Преображение (Одесса). Православное отношение к Новому году

31 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– В Новый год хочется измениться и что-то изменить. О православном отношении к Новому году пойдет речь в сегодняшней программе. Празднуя Новый год, человек часто ожидает в связи с самой календарной датой каких-то изменений, возникает ощущение чего-то магического. Как правильно относиться к этой дате?

– У апостола Павла в Послании к Римлянам есть такие интересные слова: «Кто различает дни – для Господа различает, и кто не различает дней, для Господа не различает». Вероятно, уже в то время люди по-разному относились к этому вопросу: к различным годам, временам; в том числе это отношение было разным и в христианской Церкви. Вероятно, апостол Павел занял примирительную позицию между теми, кто был против практики различения годов, и теми, кто был за нее, именно для того, чтобы показать: главное, чтобы жизнь христианина была посвящена служению Господу.

Есть духовные ценности, которые должны превалировать на всем протяжении нашей жизни независимо от того, в какой год мы вступаем. В данном случае, если человек все это воспринимает с должной христианской ответственностью и для него наступление Нового года – это та веха, которая помогает ему лишний раз задуматься над прожитым годом, над пройденным путем, внести какие-то коррективы для изменения к лучшему, то, думаю, здесь не будет абсолютно ничего языческого. Напротив, это вполне христианский подход.

– Почему человек часто впадает в уныние перед Новым годом или в новом году?

– Я не знаю, у меня такого никогда не наблюдалось. Я, наоборот, с детства встречал Новый год с чувством духовного подъема. Мне всегда нравилось это время, когда ждешь чего-то нового, когда открываются новые перспективы, новый этап в жизни, вступаешь в новое время. Я понимаю, что это совершенно субъективное ощущение, потому что в принципе течение времени непрерывно, и все эти годы и даты…

– …всего лишь условности.

– Конечно, это человеческие условности, ведь даже само празднование Нового года возможно в разное время. Есть церковное новолетие, есть гражданское, есть старый Новый год... Китайцы вообще в другое время празднуют Новый год. Но тем не менее есть ожидание чего-то лучшего. Даже само пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» ориентирует человека на то, что у него в этом году будет новое счастье, что-то хорошее, светлое, доброе, чего не было раньше.

Это не означает, что в прошлом было все плохо. Конечно, мы должны понимать, что благость Божия простирается на нас на протяжении всей нашей жизни. Но тем не менее право на надежду у человека никто не может отнять. Надежда – это христианская добродетель, одна из трех, которые отдельно выделяет апостол Павел. Поэтому я думаю, что если у человека возникает уныние перед Новым годом, нужно внимательно подумать, в чем могут быть его причины.

Думаю, здесь три главные причины. Первая – человек что-то запланировал на предыдущий год, и это не сбылось. Год заканчивается, человек вспоминает, что он хотел сделать, и понимает, что, к сожалению, планы остались неосуществленными. Это может ввергнуть его в состояние депрессии.

С другой стороны, человека может страшить будущее. Он думает: если сейчас у меня есть проблемы и они никуда не делись, что будет дальше? Дальше может быть только хуже… Есть такие пессимисты по натуре, для которых Новый год – это лишний повод задуматься о проблемах, и они сразу начинают хандрить.

Наконец, третий момент: бывает, что в целом человек до конца в себе не уверен. Он страдает маловерием. У него и собственных сил недостаточно, и на Бога он в должной степени не надеется. В таком случае в преддверии Нового года человек испытывает малодушие. Думает: наступает Новый год, я к нему не готов, что я буду делать… 

Бывает, человек испытывает какое-то чувство растерянности перед наступлением будущего, у него нет конкретного плана, что он будет делать в новом году. Его ставят перед необходимостью: хочешь не хочешь, а новый год приходит с абсолютно новым набором проблем, задач, которые нужно будет решать. Возможно, это приводит человека в состояние уныния.

– Что делать с этим разочарованием, несбывшейся мечтой?

– Я думаю, что надо вспомнить, как об этом говорят святые отцы. По учению святых отцов Церкви, когда Господь не исполняет наши прошения, не слышит наши молитвы и наши желания не сбываются, это бывает по разным причинам. Во-первых, потому, что само наше желание является для нас вредным. Если оно осуществится, то не принесет нам пользы. Мы этого не знаем, нам кажется, что это вожделенная цель, мы очень хотим, чтобы это произошло. Но Господь знает, что нам это будет не на пользу. Поэтому Он, желая нам настоящего добра с Его Божественной точки зрения, наши просьбы не исполняет. Возможно, мы со временем поймем это. Пройдет какое-то время, и с высоты прошедших лет мы осознаем, что то, о чем мы просили раньше, было для нас тогда просто вредно. И слава Богу, что это не исполнилось.

С другой стороны, бывает так, что то, о чем мы просим, – вещь вполне полезная и с нашей точки зрения, и с точки зрения Божественной. Но это неблаговременная просьба. То есть мы об этом просим сейчас, а Господь знает, что это принесет нам пользу в будущем. Нужно просто подождать. Нужно потерпеть, потрудиться для осуществления своей мечты.

И наконец, третья причина, почему наши мечты не сбываются – по крайней мере, на сей день, – потому, что Господь испытывает наше терпение. Он ждет, что мы будем постоянно в молитве, что мы потрудимся в доброделании, понесем в том числе в молитвенный подвиг. Потому что зачастую сама по себе молитва ко Господу, которая с нашей стороны приносится как некий устойчивый христианский подвиг, как добродетель, имеет даже большую ценность, чем то благо, которое мы в этой молитве у Него просим.

– Можно ли обещать Богу в новом году, что ты будешь больше молиться, совершать больше добрых дел?

– Пожелать-то можно, можно Богу даже пообещать, но при этом надо реально оценить свои возможности. Если человек чувствует, что он в силах это обещание исполнить, тогда можно Богу пообещать и приложить усилия к тому, чтобы в следующем году хотя бы в чем-то прибавить в духовном делании, больше молиться, трудиться, посещать храм Божий. Если так произойдет, то это будет, безусловно, очень богоугодное и правильное дело с точки зрения самого человека.

Но если человек не уверен, что сможет это исполнить, если он за собой замечает, что у него уже есть какой-то стабильный ритм жизни и он на протяжении многих лет более или менее держится на одном уровне, и слава Богу, что не падает ниже, то на волне сиюминутного энтузиазма обещать каких-то запредельных подвигов, которые он не может понести, наверное, не стоит. Неисполненный обет – это уже грех. Если человек его не давал, то он и не согрешил, а если дал и не исполнил – придется в этом каяться.

– Что Вы посоветуете: какие добрые дела совершать человеку, если он сможет это понести?

– Вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского, чудотворца, который говорил о том, что стяжание Святого Духа Божьего является главной целью христианской жизни. Это стяжание возможно на разных путях. Человек должен себя испытывать, какая именно добродетель больше приносит ему благодати. Каждый человек чувствует, к чему у него больше склонность, что у него лучше получается. Если он, например, может каждый день читать акафисты и ощущает, что Господь его за это благословляет, то, конечно, можно даже усугубить этот подвиг, читать какой-то дополнительный акафист. И это будет в радость человеку, будет приносить ему Божье благословение.

Если у него лучше получается поститься, он может наложить на себя дополнительно какое-то ограничение в пище. Думаю, это тоже будет богоугодно. Если человек может класть больше земных поклонов при повседневном молитвенном правиле, то, думаю, Господь это тоже примет как жертву благоугодную, потому что это подвиг благочестия, который традиционен для нашей христианской культуры.

И так мыслим обо всем. Человек должен смотреть. Если у него есть материальные возможности и он может заниматься благотворительностью больше, чем раньше, – конечно, он тоже может это делать. Надо просто анализировать прошедшую жизнь и видеть, как человек вел себя, что приносило ему больше пользы, Божией помощи, и в этом направлении дальше совершенствоваться.

– Нужно ли анализировать прожитый год на предмет своего духовного состояния? Насколько это полезно и как это делать?

– Это можно делать по-разному. Есть различные методики самоанализа, рефлексии. Можно, допустим, хронологически, буквально по месяцам, вспомнить свою жизнь за прошедший год, вспомнить, где были духовные подъемы, а где спады, где были допущены какие-то ошибки. И соответственно, строить следующий год с учетом того, как был прожит предыдущий. Можно анализировать свою жизнь по отношению к ближним. Допустим, понять, как изменились отношения с родственниками, друзьями, сослуживцами. С кем отношения стали лучше, а с кем, наоборот, ухудшились, и сделать соответствующие выводы, чтобы внести поправки, которые позволят устранить какие-то недоразумения на будущее.

Возможно, можно как-то иначе анализировать прошедшую жизнь. Допустим, взять христианские добродетели – в чем я успевал, а в чем недоработал. А можно подойти от противного: по страстям. Какие страсти в моей жизни в прошедшем году имели больше места, на что нужно обратить внимание, какую страсть надо больше всего стараться в себе истребить, какая страсть для меня наиболее опасна, губительна. И соответственно, свой следующий год строить исходя из этого.

– Переосмысливая жизнь в новогоднее время, человек, наверное, часто замечает пустоту, суету, и может возникнуть чувство покаяния. Как реализовать это чувство?

– Когда человек чувствует покаяние, это прекрасно. Оно всегда должно присутствовать у нас в душе. У нас даже в вечернем молитвенном правиле есть повседневное исповедание грехов, где мы перечисляем те вещи, которыми могли согрешить в прошедший день нашей жизни. Но все же есть особые периоды, предназначенные Церковью для сугубого покаяния. Это, в частности, Великий пост. Я думаю, что если есть такой церковный регламент, такой порядок жизни, то надо ему следовать. И соответственно, наибольшие подвиги, сопряженные с покаянием, самоочищением, исправлением своих недостатков, нужно планировать на это время. Тем более что оно наступает сравнительно быстро после начала года. Великий пост начинается обычно в конце февраля, занимает весь март. То есть буквально мы отпразднуем все зимние торжества – и уже начинается подготовительная неделя к Великому посту. В Церкви так специально устроено, чтобы мы начинали год с мысли о покаянии. Если мы сможем покаяться, очиститься, в чем-то поработать над собой внутренне, духовно в начале года, то потом уже весь год идет как по маслу. Господь помогает нам осуществить, воплотить в жизнь какие-то свои проекты по Его благословению.

– Как православным правильно встречать Новый год?

– Думаю, что правильнее всего в Новый год помолиться Богу. И сделать это лучше всего в храме Божьем. Поэтому хорошо посетить богослужение, например, ночную литургию в ночь с 31 декабря на 1 января или хотя бы днем прийти на литургию, если нет возможности прийти ночью. Если в храме нет литургии, то просто прийти в этот день в храм, скажем, на акафист или на молебен. Благодарственный молебен можно даже самому заказать, поставить свечи, помолиться перед любимыми иконами. Обязательно нужно этот стык времени обозначить посещением храма Божия. Потому что самое главное, что дает нам успех в жизни, в том числе и в новом году, – это Божественная благодать. Чтобы ее получить, чтобы заручиться Божьим благоволением, мы должны сами пойти Богу навстречу.

Надо прийти в храм Божий и помолиться Господу и Божией Матери, святым Божьим угодникам, которых мы особенно почитаем, чтобы они помогли нам прожить этот год достойно, благочестиво, по-христиански. Неслучайно есть такая традиция: 1 января мы служим новогодний молебен, который по церковному Уставу положено служить в церковное новолетие. Но по благословению патриарха Алексия II была введена практика: 1 января по новому григорианскому календарю, в гражданский Новый год, мы тоже служим новогодний молебен. Я думаю, это правильно.

– В гражданский Новый год продолжается Рождественский пост, который тоже занимает довольно большое время. Допускается ли нарушение поста в новогоднюю ночь?

– Это крайне нежелательно. Я думаю, если у христианина есть возможность избежать нарушения поста, он должен это сделать. Если он на этом пути преодолеет какие-то искушения, соблазны, сможет ради Христа отказаться от вкусных блюд на вечеринке, или в гостях, или за домашним столом, когда родственники пытаются угостить чем-то скоромным, Господь обязательно примет это во внимание, потому что мы должны понимать: Рождественский пост в новогоднюю ночь продолжается, он не прекращается. У нас нет перерыва на празднование Нового года по церковному уставу. Даже более того, последняя неделя Рождественского поста по уставу – более строгий период. Мы уже весьма ограничены в возможностях принятия пищи. Поэтому надо постараться в этом плане себе не изменить, никакой скоромной пищи не употреблять, воздержаться также от рыбы, потому что этот продукт очень близок к шкале скоромных, в этот период он неуместен.

Но это не означает, что нужно вообще полностью проигнорировать праздник Нового года. Во многих семьях это уже настолько устойчивая традиция, что невозможно от нее уклониться. Но можно отпраздновать за постным столом, в конце концов. Есть достаточный набор постных блюд, которые вполне вписываются в Типикон. У человека может быть официальное послабление от духовника либо по состоянию здоровья, либо потому, что он находится в это время в пути, либо у него тяжелый физический труд. Есть целый набор статей, по которым дается послабление духовника на соблюдение поста. Разумеется, это все должно быть учтено.

– Новый год можно встречать в разных местах. Одно дело дома, на работе или в дороге, но бывают и места не столь отдаленные – тюрьмы, плен; кто-то тяжело болен. Как человеку принять свое тяжелое положение, которое будет в грядущем году? Он ведь может стать последним или очень тяжелым.

– Последним для нас может быть любой день нашей жизни, и святые отцы учат исходить из этого. Они говорят, что христианину надо жить так, чтобы каждый день его жизни мог быть последним. То есть в конце дня ты должен быть готов предстать перед Богом на Страшном Суде. Ты не знаешь, проснешься ты на следующее утро или не проснешься. Так вот, если ты не проснешься, то ты должен прожить предыдущий день так, чтобы тебе было не стыдно предстать перед Богом на Страшном Суде. Это очень правильная эсхатологическая перспектива.

Если у человека тяжелая болезнь (онкология или что-то другое), и он с большой степенью вероятности может прогнозировать, что он проживет не более, чем несколько месяцев, что этот год станет для него последним, то ничего фатального в этом нет. Все мы умрем рано или поздно. Главное, как мы встретим смертный час, в каком состоянии, где окажется наша душа после смерти. Если человек сможет достойно подготовиться к последнему часу своей жизни, это и есть самое главное. Можно даже считать благом для человека, если он с какой-то степенью вероятности прогнозирует, когда наступит его смертный час. У него уже есть повод серьезно взяться за дело своего духовного исправления.

А что касается временных трудностей, таких, как тюремное заключение, – никто от этого не застрахован. Конечно, для человека это несчастье, но оно в большей части случаев все равно когда-то заканчивается. Пожизненное заключение – это редкое явление в человеческой жизни. Человек должен вести себя так, чтобы приблизить момент своего освобождения, надеяться, что Господь ему в этом посодействует. В любой ситуации, даже самой тяжелой, даже находясь в болезни, или в тюрьме, или в плену, человек может для себя вынести какие-то полезные уроки. Он может обратить это себе во благо. Если он проявит добродетель смирения, покорности Божественной воле, терпения, обязательно они вознаградятся.

– Можно ли попросить у Бога в новом году укрепления в вере?

– Я думаю, что это можно просить не только в новом году. Укрепления в вере можно просить в любой день своей жизни. Нам очень нужна крепкая вера, она нам помогает преодолевать жизненные трудности. Другое дело, что именно в новогодний период укрепление в вере – наиболее насущная проблема, потому что человек стоит на пороге будущего, на пороге наступающего года. Он не знает, что это будущее ему принесет, и здесь крепкая, сильная, горячая вера является подспорьем для человека, которое помогает ему найти внутренние силы для того, чтобы вступить в этот период готовым к борьбе, к отстаиванию своих ценностей, чтобы приносить пользу Церкви, обществу. Думаю, человек, который посетит храм Божий накануне Нового года или в первый день наступившего года, далеко не в последнюю очередь (а может быть, и в первую) может попросить Господа об укреплении своей веры.

– Мы знаем, что Новый год в светском обществе отмечается корпоративами. Как христианину вести себя в этом случае?

– Это больная тема для многих христиан. Я уже не раз сталкивался с тем, что люди меня спрашивали, как поступить в данном случае. Поступить можно по-разному. Как и в подавляющем большинстве жизненных ситуаций, есть как минимум два выхода. Первый выход – вообще не пойти на корпоратив, если есть такая возможность и если она не сопряжена с ухудшением отношений с руководством компании, с шефом, с сотрудниками. Конечно, можно под благовидным предлогом уклониться, понимая, что там могут быть неудобные для постного периода ситуации.

Если такой возможности нет и человек обязан присутствовать, то нужно выбрать соответствующую манеру поведения, чтобы с наименьшими потерями выйти из этой ситуации. Ясно, что любое веселье в постный период неорганично для христианина. Развлекательные мероприятия, скоромный стол, алкоголь – все это может нарушить внутренний мир христианина. Поэтому надо стараться вести себя по возможности скромно, спокойно, читать про себя молитву Иисусову. По возможности воздержаться от скоромной пищи, сделать все то, что человек может сделать в этой ситуации.

– Сидеть с постным лицом. (Смеется.)

– Если ты будешь там присутствовать как явно инородное тело, то, спрашивается, зачем ты вообще там находишься? Тут надо очень мудро себя поставить. Это все индивидуально. Сказать, что одно правило для всех, невозможно. Везде свои человеческие отношения, везде своя специфика, но тем не менее нужно помнить, что придется отвечать перед Богом. Буквально в ближайшее воскресенье ты будешь в храме, возможно, исповедоваться, причащаться. Нужно, чтобы было не стыдно после этого корпоратива предстать перед духовником.

– Предчувствие счастья в новом году не наступает. Откуда в человеке такое предчувствие?

– Уже Тертуллиан писал, что душа любого человека по природе христианка. Мы ощущаем, что мы созданы для блаженства. Счастье для нас – это, в общем-то, нормальное состояние, мы должны его обрести в жизни. Но с другой стороны, мы его почему-то в этой жизни полностью нигде не можем найти. Мы находимся в погоне за счастьем, но оно от нас постоянно ускользает. Всегда есть что-то такое в жизни, что омрачает нашу действительность, какой-то недостаток. Либо проблема со здоровьем, либо проблемы в отношениях с близкими, либо неудачи в карьерном росте. Человек в чем-то чувствует себя неудовлетворенным, что-то не дает ему ощущать себя полностью счастливым. Это все несовершенство нашего земного бытия.

С другой стороны, это напоминание о том, что полное счастье для человека возможно только в жизни будущего века, в Небесном Отечестве. Поэтому, когда мы поздравляем своего ближнего с Новым годом, с новым счастьем, то в каком-то смысле это для нас повод вспомнить о том, что мы принадлежим небу, там наше настоящее отечество, наша родина, мы должны туда стремиться. И нужно вести себя так, чтобы в тот момент, когда Господь нас к Себе призовет, мы были готовы войти в это счастливое, блаженное Небесное Отечество.

– В светском обществе на Западе и у нас есть определенные различия по отношению к Рождеству и Новому году. На Западе больше празднуют Рождество, у нас – Новый год. В чем разница и почему это происходит?

– Это все наследие советских времен. К сожалению, у нас была прервана традиция празднования Рождества Христова. Семьдесят лет людей отучали его встречать, заставляли отмечать только советские или нейтральные гражданские праздники, такие как Новый год. Я помню, что Новый год был любимым праздником советских людей, потому что навязанные идеологией официальные праздники – 7 Ноября, 1 Мая – это довольно формальные мероприятия. А Новый год был праздником общенародным. Это объединяло людей в общей радости.

Но обратная сторона медали была в том, что Рождество вытеснялось на периферию. Я бы даже сказал, что есть разница в менталитете между нами и Украиной. На Западной Украине традиции Рождества сохранились лучше, чем на Востоке. У нас сейчас это постепенно возрождается, все-таки народ один, есть определенное общение между людьми. Но я замечаю, что люди старшего поколения, которые родились на Западной Украине, говорят как само собой разумеющееся, что главный праздник зимы – это Рождество, а совсем не Новый год. Они к этому относятся так: Новый год, конечно, надо праздновать, но Рождество – это то, к чему надо готовиться специально, на что надо себя настраивать. Это, конечно, правильный христианский менталитет. И на Западе он присущ обществу в широких массах. Конечно, это тоже зависит от уровня воцерковленности человека, но тем не менее, когда мы смотрим американские фильмы, то видим, что там все улицы украшаются в рождественской тематике. И это говорит о том, что какой бы ни были конфессии христиане, все они воспринимают Рождество как величайший праздник, перед которым Новый год отступает далеко на задний план.

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать