Преображение (Одесса). Что было бы, если бы Христос не воскрес?

29 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Христос воскресе, дорогие братья и сестры! В эти светлые, радостные дни Святая Церковь торжественно отмечает Светлое Христово Воскресение. Однако что было бы, если бы Христос не воскрес? Об этом и пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое смерть?

– Смерть – это расторжение союза души и тела, это противоестественное явление в человеческой жизни. Именно поэтому смерть страшна для каждого из нас. Как об этом писал в свое время святой Игнатий (Брянчанинов), мы живем так, будто бы должны жить вечно. То есть внутри нашей души есть чувство, что мы бессмертны, хотя каждый из нас прекрасно понимает, что рано или поздно он должен умереть. Чувство вечности является для нашей души вполне врожденным, естественным, потому как душа действительно обладает бессмертием. Но, к сожалению, о теле этого сказать нельзя. На сегодняшний момент мы видим, как смерть выдергивает из наших рядов людей. Это путь всея земли, мы все там будем. Но внутри своей души, в глубине сердца мы все равно не можем с этим смириться. Мы понимаем, что, хотя это повсеместное явление и этого никак нельзя избежать, есть в этом какая-то глубокая несправедливость, какая-то трагедия. Когда мы с этим сталкиваемся, то всякий раз понимаем, что только в Боге находим разрешение этой проблемы.

– Как смерть вообще вошла в жизнь, в мир? Ведь сказано в Писании, что Бог не сотворил смерть.

– Да, Бог смерти не сотворил. Она вошла в мир вследствие грехопадения наших прародителей, как об этом пишет святой апостол Павел. Одним человеком грех вошел в мир, а грехом – и смерть, потому что в нем все согрешили. Наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь в раю. Эта заповедь влекла за собой следствие, о котором Господь заранее предупредил: «В день, в который вкусите плодов древа, смертью умрете». И смерть теперь постигла не только самого Адама и его супругу Еву, но и всех их потомков. Как из зараженного источника течет зараженный поток, так и от прародителей, которые в себе имели это греховное повреждение природы, рождается поврежденное грехом и подвластное смерти потомство.

– Однако Бог ведь обещал возвращение бессмертия человечеству?

– Да, Господь, зная немощь человеческого естества, оставил нашим прародителям надежду на избавление от этого оброка смерти. Это текст из третьей главы Книги Бытия, что святые отцы называют Протоевангелие, то есть первое благовестие. Господь говорит, что семя жены сотрет главу змия – того самого змея, который искусил Еву, предложил вкусить запретный плод. Именно он явился непосредственным побудителем к совершению этого проступка. Мы не знаем, как бы сложились обстоятельства, если бы он не искусил так хитро и коварно наших прародителей, прежде всего Еву. Но Господь обещает, что произойдет чудесное избавление.

Уже древние святые отцы на это обратили внимание: если говорится, что семя жены сотрет главу змия, значит, имеется в виду сверхъестественное, девственное зачатие и рождение. Ведь у жены семени нет, это мужская принадлежность. Потому, если Господь все-таки употребляет такое выражение, значит, имеется в виду нечто особое, чудесное и сверхъестественное, что и исполнилось на Пресвятой Богородице Деве Марии.

– Господь выбрал определенный образ, через который проложил путь воскресения всех нас – домостроительство. Что это за путь, что это значит?

– По-гречески это называется «икономия», в переводе на славянский буквально «домостроительство». Это Промысл Божий о спасении человеческого рода, который воплощался в жизнь постепенно. Не сразу Господь совершил наше избавление. Если мы возьмем библейскую хронологию, то увидим, что 5508 лет прошло от сотворения Адама до того, как родился Спаситель мира Христос. Боговоплощение – это великая тайна. Не случайно апостол Павел так об этом и говорит: «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти». Чем отличается тайна от загадки? Тем, что ее невозможно отгадать. На любую загадку есть разгадка. Если это тайна, это будет тайной навсегда. Она не может быть постигнута человеческим разумом. Мы должны с этим смириться. Мы не понимаем до конца, почему именно такой способ нашего спасения избрал Господь, почему Он решил стать таким же человеком, как мы; почему нельзя было это сделать как-то иначе, без таких страшных, жутких страданий, которые Господь претерпел.

Вместе с тем мы можем вспомнить святоотеческое мнение, которое принадлежит, в частности, преподобному Максиму Исповеднику, что Боговоплощение в нашем материальном мире по замыслу Божию должно было состояться в любом случае. Но если бы прародители в раю не согрешили, то это воплощение было бы безболезненным, оно не было бы сопряжено с кенозисом, страданиями Господа. А так, к сожалению, это трагическая реальность: смерть и страдание неправды, греха, подвластности смерти и дьяволу – все это пришлось Господу иметь в виду на момент воплощения, и Он был готов к тому, что Ему придется перенести очень жестокие страдания ради того, чтобы достичь изначальной цели – обожения человеческого естества и соединения с Собою того человеческого рода, который Он изначально для Себя и создавал.

– Христос воскрес, и этим побеждена смерть, уврачевана человеческая природа. Было ли предсказано это в Ветхом Завете, были ли пророчества о воскресении Христовом?

– Да, у нас есть мессианские тексты, в которых говорится о воскресении Самого Мессии, а также о воскресении мертвых – всеобщем, последнем, которое наступит при конце истории в последний день. Эти тексты Церковью были собраны; они последовательно читаются в Великую Субботу, когда все верующие уже ожидают скорого празднования Воскресения Христова. Читаются паремии, отрывки из Ветхого Завета, когда мы слышим о случаях воскрешения мертвых в Ветхом Завете, которые были совершены, в частности, пророками Елисеем, Илией. Мы слышим пророчества Иезекииля о том, как целое поле, усеянное сухими костями, вдруг начинает оживать, кости обрастают плотью, кожей и становятся живыми людьми.

Ну а самый яркий прообраз воскресения Христова, который Сам Господь применительно к Себе называл, – это образ пророка Ионы, который три дня и три ночи был во чреве кита. Можно было ожидать, что это для него уже точно верная смерть, что там, на глубине морской, он окончит свои дни. Но нет, по Промыслу Божию это животное (или большая рыба, сейчас трудно сказать, что это был за кит такой, но в любом случае это огромное морское существо) выбросило его из своей пасти на берег. Иона остался жив и продолжил свое служение, поэтому Господь приводил его в пример как прототип, прообраз Своего собственного воскресения. Хотя хронологического полного совпадения здесь, конечно, нет. Иона именно три дня и три ночи был во чреве кита, это трое суток. А Господь, как мы видим по евангельскому тексту, был в царстве мертвых менее полутора суток: вечер пятницы, всю субботу и первые мгновения воскресного дня.

– То есть «зацепил» все три дня.

– Да, но трое суток были реально включены.

– Мы говорим, что Пасха – это праздников праздник и торжество из торжеств. Почему Воскресение Христово – это пик церковного богослужения и православной догматики?

– Это вполне объяснимо, потому что Воскресение Спасителя является основанием для воскресения каждого из нас. Когда мы празднуем Пасху Христову, конечно, мы имеем одновременно несколько разных поводов для радости. Они зачастую у нас сливаются в одно, но можно попытаться дифференцировать, чему именно мы радуемся.

Во-первых, мы радуемся торжеству справедливости. Господь Иисус Христос был поистине безгрешным Человеком, Он был абсолютно святым, в совершенстве исполнил все заповеди, за всю жизнь не сделал ничего плохого. Наоборот, каждый день Он совершал множество благодеяний для людей, это был Богочеловек, Который оставил нам образец для подражания Своей жизнью. Тем не менее нашлись завистники – настолько злобные, нечистоплотные, что подняли на Него свою руку, привели Его на крест и добились Его смерти. Потому, когда Господь воскрес, Он посрамил все их козни, а главное, и козни дьявола, который стоял за спиной всех этих первосвященников, фарисеев, который вдохновлял их на это страшное преступление – богоубийство. Потому мы радуемся, что Господь сумел всех их победить.

Но, наверное, еще большим поводом для радости является то, что если Христос воскрес, то воскреснет и каждый из нас. Мы радуемся не об одном представителе человеческого рода, Который Сам воскрес, можно за Него порадоваться и не более того. Мы знаем, что Господь воспринимает человеческую природу, которая обретает ипостасность именно в Его лице. Таким образом действие воскресения переходит на весь род человеческий.

– На всю природу, скажем так.

– Да. Это как закваска: бросаешь ее в тесто – и сразу все тесто сквашивается. Так и здесь: от одного Господа на нас переходит закон воскресения. Как от одного Адама на всех нас перешел закон умирания, так от одного Господа, Второго Адама, переходит закон воскресения. Мы знаем, что теперь мы точно воскреснем, что нам открыто величайшее поприще вечной жизни с Богом, блаженной жизни, полноценной – не только жизни души за гробом, а именно жизни на новой земле, обновленной, преображенной; жизни с Господом, со святыми, ангелами. Это повод для величайшей радости. И мы радуемся.

– Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение и жития вечного начало.

Как Христос воскрес?

– Как именно произошло чудо воскресения Господа, не видел никто. Нужно с этим смириться, это признать. Не было свидетелей самого действия воскресения Христова. Воскресшим Его видели многие люди. Если всех посчитать, это сотни людей как минимум. А вот тому, как происходило само действие воскресения, свидетелей не было. Но и не могло быть, по существу, потому что Господь Своим телом на момент воскресения находился в закрытом помещении – в пещере.

– Еще и опечатанной.

– Да, она была завалена тяжеленным и огромным камнем, к тому же стояла печать. То есть была, во-первых, полная тьма без проблесков света; во-вторых, это было надежно огражденное от всего внешнего мира помещение. Там находилось тело Христово – нетленное, которое на себе имело раны от гвоздей, от копья, но вместе с тем это было тело животворящее. С этим телом соединяется душа Христова, которая до того сходила в преисподнюю земли для проповеди тем, кто находился в преисподней, в аду, чтобы те люди, которые захотели бы уверовать в Господа и последовать за Ним, могли быть полностью освобождены от власти дьявола. Господь их оттуда выводит. По учению Церкви, в Великую Субботу происходит это важнейшее для всего загробного мира действие.

После того как Господь это совершил, вывел их, Он Своей душой соединяется с телом. После того как это происходит, Его тело обретает новые свойства. У апостола Павла есть целое учение о том, какими будут свойства воскресших тел. Они будут нетленны, сильны, славны, бессмертны. Все эти качества, которые будут присущи духовным телам, будут у каждого из нас после воскресения из мертвых. У Господа тоже было такое тело сразу после воскресения. Поэтому Он беспрепятственно вышел из гроба, буквально сквозь его каменные стены. Далее Он мог оказаться в том месте, где Сам хотел, беспрепятственно. Его тело обретает такие свойства, что в любой момент времени Он мог перенестись в любое место, любую точку земли (а может, не только земли, но и вообще других измерений). Тут мы видим уже явное прославление Господа по человечеству. Ну а Божественная слава была у Него всегда.

– Какие у нас есть доказательства воскресения Христова?

– Мы имеем немало доказательств воскресения нашего Господа. В советское время атеисты пытались оспаривать возможность воскресения Спасителя. Уже тогда наша христианская апологетика выработала целый арсенал таких доказательств, которые мы использовали тогда и можем до сих пор использовать, если в этом будет необходимость. Начать нужно с того, что гроб Господень был пуст. В этом могли убедиться все, это было реальностью. Для первосвященников, фарисеев возникла целая проблема, как это объяснить, поэтому они сочинили легенду, что Его тело украли ученики. Тело Христово во гробе не находится, и оно никогда не было найдено. То есть по факту его нет на земле. Куда же оно могло исчезнуть так бесследно?

– Или покажите тело, или уверуйте в его воскрешение.

– Да, кроме того, как минимум четыре свидетеля говорят о воскресении Христовом – это четыре евангелиста. И хотя это вроде бы не так много, но, например, о жизни Сократа мы узнаем от Платона, Ксенофонта и Аристофана – троих свидетелей. И никто никогда не сомневался в действительности жизни Сократа. А во Христе и Его воскресении, о котором четыре человека пишут независимо друг от друга каждый в своем Евангелии, почему-то некоторые начинают сомневаться.

И есть, конечно, психологический аргумент, который особенно любил использовать покойный митрополит Антоний Сурожский. Он состоит вот в чем. Апостолы Христовы были обычными людьми, с такими же недостатками, как любой из нас, тоже были боязливы, имели инстинкт самосохранения. Когда Христос был арестован, они все разбежались. Только один следовал за Христом – Иоанн Богослов, который поэтому все более подробно описывает. Петр еще следовал издалека, но как только его заподозрили, что он из учеников Господа, он тут же отрекся от этого, причем трижды. А Иоанн Богослов следовал более спокойно; может быть, потому, что был знаком первосвященнику. Его отец был поставщиком рыбы для архиерейского двора, потому у него была определенная гарантия безопасности, своего рода юридический иммунитет от всех возможных преследований. И вот все ученики разбегаются, все боятся за свою жизнь. Вдруг проходит немного времени, и они обретают такое необыкновенное дерзновение, силу слова, вдохновение, решимость идти буквально до концов земли, проповедуя Господа. Откуда в них вдруг произошла такая необыкновенная, разительная перемена? Митрополит Антоний говорит, что это невозможно иначе объяснить, как только вполне реальным и убедительным общением с воскресшим Господом.

– До сих пор у нас есть неоспоримые доказательства воскресения Христова. Первое – это Гроб Господень. Насколько важно сейчас свидетельство Гроба Господня для нас?

– Оно всегда будет важно и убедительно. Гроб Господень – величайшая святыня христианского мира, поэтому так много было всегда войн, борьбы вокруг этой святыни на протяжении истории. Но, во всяком случае, мне один раз посчастливилось, Господь сподобил быть на Пасху в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня. Я видел схождение Благодатного огня, пережил все эти чувства. Это необыкновенный подъем духа! Это такая радость, которая захватывает всех людей, присутствующих там, они все ликуют, радуются, торжествуют. Этот огонь имеет особые благодатные свойства, которые появляются чудесным образом. Первые минуты после схождения огонь имеет сверхъестественные качества: он светит ярким белым светом, при этом не обжигает, не опаляет. Это божественное доказательство чуда воскресения Христова. Я думаю, что этот огонь, наверное, сходил уже с первых лет времен апостольских, после воскресения Господа, именно как конкретное чудесное удостоверение воскресения Господа. А письменные доказательства у нас есть с VI века, уже с этого времени чудо регулярно происходило. Для этого собиралось множество паломников.

Это не единственное чудо Святой Земли. В день Крещения Господня происходит чудо возвращения Иордана, чудо облаков над горой Фавор в день Преображения Господня. Это знаки, напоминания о чудесных событиях земной жизни Христа, которые Господь оставил Своей Святой Церкви. Но из них все же первым и самым важным, которое до конца времен (до пришествия антихриста так точно) будет ежегодно происходить, – это чудо Благодатного огня.

– Апостол Павел часто рассуждает о том, что было бы, если бы Христос не воскрес. Возникло бы христианство без воскресения Христова?

– Это интересный вопрос, который мы можем поставить отвлеченно и рационально об этом порассуждать. Может быть, и возникло бы христианское учение, если мы представим себе, что Иисус Христос был не Богом, не Богочеловеком, а просто человеком, талантливым проповедником, незаурядной личностью, религиозно одаренным мыслителем, который сумел создать столь прекрасное, возвышенное нравственное учение и проповедовать его на протяжении трех лет в Палестине. Если Будда сумел создать мировую религию, будучи обычным человеком, возможно, и здесь тоже бы возникло возвышенное, нравственное, прекрасное учение. Оно было бы, наверное, менее распространено, чем христианство на сегодняшний день, медленнее распространялось бы, но пафос этого учения сам по себе возвышен, прекрасен. У нас нет в мире другого такого учения, настолько замечательного, как христианское. Не исключено, что, возможно, и возникла бы религия, даже мировая, если бы даже Христос и не был Богочеловеком.

Тем не менее была бы одна принципиально важная черта отличия, которая сразу бы оттолкнула некоторых людей от принятия этой религии. Состоит эта черта в том, что, например, Будда в своем учении не притязает на божественный статус. Он никогда о себе не говорит, что он Бог. Он себя назвал просветленным, но не более того. Из слов же Христа  мы ясно можем понять, что он Себя считает Богом, Единосущным Отцу, Единородным Сыном Небесного Отца. Он об этом говорит, на это намекает, Он совершает дела, которые должны это подтвердить. Он обещает, что Он является истиной, воскресением, жизнью, путем ко спасению. Кто верует в Него, даже если умрет, оживет. Он прямо об этом говорит. И вдруг если бы оказалось, что этого не произошло, что Он Сам не воскрес, оказался обычным человеком, то гораздо труднее было бы человеку принять веру в Него, только надеясь, что когда-нибудь в будущем что-то изменится. А так мы уже знаем, что все изменилось. Христос уже воскрес, мы живем уже в другой реальности, в другом мире, не в том, который был до воскресения Господа.

– Апостол Павел говорит, что если бы Христос не воскрес, мы были бы самыми несчастными из людей. Почему?

– К сожалению, до сих пор, хотя мы живем в демократическом обществе, развитом, когда права человека должны уважаться, когда есть общечеловеческие ценности, которые всем понятны, сплошь и рядом зло побеждает добро, несправедливость торжествует, а правда оказывается где-то на задворках. Мы постоянно сталкиваемся с социальной несправедливостью, несправедливостью в личных отношениях. Все это больно ранит наши души. Мы чувствуем, что не можем доискаться правды, добиться истины. Всякий раз, когда нас начинает охватывать уныние от этого, мы можем вспомнить, что, во всяком случае, Христос воскрес. Он Судия, Он воздаст каждому по его делам в будущем, на Своем Божественном Суде. Это дает нам надежду, укрепление наших сил, что правда рано или поздно все равно восторжествует, Господь расставит все точки над «i».

А если бы Христос не воскрес, на что было бы нам надеяться? Если Он не воскрес, получается, Он и не Бог, потому что в Божественный план спасения человеческого рода воскресение было включено как неразрывная, важная часть. Это мы должны для себя учесть. Крест (Голгофа), изведение душ человеческих из ада, воскресение Господа, вознесение, Пятидесятница – это звенья одной цепи. Это единый Божественный план. Поэтому если Христос – Бог, Он должен был сделать все вышеперечисленное. А если Он не Бог, тогда Он умер как обычный человек на кресте, и тогда Он, конечно, и не мог воскреснуть. Тогда мы действительно были бы несчастными людьми.

– И не было бы победы над адом.

– Да, не было бы победы над адом, над смертью, над дьяволом. Весь земной план бытия навсегда оставался бы погруженным во мрак, во тьму и во грех. И вся наша христианская эсхатология, которая говорит о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном Суде, о том, что откроется царство славы для праведников и геенна огненная для нераскаянных грешников, полностью исчезает, растворяется. Если мы представим себе такую страшную картину, это действительно невыносимая мысль.

– Как сильнее приобщиться к вере в воскресение Христово?

– На этот вопрос может быть несколько ответов. С одной стороны, в целом нужно вести более духовную христианскую жизнь. Когда человек изо дня в день живет с мыслью о Боге, старается исполнять заповеди в меру своих сил, каяться перед Богом в своих грехах, старается делать добрые дела ради Христа, посещает храм Божий, то все это исподволь укрепляет в нем веру в Господа и Его воскресение. Но отдельно можно сказать о посещении богослужений – воскресных и пасхальных. Когда мы приходим в храм Божий в любое воскресное богослужение – утром воскресенья или в субботу вечером на всенощное бдение, мы уже слышим тексты, в которых говорится о воскресении Господа, церковные песнопения, которые прославляют Его воскресение. А в пасхальные дни это вообще нечто необыкновенное. Не только Светлая седмица – весь период до Вознесения Господня окрашен в необыкновенно радостные, светлые тона.

Если человек в это время чаще будет приходить в храм, участвовать в службе, приобщаться Святых Даров (особенно приобщаться Святых Даров), то всякий раз он будет переживать эту Пасху в своем сердце. Не случайно первая молитва, которую мы читаем после причастия, – пасхального характера (те, которые мы читаем по Служебнику как священники): «Воскресение Христово видевше…» Эти пасхальные тропари, песнопения пусть и не в той степени, как на саму Пасху, но хотя бы в отдаленной все равно в нас воскрешают эти самые прекрасные, радостные чувства.

– Почему христианин должен всегда помнить о воскресении Христовом?

– Во-первых, это является одним из критериев нашего православия. В свое время преподобный Серафим Саровский говорил помещику Мотовилову, что в последние времена даже архиереи впадут в такое нечестие, что основному догмату христианской веры веровать уже не будут, будут сомневаться, воскрес ли Христос. Думается, что каждый раз, когда мы утверждаем, что Христос воскрес, когда мы эту веру вновь и вновь обновляем в своем сознании, в своем душевном ощущении, это уже нас приобщает к самому факту воскресения.

Есть такая особенность церковных праздников: мы вспоминаем событие, которое было очень давно, но оно имеет настолько непреходящее значение, что в день, когда мы его отмечаем, оно как будто бы заново переживается. Это какая-то трансвременная реальность, она буквально является вечной. Такое впечатление, что мы, приобщаясь к этой радости воскресения, в какой-то степени к нему приближаемся; хотя бы на шаг, но становимся ближе, становимся наследниками светлого воскресения. А это ведь самое важное для нас: когда Господь нас воскресит, чтобы мы оказались от Него по правую руку, чтобы Он нам подал Свое благословение и вечную жизнь.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 22 сентября: 00:30
  • Понедельник, 23 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 29 сентября: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы