Преображение (Одесса). Вифлеемская звезда

6 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Праздник Рождества Христова навеки связан с христианским символом Вифлеемской звезды. Она приносит радость, успокоение, умиротворение и напоминает о вечном. Именно о ней, о ее историческом и богословском смыслах пойдет речь в сегодняшней программе.

Когда Бог творит мир, говорит о том, что светила даны для различения времен и сроков. Что этим хочет сказать Библия?

– Когда мы говорим о творении Богом небесных светил (что произошло в четвертый день творения), то выделяем несколько аспектов этого творчества. Один из них – календарная функция: чтобы люди могли запоминать, когда происходили те или иные события, какие были раньше, какие позже, насколько они были раньше или позже. Господь сотворил светила, по которым можно вести летоисчисление.

Мы знаем, что у разных народов есть разные календари, они были с глубокой древности. Были лунные календари, солнечные, лунно-солнечные календари, но суть их одна и та же: они позволяют фиксировать временные отрезки в зависимости от кругообращения небесных тел. Например, один круг планеты Земля вокруг Солнца – это полный земной год, 365 дней.

Думаю, что это большое благодеяние Божие для нас. Мы должны следить за временем, должны накапливать опыт. И мы видим, что даже простые люди в тех приметах, которые связаны, допустим, с погодой, уже этот опыт фиксировали на протяжении столетий и замечали, что и в какой день происходило. Это помогает людям планировать дальнейшие действия.

– Почему светила на небе согласно Библии являются для людей знамением времен?

– Это тоже один из аспектов влияния небесных тел на человека, на особые случаи в истории народов земли. Много примеров в истории мы можем видеть, когда какому-то очень важному историческому событию предшествовало какое-то явление на небе: либо комета появлялась, либо зажигалась новая яркая звезда, либо происходили еще какие-то необыкновенные явления, которые фиксировались астрономами. Все эти явления остались в летописях; соответственно, мы можем судить об этом совпадении.

Одно из самых известных подобных знамений в небе – это явление кометы перед нашествием Наполеона. И было широко известно в Российской империи, что появилась яркая комета с длинным страшным хвостом, которую наблюдали все люди на протяжении длительного времени на небе по ночам, и вскоре произошла Отечественная война. Значит, есть прямая связь между этими явлениями – знамениями небесными и тем, что происходит на Земле.

Почему эта связь есть? Потому, что Сам Господь это установил: в знамение для человеческого рода даны эти светила. И сделано это для того, чтобы люди готовились: чтобы, увидев на небе такое явление, они понимали, что нужно мобилизовать свои силы, подготовиться к каким-то испытаниям, что произойдет что-то важное, существенное. И опять же это является признаком того, что здесь действие Промысла Божьего.

– Почему тогда православные не верят астрологическим прогнозам? В чем разница между библейскими знамениями, духовными знамениями и астрологическими прогнозами?

– Когда происходит какое-то знамение на небе, видимое с нашей планеты, мы фиксируем астрономический факт. Та же комета, которая была перед нашествием Наполеона, была реальная, настоящая, ее можно было видеть. То, что она явилась именно перед самым нападением врага, агрессора, и было знамением. Если бы такого не произошло, то люди быстро об этом забыли бы. А так это вошло в историю, она стала предвестием.

Что касается астрологии, то это всегда вопрос интерпретации. Что-то вы увидели на небе и начали строить далеко идущие выводы...

– И для каждого отдельного человека отдельно.

– И для человека, и для народа, и для каждой местности. Тут уже вопрос даже не знаю чего: интуиции или удачи каждого астролога – кто и насколько часто попадает со своими прогнозами в точку или промахивается. Но ясно, что тут большой элемент фантазии и домысла именно потому, что интерпретации у каждого свои. Вот этим отличается астрономия от астрологии.

Поэтому когда мы говорим о Божественных знамениях, мы видим, что происходит на небе, и ждем, что произойдет на земле. И видим: да, соответствие есть. А когда пытаются угадать, что точно произойдет благодаря стечению небесных светил, то велика вероятность ошибки.

– Следует ли искать таких библейских знамений на небе?

– Думаю, специально искать смысла нет. Ясно, что мы должны внимательно следить за всем, что нас окружает не только на земле, но и на небе. Как говорят святые отцы, только свинья – такое животное, которое не способно взглянуть на небо: ее голова не поднимается наверх. Само имя «человек» означает – «чело к веку, к вечности», поэтому мы должны следить за небесными светилами, но не с целью найти какое-то новое знамение, а чтобы его не пропустить; когда оно произойдет, чтобы мы его не потеряли из виду, не упустили.

– И Евангелие все-таки обещает, что будут знамения...

– Да, об этом прямо говорится в Священном Писании, что будут знамения на небе перед Вторым Пришествием Христовым. Поэтому контролировать ситуацию необходимо. Но нагнетать и пытаться из любого более-менее заметного астрономического явления делать далеко идущие выводы – это другая крайность.

– Наверное, нужно брать пример с волхвов, которые наблюдали знамения. Собственно, что значило явление звезды для волхвов?

– Думаю, здесь надо учитывать сразу два обстоятельства. То, что они были волхвы, то есть мудрецы в широком смысле слова, подразумевает, что они были в том числе и древними астрономами. Потому что во многих древних цивилизациях, в частности в Египте,  Вавилоне, жрецы были и учеными, они следили за небесными светилами, вели записи, у них были более-менее оборудованные обсерватории для того, чтобы следить за всеми небесными телами.

С другой стороны, есть церковное предание о том, что волхвы, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу Христу, были наследниками, а может быть, даже и потомками тех вавилонских мудрецов, начальником над которыми был древний пророк Даниил. Этот пророк оставил пророчество о том, что Владыка Господь, Мессия, явится через семьдесят седмин, через 490 лет. Когда это время подошло, ясно, что они стали внимательнее следить за всеми знамениями на небе; они понимали: что-то должно начаться, что-то должно происходить. Как только звезда появилась, они решили, что это точное исполнение пророчества.

– Вифлеемскую звезду еще называют звездой Рождества. Это было явление физического или духовного мира?

– До сих пор об этом ведутся многочисленные дискуссии, и трудно сказать, кто ближе к истине, потому что версий несколько. Consensus patrum здесь не выводится; может быть, потому, что вопрос этот не является догматическим, прямо не связан с основами нашей веры и конкретно на наше спасение не влияет. Конечно, интересно было бы знать точно, но то, как это описано в Евангелии, не дает оснований для вынесения окончательного вердикта.

– Какие мнения святых отцов есть по этому поводу?

– Наиболее известны следующие. Допустим, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что эта звезда была умная сила, то есть фактически ангел, ангельская разумная сила, которая явилась на небе, чтобы волхвов привести к поклонению Господу Иисусу Христу. В доказательство они приводили ее поведение: обычные звезды не могут так себя вести на небе...

– Не могут пропадать, двигаться по небу.

– Да. И звезда остановилась над домом, где был Младенец. Ясно, что звезда прямо над домом остановиться не в состоянии, поскольку она находится очень высоко. Это было похоже на какое-то разумное поведение, поэтому они решили, что это был ангел.

Были и другие мнения. Например, Тертуллиан считал, что это был так называемый парад планет. Когда соединяются разные планеты, если смотреть с Земли, они находятся на одной линии и как бы сливаются в одну звезду. Каждая планета сама по себе довольно яркая, а если они еще и соединяются в одну линию, образуя такой парад, то свечение получается необыкновенно ярким. Такое бывает редко, раз в сотни лет, но если это происходит, то сразу привлекает всеобщее внимание.

И, наконец, было мнение Оригена и преподобного Иоанна Дамаскина, что это была комета. Ее движение по небу объясняется именно тем, что это была не фиксированная звезда на небосклоне, не какая-то уже известная всем планета, а именно комета, которая один раз появилась, пролетела в заданном Богом направлении по отношению к Земле, и больше ее никогда не видели.

– Есть ли ветхозаветные пророчества о звезде Рождества?

– Да, это очень интересный момент. В Книге Чисел мы можем прочитать пророчество Валаама: Вижу его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Здесь говорится о звезде, которая восходит от Иакова. Я думаю, что это о ней и говорится, и в этом предсказании мы можем усмотреть особое значение этой звезды – она является не просто предвестием Рождества Христова, у нее есть своя особая миссия, заслуживающая упоминания в пророчестве.

– Как явление звезды повлияло на Рождество Христово? Собственно, о миссии звезды расскажите.

– Влияние звезды оказалось очень большим: и положительным, и отрицательным. Положительное влияние в том, что благодаря этой звезде восточные мудрецы смогли прийти и принести дары Господу. Все это было зафиксировано на страницах Евангелия. Это показало, что рождение Богомладенца имеет универсальное значение для всего мира, а не только для израильского народа – пришли иностранные далекие гости, просвещенные, которые об этом узнали именно из наблюдений небесных светил. То есть это событие буквально космического масштаба. Все это очень важно и правильно.

С другой стороны, именно из-за того, что они эту звезду увидели, они предали огласке в этом регионе Рождество Христово. Ирод, жестокий и кровожадный царь, который панически боялся, что у него отнимут власть, сделал свои выводы из этого, и мы видим, что произошла трагедия – резня младенцев в Вифлееме, убиение ни в чем не повинных детей. Это повлекло эмиграцию Святого семейства в Египет. То есть была запущена целая цепь событий, которых не было бы, если бы звезда на небе не появилась.

– Почему звезда пропадала и опять появлялась? Например, если это была комета или парад планет?..

– Это не так легко объяснить. Если взять мнение Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского, то все легче объяснить: звезда пропадала, чтобы Ирод не мог ее видеть, чтобы он не нашел Богомладенца, да и потому, что вообще он был недостоин видеть эту звезду, поэтому она ему и не явилась.

Если принять, что это был парад планет или комета, мы можем допустить, что Промысл Божий употребил какие-то, скажем, метеорологические явления, чтобы скрыть эту звезду от Ирода. Скажем, были облачные дни как раз в то время, когда они пришли в Иерусалим, звезды не было видно, и они не могли знать, где она. Мы знаем: если ночью смотреть на небо, которое покрыто густой пеленой облаков, мы звезд не видим никаких, в том числе и чудесных тоже.

– Какие есть мнения ученых по поводу Вифлеемской звезды?

– Их очень много. Я уже с детства знал, что есть мнение Иоганна Кеплера о том, что это был парад планет Юпитера, Сатурна и Марса, который был в 6 году до Рождества Христова. Это я узнал, еще когда изучал биографию Иоганна Кеплера.

Но, оказывается, есть и другие мнения ученых. Парады разных планет периодически повторяются: в разных районах Вселенной разные планеты по-разному выстраиваются. Поэтому это мнение не единственное, и сказать, что именно тот парад планет, который просчитал и доказал Кеплер, и был Вифлеемской звездой, нельзя; это лишь одно из мнений, которое не более и не менее вероятно, чем другие.

– Я удивился, когда узнал, что китайские и корейские летописцы зафиксировали во время Рождества Христова появление новой звезды, которую было видно 70 дней. Можно ли считать это свидетельством о Рождестве Христовом?

– Опять же есть такой соблазн, есть такое желание. Но рождение этой новой звезды (в созвездии Козерога), которая описана в дальневосточных летописях у китайцев, корейцев, было в 5 году до Рождества Христова. Можно ее считать именно Вифлеемской звездой или нет – вопрос открытый. Да, нас подкупает то, что и Китай, и Корея – это как раз восточные страны; регион, близкий к тому, откуда могли прийти мудрецы. Они же пришли с востока – так об этом говорится. Звезду они видели на восходе солнца (точный перевод). Но после многих исследований я пришел к мысли, что избрать одно мнение из всех как довлеющее не представляется возможным.

– А можно как-то примирить мнения отцов Церкви и ученых?

– Наверное, можно, признав, что в год Рождества Христова могло произойти и то, и другое, и третье. Возможно, все три мнения, которые мы озвучили, имели место в действительности. Может быть, был ангел, который явился в виде светящегося тела и вел волхвов буквально до самого дома. В этот же год могло быть и явление кометы. И это могло быть в год, когда был парад планет. Правда, не знаю, какой именно парад планет: Кеплера, или рождение той звезды, которая описана у китайцев и корейцев, или еще какой-то другой парад планет, близкий по датировке. Во всяком случае, это было вообще особое время в истории человечества. Я думаю, что во время Рождества Христова происходило множество и других чудес, которые просто не вошли в Евангелие.

– Да, как и во время страданий Христовых.

– Совершенно верно. Время жизни Господа на земле – это время выделенное, исключительное по важности. Эти тридцати три года, что Он был с нами («с нами Бог» – как об этом поется в рождественских песнопениях), – это было время, когда происходило много сверхъестественных явлений и на небе, и на земле. Потому я не исключаю, что все это было истиной. Поэтому противоречий между этими мнениями, возможно, и не существует, они просто дополняют друг друга.

– Какое отражение в церковной жизни нашла Вифлеемская звезда, звезда Рождества? В символике, может быть...

– Много разных отражений. Начнем с литургического контекста. Когда священник совершает проскомидию, он уже видит так называемую звездицу...

– И говорит слова на проскомидии: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча».

– Да, эти слова произносит каждый священник при совершении проскомидии. Вот эта звездица, которая стоит на престоле над Святым Агнцем до определенного  момента, пока ее не убирают, имеет литургическое значение. Понятно, что у нее есть и практическое значение – не будь этой звездицы, нам пришлось бы класть покровец прямо на Агнец, и были бы проблемы. А так она защищает Агнец... Поэтому здесь все очень целесообразно. Но вместе с тем есть и духовный смысл.

Кроме того, восьмиконечная звезда – так обычно изображается Вифлеемская звезда – используется во многих орнаментах: в богослужебном Евангелии это один из самых распространенных символов (и на полях, и в киновари мы можем ее видеть). 

Мы можем также вспомнить, что Вифлеемская звезда используется как символ, который люди несут на отдельном шесте во время народных гуляний. Когда они наряжаются, поздравляют всех во время святок, Вифлеемская звезда – обязательный атрибут. Ну и когда мы украшаем рождественскую елку, наверху ставим восьмиконечную Вифлеемскую звездочку. Правда, в советское время она заменялась пятиконечной звездой, то есть смысл трансформировался, но мне даже в советское время казалось странным, почему наверху елки находится политический символ Советского Союза. Неужели так глубоко проникла в жизнь, в быт нашего народа эта символика с паспорта, с флага, герба? И только потом я понял, что на самом деле там должна быть звезда не пятиконечная, а именно Вифлеемская.

 – Как символ Вифлеемской звезды вошел в искусство, литературу?

– И здесь мы видим самое разное приложение. Вифлеемская звезда – это очень красивый символ, очень яркий, очень романтичный, в нем есть какая-то загадочность. И даже до конца не разгадана тайна, что это была за звезда, в чем состояла ее сущность. Это как предвестник явления Спасителя во плоти, и это необыкновенно важный момент. Если в человеческом роде Предтечей был Иоанн, то в светилах небесных была эта звезда.

– Богу все послужило: и от людей, и от светил, и от ангелов.

– Да, совершенно верно. Я думаю, что этот символ не мог оставаться без внимания. Не случайно даже рождественские фестивали называются «Вифлеемская звезда». Это говорит о том, что этот символ является для людей очень притягательным. Мы желаем друг другу, чтобы свет Вифлеемской звезды вел нас ко Христу...

А что это значит?

– Это означает, что есть какие-то знаки и в нашей жизни, благодаря которым мы можем ориентироваться в своем духовном пути. Потому что на нашем пути Господь тоже посылает какие-то знаки, Он нас руководит к спасению. О каждом из нас у Бога есть план спасения. Если мы начинаем притормаживать или уклоняться, сбиваться с пути, сомневаться, Господь нам посылает вразумление, и каждое такое вразумление в какой-то степени можно уподобить Вифлеемской звезде.

Даже в песнях поют: «Пускай ведет звезда тебя...»

– Звезда часто употребляется в песнях, но, думаю, не только Вифлеемская. Потому что такие словосочетания, как, например, «своей звезды», «я верю в свою звезду» имеют широкое истолкование.

Слава Богу, что у нас в христианстве есть такой символ, который позволяет нам знать, что милость Божия на нас распространяется, что Господь может нам помогать, может нас вразумлять, направлять с помощью каких-то необычных и даже чудесных явлений.

– Почему Господь покрыл тайной само происхождение Вифлеемской звезды? У Него какой-то план?

– Трудно сказать. То, что Господу было угодно нам открыть ясно и отчетливо, было Им так и сделано. Если были какие-то сомнения, то в истории Церкви на Вселенских Соборах эти сомнения были устранены, и истина была полностью высветлена для соборного разума.

Что касается Вифлеемской звезды, как мы уже сказали, в каком-то смысле это вопрос второстепенный, который прямо не влияет на дело спасения христианских душ, но вместе с тем он запоминающийся, яркий, выразительный, интересный. Хотелось бы знать плотнее, что же это такое. Может быть, когда-нибудь и будет сделано какое-то открытие, или кому-то из святых будет дано такое откровение, которое полностью расставит все точки над «i».

– Мне кажется, это, наверное, и не нужно, потому что нужно взирать на Того, к Кому привела звезда.

– Да, мы должны правильно расставлять акценты. Главное, что родился Христос, наш Господь, наш Спаситель, Которого мы любим, Который может нас извлечь из пучины греха и даровать вечную жизнь. А какова природа той звезды, которая помогла людям уразуметь Его спасительную миссию, – это, наверное, вопрос, который будет достаточно узнать на Страшном Суде.

– Святитель Григорий Богослов однажды сказал такие слова: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!» Как встретить Рождество Христово и вообще встречать Христа в своей жизни постоянно? Ведь это нужно делать каждый день.

– Да, это нужно делать каждый день, но особенно мы об этом должны думать и стремиться к этому перед великими праздниками. Господь говорит в Евангелии: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Он их нам оставил, мы их знаем, слышим за каждой Божественной литургией, но, к сожалению, нам не всегда удается воплотить их в жизнь. Поэтому, наверное, самым лучшим подарком Новорожденному Богомладенцу Христу будет, если мы станем ближе к Нему, станем лучше, добрее, чище по своей совести, чем были до этого. Весь Рождественский пост, собственно, на то и направлен – чтобы мы вели работу над очищением своей души.

Ведущий Андрей Гавриленко, протоиерей

Записали Нина Кирсанова и Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать