Преображение (Одесса). Новый учебный год

2 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Вот и приблизился учебный год. О том, чем Церковь может помочь родителям и их детям в приобретении знаний, пойдет речь в сегодняшней программе.

Как Церковь относится к учебе и получению знаний?

– Сугубо положительно. При всех инвективах, которые мы можем прочитать у некоторых из древних христианских авторов, направленных против языческой философии, в целом отношение Церкви к образованию всегда было позитивным.

Нужно отметить две разные стороны образовательного процесса. Начальное образование всегда упоминается в житиях древних святых. Это даже входит в житийный канон, который сформировался в православной агиографической литературе: они все очень охотно и успешно учатся (даже те святые, о которых мало что известно из их фактического жития). Но далеко не каждый из них получил высшее образование. Тем не менее были и высокообразованные святители, преподобные и представители других ликов святых в истории Церкви. Так что само по себе образование точно не является препятствием к вхождению в Царствие Божие. Более того, когда человек образован, у него больше возможностей просвещать светом Христовой веры других людей, ведь человека ученого, эрудированного, интеллигентного всегда слушают с большим уважением, чем простеца. Безусловно, бывают люди, которых Дух Святой настолько обильно насытил благодатью, что они даже простыми словами могли изменять жизнь людей, как святой Спиридон Тримифунтский. Но все-таки это довольно редкие случаи, скорее исключение из правил. А если у человека речь развита образованием, широкий кругозор и он может апеллировать к научным знаниям своего времени, то способы его убеждения гораздо более разносторонни и действенны.

– Что Библия говорит о мудрости и как мудрость может быть связана со знанием?

– В Библии много говорится о мудрости. Достаточно перечислить названия книг, которые о ней говорят: Книга Притчей Соломоновых, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Это книги, в которых роль мудрости подчеркивается в полной мере. Начало премудрости – страх Господень. Все мы знаем эти слова. Кроме того, в Писании говорится: блажен человек, который приобрел премудрость.

– И передает ее в уши слушающих.

– Вот. В Книге Притчей есть такие слова: мудрость лучше жемчуга. Все это говорит о том, что мудрость всегда высоко ценилась священными писателями. Это общее направление библейского богословия.

– Как она связана со знанием?

– А вот это очень любопытный вопрос. Вообще-то мудрость и знание – совсем разные вещи. Сама по себе сумма знаний мудрости еще не прибавляет. Это сумма сведений, которые накапливает человек, но надо еще уметь их использовать. Так вот, мудрость – это практическая сторона разума. Знание – теоретическая сторона, а мудрость – это способность человека найти правильное решение в трудной ситуации. Как считают некоторые богословы, мудрость – это своего рода сила, присущая человеческому уму. Или она есть, или ее нет. Если она есть, то она дает человеку возможность даже в самых затруднительных обстоятельствах найти правильное решение, которое окажется верным. Распознание истины, чувство истины, наверное, и называется мудростью.

– Почему учение необходимо начинать с молитвы?

– Я глубоко убежден, что когда человек ведет благочестивую духовную жизнь, по возможности праведную, это расширяет его познавательные способности. Богопознание – это тоже один из видов знания. Богопознание невозможно без ведения христианской благочестивой жизни. Но в какой-то степени это касается и других сфер знания. Если человек ведет упорядоченный, спокойный, воздержанный, дисциплинированный образ жизни, это уже условие для того, чтобы он преуспевал в серьезной науке. Крайне редко в истории встречаются случаи, когда люди, ведущие беспорядочную, распутную жизнь, при этом достигали вершин в научном познании. Как правило, ученые – это люди, которые способны во многом себе отказать ради того, чтобы всецело погрузиться в предмет своего научного интереса.

– Это своего рода аскеза.

– Да, именно так и есть. Это аскетизм, только ради науки. Кроме того, в истории было много христианских ученых – аскетов и по христианским убеждениям, и ради науки. В них это очень удачно сочеталось. Я полагаю, если человек начинает обучение с молитвы, это сразу помогает ему лучше настроиться на изучение предмета. Благодать Божия посылает ему правильную, светлую мысль.

Есть несколько психологических аспектов, почему молитва помогает. С одной стороны, это опыт сосредоточения, концентрации мысли. С другой стороны, молитва направлена на то, чтобы получить помощь Господа. Если человек молится от всего сердца, эта помощь обязательно приходит, есть обратная связь. Эта Божественная помощь во многих случаях являлась основой великих научных открытий. Мы можем вспомнить и Ньютона, и Менделеева, и многих других. Именно благодаря тому, что они были христианами, обращались к Господу за помощью, они эту помощь получали. Гениальные мысли приходили к ним совершенно неожиданным образом.

Это же самое явление происходит и с учащимися детьми (конечно, на другом, более простом уровне). Если им что-то не дается и они помолятся Господу, они могут вдруг это ощутить.

– Тем более у нас есть замечательные примеры из жизни святых.

– Конечно, исторические примеры, которые это подтверждают.

– Какие есть примеры из жизни святых, когда они были еще отроками?

– Самый известный – это опыт жизни преподобного Сергия Радонежского. Почему он более известен? Возможно, потому, что многие другие святые были успешны в учебе с детства, обладали замечательными способностями и в учебе были весьма прилежны; они достигали высот в обучении уже с ранних лет жизни. Преподобный Сергий же, в отличие от своих братьев, к учебе не был способен. Он был благочестивым отроком, очень набожным, молитвенным, но учился намного хуже, чем его старшие братья. За это его наказывали в школе. Все-таки это было Средневековье, тогда были другие понятия о воспитательном процессе. И хотя он был высокого происхождения (боярский сын), все это очень тягостно воспринималось им, потому что учителя довольно жестко пытались его наставить на путь истинный. В один из таких дней, когда он помолился Богу о помощи, ему явился ангел в виде схимника, который предложил ему съесть просфору. После этого успехи Сергия в учебе даже превзошли успехи его сверстников и старших братьев.

Это тот случай, который показывает нам, что если ребенок сам хочет учиться, ему нужно молиться Господу, чтобы Господь ему помогал, и эта помощь обязательно придет. Если у ребенка нет этого осознания, то его нужно прививать. Дети во многом зависят от своих родителей. Если ребенок видит, что его родители молятся Богу перед началом важных дел, он тоже будет молиться перед началом учебы.

– Почему наука может помочь в богопознании? Бытует мнение, что наука не имеет никакого отношения к богопознанию.

– Это ложное представление. Православное догматическое богословие учит о двух способах богопознания – естественном и сверхъестественном. Безусловно, в том, что касается сверхъестественного богооткровенного способа, наука не поможет. Тут поможет только опыт личной молитвы к Богу, личной духовной углубленной жизни. Но естественный путь богопознания как раз в целом научен. Чем лучше мы знаем естествознание, знаем природу, ее законы, устроение, тем больше мы восхищаемся премудростью Творца. Еще Фрэнсис Бэкон говорил, что поверхностное знание наук может оттолкнуть от религии, но глубокое изучение любой науки приближает к Творцу. С ним самим так и произошло. Так что если человек приобретает научное знание, ему это обязательно принесет пользу. Вообще знание имеет свойство пригождаться, в том числе любое научное знание.

– И не портиться.

– Да. Конечно, наука идет вперед; то, что лет тридцать назад считалось доказанным, теперь может подвергаться сомнению. Тем не менее человек, имеющий интерес к вопросам научной теории, всегда мыслит шире. Это касается в том числе и межконфессионального, и даже межнационального диалога.

– И межчеловеческого.

– Да. Так что здесь только плюсы.

– Должны ли родители молиться об успехах детей в школе?

– Мне думается, что это предполагается по умолчанию самим родительским долгом. Если родители сами верят в Бога, они должны к этой вере приобщать своих детей, при этом не забывать лично нести подвиг (даже своего рода крест) молитвы за своих детей. Дети очень во многом зависят от своих родителей. Это касается самых разнообразных уровней – и генетического, и психологического, и материального, и духовного. Если родители имеют в себе силы находить время и возможности для постоянной молитвы за своих детей (в частности, об их успехах в учебе), плоды этого будут весьма благотворны. Ведь будущее наших детей в огромной степени зависит от того, насколько они будут успешны в учебе. Сейчас мы живем в условиях капиталистического общества. Это общество в какой-то степени более справедливо устроено, чем социалистическое, зато более жестоко. Оно ближе к естественно-природному устроению, но это борьба за жизнь, естественный отбор, в джунглях выживает сильнейший. Будущее нашего ребенка во многом зависит от того, насколько он успеет набраться знаний (а знание – это сила; ребенок конкурентоспособен, если у него есть знания) за тот период обучения, который предоставлен в его распоряжение. Поэтому мы должны оказывать своим детям всяческое содействие в учебе, в том числе и путем молитвы.

– Насколько важно для успешной учебы, успешного усвоения знаний и вообще для научной жизни частое причащение? Актуален ли этот вопрос?

– Я считаю, это очень актуальный вопрос. Сам я пришел к вере в 11-м классе. За один год учебы в школе я почувствовал огромную разницу между своим доцерковным состоянием (как ученика в школе) и состоянием человека Церкви.

– Это сильно.

– Как будто бы свет озарил мой разум. У меня и успеваемость повысилась. Собственно, я всегда хорошо учился, но у меня появился энтузиазм, какой-то импульс в обучении. Я даже полюбил те предметы, которые раньше мне не нравились.

– Так вот что необходимо делать!

– Да, я регулярно причащался (где-то раз в месяц; в семинарии уже чаще, раз в две недели; в академии где-то раз в три недели), то есть это был постоянный опыт участия в Евхаристии. Для меня это было постоянной подпиткой. Я не знаю, можно ли так вообще говорить, но когда человек причащается, он получает огромный заряд энергии, это импульс, который дает ему толчок в развитии, в усвоении новых знаний. Это оживление внутренних ресурсов человека. Возможно, раньше они дремали, а теперь как будто активируются. Жизнь Христова, вливающаяся в нас, преображает нас изнутри. Поэтому желательно ребенку иметь достаточно регулярный, систематический опыт осмысленного участия в Евхаристии, это одно из важных условий его общего успеха – и в учебе, и в жизни.

– Почему возраст юности более всего подходит для усвоения знаний?

– Это объясняется естественными причинами. Когда человек переживает пору детства, юности, молодости, у него свежесть восприятия, острота мышления, памяти. В конце концов, у него намного больше сил. Физические силы со временем убывают. С этим приходится мириться, считаться, поэтому пока их больше, нужно их направить в правильное русло.

В чинопоследовании молебна перед началом учения отроков есть такие слова: «отъяти от сердец отроков сих буесть юности». Эту «буесть» – избыток энергии – надо направить в правильное русло. Вот энергия атома: это может быть разрушительный ядерный взрыв, а может быть и атомная электростанция, которая будет освещать все ярким светом и приносить пользу огромным городам. Так и в человеческой жизни. Энергия юности, молодости очень велика. В той степени, в какой она направлена в правильное русло, она и будет созидательной. Если этот процесс не удастся осуществить, если где-то будет срыв (побочный выход этой энергии в ненужную сторону), это обязательно будет разрушение (и саморазрушение личности человека, и вред для окружающих).

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители понимали важность воцерковления своего ребенка, чтобы он не терял связи с Церковью на всех этапах своего роста. Да, есть очень проблемные этапы, особенно отрочество (тринадцать-четырнадцать лет, эпоха протеста, очень трудный этап взросления). Тем не менее нужно, чтобы ребенок понимал: как бы ни складывались его отношения с ближними, с родителями, со сверстниками, отношения с Богом – это константа. Бога надо любить, надо служить ему в чистоте и душевной, и телесной.

– Чтобы не быть голословными, что святые действительно поддерживают образование и светскую учебу, приведем пример святителя Василия Великого, который написал целое письмо юношам о том, как читать языческую литературу. Что он говорит в этом письме?

– В этом небольшом по объему, но очень поучительном произведении он проводит главную мысль: языческие писатели могут быть полезны для юношей-христиан, они должны этих писателей читать. Но выбирать из них нужно только полезное. Как мудрая пчела.

– Она может опылять розы, но не накалываться на шипы.

– Да, она садится только на благоухающие цветы, из которых можно взять полезный нектар. Этот образ со времен Василия Великого стал очень ярким, назидательным, полезным. Самое главное – это очень точная практическая рекомендация. До сих пор мы не можем себя ограничить только чтением христианской литературы. Чтобы быть разносторонне образованными людьми, мы должны читать самые разные книги.

Может быть, за редким исключением (есть такие книги, которые вообще лучше никогда не читать; есть фильмы, которые лучше никогда не смотреть), потому что это будет уже не развитием, а деградацией или осквернением. А в большинстве случаев какую-то пользу почерпнуть можно даже из произведений инославных и иноверных авторов. Этим принципом и нужно руководствоваться.

Что касается чисто научной сферы, мы зачастую даже не интересуемся, какого вероисповедания был ученый. Если он сумел сделать открытие в области астрономии или геофизики, ядерной физики, слава Богу, значит, он был причастен к истине; Господь каким-то путем ему это открыл. А уж личные отношения с Богом – это отдельная история.

– Как педагогам относиться к своей профессии?

– Это очень хороший вопрос. До сих пор мы говорили об учебе в одностороннем порядке – с точки зрения родителей тех, кто идет в школу. А ведь есть не менее важный вопрос, связанный с теми людьми, которые будут давать знания нашим детям. Это чрезвычайно важно. Профессия педагога – одна из самых ответственных в человеческом обществе. Педагог, учитель – это просветитель. От того, как он сможет преподать предмет, будет зависеть восприятие этого предмета у десятков детей. Но нас даже не интересуют количественные показатели. У моего ребенка будет такое представление о предмете, какое ему вложит этот учитель. Если он любит свой предмет и может его красиво, убедительно и правильно преподать, то мой ребенок прекрасно усвоит эти знания. Если же учитель свой предмет не любит или относится к нему халатно, то мой ребенок просто недополучит этих знаний. Он должен был их получить, но из-за того, что ему не повезло с учителем, в его знаниях будет пробел.

Я считаю, что педагог – очень высокое звание. Это не просто профессия, не просто работа. Это служение обществу; это Призвание с большой буквы.

– Самое важное, что это служение может стать спасительным для души, для вечной жизни. Каковы условия того, чтобы оно стало спасительным, чтобы Богу служить своей преподавательской деятельностью?

– Думаю, здесь должно быть сочетание факторов. С одной стороны, учитель должен обладать талантом. Этот талант врожденный. Есть учителя, у кого он есть, а есть те, кого Господь им обделил. В таком случае мы можем говорить, что человек просто ошибся в профессии. В учителя нужно идти, только если у тебя есть талант к преподаванию и желание работать с детьми. С другой стороны, это ответственность. Нужно чувствовать ответственность за каждое слово, которое ты произносишь в классе, потому что все это ложится на сердце детей. Если учитель обладает авторитетом, то многие его слова воспринимаются как истина. Потом бывает очень тяжело разубедить человека в том, что ему сказали. Наконец, это огромная самоотдача. Многие учителя берегут себя, свое здоровье, берегут себя для семьи. Они часто бывают материально успешны, школа их кормит, они знают, как себя вести.

Например, сейчас есть такое явление. Учитель приходит в класс, вроде бы прочитал урок, все услышали. Но на самом деле чтобы ребенок мог куда-то поступить, чтобы успешно сдал внешнее тестирование, он вынужден обратиться к этому же учителю с просьбой о репетиторских занятиях. То есть этот учитель намеренно дозированно дает знания – чтобы заинтересовать, но не слишком глубоко. Конечно, раньше такого не было. Я помню своих учителей в советское время, в советской школе. Мне, слава Богу, везло с учителями. Я видел, что они полностью отдают себя ученикам. Я получал знания и чувствовал, что их столько, сколько я могу вместить, а не столько, сколько они хотели мне сообщить.

– Как родителям относиться к неуспевающим детям? Апостол Павел говорит: родители, не раздражайте детей, чтобы они не унывали.

– Да, есть такое место у апостола Павла. Но тут нужно сразу разобраться, почему ребенок плохо успевает в учебе. Если это происходит от лености, рассеянности, недостатка прилежания, обязанность родителей состоит в том, чтобы разными способами найти мотивацию для ребенка.

– Вдохновить его.

– Да. Где-то это даже и волевое давление, воздействие довольно жесткими способами. Но главное – заинтересовать ребенка, чтобы у него появилась мотивация, появился интерес к предмету. Пусть даже он подогревается внешними стимулирующими факторами, которые для него находят родители. С другой стороны, бывает, ребенок не может усвоить какой-то предмет, потому что ему просто не хватает способностей. И по складу ума бывают гуманитарии, а бывают математики. Тут самим родителям нужно брать это на себя, развивать своего ребенка разными способами. В конце концов, вместе с ним учить, делать домашние задания; поискать репетитора, который сможет дополнительными усилиями, новыми способами, методами помочь ребенку усвоить этот предмет.

– Почему необходимо присутствовать на молебне перед началом учебного года?

– Здесь можно выделить сразу несколько аспектов. Во-первых, это послушание Церкви. Одно дело, когда мы молимся сами по себе, а другое – когда предстоим в церкви вместе с людьми, которые нуждаются в Божьем благословении перед началом учебного года. Это объединяет людей и является источником сугубой Божественной благодати. Сам Господь говорил: если двое или трое попросят чего-либо у Отца Моего… То есть нужна именно совместная молитва.

Кроме того, когда человек молится в храме, он слышит это чинопоследование; слышит, о чем Церковь молится для него, для присутствующих детей. Это чинопоследование составлено, я считаю, замечательно. Там глубокие мысли, прекрасные выражения, в которых составлены молитвы и прошения на ектениях. С какой стороны ни посмотри, это не такой большой труд – найти время и хотя бы раз в году перед началом учебного года посетить молебен в близлежащем храме и помолиться вместе с Церковью и со своими детьми. Помолиться о том, чтобы предстоящий учебный год был для всех нас успешным.

– Что бы Вы пожелали учащим и учащимся?

– Помощи Божией. Наверное, этого я желаю больше всего – чтобы Сам Господь благословил учебный процесс. А он охватывает очень разные моменты, в том числе и личные отношения между учителем и учеником, учеников между собой, учителей между собой, родителей со своими детьми и родителей с учителями. Это очень многосторонний процесс, в котором много подводных камней, нюансов. Желаю, чтобы Господь помог найти компромиссные, правильные решения, которые помогли бы учебному процессу проходить с наибольшей эффективностью. Если это произойдет, думаю, выиграет все наше общество.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать