости приближается напасть. Очень многие наши жизненные проблемы, скорби нас постигают тогда, когда мы теряем тонус бодрости, ощущение причастности к Богу, наполненности силой, которая от Него проистекает.
Мне вспоминается момент, который не каждому известен: имя Григорий в нашем православном календаре чисто христианское, но его до появления в мире христианства не было вообще. Это имя имеет причиной своего появления христианское благовестие. Господь заповедует нам бодрствовать. «Григорий» в переводе с греческого означает «бодрствующий». Это имя впервые появляется в конце II – начале III века, как считает святитель Григорий Неокесарийский. Он был первым носителем этого имени. А потом уже Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие.
– Григорий Чудотворец.
– Да, Григорий Чудотворец, Неокесарийский. Почему я говорю сейчас об этом? Христиане понимали, насколько важно быть бодрствующим. Даже называли своих детей этим именем, чтобы оно отразилось на их жизни. Как у нас говорится: по имени и житие. Если человек будет бодрствующим, все у него будет хорошо. Господне благословение на нем почит. Потому что он будет готов творить любую христианскую добродетель.
Я бы сказал, что бодрствование само по себе является спутником любой добродетели. Когда мы делаем что-то хорошее, чем бы мы ни занимались (благотворительностью, соблюдением поста, чтением молитв, акафистов, канонов), обязательно должна быть бодрость духа. Потому что для таких дел требуются силы, довольно большая отдача. Причем такие силы, которые порой приходится изыскивать в себе дополнительно, выполняя весь обычный круг своих земных обязанностей, работу. Но мы должны еще что-то делать и ради Христа. Для этого нужен энтузиазм, духовная бодрость. Я думаю, это слово будет наиболее подходящим для обозначения добродетели бодрствования.
– Насколько важно для бодрости духа регулярное, постоянное чтение Священного Писания?
– Да, это очень и очень помогает оживить в себе бодрость духа. Конкретный пример вспоминается сразу: преподобный Серафим Саровский. На протяжении одной седмицы он полностью прочитывал весь Новый Завет. Спрашивается, зачем? Ведь он и так очень хорошо его знал! Что нового он мог в нем прочитать? Читать нужно было помногу, каждый день.
– По нескольку часов.
– Да, Новый Завет объемная книга. Нужно заниматься несколько часов чтением одних и тех же текстов. Но благодать Божия, заключенная в Священном Писании, в слове Божественном, настолько велика, настолько нам придает сил! Она реально ободряет.
– Удивительно.
– Можно вспомнить другой пример. Преподобный Нил Сорский. Когда он не знал, как ему поступить, брал Библию и читал ее до тех пор, пока не находил ответ. Я думаю, что ответ состоял….
– не в цитате, а в просвещении сердца.
– Да, да! Господь посещал его Своей благодатью за этот подвиг чтения Священного Писания, за доверие к слову Божию, Он просвещал его сердце Своей благодатью. И это особое наитие Духа Святого можно сравнить с особой бодростью духа.
– Бодрость духа – это пребывание в тебе Святого Духа?
– Думаю, не будет ошибкой так сказать. Человек, который обладает подлинно христианской бодростью духа, при этом находится в Духе Святом. Когда Господь пребывает с нами и мы ощущаем Его присутствие в своем сердце, мы не можем пребывать в унынии. Потому что Господь несет с Собой радость.
– Плод же Духа есть свет, любовь, радость.
– Да. Я вспоминаю слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Он говорит, что если подвижник читает перед иконой Святой Троицы славословие Святой Троице, просто прославляет Святую Троицу, то обязательно Господь пошлет ему радость в сердце. Это был его личный духовный опыт, который он передает всей Церкви. То есть радость неотделима от Бога. Там, где Господь, там радость, счастье и блаженство. Мы знаем заповеди блаженств. Если вы хотите быть блаженными, соблюдите вот это – и будете счастливы в высшей степени, в союзе с Богом.
Поэтому мне и думается, что если человек обладает бодростью духа, то он пребывает в Духе Святом. И наоборот. Мы должны больше всего опасаться другого: чтобы от нас не отступил Дух Святой. Если это место в сердце пустеет, если Дух Святой уходит, тогда вместо благодати обязательно будет бесовское присутствие.
– Свято место пусто не бывает.
– Да, приходит демоническая сила, которая пытается все сразу осквернить, извратить. И дух уныния, упадничества, депрессии не что иное, как прямой знак присутствия нечистой силы.
– Бодрость духа и уныние – это антагонисты. Как уныние побеждается бодростью духа?
– Для этого сам человек должен потрудиться. Прежде всего это труд внимания. Надо вовремя уловить, когда мы теряем бодрость духа и когда к нам приступает уныние. Иногда человек упускает этот момент и уже совершает грех, которым пытается отогнать от себя уныние. Но не на тех путях он ищет этой борьбы.
Например, человек чувствует, что стало ему совсем грустно, печально на душе, смотрит на бутылку, которая стоит у него где-то в баре. Думает, не выпить ли, не пропустить ли стаканчик виски. Он уже инстинктивно ищет защиты от этого состояния уныния.
Да, наверное, после половины стаканчика или целого стаканчика уныние отступает. Но наступает алкогольное опьянение. Если это превращается в навык – это прямой путь к алкоголизму.
Поэтому, если человек ощущает, что ему становится грустно, вспоминаются жизненные неудачи, какие-то скорби приходят на память, обиды, кто-то не уделил ему сегодня внимания, есть проблемы, не нужно сразу искать успокоения, утешения в таких способах. Надо сразу вспомнить о Боге. Господь может нам подать благодатное утешение. Поэтому надо усугубить молитву. Как написано в Писании: скорбит ли кто из вас, да творит молитву; благодушествует ли кто из вас, да поет псалмы. Надо петь Господу. Церковное песнопение бывает настолько благодатное… Даже рассказ есть о песнопении «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Это задостойник, который исполняется на литургии святителя Василия Великого. Само по себе песнопение настолько угодно Царице Небесной, что за то, что человек его исполняет, Она уже дает ему и покаяние, и утешение, и помощь в жизни. Поэтому надо использовать эти благодатные средства.
В конце концов, если мы в момент жизненной трудности, печали, позвоним кому-то из тех, о которых мы знаем, что это человек добрый, хороший, церковный (и он скажет нам что-то обнадеживающее, утешительное), это тоже будет хороший выход из ситуации.
– Насколько важно для сохранения бодрости духа помнить о том, что существует Промысл Божий? Что все нужно предавать в руки Божии; и себя в том числе.
– Думаю, об этом нужно помнить не только для бодрости духа, но и для спасения как такового. Вся наша жизнь руководится Божественным Промыслом. Если мы видим, что у нас дела идут на лад, все хорошо получается и все спорится, то за это должны обязательно благодарить Господа. Не думать, что так хорошо у нас все получается потому, что мы такие хорошие, этого достойны. А потому, что Господь нас благословил; это Божественная милость.
Если же, напротив, у нас что-то происходит плохо, не так, как мы бы хотели, тогда нужно к Богу обращаться с просьбой о помощи, понимая, что Он в силах ситуацию изменить к лучшему в любой момент.
Бог, в Которого мы верим, это Бог Всемогущий. У Него ни в чем нет недостатка: ни в премудрости, ни в силе, ни в разуме. Он всегда вовремя нас может поддержать. Если у нас случаются какие-то затруднения, то только для нашей собственной пользы. Добродетель нуждается в испытаниях. Должны быть те или иные затруднительные ситуации.
В каждом своем состоянии мы пребываем полностью – такова особенность человеческой жизни. Нам порой не хватает ощущения того, что будет потом. Если наступает какая-то скорбь, мы думаем, что теперь уже конец, опускаются руки. А такого быть не должно. Потому что в любом случае все пройдет. Как было написано на перстне царя Соломона.
Эту мудрость надо сохранять в глубине души всегда. Даже когда «садится батарейка», должен быть остаток, благодаря которому возможна подзарядка. По-прежнему часы работают, ничего не сбивается, настройки остаются в силе. Просто где-то мы ослабели, но мы верим, что Господь поможет вернуться нам на лучший уровень.
– Бодрость духа и телесное здоровье – это обязательные условия?
– Вопрос не совсем однозначный. Есть пословица: в здоровом теле – здоровый дух. Обычно она считается отражением языческого миропонимания. Мы говорим о том, что в христианстве необязательно должно быть здоровое тело для здорового духа. Мы знаем множество примеров, когда немощные старцы, как, например, Амвросий Оптинский, не могли встать с постели. Он был очень болен и ослаблен, но помогал тысячам людей, направлял их к спасению, совершал чудеса. Значит, необязательно должно быть здоровое тело для бодрого духа.
Но, с другой стороны, для обычных людей эта связь имеет место. Представьте себя или меня, что вдруг какая-то болезнь или немощь. Конечно, сразу бодрость духа умаляется.
– Надо все-таки заботиться о своем телесном здоровье.
– Конечно, мы сразу же львиную долю внимания уделяем этому: как поправить здоровье, как вылечиться от болезней. В конце концов, когда у нас нет физических сил из-за какой-то немощи, болезни, мы не можем делать никакого доброго дела. Добрые дела требуют реального приложения усилий, в том числе физических. Потому что выйти на уровень преподобного Амвросия – это удел единиц. Большинство людей живут на уровне пониже. Поэтому я думаю, что святой долг каждого христианина – беречь свое здоровье как Божественный дар. И пока тело будет в нормальном рабочем состоянии, это не будет препятствием для бодрости духа, и это уже хорошо.
– Всегда радуйтесь – это призыв апостола к бодрости духа?
– К бодрости духа в том числе. Радость мы можем понимать по-разному: когда, например, люди собираются на стадионе, скандируют: «Христос любит нас», «Христос нас уже спас». Это вроде бы выражение христианской радости, но в этом присутствует элемент экзальтации.
Вовсе необязательно радость должна себя проявлять в таких бурных мероприятиях. Человек ведет спокойный, размеренный образ жизни, но при этом вполне может радоваться духом. И, наверное, эта радость будет более стабильная, постоянная и духовная, если будет проистекать из глубины сердца.
Я думаю, прежде всего об этой радости говорил апостол Павел. Эта радость должна высвечиваться изнутри. Чтобы люди, видя наше поведение, наши реакции на различные события, тоже могли порадоваться, что есть человек настолько преданный Богу, что ничто в этой жизни не может его возмутить, поколебать его душевного равновесия, вывести его из внутреннего радостного духовного состояния. И это пример для остальных. Дай Бог, чтобы таких людей было больше.
Записали Таисия Зыкова и Екатерина Береснёва
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!