Преображение (Одесса). Ночная молитва

11 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Молитва – это меч духовный. Молиться необходимо всегда – и днем, и ночью. Именно о ночной молитве пойдет речь в сегодняшней программе. Почему необходимо молиться?

– Молитва – это беседа души с ее Создателем. Когда мы молимся Господу, мы вступаем с Ним в общение. И хотя Господь и так знает все наши нужды даже до того, как мы Его о чем-то попросим, тем не менее, когда мы сами к Нему обращаемся, мы проявляем смирение, послушание, любовь к Богу, терпение в молитве, если она не сразу исполняется. Это те качества, которые украшают душу каждого христианина. Господу приятно и угодно, когда мы чаще к Нему обращаемся с молитвой. Нередко бывает так, что человек, который привыкает к молитвенному деланию, от этого получает даже большую пользу, чем от исполнения прошений своих молитв.

– Какими молитвами призван молиться христианин в течение дня?

– У нас много молитв. Сейчас издаются объемные, толстые молитвословы, в которых можно найти молитвы на любые случаи жизни… 

– На всякую потребу.

– Да, там идет настолько удивительная дифференциация, что порой диву даешься, насколько много предусмотрено всяких случайностей, и на каждую есть отдельная молитва. Но по большому счету есть самое главное молитвословие, которое мы обязаны ежедневно исполнять. Это утреннее правило, вечернее правило, молитва «Отче наш», которую надо всегда читать перед едой, благодарственная молитва после еды и молитва Иисусова, которую мы должны произносить на протяжении всего дня либо вслух, либо мысленно. Таким образом, идеальным положением вещей должно быть то, чтобы мы пребывали в непрестанной молитве. Апостол Павел этому учит: непрестанно молитесь. Если христианин может добиться такого положения вещей, чтобы он всегда помнил о Боге, всегда свой разум обращал к Нему с молитвой, то это уже большой шаг на пути к духовному самосовершенствованию, к праведности и даже к святости.

– Что всегда следует помнить во время молитвы?

– Возможно, самое главное – помнить о Божественном присутствии. Если мы обращаемся к Богу с молитвой, то должны понимать, что идеальная ситуация – если наша молитва будет услышана. Представим себе, что мы обращаемся к Богу – и Он это слышит. Мы должны быть готовы к тому, что Бог это услышит. Соответственно, мы должны пребывать в таком состоянии, чтобы Бог, Который слышит нашу молитву в этот конкретный момент, нас не застал врасплох. Чтобы не получилось так, что мы читаем молитву, а думаем при этом совершенно о другом, о каких-то суетных вещах. К стыду, наверное, любой из нас должен заметить, что такие ситуации бывают: мы читаем правило и при этом ловим себя на мысли, что наш разум улетел куда-то далеко, мы думали совсем не о том, о чем читали в настоящий момент. Такого быть не должно. Святитель Феофан Затворник в таких случаях учил вернуться к тому месту, где было утрачено внимание, и опять заново читать ту же самую молитву. Лучше прочитать меньше, но как положено, вслух, торжественно. А не так, что вроде бы формально правило прочитали, но при этом на самом деле обдумали массу мирских суетных вещей, о которых вполне можно было подумать после молитвы.

– Как насчет ночной молитвы, насколько она необходима для духовной жизни?

– Многие недооценивают роль ночной молитвы. Думают, что есть время светлое, дневное для всех дел человеческой жизни, в том числе и для молитвы. Но многие святые отцы отмечали особую роль ночной молитвы. Это подвиг аскезы. Один из подвигов, в которых мы можем подвизаться с большой духовной пользой. Какое-то время ночи весьма желательно отводить для общения с Богом.

Бывает порой так, что мы работаем допоздна, поэтому приходится вечерние молитвы, на сон грядущим, читать фактически ночью, а не вечером. В таком случае они превращаются тоже в ночную молитву. Но бывает и так, что мы много трудились днем и хочется лечь спать пораньше, часов в десять; ясно, что это еще не ночь, это вечер, еще много шума вокруг, на улице жизнь еще продолжается. В таких случаях было бы очень хорошо, чтобы человек проснулся в ночное время (где-то в 2-3 часа ночи), чтобы какое-то время посвятить Господу. Либо прочесть конкретное молитвословие, либо положить земные поклоны с молитвой Иисусовой, либо что-то сделать такое, что прямо бы относилось к духовному деланию. Вот это будет уже особый подвиг, понесенный ради Христа. Не по обязанности, потому что таких правил у нас нет нигде, они не прописаны. Это будет уже личное добровольное делание христианина. Но оно обязательно вознаградится.

– Что говорит Священное Писание о ночной молитве?

– Уже в Ветхом Завете мы можем найти указание в Книге Исход: это ночь бдения Господу, например. Кроме того, в Новом Завете у апостола Павла находим указание на то, что христиане должны проводить время в бдениях, пощениях. По умолчанию, по контексту речи понятно, что под бдением имеется в виду ночная молитва. Особенно в Первом послании к Тимофею, когда он пишет об истинных вдовицах, он говорит, что они должны молиться Господу день и ночь. Ночь отмечается отдельно.

– Есть ли в Евангелии примеры ночной молитвы Спасителя?

– Разумеется. Любой, кто читал Евангелие полностью хотя бы раз, может вспомнить несколько таких случаев, когда Господь удалялся от Своих ближайших учеников, чтобы пойти, например, на гору помолиться. В Евангелии от Луки говорится, что Он проводил целую ночь в молитве. Для него это было потребностью. Очень хорошо об этом пишет в своей последней книге, в шеститомнике «Иисус Христос. Жизнь и учение», митрополит Иларион (Алфеев): что для Господа это было правилом жизни – молиться по ночам, в уединенных местах, по возможности на каких-то возвышенностях – на горах, холмах, где Он ощущал особую близость к Богу Отцу. Он молился ночью, никем не отвлекаемый. Это была молитва особенно теплая, сильная. Для нас это является примером. Если Сын Божий Единородный нуждался в том, чтобы по человечеству проводить ночные периоды в молитве с Богом, то тем более и любой из нас должен тоже к этому стремиться, находить для этого время и силы. Если бы это не было важным для нас деланием Господа, об этом не говорилось бы так много в канонических Евангелиях.

– Для Православной Церкви очень важно Предание и именно мнение святых отцов. Что говорят отцы древности о ночной молитве?

– Меня особенно впечатляют высказывания об этом преподобного Исаака Сирина, который, на мой взгляд, является одним из величайших христианских аскетов за всю историю Церкви. Он, кроме того, умел выразить свой духовный опыт в очень точных и правильных высказываниях, в богословии. Он говорил, что никакое иное монашеское делание по важности не сравнится с ночной молитвой, что обязательно нужно находить время для того, чтобы подвизаться в ночной молитве, потому что именно ночью ум подвижника легче всего воспаряет к Богу, совлекается ветхого человека, преображается, просвещается Божественным светом. Радость от ночной молитвы, как он пишет, освещает весь предстоящий день жизни человека. Есть прямая связь между молитвой ночной и в целом образом жизни человека. Если он ночью потрудился ради Господа в молитве, в бдении, поклонах, то следующий за этой ночью день его жизни Дух Святой будет гораздо ближе к его сердцу и духовная радость будет освещать его изнутри. Так что он, казалось бы, должен потерять силы из-за ночной молитвы, он где-то недоспал, а оказывается наоборот: эти силы прибавляются, потому что Сам Господь человека укрепляет.

– Возник интересный вопрос: каким образом нам нужно проводить ночную молитву – при свете лампы или при светильнике?

– Думаю, опыт наших великих святых отцов нам подсказывает, как мы должны поступать в таком случае. Большинство наших великих святых жили в то время, когда не было электричества; они не могли включить ни лампочку, ни светильник, ни торшер. Молились либо в полной темноте, либо при свете лампадки,  свечи или лучины. То есть это был очень ограниченный источник света. Я думаю, что лампадка чаще всего имела место в тех случаях, если речь шла о подвижниках, живших в монастырях. Допустим, Серафим Саровский скончался перед иконой Божией Матери, лампадка горела перед этой иконой, и у него начала даже тлеть одежда из-за того, что свеча была у него в руке (насколько я помню).  

Те подвижники, которые жили в пустыне, скорее всего не имели и такого источника света. Где бы они набрали столько средств, чтобы постоянно доливать масло в лампаду или покупать свечи? Ясно, что с этим у них могли быть проблемы. Поэтому либо свет луны, звезд давал им освещение во время ночной молитвы, либо, если это была безлунная ночь, они молились в темноте. Внутренний Божественный свет освещал их разум. Я думаю, что человек, который искренне верит в Бога и в Божественный Промысл о себе, не боится темноты. Поэтому освещать вокруг себя пространство для христианского подвижника нет особой необходимости. Единственной мотивацией иметь источник света, когда мы молимся ночью, может быть то, если мы молимся по книге. В таком случае понятно, что нам нужно освещение, чтобы читать. Но в таких случаях было бы лучше, если бы это был локальный источник света, чтобы вы не включали стоваттные лампы в своей квартире, чтобы по возможности сохранялась атмосфера ночной, уединенной, спокойной молитвы.

– Есть ли рассуждения о ночной молитве святых нашего или близкого к нам времени?

– Отец Иоанн Кронштадтский оставил очень интересное рассуждение на эту тему. Он уже фактически современник, это начало ХХ столетия. Он писал о том, что ночь – особенно благоприятное время для того, чтобы душа могла получать впечатления из духовного мира. Здесь, правда, обоюдоострая ситуация. Это как монета, у которой две стороны. Для подвижника благочестия те впечатления духовного мира, которые он получает, как правило, духовные, божественные, святые, ангельские. Поэтому это время для молитвы особенно благоприятно. Но по-другому это для грешников нечестивых, для людей, которые свою жизнь проводят в греховных страстях…

– Не зря клубы называются ночными.

– Да, и есть специальные места, где они могут полностью предаться удовлетворению своих страстей. У них не получилось бы даже днем с такой полнотой предаваться страстям, как они это могут сделать ночью, потому что бесы им способствуют в этом. Духовный мир падших духов тоже приближается к человеку в ночное время. Поэтому если мы члены Церкви, если мы православные христиане, то должны это время использовать себе во благо, пользуясь теми преимуществами, которые нам в молитве предоставляет ночь.

– Климент Александрийский еще в древности сказал, что христианин должен бороться со сном. Какое правило может принимать на себя мирянин для ночной молитвы?

– Пределов этого правила никто не может поставить для мирянина. Если есть какие-то уставы в Церкви, то это монашеские уставы, и то в каждом монастыре свой устав. Что касается правила для мирян, есть два главных руководящих правила для каждого человека. Во-первых, его личный духовный опыт. Он должен почувствовать, какова вообще мера его сил, каковы его возможности, сколько времени он может посвятить ночной молитве и насколько у него хватает внимания для ночной молитвы. И сообразовывать с этим то или иное правило. А другой момент связан с первым – это руководство духовника, помощь духовного отца, к которому всегда можно обратиться, спросить у него, что он считает нужным, что бы он посоветовал, какое ночное правило в молитве лучше читать.

Думаю, равновесие двух этих факторов определит для человека именно тот порядок ночной молитвы, который для него будет оптимальным. Есть люди, которые вообще страдают бессонницей, и для них это великое благо – заняться какой-нибудь длительной молитвой, почитать продолжительный акафист, каноны, Евангелие, выразить собственные прошения. Ему это только поможет какое-то время отдохнуть, поспать, после того как он потрудится. А другой человек ночью спит очень хорошо, и для того чтобы ему хотя бы полчаса или двадцать минут не поспать на протяжении глубокой ночи, нужно себя понуждать с полным напряжением сил. Ясно, что нужно исполнить даже в эти двадцать-тридцать минут те молитвословия, которые в это время удобно вписываются. Это могут быть и краткие молитвы, которые, многократно повторяясь, займут у него именно это время.

– Следует ли брать благословение у священника на ночную молитву?

– Полагаю, что да. Потому что ночная молитва – это уже особый духовный подвиг. Не обязательный, не вынужденный, не регламентированный…  Он необязателен для каждого члена Церкви, у нас нет в молитвослове указаний, что мы должны молиться ночью в такое-то время такими-то молитвами. Каждый это решает сам для себя. Поэтому есть большое искушение (когда человек понимает, что, молясь ночью, он делает нечто сверхдолжное) впасть в гордость, когда человек возомнит о себе, что он особый подвижник...  Это, конечно, может быть предлогом для того, чтобы гордость, тщеславие, надмение и прочие связанные с этим страсти развивались в нем.

Чтобы такого не произошло, лучше смиренно, спокойно взять благословение у духовника.  Сознание, что это делается по благословению авторитетного духовного лица, уже в какой-то степени смиряет человека. Он уже понимает, что он это делает за послушание. Он это согласовал. Даже если это была его инициатива, она получила одобрение, и теперь это уже не какое-то самочинное мероприятие, а то, что получило благословение Божие через священнослужителя. Я думаю, это очень правильно и разумно.

– При этом какова польза от ночной молитвы и чем она отличается от пользы дневной молитвы?

– Ясно, что и днем молиться нужно, никто этого не отменял. И большая часть наших молитв все равно будет читаться днем. Наконец, надо вспомнить, что у нас и церковное богослужение совершается в дневное время – либо утром, либо вечером. Ночью мы служим редко. Хотя ночные богослужения очень популярны в народе. Я замечал, что когда служится ночная литургия, люди приходят на нее с огромным желанием. Даже приезжают на машинах…

– Энтузиазм.

– Да, есть какое-то воодушевление, энтузиазм, чтобы присутствовать именно на ночной литургии. Это прекрасно. Но это бывает сравнительно нечасто. Да, в некоторых обителях, монастырях ночные литургии служатся более-менее регулярно, но в приходских храмах, как правило, это исключение из правил. Поэтому когда человек молится ночью, он пользуется теми преимуществами, о которых мы сказали. Он может помолиться в тишине. Даже если живешь на десятом этаже, то разница поразительная между дневным временем и ночным, между уровнем шума снаружи. Бывает, стоит ручку уронить на пол ночью, и такой раздается звук, что думаешь: наверное, сосед внизу это услышал. А днем можно гантель ронять, и думаешь: ничего страшного, сейчас кругом все звенит и гремит, трамваи ездят по улице, самолеты летают над головой...

В этом плане совершенно иная реальность. Именно даже само восприятие реальности ночью другое. Днем как бы заряжен на обычные мирские дела. Понимаешь, что у тебя широкий круг обязанностей, тебе нужно с ними справиться, поддерживать определенный жизненный тонус, ритм этого дня, чтобы успеть все сделать. Поэтому твой настрой вообще с молитвой согласуется лишь отчасти. Понятно, что нужно прочитать утренние, вечерние молитвы… Да, мы их читаем, но все равно ощущаем, что это не совсем то.

И вот когда ночью мы молимся Богу, это совершенно иная ситуация. Тогда тишина внешняя: ничто нас не отвлекает, не напрягает. И тишина внутренняя вместе с тем. Вот тут, возможно, даже есть какая-то трудность, потому что человеку современного мира бывает трудно остаться наедине с собой. Я уже не говорю: наедине с Богом. Даже с самим собой в тишине человеку бывает трудно пребывать. Почему очень многие люди постоянно, где бы ни находились, включают то приемник, то магнитолу (в машине), чтобы играла музыка, чтобы что-то их сопровождало. Им это нужно как поддержка, как отвлечение от внутренних проблем. Но если ты встал ночью на молитву, тут уже все твои глубоко сидящие проблемы всплывают. И понимаешь, что есть только одно решение этих проблем – попросить у Господа, чтобы Он Сам тебе помог, как это правильно понять, что предпринять, чтобы что-то исправить прежде всего внутри себя. Потому что большая часть наших внешних проблем истекает из проблем внутренних – от наших страстей, от нераскаянных грехов. Эта внутренняя углубленная духовная работа в подавляющем большинстве случаев удается именно ночью, а не днем.

– Можно ли вместо ночной молитвы читать в ночное время Священное Писание? Или это все-таки время молитвы?

– Читать Священное Писание можно в любое время – и днем, и ночью. Нет запрета на чтение Священного Писания ночью. Мы знаем, что во многих монастырях есть даже Неусыпаемая Псалтирь, которая потому так и называется, что есть монахи, которые в свою череду читают Псалтирь ночью. Они не спят, а читают Псалтирь час или два подряд. Если можно читать Псалтирь, а это часть Священного Писания, то можно читать и другие книги Священного Писания ночью. Но есть один нюанс. Святые отцы говорят: когда мы молимся, мы беседуем с Богом; когда мы читаем Священное Писание, то Бог беседует с нами. Это уже обратная связь. Я думаю, в этом случае, как и во многих других, справедливы слова Спасителя: надо и это делать – и того не оставлять. Поэтому ночью можно читать  Священное Писание.  Особенно если не было времени почитать его днем, то вполне можно почитать главу из Евангелия или из любой библейской книги, но это не может быть заменой молитвенного обращения ко Господу.

– Какие могут быть искушения во время ночной молитвы?

– Наверное, они даже должны быть. Если мы признаем, что сатана – враг нашего спасения, что он завидует спасению человеческому, всячески старается осквернить любой наш духовный подвиг, чтобы мы утратили духовную пользу от своей аскезы, то к молитве это относится в первую очередь. Какие он может сотворить искушения при ночной молитве? Это могут быть страхования. В житиях многих святых мы встречаем, что страхования бесовские были именно при ночной молитве, причем в самых разных ситуациях. Преподобный Сергий Радонежский по ночам молился в храме, который сам построил в монастыре, и даже туда вторгался сатана со своими страхованиями. Ясно, что тем более это может быть в домашних условиях.

Все-таки мы не на той ступени духовного совершенства, как преподобный Сергий или преподобный Серафим, но на уровне наших ощущений, воспоминаний, предчувствий это все сатана может совершить, чтобы  сотворить какое-то беспокойство в нашей душе, какую-то тревогу. Кроме того (и это, может быть, бывает даже чаще), сатана искушает подвижника ночью желанием сна. Вроде бы спать особо человеку и не хотелось, но как только он решил помолиться, тут его начало сразу клонить в сон. Это бесовское искушение. Лень нас часто одолевает. Мы понимаем, что надо встать, положить земные поклоны, почитать молитвословия, но кажется: «я и так сегодня много потрудился, был сегодня на службе, может быть, в этот раз пропущу, необязательно вставать». Это тоже, конечно, искусительные помыслы. Это самые простые механизмы бесовского действия на наш разум, нашу душу. Надо к этому быть готовыми. Надо понимать, что если мы сумеем это преодолеть и все-таки вознесем ночную молитву Господу, то обязательно, причем в скором времени,  убедимся, что Господь этот подвиг оценил, что молитва наша была услышана и так или иначе она принесет нам пользу и духовную, и даже, может быть, материальную.

– Могли бы Вы кратко назвать основные принципы молитвы, как необходимо молиться?

– Основные принципы молитвы давно уже озвучены святыми отцами нашей Церкви. Проблема в том, что мы их часто забываем, когда становимся на саму молитву. Мы понимаем, что нужно ум удерживать в словах молитвы, что нельзя отвлекаться, что нужно представлять, что ты стоишь перед Господом, что лучше прочитать меньше, но лучше. Но все равно, когда мы начинаем молиться, все это куда-то от нас улетает. Поэтому помимо того, что мы должны непрестанно практиковать молитвословия – и дневные, и ночные, – нужно читать и что-то о молитве у святых отцов. Для этого написано «Добротолюбие» (пять томов), для этого есть творения других святых отцов, уже и более современных, которые не вошли в «Добротолюбие». Есть, наконец, у нас духовник, духовный отец, с которым можно на эту тему поговорить, спросить конкретного совета, как бороться с теми или иными искушениями на молитве. Одним словом, нужно постоянно вести работу над собой, потому что из всего того делания, что мы можем совершить полезного для своей души как христиане, молитва, возможно, – самое ценное, самое дорогое наше приобретение. Вместе с тем это и наше приношение Господу. Особенно это касается молитвы ночной.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать