Преображение (Одесса). Праведный Иов Многострадальный

20 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе, братия и сестры! С вами православная программа «Преображение».

 Мир переполнен страданиями. О страдании много говорит Священное Писание, но, пожалуй, основной книгой об этом является Книга Иова, она говорит много о страданиях праведника, о невинных страданиях вообще. Именно об этом и пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий, что известно о происхождении и образе жизни праведного Иова?

– Святой праведный Иов, как мы можем видеть из Священного Писания и из того приложения к этой книге, которое есть в славянской Библии, был одним из древнейших праведников. Время его жизни приблизительно относится к периоду между Авраамом и Моисеем. Он называется пятым после Авраама и происходил от Авраама через Исава. Таким образом, он не был евреем, и вообще его образ жизни не был подзаконным. То есть даже если он жил приблизительно одновременно с Моисеем, то его праведность имела несколько иной характер, нежели мы видим в книгах Моисея.

Много различных суждений о том, где именно жил праведный Иов. Земля Уц, которая называется в Библии, многими отождествляется с северной частью Аравийского полуострова. Возможно, именно там он и жил, и образ его жизни такого, можно сказать, шейха, обладателя больших стад скота, может быть, крупного землевладельца, совпадает с образом жизни людей, которые на протяжении буквально тысячелетий населяли эту землю.

– Кто автор книги?

– С авторством Книги Иова много неразрешенных вопросов. Мы видим, что книга написана так, как будто человек, который ее писал, сам все это видел. Там много таких подробностей, которые буквально обнаруживают очевидца. С другой стороны, есть очень широкий разброс среди ученых по вопросу хронологии – от самых древних библейских книг до самых последних. Некоторые ставят Книгу Иова в самое начало, некоторые – в самый конец.

Я так понимаю, что вопрос этот останется неразрешимым для библейской науки, консенсус здесь вывести не получается. С другой стороны, может быть, это и не так важно. Для нас гораздо более принципиально уяснить посыл этой книги, ее содержание, важнейшие духовно-нравственные особенности. А кто именно и когда ее написал – это вопрос второстепенный.

Собственно, о духовно-нравственных особенностях книги: какова цель, задача написания этой книги?

– Мы встречаемся в этой книге с очень глубокими, можно даже сказать, философскими прозрениями. Одна из главных идей, которая проходит через всю эту книгу, – это идея о том, что в нашем падшем мире, пораженном первородным грехом, праведник неизбежно должен страдать. Человек, желающий исполнять Божественные заповеди, жить в согласии со своей совестью, сохранять чистоту души, будет сталкиваться с мировым злом и испытывать от этого то или иное страдание.

В данном случае эта парадигма, которая для нашего сознания обычно является господствующей (о том, что если ты все делаешь правильно, то у тебя все будет хорошо; если ты соблюдаешь заповеди, Господь тебя благословит), в этой книге очень серьезно корректируется. То есть не то что она полностью опровергается (мы видим, что, в сущности, так и получилось)…

– …но подвергается сомнению.

– Да. Так было в начале жизни Иова, так было потом, когда он перенес эти страдания и к нему вернулось благополучие. Тем не менее вот этот отрезок его жизни, пусть даже он был относительно непродолжительным по сравнению со всей его жизнью, был настолько мощным потрясением, стрессом, испытанием, что возникает вопрос: такое в жизни бывает, но не у всех так благополучно все это завершается.

Если в примере Иова мы видим, что Господь его вознаграждает в этой жизни опять же благополучием и изобилием, то бывают такие ситуации, когда человек терпит до конца своих дней, а награды от Бога ему приходится ожидать только в жизни будущего века. Вспомним хотя бы праведного Лазаря  из притчи Господа о богаче и Лазаре.

– Можно сказать так, что книга, написанная тысячелетия назад, существует для того, чтобы утешать страждущих?

– Мне думается, что это не единственная цель Книги Иова, но одной из целей это можно признать. Во всяком случае, на протяжении веков мы видим, что многие люди обращались к этой книге в периоды, когда сами претерпевали жестокие скорби, искушения и искали в Библии ответ, почему так с ними произошло. Вот эта книга в первую очередь привлекает внимание людей, которые нечто подобное в своей жизни испытали.

Думаю, мало кто может себя поставить рядом с Иовом по праведности, потому что о нем прямо говорится в Библии, что он был богобоязнен, незлобив. Любой из нас имеет те или иные прегрешения, и у нас, может быть, чувствительность совести уже на более высоком уровне, так как мы – люди Нового Завета, мы живем во время благодати, Господь к нам предъявляет более суровые требования.

Но для своего времени Иов был эталоном чистоты, праведности, непорочности. И когда с ним приключились все эти события, то это был шок не только для него, но и для его близких, поэтому когда его друзья Елифаз, Вилдад, Софар и Елиуй пришли к нему, то мы видим, что несколько дней они просто сидели рядом молча. Они даже не могли ничего сказать, они сострадали ему самим фактом своего присутствия.

– Потому что «страдание его весьма велико», как замечено в книге. Скажите, почему Иов является прообразом Иисуса Христа? И в чем его прообразовательное значение?

– Тут все лежит на поверхности. Иов – пример невинных страданий, он их ничем не заслужил, ничего плохого он не сделал, за что Господь мог бы его наказать, тем более такими страшными наказаниями – а мы видим, что с ним произошли жуткие несчастья.

Вначале он лишился всего своего имущества – богатства. Для многих людей это уже настолько серьезный удар, что они могут умереть от этого потрясения. Все, что он заработал трудами всей своей жизни, честными, праведными трудами, он потерял в одночасье – это страшной силы удар.

Но это оказалось еще только прелюдией. Потом он теряет своих детей, которые были, возможно, вообще светом его жизни, он их любил, он с ними постоянно общался, об этом прямо говорится – у них были общие трапезы. То есть это была счастливая семья, в которой он сумел выстроить отношения так, что они любили друг друга, держались вместе, это был своего рода клан, это была патриархальная семья, именно как община. И все это моментально было потеряно.

И это было не последним его лишением, так как дальше с ним происходит уже личное несчастье – такая страшная, смертельная, мучительная болезнь, как проказа, которая не просто доставляет человеку страдания, она его лишает социального статуса. Прокаженный не мог находиться в обществе, он должен был уйти, чтобы не заразить других, он становился изгоем, хуже бомжа. Он даже не мог ни у кого просить прямо подаяния, потому что люди боятся к нему подходить, боятся к нему прикоснуться, боятся заразиться этим воздухом, который возле него. Это страшные вещи.

Поэтому пример Иова – это пример максимально возможных в человеческой жизни страданий, причем безвинных, незаслуженных. Но это и является прообразом Господа, потому что Господь вообще святой Человек по человечеству, мы уже даже не говорим о Его Божестве, ясно, что он Всесвятой Господь, но и по человеческой Своей природе Он был абсолютно безукоризнен, Он говорил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» За Ним не было известно вообще никакого недостатка, никакого проступка.

И вот именно лучший из людей претерпевает такие страшные страдания – бичевание и мучения на кресте. Поэтому смысловая связь тут прослеживается очень ясно. Может быть, даже для кого-то это и было вразумлением: глядя на страдания Иисуса Христа, они могли вспомнить Иова Многострадального и провести эту параллель.

– Как Книга Иова отвечает на вопрос о невинном страдании?

– Самый любопытный парадокс состоит в том, что прямого ответа в книге так и нет, мы его не находим в какой-то отчетливо проговоренной, рациональной форме. Вообще эта книга имеет более характер художественного произведения, нежели философского трактата. Здесь вообще иной подход к жизни, к осмыслению реалий.

И последним аккордом звучит появление Самого Господа, Который приходит на вызов, на просьбу Иова, чтобы Сам Господь судился с ним, чтобы Он ему объяснил, почему с ним такое произошло. Господь является, но фактически Он ничего не объясняет – Он ссылается на Свою Божественную власть, на Свое всемогущество, на то, что Он – Творец и Промыслитель мира, поэтому перед Ним безответна всякая плоть.

Но в этом тоже содержится своего рода ответ, потому что тайна невинных страданий скрыта в глубинах Промысла Божьего. И Господь знает, почему так произошло. Если это произошло, человек должен это принять со смирением, с покорностью Божественной воле. И если так происходит, обязательно Господь его за это вознаградит. А почему с ним все это произошло, откроется в свое время; может быть, даже в жизни будущего века.

И не на этом нужно внимание заострять. Нужно следить за тем, чтобы ни в чем не согрешить перед Богом; даже если возникает у человека какое-то внутреннее глубочайшее страдание, чтобы он не изменил своей вере в Господа как в Благого Бога, Который, несмотря на все эти несчастья, которые могут с нами произойти, все равно нас любит. Вот если вера проходит такое испытание, то ценность ее необыкновенно велика.

– Любопытно, что Иова удовлетворил ответ Бога, Его молчание.

– Его скорее всего удовлетворило само появление Бога, теофания. Потому что все, что он делал в своей жизни, вся его праведность, все его добродетели – все это было ради Бога, ради общения с Богом. И вот Бог Сам является ему и общается с ним лицом к лицу, непосредственно. То есть цель его праведности достигается, наступает богообщение, наступает фактически соединение человека с Богом.

– Страдания меркнут просто.

– Да. И страдания находят уже в этом акте появления Бога свое полное оправдание.

– Можно ли Книгу Иова назвать книгой о вере, которая подверглась испытанию и выстояла?

– Да, так и можно сказать, потому что Иов перетерпел страдания, которые, наверное, все-таки на долю одного человека не выпадают. Мы можем найти примеры, когда люди в жизни очень много страдали. И бывало, что теряли веру от меньших страданий. Бывало, что потеря одного любимого человека, родственника, людей приводила к потере веры в Бога и к конфликту с Богом. Здесь Иов все это сумел претерпеть, перенести и произнести замечательные слова, которые стали афоризмом.

Когда жена ему предложила похулить Бога и умереть, он сказал: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» «Господь дал, Господь и взял… Да будет имя Господне благословенно!» Это замечательные слова. И потому даже если какие-то проявления ропота, упадка духа мы и видим в других речах Иова, вот в этих словах квинтэссенция его мироощущения, и это полностью его оправдывает.

– Почему Книга Иова имеет непреходящее значение?

– Потому что проблемы, которые там затронуты, одинаковы для всех людей независимо от народа, расы,  эпохи, цивилизации. Мы все люди, мы все испытываем в жизни те или иные скорби, страдания. И отношение к страданию – это один из тех поворотных пунктов, которые показывают, в каком отношении мы находимся к делу своего спасения.

Если мы способны принять страдание со смирением, покорностью, с верой в Промысл Божий, то это, несомненно, служит нашему спасению, а если мы начинаем роптать, сомневаться, если начинаем тем более, не дай Бог, хулить Бога, это сразу же нас отторгает от Господа. Страдание – это, можно сказать, такое краеугольное положение человеческой жизни, пограничная ситуация, когда проявляется то, что человек представляет собой на самом деле.

Пока у человека все хорошо, он может казаться вполне благочестивым, респектабельным христианином. Но как только с ним происходит что-то по-настоящему серьезное, вот тут мы и видим, что в нем главное, внутреннее, а что – наносное. Поэтому Книга Иова для нас своего рода учебник того, как надо себя вести в подобных ситуациях.

И можно вспомнить в этой связи высказывание Феофана Затворника о том, что если тебя постигли какие-то скорби, прояви терпение, смирение перед Богом, потому что если ты будешь роптать, скорбь от этого никуда не денется, а вот плода – награды, которая могла бы тебя за это все утешить, ты из-за ропота лишаешься. Поэтому даже с точки зрения целесообразности нужно в таких ситуациях проявить покорность Господу, терпение, и это обязательно вознаградится.

– Какое место сатаны в страданиях рода человеческого? Что мы видим в прологе Книги Иова?

– Мы видим, что сатана пришел к Богу среди прочих сынов Божьих. Сынами Божьими тут называются ангелы. По природе своей сатана тоже является ангелом. И каким-то образом, вероятно, в тот период он еще имел доступ к этому сообществу ангелов и мог являться перед Господом.

Есть разные объяснения этого диалога. И особенно обращают на себя внимание слова Самого Бога, потому что Он первый заводит речь об Иове. Он спрашивает, где был сатана; тот отвечает, что обошел всю землю, и тогда Господь его спрашивает: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова?» Получается, что Сам Господь как бы его выводит на эту тему, Он Сам и заводит весь этот разговор. И мы видим, что сатана был к этому разговору готов.

– Еще как.

– Да! Он, вероятно, давно уже вынашивал какие-то планы по поводу Иова; Господь это заметил. Поэтому не нужно думать, что Господь был инициатором этих скорбей Иова. Нет, сатана давно хотел навредить Иову, и из его слов видно, что Бог оградил Иова со всех сторон, потому он такой благочестивый, и сатана не может ничего плохого ему сделать, ничем не может ему навредить, поэтому Иов так Богу и благодарен.

Просто мы видим уже конец всей этой истории. На самом деле жизнь Иова долго продолжалась. И Господь, зная всю эту подоплеку, разрешает сатане последовательно наносить Иову различные скорби, но мы видим, насколько это все дозированное. Сатана может нам навредить ровно настолько, насколько Господь ему попускает, не более того.

Как бы он ни хотел нас уничтожить, он может сделать только то, что Господь ему разрешает в этот конкретный момент нашей жизни. А уже вопрос, почему Господь это допускает, может по-разному освещаться. В любом случае сатана является здесь началом завистливым, он стремится всячески очернить и осквернить человеческую добродетель. Но в данном случае у него это абсолютно не получилось.

– Также интересно, что сатана вызывал Бога сделать злое Иову, а Бог это предоставил лукавому.

– Да, он именно такое предложение озвучивает, причем гарантирует, что если это произойдет, тогда Иов будет Бога хулить, а не прославлять. Поэтому сатана был именно  посрамлен в этой ситуации, он был не просто разочарован. А это для него было настоящим поношением, нечто сродное тому, что мы видим в житиях новозаветных святых, которых мы и прославляем как победителей дьявола.

– Иов ропщет и вызывает Бога на суд. Насколько это допустимо – роптать в страданиях и прибегать к суду Божьему?

– Настоящего ропота мы все-таки здесь не видим. Мы чувствуем, что в этих речах Иова (даже в тех, которые буквально балансируют на грани, когда он упрекает Бога, что Он не делает различия между грешником и праведником, что Он авторитарно управляет этой вселенной), в том, как он это все выражает, все равно звучит его любовь.

Это похоже на то, как если бы сын, который любит своего родного отца, начал с ним о чем-то говорить, пытаясь доискаться до какой-то правды в вопросе, который ему непонятен. То есть ясно, что его сыновняя любовь никуда не исчезла. Он именно потому и позволяет себе такие резкие выражения, что всецело предан Богу, потому что он всецело находится на Его стороне.

И когда Господь является, то как раз Иова Он не упрекает за произнесенные им довольно жесткие формулировки. Он упрекает друзей Иова за то, что они неправильно говорили, хуже, чем раб Его Иов. Господь даже им говорит, чтобы они попросили Иова  помолиться за них, чтобы им не снискать Божественного наказания за то, что они фактически говорили неправду.

– Будет ли воздаяние за страдания?

– Конечно, будет. Есть даже такое высказывание у Иосифа Бродского: «Из   массы  доступных  нам  добродетелей  терпение,  дорогой  читатель, знаменито  тем, что вознаграждается чаще  прочих.  Более того, терпение есть неотъемлемая часть всякой добродетели. Что  есть добродетель  без терпения? Просто  хороший  характер». 

А вот если человек, несмотря на внешние противодействия, препятствия, какие-то искушения, все равно проявляет устойчивость в доброделании, то это уже чистая добродетель, которая испытана; она как «золото, огнем очищенное» – вот такой есть образ в Священном Писании. Поэтому если человек претерпевает страдания, это всегда  вознаградится, а если это невинные страдания, то тут будет сугубая награда.

Очень хорошо об этом писал в свое время профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Тареев: что максимальная слава Божья, достигаемая в земных условиях, проявляет себя в невинных страданиях. Потому что легко Бога славить, когда у тебя все хорошо, это естественно для человека – поблагодарить Господа за то, что Он нам дал.

А вот когда нам плохо, когда мы испытываем страдания и, пересиливая себя, все-таки Господа благодарим и славословим, тогда  достигается наивысшая, наибольшая, предельная слава Божества (насколько это возможно в земных условиях).

– Из Книги Иова мы видим, что Господь воздает Иову в этой же жизни – вдвойне ему возвращает имущество, однако не дает детей вдвойне. Здесь, может быть, намек на то, что умершие дети Иова не окончательно потеряны?

– Конечно, мы это должны сразу переносить в эсхатологическую перспективу. У Иова было семь сыновей и три дочери, все они погибли. Когда его страдания закончились, он исцелился и опять стал богатым человеком, у него опять родилось семь сыновей и три дочери. Достоевский очень интересно замечает по этому поводу, что, конечно, богатство ушло и опять пришло, здоровье было потеряно и снова может быть восстановлено, но дети-то – это уже другие люди! Те-то дети уже умерли, их уже не вернешь.

Но это человеческий способ мышления. Мы понимаем, что в жизни будущего века он будет общаться с ними со всеми, для них он по-прежнему будет отцом, они будут его любимыми людьми, и общение его с ними будет иметь бесконечное продолжение. Поэтому Вы очень правильно заметили, что Господь дал ему других детей, но и те тоже для него останутся родными детьми, с которыми он уже сейчас воссоединился в райских обителях, а после воскресения из мертвых это будет уже полноценное общение в преображенном теле.

– Какую роль эта книга сыграла и играет в мировой культуре?

– Огромную роль. Наверное, это одна из самых востребованных и популярных книг в мировой культуре, особенно для философов. Мы можем вспомнить и Сёрена Кьеркегора, и Льва Шестова, и Николая Бердяева, и многих других, которые к этой книге обращались, находили в ней вдохновение для своего творчества и какие-то ответы на вопросы своей личной жизни и философской биографии.

Книга Иова неисчерпаема по своему творческому потенциалу, по тому вдохновению, которое она способна сообщить. И множество прекрасных живописных полотен написано на эту же тему. Так что, думаю, сколько будет существовать человечество, всегда найдутся творчески одаренные люди, которые будут находить какие-то новые грани в этом бессмертном произведении.

– Следует ли читать и перечитывать эту книгу?

– Конечно, следует. Это укрепляет человека в вере, обогащает нас познанием Промысла Божьего. И вообще эта книга очень высокого художественного уровня, она написана прекрасным языком – даже в переводе это заметно. Думается, что если человек будет с ней знакомиться, особенно в скорбных жизненных обстоятельствах, то через это Господь может человека укрепить.

И пример тех людей, которые сделали это до нас, доказывает, что Священное Писание в целом и эта книга в частности обладают непосредственным благодатным воздействием на человеческое сердце. Поэтому здесь дело даже не в убедительности логических аргументов, а в том, что Сам Господь общается с нами через этот богодухновенный текст.

– И как итог: как относиться к страданиям, окружающим нас?

– Есть один очень любопытный момент в человеческой жизни. Справедлив принцип: наказания без вины не бывает. Если человек испытывает какие-то страдания, в подавляющем большинстве случаев мы можем найти причину этого, она даже находится где-то неподалеку. Если мы более-менее знаем этого человека, мы понимаем, что привело его к этим страданиям. Но все-таки мы не должны этого человека судить и говорить: «Поделом ему! Так ему и надо! Он это заслужил».

Господь Сам знает, почему с ним это произошло. Да, возможно, это логическое следствие его грехов, страстей, ошибок, но даже если мы к заслуженно страдающему человеку проявим сострадание и милосердие, то поступим правильно. Об этом пишет преподобный Исаак Сирин – о том, что более всего нас уподобляет Богу милосердие и сострадание. И мы можем вспомнить, что всегда у нас на Руси люди очень любили помогать арестантам, которых проводили по этапу через селения. Люди выходили, выносили им пищу, одежду. Спрашивается, зачем помогать преступникам, которых государство справедливо осудило, изолировало от общества, то есть принесло нам благо? А вместе с тем проявление вот такого милосердия и сострадания  и есть доказательство подлинно христианских чувств, которые живут в наших душах.

– Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и насущную библейскую беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры! Божьей вам помощи! Ангела- хранителя! Христос воскресе!

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 22 сентября: 00:30
  • Понедельник, 23 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 29 сентября: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы