Преображение (Одесса). Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

18 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Двадцать первого ноября Святая Церковь чтит память святого Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами. Именно о нем, о помощи ангелов-хранителей и вообще об ангелах и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему Господь создал ангелов?

– Священное Писание не дает нам прямого ответа на этот вопрос. Вообще в Библии о творении ангелов говорится очень скупо. Например (и то косвенно): в начале сотворил Бог небо и землю. Под небом большинство святых отцов понимает ангельский мир, небесное воинство. Поэтому я думаю, будет правомочно распространить на ангелов общий принцип православного догматического богословия относительно того, почему Бог сотворил мир: по Своей благости. Он желал разделить блаженство бытия с творениями, которые могут вместить это блаженство, каждый по своей силе. Такие творения, как ангелы и люди, – это высшие творения, которые наиболее способны отобразить в себе образ Божий и, соответственно, ощутить то счастье бытия, которое свойственно Самому Господу.

– Как устроен ангельский мир? Есть какая-то определенная иерархия или структура?

– Да, я заметил такой интересный момент: когда мы говорим «ангельский собор», представляем себе просто собрание ангелов вместе. Но по-гречески используется другое выражение, которое имеет в виду не просто собрание, а упорядоченное, систематизированное собрание. Таким образом, изначально в этом соборе есть какая-то субординация, порядок, соподчинение. Так, наверное, и должно было быть изначально. Это Божественный план.

Когда мы говорим об ангелах, перед нами стоит очень много вопросов, на которые, к сожалению, мы не находим ответов ни в Священном Писании, ни у святых отцов. В частности, мы даже не знаем, являются ли ангелы единосущными друг другу. Мы, люди, принадлежим к одной человеческой природе, но при этом не можем сказать,  являются ангелы единоприродными или у них разная природа. В данном случае мы лишь можем констатировать тот факт, что Священное Писание открывает нам только то, что нам необходимо для нашего собственного спасения. А  все эти вопросы являются вопросами довольно абстрактного порядка, они нас очень интересуют, но прямо повлиять на наше спасение не могут. Поэтому слово Божие нам этого и не открыло.

– Мы знаем, что ангельский мир устроен по чинам. Какова роль этих чинов и какие они?

– Согласно трактату «О небесной иерархии», который входит в Corpus Areopagiticum, имеется девять ангельских чинов, разделяющихся на три триады: епархию, метархию и архию. А именно: серафимы, херувимы и престолы; господства, силы и власти, а также начала, архангелы и ангелы. Эти девять чинов, упоминающиеся в Священном Писании, Дионисием Ареопагитом располагаются в том порядке, который и вошел в церковное Предание. Но при этом не нужно абсолютизировать эту систему, потому что есть и другие ангельские чины, которые не вошли в эту схему. Это признает и сам Дионисий Ареопагит, об этом говорят и святитель Иоанн Златоуст, и другие святые отцы.

Мы можем судить об этом по каким-то косвенным признакам; например, когда читаем о том, что возле Престола Божия находится четыре небесных существа, из которых одно похоже на орла, второе – на тельца, третье – на льва, а четвертое – на человека. Об этом говорится в Ветхом Завете, есть это и в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова. К какому ангельскому чину мы можем отнести этих так называемых четырех животных? Они не вписываются ни в один из них. Кроме того, мы можем вспомнить, что в житии святого Григория Богослова упоминается случай, который произошел с ним в юности, когда во сне ему явились две прекрасные светоносные сущности, назвавшие себя Чистотой и Целомудрием, и сказали, что будут ему покровительствовать на протяжении всей его жизни. Но у нас нет таких чинов, и мы не знаем, куда их отнести. Отсюда следует, что ангельский мир гораздо более многообразен, чудесен и необыкновенен, чем это может нам представиться из изучения трактата «О небесной иерархии».

– Вы упомянули, что на небе есть иерархия ангелов. Зачем она на небе, где должна царствовать любовь?

– Я не вижу в этом противоречия. Принцип иерархизма вовсе не исключает принципа любви. Господь любит все Свои творения, но при этом иерархизм присутствует не только в мире ангелов, но и в мире людей. Любое более или менее организованное человеческое сообщество всегда в себе имеет принцип иерархизма. Кроме того, даже в животном мире мы его видим. Есть так называемая пищевая пирамида, на верху которой стоит какое-то более-менее крупное и сильное существо, а внизу стоят маленькие и слабые. Так что в этом плане, наверное, это один из ключевых принципов бытия как такового.

Что же касается кажущегося противоречия, действительно, у Дионисия Ареопагита выстраивается довольно формальная картина, что каждое Божественное откровение проходит вниз по этим ступеням. В этом главное назначение иерархии: чтобы через самых высших ангелов, близких к Богу, это откровение постепенно достигало нижних по ступеням, доходя до нашего мира людей. Но, во-первых, мы можем отметить, что не всегда этот принцип соблюдается. Зачастую в истории святых, особенно святых мучеников, мы видим, что Сам Христос являлся Своим святым страстотерпцам и укреплял их на дальнейшие страдания. Он не посылал им кого-то из ангелов, а приходил Сам.

Во-вторых, тут надо, наверное, отметить, что любовь Божия настолько преизбыточествует, настолько велика, что не всякое существо в равной степени способно вместить в себя эту любовь, эту благость и этот свет. Поэтому и есть постепенно как бы убывание чинов, постепенное убывание интенсивности действия Божественной благодати. Так что, думаю, в этом есть своя логика, которая опять же присутствует и в мире людей. Мы можем почитать Апокалипсис, где говорится об обитателях небесного мира именно среди людей, которые покинули пределы этой жизни. Мы же тоже видим, что не все в одном месте находятся. Есть пророки, есть святые, есть боящиеся Господа, каковых подавляющее большинство.

– В основном простой христианин знает о двух чинах: ангелах и архангелах. Это больше всего на слуху. Кто такие ангелы и архангелы?

– Слово «ангел» переводится с греческого языка как «вестник». Это является калькой с изначального древнееврейского слова,  означающего «вестник» или «посланник» на иврите. Мы видим, что сам этот термин не обозначает природу этого небесного существа, а говорит только о служении, которое это существо выполняет. Слово «архангел» означает «начальник над ангелами», то есть это начальствующий над вестниками. Это слово имеет двойное значение.

Помню, когда я еще учился в школе, меня очень удивлял тот факт, что для такого ключевого события в истории спасения человеческого рода, как Благовещение Пресвятой Богородицы, Господь посылает архангела. Я уже был знаком с небесной иерархией Дионисия Ареопагита, и мне казалось странным, почему для такого важнейшего события Господь посылает второй снизу чин, почему бы не послать кого-то из серафимов, из тех, кто ближе всего к Богу. Ведь это событие исключительной важности!

Только потом я осознал, что слово «архангел» имеет два значения. Например, когда мы говорим «солдат», прежде всего представляем рядового солдата. Но ведь маршал тоже может назвать себя солдатом. Так и в слове «архангел» есть два совершенно разных значения. Это название конкретного чина, второго снизу, но вместе с тем это и название тех высших ангелов, которые стоят над всей ангельской иерархией. Архангелы, которых мы знаем по именам – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил и другие, – это те архангелы, которые возвышены и находятся даже над серафимами. Поэтому мы их знаем по именам. Мы ведь не знаем по именам никого из серафимов или херувимов, а этих архангелов  знаем, потому что они начальники над всем ангельским воинством.

Когда мы слышим тропарь Небесным Силам: Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, – замечаем здесь очень важную вещь, что слово «архистратиг» в тропаре Небесным Силам употребляется во множественном числе. Значит, мы можем назвать архистратигом не только Архангела Михаила, но есть и другие архистратиги. Я думаю, они как раз включают в свое число этих самых высших архангелов, которых мы знаем по именам.

– Мы знаем, что зло впервые появилось в ангельском мире, и ангельский мир разделился на ангелов и демонов. Какова роль ангелов и демонов в нашем спасении?

– Эта роль очень значительна, очень велика. Может быть, мы не можем назвать ее определяющей, но этот фактор никогда нельзя игнорировать. И помощь святых ангелов весьма заметна в нашей жизни, и козни бесовские, к сожалению, очень часто имеют место в человеческой жизни. Как говорят некоторые святые отцы, в частности святитель Игнатий (Брянчанинов), нет ни одного преступления в мире, зачинщиками и непосредственными участниками которого не были бы демоны.

Всякий раз, когда у человека появляются злые мысли совершить какое-то преступление, не нужно думать, что это есть произведение его собственного естества. Понятно, что если у него естество порочное, греховное, испорченное, то для таких мыслей у него в душе находится благоприятная почва. Эти семена легко всходят, и он быстро соглашается с такими мыслями. Но сама инспирация все равно происходит из мира падших духов.

Мне в этой связи всякий раз вспоминается фрагмент из романа Достоевского «Преступление и наказание», когда зреет план Раскольникова об убиении старухи-процентщицы. Он приступает к его исполнению и замечает такую странную картину, что все сходится одно к одному: никто ему не препятствует, каморка дворника открыта, сторожа в это время не было, и старуха  легко ему открыла, хотя она была очень недоверчивой. Будто кто-то помогал ему совершить это преступление. Ясно, что это именно духи злобы.

– Соответственно, видимо, и нет такого доброго поступка, который бы не сопровождали ангелы?

– Абсолютно точно! Феофан Затворник прямо об этом говорит: если у нас вдруг появляется  светлая мысль сделать какое-то доброе дело, то мы можем не сомневаться, что эту мысль нам внушает святой ангел-хранитель. Я считаю, что это ценная мысль, потому что она в каком-то смысле помогает нам преодолевать собственное тщеславие. Если нам удается сделать что-то доброе и хорошее, то чтобы человек не подумал, какой он все-таки молодец, надо почаще вспоминать слова святого Феофана, что это святой ангел-хранитель по милости Божией внушил эту мысль, и слава Богу, что мы эту мысль не проигнорировали.

– Скажите, праздник Архистратига Михаила – это праздник всех ангелов?

– Да, поэтому это и называется Собором Архистратига Михаила, это именно все собрание святых ангелов, сохранивших верность Богу. В Священном Писании нет прямых указаний, как все это происходило, но мы все-таки знаем из Откровения Иоанна Богослова, что на небе была война, когда дьявол и его демоны воевали против святых ангелов, которых возглавлял святой Архангел Михаил.

Здесь очень большой вес приобретает выражение апостола Иоанна Богослова, когда он говорит, что они победили демонов кровью Агнца. На их стороне была правда, на их стороне была святость, справедливость и истина. Поэтому они победили не числом, а именно вот этим сознанием своей правоты, убежденностью в том, что именно они стоят в истине.

‒ В разных церковных молитвах, таинствах, обрядах важная роль отводится ангелам. Так, например, при обручении мы просим, чтобы ангел сопутствовал этой семье; во время освящения автомобиля или квартиры и так далее… Почему такая роль им дана?

‒ Потому что так было угодно Господу. Мы зачастую употребляем такое понятие, как Промысл Божий (что промыслительным образом произошло то или другое). При этом мы по умолчанию предполагаем, что Сам Господь это сделал. Да, это сделал Сам Господь, но при этом Он это сделал при посредстве Своих разумных орудий. Потому что ангелы являются беспрекословными исполнителями Его святой воли. Соответственно, всякий раз, когда Господь повелевает им что-то исполнить, они это исполняют быстро, точно, беспрекословно.

Поэтому когда Господь Своим Промыслом направляет судьбу какого-то человека или целого сообщества людей к предназначенным Самим Господом целям, ангелы являются непосредственными участниками этого процесса. Поэтому не нужно думать, что это какая-то безличная сила производит то или иное действие. Нет. Всякий раз эта благодатная энергия Господа направляется каким-то из святых ангелов, которого Господь приставляет даже, бывает, к какому-то отдельному проекту. Основывается какое-то учреждение, открывается новая духовная школа, например, или строится новый храм, и всякий раз мы молимся о том, чтобы Господь послал Своего ангела как хранителя этого учреждения или  храма.

Есть даже у нас предание о том, что ангел-хранитель, который приставляется к какому-либо храму, остается там навсегда. Даже если храм закрывают, даже если храм разрушают, все равно ангел остается на этом месте. Он молится Господу о том, чтобы этот храм все-таки был со временем восстановлен, чтобы люди по-прежнему могли обретать душевное спасение в его стенах. И мы знаем, что очень часто в истории это происходит. На этом же месте храм потом может возобновиться.

 ‒ Какова роль ангелов-хранителей?

‒ Она необыкновенно велика. Ангелы-хранители – это, собственно говоря, и есть тот самый ангельский чин, разряд ангелов, которые с нами находятся в непосредственном общении. Потому что остальные чины мы фактически знаем только по названиям. Например, те же самые серафимы, херувимы, престолы. Да, их видели в видениях пророки. Да, это зафиксировано в Писании. Но в своей жизни мы никак с ними не соприкасаемся. А вот ангелы-хранители – это те самые ангелы, которых Господь посылает целенаправленно к людям для того, чтобы они содействовали нам в этой духовной брани, которую мы ведем повседневно, на протяжении всей своей жизни.

Не нужно забывать, что наша Церковь – это Церковь воинствующая. Наше главное дело –вести войну, вести борьбу против зла, против греха, скверны, нечистоты и против носителей всего этого мерзостного начала во Вселенной. И вот в этой войне нашими незаменимыми помощниками, нашими защитниками, нашими покровителями являются святые ангелы, которые сопутствуют нам на протяжении жизни. И если быть чуткими к голосу своей совести, быть внимательными к событиям своей жизни, то, я думаю, мы найдем множество примеров того, как именно ангелы в чем-то нас поправили, в чем-то нас предупредили, от чего-то предостерегли, а где-то просто буквально от чего-то спасли.

‒ Как ангелы потенциально могут помочь нам в добродетели?

‒ Я бы сказал, не то что потенциально, а вполне реально они могут нам помочь в творении добрых дел. У нас есть, например, даже молебен в Церкви перед началом всякого доброго дела. И там в ектеньях есть прошение о том, чтобы Господь приставил к нам святых ангелов для того, чтобы они содействовали осуществлению этого дела. Потому что мы прекрасно знаем, что у этого доброго дела (у любого доброго дела) обязательно найдутся противники и в нашем человеческом мире, и в мире демоническом. Обязательно будут препятствия, обязательно будут какие-то непредвиденные ситуации. Чтобы все это преодолеть, нам обязательно нужна помощь свыше.

И Вы очень правильно заметили, что в любом чинопоследовании (освящении квартиры, офиса, автомобиля) все равно мы просим Господа: «Ангела Твоего к ней (скажем, к этому автомобилю) пристави». Потому что мы понимаем главное: ангел, который приставляется к этому автомобилю, будет хранить не это железо, он будет хранить нас, когда мы путешествуем в этом автомобиле. Он будет нас предостерегать от каких-то необдуманных действий, резких телодвижений, от каких-то страстных состояний, которые могут повлечь фатальные последствия за рулем.

И это все направлено на то, чтобы человека, хотя бы косвенно, приблизить к спасению. Вот чем обряд отличается от таинства? Таинство совершается непосредственно, ради освящения и спасения человека. А обряд служит этому же, но косвенно. Мы можем освятить какую-то вещь, которой потом будем пользоваться. Но именно благодаря этой вещи, в частности автомобилю, мы можем чаще посещать храм Божий, а значит, приближаться к спасению души.

‒ Какие истории помощи ангельских сил Вы помните?

‒ Я абсолютно убежден, что буквально любой из наших телезрителей может вспомнить из своей собственной жизни такие ситуации, когда он испытал помощь свыше именно от святого ангела-хранителя. У кого-то эти истории более прикровенные, а у кого-то они, наоборот, совершенно явные, поразительные, когда человек нисколько уже не сомневается, что именно ангел-хранитель его спас в какой-то ситуации. Сейчас достаточно зайти в Интернет и найти целый ряд свидетельств совершенно реальных живых людей, делящихся впечатлениями, которые были у них в жизни.

Есть такие впечатления и у меня, но это такая тонкая сфера, которая зачастую имеет очень личный характер. Поэтому не всегда хочется делиться такими историями перед камерой. Но вот что меня поразило (из того, что мне знакомо) – это случай, который был в жизни другого священника, отца Димитрия Дудко (уже ныне покойного старца). Так вот, отец Димитрий в одной из своих книг пишет о том случае, который с ним случился в молодости, когда он еще работал на шахте.

Он был еще довольно-таки молодым человеком, неопытным; и как-то раз ему стало интересно, где находится лифт в шахте. (Мы знаем, что там очень глубокие штреки, и лифты ходят буквально на сотни метров  в глубину.) И вот он заглядывает в шахту; никакого лифта  там не видит, но вдруг слышит, что сзади его кто-то окликает. А в шахте ведутся постоянно какие-то работы: работают угольные комбайны, работают отбойные молотки; очень сильный шумовой эффект (поэтому там и используются беруши).

Он среди всего этого шума отчетливо услышал, что его зовут по имени сзади. Сразу оборачивается. Рядом никого нет. Но вдалеке видит людей, которые пытаются до него докричаться. Он видит, что у них открыты рты, что у них буквально выпучены от страха глаза. Они ему активно жестикулируют, но он не понимает, чего они от него хотят. Думает: «Ну ладно, сейчас еще посмотрю, а потом вернусь к ним». Он опять смотрит в шахту и видит, что лифт уже далеко внизу. А лифт очень быстро движется в шахте. Поэтому в тот момент, когда он оборачивался, лифт промчался вниз; это была буквально та самая секунда… Поэтому он прямо сам об этом пишет: «Никто, кроме ангела, не мог мне это сказать. Я слышал свое имя, но те люди не могли меня так называть, и они были очень далеко. Я вообще не слышал, что они говорили». То есть жизнь этого человека (тогда еще простого юноши) была спасена ради позднейшей пользы для Церкви, которую, как Господь знал, он принесет.

‒ Ангелы сильнее бесов? Если да, то почему они просто не отгонят их от людей?

‒ Безусловно, ангелы сильнее, чем бесы, и они постоянно отгоняют демонов от людей. Просто мы этого не видим; это происходит в духовном мире. Но мы знаем точно очень важный факт: помощь ангела-хранителя человеку во многом зависит от образа жизни самого человека. Чем он более благочестивый, христианский, добродетельный, тем легче святому ангелу человека защитить, оградить от всякого зла и надоумить на всякое доброе дело. В этом случае человек и его ангел-хранитель являются союзниками в одной общей войне.

Но если человек ведет образ жизни греховный, беспорядочный, нераскаянный, страстный, то в таком случае ангел вынужден отдаляться от этого носителя греха; ему неприятен грех как таковой. Зато бес сразу приближается к этому человеку, находя в нем плацдарм для действия своей нечистой демонической силы. Поэтому мы и читаем о том, что в таких случаях, когда человек сам все делает для своей погибели, ангелу остается только в удалении плакать и молиться Господу о спасении его души.

‒ Есть множество молитв ангелам. Как молиться ангелам и какими молитвами?

‒ У нас есть молитва ангелу-хранителю и в вечерних молитвах, и в утренних.

‒ Очень хорошая молитва…

‒ Прекрасная. Они краткие, но абсолютно по существу. Поэтому их обязательно нужно читать ежедневно и утром, и вечером. Есть канон ангелу-хранителю, который можно читать, когда человек чувствует в этом необходимость; есть канон архангелам в каноннике (он менее известен, но тем не менее тоже присутствует в наших книгах). Это те молитвы, которые доступны для чтения любому христианину, не только священнослужителю. Кроме того, есть отдельные молитвы архангелам по именам. Они встречаются в книге молитв, что читается на молебнах.  Я думаю, опять же любой христианин в домашних условиях (если эту молитву найдет) может ее читать, если особенно кого-то почитает из архангелов. В этом отношении это уже добрая воля каждого человека. Но то, что необходимо поддерживать общение с миром святых ангелов, – это бесспорно.

‒ Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу о святых ангелах. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божией вам помощи, ангела-хранителя!

Ведущий Андрей Гавриленко, протоиерей

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​