Преображение (Одесса). Покров Пресвятой Богородицы

14 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Четырнадцатого октября Святая Церковь отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Именно о нем, об истории этого праздника, его значении и пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий, с каким событием был связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы?

– Традиционно считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в память о явлении Пресвятой Девы Марии во Влахернском храме во время воскресного всенощного бдения, которое в то время в Византии совершалось реально всю ночь. Около четырех часов утра святой Андрей, Христа ради юродивый, который был по происхождению славянином, стоял в храме и увидел, как по воздуху идет Пресвятая Богородица в сопровождении торжественной светоносной свиты. Ее поддерживали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Она прошла через царские врата к горнему месту в алтаре, сняла со Своей головы мафорий (который у нас почему-то ошибочно называют омофором) и распростерла Свой светоносный покров над всем молящимся народом.

Когда Она и вся Ее свита исчезли в воздухе, этот светящийся покров был еще виден какое-то время. Из этого можно было понять, что именно ради этого покрова и было все это видение. Дева Мария показала тем, кто был способен это созерцать (а это было дано увидеть двум людям во всей церкви – святому Андрею и его ученику Епифанию), что Она заботится о людях, защищает их Своим Покровом, покрывая от всякого зла.

Почему это произошло именно тогда? Потому, что это было опасное время для города Константинополя – время нападения врагов: город был в осаде. Историки расходятся по поводу того, когда именно это происходило и кто нападал в то время на греков. Некоторые считают, что это был примерно 860 год, и именно русы в то время напали на Константинополь во главе с князем Аскольдом, пытаясь взять этот город. Но поскольку на море разыгралась буря и их корабли потонули, они в этом увидели знак Промысла Божия – защиты Константинополя, сами прониклись верой в Иисуса Христа и Деву Марию и приняли Святое Крещение.

Другая версия говорит о том, что это было несколько позже – в начале X века при императоре Льве Мудром. Так, в частности, считал святой Димитрий Ростовский, который в своей книге Четьи-Минеи пишет, что на город напали сарацины и именно от них город был спасен заступничеством Пресвятой Богородицы.

– Вы говорите, что покров и Богородицу увидели только святой Андрей и Епифаний. Почему Ее не видел простой народ?

– Не у всех открыты духовные очи сердца. Чтобы видеть вещи, происходящие в духовной реальности, нужно иметь очищенное око – чистую душу, а это очень редкое явление в человеческом роде. Не полезно людям, которые одержимы обычными плотскими, житейскими страстями, видеть такие явления. Во-первых, они не принесут им должной пользы; во-вторых, могут даже повредить, потому что вызовут у них еще и тщеславие: мол, вот я такой, могу видеть то, чего не видят другие. Поэтому Господь открывает подобные явления только тем, кому это уже повредить не может, – людям, которые уже достигли святости, а она неразрывно связана с глубиной смирения, опытом духовной жизни, послушанием Божественной воле.

Для таких людей, как святой Андрей и Епифаний, это было, с одной стороны, даже знаком милости Божией, потому что они сподобились видеть Саму Пречистую Деву Марию даже не во сне, а наяву. Вместе с тем, поскольку люди знали, что Андрей – Христа ради юродивый, это создавало двойное к нему отношение.

– Могли верить, а могли не верить.

– Да. Причем и те, и другие делали это с полной уверенностью. Одни считали, что раз он блаженный, юродивый, значит, он действительно видел правду – Господь ему открывает. А другие говорили: «Слушайте, он же просто юродивый, больной, ненормальный. Он какой-то бомж, таскается по улицам. Еще слушать, что он говорит?» Наверное, были в это время и другие святые люди в Константинополе, но открыто это было не преподобному, не святителю, не какому-то благоверному князю или вельможе, а именно юродивому человеку. Это обычный прием, которым и Сам Господь пользовался. Оправдана премудрость чадами ее.

– Вы сказали, что есть особые условия для видения духовного мира. Могли бы Вы детальнее на этом остановиться?

– Ясно, что люди, которым открыт духовный мир, исполнили эти условия не для того, чтобы видеть духовный мир; цели у них совершенно другие: они заботились об очищении души от страстей ради спасения, ради того, чтобы общаться с Богом. Потому что богообщение невозможно без самоочищения, без преодоления своих недостатков, без определенной аскезы. Обязательно что-то нужно делать специально, чтобы снискать Божественную милость и благодать. Когда человек подвизается в этом направлении длительное время, с усердием большим, чем у обычного человека, Господь такого избранника выделяет – и он сподобляется тех или иных видений.

Мы знаем таких святых, которым чудесные видения были явлены уже в детстве. Например, преподобному Сергию явился ангел в виде схимника. Но у большинства святых это бывает во второй половине жизни, когда они уже проявили свою ревность, сделали что-то такое, что их можно считать испытанными: их добродетель прошла очищение огнем. Тогда Господь постепенно подводит их к таким созерцаниям. Например, преподобный Симеон Новый Богослов нам известен как великий мистик, духовидец, у него было много опытов видения Божественного света, огня, большую часть своих видений он созерцал, когда был уже духовно преуспевшим человеком.

– Следует заметить, что в духовном мире встречаются и ложные видения. Как отличить ложное от настоящего, подлинного? И следует ли вообще верить каждому видению?

– Каждому – точно не следует. К подобным видениям надо подходить очень внимательно, рассудительно. Святые отцы в данном случае учат доверять внутреннему чувству сердца. Внешние эффекты очень легко могут обманывать. Уже апостол Павел писал, что сатана может принимать вид ангела света, для него это не проблема. Он может принимать любой вид. Он может явиться (и являлся в истории подвижникам) и в виде Господа Иисуса Христа, и в виде Пресвятой Богородицы, и в виде каких-то конкретных святых или ангелов. Поэтому понять, истинное это видение или попытка бесовского обольщения, можно только внутренним чувством сердца, которым наша душа обладает.

Если это явление от Господа, оно вызывает в человеке чувство покаяния, чувство благоговения перед святыми, чувство своего недостоинства, глубокого смирения, буквально трепета перед святыми. Если же является бесовское наваждение, то чувства совсем другие: какое-то нездоровое волнение, боязнь, буквально страх; человек чувствует, что что-то не то. Его это повергает в смятение, у него нарушается внутреннее равновесие. Он теряет чувство внутреннего покоя, уверенности в себе; появляется такое состояние, когда он глубоко подозревает, что все происходящее является именно обманом.

Поэтому самое лучшее, как говорят святые отцы, – проявить сдержанность. Не нужно идти на контакт, не нужно сразу доверять какому-то видению. Нужно помолиться, осенить себя крестным знамением и ждать развития событий. Так поступали те, на кого мы должны равняться. Например, вспомним, как святой Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии. Их диалог, хотя он довольно короткий, показывает, что Дева Мария не спешила верить тому, что он говорит, Она вела себя очень сдержанно. И только когда Она получила удостоверение того, что это действительно посланник от Бога, Она вступила в диалог. Мы можем вспомнить подобные случаи и из Ветхого Завета; допустим, явление Архангела Михаила Иисусу Навину: Иисус Навин общался с ним очень строго, проверяя, из своих он или из неприятелей; то есть недоверчиво воспринимал его присутствие.

Сейчас появилась такая болезнь века. Отец Серафим (Роуз) отчетливо писал, что люди стали настолько легковерны, что буквально стоит где-то на горизонте мелькнуть какой-то летающей тарелке, они тут же готовы бежать за ней и обниматься с пришельцами, о которых вообще ничего не известно. Это говорит о том, что люди потеряли чувство духовной реальности. В бесов и ангелов они зачастую не верят, зато в пришельцев, в инопланетные цивилизации верят очень охотно. А то, во что верят, бесы и предлагают – это очень простой психологический трюк.

– Расскажите об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси.

– Традиционно считается, что благоверный князь Андрей Боголюбский в XII веке ввел у нас этот праздник. Это связано с Украиной, с Киевской Русью, где он вырос, получил образование, воспитание. Ведь он уехал из Вышгорода на северо-восток уже взрослым человеком. Почитание Девы Марии сложилось у него уже на Киевщине, откуда он привез Вышгородскую икону, которая сейчас называется Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.

Кроме того, доказательством того, что он непосредственно причастен к установлению праздника, является храм Покрова-на-Нерли. Это действительно гениальный памятник церковного зодчества, построенный по правилу золотого сечения; он до сих пор восхищает людей, приезжающих на него посмотреть. Я был там много раз, видел этот храм. Внутри там как раз нечем особо восхищаться, но снаружи это нечто необыкновенное: с какой стороны ни посмотри – настолько идеальные пропорции! Храм так вписывается в окружающий ландшафт, что это действительно необыкновенно прекрасно.

Этот храм был построен Андреем Боголюбским. Это часть архитектурного ансамбля. Неподалеку есть остатки его дворца, который он построил, чтобы принимать иностранные делегации. Храм был посвящен Покрову, до этого на Руси не было ни одного храма в честь Покрова; соответственно, и установление праздника связывают с именем Андрея Боголюбского, который, как известно, отличался особым почитанием Пресвятой Богородицы.

– Почему праздник Покрова пользовался огромной популярностью у украинских казаков?

– Это тоже интересный исторический момент. Украинское казачество на протяжении всего времени своего существования считало, что главной Покровительницей для них является Пресвятая Богородица. Они почитали, конечно, и Георгия Победоносца, и Димитрия Солунского, и других святых, но все-таки именно Пресвятая Богородица, Ее покров для них был самым большим торжеством.

Почему так сложилось? Календарно этот праздник празднуется 1 октября по юлианскому календарю и 14 октября по григорианскому. В это время наступают холода, обычно на Покров земля покрывается снегом. В это время казаки покидали Запорожскую Сечь, выходили на зимовье: кто-то на хутора, кто-то в какие-то селения. Например, у последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского был зимовник в месте, где сейчас Днепропетровская область; Криворожский район, где Токовские водопады. Я был в этом месте. Говорят, там до сих пор спрятаны его сокровища, которые так и не нашли после того, как разрушили Сечь.

Получается, этот праздник был своего рода разделом между активной фазой деятельности казаков летом, когда они отправлялись в военные кампании, проводили постоянные учения, и зимним периодом, когда их жизнь практически останавливалась. Почему они спокойно уходили на зимние «квартиры»? Потому, что в то время зимой почти никогда никто не воевал – было много снега, дороги были в сугробах, а если становилось чуть теплее – раскисали от грязи. То есть проехать по таким дорогам было крайне тяжело. Поэтому любой более-менее крупный поход затевался в то время года, когда можно было спокойнее преодолевать длительные расстояния и когда кони могли питаться подножным кормом. Ясно, что зимой никакой травы на земле нет.

‒ Почему у Пресвятой Девы есть такая власть – покрывать от всякого зла всех, кто к Ней обращается?

‒ Это объясняется Ее особым выделенным статусом в Царствии Небесном, потому что Она является Матерью Господа. Соответственно, человеческая природа Господа Иисуса Христа по факту – это Ее природа, Он ее заимствовал у Своей Матери, потому что зачат был без мужского семени, все Его человечество было заимствовано у Пресвятой Девы Марии. Это биологическая сторона вопроса, но есть и духовная сторона.

По учению Православной Церкви Пресвятая Дева Мария – самый святой человек из всех, когда-либо живших на земле. Она не согрешила за всю свою жизнь ни одним сознательным грехом, ни словом, ни делом, ни помышлением. То есть все греховное, что в Ней можно было найти, касалось только первородного греха, который находится в природе любого человека, зачатого естественным образом. Соответственно, Она нуждалась в искуплении, совершенном Господом, но только по этой причине. Никаких личных грехов к этому греху, в отличие от любого из нас, Она не прибавила.

Конечно, это особый подвиг, для нас непостижимый. Я могу его рационально объяснить только одним путем – Она находилась под каким-то сугубым действием Божественной благодати с раннего детства и до последнего дня жизни. В молитвах ко Святому Причащению и после него есть слова: да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. То есть в нас благодать Божия способна попалить нечистые помыслы, а в Ней благодать даже не допускала их вообще. Поэтому Она – Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим.

‒ В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы есть такие слова: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Богородица – не епископ, откуда у Нее омофор?

‒ Об этом вкратце мы сказали в начале нашей беседы: конечно, омофора у Нее нет. Иногда я вижу некоторые изображения Девы Марии в архиерейском облачении, но это уже фантазия художника. Насколько я знаю, ни разу Она не являлась в архиерейском облачении ни одному из святых. Как правило, на канонических иконах Она изображается в той одежде, которую носила при жизни. Одной из деталей этой одежды является мафорий. Мафорий – это название большого платка, который женщины в древности носили на голове. Когда Богородица была видима святым Андреем во Влахернском храме, Она сняла с головы этот мафорий и держала на вытянутых руках так, что он, слегка провисая, покрывал весь молящийся народ. Просто слова «мафорий» (платок) и «омофор» (деталь архиерейского облачения) похожи по звучанию, поэтому возникла такая аберрация, но это абсолютно разные вещи.

‒ В догматическом богословии есть отдельный раздел «мариология». Что он изучает?

‒ Раньше такое название фигурировало больше в западном богословии, но в последнее время и православные богословы тоже стали этот раздел называть мариологией, то есть учением о Пресвятой Деве Марии. Этот раздел сравнительно небольшой, в нем всего два догмата о том, что Мария является Богородицей и является Приснодевой. Эти два догмата исчерпывают собой всю мариологию.

Почему это учение сравнительно сжатое и лаконичное? Потому, что любой догмат нашей веры должен быть основан на Священном Писании; слово Божие – это наш камень веры, на котором мы строим все здание богословской науки. Но в Библии о Деве Марии говорится очень мало, очень кратко; соответственно, учение о Ней не может иметь слишком пространные формы.

‒ Почему связь между Христом и Богородицей остается навечно? В человеческой природе Христа это как-то отмечено?

‒ Во-первых, внешность Господа Иисуса Христа была похожа на внешность Его Матери, есть некоторые исторические свидетельства об этом. Это уже то, что останется с Ним навечно, потому что Он заимствовал от Нее не абстрактную природу, а природу совершенно конкретную, индивидуальную. Гены, которые были у Нее, проявились в Нем, поэтому Он был похож на Нее лицом; может быть, даже отчасти структурой волос и другими чисто физиологическими особенностями. Но главное не это, а то, что Дева Мария сыграла большую роль в деле нашего спасения – Она воспитала Господа Иисуса Христа. Он не смог бы выступить на Свое общественное служение в тридцатилетнем возрасте, если бы до этого, будучи Младенцем, Отроком и уже молодым Человеком, не был под опекой, присмотром, воспитанием Пресвятой Девы Марии. Она вложила в Него часть Своей души, если мы говорим о Его развитии по человечеству. Ведь Он постепенно развивался по человечеству, казался обычным человеком для других. И ясно, что Она, как любая мать, Его очень любила, о Нем заботилась, хотя понимала, что это совершенно сверхъестественный ребенок. Она слагала все слова, слышанные с Его детства, в сердце Своем, но при этом любила Его человеческой любовью, материнской любовью. Ясно, что эта любовь имеет вечное измерение.

‒ Как провести праздник Покрова Пресвятой Богородицы благочестиво?

‒ Ответ напрашивается сам собой: по возможности нужно посетить храм Божий. В Украине это сделать легче – сейчас у нас это государственный праздник. Это день украинского казачества, а теперь это получается еще и выходной день, поэтому люди могут совершенно спокойно прийти в храм и помолиться Богу. Помню, когда еще я служил в храме святого Спиридона, на праздник Покрова приходило очень много людей. Как ни на один другой праздник. Мало того что храм был полностью забит (а храм очень большой), так еще стояли на крыльце, стояли вокруг храма, хотя никакого окропления в этот день не происходит – люди просто приходят почтить Пресвятую Богородицу, хотят быть причастными к этому торжеству.

Поэтому, безусловно, нужно посетить храм Божий в этот день, по возможности подготовиться к исповеди и причастию. По учению святых отцов (Симеона Нового Богослова, например), Господь часто Свои благодатные дары сообщает в дни великих праздников. Покров – это великий праздник; хоть он и не относится к числу двунадесятых, тем не менее это великий праздник, для нас очень почитаемый.

Думаю, нужно воздержаться в этот день от обычной мирской работы, если такая возможность есть, и больше времени провести в чтении духовной литературы, в общении с духовными людьми. Поступая таким образом, человек обязательно почувствует (так или иначе Господь и Матерь Божия покажут), что его труды не прошли даром.

‒ Многие люди верят в приметы, что в этот день происходят какие-то особые вещи. Например, снег на Покров – свидетельство о лютой зиме. Следует ли придавать значение народным приметам в праздник Покрова?

‒ Приметы бывают разные. Если говорить о природных приметах, то они появились не на пустом месте. В народе из года в год, из века в век запоминали, записывали, что происходило в такой-то день. Эти именно народные, природного цикла приметы часто осуществляются. Другое дело, что сейчас немножко меняется экология, глобальное потепление вносит коррективы, поэтому бывают уже несовпадения, несоответствия, разнобой в исполнении этих примет. Что касается примет оккультного плана, ясно, что мы не должны на них обращать никакого внимания, потому что это является для нас совершенно незначительными вещами.

‒ Считается, например, что на Покров – лучший день для венчания.

‒ Думаю, это как раз Церковью не осуждается. Если у людей есть желание повенчаться в этот праздник, если он не накануне среды, пятницы или воскресенья, то почему нет? Это довольно распространенная практика. Само название «Покров» располагает к осмыслению, и многие девушки считают, что в этот день нужно пойти в храм, помолиться Божией Матери, чтобы удачно выйти замуж. Может быть, в каком-то смысле это и оправдывает себя, но, думаю, в целом это представление возникло еще из-за того, что праздник Покрова выпадает на самую середину осени. Это был самый венчальный период, потому что осенью самый длинный в году мясоед. Соответственно, медовый месяц может удачно вписаться в этот период.

Но к этому надо добавить еще и второй момент: любовь любовью, но должна быть еще какая-то материальная подоплека. Чтобы вступить в брак, устроить свадьбу, накормить множество гостей, поехать в путешествие в медовый месяц, нужен запас средств. Так вот, когда заканчивалась жатва, люди собирали в закрома все плоды земли (зерно и все, что они могли в это время вырастить), продавали на ярмарке, появлялись свободные деньги – и игрались свадьбы. Как раз к Покрову заканчивался период сватовства. Тот, кто хотел сделать предложение, делал его до Покрова, и еще оставалось время подготовить свадьбу и до Рождественского поста ее сыграть.

Записали Таисия Зыкова и Ольга Румянцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать