Преображение (Одесса). Утренние и вечерние молитвы

10 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Каждый христианин призван беседовать с Господом. Для этого Церковь установила утренние и вечерние молитвы. Именно о них, их важности для духовной жизни христианина и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему необходимо молиться?

– Молитва заложена в саму природу человека. Когда мы говорим слово «человек», мы уже обозначаем его назначение – «чело к веку», то есть чело к вечности, к небу, к Богу. Если мы говорим о том, для чего Господь создал человеческое существо, то именно для того, чтобы человек имел возможность разумного, свободного, благодатного общения со своим Господом. На сегодняшний день фактически единственным способом общения с Господом, который мы, падшие, грешные люди, живущие на земле, имеем, является именно молитвенное общение.

Когда Адам и Ева жили в раю, они могли общаться с Богом непосредственно, лицом к лицу. Он являлся им прямо там, среди деревьев рая. Теперь у нас нет такой возможности. Мы отделены от духовного мира завесой своей собственной материальной плоти, но в молитве достигаем той же самой цели:  можем выйти на контакт с Господом. Он и Сам благословляет такую возможность общения. И если она у нас есть, грех ею пренебрегать.

– Что такое молитва в своей сути?

– По существу, молитва – это общение человека с Богом. Святые отцы говорят, что когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами, а вот когда мы читаем молитвы, обращенные к Богу, то мы беседуем с Ним. Это две стороны одного и того же общения. Поэтому, когда мы молимся перед чтением Священного Писания, после него, имеет место круговращение диалога. Молитва – это возможность для человека непосредственно обратиться к своему Творцу.

Когда мы говорим о сущности религии как таковой, то само слово «религия» обозначает связь между Богом и человеком. А в чем же осуществляется эта связь? Само по себе признание бытия Божия, признание истинности того, что Бог есть, что Он существует, еще не религия. Так признавали и древние философы, и многие люди, которые фактически все равно остаются на позиции агностиков. Например, деисты признают, что Бог есть, а дальше что?.. Настоящая религия начинается там, где начинается молитва. Если человек обращается к Богу за помощью, чтобы поблагодарить Его за что-либо, прославить Его святое имя, то это уже религиозная связь. Когда человек чего-то просит и получает это от Бога, это самое сильное удостоверение истинного богопочитания, что это не просто Бог, Который есть, а Живой Бог, Который тебя слышит, любит и о тебе заботится.

– Как необходимо молиться? Есть какие-то условия для молитвы, которые человек просто обязан соблюдать?

– Разумеется, такие условия есть, и их нужно соблюдать. Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Это Господь сказал специально, чтобы мы не молились напоказ, как книжники и фарисеи, лицемеры, которые специально останавливались на распутьях, на перекрестках дорог и длительно молились, чтобы показаться людям благочестивыми и набожными. Господь объяснил, почему так нельзя делать: они уже получают свою награду в виде народного почитания и уважения. Но мы ведь должны стремиться к небесной награде, поэтому лучше это делать тайным образом и не афишировать свои молитвенные аскетические подвиги.

С другой стороны, когда мы молимся уединенно, это помогает нам лучше осознать важность момента. Как говорят некоторые святые отцы, представьте, что вы пришли на прием к царю. Сможете ли вы думать о чем-то постороннем, отвлекаться на какие-то суетные рассуждения, какие-то воспоминания? Нет, вы будете всецело сконцентрированы на этом диалоге с царем. Вы будете думать о том, как вам лучше донести до него свою мысль, как лучше ответить, как вообще себя вести. Тем более это касается общения с Царем Небесным, Который видит нас, слышит. Когда мы становимся на молитву, мы должны осознать, что встали перед очами Господними, и раз уж мы читаем какие-то молитвы, то их надо читать так, чтобы Господь их точно услышал, чтобы до Него их донести. А для этого мы сами должны полностью заключить ум в слова молитвы.

– Но ведь из пастырской практики, да и вообще из практики христианской жизни мы знаем, что собирать помыслы, внимание, как советуют святые отцы, очень сложно. Есть ли какие-то способы или советы (может быть, святоотеческие) по поводу того, как собирать внимание и вообще где его держать?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что быть подверженным парению помыслов – удел каждого падшего человека. К сожалению, рассеяние ума – это то, что мы имеет после греха падения прародителей. Тогда у них была цельность ума, сосредоточенность мыслей, точность действия разума. Сейчас у нас ничего этого нет, и каждый раз приходится себя возвращать к предмету молитвы, к общению с Богом. Это требует усилия. Когда у человека есть духовный опыт, ему это делать уже легче.

Можно использовать различные средства, но их набор довольно ограничен. Прежде всего это то, о чем мы уже сказали: становясь на молитву, надо отвлечься от всего постороннего. Даже в молитвослове говорится: когда станешь на молитву, посиди немного спокойно, чтобы утихли помыслы, чтобы ты уже не думал о том, что было перед тем. У нас есть определенная инерция ума, и то, чем мы были заняты до того, как стали на молитву, какое-то время ум еще занимает. Надо, чтобы это все остановилось. Мы выделяем какое-то малое время на общение с Богом – хотя бы 15 минут утром и 15 минут вечером, и его надо полностью Ему посвятить.

По поводу того, где держать ум, православная аскетика учит, чтобы мы собирали ум и заключали молитву в сердце. Это духовный центр человека, центр наших чувств, внимания. Этим православная аскетика отличается, например, от германской мистики, которая по преимуществу является мистикой головы, и от индийской восточной мистики, которая есть мистика живота. У нас именно сердце является духовным центром. Поэтому, когда мы становимся на молитву, надо понять, откуда исходит центр наших устремлений к Богу. Это именно сердце. С одной стороны, это физическое наше сердце, которое находится в груди, но именно там, где-то в душе, и находится центр наших духовных чувств.

– Сколько раз в день необходимо молиться?

– Это неоднозначный вопрос. Святой апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам пишет: Непрестанно молитесь. В апостольские времена, в период первого христианского поколения, наверное, это было возможно. Потому что энтузиазм христианского благовестия, условия жизни и вместе с тем опасность мученичества создавали особый духовный настрой у христиан. Они были проникнуты этим необычным одушевлением служения Богу и евангельской проповеди, поэтому  молились непрестанно. Мы живем немного в другую эпоху. Мы обременены множеством мирских забот, хлопот, семейных и рабочих обязанностей, поэтому, положа руку на сердце, скажем, что не можем непрестанно молиться. Церковь идет нам навстречу в этом отношении и выделяет отдельные периоды для молитвы.

Можно вспомнить, что в древних монастырях помимо обычных богослужений, которые у нас до сих пор совершаются утром и вечером, были еще богослужения на протяжении дня. Часы  служили отдельно. Как час наступает по времени дня, так  служили этот час. Кроме того, ночью отдельно была полунощница, что сейчас в монастырях тоже стараются соблюдать. Это говорит о том, что моментов обращения к Богу должно быть больше. Чем их больше, тем лучше. В идеале это непрестанная молитва. А дальше приходится время выбирать в зависимости от образа жизни человека, от чего многое зависит. Но  необходимый минимум мы обязаны исполнять утром и вечером.

– Почему Церковь установила это именно утром и вечером?

– Я думаю, так подсказывает сама логика вещей. Наступает утро. Перед нами целый день, который будет наполнен самыми различными событиями, некоторые из них мы даже не можем предвидеть. Я не раз за собой замечал, что утром просыпаешься, прикидываешь план на этот день, и практически никогда не бывает, что только этими мероприятиями ограничиваются дела  дня. Обязательно что-то бывает неожиданное, неучтенное, то, что появляется спонтанно, и на это нужно реагировать: что-то перестраивать, что-то изменять. Это получается по-разному, когда более, а когда менее удачно. Но чтобы это получалось более удачно, чтобы это было целесообразным,  духовно полезным, мы должны утром обращаться к Богу с молитвой. Это необыкновенно важно!

