Преображение (Одесса). Преподобный Иоанн Рыльский

28 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

Первого ноября Святая Церковь чтит память преподобного Иоанна Рыльского – покровителя болгарского народа. О его подвигах, чудесах и великой любви к Господу и пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий! Откуда родом преподобный Иоанн и как прошло его детство?

‒ Преподобный Иоанн Рыльский у нас называется Рыльским, хотя фактически его  правильное прозвище должно быть  Рильский. Рила – это название горного хребта в Болгарии, а святой Иоанн происходил именно из горной области Болгарии; правда, немного из другой части –  это Руен. Там находится село Скрино на берегу реки Струмы, которое существует до сих пор. Вот там около 876 года и родился будущий подвижник благочестия. Следует признать, что хотя на сегодняшний день большая часть Болгарии – это равнина и только какая-то часть покрыта горами и лесами, но именно в этой части и провел всю свою жизнь преподобный Иоанн Рыльский.

– Он был сиротой с раннего детства и в своем сиротстве  всецело уповал на Господа. Что мы знаем о его ранних подвигах и любви к Господу?

‒ Эта часть жизни, как это часто бывает, мало описана в его житии, поскольку не было свидетелей, чтобы об этом написать, а он, вероятно, не так уж много об этом рассказывал. Но есть некоторые поразительные чудеса еще с этой эпохи его духовного возрастания. В частности, известно: поскольку он был сиротой, он, чтобы прожить, нанимался на работу к разным богатым людям. Случилось так, что однажды он где-то в лесу потерял корову с теленком, и хозяин жестоко его избил и выгнал из дома, сказав, чтобы тот не возвращался без коровы с теленком.

Пришлось этому отроку пойти их искать и молиться Богу, чтобы Он ему в этом помог. Ему удалось их найти. Но когда он возвращался обратно, поток, через который он переходил, стал уже более полноводным (очевидно, был какой-то прилив), и теленок не мог перейти через этот ручей. Тогда отрок Иоанн взял свою верхнюю одежду, бросил на воду, осенил ее крестным знамением, взял теленка в руки и перешел через этот поток по одежде как по суше.

Это все, может быть, никому бы не стало известно, если бы в это время его хозяин не наблюдал за этой картиной с другого берега, спрятавшись в лесу. Когда он увидел это все, понял, что это чудо, что-то сверхъестественное. Он раскаялся в том, что так сурово относился к этому мальчику, дал ему богатое вознаграждение и отпустил  на все четыре стороны. После этого преподобный Иоанн понял, что ему нужно уже определяться в жизни. А поскольку больше всего в жизни он любил Бога, то отправился в монастырь.

–  Как он становится монахом и какие его первые подвиги мы знаем?

‒ Точная хронология нам неизвестна, но, по всей вероятности, он был принят в число послушников в монастыре святого Димитрия на одной из вершин этого хребта Руен. Он был еще отроком. Но это тогда не было редкостью. В древности и в Средние века можно было принять ребенка, тем более если он сирота и у него не было никакого официального попечителя. Тут уже основное значение имели его личные качества и желание. Если он хотел, то его могли принять в монастырь. Можно вспомнить того же Иова Почаевского, который стал монахом примерно в том же возрасте. Так и Иоанн начал трудиться на послушаниях, а когда достиг уже более взрослого возраста, принял там монашеский постриг. Так первоначально его духовное возрастание проходило в классической монашеской среде, в среде общежительного монастыря.

–  Были ли у него уже в это время искушения?

‒ Насколько известно, да. Так сложилось в его жизни, что обильная Божия благодать почила на нем еще с раннего детства, но и бесовские искушения тоже его постоянно преследовали. Наши святые отцы говорят, что наша брань против мира, плоти и дьявола. Так вот, мир и плоть для преподобного Иоанна не были серьезными причинами. Он очень легко ушел из мира, его там ничего не держало: у него даже родителей не было. Плоть, очевидно, тоже не доставляла ему каких-то серьезных проблем. Поэтому главный акцент его брани был именно на брани с дьяволом, который постоянно строил ему какие-то козни, искушения. Мы это видим на протяжении всего подвижничества. Даже когда он уже достиг совершенства, был уже чудотворцем и большим духовным авторитетом, бесы по-прежнему ему досаждали.

– Он вскоре становится отшельником, одиноким монахом, а мы знаем, что одиночество – подчас тяжелый крест для многих. Как он в это время нес этот крест и как жил в уединении?

‒ Насколько можно судить, преподобный Иоанн был человеком амбивалентного психологического склада. Он прекрасно общался с людьми и мог дать большую духовную пользу своими беседами, поучениями, примером жизни, но никогда не было такого, чтобы он сильно нуждался в людях. Много лет своей жизни он провел в полном уединении. Он жил буквально в каком-то дремучем лесу.

Несколько лет он прожил в огромном дупле дерева. Я не знаю, с каким святым это можно сравнить; наверное, только в ранней христианской древности подвижники обитали в пустынях, не имея даже крова над головой. Так и он. Какое-то время, причем довольно длительное, он прожил в абсолютно безлюдной пещере. Кроме животных, он в это время фактически вообще никого не видел. Наверное, в этот период бесов он видел гораздо чаще, чем людей.

Был такой случай, когда его родной племянник Лука, сын его брата, решил найти его в этой дикой местности, чтобы подвизаться вместе с ним. Когда он к нему пришел, отыскал его в этом лесу, то преподобный Иоанн не поверил, что это его родной племянник. Он подумал, что это бесовское наваждение. Тому пришлось потратить немало усилий, чтобы показать, что он действительно тот самый Лука. Он согласился его принять. Здесь он тоже проявил свои качества: он его не приглашал, но раз тот пришел, он его принял.

Какое-то время они жили вместе. А потом уже отец его племянника решил разыскать своего сына, чтобы вернуть его обратно домой, так как он не хотел, чтобы сын уходил из дома. Он его отыскал и насильно забрал из монастыря. По дороге домой Луку укусила змея, и он скончался. Так родной брат преподобного Иоанна понял, что это было неправильно, раскаялся в своем поступке и похоронил своего сына недалеко от святой обители преподобного Иоанна Рыльского.

Такие случаи показывают, что общение с людьми для преподобного Иоанна не было живой потребностью. Вероятно, общение с Богом заменяло ему все остальное. Он был настолько глубоким мистиком, настолько сильна была его молитва, что он находился в живом, реальном общении с Богом, с миром святых ангелов, с миром святых. Но  это и привлекало к нему людей. И хотя за свою жизнь он поменял очень много мест, подвизался в разных непроходимых районах, люди везде его находили; и всегда были желающие подвизаться в монашестве под его руководством.

–  Как святой Иоанн повлиял на воцерковление Болгарии?

‒ Самый лучший способ привести человека к вере – это показать пример собственной святой жизни. Так поступал и Сам Господь Иисус Христос. Люди видели Его святую жизнь и понимали, что Его учение является истинным. Тем более что оно подтверждалось многочисленными чудесами. Так было и у преподобного Иоанна.

Надо заметить, он был духовным писателем. Не каждый великий святой имел дар литературного творчества. Преподобный Иоанн был настолько высокоодаренной личностью, что даже сумел в совершенстве изучить греческий язык и занимался переводами творений святых отцов с греческого языка на болгарский. Некоторые считают, что он мог владеть и другими языками. В частности, у него есть цитаты преподобного Ефрема Сирина, который не был в то время переведен на болгарский язык. Первые переводы произведений Ефрема Сирина были найдены в Рыльском монастыре. Так что они могли быть сделаны преподобным Иоанном.

Таким образом, помимо прочих чисто духовных дарований у него были и очень богатые интеллектуальные дарования. Но самым главным, почему он привлек ко Христу так много людей и укрепил христианство в Болгарии в целом, было то, что он был по-настоящему святым человеком, который творил чудеса, исцеления, по молитвам которого происходили самые необыкновенные вещи.

–  Расскажите детальнее о его чудотворении. Ведь он действительно прославился как великий чудотворец, который являет свою силу до сих пор.

‒ Был очень интересный случай, даже, может быть, в чем-то забавный, но вместе с тем и очень показательный. Когда преподобный Иоанн жил в дикой местности, он питался только растительной пищей, тем, что можно было найти в лесу и сразу съесть. Господь послал ему такое благодеяние, что в местности, где он обитал, выросли бобы, которыми он преимущественно и питался. Однажды в этом районе пастухи потеряли своих овец. Овцы долго блуждали по склонам гор, пока  не остановились недалеко от места, где жил преподобный Иоанн. Он вышел и начал кормить их этими бобами, которых у него было довольно много.

Пастухи так и нашли его за этим занятием. Он им сказал: «Вы долго искали своих овец, пришли голодными, я вас хочу угостить. Покушайте моих бобов». Они насытились ими, а один из пастухов решил еще набрать их с собой про запас, ничего при этом не говоря преподобному Иоанну. Когда они возвращались обратно, а путь, видно, был неблизкий, они остановились передохнуть, и этот пастух говорит: «Давайте перекусим. Я с собой взял бобов». Он достает эти бобы, а они оказались все пустыми, одна шелуха. Это было чудом, которым преподобный Иоанн показал, что у святого ничего нельзя брать без спроса. Пастух в этом покаялся, а для них это было уроком. Они поняли, что этот человек способен менять естество вещей.

–  Он показал им, что бобы – это пища отшельника.

‒ Да, он так им и сказал, что если они принимают его образ жизни, то пусть принимают с благодарением, просят с уважением. Это был очень назидательный урок. Кроме того, мы можем вспомнить: когда царь Болгарии Петр услышал, что по молитве преподобного Иоанна совершаются столь многочисленные чудеса, что он приобрел всенародную популярность и к нему в лес приводят больных, бесноватых людей, чтобы он изгонял бесов, он сам захотел его увидеть. Он пригласил его к себе, но преподобный не захотел никуда идти.

Тогда царь сам решил прийти к нему в лес, но не смог пройти! Место, где подвизался преподобный Иоанн, было настолько глухим, что для всей пышной царской свиты и его карет оно оказалось абсолютно непроходимым. Наверное, нужно было идти с проводником и прорубать себе дорогу топором, но царь, видимо, не был готов к таким подвигам. И он передал преподобному Иоанну в дар золото и продукты. Продукты преподобный принял, а золото вернул обратно, сказал, что оно ему ни к чему. И это был тоже урок. То есть он мог  преподать урок не только простолюдинам, пастухам, но даже и царям. Он показывал, что есть такие люди, для которых богатство ничего не значит, что он может прожить без всех этих ценностей, которые так ценятся в нашем обычном человеческом обществе. И это было лишним доказательством его святости.

Почему  святого Иоанна так любит болгарский народ?

‒ В нем чувствуют опору для всей  нации, для своей государственности, своей страны. Мы знаем, что в истории Болгарии были очень трудные периоды (например, длительное турецкое иго и другие завоевания), когда люди испытывали очень тяжелые лишения, когда вообще стоял вопрос, будет ли возобновлена Болгария как самостоятельное государство. Во всех этих перипетиях преподобный Иоанн своей молитвой, своим духовным обликом, своими наставлениями, которые сохранились, давал веру всему народу в то, что все закончится хорошо. И действительно, сейчас так и есть. Мы можем видеть, что Болгария – это совершенно благополучное православное государство. Оно, конечно, светское, но при этом, я бы сказал, это случай, когда абсолютное большинство являются православными христианами. Обитель преподобного Иоанна находится просто в блестящем, цветущем состоянии, поэтому когда мы говорим о любви болгарского народа к преподобному Иоанну,  я думаю,  проявлением этой любви является сам монастырь: он находится в цветущем состоянии. Думаю, любой болгарин ощущает какую-то духовную связь с этим святым, поскольку понятно, что и мы понимаем величие его святости, но для нас это святой все-таки другого народа (хотя, наверное, для святых понятие нации совсем другое, не такое, как у нас, менее значимое), но для болгар он родной по крови. Поэтому для них он ближе.

‒ Что больше всего запомнилось из «Завета», где наставление инокам и устав, в котором святой выразил свою душу, свой подвиг?

‒ «Завет» преподобного Иоанна Рыльского считается одним из самых выдающихся памятников староболгарской письменности. В нем есть действительно очень интересные моменты, в нем есть цитаты преподобного Ефрема Сирина. В целом видно, что у писателя был высокий богословский уровень: он прекрасно разбирался во многих вопросах христианского богословия, христианской этики. Но мне наиболее импонирует его призыв – больше читать отеческие писания. Преподобный Иоанн Рыльский имел богатейший опыт собственной аскетической духовной жизни. Кажется, чему мог научиться из творений святых отцов сам святой отец, который достиг уже такого преуспеяния, что творил чудеса, который буквально десятилетия прожил в диких местах, общаясь с Господом и постигая тайны, наверное, от Самого Спасителя из непосредственно духовного мира? И тем не менее он очень любил читать древних святых отцов и к этому призывал всех своих последователей.

‒ В чем сходство святого Иоанна с преподобным Сергием Радонежским?

‒ Сходство действительно есть. Оно, может быть, больше внешнее, чем внутреннее, но по определенным вехам в жизни того и другого подвижника мы можем обнаружить типологическое сходство. Оба в молодости покинули социум, жили в диком лесу, основали свои собственные обители, имели множество учеников, оказали на все большое влияние не только духовное, религиозное, но и культурное и политическое. Разница очень заметна для меня лично. Потому что я четыре года жил в обители преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре и был в монастыре преподобного Иоанна Рыльского. Я почувствовал того и другого святого; они внутри отличаются очень заметно, и даже не так просто это вербально охарактеризовать, но, может быть, у преподобного Иоанна больше духа совсем древнего подвижничества. Между ними на самом деле есть историческая разница: все-таки преподобный Иоанн Рыльский  – это конец IX – начало X века; преподобный Сергий – это уже XIV век. То есть между ними довольно большая историческая дистанция. Но есть что-то еще. Преподобный Иоанн Рыльский, как мне лично представляется, является более благостным, он является каким-то теплым святым. Все-таки у преподобного Сергия больше было строгости.

‒ Северной суровости…

‒ Да, мы знаем, как он наблюдал за своими монахами, стучал им в окно по вечерам, если они чем-то не тем занимались; он обходил кельи и контролировал, кто чем занимается. Вот как-то у преподобного Иоанна мы вряд ли можем представить такие случаи в жизни. Он вообще не искал того, кем руководить и кого вокруг себя объединять. Люди сами приходили к нему во множестве, и он скорее от них старался удалиться, поэтому он много раз и менял свое место жительства. Преподобный Сергий всю жизнь жил на одном месте, и вокруг него все больше и больше людей собиралось в течение всей его жизни. А преподобный Иоанн постоянно пытался от этих учеников куда-то удалиться, даже в последние годы своей жизни он уже монастырем вообще не управлял; последние лет пять он жил как отшельник.

‒ Какое-то такое свойство с Антонием Печерским у него есть в этом бегстве от власти…

‒ Возможно, с Антонием или с Феодосием. Возможно, он ближе к этим южнославянским святым, которые и по времени ближе, и по региону южнее.

‒ Как он основал Рыльский монастырь?

‒ Возможно, он бы в каком-то другом месте обосновался подольше, но в одном месте на него напали разбойники, которые заставили его оттуда уйти, потому что он мешал их разбойному промыслу; в другом месте множество приходящих к нему заставили его поменять место. Поэтому он нашел такое место, которое было наиболее пригодно именно для того, чтобы основать большой монастырь. Вероятно,  было какое-то откровение свыше, что он должен посвятить часть своей жизни именно общению с братией и тому, чтобы воспитать поколение учеников, которые занимались в итоге христианизацией его собственной страны.

Это место, где находится монастырь Иоанна Рыльского, было избрано исключительно удачно: оно находится как бы в котловине, окруженное горами. И когда вы стоите в центре монастыря на главной площади и смотрите вверх, то буквально видите, как меняются климатические пояса в этих горах. То есть ближе всего к монастырю находятся зеленые горы, поросшие лесом; дальше идут полонины (там, где альпийские луга); а еще выше  (третье кольцо гор вокруг) – это голые скалы, на которых очень рано появляется снег. Это неописуемая красота. Я такого прекрасного места не видел никогда в своей жизни. Настолько там все гармонично и прекрасно! Летают орлы над монастырем. Живописность местности тоже сыграла какую-то роль в том, почему преподобный Иоанн решил именно там обосновать эту обитель, которая оказалась настолько долговечной, настолько влиятельной для всей Болгарии, что даже та гробница, которую он себе выкопал, до сих пор сохранилась в целости и сохранности.

‒ Как почил святой и какова история его святых мощей?

‒ Почил он в мире в возрасте около семидесяти лет, в кругу своих учеников. Святые мощи его имели самостоятельную длительную историю. Вначале его похоронили в той гробнице, которую он сам себе приготовил в притворе храма, но через тридцать лет после своей кончины он явился одному из иерархов и попросил, чтобы его мощи перенесли в город Средец (так в древности называлась София – будущая столица всей Болгарии). Это было исполнено. С тех пор его мощи являются общенациональной святыней, их переносили в Тырново, потом обратно в Софию. Был такой момент в истории в XII веке, когда венгерский король Бела III, известный своими военными кампаниями, походами, сумел силой захватить мощи преподобного Иоанна и привез их к себе в Венгрию, в Эстергом, чтобы там их с почетом поместить. То есть он почитал святого и думал, что делает доброе дело. Но мы должны вспомнить, что в XII веке Венгрия уже была латинской, это уже была католическая страна, и преподобный Иоанн показал определенными знамениями, что ему не угодно, чтобы его мощи оставались в Эстергоме. Пришлось королю перевезти мощи обратно в Болгарию с почестями; еще и украсить дополнительно, чтобы святой на него не обижался.

‒ Вы были в его монастыре, расскажите о своих впечатлениях. Что больше всего понравилось?

‒ Это очень благодатное место. Я служил там Божественную литургию, сослужил местному болгарскому иеромонаху. Там присутствовал владыка Евлогий – епископ, наместник этого монастыря. Мне очень понравилось там служить, и я заметил интересную особенность: в болгарском Служебнике при совершении проскомидии не поминаются наши преподобные отцы начиная  с Антония и Феодосия; вместо них как раз поминаются Иоанн Рыльский и святые Болгарской Церкви. А в остальном такой же Служебник, служат на славянском языке, поэтому я фактически особой разницы в служении не почувствовал.

Но наиболее меня поразила пещерка преподобного Иоанна Рыльского – то место, где он подвизался как раз последние годы жизни. Она находится в отдалении от монастыря: нужно идти довольно долго по лесу, подняться наверх и по тропинке выйти к этой пещерке. Мы туда всей группой отправились, и нас строго предупредила руководитель группы, чтобы мы там не задерживались, приложились к иконе и возвращались обратно. Но, знаете, я просто не мог не отслужить там акафист. Я, пользуясь тем, что пришел туда быстрее многих, один из самых первых, уже пол-акафиста успел прочитать, пока все  подтянулись. Таким образом, мы прочитали этот акафист, и было такое чувство, как будто святой был рядом с нами, как будто это было в его непосредственном присутствии. Поэтому я говорю, что почувствовал преподобного Иоанна Рыльского, этот духовный опыт показал мне, что он действительно великий святой. Это святой вселенского масштаба, достойный величайшего почитания, что имело место в том числе у нас на Руси.

Мы знаем, что был город Рыльск, основанный в древности. Он получил название в честь этого святого и был избавлен от завоевания монголо-татарами. Батый не смог его взять; явился сам преподобный Иоанн, совершил чудо – ослепли осаждавшие город татары, отступили в страхе, и город остался цел и невредим, хотя у горожан не было сил оборонять его от такой огромной армии. Кроме того, можно вспомнить, что святой праведный отец Иоанн Кронштадтский имел своим небесным покровителем именно Иоанна Рыльского. Хотел бы подчеркнуть, что этот факт был мне известен давно. Но при этом мало кто задумывается над тем, что Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге посвящен именно Иоанну Рыльскому. То есть отец Иоанн Кронштадтский построил его на средства, собранные у своих благодетелей, и посвятил небесному покровителю. Поэтому в имперской столице России находится монастырь, посвященный великому болгарскому святому.

‒ Как нашим зрителям можно лучше почтить святого?

‒ Лучше всего почтить его молитвой, посещением храма в день его памяти, поставить ему свечу. Если будет какая-то возможность, все-таки поехать в Болгарию и посетить его обитель. Сейчас очень многие ездят в Болгарию, но прежде всего на курорты: Золотой берег, Золотые пески и так далее. Я думаю, можно выделить в культурной программе специально один день, чтобы поехать и помолиться преподобному Иоанну. Это будет лучшее совмещение приятного с полезным.

Ведущий Андрей Гавриленко, протоиерей

Записали Таисия Зыкова и Ольга Румянцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​