Преображение (Одесса). Заповедник "Каменная могила", Запорожская область, Украина

23 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– В нашей земле есть много замечательных, интересных культурных и исторических мест, о которых мы мало знаем. Об одном из них – заповеднике «Каменная могила» и пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий, расскажите детальнее о «Каменной могиле»: где это и что это значит?

– Для меня это стало буквально откровением, я не так давно услышал об этом памятнике. Когда я там побывал, должен признаться, меня поразило это место. Во-первых, название «могила» не совсем соответствует действительности, потому что там никого на самом деле не хоронили. Просто в украинском языке «могила» – как правило, название кургана. У нас много курганов на территории Днепропетровска, Запорожской, Кировоградской областей. Курган – это насыпной холм искусственного происхождения, под которым кто-то похоронен (например, какой-нибудь скифский князь или знаменитый воин).

Место «Каменная могила» – по виду тоже холм, возвышенность, полностью состоящая из камней, огромных валунов. Размеры холма 240х160 метров; такое каменное плато. Но на самом деле это не курган, это не искусственное сооружение, а естественное природное образование, которое поразительно выглядит именно потому, что находится в бескрайней степи. На сотни километров вокруг степь – и тут такое странное, необычное каменное возвышение. Это место называется «Каменная могила» именно по сходству с курганом.

Когда ученые пытаются ответить на вопрос о происхождении этого образования, то говорят, что раньше там было Сарматское море, и когда море ушло, осталось такое возвышение, которое раньше было образовано на морском дне в результате каких-то процессов в морских глубинах. Но странно, почему только в этом месте происходили такие процессы, которые образовали такое странное сооружение, а в других местах этого нет.

Кроме того, поразительна еще одна деталь. Когда ходишь по поверхности этого плато, видишь там огромные трещины, разломы. Камень очень твердый, прочный, и удивительно, что должно было случиться, чтобы произошли такие расколы, дробления. Когда все это пытаешься осмыслить и понять, возникает гораздо больше вопросов, чем ответов.

– Где это находится?

– Это находится в двух километрах от поселка Мирное Мелитопольского района Запорожской области. Это место, куда нужно ехать специально, оно не находится на какой-то большой транспортной развязке. Возможно, поэтому многие об этом месте ничего и не знают. И вообще сравнительно недавно стало о нем известно.

– Какова историческая ценность этого места?

– Только в XVIII веке появляются первые документальные упоминания о нем; было замечено, что такое место есть, и началось наблюдение за  ним. Но более-менее серьезные научные исследования начались только к концу XIX века. Академик Веселовский, который занимался раскопками на курганах, услышав, что есть такое место, прибыл туда, произвел там некоторые изыскания, раскопки, но не нашел  ни захоронений, ни кладов и потерял интерес к этому месту. А петроглифы, которые сейчас учеными больше всего обсуждаются, на него не произвели особого впечатления, поэтому в его записках есть только краткое упоминание о Каменной могиле. И только в XX веке началось уже предметное изучение этого места, и на протяжении всего ХХ столетия эта тема развилась до такой степени, что сейчас уже в серьезных научных международных кругах все более-менее известные археологи знают об этом памятнике.

– То есть это место имеет колоссальное историческое значение?

– Безусловно. С уверенностью могу сказать, что для Украины, в частности, это памятник такого же значения, как для Великобритании Стоунхендж. Но Стоунхендж все знают, его уже внесли в наследие ЮНЕСКО, а Каменную могилу пока еще не внесли, но она стоит на очереди. Поэтому нужно вести дальнейшие исследования для того, чтобы доказать мировой научной общественности значимость того, что скрыто в этом месте.

– Что интересного можно найти в Каменной могиле для христиан?

– Интересного много, потому что сама по себе древность этого места наводит на размышления. Конечно, что касается датировки, пределы настолько широкие, что очень тяжело найти осязаемые ориентиры, но думаю, что мы должны держаться библейской хронологии и, соответственно, подбирать ту датировку, которая в эту хронологию вписывается.

Ученый Рассоха считает, что петроглифы Каменной могилы относятся к эпохе индоевропейского единства, а это IV тысячелетие до Рождества Христова; соответственно, шесть тысяч лет назад. Это было время, когда потомки Адама расселялись по лицу земли. Собственно, расстояние не такое уж большое от Месопотамии, от Междуречья до юга Украины, до Запорожской области. Пройти это расстояние даже пешком человеку под силу, скажем, за несколько месяцев. Поэтому вполне реально, что уже в те древнейшие времена люди могли прибыть на это место.

Там очень много рисунков: 85 пещер (гротов), если не ошибаюсь, и 67 из них содержат петроглифы. Многие из них дают картину мира древнего человека той эпохи; то, что люди видели, слышали от своих предков, они изображали. Одно из самых частых изображений – дерево жизни; то есть это воспоминание о том райском древе жизни, которое было утрачено вследствие грехопадения. Это времена, сравнительно близкие к Адаму и Еве и их ближайшим потомкам. Поэтому интерес в этом для нас огромный.

– Каменная могила – это, по современным данным, все-таки языческое дохристианское святилище, храм. Как мы можем объяснить его значение для нас, христиан, если это все-таки языческий храм?

– Тут нужно затронуть несколько тем сразу. Во-первых, почему именно это место стало таким сакральным, культовым святилищем для различных эпох? Потому что сменялись эпохи, сменялись народы, сменялись культуры, и все равно люди приходили молиться именно на это место, оно всегда было исключительно культового назначения.

В древности река Молочная, которая сейчас там протекает (она малозаметная, мелководная, небольшая), была гораздо более полноводной и двумя рукавами обнимала это плато. Это был остров, на котором никто не жил, он был необитаем, и туда приходили именно для молитвы. Никаких поселений поблизости не было – археологи их специально искали, но ничего не нашли. То есть это было место, куда люди даже из дальних мест приходили молиться. Почему именно это место их привлекало? Можно находить очень разные объяснения этому. Во-первых, природные условия: вокруг степь, а здесь такое необыкновенное каменное возвышение. Есть и множество конспирологических теорий, но я не буду сейчас в них углубляться.

Да, безусловно, те культы, которые там имели место, были языческими, но они были неоднородными, вообще разные религии практиковались на этом месте. Мы можем найти там следы тотемизма, анимизма, культа предков и магии в том числе. Но вместе с тем есть отдельные свидетельства (правда, скупые) о том, что христиане тоже молились на этом месте. Я в этом не вижу абсолютно ничего необычного, потому что если мы вспомним историю христианизации Римской империи...

– …это была практика Древней Церкви.

– Да, это была практика Древней Церкви – устраивать христианские храмы именно на месте бывших языческих капищ. В эпоху Константина Великого языческие храмы зачастую сразу переоборудовались под христианские. Как я понимаю, и здесь христиане поступали именно таким образом: они знали, что это было место культовое, святилище, молитвенное, почитаемое в народах, и специально приходили туда молиться. Возможно, там был даже пещерный христианский храм в древности.

Сейчас рядом с каменным плато находится большой черный чугунный памятный крест и табличка в память о христианах IV–VI столетий, которые молились на этом месте. Этот памятник поставлен Запорожской епархией, чтобы показать, что мы не считаем это место каким-то языческим капищем, мы помним о тех христианах, которые уже в древности это место отвоевали у язычников, изгнали оттуда бесов и молились на этом месте Истинному Богу.

Хочу заметить одну очень интересную вещь. Это, конечно, мой личный субъективный опыт. Я провел довольно много времени у этого памятника, обходил его вдоль и поперек, в гроты спускался и в трещинах проходил, но ничего особенного я там не почувствовал. Но когда  подошел к кресту, прикоснулся к нему, почитал надпись,  ощутил Божественную благодать. Это было  непосредственное чувство, будто луч света на меня снизошел именно в этом месте. Я буквально возрадовался душой и почувствовал, что действительно есть какая-то связь с теми подвижниками древности, которые были на этом месте.

– Как мы можем интерпретировать изображения Каменной могилы? И имеем ли вообще на это право?

– Попытку интерпретации этих петроглифов может предложить любой человек; другое дело, насколько она будет основательная. Но все очень неоднозначно. Ясно, что есть определенные научные стандарты, в них научная мысль более-менее себя чувствует уверенно. Тем не менее даже среди ученых, которые исследовали эту Каменную могилу, есть настолько сильные расхождения (и не только в датировке, но и в истолковании отдельных символов), что только диву даешься. Приведу конкретный пример.

Есть изображение животного, которое похоже на мамонта, но, в принципе, похоже и на слона. Если считать его мамонтом, то это сразу отсылает нас к очень древней эпохе. Если же это слон, тогда это уже гораздо более близкая к нам эпоха. То есть даже в таких мелочах разногласия. И ученые буквально непримиримо враждовали по этим вопросам и не нашли общего знаменателя, каждый остался при своем мнении на этот счет. Там изображаются бизоны. Но опять же, может, это или доисторический бизон, или просто крупный бык. Изображается тигр: это может быть как древнейший саблезубый тигр, так и обычный тигр. Кто знает, может быть, водились тигры четыре тысячи лет назад в этой области. Эти вопросы очень и очень проблематично решаются. Когда читаешь эту научную полемику, понимаешь, что интерпретации – это вопрос очень скользкий и непростой.

Что касается очевидных изображений, например людей, которые охотятся, или животных, то тут мы понимаем: что было для людей важным, то они и изображали. Но когда начинаются петроглифы, которыми обозначались какие-то понятия, слова, то здесь все становится очень и очень непросто. Некоторые считают, что это протошумерская культура, соответственно – это надо относить к той эпохе. Другие считают, что все-таки это совершенно иного порядка надписи, и если это пейзаж, то нужно понимать это просто как пейзаж, а не пытаться расшифровать его как какую-то надпись.

– Изображения стопы человека, змей, которые присутствуют в Каменной могиле, сразу напоминают библейский сюжет из Книги Бытия, где Господь говорит: «человек будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить его в пяту». Не отзвук ли это первого Евангелия?

– Вполне вероятно. Потомки Адама (в сравнительно недавней генерации после Адама) могли вполне помнить эти слова Божии и изображали это посредством надписей, посредством таких изделий. Кроме того, там есть одна скала, которая очень напоминает змеиную голову. Ее называют головой дракона, и пещера под ней называется «грот дракона». Но мне показалось, что это больше похоже на голову змеи. Так что не исключено, что здесь было специально так оформлено, чтобы напоминать людям об этом древнем обетовании.

– При этом встречаются рисунки человеческих жертвоприношений и жертвоприношений животных. Это разве не граничит с каким-то языческим сатанизмом?

– Тут я хотел бы провести определенную демаркационную линию. Да, к сожалению, жертвоприношения имели место, может быть, даже и человеческие; в какие-то отдельные эпохи это могло иметь место. Но как показывает опыт моего изучения этой темы, крайне редко в истории человечества люди открыто служили сатане. Потому что если понимать сатану именно как воплощение зла, то служить этому злу людям несвойственно. В душе человека заложено добро, стремление к добру руководит человеческой жизнью. Поэтому я сказал бы, что это не сатанизм, а именно прелесть в святоотеческом значении этого термина. Это обольщение, ослепление человеческого ума, когда люди, думая, что они служат чему-то доброму и хорошему, на самом деле служили бесам. Они думали, что эти боги могут сделать какое-то доброе дело, принести им какую-то пользу, а на самом деле в этих истуканах, в этих изваяниях могли скрываться демонические силы. Это то, что называется прелестью и обольщением.

– Ученый Кифишин в 90-е годы расшифровал надписи Каменной могилы и сказал, что это протошумерское письмо; и даже можно прочесть эти надписи; они говорят о жертвоприношениях, о преисподней, о какой-то богине. Если это так, то можно предположить, что на наших землях уже в то время даже среди язычников сохранялась вера в загробную жизнь.

– Исследования Кифишина не бесспорны, и насколько я понимаю, до сих пор в серьезной научной общественности пока его теории не признаны. Они очень популярны и в Украине, и, может быть, в какой-то части России, но сказать, что это доказано, пока не представляется возможным. У него написано большое исследование, посвященное Каменной могиле, и отдельные его догадки мне кажутся очень правдоподобными (например, когда он эти символы расшифровывает, выстраивает их в какие-то последовательности). Но я скажу главное. На мой взгляд, как бы мы ни относились в целом к мнению Кифишина, то, что вера в загробную жизнь присутствует в петроглифах Каменной могилы, это абсолютно точно. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что люди, которые приходили молиться на это место, были уверены, что существует другой мир, духовный, что есть загробное существование души, что человек не умирает после смерти, что есть Бог, Который воздаст ему после телесной смерти. Как бы этого Бога ни называли, совершенно ясно, что идея этого воздаяния, идея того, что есть что-то высшее над человеком, что будет его судить, присутствует в этих петроглифах. Поэтому с этой точки зрения мы вполне можем с Кифишиным согласиться.

– Почему сейчас петроглифы скрыты от глаз посетителей?

– Жаль, что они скрыты. Я вначале даже не понял, почему не могу их найти. Но мне объяснили. Эти гроты находятся внутри каменного плато, и некоторые уходят довольно глубоко. Они засыпаны песком, это способ консервации. Специально привезли много тонн песка, засыпали все эти гроты, чтобы сохранить петроглифы, рисунки, надписи: с одной стороны, от осквернения; с другой стороны, от разрушения природными стихиями, от вандалов и черных археологов. Потому что, думаю, нашлось бы много желающих кусочек этой плиты с петроглифами отбить для себя или для продажи. Чтобы этого не произошло, участок огородили. Участок охраняемый, там находится сторож. Но все это законсервировано песком.

Безусловно, со всех этих петроглифов сделаны фотоснимки, есть копии, слепки, отдельные древнейшие предметы; все это находится в музее, который прямо там же и построен. Музей очень солидный, фундаментальный, с большими залами, где экспонируются петроглифы и находки из Каменной могилы. Конечно, хочется своими глазами увидеть оригинал, подлинник, но, к сожалению, это невозможно; во всяком случае, пока. С другой стороны, ходишь по верхней части плато и видишь, насколько эта верхняя часть уже испещрена современными надписями типа «здесь был Вася», «Маша плюс Витя равно любовь». То есть люди, которые там бывают, пытаются...

– ...сделать это место явно не сакральным.

– Да. Поэтому, слава Богу, пока скрыты, спрятаны эти древнейшие находки. Может быть (если уровень культуры нашего общества со временем возрастет или технические возможности охраны возрастут), в будущем это будет открыто для непосредственного созерцания.

– Каменная могила – можно сказать, древнейший исторический памятник. Насколько важно нам видеть такие исторические памятники и понимать, что религия, духовность возникли вообще с самого начала существования человеческого рода на земле?

– Сейчас об этом уже начинают потихоньку забывать, но в советское время было несколько различных теорий естественного происхождения религии. Допустим, Фейербах объяснял, что люди боялись каких-то природных стихий, поэтому пытались наделять их Божественной силой: гром прогремел – значит, Господь гневается. Фактически это, конечно, несерьезные теории, они не выдерживают настоящей предметной научной критики, тем не менее в какое-то время они действовали на сознание людей, многие в это верили. Когда мы сталкиваемся с такой настоящей седой древностью, мы видим, как люди в древности воспринимали реальность, уже тогда они были проникнуты трепетом перед Божеством, они были уверены, что Бог есть. Пусть даже они имели искаженное представление о Нем (язычество, к сожалению, омрачало человеческий разум), тем не менее нас это наводит на мысль о том, что мы должны дорожить тем талантом истинной православной веры, который имеем на сегодняшний день.

– То есть богоискательство вообще заложено в природе человека?

– Это отдельная и очень интересная тема – по поводу богоискательства в дохристианские времена. Действительно, есть очень интересные суждения выдающихся мыслителей на эту тему. Например, заметили, что у египтян был культ Осириса – учение о воскресении из мертвых. Отец Павел Флоренский, например, считал, что древние греки, почитая Деметру, тем самым имели предчувствие учения о Пресвятой Богородице. Апостол Павел, проповедуя в Ареопаге, говорил, что тот Неведомый Бог, которого они чтут, и есть Тот Самый Истинный Бог, Которого он проповедует.

То есть человеческий разум и человеческое сердце стремятся к познанию истины. Поэтому какую-то относительную ценность, безусловно, эти поиски имели. Мы же учим о том, что были христиане до Христа, такие как древнегреческие философы, или сивиллы; они оставили пророчества, в которых мы усматриваем предсказания о грядущем Искупителе. Соответственно, даже в языческих религиях находились отдельные люди, которые пытались искать Истинного Бога, и я думаю, что эти поиски не были полностью бесплодными, Господь какое-то ограниченное откровение этим людям посылал. Некоторые доходили до мысли о Едином Боге.

Поэтому когда мы сталкиваемся с этими древнейшими памятниками культуры, археологии, культа, это вызывает очень большой интерес. Я думаю, в любом случае как историческое и культурное наследие это должно нами тщательно изучаться, оберегаться и в каком-то смысле популяризироваться. Мы должны знать, какими сокровищами обладает наша страна.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​