Если подумать, для чего нужна утренняя молитва, тут можно выделить несколько аспектов. Это и благодарность Богу за прошедшую ночь, и благодарение за наступивший день, и духовный настрой. Когда мы молимся Богу,  уже  настраиваем себя на христианское восприятие содержания этого дня: что бы с нами ни произошло, мы уже готовы это встретить как христиане. Хотя бы это мы уже Богу посвятили. Помимо этого мы просим Божьего благословения. Если оно есть, у нас все получается, а если его по каким-то причинам нет, не получается ничего.

Что касается вечерних молитв, это опять же очень важное для человека время. Когда мы готовимся ко сну, переходим совсем в иную фазу своего бытия. Пока мы бодрствуем, мы сами хозяева положения: решаем вопросы, сами себе принадлежим. Все это мы можем делать так, как сами считаем нужным. Но когда мы спим, мы абсолютно беззащитны, беспомощны, мы буквально на это время почти умираем. Вроде бы биологическая жизнь продолжается, но сознание переходит в спящий режим. Мы видим сновидения, но какие будут сновидения, нам тоже неизвестно. Так, во время сна мы полностью себе не принадлежим. А чтобы в это наиболее уязвимое для человека время мы были под покровом Божией благодати, обязательно должны как следует вечером помолиться.

Я понимаю тех людей, которые стараются отложить вечерние молитвы на самый последний момент, буквально перед сном, перед тем, как идти в постель, чтобы именно молитвенные впечатления были последними впечатлениями этого дня, чтобы после них мы уже ничем не занимались, ни на что не отвлекались. Потому что эти последние впечатления могут быть как раз программой, в том числе и для сновидений. Если нас что-то смутило перед сном, молитва прямо перед отходом ко сну способствует тому, чтобы мы не страдали от этого на протяжении ночных часов, когда наше сознание дремлет.

Кроме того, когда мы молимся Богу перед сном, мы просим Его также и о том, чтобы получить полное восстановление своих сил. Ведь главное назначение сна – отдых. И от того, насколько мы восстановимся, наберемся сил за эту ночь, зависит успех следующего дня.

– «Мирен сон и безмятежен даруй ми».

– Да, вот об этом мы и молимся. Я хотел бы подчеркнуть: что касается качественного состава молитв, они составлены гениально. Церковь на протяжении двух тысячелетий для этих утренних и вечерних молитвенных правил отобрала самые лучшие тексты, которые наиболее точно, емко вбирают в себя человеческие дневные реальные жизненные заботы и переживания, связанные с ночью. Когда мы внимательно, спокойно читаем эти тексты, вникаем в их смысл,  те святые люди, которые составили эти молитвенные тексты,  тоже вступают с нами в общение, они уже молятся за нас. И мы в какой-то степени, пусть даже и небольшой, переживаем те чувства, которыми воодушевлялись они, когда писали эти молитвы.

– Какую суть выражают утренние молитвы?

– Утренняя молитва во многом отличается от вечерней. И я замечал это много раз. Сам настрой при чтении утренних молитв заметно другой, чем при чтении вечерних.

– Бодрый.

– Да, когда наступает утро, мы читаем утренние молитвы – и какое-то ощущение свежести, бодрости, заряда энергии. Мы ощущаем свежие краски наступившего дня. Все такое новое! В каком-то смысле жизнь начинается заново каждый день. Каждое утро обещает нам новые чувства, переживания, ощущения, открытия. Все уже сконцентрировано в этих молитвах. Этот заряд сообщается нашей душе. И если мы не пренебрегаем чтением утренних молитв, если выделяем на них достаточно времени, чтобы стать перед Богом, помолиться, пропустить все это через себя, свою душу и сердце, это уже освящает нас изнутри. Если после утренних молитв мы еще перекрестимся, съедим кусочек антидора или просфоры и запьем святой водой, то уже получаем благодатное освящение. Это помогает нам становиться ближе к Богу.

 – Лучше читать молитвы по молитвослову или своими словами?

 – Можно эту идею продолжить – сравнить утренние и вечерние молитвы. Я замечаю за собой, что утренние молитвы выучил очень давно. Наверное, потому, что с утра мозг более свежий – и молитвы легче запоминаются. Обычно я читаю их наизусть, без молитвослова.

Вечерние молитвы тяжело даются для заучивания наизусть. И их даже больше хочется читать по молитвослову. Я думаю, здесь имеет место некая амбивалентность. Свое преимущество есть и в чтении молитв по молитвослову, и без него. Когда мы читаем их по памяти, то сразу напрягаем свою память, мы извлекаем из себя молитвы. И в этом есть преимущество – не будет механического чтения.

Но, с другой стороны, я заметил за собой такую вещь: читая изо дня в день молитвенное правило наизусть, вдруг почувствовал, что где-то это превращается в автоматизм.

– Становится больше механики, чем чтения.

– Да, когда берешь молитвослов и читаешь  по тексту, видишь напечатанные слова,  воспринимаешь это иначе, более глубоко. Как мне представляется, лучше время от времени чередовать чтение молитв и утренних, и вечерних: то наизусть, то по молитвослову.

– Почему в начале дня в утренних молитвах мы просим неленостного служения Богу в течение этого дня?

– Нам вообще очень важно служить Богу без лени, более ревностно. Этой ревности очень часто нам не хватает.

С утра человек отдохнул, у него есть запас сил. Но очень важно правильно организовать самого себя, свои силы, время для того, чтобы нашлось место Богу в течение дня. Когда мы стремимся к достижению каких-то мирских целей, земных вещей, то тут мыслим более прагматично – и у нас зачастую получается все сделать по порядку. Но сколько из этого времени дня останется Богу, это зависит только от нашего свободного произволения. Поэтому надо заранее думать о том, как мы этот день используем для приближения к вечности, спасения своей души.

Мы можем достичь многих позитивных целей, которые ставим перед собой, но насколько это будет душевно полезно?

Поэтому когда мы просим Господа, чтобы Он дал нам силы и разум неленостно Ему потрудиться, то это направлено в первую очередь на то, чтобы было позитивное духовное содержание нашей деятельности. Одни и те же дела мы можем делать совершенно с разным настроем.

– С разным сердцем.

 – И если мы делаем что-то ради Христа, ради Бога, даже если понимаем, что делаем совершенно мирское, отвлеченное, все равно это косвенно связано с целью нашего бытия, с общением с Богом, со спасением души. Все окрашивается в совершенно другие тона.

– Как в течение дня можно поддержать духовное настроение? Есть ли какие-то советы духоносных отцов?

– Есть и советы современных духовных отцов, старцев, есть и святоотеческие рекомендации. Если вдуматься, у нас более чем достаточно поводов на протяжении дня вспомнить о Боге.

 Когда мы делаем любое, более или менее важное дело, мы можем уже перекреститься, прочитать молитву перед делом. Прочитать молитву «Царю Небесный», когда садимся за руль автомобиля, – это уже обязательный повод обратиться к Богу с молитвой. Перекрестить себя, дорогу перед собой, потому что мы берем на себя ответственность за жизнь себя самого и других людей, которых везем и которые будут встречаться  по пути. Не дай Бог что-то – это может обернуться трагедией. Поэтому, чтобы действовать собранно и правильно и оградить себя от вмешательства демонических сил, обязательно нужно чаще молиться Богу. Любое вождение автомобиля, даже при поездке из дома на работу и обратно, – это уже ситуация, которая требует напряжения сил. Это экзамен на наше знание правил дорожного движения, на самоконтроль и  многое другое. И это уже повод молиться Богу.

– И таких поводов просто масса.

– Масса! Когда мы общаемся с каким-то человеком, знакомым или нет, это уже повод заранее об этом человеке помолиться, потому что общение может иметь самые неожиданные повороты. И чтобы подстраховать себя и не допустить какой-то фатальной ошибки, лучше заранее общение предварять молитвой. Даже перед телефонным разговором лучше помолиться.

Всякий раз, когда мы будем так поступать, это не есть суесловие, не есть суетная вера. Нет, это правильная вера! Потому что от таких мелочей зависит вся наша жизнь. Она и состоит из мелочей. И если мы всё делаем с Богом, с молитвой, то и получается хорошо. А если делать вне Бога, вне молитвы, тут возможны различные варианты.

– Какая суть вечерних молитв? В чем их основное, главное зерно?

– О главном мы уже сказали: когда мы готовимся ко сну, поручаем себя в руки Божьи, просим у Господа ангела-хранителя, понимаем, что будем находиться в состоянии, которое сами контролировать не сможем, даже если будем засыпать с молитвой, но все равно на момент сна она будет прерываться.

Были такие святые подвижники (мы знаем из «Добротолюбия»): у них даже и во сне молитва совершалась.

– Я сплю, а сердце мое бдит.

– Да, как об этом говорится и в Священном Писании. Дай Бог достичь такого состояния, чтобы мы молились во сне так же, как молимся наяву. Но этого состояния добиться не так просто. Нужно употреблять для этого постоянные усилия. Кроме того, бывает, что молишься и во сне, но это не имеет того действия, какое имеет наяву. Потому что враг свои козни может все равно осуществлять, даже несмотря на эту молитву. И мы можем испытывать ощущение страха, беспокойства, тревоги. Конечно, это все нас смущает, для нас это нежелательные вещи. Поэтому надо более усердно молиться перед сном. И думаю, будет очень правильно, если к этому вечернему молитвенному правилу мы будем присоединять чтение Священного Писания (хотя бы по одной главе) и земные поклоны. Кому сколько по силам: кто-то может положить двадцать, кто-то тридцать, а кто-то пятьдесят или сто поклонов. Это никогда не пройдет бесследно и не будет напрасной тратой времени и сил. Все это Господь нам зачтет в христианское благочестие. И самое главное, этот сон, от которого мы отнимем время на молитву и на эти подвиги аскезы, будет более крепким, полезным и продуктивным.

– Почему так важно каяться в конце дня, как будто  каешься за всю жизнь?

– Я вижу в этом разные причины. Во-первых, это может быть последний день нашей жизни. Никто нам не гарантирует, что мы проснемся на следующее утро. Не так уж и редко бывают случаи, когда люди умирают во сне. Я даже слышал такое мнение в народе, что это очень даже желательная смерть, потому что она безболезненная. Человек уснул – и без всякой боли и страданий.

– Вряд ли это желательная…

– Для мирского сознания это лучше, чем в агонии умирать, от страшных болей. Так люди рассуждают. Ясно, что христианину лучше умирать сознательно, с чувством, что передаешь свой дух Господу. С какими-то последними словами, как это описано в житиях святых. С другой стороны, если человек утром этого дня был на службе, исповедовался, причастился, а ночью умер, это не самый плохой вариант. Если Господу будет угодно так забрать душу кого-то из нас, так, наверное, тоже слава Богу. Поэтому обязательно нужно завершать день повседневным исповеданием грехов. Потому что день – это вся наша жизнь в миниатюре. И мы каемся в конце жизни по преимуществу. Так, как это принято у людей: последние годы жизни посвятить покаянию. И последние минуты дня тоже нужно проводить именно в покаянной молитве Богу. Тем более если мы этого не сделаем (следующий день – это уже новые впечатления), многие грехи прошедшего дня уже забудем, они останутся грузом на нашей совести. Поэтому лучше каждый день подводить итог прожитого дня и делать это с покаянным чувством.

Записали Таисия Зыкова и  Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать