Преображение (Одесса). Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)

27 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе! Двадцать восьмого мая Святая Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия Угличского. О его жизни, страдании и роли в истории пойдет речь в сегодняшней программе.

Много ли в Церкви святых юношей, отроков?

– Не так много, если сравнивать с общим числом святых, но, с другой стороны, вовсе не так мало. Мы можем вспомнить еще святых Ветхозаветной Церкви – братьев Маккавеев: старшие были юношами, а младшие отроками. Можем вспомнить святых нашей Церкви Гавриила Белостокского, Артемия Веркольского; древних мучениц Церкви Христину и Акилину – все фактически дети в возрасте от 6 до 12 лет. Тем не менее это не воспрепятствовало достичь им славы Царствия Божия, а также прославления в Церкви. Это определенный парадокс, как именно Господь избирает Себе угодников.

Есть тут момент чисто земного, человеческого рассуждения: присутствие трагедии в жизни всех этих детей, ведь в подавляющем большинстве случаев они были убиты – либо за веру в Истинного Бога, либо за веру во Христа, либо по политическим соображениям, как это было у Димитрия Угличского, либо это несчастный случай, как у Артемия Веркольского. Тем не менее всякий раз Господь прославлял этих угодников нетлением мощей, чудесами. Отсюда мы познаем, что возраст не имеет принципиального значения, чтобы достичь дерзновения у Престола Владыки Христа. Даже, может быть, на этих святых детях в наибольшей степени оправдываются слова Господа: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Божие».

– Что мы знаем о происхождении и воспитании будущего святого?

– Святой благоверный царевич и мученик Димитрий был родным сыном царя Ивана Грозного от его седьмой, последней, жены – Марии Нагой. Она была его женой по государственной церемонии бракосочетания, но Церковь не признала этот брак по вполне понятным причинам, потому что Церковь признает только три брака, а дальше это уже воспринимается как потворство человеческой похоти. Все мы знаем, в чем состояли страсти Ивана Грозного, насколько это вообще был страшный человек, но тем не менее так случилось, что именно последний его брак принес в мир такого замечательного ребенка. Его назвали Дмитрием.

Здесь есть очень интересное совпадение. Самого первого ребенка Ивана Грозного тоже звали Дмитрий, он родился на 30 лет раньше, чем Димитрий Угличский. Но он умер во младенчестве. Этого последнего ребенка тоже назвали Дмитрием. Таким образом, в нем его отец, возможно, хотел увидеть осуществление надежд, которые были связаны с первенцем. Это любопытно перекликается в жизни царя Ивана Грозного: слава в Царствии Божием его ребенка, годы жизни которого на земле тоже были недолгими, в какой-то степени может повлиять и на вечную участь его отца, который имел очень большие грехи и страсти перед Богом и перед людьми. Но не был лишен и важных положительных качеств.

– Какую роль в истории сыграла фигура будущего святого мученика Дмитрия?

– Очень важную. Это кажется даже странным: как это восьмилетний ребенок мог повлиять на судьбы такого огромного государства? Но именно на нем скрестились исторически эти судьбы. Смутное время, которое признается одним из самых трудных, судьбоносных, опасных периодов для государства, было связано с тем, что появилось несколько самозванцев, которые называли себя именем Дмитрия. А в историю они вошли как Лжедмитрии. На первых порах они имели очень большой вес в народе, популярность. Одному из них даже удалось воцариться, сесть в Кремле и править какое-то время страной. Настолько было популярно имя царевича Димитрия, настолько оно привлекало к себе симпатии народа, особенно в смутные, непростые времена, что нашлись желающие на этом спекулировать. Поэтому так получилось, что имя царевича Димитрия, который сам никак не мог еще ничего сделать для своей страны, стало предметом спекуляций. Вместе с тем после своего прославления в лике святых он сыграл очень позитивную роль как объединяющее начало для всего народа. Это, возможно, единственный случай вообще в истории человечества, когда маленький ребенок сыграл огромнейшую роль в истории всей страны.

– Почему его прославили в лике святых, в чем его святость?

– Святость его состоит в том, что он оказался невинно убиенным отроком. Он безвинно пострадал как святой страстотерпец. Его иногда называют благоверный царевич и мученик, но если строго подходить, то мученик – это тот, кто пострадал за Иисуса Христа, за веру православную. Ясно, что Димитрия убили по политическим мотивам.

– Как Бориса и Глеба.

– Да, поэтому его можно объединить с такими святыми, как Борис и Глеб или князь Игорь Черниговский. Этих людей убили именно по политическим мотивам, тем не менее Господь их прославил нетлением мощей, чудесами. Они тоже сыграли большую роль в истории своего Отечества – Руси. Поэтому в данном случае разница, конечно, немножко есть. Борис, Глеб и Игорь были уже люди взрослые, они сделали сознательный выбор. Они могли по-разному поступить, но они сознательно проявили непротивление, смирение перед Промыслом Божиим. Ясно, что у Димитрия Угличского не было такого выбора вообще, потому что он был заложником этой ситуации – ребенок, полностью зависящий от воли взрослых. Тем не менее Господь прославил его и нетлением мощей, и чудесами, и дерзновением у Своего Престола. Это говорит о том, что прежде всего у него были добрые задатки его христианской души, которые он мог бы впоследствии реализовать. Кроме того, сам по себе подвиг невинных страданий, безусловно, играет здесь главенствующую роль.

– Какая связь между Борисом Годуновым и святым царевичем Димитрием?

– Это очень интересный вопрос, который нашел отражение в литературе. Это  запоминающиеся образы, в которых раскрывается эта драма. Ясно, что Борис Годунов был человек от природы очень одаренный, талантливый. Но, по сути, его права на престол были очень зыбкими. Он понимал, что у этого отрока, когда тот вырастет, будет гораздо больше оснований занять престол – даже если он был сыном седьмой жены (Борис Годунов одно время пытался даже объявить его незаконнорожденным). Но народ как раз хотел его считать законным наследником престола, понимая, что другого прямого наследника по мужской линии все равно нет. Потому у Бориса Годунова, как ни говори, был мотив убить этого отрока.

По всей вероятности, он не смог устоять перед этим искушением, поскольку власть была настолько близка, осязаема... Тут надо вспомнить, что родная сестра Годунова была царицей – супругой царя Федора Иоанновича. Борис и так уже был очень близок к власти, и он понимал, что это вполне реально: надо только устранить это маленькое беззащитное препятствие, этого ребенка, который никак не мог за себя постоять, и путь к престолу будет открыт. Хотя чисто юридически вина Годунова не доказана (тогда она и не могла быть доказана, потому что все было сделано в его интересах, комиссия была послана из людей, которые заранее были готовы все сфальсифицировать), тем не менее в народном сознании с самого начала, начиная с жителей города Углича (а потом во всей стране), именно в Годунове видели главного виновника этого убийства.

– Как святой Димитрий оказался в Угличе?

– Он оказался там уже вскоре после смерти своего отца Ивана Грозного. Буквально через два года после своего рождения он лишился отца, и его положение сразу стало очень шатким. Царем стал его старший брат Федор Иоаннович. С одной стороны, это была, можно сказать, почетная ссылка, потому что его и его мать Марию отправили туда с очень хорошим довольствием, содержанием, выделялись средства из казны, чтобы они ни в чем не нуждались. Весь этот город как бы поручался в его управление. Пусть даже это была формальная власть, тем не менее он там мог  чувствовать себя достаточно спокойно.

Вместе с тем жизнь и его матери, и особенно его самого проходила буквально на пороховой бочке. Полноценным, полноправным правителем он бы там все равно не стал. Были люди, которые имели там реальную власть, посланные от регентского совета. То есть была постоянная опека, постоянный надзор за этой семьей. В любой момент могло произойти что-то непоправимое.

– Чем он все-таки был неугоден действующей власти?

– Он был единственным прямым наследником рода Рюриковичей. Больше после него уже никого не было. Была еще дочь царя Федора Иоанновича – Феодосия, но она скончалась в младенчестве. И всё, Рюриковичи прекратили свое существование, род пресекся. Пока этот отрок был жив, эта древняя ветвь правителей Руси существовала и могла продолжаться далее. Ясно, что те люди, которые могли дорваться к власти в этот смутный период, рассматривали царевича как свое главное препятствие, как конкурента. История всего человечества показывает, что совершались и более страшные преступления, когда нужно было устранить препятствие к верховной власти. Но в данном случае жертвой стал один человек, ребенок. Можно даже рассматривать это именно как некую жертву, которая позволила избежать больших жертв. Возможно, именно его жизнь, в данном случае его личность помогла выйти из этого кризиса (а это был настоящий кризис государственной власти и престолонаследия) с наименьшими потерями.

– Как произошла кончина мальчика? Из истории мы знаем, что с ним не раз пытались расправиться, было несколько покушений.

– Да, тут есть отчетливое указание – и в «Новом летописце», и иностранцы об этом писали. Например, Джильс Флетчер прямо говорил о том, что один раз кормилица Димитрия попробовала пищу, которую ему принесли, раньше его – и тут же умерла от отравления. Были и другие случаи, когда ему подливали яд и в питие, и в еду. Но Господь хранил его жизнь, даже каким-то сверхъестественным образом. Почему так происходило? В «Новом летописце» указана причина: Господь не хотел, чтобы Димитрий умер недоказанным способом убийства – чтобы не подумали, что он умер от болезни или чего-то подобного. То есть Господь знал, что рано или поздно его все равно убьют, но пусть лучше его убьют так, чтобы его страстотерпческий подвиг был для всех очевиден, чтобы слава его была явлена перед всем народом. Когда они поняли, что отравить его никак не удается, уже на протяжении длительного времени он никак не умирает от яда, который ему добавляли, то решили убить его более прямым способом, «надежным» – перерезать горло. Так это и произошло.

– Что произошло с убийцами?

– Убийцы были растерзаны толпой. Насколько можно судить, в Угличе любили царевича Димитрия. Его поведение, его кроткий, спокойный, благочестивый облик влиял на людей благотворно. Известно, что он ежедневно посещал литургию. Каждый день его жизни начинался с того, что он присутствовал на службе в Преображенском соборе города Углича. После этого он вкушал Богородичную просфору, а потом уже гулял с другими детьми. Его образ жизни был направлен на то, чтобы воспитать в себе христианскую веру, доверие Господу. Но при этом у него были и обычные детские развлечения.

Очевидно, убийцы его рассчитывали на то, что им удастся сыграть на одном факте его жизни – у него была падучая болезнь. Известно, что он был болен эпилепсией, когда человек падает и бьется в припадке. Пытались создать такую версию, что когда Димитрий играл в свайку (игра, когда бросают ножики, и тот, у кого с большего расстояния нож втыкается за чертой, победил), у него случился припадок и он этим острым предметом, похожим на нож, якобы сам себя зарезал. Версия эта, которая была официально признана в то время, абсолютно несостоятельна, причем по разным причинам.

Если уж мы эту тему затронули, можно сразу ее до конца и довести. Во-первых, когда у человека случается эпилептический припадок, он широко раскрывает пальцы рук, его ладони разжаты, пальцы расставлены, и в это время он ничего не может удержать в руке, не может сам себя ножом заколоть. Если даже представить себе такую ситуацию, что эта свайка упала, лежала кверху острием, а он на нее потом упал и наткнулся горлом, его горло было бы проколото. Но оно было перерезано. Кода было открытие его святых мощей, было подробное освидетельствование, в каком состоянии были мощи. У него был огромный разрез шеи: ему острым ножом надежно перерезали горло, чтобы он точно не выжил. Сам себе он никак  сделать такого не мог, это абсолютно несопоставимые вещи. Здесь пытались выдать желаемое за действительное, но это абсолютно несостоятельная попытка. Многие непредвзятые историки впоследствии на это обращали внимание.

– Мать святого Димитрия стала свидетельницей этого убийства. Что случилось с ней?

– Она тут же выскочила из дома. В момент самого убийства она находилась в тереме. Как только все это произошло, она выскочила, но уже ничем не могла помочь ребенку, он был уже мертв. Это вполне понятно, тут и в наше время медицина бы его не спасла, потому что убили его так, чтобы он точно не выжил. Но тем не менее она засвидетельствовала перед народом убийц. Народ их растерзал. Но после этого народ был жестоко наказан. В Углич была прислана комиссия, войско, и всех, кто говорил, что отрок был убит, очень жестоко наказали – отправили или на каторгу, или в острог, широко применялись пытки. Даже колокол, который созывал людей, чтобы они собрались по поводу этого убийства, тоже был наказан: у него вырвали язык и отправили колокол в ссылку. Из ссылки его вернули только в конце XIX века. То есть колокол наряду с людьми оказался сослан, наказан за то, что он был обличителем этой неправды, этого убийства. Такие бывали случаи в истории. Сейчас его восстановили. Он висит как раз в храме святого благоверного царевича мученика Димитрия на Крови.

– Где был погребен царевич и где затем обрели его мощи?

– Погребли его вначале в Преображенском соборе. Вокруг места его захоронения образовалось даже целое детское кладбище. Но когда началось Смутное время, у правителей возникла потребность…

– …спрятать это.

– Наоборот, Василий Шуйский понимал, что пока народ не узнает, что это реальные останки того самого царевича отрока Димитрия, он будет по-прежнему верить, что новый самозванец  и есть настоящий Димитрий. Поэтому в Углич была отправлена комиссия, которая открыла его могилу, освидетельствовала нетленные мощи. Они прекрасно сохранились, и их торжественно перевезли в Москву, в Архангельский собор. Там они сейчас и находятся, в Московском Кремле, в Архангельском соборе. Их очень легко найти: как только вы входите в собор, с правой стороны возле колонны под иконой благоверного князя Андрея Боголюбского видите сень, а под ней – рака с его мощами, покрытая красным бархатом. А чуть ближе стоит икона царевича Димитрия в полный рост – древняя, красиво украшенная. Это уже стало каноном его изображения – он в руке держит окровавленный нож, который и стал орудием его убийства.

– Почему его называют чудотворцем, какие чудеса происходили от его святых останков?

– Чудес было очень много в первое время после обретения мощей – и по дороге в Москву, и в самом Архангельском соборе, так что даже Василий Шуйский распорядился тут же записывать их в книгу, чтобы чудеса не были забыты. В специальную книгу записывали свидетельства конкретных людей о тех или иных чудесах. Больше всего было исцелений от разных недугов, в особенности от болезни глаз. Многие слепые получили прозрение. Это открыло бум, народ ринулся в Архангельский собор огромными толпами. Но это было довольно быстро остановлено государственной властью после одного случая, когда принесли умирающего человека. Он прикоснулся к раке с мощами царевича Димитрия – и тут же скончался. После этого случая доступ к его святым останкам ограничили.

Почему так получилось? А мы не знаем путей Промысла Божия. Может быть, этому человеку как раз просто пора было уже покинуть пределы земной жизни, и Господь не хотел, чтобы его жизнь продолжалась далее. Может быть, он должен был намного раньше умереть. Как священник, я (и Вы, думаю, тоже) знаю много таких случаев, кода какие-то грехи препятствуют человеку уйти из жизни. Стоит этого человека исповедовать, причастить, пособоровать, и он получает от Господа прощение грехов, и душа его с легкостью выходит из тела. Может быть, по молитвам царевича Димитрия он получил прощение какого-то старого и большого нераскаянного греха, и душа его тут же разлучилась с телом.

– Второе имя у святого Димитрия – Уар. С чем это связано?

– Если быть более точным, это было не второе, а первое имя. Когда рождался человек высокого рода в Древней Руси, ему сразу, в тот же день, при рождении, давали имя того святого, в день которого он родился. Святой царевич Димитрий родился в память святого мученика Уара, 19 октября. Что любопытно, его день рождения отмечен в октябрьской Минее. Указана отдельная дата, что это день рождения благоверного царевича и мученика Димитрия, что можно в этот день ему служить службу. Это большая редкость вообще среди святых, чтобы был указан день рождения святого. Обычно указывают день преставления, день обретения мощей, день перенесения мощей. А чтобы был указан день рождения – это исключительное обстоятельство, которое показывает, что буквально вскоре после своего прославления царевич Димитрий стал одним из самых почитаемых святых на Руси.

Так вот, его назвали Уаром, но почему он вошел в историю под именем Димитрий? Потому что Уар было имя не фамильное, не княжеское. У нас никогда не было князя по имени Уар. Нужно было выбирать из ограниченного набора имен; например: Андрей, Феодор, Димитрий, Иоанн. Его назвали Димитрием. Возможно, здесь повлияло то, что один из предков царевича Димитрий Донской  ознаменовал себя великими подвигами на пользу Отечества. Тем не менее Уар тоже был его небесным покровителем.

– Почему после кончины царевича появилось много Лжедмитриев?

– Мы об этом уже в какой-то степени сказали: потому что был запрос. Было Смутное время, народ был недоволен правителями, было много нестроений в обществе. Поэтому когда люди слышали имя Димитрий, что-то светлое сразу возникало в уме: вот, это же, наверное, тот самый Димитрий, которого считали убиенным, а он оказался чудесно спасшимся. От него ждали какого-то чуда возрождения страны. Конечно, оказалось уж много самозванцев, которые пытались на этом сыграть.

– Чем можно объяснить стремление некоторых историков отрицать святость и мученичество Димитрия Угличского?

– Причины могут быть разные. Это обычно делают историки, которые не являются православными христианами. Они либо агностики, либо иноверцы, либо атеисты. Или, во всяком случае, такие убежденные скептики, что не хотят верить в святость царевича Димитрия. Но у нас есть главный аргумент – Церковь признала его святость, есть несомненные факты чудес, нетленные мощи. Ну а главный аргумент для сомневающихся – тот, к которому мы всегда можем апеллировать: личный духовный опыт. Пусть человек, который сомневается в святости царевича Димитрия, попробует помолиться ему в какой-то жизненной нужде. Если есть возможность, пусть придет к его святым мощам, помолится в Архангельском соборе или просто перед его иконой у себя дома. И посмотрит, каков будет результат. Если он помолится искренне, от всего сердца, я убежден (это и мой личный жизненный опыт): царевич Димитрий не оставит эту молитву без внимания.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать