Преображение (Одесса). Грех клеветы

16 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

Как говорит поэт, словом можно убить, словом можно спасти. Каково отношение Православной Церкви к слову и есть ли грехи словом? Да, есть. Среди них – грех клеветы. Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему в мире возникла неправда?

– Об этом нам повествует слово Божие. Мы слышим от Самого Господа Иисуса Христа, что лжец и отец лжи – это дьявол. Когда он говорит ложь, он говорит свое. Об этом прямо говорится в главе 8 Евангелия от Иоанна. Отсюда мы познаем, что изначально, когда Господь творил мир, была только истина. Потому что Истина – это Сам Господь Бог. Он есть основание всякой истины. А первая ложь, которая появилась в мире, появилась в мире духовном, в мире ангельском. Ее родоначальником был некогда светлый ангел Денница, который первым произвел неправду, ложь.

Судя по всему, она состояла в том, что он захотел, чтобы славу, которая была положена только Единому Богу, воздавали ему самому, то есть вместо теоцентризма в его мировоззрении начал преобладать эгоцентризм. Он захотел стать вместо Бога. Это было ложное представление и о себе, и о мире, и в целом о мировом порядке. Поэтому начиная с этой лжи в последующем произошло уже множество других неправд в мире духовном, а затем и в нашем материальном мире.

– А среди них – клевета. Что такое клевета?

– Клевета – это намеренная неправда, которая возводится на ближнего с целью опорочить его честь, достоинство и добрую репутацию. Когда человек говорит о другом заведомо ложные, неправильные вещи, которые в чем-то его способны дискредитировать, могут очернить его имя, нанести урон его доброму имени.

Есть много видов клеветы, много способов возвести клевету на человека. Но хочется отметить одно: клевета в древние времена не могла сравниться по своей силе с нашим временем. Потому что благодаря средствам массовой информации буквально одно ложное, но намеренно запущенное слово, один какой-то ложный слух, одна какая-то заведомо ложная информация могут на протяжении суток стать достоянием миллионов людей. В результате возможности клеветников сейчас многократно увеличились.

– Есть ли заповедь, запрещающая клевету?

– В широком смысле слова мы можем считать такой заповедью заповедь девятую: не лжесвидетельствуй (не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна). Если брать в узком контексте, то лжесвидетельство – это грех ложного показания под присягой на суде. Когда нужно давать истинное показание, а человек дает ложное показание, он совершает уголовное преступление, которое наказуется, потому что он пытался ввести суд в заблуждение, чтобы был вынесен неправильный приговор.

Но в широком смысле слова любое слово человека, сказанное о другом с целью его опорочить, уже является лжесвидетельством. Хоть это и не в суде, а в какой-то частной обстановке. Но результатом может быть то, что человек потерпит от этого ущерб. Соответственно, под этим кратким Божиим запрещением мы должны понимать все те грехи, которые связаны с дачей ложной информации против ближнего с какими-то корыстными целями.

– Во вред ему. Какие корни у клеветы? Это в основном зависть или еще что-то?

– Думается, что не только зависть. Корни могут быть различными. Это может быть и месть, и ненависть, и соперничество, и конкуренция. Мотивы у человека могут быть самые разнообразные.

– Причем сейчас, наверное, и сребролюбие?

– Конечно, сребролюбие в том числе. В принципе, любая страсть, которая движет человеком, может найти свое выражение в клевете как в способе нанести вред тому, кто является в каком-то смысле препятствием для осуществления той или иной страсти этого человека.

Кроме того, нужно заметить, что почва у всех этих грехов, связанных с клеветой, все равно одна и та же – нечистая совесть. Мы можем совершенно однозначно утверждать, что если человек старается ходить пред Господом непорочно, исполнять Его заповеди и ни в чем не покривить душой, он не будет клеветать на ближнего своего, какие бы мотивы его на это ни подталкивали. Он понимает, что в любом случае это будет грех, который он не может себе позволить.

Поэтому если человек позволяет себе клеветать на ближнего, это прежде всего является обличением его внутреннего нечистого, греховного, страстного состояния. Он уже дошел до той степени, когда считает позволительным для себя оклеветать ближнего своего в своих каких-то личных интересах. Этот человек находится на ложном пути, на опасном пути, потому что в нем нет любви к ближнему. А это главная заповедь христианства, которую он уже точно не исполняет.

К этому еще надо добавить, почему вообще клевета является таким опасным и эффективным оружием в нечистых руках и в нечистых устах. Дело в том, что в нашей падшей, греховной человеческой природе заложена такая особенность, что мы порой очень охотно слушаем какие-то дурные вести о других людях. Если о ком-то говорят что-то хорошее, то мы воспринимаем это с недоверием. А вот если говорят что-то плохое, в это верится почему-то гораздо легче. Люди думают про себя, что даже если это и неправда, то не бывает дыма без огня. Они все равно считают, что какой-то остаток есть. А это может быть чистая ложь, вообще не основанная ни на чем. Это может быть просто фальсификация, наглый обман. Поэтому грех клеветы особенно опасен тем, что даже если человек в нем и раскается и перестанет его делать, плоды уже содеянного исправить бывает очень тяжело.

– Собственно, о плодах вообще для клеветника: как он будет отвечать за грех?

– Ответственность за клевету предусмотрена законодательством. В большинстве стран мира клевета является преступлением, признана таковым и наказывается по закону. В разных странах по-разному. В некоторых странах это административная ответственность, в некоторых – уголовная. Другое дело, что не так много конкретных уголовных дел заводится по обвинению в клевете, потому что доказать это преступление бывает очень трудно.

Фактически это преступление, совершенное словом. А мы знаем, что адвокаты – мастера придумывать какие-то хитрые увертки, оправдания, объяснения, перетолкования, условности. Они могут настолько перекрутить все дело, что состав преступления бывает доказать очень нелегко. Опять же ущерб от этой клеветы тоже нужно прослеживать в какой-то более моральной, чем материальной плоскости. Поэтому, к сожалению, зачастую клеветники остаются без наказания земным, государственным правосудием.

Но это не означает, что они останутся безнаказанными у Бога. Господь обязательно воздаст клеветнику и в этой жизни, и в будущей. Мы имеем яркий пример из истории, как именно Господь наказывает клеветников. Особенно вспоминается случай из истории Церкви VIII столетия, когда император-иконоборец Константин Копроним преследовал иконопочитателей, в частности преподобного Стефана, которого он всячески пытался увлечь в свою ересь иконоборчества, но ему это не удавалось. Тогда он пытался как-то его дискредитировать. Но тот был святой жизни человек.

Тогда Константин Копроним узнал, что в этом городе живет молодая монахиня по имени Анна, и подкупил служанку этой монахини, чтобы она дала показания в суде на свою госпожу о том, что та якобы имела греховную связь с преподобным Стефаном. Служанка согласилась и дала показания, но сама Анна категорически отрицала эти обвинения. Несмотря на уговоры, угрозы и даже пытки, она категорически отказалась это признать. Поскольку признания добиться не удалось, то все обвинения с преподобного Стефана были сняты.

Но интересно продолжение этой истории. Император Константин в благодарность этой служанке за то, что она согласилась на его предложение, и чтобы подать пример другим людям, чтобы они в таком случае ему не отказывали, решил ее щедро наградить. Мало того что она получила материальное вознаграждение, он выдал ее замуж за довольно состоятельного чиновника, и она от него родила двух близнецов. Казалось бы, он все прекрасно устроил в ее жизни, но потом ее же дети ее и убили. Этот случай стал настолько резонансным, что является одной из очень ярких иллюстраций того, что клевета безнаказанной не останется.

– Тем более что одно из имен лукавого – клеветник. Почему?

–  Дьявол в переводе с греческого буквально означает «клеветник». Это одно из имен лукавого, и его происхождение коренится в Священном Писании, в Божественном Откровении. Собственно говоря, в Апокалипсисе – Откровении апостола Иоанна Богослова – прямо говорится о том, что когда на небе произошла война, Михаил и ангелы его воевали против дракона и его демонов. Они победили их и низвергли, и была радость на небе о том, что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Получается, он постоянно занимался тем, что возводил напраслину, клевету, лжесвидетельство на своих же собратьев, то есть бесплотных духов.

Мы не знаем подробностей, в чем состояло его лжесвидетельство. Но мы видим, в чем оно состояло по отношению к людям. В Книге Иова очень подробно описан диалог между лукавым и Господом Богом, когда лукавый очень изощренно и тонко клевещет, говоря: «Да, конечно, он такой благочестивый, но это только потому, что Ты его во всем благословил. Он Тебе угождает не потому, что  Тебя любит, а потому, что пользуется большими благами, полученными от Тебя. Попробуй лишить его чего-то, и посмотрим, как он будет Тебя благодарить». Это уже фактически клевета, потому что он уже обвинил Иова в том, что тот не любит Бога, что его праведность имеет чисто корыстные, материальные истоки.

– В чем клеветник-человек может быть похож на сатану как клеветника, если он исполняет эту функцию  лукавого духа?

– Фактически так и есть. Если человек клевещет на своих ближних, если у него это уже становится навыком, это уже не какой-то случайный в его жизни прецедент, а целенаправленная, выработанная политика, которая приносит ему какие-то дивиденды, то он уже выполняет волю сатаны. Он становится его орудием и ему уподобляется. Потому что кто чью волю исполняет, тот того и становится рабом. Кто кому себя подчиняет, тот становится образом и подобием того, чему он подчинился. Поэтому думается, что клеветники, которые не каются в этом грехе, будут наследовать ту же самую участь, что ожидает начальника лжи и клеветы.

– Стоит ли оправдываться, если на тебя клевещут? Ведь часто случается, что человек не знает, как себя вести. Следует ли бороться за свою чистую совесть и чистую репутацию?

– Думаю, это во многом зависит от обстоятельств. Бывают такие случаи, когда производится официальное расследование, дознание и выяснение. Вот если нужно давать официальный отчет, скажем, перед начальством, вышестоящими властями, ясно, что приходится себя защищать, потому что иначе может быть вынесено какое-то решение, которое повлияет на судьбу и явно будет несправедливым. Соответственно, и начальство ошибется, если не донести до него правильную информацию. Но если ситуация иного рода,  не требующая такого обязательного оправдания, то, я думаю, можно положиться на Суд Божий.

 В моей жизни, например, не раз были ситуации, когда на меня клеветали, абсолютно нагло и беззастенчиво, но я не пытался тут же выступить с каким-то опровержением в защиту себя, надеясь, что Господь Сам все расставит на свои места. И действительно, так и происходило. Есть такая закономерность: люди, которые занимаются клеветой на ближних своих, все равно уже формируют общественное мнение о себе самих. Потому что когда раз за разом было несоответствие истине (и там было неправдой, и тут оказалось клеветой),  то к информации, проистекающей от этих людей, уже относятся с определенным недоверием. Соответственно, люди, которые этим занимаются, настолько низкие, что им уже особо и не верят. Поэтому клевета, которая какое-то время могла представляться мне чем-то неприятным и даже опасным, в результате оказывалась бесследно прошедшей именно потому, что эти люди сами себя компрометировали.

– Но если все-таки происходят последствия после клеветы, какими они могут быть для человека, которого оклеветали, и как принимать их по-христиански?

– Последствия могут быть двоякими. Это может быть урон материального плана. Если мы говорим о том, что клевета способна нанести ущерб доброй репутации, то  мы понимаем, что репутация зачастую связана с доверием людей. Если вдруг окажется, что репутация запятнана, пусть даже это и клевета, была сомнительная  информация, непроверенная, но кто-то может  отнестись к этому наполовину с доверием, это уже может людей от человека оттолкнуть, они могут перестать к нему обращаться, он может понести какие-то материальные потери. Бесспорно – это будут потери морального плана. Это нервы, это моральный ущерб, человек будет переживать, у него будут какие-то проблемы со здоровьем.

– Как принять это по-христиански?

– А вот тут действительно вопрос очень серьезный и глубокий. Если мы воспринимаем это как некое Божественное попущение, воспринимаем со смирением, с упованием на Божий Промысл, тогда мы гораздо легче можем это перенести.

– Наверное, с молитвой; может, подвиг какой-то на себя взять.

– Да, это тоже очень правильная мысль. Если человек оказывается в какой-то ситуации, когда на него клевещут целенаправленно, когда поднимается какая-то волна против него, то нужно воспринять это как Божественное испытание, потому что бывают разные попущения. Они могут быть связаны с самыми разными искушениями. Клевета – одно из них. Поэтому если человек к нему отнесется со стойкостью, не будет изменять своим моральным принципам, не будет отвечать злом на зло тем людям, которые пытались ему таким образом повредить, то Господь обязательно найдет способ восстановить его в добром имени. В свое время Святейшего Патриарха Кирилла спросили: «Вот Вас оклеветали в средствах массовой информации, как Вы будете на это отвечать?» Он ответил: «Я просто буду делать то, что делал до этого. И это будет самый лучший ответ».

– Как каяться в грехе клеветы, если вдруг ты спродуцировал этот грех?

– Это тоже вопрос, не лишенный важности, потому что иногда мы можем быть невольно вовлечены в этот грех. Ну, например, кто-то нам что-то сказал о другом человеке, а раньше этот человек нам говорил только правдивые сведения. И мы, услышав это, поверили. Тем более, быть может, и нам самим казалось, что этот человек способен к таким вот поступкам. Но прошло какое-то время, и вдруг выяснилось, что он этого не делал, а мы уже передали это кому-то другому, третьим лицам. Соответственно, мы поучаствовали в этом грехе распространения клеветы. И мы тоже могли нанести этому человеку какой-то вред, какой-то ущерб. Каяться в клевете нужно, как и в любом другом грехе. Нужно пойти к духовнику на исповедь, нужно чистосердечно в этом признаться. Нужно признать свою вину, не пытаться свалить ее на какие-то внешние обстоятельства. И если будет назначена епитимья, то нужно понести ее со смирением. Я думаю, что это будет самое правильное решение этого вопроса.

– Чем отличается ложь от клеветы?

– Ложь понятие более широкое, чем клевета.

– Есть грех, но конкретно на ближнего.

– Да, безусловно, то есть в любой клевете элемент лжи присутствует, но не в любой лжи есть клевета. Некоторые люди, например, могут солгать просто ради красного словца. Есть некоторые исследования социологов о том, что средний нецерковный человек допускает более или менее сознательную мелкую или крупную ложь в своих словах около двадцати раз в день. Иногда это неумышленно, иногда неосознанно, а иногда это для того, чтобы приукрасить свою речь, показать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Сплошь и рядом такие ситуации случаются в любой сфере жизни. Я уже молчу про такие вещи, как охота, рыбалка, когда рассказывают о своих трофеях. Тут, наверное, нужно быть просто настоящим подвижником, чтобы рассказать ровно и четко, сколько конкретно ты добыл трофеев.

Это слабость нашей человеческой природы, это выражение в чем-то и тщеславия, но в чем-то и сознательное стремление выставить себя в глазах других лучше, чем ты есть. Я бы сказал, это тот вид лжи, который  наименее вредный для ближних. Самому человеку, конечно, это вред приносит; ему потом тоже придется отвечать на мытарствах. Но если человек клевещет на ближнего, то это уже совершенно другое дело. Тут имеет место именно приобретение пользы для себя, для осуществления своих корыстных целей за счет благополучия ближнего. Он потерпит ущерб, а тебе будет плюс. Вот это, конечно, самое подлое, самое мерзкое, что может быть.

– Вернемся к человеку, который потерпел клевету.  Бог сочтет это за добродетель и будет ли награда?

– Если человек потерпел клевету именно с должным христианским отношением, с терпением, с верой в Господа, с молитвой, то награда будет – как и за любую другую добродетель. Потому что прежде всего необходимо при перенесении клеветы терпение. А терпение, безусловно, очень важная христианская добродетель. Без нее вообще невозможна, как говорят святые отцы, никакая другая добродетель. Потому что любая добродетель без терпения – это просто проявления хорошего характера. А вот если человек, несмотря на различные жизненные ситуации, остается постоянным в творении добрых дел, в соблюдении чистоты совести, в вере в Господа, это значит, что у него есть уже этот навык переносить скорби, переносить их с подлинным христианским упованием.

– Есть ли случаи в Священном Писании, когда кто-то переносил клевету и был после этого вознагражден Богом?

– В первую очередь мне вспоминается 13-я глава Книги пророка Даниила…

– Про Сусанну?

– Да, про Сусанну, которую пытались оклеветать и склонить ко греху, шантажируя возможной клеветой два судьи израильских. И вот эта женщина рассудила очень мудро. Она поняла, что будет в опасности в любом случае и в любом случае окажется в неприятном положении. И она решила так: пусть я попаду в тяжелую ситуацию, но не согрешу перед Богом, чем попаду в нее заслуженно. И она отказалась пойти на грех, к которому они ее склоняли, и они ее оклеветали. Но клевета их раскрылась из-за того, что Даниил вовремя вмешался в этот судебный процесс.

– И это на их голову обрушилось…

– Да, именно путем отдельного допроса он вскрыл противоречия в их показаниях. Отсюда стало ясно, что они ее пытались оклеветать. Поэтому мы действительно видим, что они были наказаны справедливо, а она была оправдана. И она получила тем самым известность именно как настоящая праведница. Ее имя по сей день является очень популярным во всем христианском мире.

– Если человек вдруг стал свидетелем клеветы (вдруг клевещут на ближнего), следует ли вмешиваться и защищать доброе имя товарища?

– Думаю, это нужно сделать. Если человек слышит, что о ком-то говорят плохое, и уверен, что это не соответствует действительности, если он промолчит, то получится, что он является сообщником этого греха клеветы, потому что молчаливо это одобрял. Понятно, что мы не всегда уверены в том, что это так. Но если в этом есть сомнения, то мы это тоже можем высказать. Мы можем спросить, какие есть доказательства того, о чем сейчас говорят, насколько это хорошо известно, кто является свидетелем того, что это было на самом деле. Даже если мы зароним, по крайней мере, сомнение в достоверности той информации, которая с большой степенью вероятности является клеветой, то уже сделаем доброе дело. Если вдруг это окажется правдой, то эта правда оптом подтвердится, и ничего страшного тут не произойдет. Но вот если вдруг окажется, что это было неправдой, то наше молчание для нас самих является поводом каяться в этом на исповеди.

– В Священном Писании где-то я встречал такое: ты лучше скажи, чтобы грех ближнего не был на тебе. Видимо, здесь есть какая-то связь.

– Конечно, есть. Мы все в обществе связаны друг с другом. Поэтому если мы своим таким молчаливым авторитетом способствовали тому, что грех клеветы распространился, то наша совесть уже по отношению к этому человеку будет нечиста.

– Вообще, наверное, в грехе нет нейтралитета.

– К сожалению, да. Так у нас получается в жизни. Есть добро и зло – третьего не дано. Поэтому если мы не на стороне добра, то мы, так или иначе, на стороне зла.

– Есть ли молитвы или псалмы, которые человек может читать, оказавшись в ситуации, когда его оклеветали?

– Есть и молитвы, но, думаю, псалмы более в этих ситуациях эффективны: третий, четвертый, шестнадцатый, сто восемнадцатый, сто тридцать девятый прямо упоминают клевету, возводимую на человека. И псалмопевец от своего имени молится Богу с просьбой так или иначе избавить его от этого зла. Наиболее яркий текст – это 134-й стих 118-го псалма: «избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». То, что мы всегда слышим при чтении 17-й кафизмы в храме Божьем. Это напоминание о том, что только Сам Господь может нас уберечь от этого зла.

Фактически никто не застрахован от этого искушения. Сам Господь Иисус Христос, Который был Человеком с большой буквы, был Богочеловеком,  был совершенным во всех отношениях, подвергался клевете. Причем самой оскорбительной, если чудеса, Которые Он совершал, приписывали силе Веельзевула. А убили Его совершенно по клеветническому обвинению, что якобы Он учил противиться кесарю, что был подстрекателем к бунту против римской государственной власти. Это абсолютно не соответствовало действительности, но это сработало. Это принесло результат, на который рассчитывали Его нечистые на совесть обвинители, первосвященники, книжники и фарисеи. Это говорит о том, что, к сожалению,  дьявол умеет плести сети клеветы настолько изощренно, что они так или иначе могут повредить в жизни любому человеку. Нужно быть к этому готовым. Поэтому вот эти псалмы, которые мы сейчас назвали, должны быть у нас на памяти и на слуху. Если случаются ситуации, когда мы подвергаемся клевете, когда нас пытается кто-то опорочить,  думаю, этот подвиг чтения псалмов будет весьма уместен.

Записала Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать