Преображение (Одесса). День Крещения Руси

12 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– В эти дни Святая Церковь вспоминает день Крещения Руси. Именно о нем, а также о проблемных вопросах, о радостях Крещения и пойдет речь в сегодняшней программе. 

Какова давность присутствия христианства на наших землях? 

– Христианство на Руси имеет большую историю. Она началась задолго до конца Х столетия. Святой апостол Андрей Первозванный совершал жребий своего апостольского служения в том числе в Северном Причерноморье. Существует предание, что он по Днепру поднялся до Киевских гор, водрузил там крест и сделал пророчество, что там будет великий город со множеством христианских храмов, что впоследствии и осуществилось. Кроме того, существовала целая сеть греческих колоний на берегу Черного моря (именно в том месте, где сейчас находится, в частности, Одесса), в других местах. Там было христианское население, христианские храмы. В Крыму также было много христианских храмов. В IV веке жил христианский епископ Вульфила Готский, который присутствовал на Соборах в Константинополе. Он был незаурядным человеком. 

Так что христианство постепенно проникало на наши территории, хотя это было не повсеместно. Оно существовало на территории, которая сейчас входит в пределы канонического ведения нашей Церкви. Другое дело, что степень организации христианства была еще не самая высокая. Максимум была Готская епархия; может быть, епархия в Крыму. Но ясно, что Поместной Церкви не было. В целом можно констатировать, что мощная христианская организация возникает значительно позже. Было первое крещение Руси в шестидесятых годах IX столетия, то есть более чем за сто лет до крещения князя Владимира. При Аскольде и Дире этот процесс уже набирал обороты. Но из-за того что Олег убил этих князей, процесс несколько приостановился. Затем равноапостольная княгиня Ольга сделала большой вклад в христианизацию Руси. Но то, что христианство стало государственной религией на территории всей страны, – это заслуга князя Владимира. 

– Девятый век вообще стал для Руси знаменательным благодаря деятельности святых Кирилла и Мефодия. Расскажите о том, каково было влияние деятельности этих двух святых братьев. 

– В наше время иногда появляются попытки приуменьшить их роль. Говорят, что перевод Священного Писания на славянский язык был и до Кирилла и Мефодия. Когда они прибыли в Херсонес, они там нашли Евангелие, написанное русскими буквами, об этом есть указание в летописи. Но тем не менее ясно, что вклад их огромен. Он позволил легко принять христианство многим славянским народам, не только Руси. Благодаря тому, что они осуществили подвиг перевода не только Библии, но и многих богослужебных книг на славянский язык, они сразу создали предпосылки к тому, чтобы люди понимали значение не только священных текстов, но и богослужения, которое совершается в храме. А это само по себе является очень мощным миссионерским ходом. Одно дело, когда люди приходят на литургию, вроде бы красиво служат, но непонятно, о чем там поют. 

– На эстетике долго не протянешь. 

– Да, в этом все дело. Я думаю, что Кирилл и Мефодий – это столпы нашей духовности, мы им очень многим обязаны. Влияние их наследия на Русь шло даже больше через Болгарию, чем через Византию. Именно через южных славян мы получали многие памятники христианской письменности в их переводе. 

– Христианство – это культурообразующая религия. Что именно принесло христианство на Русь? 

– Множество великих перемен произошло в нашей жизни, особенно в культуре. 

– Перезагрузка культуры. 

– Безусловно. Если сейчас попытаться вспомнить, что мы имеем, какое культурное наследие от Древней Руси до христианского периода? Фактически ничего. Археологические раскопки – да, а чтобы были какие-то значимые литературные памятники дохристианского периода – этого нет. Христианство сообщило мощный импульс народному творчеству. У наших писателей появляется вдохновение. Посмотрите: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, Нестор Летописец и другие. Появляются необыкновенные, замечательные памятники, в которых видно, что творческие силы народа были оплодотворены, вдохновлены, освящены фактом Крещения Руси. До христианства все это дремало в народной душе. 

Я даже думаю, тут надо отметить еще один момент. Христианство во многом послужило объединению народа. Мы говорим: Киевская Русь, но до князя Владимира (я уж не говорю про более ранние времена) славянские племена (поляне, древляне и прочие) имели довольно большие различия. Понятно, что все были славяне, но между ними существовал определенный антагонизм. Была племенная вражда, какие-то исторические обиды. То, что Русь стала таким мощным единым государством, – во многом тоже заслуга крещения. Поэтому я полагаю, что культура Руси в XI столетии получает мощное движение, расцвет, особенно при князе Ярославе Мудром, именно благодаря тому, что крещение сообщило этому огромную перспективу. Как ни говори, но представьте себе: вы в дополнение к крещению получаете сразу огромнейшее культурное наследие христианского мира. Прежде всего Византии, но не только; других народов тоже. Это все вам дается уже в готовом виде. Многое уже было переведено на славянский язык, что-то переводили заново. Во всяком случае, религия пришла не с каким-то набором постулатов, как приходят некоторые сектанты. Это уже тысячелетнее наследие, сложившаяся мощнейшая культурная струя. Поэтому я думаю, для Руси было большой удачей, что мы оказались вовлечены в этот процесс культурного творчества именно в такой период. 

– Настоящая Божия милость. Светские историки рисуют святого Владимира, мягко сказать, черными красками. Было ли его обращение искренним и кто фальсифицирует факты – светские историки или церковные? 

– Правда в том, что до своего крещения он был весьма несимпатичной личностью. 

– «Аки зверь». 

– Действительно, были в нем звероподобные черты. И жестокость, и кровожадность, и неумеренная похоть. Были такие поступки, как убийство родного брата Ярополка, убийство христиан Федора и Иоанна, изнасилования. Все это говорит о том, что в нем были страшные страсти, совершенно необузданные, ничем не ограниченные. Все это вдруг резко исчезает после его крещения. Поэтому говорить о том, что это было неискренне, абсолютно беспочвенно. В нем произошла резкая перемена после принятия крещения. 

Другой вопрос, почему именно на него крещение повлияло так поразительно. В конце концов, многие люди принимают крещение в зрелом возрасте, и не с каждым из них происходит такая поразительная перемена к лучшему. А в нем произошла. Историки указывают целый ряд возможных причин и влияний. Не исключено, что у него были муки совести после убийства Ярополка; повлиял также личный пример христиан, их мужество, которое они проявили, отказавшись стать жертвой для языческих богов. Кроме того, сам по себе Владимир, даже будучи язычником, был мудрым человеком. Он был очень разумен, у него было чутье государственного деятеля. Он ощутил, что языческая религия не может объединить народ. Она не может сообщить тех идеалов, которые повлекут за собой народные силы. Общаясь с широким кругом людей, в том числе с иностранцами, которых было много в Киеве, он почувствовал, что христианство как раз то, что нужно. 

Помню, как-то мы были на экскурсии в Киеве, в историческом центре. Посещали Владимиров город, Ольгин город, небольшие кварталы, где были в древности княжеские дворцы. Экскурсовод нам рассказывала, что после убийства Федора и Иоанна в жизни князя Владимира был такой период (года полтора), когда он заперся в своем дворце. Он свел к минимуму контакты с людьми. Конечно, он решал самые важные государственные вопросы, но ему нужно было время подумать, осмыслить все, разобраться в самом себе. Когда он пришел к какому-то знаменателю, то начал ряд последовательных действий, направленных на то, чтобы самому принять крещение и привести к этой же вере весь свой народ. 

– Это было самоуглубление. 

– Да. 

– Выходит, светские историки просто говорят о его периоде до крещения, перенося это в период после крещения? 

– А после крещения что он сделал плохого? 

– Ничего. 

– Я тоже ничего не могу вспомнить. Наоборот, есть абсолютно достоверные факты (их признают и светские историки наравне с церковными), что после того как князь Владимир ввел христианство (в Киеве и ближайших областях, которые были наиболее подконтрольны ему, где он имел больше влияния), он хотел впервые в истории мира (Европы так точно) отменить смертную казнь. Настолько он проникся духом христианского милосердия, любви к ближнему, что прямо заявил о своем желании оставить какую-то другую систему наказаний, но смертную казнь исключить – именно из соображений, как потом отвечать перед Богом, если казнить невиновного. Он это не сделал только потому, что христианские епископы его отговорили. Казалось бы, парадокс. Именно так и получилось. Они ему сказали, что люди его не поймут. Люди грубые, жестокие, они сейчас к этому не готовы. Владимир отменит смертную казнь – и увеличится число тяжких преступлений, которые пока сдерживаются именно страхом смерти. Есть такая категория людей, которые только смерти боятся, а тюремные заключения или штрафы их особо не могут остановить. Только прислушавшись к гласу епископов, Владимир решил этого не делать. А то, что такое намерение у него было, – это точно. 

– Почему святой Владимир избрал греческий вариант христианства, а не латинский? 

– Это любопытный вопрос. Ясно, что латинские миссионеры на Руси были. Они приходили к князю Владимиру с предложениями. До него они приходили к Ольге, его бабушке, с предложениями насаждать христианство на Руси. Но всякий раз что-то не получалось. Я думаю, тут надо рассматривать комплекс причин. Во-первых, византийское богослужение было более торжественным, более эстетически привлекательным. Не случайно послы князя Владимира говорили, что когда они были в Храме Святой Софии в Константинополе, то не знали, где были – на небе или на земле. Такого мощного воздействия греческого богослужения не было на латинском Западе. Вероятно, там все было скромнее, как-то иначе. Во всяком случае, восторженных отзывов мы никогда не встречали. 

Второй момент. Говорят, что церковная дисциплина на Западе была иная в тот период, хотя Запад был еще формально православным. Отношение к посту, например, уже тогда там было другое. Послы (легаты папы Римского) говорили князю Владимиру, что у них каждый постится по силе. Кто постится и кто не постится, делают это во славу Божию. Князь Владимир сказал: отцы наши этого не принимали, и мы не хотим принимать. Пост должен быть постом для всех людей, для всего народа. Если трудиться ради Господа, так надо что-то реальное делать, в чем-то себя понуждать. Он чувствовал, что нужно что-то делать, какой-то подвиг нести, а тут, получается, изначально теплохладное отношение. 

Помимо этого я весьма серьезно воспринимаю версию о том, что политические расчеты тоже играли свою роль. Князь Владимир почувствовал, что если он примет христианство западного обряда, то папа Римский обязательно постарается использовать его военные ресурсы в своих собственных интересах. Папа тогда был не только церковным, религиозным, но и светским государем и лидером. С Грецией, Византией в этом плане было проще. Там было мощное христианское государство, но там уже можно было говорить о союзных отношениях. 

– Как святой Владимир обращал свой народ в христианство? Правда ли, что было много насилия? 

– Насилие было, но много или мало, можно говорить только в сопоставлении с чем-то другим... Как сказать, много это было или мало? Да, иногда имело место принуждение, иногда даже были казни волхвов. Святой благоверный князь Глеб, например, казнил волхва в Новгороде. Если имело место резкое противление христианизации… 

– Это были политические восстания? 

– Да, тут нужно разобраться в причинах. Мало кто сейчас об этом вспоминает, когда говорят, что Путята крестил огнем, а Добрыня мечом. Да. Но, с другой стороны, сопротивление христианской миссии на Руси, как правило, имело нерелигиозный характер. Сопротивлялись не христианству, а, во-первых, киевской власти. Считали, что Киев слишком далеко распространяет свое влияние. Сопротивлялись в том числе потому, что им было жалко идолов, к которым они привыкли, они стояли десятки лет. Многие киевляне плакали, когда Перун поплыл по Днепру, потому что их отцы ходили к этому Перуну. Это была часть народной традиции, культурный артефакт. Это было дело привычки, исторической инерции. Людям сложно бывает с чем-то расстаться, даже если они понимают, что новое лучше. В данном случае социальные, политические мотивы имели первенствующее значение. Против христианства самого по себе, в принципе, никто ничего не имел. Даже волхвы больше были опечалены тем, что они лично теряют свое влияние на людей (и, соответственно, доходы, которые раньше имели), потому что на их место приходят христианские епископы и священники. 

– Была ли катехизация новокрещеных? 

– Катехизация имела место, но в ограниченном масштабе. Надо это признать. Это признают и светские, и церковные историки. На первых порах принималось христианство в основном городской частью населения. В крупных городах – Киеве, Чернигове, Полоцке – легче было насадить христианство, люди были более организованные, да и кругозор у них был более широкий, потому что они общались больше с иностранцами, понимали преимущества христианской веры. А вот по селам, хуторам было намного тяжелее. Соответственно, катехизация (пояснение истинной веры) могла осуществляться в более-менее значимых культурных центрах. Уже Владимир начал учить боярских детей, чуть ли не насильно забирая их в школы. Ярослав Мудрый продолжил эту практику. Просвещение насаждалось. Я заметил такую особенность: чем к более высокому слою населения принадлежали люди, принимавшие христианство на Руси (при Владимире, Ярославе), тем лучше они понимали христианскую веру. Чем ниже был слой населения (например, крестьяне), тем больше там оставалось суеверий, языческих реликтов сознания. Это было даже не только в ту эпоху, это сохранялось в течение столетий. 

– Доказательством искренности обращения самого князя и вообще народа в целом стала семья святого князя Владимира. В его семье трое святых. Расскажите о первых святых на Руси. 

– Да, как только Владимир принял христианство, тем более когда взял себе в жены греческую царевну Анну, всех остальных своих жен и наложниц он распустил. У него осталась только его супруга. Вместе с тем его дети от разных жен были на его попечении. Борис, Глеб и Ярослав – его святые сыновья, которые вошли в историю. Борис и Глеб вообще первые святые страстотерпцы на Руси. До них мы можем говорить только о Федоре и Иоанне – варягах, которые пострадали [за веру]. А так это первые святые Русской Церкви. Ярослав был их братом, но он был причислен к лику святых относительно недавно. Здесь есть некоторое отличие. Безусловно, мы можем судить о том, насколько глубоко сам князь Владимир принял христианство, насколько для него это было важно, по плодам. Если дети его заслуженно стали святыми людьми, проявили ярко выраженные христианские добродетели (незлобие, доверие к Промыслу Божьему, желание просвещать народ, как князь Ярослав), это говорит о том, что Господь благословил князя Владимира в том числе и благочадием. 

С другой стороны, языческая часть его природы тоже не осталась без последствий. И Святополк Окаянный, который убил своих братьев, наверное, был каким-то возмездием князю Владимиру за грехи молодости. Мы не раз в истории видим: если человек искренне кается, то Господь ему сразу прощает грехи. Но, бывает, нужно претерпеть скорбь, чтобы полностью очистились те согрешения, которые имели место в прошлом. 

– После Крещения Русь обновилась до такой степени, что почти сразу засияла святостью. Особенно это видно на примере Киево-Печерской лавры. Какую роль в Крещении Руси и в распространении христианства сыграла святая лавра? 

– Лаврой, конечно, она стала не сразу. На протяжении нескольких столетий это был Киево-Печерский монастырь, а до этого просто пещеры на берегу Днепра, в этих холмах, где поселился Антоний, а затем Феодосий. Ясно, что значение именно у этого монастыря было огромное на протяжении многих веков (начиная с XI века). В этот монастырь приходили подвизаться люди самые разные. Были простые, а были такие, как князь Никола Святоша, например. Монашество привлекало к себе многих людей. В свою очередь, оказавшись в монастыре, они старались просвещать других. Монастыри в целом (и Киево-Печерский, в частности) были главными центрами переписки книг. Через них и приходит в народ просвещение. Поэтому монастыри – Михайловский Златоверхий, Киево-Печерский, Выдубицкий – были средоточиями переписки новых литературных памятников. Это были значимые миссионерские центры. 

– Какие изменения в повседневной жизни рядового человека на Руси (скажем, в Киеве) произошли под влиянием христианства? 

– Нравы в целом смягчились. То, что творилось у язычников на Руси до принятия христианства, – совершенно дикие обычаи (умыкание невест или кровная месть до какого-то колена). Это были очень жестокие, дикие нравы. После принятия христианства – пусть не сразу, не везде, но постепенно все они начали вытесняться из народной жизни. Кроме того, заповедь Христа о любви к ближнему все-таки действовала на людей. 

Почему христианство было принято на Руси сравнительно легко? Потому, что в целом наш менталитет так был устроен с древности. Если князь и бояре приняли эту веру, значит, она правильная; значит, нужно на них равняться не только в факте принятия, но и в жизни по этой вере. Это была цепная реакция. 

– Как Церковь влияла на государство? 

– Влияние Церкви тоже было очень позитивным. Начать нужно с того, что епископы мирили князей между собой. А это было очень важно, потому что тогда была удельная система управления. Каждый князь имел свои амбиции, притязания, они не совпадали с амбициями другого. Это зачастую выливалось в кровавые конфликты. В конце концов это вообще привело к тому, что появилось монголо-татарское иго. До того в какой-то степени (по крайней мере, в XI веке) удавалось эти конфликты гасить, прежде всего благодаря усилиям христианских проповедников, епископов, авторитетных монахов, пресвитеров, которые понимали, что пролитие христианской крови в любом случае является грехом. 

– Какие наставления древнерусских мудрецов Вам приходят на память? 

– Многие цитаты Нестора Летописца; например, про любовь к чтению. Или: «Откуда есть пошла Русская земля». Вместе с тем можно вспомнить завещания князя Ярослава Мудрого. Он пишет: если брат поднимает обиду (вражду) на своего брата, ты помоги обижаемому. 

– Потрясающая вещь. 

– Да, слышать от великого князя такое простое, но при этом искреннее пожелание своему родному сыну («помогай тем, кого обижают») – это очень трогательно. 

– Как в целом можно коротко оценить значение Крещения Руси? 

– Это было чрезвычайно важное событие для истории всего народа страны. Ясно, что рано или поздно это должно было произойти. Это была тенденция, тренд той эпохи. Вокруг все соседние страны принимали крещение, христианство (плюс-минус сто лет). Да, во многих народах это происходило тяжелее, чем на Руси, больше проливалось крови. Например, в Скандинавии, Швеции, Норвегии, Дании. У нас это произошло более мягко. 

Тем, что Русь приняла Крещение, она вошла в семью христианских народов Европы. Она стала равночестной другим народам. Мы видим, что уже второе христианское поколение на Руси было настолько востребовано в Европе, что практически все дети князя Ярослава Мудрого (и сыновья, и дочери) породнились с королевскими дворами Европы. Русь присоединилась к общности христианских народов, в результате чего она обогатила себя культурно, усилила себя политически, дипломатически. И в целом мы не оказались где-то на обочине истории. Мы вошли в самую сердцевину истории и в каком-то смысле, как об этом говорят некоторые философы истории, Крещение Руси незадолго до отпадения папского Рима было своего рода компенсацией Вселенской Церкви за это трагическое событие (отпадение латинян от полноты православия). 

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко 
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать