Преображение (Одесса). День Святой Троицы. Пятидесятница

17 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным. 

– Пятидесятница – это день основания Церкви; день, когда Господь всех привлек в Свое единство. Об этом празднике, о его догматическом наполнении, истории и иконографии пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое Пятидесятница?

– Пятидесятница – последний из трех праздников паломнического цикла в еврейской традиции. Праздник был установлен в глубокой древности по случаю выхода евреев из плена египетского. Через пятьдесят дней после этого события Господь как раз и даровал Тору Моисею (скрижали заповедей). Это великое историческое событие, это праздник, который всегда с большой радостью встречался в Ветхом Завете. Помимо этого, он обозначал определенный природный цикл. В это время иудеи собирали урожай и приносили Богу в жертву караваи, испеченные из новой пшеницы. Поэтому для них это была очень важная веха на протяжении года. Соответственно, когда этот праздник был установлен в Церкви, у нас и Воскресение Христово совпало по времени с пасхой ветхозаветной, и Пятидесятница наполнилась новым смыслом. Но, во всяком случае, для Новозаветной Церкви этот праздник является ничуть не менее значимым, чем это было в Ветхозаветной Церкви.

– Пятидесятница – это день сошествия Святого Духа. Какова роль Святого Духа Утешителя, третьей Ипостаси Святой Троицы, в нашем спасении?

– Роль эта очень велика. Мы верим в Бога Троицу, Единосущную и Нераздельную. Поэтому все три Святые Ипостаси причастны к домостроительству спасения человеческого рода. По учению святых отцов, Бог Отец является виновником, или причиной, нашего спасения. Бог Сын, Господь Иисус Христос, Логос, Бог воплотившийся, является зиждителем, или строителем, дела нашего спасения. Наконец, Дух Святой – это совершитель нашего спасения. Вся эпоха Новозаветной Церкви проходит под знаком Святого Духа, потому что именно Его силой совершаются все церковные таинства. Не случайно книга протопресвитера Николая Афанасьева называется «Церковь Духа Святого». Это говорит о том, насколько велико животворящее и возрождающее действие Духа Святого для каждой христианской души.

– Почему Иисус Христос называет Святого Духа Утешителем?

– Это вполне объяснимо, если мы вспомним, что Утешителем в первую очередь является Сам Господь Иисус Христос, поэтому Он называет Духа Святого иным Утешителем, то есть другим по отношению к Себе. Пока Господь был на земле, Он Сам был Утешителем, но поскольку Он должен был вознестись на небо (и вознесся), то говорил ученикам, что придет иной Утешитель вместо Него – это будет Дух Святой. Почему Сам Господь является Утешителем? Мы это видим из Его слов по Евангелию от Матфея: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Он обещает покой, свободу, спасение всем, кто уверует в Него. Это необыкновенно утешительная, благая, по-настоящему евангельская весть.

Почему христианство так молниеносно захватило всю территорию Римской империи? Почему апостолы настолько успешно обошли и просветили большую часть тогдашнего мира своей проповедью? Потому что для людей эта весть была очень желанной и утешительной. Люди жили в очень тяжелых условиях, тогда существовало рабство, разные опасности, скорби, просто уныние от отсутствия истинной, спасительной веры. И тут эта вера появляется. Это величайшее утешение, которое мы можем получить в вере, даруется в Церкви Духом Святым.

– Что исторически предшествовало Пятидесятнице?

– Господь, возносясь на небо, строго заповедовал апостолам, чтобы они не отлучались из города Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. Это обетование Господа вскоре сбылось – буквально через десять дней, которые они провели в Иерусалиме в молитве, собранные вместе. Они старались никуда по отдельности не отлучаться, именно для того, чтобы это обетование Божие полностью могло исполниться на лике апостольском. Когда они пребывали в Сионской горнице (это помещение до сих пор сохранилось, любой паломник может его посетить), там и произошло это необыкновенное событие сошествия Духа Святого на апостолов Христовых.

– Почему Пятидесятница считается днем основания Церкви? Какие здесь экклезиологические, догматические основания?

– Мы видим это по плодам события. Апостолы были обычными людьми до самого этого дня. Хотя они уже видели воскресшего Господа, Он им являлся неоднократно после воскресения, открывал им тайны Царствия Божия, они оставались фактически обычными людьми со всеми присущими им немощами и недостатками – боязливостью, робостью, ограниченностью мышления. В этом плане не было никаких серьезных изменений в их ментальности. День Пятидесятницы в корне преображает модус их бытия, они становятся новыми людьми. Они не просто получают отдельные дарования Духа Святого, хотя это очень важное дарование. Это была буквально харизма Духа Святого: владение иностранными языками, дар красноречия, способность убеждения, знание Божественных тайн (то есть все то, что Господь обещал им, когда придет Дух Святой). Они все это получают и исполняются необыкновенного вдохновения, энтузиазма, желания проповедовать благую весть. Все это происходит в день сошествия Святого Духа. Плоды этого мы видим сразу: апостол Петр выходит на проповедь, и первая же его проповедь увенчалась оглушительным успехом: три тысячи человек в один день уверовали в Иисуса Христа, приняли крещение. Ясно, что это уже было основание Церкви.

– Вы сказали, что все таинства совершаются Святым Духом. Каким именно образом, как Святой Дух связан с таинствами?

– Это тайна. Мы не можем математически описать, как именно действует Дух Святой. Но в том и состоит вера нашей Церкви, что если соблюдены условия правильности совершения таинства, если его совершает законно рукоположенный православный священник, если он делает это по чинопоследованию, которое установлено Церковью, по Требнику и не только со своей верой, но и с верой человека, который принимает таинство, то таинство происходит. Силой Духа Святого это таинство является и действительным, и действенным. А если человек его принимает достойно, тогда и спасительность таинства сообщается Духом Святым.

Любое таинство – этим оно отличается от обряда – направлено на спасение человека. Не просто на фрагментарное улучшение жизни (например, как освящение автомобиля или офиса, квартиры). Мы понимаем, что теперь мы сможем пользоваться этой движимой или недвижимой собственностью с благословением Божиим, с большим успехом, спокойствием души. Но все же это периферийная область нашей жизни. Что касается любого таинства Церкви, то речь прямо идет о том, чтобы нас приблизить к Богу, к спасению, к тому, чтобы мы органично вошли в жизнь Церкви, укоренились в ней по-настоящему. Этим отличается, например, таинство христианского брака от государственного брака. Законность брака обеспечивается государственными органами, загсом, и мы признаем этот брак законным. Но если он не освящен таинством Церкви, в нем не действует Божественная благодать. Если люди пренебрегают этой благодатью, не венчаются, то это грех пренебрежения Божественным благословением.

– Почему Пятидесятница считается окончанием эры рассеяния языков, которая началась во время строительства Вавилонской башни? Это даже отражено в нашем тропаре, такое сравнение Ветхого Завета…

– Да, интересный вопрос. Вполне прозрачное сравнение. Когда Господь рассеял языки при строении Вавилонской башни, Он тем самым разрушил крупнейший богоборческий проект человечества посредством разделения языков. Здесь в какой-то степени обратное действие. Господь сообщает апостолам дар говорения на иностранных языках без научения (а это тяжело для большинства людей; чтобы хотя бы один чужой язык усвоить, требуется много лет изучения, практики). Здесь Господь дарует такие харизматические дарования с целью вновь соединить разделенное человечество, ранее разделенные языки (народы) вновь собрать воедино, под спасительной оградой Святой Христовой Церкви.

В духовном смысле действительно происходит обратное действие, хотя народы остались народами, у каждого народа остался его язык, сейчас уже и нет этих харизматических дарований, которые были в древний апостольский период. Тем не менее Церковь Христова потому и называется Соборной, Кафолической, что включает в себя представителей всех народов земли. Ни один народ не исключен из Церкви. Представители любой части света, любого континента, расы, национальности могут войти в истинную Церковь Христову. От того, в какую из Поместных Православных Церквей они войдут, ничего принципиально не меняется. В любом случае они входят в Кафолическую Церковь.

– Хотелось бы остановиться на иконографии самого праздника. Каким образом изображается Пятидесятница иконографически?

– Есть два варианта изображения этого события. На одном из вариантов двенадцать апостолов сидят слева и справа, а центральная часть между ними свободна. Этим сюжетом подразумевается, что Сам Господь находится между ними, это место свободно для Него. Над каждым из апостолов почивает язык пламени, потому что в Книге Деяний апостольских прямо говорится, что они услышали шум как бы сильного ветра и над каждым из них увидели язык пламени, яркого огня. Так Себя проявил Дух Святой.

Другой тип икон Пятидесятницы помещает в центральную часть между апостолами Пресвятую Деву Марию. Это тоже вполне допустимо и целесообразно, потому что Дева Мария – Матерь нашего Господа. Ясно, что Она вполне могла там находиться (и даже, наверное, должна была находиться среди апостолов в такой важнейший день).

Я хотел бы обратить внимание на другую деталь. Апостольские лики, даже если они смыкаются в лице Божией Матери в дальней части иконы, здесь не смыкаются, то есть ближе к нам – это открытое пространство. Это не случайная подробность. Она показывает, что Церковь открыта для всех. Мы можем войти туда, приобщиться к апостольской общности, к Кафолической Вселенской Церкви. Там есть одна символическая подробность, которая на это указывает, – фигура царя с короной на голове и подписью: «Космос», пророческие свитки в руках… Весь мир призван войти туда, в Кафолическую Церковь. Церковь по своей идеальной цели должна включить всю тварь, это есть обожение всего мироздания, как об этом пишет князь Евгений Николаевич Трубецкой. Когда понимаешь все эти детали иконы, она производит очень сильное впечатление.

– Если человек заходит в Церковь, как об этом говорит икона, как Пятидесятница должна отражаться в жизни христианина?

– Это очень глубокий вопрос, который ставит нас перед необходимостью осмыслить значение праздника для нашей собственной души.

– Для конкретной жизни.

– Да, потому что одно дело – исторические воспоминания этого события, это день рождения Церкви. Мы можем в этот день Церковь поздравить с днем рождения, а значит, поздравить друг друга, ведь мы все в нее входим. Но вместе с тем мы должны осознать, что чудесное преображение личности каждого из апостолов, которое произошло именно в день Пятидесятницы, в день сошествия Духа Святого, имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Любой христианин получает дары Духа Святого в таинстве Миропомазания, а значит, это апостольское, миссионерское призвание есть у каждого из нас. Любой христианин, по учению Церкви, является членом благодатного всеобщего царственного священства. Мы члены народа Божия. Есть даже такое понятие – лаик, то есть член лаоса – народа Божия. Соответственно, призвание нести Евангелие в мир, проповедовать Господа Иисуса Христа в обществе есть у каждого из нас. Мы должны свидетельствовать о Христе миру, людям, которые нас окружают.

Христианство – это религия не для келейного употребления. Это по-прежнему религия с мощным миссионерским запалом, она должна идти в массы. Еще далеко не все человечество охвачено благой вестью. Есть люди, которые эту весть не приняли, а есть те, кто по-настоящему ее даже и не слышал. Краем уха они слышали, что был такой Иисус Христос, но им по-настоящему еще никто не объяснил, почему именно Его миллиарды людей считают Спасителем человечества. Этим людям нужно это объяснять,  доводить до них это благовестие. Думаю, что день Пятидесятницы является очень хорошим напоминанием об этом нашем христианском долге.

– Во время Евхаристического канона, когда священник знаменует Дары, чашу, дискос, вещество, которое должно преложиться (хлеб и вино), преложение заканчивается как раз такими словами: «и знамением крестным преложи Духом Твоим Святым». Каковы роль и значение Святого Духа в таинстве Евхаристии?

– Таинство Евхаристии отличается от других церковных таинств, потому что остальные таинства существуют только в Церкви, вне Церкви их нет. Но Евхаристия – это таинство Церкви самой по себе, это самоосуществление Церкви. В Евхаристии люди собираются в Церковь. Когда они причащаются от единой Чаши, они становятся одним Телом Христовым. Бывает даже такое ощущение общности, которое возникает в христианской общине единомышленников, которые в какой-то праздник приобщаются Святых Даров.

Духом Святым происходит необъяснимое чудо. Как хлеб и вино могут стать Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, мы объяснить не можем, мы можем только в это поверить. Мы в это верим. Плоды этого мы ощущаем в своей жизни. Когда человек причащается достойно, он ощущает соединение с Господом, ощущает добрые перемены в своей жизни, своем характере, в своем отношении к людям, в мироощущении. Это все, я думаю, каждый православный христианин может засвидетельствовать.

Потому в этой молитве, в последней тайносовершительной формуле, говорится: «…преложив Духом Твоим Святым». Мы прямо призываем Духа Святого на эти Дары. Эта часть называется «эпиклесис» – призывание Духа Святого. Не случайно в алтарях многих храмов над престолом либо иконографически, либо даже пластически, как изваяние, изображают Духа Святого в виде голубя. Это неканоническое изображение. В виде голубя Духа Святого можно изображать только на иконе Богоявления, то есть Крещения Господня, потому что там Он явился в виде голубя. А в других местах Его изображать в виде птицы нет никаких канонических оснований. Но поскольку это самое известное Его явление (можно, конечно, было изобразить Его в виде огненного языка или облака, как на горе Преображения, но это будет меньше восприниматься), изображают в виде голубя. Это я говорю к тому, что сами священнослужители пытаются себе напомнить о том, что Дух Святой реально является участником этого богослужения, мы к Нему обращаемся, от Него получаем этот дар, эту благодать. Именно Его силой, Его наитием происходит преложение Святых Даров.

– Какие есть дары Святого Духа, как их приобрести?

– В Книге пророка Исайи перечисляются дары Духа Святого: «Дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия». Эти дары православное догматическое богословие разделяет на два разряда: дары теоретические и дары практические. Дух премудрости, разума, ведения – это дары теоретического плана. Благочестие, страх Божий, крепость – дары практические. А совет – как бы на стыке тех и других. Ясно, что эти дары нам необходимы для проведения благочестивой, настоящей христианской жизни. Каждому из нас эти дары подаются в таинстве Миропомазания. Наша задача – их развить в себе. Если мы будем внимательны сами к себе, если будем стремиться к тому, чтобы поучаться в слове Божием, чаще посещать храм Божий, участвовать в богослужении и бороться со страстями, то эти дары будут в нас развиваться и процветать. Ну а если мы будем этим пренебрегать, они останутся в неразвитом, зачаточном состоянии.

– Почему Пятидесятница называется также днем Святой Троицы?

– Это можно трактовать так. Бог Отец уже давно был известен человечеству; по крайней мере, в народе израильском все понимали, что Бог – это Отец, Который любит людей, Он не просто карающий Бог Судья, но и любящий Отец. Бог Сын открыл Себя в воплощении. Потому Он и воплотился, что сыновство – это Его ипостасное свойство. Как он превечно рождается от Бога Отца, так и во временном плане родился от Пречистой Девы и стал истинным Человеком.

Дух же Святой Себя открывает по преимуществу именно в день Пятидесятницы. Он Себя являет так, как об этом заповедовал Господь: пришел как иной Утешитель. Сфера Его деятельности – это вся история Церкви. Об этом пишет святой священномученик Ириней Лионский: Дух Святой открывает Себя именно в жизни Церкви. Поэтому все три Святые Ипостаси полностью нам явлены в этот день, – день Пятидесятницы.

– Почему понедельник считается днем Святого Духа?

– Я нахожу два основания для этого. Первое – есть вообще такая церковная традиция, которая прослеживается по церковному календарю в течение года: после дня главного торжества чествуется главное действующее лицо этого праздника. В частности, после Рождества Христова на следующий день празднуется Собор Пресвятой Богородицы. После дня Крещения Господня на следующий день – Собор Иоанна Предтечи. После Благовещения Пресвятой Богородицы на следующий день – Собор Архангела Гавриила. Так и здесь, после дня Святой Троицы, дня Пятидесятницы, следующий день, – день Святого Духа. Тем более что у нас нет в году другого дня, который был бы посвящен именно третьей Ипостаси Святой Троицы. У нас много господских праздников, когда чествуется Господь Иисус Христос. Дух Святой в другой день больше никогда не празднуется. Хотя бы в этот день, тем более непосредственно связанный с Его действием в Церкви, с самим основанием Церкви, мы можем и должны Его почтить.

– Как молиться Святому Духу, какие есть молитвы?

– Существует много молитв Духу Святому в Православной Церкви. Есть канон Святому Духу, есть акафист Святому Духу. Есть молитва Святому Духу в книге «Молитвы, чтомыя на молебнех». А самая известная молитва, конечно, «Царю Небесный», которая ежедневно читается каждым православным человеком. Бывает, не по одному разу, потому что с этой молитвы принято начинать всякое доброе дело, всякое учение и чтение утренних и вечерних молитв. Многие называют эту молитву тропарем Святому Духу, но по существу это стихира на стиховне 6-го гласа, которая исполняется именно в этот праздник, на великой вечерне в день Пятидесятницы. Эта молитва исполняется начиная с этого дня в течение всего года до следующей Пасхи. А от Пасхи до Пятидесятницы эта молитва не читается, потому что по историческому воспоминанию Церковь находится в ожидании иного Утешителя, Духа Святого, Который явил Себя в день Святой Троицы.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 22 сентября: 00:30
  • Понедельник, 23 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 29 сентября: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы