Преображение (Одесса). Святая блаженная Ксения Петербургская

3 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Шестого февраля Святая Церковь чтит память одной из величайших угодниц Божиих – святой блаженной Ксении Петербургской. О ее подвигах, молитвах и святости и пойдет речь в сегодняшней программе.

Расскажите о жизни будущей святой в миру. Какой она была супругой для своего мужа?

– О ее жизни до принятия подвига юродства известно не так много. Мы знаем, что звали ее Ксенией Григорьевной, а ее фамилия точно неизвестна. Есть версия, что Григорьева, а по отчеству она была Ивановной. Но эта версия менее популярна; возможно, менее основательна. Когда она достигла совершеннолетия, вышла замуж за военного: Андрея Федоровича Петрова, который был полковником. Это довольно высокое воинское звание. Но при этом он был еще и придворным певчим, так что его статус был особым. Он постоянно жил в столице, в Петербурге, участвуя, вероятно, в каких-то особых церемониях, связанных с присутствием царственных особ в самом столичном граде.

Жили они счастливо, но это продлилось недолго. Если считать возрастом совершеннолетия 18 лет, то они прожили в браке семь с половиной лет, и на 26-м году жизни блаженная Ксения овдовела. Причем это произошло абсолютно внезапно. Если бы ее муж какое-то время болел и она к этому психологически подготовилась, может быть, мир бы никогда и не узнал такой великой святой. Но именно то, что человек в расцвете сил вдруг покидает пределы этой жизни, для нее стало очень большим ударом. После этой трагедии она в корне изменила весь свой образ жизни.

– Ее святость начинается после смерти мужа. Как это понять, что после трагедии Бог дает такие дары?

– Мне почему-то кажется, что она была очень благочестивой женщиной и до подвига юродства. Мы обязательно должны констатировать тот факт, что у нее был необыкновенно большой религиозный потенциал. Потому что ситуация, которая произошла у нее в жизни, происходит с миллионами людей. Много молодых женщин могут овдоветь, особенно если они замужем за военным. Военного могут убить на войне, он может погибнуть на учениях, от болезней, от чего угодно. Такие ситуации происходят сплошь и рядом, и большинство женщин на это реагируют не так. Вначале это трагедия, но время лечит, и человек успокаивается.

Конечно, Ксения могла поминать мужа на панихидах, подавать записки на литургии, а потом выйти замуж и вести обычный образ жизни. Но тот путь, который она избрала, абсолютно уникален. Значит, уникальной была и сама ее личность. Она была готова воспринять на себя этот подвиг. С чего начинается ее святость? Мой опыт показывает такую важную вещь, что человек становится на путь святости тогда, когда он что-то приносит Богу в жертву. А она принесла в жертву все, что у нее было. Потеряв супруга, она осталась единственной наследницей и владелицей дома, в котором они жили, который находился в столице, в Петербурге. Это была довольно состоятельная семья. А она просто дарит этот дом не кому-то из родных или близких людей, а знакомой, постороннему человеку.

Это показывает, что она была готова полностью отказаться от  прежнего образа жизни, от всех своих благ, и сделала она это именно ради Христа. Мотивация ее была такова, что она хотела вымолить душу своего супруга, который умер внезапно, без покаяния. Но дело было, наверное, не только в этом. У нее, вероятно, была какая-то внутренняя потребность, может, даже было какое-то откровение свыше. Господь призвал ее к Себе на этот подвиг, и она на этот призыв откликнулась. Поэтому уже то, что она отказалась от дома в пользу постороннего человека, показывает, насколько велика в ней была решимость подвизаться ради Христа. А дальнейшие годы, длительные годы ее жизни, только это подтвердили.

– Святитель Николай Сербский в одном из своих писем сказал: когда ты пойдешь за гробом самого дорогого человека, подари его Господу. Может, блаженная Ксения и начала свой путь святости с этого?

– В любом случае это был толчок, который подвиг ее на такой действенный путь жизни. Возможно, если бы ее муж оставался и дальше в живых, если бы у них были общие дети, то она была бы просто благочестивой православной христианкой. Может быть, более благочестивой, чем другие. Может быть, она несла бы какие-то сокровенные подвиги. Но ее праведность осталась бы, вероятно, неизвестной большинству людей. А так стечение обстоятельств было вызовом для нее, который она готова была принять.

– Давайте опишем путь ее святости. Как она начинает проводить дни своей жизни?

– Все время своей жизни она проводила в постоянной молитве. Днем она ходила по улицам Петербурга. Но это не было праздным шатанием: у нее был какой-то план. Она знала, куда ей идти и с кем общаться. Сохранились сведения, что она заходила в гости к некоторым людям. Некоторые ее приглашали, а некоторые даже и не приглашали. Она сама к ним приходила, при этом она знала, что должна им сказать. Общаясь с этими людьми на какие-то духовные темы, она вместе с тем, пользуясь даром духовного рассуждения, а потом и прозорливости, который тоже в ней открылся, просто руководила людей ко спасению. Наверное, даже лучше, чем большинство священнослужителей, у которых нет таких харизматических даров. Она заранее знала, что будет с людьми, и могла от чего-то их предостеречь, к чему-то, наоборот, подтолкнуть, направить. Это дерзновение может иметь только человек, обладающий сверхъестественными дарами. Господь даровал ей такие необыкновенные таланты за ее подвижничество, за ее жертвенность.

А ночи она проводила в молитве за городом. Она уходила куда-то в поле и там целую ночь, до рассвета молилась земными поклонами, которые клала на все четыре стороны света. Причем любопытно то, откуда стало это известно. Это могло бы вообще остаться неизвестным, но полиция заинтересовалась, куда она исчезает по ночам. Почему днем ее все видят, каждый день она здесь, но никто не знает, где она ночью. Бывали редкие случаи, когда она могла переночевать у кого-то из верующих людей. Но это было очень редко, по каким-то особым случаям. А так, как правило, она на ночь просто исчезала. Это стало вызывать подозрения: вдруг она занимается чем-то непонятным и опасным для государства. Поэтому полиция взяла это под контроль и выследила, куда она уходит. Так поняли, что она уходит молиться в безлюдные места. Такой образ жизни, который длился не на протяжении недели, месяца или года, а на протяжении 45 лет, показывает, что в ней была просто необыкновенная, буквально какая-то алмазная твердость духа и решимость угождать Господу.

– Мы называем ее юродивой, а в чем выражался ее подвиг юродства?

– Да, это подвиг юродства. Начать нужно с того, что она отказалась от своего имени. Она уже не откликалась на имя Ксения, а отзывалась только в том случае, если ее называли Андреем Федоровичем, по имени ее покойного супруга. В день его смерти она сказала, что Андрей Федорович жив, а Ксения умерла, и отзывалась только на имя своего покойного мужа. Кроме того, она оделась в его одежду и ходила в мужской одежде, что в то время было абсолютно странным. Когда эта одежда истлела просто от старости, она одевалась в женскую одежду, но тех цветов, что носил ее супруг.

Помимо поведения фактически это асоциальный образ жизни: то, что у нее не было своего дома, что она нищенствовала. Но при этом она не побиралась, не просила подаяния. Даже когда ей давали деньги, она принимала только самой мелкой монетой, и то не у всякого и не всегда. Это было избирательно. Но даже из этих копеек она раздавала милостыню. Так что в этом отношении у нее было какое-то совершенно необыкновенное поведение. Иначе как юродством это не назовешь.

– Какими добрыми делами отличалась блаженная?

– Здесь мы можем разделить ее добрые дела, добродетели на естественные и сверхъестественные. Естественные добрые дела – это, например, когда она носила кирпичи на стройке, когда строился храм в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Причем тайно, по ночам, когда все спали. Никто не видел, а она поднимала наверх эти кирпичи. Рабочие вначале не могли понять, кто делал за них работу. Они специально оставили караулить одного человека тайно, чтобы разобраться, кто это делает. Оказалось, что это ее работа.

Но главная доля ее добродетелей была сверхприродного характера. Она помогала людям молитвой. Она могла проявить сверхъестественную прозорливость, буквально спасая жизнь человеку. Хрестоматийным является пример, когда одна девушка хотела выйти замуж за полковника, за военного, казалось бы, за состоятельного человека, но Ксения запретила ей это делать. При этом было непонятно, почему она запрещает. А потом выясняется, что это был беглый каторжник, который убил человека, присвоил себе его документы и выдавал себя за этого полковника. Можно себе представить, что бы ожидало потом эту девушку. Ксения спасла ей жизнь. Таких примеров было много. Они были при ее жизни, они случаются и после ее смерти.

– Есть ли достоверные сведения о силе ее молитвы?

– Есть, конечно. Была очень необычная ситуация, описанная в ее житии, когда она пришла к женщине, которой подарила дом, и сказала: «Что ты тут сидишь? Иди на ту улицу и посмотри. Там тебе Господь сына послал». Она приходит туда и видит, что конный экипаж сбил беременную женщину. Женщина умерла, но перед смертью успела родить ребенка. Встал вопрос, что теперь с ним делать. Вероятно, не было ни одного человека, который бы хотел предъявить свои права на этого ребенка, и эта женщина, которая пришла, оказалась единственной, кому этот ребенок был нужен. Она взяла его к себе. А когда шло следствие для выяснения того, что это была за женщина, оказалось, что она может оставить его себе. Она оставила ребенка себе, вырастила его как родного сына, и впоследствии в старости он о ней заботился. Он почитал ее как мать и был почтительным сыном, был ей единственной опорой на старости лет. Поэтому блаженная Ксения оказалась для этой женщины благодетельницей вдвойне: мало того что дала ей дом, так еще и сына.

– Как люди узнали о святости блаженной? Она ведь скрывала это под маской юродства и безумия.

– Это проявилось не сразу. Мне вообще было удивительно, когда я читал о том, что некоторые над ней насмехались, мальчишки ее дразнили. Даже один раз в жизни блаженной Ксении был случай, что ее видели в сильном гневе, когда уличные хулиганы стали не просто ее дразнить, а бросать в нее грязью. Оказывается, до гнева можно было довести даже блаженную Ксению, которая обычно была очень кроткой, спокойной и миролюбивой. Она вообще игнорировала любые словесные оскорбления. А здесь оскорбление действием на нее подействовало особым образом. Но именно после этого случая все поношения прекратились. Люди осознали, что с ней нельзя так обращаться, и навели порядок: они просто запретили шпане преследовать блаженную старицу. В дальнейшем она уже была в безопасности.

– Почему на иконах она всегда изображается в двух цветах: в зеленом и красном?

– Не всегда. Я видел коллекционные доллары, выпущенные в Новой Зеландии. Там она изображается в синей кофте и красной юбке. Но это неправильно. Судя по ее житию, она носила не синий цвет, а именно красный и зеленый. Она могла быть в зеленой кофте и красной юбке или наоборот. Но других цветов у нее не было. Поэтому изображать ради красоты в других цветах – это нарушение исторической правды.

– Почему в Новой Зеландии в коллекционной валюте?..

– Это островное государство. Одна из главных статей основного бюджета (там население 1 600 человек) – выпуск марок и коллекционных новозеландских долларов. Вероятно, они поняли, что русские будут брать это с огромным удовольствием и рынок сбыта у них будет. По рейтингу, по популярности решили выпустить именно с блаженной Ксенией.

Но дело в другом. Она носила одежду красно-зеленого цвета, потому что это цвета военных мундиров в Российской империи тех времен. Начиная с Петра I и при Елизавете Петровне солдаты, особенно гвардейцы (у них были красные чулки) носили такого цвета военную форму. Это было принято в то время. И она показывала, что она по-прежнему является тем самым Андреем Федоровичем. Когда уже не было у нее мужской одежды, она, по крайней мере, показывала, что будет ходить в тех же самых цветах.

– Как народ относился к блаженной после того, как стало ясно, что это святая?

– Ее очень почитали в Петербурге в последние годы ее жизни. И это было связано с пониманием, что такие люди рождаются, наверное, раз в несколько столетий. Такого никто никогда не видел. Сам по себе этот подвиг был очень редкий. И когда поняли, что на ней пребывает особое Божье благословение, стали оказывать ей различные знаки почтения. Но мы уже говорили о том, что она принимала их очень избирательно. Это народное почитание, наверное, было в какой-то степени приятно: она себя чувствовала в безопасности, она понимала, что это дар Божий, награда за ее многолетние подвиги. Но вместе с тем это был для нее дополнительный повод за тех людей, которые оказывали ей какие-то благодеяния, больше молиться. Чем больше ее почитали, тем больше она за них молилась. Чем больше благ они получали, тем еще больше ее почитали.

– Как и когда святая скончалась?

– Она скончалась в 1802 году. Мирно, спокойно, от старости. Хотя она не была еще очень старым человеком – ей было около 71 года, но жизнь у нее была очень тяжелая. Поэтому ресурсы организма были истрачены намного раньше. Ей, конечно, было очень тяжело нести все подвиги. Это постоянная экстремальная ситуация. Она ночевала на открытом воздухе, в любое время года, при любой погоде; и в дождь, и в снег она молилась целую ночь. Поразительно, что она и до такого возраста смогла дожить. Господь укреплял ее Своей благодатью для пользы всего церковного общества.

– Святая Ксения является первой на Руси юродивой святой. Почему до нее таких не было? И в чем особенность этой женской юродивой святости?

– Мы не можем полностью исключить вероятность такого подвига раньше. Может быть, и были такие подвиги раньше. Все-таки история русской святости насчитывает уже больше тысячи лет. Наверное, были самые разные люди в Древней Руси. Но нет ни одной канонизированной юродивой до блаженной Ксении Петербургской. А это уже другой вопрос. Вопрос в том, что женских персонажей очень мало в наших святцах Синодального периода. Когда любая канонизация была исключительно редким явлением.

– Кроме святительской.

– Да, эта закваска протестантизма, внесенная Петром I, почитателем немцев, голландцев, их отношение к христианству сказывались на том, что государство постоянно тормозило процесс канонизации. Нужно было общенародное почитание, чтобы можно было канонизировать святого. Да, это были либо святители, либо благоверные князья. Это было в интересах государства – прославлять святых правителей, укреплять власть.

Поэтому если и были святые женщины, они были, как правило, княжеского рода. И таких у нас действительно довольно много. А чтобы из простого сословия женщина, даже дворянского, как блаженная Ксения, – такого даже не встречалось. Нужно иметь в виду совокупность факторов. Но блаженная Ксения была первой в этом лике. После нее уже были Матрона Московская, Домника Алешковская, Матрона Анемнясевская. Но до блаженной Ксении такого не было, поэтому в этом тоже ее исключительность.

– О ее святости знают уже столетие. Но, пожалуй, самый интересный период  советский. Потому что тогда, как и всегда (но при этом с одной особенностью, что это было под запретом), несли на кладбище к часовенке записочки блаженной Ксении. И она помогала. Могли бы рассказать эти истории? И неужели святая Ксения читает эти записки?

– Думаю, что она знает содержание этих записок.

– До того, как их принесли.

– Даже до того, как их написали, Господь уже открывает ей эти намерения. Но должен сказать, что эта практика имеет многолетнюю сложившуюся, очень прочную  историю. В советское время дважды закрывали эту часовню. Потом под давлением общественности вынуждены были опять открывать. Потому что блаженная Ксения  самая почитаемая православная святая в Петербурге. Хотя, казалось бы, там много святых, город огромный, но блаженная Ксения вне конкуренции.

Когда я несколько раз бывал на Смоленском кладбище, в разные годы, видел, что с удивительным постоянством там огромные многотысячные очереди. Это поразительное явление. Наверное, только с блаженной Матроной Московской можно сравнить. Эти бесконечные извивающиеся хвосты очереди... Слава Богу, что я священник и мог проходить без очереди. А так несколько часов нужно было бы простоять.

– Трудиться, да.

– Что нужно сказать по поводу записок? Раньше их пытались куда-то между камнями положить, теперь повесили почтовый ящик, который регулярно освобождается от этих записок. И постоянно вновь и вновь наполняется. Не случайно люди это делают. Я сам дважды бросал туда записки – оба раза исполнились мои просьбы к блаженной Ксении. Может быть, конечно, по времени так совпало. Ясно, что я молился не только блаженной Ксении. Я молился Самому Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, другим святым. Но по времени хронологически совпадало: вскоре после того, как я оставлял там записку, то, о чем я просил, осуществлялось.

Нужно сказать о том, что практика паломничества к блаженной Ксении была уже в советское время. Когда буквально целыми поездами приезжали паломники из Москвы в Ленинград. Бывало, что приезжали просто на воскресенье. Ночной поезд. Приезжали утром, успевали на литургию, а вечером уезжали обратно в Москву и в понедельник уже были на работе. Именно ради блаженной Ксении многие регулярно проделывали вот такие путешествия. Это говорит о том, что блаженная Ксения реально помогает очень многим людям.

Если немного потрудиться, поискать в Интернете, есть множество случаев необыкновенной помощи блаженной Ксении в самых разных жизненных ситуациях.

– Как мы можем почтить святую?

– Есть обычные способы почитания блаженной Ксении. Это, во-первых, обязательно иметь дома ее икону. Это уже и зримое, и незримое присутствие. Видя эту икону, мы будем вспоминать, что нужно о чем-то ей помолиться. Кроме того, в день ее памяти нужно пойти в храм, поставить ей свечу, помолиться, почитать акафист, если время позволяет. Вообще нужно чаще обращаться к ней за помощью.

У меня среди прочих икон в молитвенном уголке есть маленькая скульптура, которая стоит на моем подоконнике над письменным столом. Так что я блаженную Ксению вижу, наверное, чаще, чем многих других святых. Я очень почитаю эту святую уже много лет. Что-то есть необыкновенно приятное в ее образе, в духовном облике лично для меня. Это даже трудно выразить словами.

– Материнская кротость.

– Да, буквально чувствую ее подвиг, состояние ее души, пафос ее деятельности. Конечно, кому-то, может, больше нравятся великие святители, кому-то – великие правители. Но у меня почему-то особенное расположение вызывает облик блаженной Ксении. И, конечно, ее реальная помощь, потому что, как в пословице, никто к пустому колодцу не пойдет. Так и к святым: обращаются к тем, которые помогают.

– Есть ли современные чудеса по молитвам блаженной Ксении?

– Да, таких чудес очень много. Они в основном связаны с простыми житейскими нуждами людей: кого-то она исцелила от недуга, кому-то помогла получить квартиру, кого-то избавила от опасности. Я заметил такую вещь: многие верующие девушки по имени Ксения очень благополучно выходят замуж. Я так понимаю, они прежде всего молятся своей небесной покровительнице блаженной Ксении, и она помогает им решить вопросы личного и семейного счастья.

Из тех случаев, что мне известны, меня особенно впечатлил тот, когда один человек, реальный, наш современник, будучи инвалидом, приобрел себе квартиру. Вдруг через год объявляется женщина, которая заявляет свои права, что эта квартира ее. И показывает документы на эту же квартиру. Суд начинает разбираться, кто же из них является настоящим владельцем. Человек-инвалид уже в неравноправном положении, он в уязвимом состоянии. Он не может даже сам ходить на суд; за него ходила его мама. Но он умел писать иконы. И ему почему-то захотелось написать икону именно блаженной Ксении. Он ее написал, дал своей маме, чтобы она взяла ее с собой прямо на судебное заседание. И что произошло? Приходит мама на заседание. Судья берет показания у женщины, которая претендует на квартиру. И эта женщина, ушлая мошенница, которая, вероятно, имела уже не один опыт побед в подобных заседаниях, вдруг начинает путаться в показаниях до такой степени, что сама рассказывает, как она якобы купила по поддельным, фиктивным документам эту квартиру. Сама рассказала механизм всей этой аферы. Это было до такой степени необычно и очевидно, что судья рассмеялась, слушая все это. Вот таким образом блаженная Ксения спасла этого человека от посягательств и намерений злых людей.

Записали Таисия Зыкова и  Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать