Преображение (Одесса). Святой пророк Илия

29 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Второго августа Святая Церковь чтит память великого праведника – святого пророка Божия Илии. О нем и о ревности по вере пойдет речь в сегодняшней программе.

Расскажите о жизни пророка Илии. Откуда он был родом?

– Святой пророк Илия – великий Божий угодник. Это, наверное, самый почитаемый пророк в нашем народе, и так с древности повелось на Руси. Но его жизнь до начала пророческого служения нам известна фрагментарно. Мы знаем только, что он происходил из города Фесвия Галаадская. Отца его звали Совах. Пророк Илия – один из самых древних пророков израильского народа. О том, какое он получил образование и воспитание, мы можем только догадываться. Но то, что этот человек буквально с первых фрагментов Библии, где он упоминается, предстает как абсолютно цельная, нравственная, мощная личность, – это абсолютно бесспорно.

– Почему пророка Илию так почитают на Руси?

– Этому есть разные объяснения. Традиционно считалось, что Илию народ воспринял как некий аналог Перуна-громовержца. Когда Русь приняла Крещение, народное сознание не сразу могло отказаться от реликтов языческого прошлого, и наложили эту кальку на Перуна, якобы переосмыслили его как Илию.

– Это светское объяснение.

– Да, оно поддерживалось советскими историками. В действительности, может быть, отчасти так и было. Когда люди непросвещенные, простые слышали гром, видели молнии, то вспоминали эту историю из Библии – огненную колесницу пророка Илии и говорили, что это Илия ездит по небу. Возможно, кто-то и верил, что так на самом деле и происходит. Но я думаю, что дело не только и не столько в этом. Нужно отметить, что пророческое служение Илии наиболее подробно описано в книгах Ветхого Завета. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы имеем подробное описание фрагментов его жизни. Оно настолько ярко и осязательно, особенно что касается совершенных им чудес, что это врезалось в память людей.

Не нужно говорить, что в древности мало кто читал Библию, потому что Библия вообще была не так широко распространена для чтения среди простого народа. Многие фрагменты из жизни пророка Илии входят в ветхозаветные паремии, которые читались в храме вслух. Люди это слышали ежегодно, поэтому, разумеется, о нем чаще вспоминали, больше думали, поэтому его память более торжественно почиталась. Думаю, что все это в совокупности имело значение. А самое главное – это его реальная помощь, которую он подавал по молитвам к нему. Все это повлияло на то, что он стал исключительно почитаемой личностью среди ветхозаветных пророков.

– Вернемся к его исторической биографии. Какова была религиозная жизнь Израильского царства в дни пророка Илии?

– Это был один из самых мрачных, темных периодов в истории израильского народа. Царь Ахав женился на Иезавели, которая была дочерью сидонского царя Ефваала. Она унаследовала религиозные представления своего отца, который был язычником и, как пишет Иосиф Флавий, в молодости был жрецом Астарты. Очевидно, Иезавель восприняла от него языческие религиозные интенции и стала их активно насаждать в Израиле. Поскольку Ахав был человек, в общем-то, не злой, но слабохарактерный, он полностью подчинился ее влиянию. Она была женщина очень властная, энергичная. Она начала организованно насаждать культ Ваала и Астарты, причем это было в массовом порядке. На горе Кармил присутствовало четыреста пятьдесят жрецов Ваала и еще четыреста так называемых дубравных жрецов. То есть это было массовое и организованное религиозное движение, которое она смогла создать. Очевидно, она его и финансировала.

Поэтому сложилась такая ситуация, что народ, подчиняясь внешнему государственному давлению, стал постепенно отходить от веры своих отцов. Бога Израилева все более и более забывали. Мы можем вспомнить слова пророка Илии, когда он обратился к народу: «Сколько вам еще хромать на оба колена? Определитесь: или истинный Бог – это Ягве, Господь Бог, тогда нужно Ему поклоняться, или истинный бог – это Ваал». Люди в ответ на этот его призыв безмолвствовали. Они понимали внутренне, что правда на его стороне: конечно, Ягве – истинный Бог. Но при этом они боялись властей, поэтому заняли выжидательную позицию.

– То есть мы видим две картины: религиозный упадок в народе – и при этом Илия, который горит ревностью. Как он сформировал в себе такую ревность?

– Это удивительное явление. Хотелось бы больше проникнуть в тайну формирования его незаурядной личности. Я специально смотрел по библейскому тексту: мы не видим, как он к этому пришел. Он сразу выступает и говорит Ахаву: «Не будет дождя в Израиле в эти годы, только лишь по моему слову». Дальше идет откровение Господне, чтобы Илия скрылся возле потока Хавар и затем переселился в Сарепту Сидонскую. То есть его общение с Господом было постоянным в период пророческого служения. Но как только он дошел до решения выступать против царя, против организованной государственной машины, против массы лжепророков (он был их противником, они готовы были его растерзать), у него хватило мужества, храбрости, решимости и веры в Божественное покровительство, чтобы осуществить свою миссию. Думаю, это скрыто где-то в тайне его духовной жизни. Вероятно, у него были какие-то задатки в душе, но мне все же представляется, что главенствующую роль мы здесь должны отдать Божественному избранию. Это была особая харизма, которая снизошла на него. Господь его призвал к этому служению, и на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути мы видим, как рука Господня вела его через сложные перипетии.

– Пророк Илия неоднократно подвергался смертельной опасности, но при этом не терял веры, а, наоборот, укреплял ее. Как это у него получалось?

– Нельзя сказать, что он постоянно только укреплялся. У него, как у обычного человека, тоже бывали периоды слабости, упадка духа. Мы можем вспомнить, как он молился Господу в особенно тяжелые, критические периоды своей жизни, чтобы Господь взял его душу, потому что он уже устал от бесконечной борьбы. Ему казалось, что он далек от победы. Господь ему открыл, что в Израиле есть еще семь тысяч человек, которые не преклонили своих колен перед Ваалом, а значит, есть ради кого бороться, ради кого жить дальше и исполнять свое служение пророка. Господь его укреплял в эти сложные для него периоды.

Я думаю, что для него самым тяжелым были не внешние скорби, не опасность физической смерти, а именно постоянное моральное давление, которое на него оказывалось. У него порой возникало чувство одиночества. Он не видел вокруг себя поддержки. Из-за того что кругом были лжепророки, сновали шпионы, которые следили за его перемещениями, он чувствовал, что они… не то чтобы схватили его и держали в темнице, нет, в тюрьме-то он не сидел. Он постоянно был на свободе, ему приходилось эмигрировать в сопредельные страны, прятаться в пещере. Я, кстати, был в этой пещере в пустыне Израильской, где он скрывался в свое время. Тем не менее он все-таки был на свободе. Но из-за того что плоды его деятельности для него были в отдаленной перспективе, это его порой угнетало. Требовались порой непосредственные теофании, Божественные явления, которыми Господь ободрял его дух.

– Пророк Иоанн Предтеча – величайший из всех пророков, живших на земле, и вообще из всех рожденных женами, как сказал Господь. При этом Писание говорит, что он проповедовал с ревностью Илии. Что это за ревность такая и почему Иоанн Предтеча с ней проповедовал?

– Думаю, что ревность Илии – в духе и силе Илии, так об этом говорит Господь. Он будет проповедовать и проповедовал. Это своего рода эталон пророческой ревности. Выше этой ревности мы не видим в Ветхом Завете. Были и другие пророки, которые готовы были за свое служение пострадать даже до смерти (и пострадали до смерти). Но у Илии вся его пророческая деятельность – это непрестанный подвиг, это борьба не на жизнь, а на смерть. И он убивал лжепророков, и его несколько раз могли убить. То, что он остался в живых, – особый знак Божественной милости. Сверхъестественный Промысл ограждал его от опасностей. Вороны питали его в пустыне, ангелы являлись ему и укрепляли его в пустыне.

У него была совершенно исключительная миссия. Он был один против всех врагов, потому Господь ему и уделял особое внимание и покровительство. Так что я думаю, что его служение предполагало какую-то беспощадность по отношению к противнику. При этом он понимал: он это делает не ради того, чтобы кому-то отомстить, воздать за зло, которое ему желали причинить. Он это делал ради своего народа, чтобы сохранить слабое зерно истинной веры в народе израильском. Если бы Иезавель вкупе с Ахавом и ее безбожными нечестивыми сыновьями удалось эту веру полностью растоптать, фактически не осталось бы богоизбранного народа. Тогда Мессии некому было бы явиться в истории.

– Ревность Илии вообще считается эталоном Ветхого Завета. Почему?

– Это настоящий образец служения Богу, ему можно и нужно подражать. Илия ничего не имел своего в этой жизни. У него не было какого-то поместья, или дома, или имущества. У него не было жены. Это довольно редкий случай, даже среди пророков, чтобы он всю жизнь обходился без второй половинки, без супруги. Получается, его жизнь была полностью посвящена Богу. Это высший пример идеального служения Богу. Вся его жизнь была устремлена только к одному – исполнять свое служение. Оно имело не только характер единичных выдающихся поступков, как борьба против лжепророков, например. Он действовал не только в плане разрушения зла, но и в плане насаждения добра.

У него были свои пророческие школы. Елисей, например, был одним из сынов пророческих. Эти сыны пророческие сопровождали Илию в последние годы его жизни. Елисей просил у него: «Когда Господь тебя заберет, помолись, чтобы на мне была сугубая благодать». Он не просил, чтобы на нем была благодать в два раза больше, чем у Илии. Святые отцы очень хорошо это объясняют. Илия и не мог ему дать больше, чем имел сам. Елисей просил другого. По обычаю израильского народа все сыны пророческие были как бы духовными чадами Илии. А дети у отца были разные в своих правах. Первенец имел право двойного наследства. Именно об этой сугубой части духовного наследства, сугубой части благодати и просил Елисей у Илии. Учеников Илии было действительно много, десятки. То есть он в противовес Иезавели и Ахаву насаждал обратное, правильное религиозное движение. Назначение сынов пророческих было не в том, чтобы предсказывать будущее. Они должны были быть учителями истинной нравственности, истинной религии для всего народа израильского.

– В жизни пророка Илии мы видим эталон ревности по Богу для всего Ветхого Завета. В новозаветные времена понятие ревности по Богу изменилось?

– Изменилась сама вера, поэтому ревность тоже приобрела новые оттенки. Пророк Илия жил во времена, когда мир в целом был очень жестоким. Кровь человеческая лилась реками, жизнь людей ценилась намного меньше. В то время, тем более когда вопрос стоял о сохранении веры в истинного Бога на планете Земля, в народе израильском, приходилось идти на крайние меры. Поэтому пророк лично уничтожал лжепророков: буквально десятками, если не сотнями, он убивал этих людей. При этом абсолютно не смущался тем, что он лишает жизни людей, своих соотечественников, пусть даже они были лжепророками, языческими жрецами.

Конечно, в Новом Завете мы всего это уже не видим. Никто из святых апостолов не пользовался такими методами. Когда апостол Петр извлек меч из ножен и ударил раба архиеерева и отсек ему ухо, Господь исцелил этого раба. Тем самым Он показал, что это не Его методы, не так должны действовать проповедники Евангелия. Наверное, в этом и состоит сила христианства – мы без всякого насилия, не огнем и мечом, а словом убеждения, словом благодати, словом евангельской истины можем обращать человеческие сердца к вере в истинного Бога.

– Как христианину приобрести ревность по вере? Это нужный нам всем вопрос.

– Думаю, главное здесь – исполнение заповедей. Жизнь пророка Илии была всецело посвящена Богу. Он не нарушал никаких заповедей, был ревнителем закона. На горе Фавор в день Преображения Господу явились два пророка – Моисей и Илия. Почему именно эти пророки? Потому что Моисей – установитель закона, а Илия – его наибольший ревнитель, самый ревностный исполнитель; тот, кто идеально исполнил закон, насколько это возможно вообще человеку. Это нас приводит к мысли о том, что ревность об истинной вере не может существовать абстрактно, в вакууме. Она должна постоянно подпитываться ощущением того, что, исполняя прямые повеления Господни, преодолевая себя, свою косность, свои страсти, немощи, мы тем самым получаем Божию благодать. Я бы сказал, это замкнутый круг. Если человек исполняет заповеди, Господь посылает благодать, и его ревность о вере, любовь к вере увеличиваются. И наоборот: если человек в чем-то дает себе слабину, позволяет себе жить по обычаям мира сего, обязательно его вера будет оскудевать, ревность  ослабляться. Даже если на словах он будет казаться вполне православным человеком, у него не будет духа и силы подлинного подвижничества.

– Бывает ревность не по разуму. Как не впасть в жестокость, фанатизм в вере?

– Фанатизм – опасная вещь. Мы это видим в наше время. Казалось бы, время вполне цивилизованного человечества – XXI век, тем не менее религиозный фанатизм существует. В православной среде он встречается реже, слава Богу. Но есть другие мировые религии, которые в этом отношении, к сожалению, имеют ярко выраженные фанатичные проявления. Хотя в целом ни одна из мировых религий не поддерживает фанатизма в своем «мейнстриме». Это, как правило, маргинальные группы. Они есть и в Церкви, к сожалению. Но мы должны понимать, что фанатизм далек от подлинной ревности по вере. Фанатизм – это всегда узость сознания. Фанатизм – это ненависть к другим; не столько любовь к своей вере, сколько отторжение, неприятие других религиозных традиций. Дух ненависти, которым дышат эти люди, даже если они вроде бы защищают правильные ценности, явный гнев, раздражение, ярость, которые от них исходят, – это явный негатив.

– Ничего общего со Христом точно не имеющий.

– Абсолютно. Представим, что все, что они делают, было бы перед лицом Христа. Ясно, что Он не мог бы этого одобрить. Зло не может совершаться во имя Божие. Если даже они прикрываются самыми правильными лозунгами, если плоды их действий злы по отношению к людям, если они кому-то причиняют страдания, если они уменьшают добро в этом мире, значит – это ложный путь.

– С другой стороны, как не впасть в теплохладность?

– А вот эта опасность еще более актуальна в наше время, чем фанатизм. Фанатиков сравнительно немного в человеческом обществе. Да, это крайность, крайность ложная. Но эта ложная крайность в целом правильного направления. Человек должен проявлять ревность по вере. А вот если он такой ревности вообще не проявляет, это абсолютно противоположно, это неправильный путь. Этот человек просто равнодушен к своей вере. Ему уже по большому счету все равно. Эта самая теплохладность может соседствовать с внешними проявлениями религиозности. Человек может периодически посещать храм, может даже пожертвования делать, внешне казаться благочестивым. Но если при этом он не живет по вере, если в его жизни есть явно греховные поступки, даже греховные сферы жизни, которые он себе позволяет, чем-то себя оправдывая, это значит, что все это лицемерно.

Теплохладность является, наверное, главным бичом последних времен. Об этом говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова. Обращаясь к Ангелу Церкви Лаодикийской, Господь его упрекает: ты ни холоден, ни горяч. Если бы ты был холоден или горяч! А если ты ни горяч, ни холоден, тебя остается только изблевать из уст. Если мы попытаемся взять в рот теплую воду и держать ее во рту, она вызывает тошноту. Холодная вода приятна для человека, горячая тоже бывает приятна, а в теплой воде есть что-то тошнотворное. Это и есть состояние человеческой души, которая вроде бы и не отказывается от истинной веры, но при этом и не пытается эти нормативы сделать движущей силой собственной жизни.

– Какие чудеса совершил пророк Илия в дни своей земной жизни?

– Не менее десяти чудес мы можем насчитать в его житии. Самое известное – то, что он низвел огонь на жертвенник Господень, когда посрамил лжепророков Ваала. Он сотворил чудо неоскудевания муки и елея у вдовы в Сарепте Сидонской. Он воскресил сына этой вдовы. Ворон питал его в пустыне – это, конечно, замечательный фрагмент. В Троицком соборе Днепропетровска есть замечательная, очень красивая икона пророка Илии, где ворон приносит ему хлеб. Яркое впечатление от этой иконы осталось у меня с юности. Так что чудеса у него были яркие, поразительные. И конечно, его вознесение на огненной колеснице – это тоже одно из чудес.

– На какую добродетель пророка следует более всего обратить внимание для стяжания ревности по Богу?

– Я много об этом думал. Мне мыслится, что это его постоянная память о Боге. Это его отличает даже от многих других великих святых. Его выражение: «Жив Господь, перед Которым я стою», – уже показывает, что он делал все как бы стоя перед лицом Самого Господа. Этим он чем-то напоминает древнего патриарха Еноха.

– Сказано, что Илия и Енох придут во времена антихриста для проповеди. Почему это произойдет и как это связано с ревностью по вере?

– Есть иудейское предание о том, что Илия придет в последние времена, чтобы короновать Мессию. Они не верят, что Господь Иисус Христос был Мессией. Но мы считаем, что Мессия уже пришел – это был наш Господь, в Которого мы верим. Соответственно, пришествие Илии мыслится в христианской традиции с противоположным значением – для обличения антихриста в его лжемессианстве.

Илия придет вместе с Енохом. Их объединяет то, что это два человека, которые до сих пор не умерли. Единственные два человека, которые до сих пор не отдали долг смерти. Господь изъял их на время из этого оброка смерти. Где они сейчас находятся – довольно интересный вопрос. О Енохе говорится, что ходил перед Богом и был взят. Куда взят, точно не говорится. Об Илии говорится, что он на огненной колеснице вознесся как бы на небо. Так говорится в Септуагинте – греческом «Переводе семидесяти», с которого делался наш славянский перевод. В Масоретском еврейском тексте, с которого делался русский синодальный перевод, говорится просто «на небо». Но если мы посмотрим толкование древних святых отцов, все они толковали, что он взят как бы на небо.

Почему я на этом заостряю внимание? В Евангелии от Иоанна (3-я глава, 13-й стих) Господь говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах». На небо никто еще не восходил – ни Енох, ни Илия. Вот о чем идет речь, иначе Господь, получается, противоречит этому историческому факту. Поэтому есть богословское мнение, что Енох и Илия были взяты Господом, но не в рай, не в небесную святую духовную реальность, а в какое-то особое место, где они сохраняются до момента перед Вторым Пришествием Христовым.

Где это место находится, сказать трудно. Святые отцы это не конкретизируют. Может быть, это в другой реальности, в другом измерении, в параллельном мире. Во всяком случае, я хотел бы заметить, что мне неизвестны такие фрагменты житий, чтобы кто-то из святых, кто побывал в раю (в видении, душой или во сне), видели там пророка Илию. Видели многих святых, но Илию там вроде бы никто не видел. Значит, он на самом деле находится где-то в другом месте. Это интересный момент, о котором имеет смысл подумать. Поэтому когда Моисей и Илия явились Господу на Фаворе, Моисей явно пришел из Шеола (это понятно, потому что он еще не мог быть в раю). Но, получается, Илия пришел тоже не из рая, а из того места, где он Господом сохраняется до последних времен. Но явятся они с Енохом именно для того, чтобы обличить не только неправоту самого антихриста, но и суетность, ложность веры тех людей, которые будут принимать антихриста, а также его печать и начертание имени зверя. Я думаю, что их миссия будет иметь большое значение для тех людей, которые будут еще сомневаться, принимать или не принимать эту печать. Даже то, что антихрист их победит и убьет, только добавит им награды в Царствии Божием.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать