Преображение (Одесса). Святое Богоявление. Крещение Господне

20 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– В эти дни Святая Церковь чтит великий праздник Крещения Господня (Богоявления). Именно о нем, об истории праздника, а также о традициях празднования Крещения Господня в разных странах и пойдет речь в сегодняшней программе.

Крещение Господне называется Богоявлением. Почему?

– Богоявление (или Теофания) – это слово обозначает явление всех трех Лиц Святой Троицы, которое имело место на берегах Иордана в день, когда Господь Иисус Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи. Мы это можем прочитать во всех канонических Евангелиях. В трех синоптических Евангелиях это событие изложено очень сходно.

В Евангелии от Иоанна об этом есть упоминание в словах Иоанна Предтечи. Мы видим, что когда Господь пришел к Иоанну принимать крещение, с неба был слышен голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И Святой Дух в виде белоснежного голубя спускался и почивал на Нем. Это явление всех трех Божественных  Ипостасей и дало название празднику Теофания.

– Почему Господь, будучи безгрешным, принимает крещение от Иоанна? Ведь это крещение покаяния.

– Да, это с первого взгляда кажется непонятным, но мы должны учитывать, что когда Иоанн Предтеча выступил на свое служение, все лучшие представители израильского народа приходили к нему для того, чтобы принимать это крещение покаяния. Фактически участие в этом мероприятии означало, что человек ожидает скорого Пришествия Мессии и хочет подготовить себя к этому событию.

Если бы Господь это проигнорировал, если бы Он туда не пришел, Он остался бы в стороне от всей той деятельности Иоанна Предтечи, которая ради Него и была проведена. Поэтому Господь приходит, и для Него это было еще и поводом впервые заявить о Себе. Традиционно считается, что Его мессианское служение начинается именно с этого крещения в Иордане. Во всяком случае, сразу после крещения Он уходит на Сорокадневную гору для того, чтобы преодолевать искушения от сатаны.

Кроме того, хотя Иоанн Предтеча был удивлен этому факту (мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?) – Господь ему ответил: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Когда Он заходит в воду, Он не произносит ни одного греха. Он не каялся ни в одном грехе. Все остальные люди, когда заходили в Иордан, вслух называли свои согрешения. Это было крещением покаяния, своего рода публичная исповедь. А Господь молча вошел и молча вышел, и Иоанн Предтеча ни слова об этом не сказал. Всем было понятно, что это и есть Тот Мессия, Который должен прийти, а Он абсолютно безгрешен.

– Человек в эти праздничные дни должен вспоминать, что он крещен?

– Это хороший повод вспомнить о своих обетах (например, обете отречения от сатаны), которые мы или наши восприемники за нас давали Богу в момент крещения. Это очень важный момент.  И как об этом пишет апостол Петр в Первом Соборном послании, крещение – это не плотской нечистоты омытие, а обещание Богу доброй совести. Так вот, насколько у нас добрая совесть? Насколько наша жизнь соответствует тому обещанию, которое мы дали Господу? Ведь Он нам дал очень много сразу при крещении:  Свою искупительную благодать. Нам дана возможность наследовать Царствие Божие. А вот мы живем ли по чистой совести, как мы это Господу обещали?

Это очень серьезный момент. Поэтому,  полагаю, человек, который принимает крещение в зрелом возрасте, сразу должен думать, готов ли он это таинство принять. Ему, допустим, кто-то посоветовал по каким-то причинам принять крещение, но он должен понимать, что сразу со дня его крещения для него должна начаться новая жизнь: христианская, церковная, жизнь по совести, в которой не должно быть нарушений ни одной заповеди. Если человек живет на текущий момент в каком-то грехе, то это является препятствием для принятия таинства Крещения. Вначале нужно подумать о том, как  этот грех преодолеть, как его оставить,  разрешить ситуацию, чтобы больше не грешить, и только после этого приступать к этому таинству.

– Как Крещение Господне повлияло на культуру и быт нашего народа?

– Это неотъемлемая часть нашего ежегодного православного календаря. Хождение на Иордань уже невозможно выбросить из истории, невозможно представить себе зиму без праздника Крещения Господня. Мы все знаем, что этот праздник обязательно наступит, будет освящение воды. Мы к этому готовимся. Заранее уже рассчитываешь, сколько дома осталось святой воды, хватит ли ее до Крещения Господня. Или нужно будет где-то ее брать с молебна... Это уже какая-то определенная веха в быту каждого православного человека.

Мы понимаем, что этот праздник помогает нам в чем-то очиститься. Это праздник духовного обновления. Почему во многих духовных школах принято в день Крещения Господня обходить все помещения и окроплять их новоосвященной крещенской водой? Потому, что вносится свежая струя, и веяние Святого Духа, присутствие Божией благодати особенно ощущается в этот день.

– Почему дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним называются святками?

– Мне в этом видится аналогия со Светлой седмицей, которая наступает после праздника Светлого Христова Воскресения. Мы понимаем, что праздник настолько большой, что его нельзя ограничить одним днем празднования. Хочется его продлить, и это правильно! Поэтому после Пасхи еще семь дней, Светлая седмица, – особый период с особым богослужением, когда пост даже в среду и пятницу полностью отменяется. Это именно продолжение Пасхи. И здесь святки, которые находятся между праздниками Рождества и Крещения, очень удачно являют собой особый период. Это попразднство Рождества Христова, которое сразу переходит в предпразднство Крещения Господня.

В Древней Церкви праздник был один. Это было Богоявление, которое праздновалось 6 января по юлианскому календарю. А потом уже из него был выделен праздник Рождества Христова. Так и получилось, что два праздника  рядом. А этот период между ними и был литургически организован как сплошное празднование. Плюс там же еще и праздник Василия Великого, и Обрезание Господне в один день с ним. Так что в Древней Церкви так сформировалось, и я думаю, что для всех нас это повод порадоваться и сугубо прославить Господа.

– Как Крещение празднуется согласно церковной традиции? Есть ли какие-то богослужебные и бытовые особенности?

– Именно по той причине, что в древности это был один праздник с Рождеством, фактически аналогичные богослужения. Особенности празднования Крещения Господня и Рождества очень похожи: тот же сочельник накануне, день строгого поста, те же царские часы. Но, конечно, есть и отличия. Есть отличия в количестве паремий и их содержании. Читаются разные паремии. Кроме того, есть чин освящения воды, которого вообще нет в Рождестве Христовом, а здесь он совершается, причем дважды.

Это все говорит о том, что хотя когда-то это был один праздник и типологическое сходство очевидно, последующие различия все-таки внесли довольно большой колорит в праздник Крещения Господня. Между ними есть литургическое родство, но вместе с тем нет какого-то ощущения повтора. Нет, это именно другой праздник и другие песнопения. Человек, который живет жизнью Церкви, с огромной радостью встречает оба эти торжества.

– Есть интересное наблюдение, факт церковной жизни, что вода освящается два раза: в навечерие Богоявления и в сам день праздника. Отчего сложилась такая традиция и есть ли разница между этой святой водой?

– О том, что вода освящается в этот день, говорят уже древние святые отцы. Иоанн Златоуст говорит, что вода, освященная в день Крещения Господня, может целый год не портиться, а бывает, что не портится и два-три года. Епифаний Кипрский говорит, что вода, которая 6 января освящается в реке Нил, приобретает особое благодатное свойство. Он даже это сравнивает с претворением воды в вино в Кане Галилейской, то есть изменяется естество воды.

Вода действительно освящается дважды, причем чин один и тот же. Чин освящения воды в сочельник Крещения и в сам день Крещения ничем не отличается. Хотя некоторые люди говорят, что та вода – крещенская, а та – богоявленская; и в ней находят какую-то разницу по свойствам. Честно сказать, я этой разницы особо не ощущаю. Какое-то время я пытался воду разделять, подписывал емкости, но потом  бросил это занятие и понял, что благодать, в общем-то, равная. И та, и другая вода – великая святыня.

А почему чин повторяется дважды? Этому есть несколько разных объяснений. Одно из наиболее распространенных заключается в том, что начали освящать воду в сочельник Крещения отдельно для оглашенных, которых крестили в день Крещения Господня. В древности крещение взрослых людей было не индивидуальным. Их собирали вместе, готовили, была катехизация, чтение лекций о христианской вере, и после этого два раза в год их группами крестили. Одних крестили перед Пасхой в Великую Субботу, а другую часть людей, которая набиралась за эти полгода, крестили на Крещение Господне. Для них специально накануне освящали воду. Поэтому возникла двойная практика.

У митрополита Вениамина (Федченкова) есть своеобразное богословское объяснение, почему произошло два повторяющихся два дня подряд чина: первый раз вода освящается для людей, а второй – для освящения всей твари, всего творения, всей природы. Я думаю, это толкование не лишено смысла.

– Как празднуется Крещение в народе и какие здесь есть опасные особенности?

– К сожалению, как это нередко бывает, у нас многие люди берут только внешнюю форму, атрибутику, но не пытаются вникнуть в духовную суть. Поэтому мы видим, что сейчас тысячи людей купаются в источниках, в море в день Крещения Господня, но при этом сколько из них до этого было в храме Божием? Я думаю, это сравнительно небольшой процент. А это говорит о том, что для кого-то это развлечение, для кого-то – способ оздоровления. Это абсолютно неправильно!

Чтобы это погружение в водную стихию в день Крещения Господня в любом источнике принесло истинную духовную и телесную пользу, нужно к этому относиться с достаточным благоговением, с верой и молитвой.

Если человек был на службе, исповедовался, причастился и затем идет окунаться в источник, я думаю, он обязательно получит пользу. А если это сопряжено с какими-то привходящими моментами, то результат может быть совершенно другой. Помимо того есть, к сожалению, суеверные традиции, связанные именно с этим периодом святок, которые являются просто пережитком прошлого.

– Как гадание, к примеру.

– Да, именно в этот период  до сих пор (некоторые до сих пор), к сожалению, занимаются гаданиями, но это очень опасный путь.

– Это страшный грех.

– Это прямо осуждено Законом Божиим: мы знаем, что гадатели, прорицатели в Ветхом Завете вообще предавались смерти. Сейчас этого никто делать не будет, но мы понимаем, что грех от этого меньше не стал. Потому что любое гадание, по сути, является грехом прежде всего против Бога, это недоверие Промыслу Божию. Если человек верит, что Господь заботится о нем, ему не нужно пытаться узнать, что будет завтра, в будущем. Что бы ни случилось, это будет от руки Господней. Даже если это будут скорбные события, неприятные, неожиданные для нас, мы должны понимать, что Господь это нам попустил ради нашей же пользы. Это не какое-то случайное стечение обстоятельств – надо во всем видеть руку Божию. Если так ко всему относиться, то нам не нужно пытаться заранее узнать, что и как будет происходить. Поэтому попытка проникнуть в будущее запрещенным Богом путем не что иное, как оккультизм.

– Хотелось бы сейчас приступить ко второй части нашей программы. О традициях празднования праздника Крещения в разных странах. Начнем со Святой Земли, откуда родом само празднование, потому что Иерусалим – это колыбель христианства. Как там празднуют Крещение Господне сегодня?

– Это очень интересная богослужебная традиция. Дважды меня Господь сподобил быть в Святой Земле на день Крещения Господня. Как представители Русской Церкви, вначале мы были на службе в Русской миссии в Троицком соборе в Иерусалиме. А затем уже ехали на Иордан и там ожидали приезда Патриарха Иерусалимского Феофила, который служит там традиционный молебен и освящает воду в Иордане.

Происходит все очень торжественно, при огромном стечении людей. Когда  я впервые был там в 1999 году, территория была дикая, огражденная колючей проволокой, стояла военная техника (танки, бронетранспортеры). Сейчас ничего этого нет; на территории все уже облагорожено и окультурено. Есть удобные лестницы, чтобы сходить к воде, есть павильоны для того, чтобы люди могли собраться; раздевалки, душевые – полная цивилизация. Раньше этого не было, но в целом суть одна и та же: Патриарх совершает молебен и затем бросает прямо в реку крест, привязанный на веревочке. Потом этот крест достают обратно. И это действие повторяется трижды.

Интересная подробность: в определенный момент после службы выпускают больших белых голубей, которых, видимо, разводят там специально для этой цели. Они массивные и крупные. Особенно было поразительным, когда один голубь просто сел на воду. Я не знал, что голуби умеют плавать. Оказывается, они тоже могут, хотя и не так, как это делают чайки, гуси, утки, у которых есть перепонки. У голубя нет таких перепонок, поэтому он был похож на ладью с веслами: он просто размахивал крыльями, отталкиваясь от воды, он ими греб. Это было очень необычно.

Присутствует епископат, множество духовенства и людей. Все стремятся погрузиться в воду. Это очень захватывает. Я должен заметить, что хотя это Израиль, теплая страна, но в это время года там прохладно. В воде чувствуешь себя экстремально, и не хочется в ней долго задерживаться. Конечно, там не настолько холодно, как у нас в проруби, но тем не менее ощущается определенное преодоление себя.

Кроме того, я видел, что приходит много людей разных традиций. Там не только православные, но и инославные. В каком-то смысле торжество, которое происходит на Иордане, иногда сопровождается чудом возвращения реки Иордан, как об этом говорится: «Иордан возвратися вспять» – после молебна вода начинает бурлить и на какое-то время возвращается обратно. Правда, я этого не видел; в те два года, что я там был, это чудо не происходило. Вероятно, оно бывает не каждый год. Это не Благодатный огонь, который нисходит ежегодно. Но когда это происходит, это тоже как доказательство истинности нашей веры.

– Какие традиции есть в других странах? В Греции, Сербии, Болгарии…

– У болгар есть очень интересная традиция: мужчины одеваются в национальные костюмы, берут музыкальные инструменты и спускаются прямо в реку. И целой группой идут по реке;  кто по пояс, кто по грудь. Они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. А остальные, у кого не так много смелости, смотрят со стороны, потому что в Болгарии в январе, конечно, холодно. Для этого нужно набраться мужества и терпения. Это так называемая болгарская традиция; у них называется «день Иордана».

У греков немного по-другому: есть традиция при молебне освящения какого-либо водоема бросать далеко в воду крест. Причем если крест деревянный, то ясно, что он остается на плаву. И  многие молодые парни бросаются в воду: кто успеет первым крест добыть и вернуть его обратно. А бывает, что крест бросают металлический, он падает на дно. И тогда его нужно искать, нырять. И опять же кто первым его надет, тот получает награду, которая заранее оговорена. Я считаю, что это тоже очень интересная традиция, для нас немного необычная. Но у них это происходит испокон веков.

– Может быть, есть еще какие-то особенности у других Поместных Православных Церквей?

– Возможно, они есть. Но в целом, что касается традиции Болгарской Церкви, у них почти такое же богослужение, что и у нас. И тем более служится по-славянски,  поэтому там минимальные отличия.  У греков, конечно, отличий больше, потому что все-таки у них другая культура, другой язык…

– Интересно, что праздник древний. Какие традиции празднования Крещения Господня у Ориентальных Церквей, которые дохалкидонские или несторианские?

– Да, важно подчеркнуть, что праздник Крещения Господня присутствует во всех основных исторических Церквах. Есть определенные особенности в его праздновании, разные даты. Например, у армян 6 января, у коптов 7 января.

Мне очень понравилось, как эфиопы празднуют Крещение Господне. Когда я был на Иордане, я видел, как они это делают. Они приезжают специально пораньше, поэтому с нами не пересекаются. Но мы приехали раньше, поэтому застали их.

Они танцуют специальный танец в честь Господа. Причем епископ тоже сам участвует в этом танце, стоит в центре, танцует с посохом, а вокруг стоят люди, которые подпевают, стучат в барабан; это приятный ритм. Мне очень понравилось, как это происходит, какое-то непосредственное выражение радости. Можно вспомнить, как царь Давид перед ковчегом завета плясал перед Господом. Вот что-то подобное – древнее, восточное – в этом ощущается. У нас, конечно, ничего подобного нет, но я далек от осуждения этой традиции.

– Может быть, есть еще какие-то особые традиции в католической Европе? Это ведь тоже историческая Церковь.

– Конечно. У католиков есть свои традиции. У них немного это усложнилось. Мало того что у них Рождество Христово отделилось от Крещения, у них Крещение отделилось от Богоявления. Поэтому у нас из одного праздника стало два, а у них из одного – стало три. Рождество 25 января, Богоявление 6 января, а Крещение – в первое воскресенье после Богоявления. Поэтому это может быть на следующий день, а может – через неделю, через шесть дней. Такая интересная дифференциация праздников.

Они освящают в этот праздник Крещения Господня воду, как и мы, но кроме этого – еще ладан и мел. И этим мелом пишут на дверях три буквы, которые считаются первыми буквами имен волхвов: Мельхиор, Валтасар и Гаспар. У них это еще называется праздником волхвов.

Что касается испаноязычных стран, там есть такая традиция: дарят подарки детям не на день Николая Угодника, не на Рождество, как у нас, а именно на Крещение Господне. У них считается, что это дары, которые дарят волхвы.

Можно вспомнить еще интересную французскую традицию. Пекут так называемый пирог волхвов – просто обычный вкусный пирог, в который вкладывают какой-то сюрприз или подарок, монетку. И неизвестно, в каком именно месте пирога находится этот сюрприз. Считается, что для того, кому попадается этот сюрприз, год будет особенно благословенным.

– Сейчас стало очень популярным купание в проруби, в различных источниках. Насколько это уместно в день Крещения?

 – Это вопрос неоднозначный. Есть точка зрения, что раньше на Руси вообще не было традиции массового купания на день Крещения Господня. Даже если кто-то и погружался в воду, это было непосредственно сразу после ее освящения. Разрубали лед, делали крестообразное отверстие, и после освящения, пока еще вода не успела замерзнуть, люди тут же в нее и погружались. После этого опять все замерзало, и больше там никто уже не купался.

А у нас сейчас глобальное потепление. Я не помню, чтобы у нас на Крещение море было покрыто льдом. Крайне редко замерзает даже прибрежная зона, поэтому можно купаться. И можно сказать, люди купаются двое суток подряд, это имеет массовый характер.

Но опять же повторю: если это делается во славу Божию, с верой, может пользу принести. Я заметил по себе: с тех пор, как  начал купаться в море в день Крещения Господня, на протяжении всего последующего года я не болею тяжелыми простудными заболеваниями. А раньше болел ими довольно часто.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать