Преображение (Одесса). Пророк Моисей Боговидец

16 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

‒ Семнадцатого сентября Святая Православная Церковь чтит память великого пророка и Боговидца Моисея. О его жизни, святости и добродетелях пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий, почему Моисей считается самым великим из ветхозаветных пророков?

‒ Если мы проанализируем деятельность этого человека, то увидим, что его свершения были необыкновенно великие. Сам факт, что Господь сообщил народу Завет (был заключен договор между Богом и израильским народом) именно посредством Моисея ‒ уже ставит Моисея на недосягаемую высоту, потому что фактически это определило всю историю богоизбранного народа и в каком-то смысле всю историю человечества. Потому что и история нашей Церкви, и само Боговоплощение зависели от того, как развивалась Священная история  ветхозаветного Израиля.

Кроме того, мы видим по его поступкам, по тому, как он вел себя в разных ситуациях, что это был человек очень редких дарований. И он был не только религиозным лидером своего народа, но и государственным, потому что фактически был спасителем нации: он вывел израильский народ из земли Египетской, из рабства. Фактически мы можем говорить о том, что из двенадцати различных колен он сумел создать единый народ, который с той поры имел свою собственную историческую судьбу.

‒ Опишите время, в которое родился и жил Моисей.

‒ С датировкой его жизни есть некоторая проблема, но традиционно в христианстве считается, что он жил в шестнадцатом столетии до Рождества Христова. Во всяком случае, такую датировку мы имеем со времен блаженного Иеронима. Что касается еврейской талмудической традиции, то она относит время жизни Моисея к ХIVвеку. Некоторые современные библеисты смещают время жизни Моисея даже к ХII веку. Но поскольку до конца убедительных аргументов не могут представить ни библеисты,  ни иудеи, то нам ничто не препятствует по-прежнему оставаться на нашей традиционной хронологии и считать время его жизни более древним, то есть около 1600 лет до Рождества Христова родился этот великий человек.

‒ Какое образование, воспитание было у Моисея? Расскажите его интересную историю.

‒ Моисей – это человек, у которого была с рождения интересная жизнь. Его имя «Моше» означает «взятый (или спасенный, вынутый) из воды». Если внимательно почитать библейский текст, то можно избрать две трактовки всех событий.

Первая и более традиционная. Когда мать его родила, то по закону фараона, который был издан как раз перед этим, нужно было его умертвить. Конечно, никто не хотел убивать свое собственное дитя, поэтому мать его скрывала до трех месяцев. Потом уже это было делать невозможно, и она положила его в корзинку и опустила в реку Нил. Вода этой реки принесла корзинку в то место, где купалась дочь фараона. Она увидела красивого младенца и решила его усыновить. Вот такое промыслительное действие Божие.

Но я хотел бы заметить одну немаловажную деталь, которая всему этому сопутствовала. Когда дочь фараона увидела эту корзинку, она поняла, что это еврейский младенец; соответственно, встал вопрос: если его усыновлять, где взять кормилицу? И тут как тут оказалась сестра Моисея – Мириам, которая предложила найти кормилицу и привела собственную мать. То есть настолько все удачно совпало, что лично у меня есть предположение, что в каком-то смысле это была спланированная акция. То есть, вероятно, ребенка как раз опускали в реку недалеко от того места, где всегда купается дочь фараона, и сестра его была готова, чтобы все так организовать.

Понятно, что в любом случае элемент Промысла Божьего сохраняется, потому что в любом случае решать нужно было дочери фараона. Ведь она могла сказать: «Это еврейский младенец, давайте пустим его дальше по реке, посмотрим, какому крокодилу он достанется». А она проявила милосердие, захотела сама его усыновить. Поэтому здесь есть совокупность разных обстоятельств, но несомненно, что Господь Сам руководил этой ситуацией.

‒ Какое образование, воспитание он получает? Как князь Египта?

‒ В Книге Деяний апостольских говорится о том, что «всей премудрости земли Египетской  был научен Моисей». Он получил лучшее для того времени образование как самый высокопоставленный человек высокого рода. Что можно сразу предположить? Вероятно, его учили тем наукам, которые в то время процветали в Египте. Мы знаем, что жрецы были хранителями многих знаний, потому что они наблюдали за звездным небом, занимались математикой, астрономией. Понятно, что там были вкрапления астрологии и многого другого; во всяком случае, уровень развития науки того времени полностью был ему доступен. Я хотел бы добавить, в некоторых античных источниках говорится о том, что Моисей имел титул жреца Осириса. Это звание давало ему доступ к самым высшим знаниям того времени. Так что в этом плане ему исключительно повезло.

‒ Почему он выбирает возвращение к своему народу и потерю всех княжеских привилегий высшего сословия?

‒ Зов крови; об этом прямо говорится в Библии. Была ситуация, которая в каком-то смысле натолкнула, спровоцировала его проявить себя. Он увидел, как египетский воин жестоко избивает еврея, и заступился за своего соотечественника, причем вплоть до того, что убил этого воина-египтянина и закопал его в песке, пытаясь скрыть следы своего поступка. Но следующая ситуация полностью заставила его изменить образ действий. Когда он увидел, как ссорятся между собой два еврея, он пытался их помирить, сказав: «Вы же все-таки единокровные, из одного племени, одного народа – что же вы друг друга обижаете?» И тут ему дали ответ: «А кто ты такой, чтобы нас мирить? Или ты хочешь нас убить, как того египтянина?» И он сразу понял, что это получило широкую огласку, что это скоро станет известно египетским властям и ему не скрыться от правосудия, поэтому немедленно покидает Египет и скрывается в Мадиамской земле.

‒ И начинается его интересное странствование – совершенно особые сорок лет жизни. Как он жил в эти сорок лет в Мадиамской пустыне? Там он женился...

‒ Это очень длительный период. Ясно, что в древности люди жили дольше, и сам Моисей прожил очень долгую жизнь. Но все равно сорок лет – это сорок лет, это очень большой период. Это время, вероятно, было необходимо ему для внутренней работы прежде всего. Ясно, что у него были богатые дарования от природы, но, вероятно, он что-то должен был понять, прочувствовать и осознать для себя, постичь в этой жизни, чтобы быть готовым к тому служению, ради которого Господь вообще произвел его на этот свет.

Нужно отметить, что Моисею очень повезло с супругой и с тестем в том числе. Он женился на дочери Иофора, мадиамского священника. Причем история его знакомства показывает, что он заслужил такой удачный брак. Он проявил личную храбрость, заступился за дочерей Иофора в конфликтной ситуации и таким образом стал явным претендентом на руку Сепфоры. Она оказалась для него прекрасной женой. Об этом мы можем судить не только по самому тексту Пятикнижия, но и по тому, что в молитвах таинства Венчания есть такие слова: «Благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Моисея и Сепфору». То есть это один из образцов идеального брака Ветхого Завета.

Сепфора родила ему двоих сыновей; правда, ничем особенным в истории они не отметились, гениальности своего отца не унаследовали. Во всяком случае, ничем плохим тоже вроде бы себя не ознаменовали. Поэтому его частная семейная жизнь не особо влияла на его дальнейшее служение. Эти годы он прожил как частное лицо: помогал тестю пасти стада овец, участвовал в обычных жизненных потребностях этого клана (потому что в то время люди жили как шейхи, у которых была большая семья, родственники, и они вместе занимались хозяйством). Это было время, когда должны были кристаллизоваться его лучшие человеческие качества.

‒ Какие отношения были в это время у Моисея с Богом?

‒ В это время об отношениях его с Богом нам неизвестно. Позже мы видим в Библии многочисленные диалоги между Богом и Моисеем.

‒ Это вряд ли созревает сразу.

‒ Конечно. Видно, этот духовный опыт богообщения у Моисея появился тогда. Это были, вероятно, ночные духовные подвиги, молитвенные призывания имени Божия и в целом сохранение заповедей. Понятно, что в то время еще не было Десятисловия, но основные правила моральной жизни все равно были. Людям было понятно, что нельзя кривить душой, нельзя обижать ближнего, нельзя делать неправду, обманывать. Это основные, общие правила для людей любых народов и любых религий.  Господь прямо говорит о Моисее, что он нашел благоволение в Его очах; это зарабатывалось десятилетиями по-настоящему праведной жизни и тщательной духовной работой над собой.

‒ Исход из Египта (именно так начинается его восьмидесятилетний юбилей, если можно так сказать) сформировал еврейский народ как единую богоизбранную нацию. Как с этим связан Моисей? Как эта история вообще начиналась?

‒ Было непосредственное Божественное призвание. Моисей, может быть, всю жизнь жил бы в Мадиамской земле, его все там устраивало, но в купине неопалимой, в этом горящем, но несгорающем кусте, он слышит голос Божий, который призывает его вернуться в землю Египетскую и вывести оттуда народ, который страдает, находясь в рабстве у египтян. И нужно было иметь много внутренних сил, чтобы принять это призвание, чтобы с риском для жизни вернуться в ту землю, из которой пришлось срочно бежать, опасаясь за собственную жизнь, и заниматься опасными и деликатными вопросами. Нужно было прийти лично к фараону, и не было никакой гарантии, что ему не припомнят его прошлых деяний. Но он решился на все это.

Фараон отказал ему, не согласился отпустить народ. И тогда уже Господь являет чудесные знамения через Моисея, посредством которых нужно было заставить фараона смириться перед Богом и отпустить еврейский народ. Была длительная борьба. В этой борьбе участвовали египетские волхвы, которые имитировали, повторяли те же самые чудеса, то есть посредством бесовской силы они пытались конкурировать с Истинным Богом, пытались соперничать с Моисеем. Но он все-таки их превозмог... Наконец фараон отпускает народ. Отпускать-то отпускает, но затем опять их преследует. Возмездие окончательно наступает при переходе через Красное море, когда чудесным образом через него смогли пройти евреи, а египтяне, преследующие еврейский народ, погибли.

Я читал очень много различных толкований на это событие, но, мне кажется, все равно это остается чудом.

‒ Это реально был переход через море.

‒ Да, это был именно переход через море как по суху. Пусть проход даже был не такой длинный, но все равно это были не какие-то болота, как некоторые предполагали в свое время, это был путь именно в том месте, где обычно была морская гладь. Так что это было чудесное событие, которое воспето, которое осталось на страницах Библии и обессмертило имя Моисея.

‒ Моисей становится лидером нации, отцом-основателем, который много страдает за народ и ведет его. Можно ли в таком ключе назвать Моисея великим прообразом Господа нашего Иисуса Христа?

‒ Да, с этим можно согласиться. Он не единственный прообраз Христа в Ветхом Завете. Мы можем вспомнить и Мелхиседека, и Иова Многострадального, и пророка Давида. Но что касается Моисея, есть одна прямая параллель. Кроме того, что Вы сказали, через Моисея Господь дает Завет. Через Моисея дается Ветхий Завет, через Господа Иисуса Христа мы получаем Новый Завет. То есть два законодательства и два законодателя. И в этом отношении Моисей, конечно, является прямым прототипом.

‒ Священное Писание называет Моисея самым кротким человеком на Земле. Каковы были добродетели Моисея?

‒ Это очень интересный момент. Да, Библия называет его самым кротким человеком на Земле. При этом мы можем вспомнить, что он убил египтянина и закопал его в песке. После того как Моисей спустился с Синая (в первый раз) и увидел, что сделали золотого тельца, он в гневе разбил скрижали Завета и призвал к себе всех, кто за Бога. Пришли левиты (то есть те, что были с ним кровно связаны), и он дал им приказ всех, кто не послушался и до сих пор продолжает плясать у золотого тельца, убивать ‒ невзирая на лица. Они идут и исполняют приказ. Три тысячи человек погибли в этот день. О чем это говорит? Это говорит о том, что если нужны были жесткие меры, он не стеснялся их применять, вплоть до пролития крови, до убийства.

‒ И при этом он кроткий?

‒ Да. Войну с мадианитянами можно вспомнить. А ведь мадианитяне – это народ его жены, но он вел против них войну и сурово их истреблял. Поэтому, думаю, здесь имеет смысл вспомнить толкование отца Александра Меня, который говорит, что это сказано в Библии по отношению к нравам того времени. Не нужно забывать, что это было три с половиной тысячи лет назад, и в то время человеческая жизнь ценилась намного меньше, чем сейчас. Творились порой страшные вещи, когда делали пирамиды из человеческих голов при завоеваниях, убивали вплоть до младенцев. Поэтому по сравнению с другими выдающимися личностями той эпохи Моисей отличался необыкновенной кротостью, смирением и другими духовными качествами. Но если сравнивать его с великими святыми Нового Завета, то разница сразу ощутима.

‒ Какие еще личные качества пророка Моисея Вы хотели бы выделить?

‒ Моисей в себе заключает какой-то интересный парадокс. Мы видим, что он был косноязычным человеком, у него была невнятная речь. Обычно считается, что политику необходимо обладать красноречием – если он хороший оратор, то сможет убедить массы следовать за собой. А тут человек вообще с трудом изъяснялся, но тем не менее  смог стать великой исторической личностью. За него говорил брат Аарон, но ему не нужно было много говорить – он делал; в нем была мощная энергия, сила духа.

Вспомним простой пример из его жизни. Он сорок дней, сорок ночей молился на Синае, получил скрижали Завета, спустился и видит, что народ отступил от истинного Бога. Он в гневе разбивает скрижали, возвращается обратно и еще сорок дней и сорок ночей постится и молится. Какие нужно было иметь внутренние духовные ресурсы, религиозный порыв, насколько нужно было любить Бога и свой народ, чтобы все это вынести! Поэтому мне вспоминаются слова отца Александра Меня, который сказал: «Когда Моисей стоит на Синае, Синай кажется маленьким, настолько велик Моисей».

‒ Как Моисей переживал жестоковыйность народа в пустыне? Это отдельная страница пребывания в пустыне...

‒ Когда читаешь страницы Книги Исход, видишь, что периодически повторяется одно и то же. При каждом препятствии, при каждой трудности сорокалетнего блуждания по пустыне они сразу начинают роптать и вспоминают, как вкусно их кормили в Египте, сколько давали мяса, как им было хорошо, а теперь ничего нет ‒ и они вынуждены питаться манной или перепелами. Это все постоянно возобновлялось, и Моисею приходилось все это терпеть, слушать и выносить, потому что он был посредником между жестоковыйным народом и Единым Богом.

Я хотел бы подчеркнуть, что был эпизод, когда Господь прогневался на народ и сказал: «Я истреблю их за их беззаконие и произведу от тебя народ достойный, который будет служить Мне в истине». Но Моисей попросил Господа этого не делать, он сказал: «Лучше меня изгладь из Книги Жизни, в которую Ты меня записал, но позволь этому народу остаться, прости его и помоги их исправить».

‒ Насколько важно нам сейчас читать Пятикнижие – те пять книг, которые Предание относит к Моисею?

‒ Это замечательные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Каждая книга по-своему интересна. Мне думается, что Бытие – наиболее важная книга с догматической точки зрения, потому что там описана история всего человечества ‒ начиная с древности, от Адама и Евы и до более поздних времен. Тем не менее и в других книгах есть важные пророчества, отдельные очень интересные фрагменты, которые хочется для себя запомнить. И в этом отношении ясно, что это немеркнущие страницы; это то, что сохранит свое значение навсегда.

В кинофильме «Книга Илая» очень хорошо обыграна тема, когда один злодей хочет получить Библию, чтобы использовать ее тексты для влияния на людей. Потому что сила, заключенная в страницах Библии, настолько велика, что любой человек осознает это и понимает; это инструмент влияния на массы. Потому весь сюжет фильма построен вокруг этого – не дать в плохие руки этот священный текст, который настолько влияет на человеческое сознание.

‒ Какие наставления Пятикнижия актуальны до сих пор?

‒ Десять заповедей никто не отменял, они по-прежнему сохраняют свою силу. Да, заповеди блаженств – это переход на более высокий уровень, но тем не менее мы можем вспомнить о том, что некоторые святые отцы нашей Церкви составили расширительное истолкование десяти заповедей Моисея, в том числе применительно к таинству Покаяния. То есть можно проверить свою совесть по десяти заповедям. И выясняется, что когда говорится «не убий», имеется в виду не только убийство как уголовное преступление, но сюда входит и убийство словом, и злые помыслы, которые направлены на то, чтобы человеку причинить вред. Или, допустим, прелюбодейство: это не только нарушение супружеской верности, но сюда входят все грехи, связанные с половой сферой. Поэтому если относиться к этому углубленно (а мы имеем на это полное право), то получается, что для нас это чрезвычайно актуальный текст.

‒ Святитель Григорий Нисский написал книгу, которая называется «О жизни Моисея Законодателя». Следует ли читать такого рода литературу о Моисее?

‒ Почему бы и нет? Эта книга находится в широком доступе, она переиздается, она есть на электронных ресурсах. Другое дело, что язык ее для современного читателя довольно непривычен – это такое античное витийство: вначале идет пересказ жизни Моисея, а затем аллегорическое толкование. Отдельные фрагменты мне лично были интересны. В целом книга, скажем так, на любителя, тем не менее есть интересные и важные мысли. Например, Григорий Нисский пишет о том, что до конца своих дней пророк Моисей оставался неизменным, старость над ним не имела власти, он был таким же сильным и прекрасным, как в молодости. Я считаю, что это очень интересная подробность.

‒ Какое самое великое пророчество Моисея о Господе Иисусе Христе?

‒ Классический текст Второзакония (восемнадцатая глава, восемнадцатый стих) гласит: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». То есть это прямое предсказание о Господе Иисусе Христе именно в том контексте, о котором мы говорили. Моисей – это законоположник Ветхого Завета, Господь Иисус Христос – это законоположник Нового Завета. Поэтому Господь и говорит: «Такого, как ты». Потому что были и другие великие пророки в Ветхом Завете: Илия, Исаия, Амос. Тем не менее никто из них не был законоположником. А Господь – именно законоположник. Поэтому книга святого Григория Нисского так и называется «О жизни Моисея Законодателя», потому что это главное его свершение в жизни. Для нас, христиан, это даже более важно, чем то, что он вывел израильский народ из египетского плена.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Ольга Румянцева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать