Преображение (Одесса). О шахматах

17 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Господь создал человека разумным. Свой разум необходимо возделывать. В сегодняшней программе мы поговорим о шахматах. Откуда возникла игра в шахматы?

– Есть разные версии происхождения этой игры, но наиболее распространенной считается та, что прообразом игры в шахматы является индийская игра чатуранга, которая была изобретена приблизительно в VI веке по Рождестве Христовом. Затем она проникла в Персию, из Персии – к арабам, от арабов – в Европу. В Европе постепенно, не сразу, сформировались правила игры, которые мы имеем сейчас.

– Почему игра в шахматы считается видом спорта?  

– Да, это интересный случай, когда чисто интеллектуальная, умственная игра считается вполне популярным видом спорта, но на это есть достаточные причины. Во-первых, мы можем отметить: чтобы спортсмен мог играть в шахматы на высоком уровне, он должен постоянно тренироваться. Нужна соответствующая подготовка, он должен учиться, поддерживать форму, изучать теорию этой игры – а она уже очень объемная.

Кроме того, он должен обязательно поддерживать отличную физическую форму. Мы видим на примере ведущих шахматистов современности, того же Магнуса Карлсена или Фабиано Каруаны, что это очень физически развитые ребята, у которых отличные чисто физические показатели. Зачастую успех в игре зависит не только от мастерства, не только от теоретической подготовки, наработок, подготовки к конкретному сопернику, но и от запаса физических сил. Если накапливается усталость, ясно, что теряется концентрация, скорость мышления, и человек проигрывает не потому, что он хуже как шахматист, а потому, что у него банально не хватает физических и эмоциональных сил. Поэтому здесь вопросы физической подготовки очень важны.

Кроме того, мы видим, что вся система отбора, награждения, квалификационных степеней, званий, которые даются, очень похожа на другие виды спорта. Есть свои федерации, есть олимпиады, чемпионаты Европы, мира. В этом плане структура та же самая. И если брать по нагрузкам, то есть даже мнение, что шахматы – это вид спорта, в котором психологическое напряжение выше, нежели даже в контактных видах спорта (карате или боксе). Там, конечно, тоже  огромное напряжение, это и соперничество на личном плане зачастую, но тем не менее  это напряжение имеет физическую разрядку. А здесь ты просто передвигаешь фигуры на доске, при этом напряжение в тебе бурлит, накапливается. Зачастую бывают и нервные срывы, и стрессы у шахматистов. Это издержки этого вида спорта.

– Могут ли шахматы для православного человека быть вредны? Порой одна партия затягивается на часы и даже дни.

– Шахматы могут принести вред христианину, причем по разным причинам. Во-первых, это может иметь место в том случае, если шахматы способствуют развитию страстей человеческой души. Это такие страсти, как гордость (особенно если шахматист выигрывает), зависть  (если проигрывает), сквернословие, осуждение, раздражение, гнев и многие другие. Если это происходит, тогда мы понимаем, что шахматы приносят человеку вред, даже если он при этом продвигается вверх по ступеням возрастания как мастер этого вида спорта. Кроме того, шахматы могут принести вред, если сами по себе они становятся страстью. Любая страсть для человека губительна, поэтому если для человека шахматы превращаются в самоцель, поглощают все его внимание, его жизненные силы и заслоняют собой духовное делание, это вредно. Мы понимаем, что шахматы не должны превращаться в страсть. Кроме того, шахматы могут быть вредны в том случае, если они мешают человеку молиться. Если человек, скажем, делает что-то и при этом не может молиться, то ясно, что это не от Бога. Поэтому святые отцы даже выдвигали критерий, который есть в «Добротолюбии». Если ты можешь молиться, можешь к Богу обращаться и при этом делать какое-то дело и тебя совесть не укоряет, значит, это правильно. Если ты не можешь этого делать, это сигнал, что здесь что-то не то. Наконец, страсти могут принести вред христианину в том случае, если христианин играет в шахматы на деньги. Ясно, что здесь сразу целый комплекс искушений.

– Можно ли шахматы назвать азартной игрой?

– Думаю, что в строгом смысле слова нельзя назвать шахматы азартной игрой. По определению азартная игра – та, в которой успех зависит от удачи, от случая. Например, кости или карты. Как карта ляжет, такой у тебя будет результат – выиграешь или проиграешь. В шахматах успех зависит прежде всего от мастерства шахматиста, от его квалификации, от умения просчитывать ходы наперед, от его теоретической подготовки, от многих условий. Но в любом случае это все то, что приобретается тяжелым трудом и обучением. Но, с другой стороны, как и в любом другом виде спорта, азарт в шахматах присутствует. Присутствует он не только у спортсменов, но даже у зрителей, которые следят за игрой. Это легко проследить по реакции зрителей – и тех, кто присутствует в зале, и тех, кто следит по телевизору, в Интернете. Это настолько захватывающее зрелище для людей, которые в игре разбираются, что оно тоже вызывает большой шквал эмоций или даже самых разных страстей – от восторга до очень резкого неприятия. Можно услышать резкие оценки, которые осуждают шахматистов за те или иные решения: «Почему он согласился на ничью, если можно было играть на победу? Он разочаровал всех любителей мировых шахмат». И так далее. Это все присутствует. Думается, что азарт в этой игре, несомненно, есть, и это тоже одна из особенностей этой игры.

– Знаете ли Вы среди шахматистов православных людей?

– Да, конечно. Анатолий Карпов – всем известный, выдающийся шахматист современности, экс-чемпион мира, один из самых влиятельных шахматистов ХХ века – православный человек, который никогда не скрывал своих взглядов. Я даже читал его интервью, где он рассказывал о том, что крещению в православном храме он обязан самой своей жизнью. В младенчестве он очень тяжело болел. Отец его был член компартии, поэтому боялся крестить ребенка. Но жизни его угрожала опасность, поэтому его мама вместе с бабушками где-то изыскали возможность его покрестить. После крещения он выздоровел и вырос совершенно здоровым, состоявшимся человеком. К тому же гениальным шахматистом, чемпионом мира. Насколько мне известно, перед очень важными турнирами он брал благословение у патриарха Пимена, а потом у патриарха Алексия II.

– Как шахматы влияют на развитие человека?

– Влияют различным образом. Шахматы – это игра, которая воспитывает многие качества. Прежде всего внимание, собранность, ответственность, логическое мышление, гибкость ума, чувство времени. Эти качества нужны шахматисту в каждой партии, которая играется на более-менее серьезном уровне. Шахматы способны сильно повлиять на человека, особенно если им уделяется достаточно времени. Как гласит древняя пословица, человек есть то, что он ест. Шахматы – это тоже своего рода интеллектуальная пища, это целый мир. Если человек в него погружается серьезно, то он формирует человека по своему образу и подобию.

– Интересно, что в этой игре немаловажное место занимает как раз терпение, которого так часто не хватает христианину. Может ли это помочь?

– Да, мы можем сказать, что в жизни часто бывают ситуации, когда мы должны защищаться, обороняться. Это бывает и в шахматной партии. Если соперник имеет преимущество, если он атакует, то зачастую единственно возможная тактика – это терпеливо защищаться. Ясно, что инициативу перехватить очень трудно, нужно просто делать такие ходы, которые позволяют сохранить шансы на ничью. Бывает, что это неприятно, тяжело, приходится проявить мужество, но прежде всего терпение. И это дает свои плоды.

– Как Вы считаете, нужно ли вводить шахматы в школьную программу?

– В школе, где учатся мои дети, этот предмет уже давно существует в программе совершенно официально, не как факультатив, а как обязательный предмет (начиная с первого класса, с начальной школы). Я считаю, что это положительный момент. Допустим, моя дочь учится в восьмом классе, в этом году она участвовала в городской шахматной олимпиаде. Я вижу, что ей нравится эта игра. Младший сын тоже играет в шахматы. Это развивает человека.

В любом случае, если мы задумаемся над тем, что является альтернативой, – наверное, пусть все-таки ребенок играет в шахматы, чем в карты, или в домино, или в компьютерные игры. Это болезнь современной молодежи – компьютерные игры. Они являются бичом общества. Опасность этих игр в том, что интеллектуально они человека точно не развивают. Это просто убийство времени. А вот шахматы даже при всех нюансах, связанных с этой игрой (а там есть нюансы не только положительные, но и отрицательные), все же, безусловно, заставляют напряженно думать. Сама привычка мыслить, просчитывать ходы наперед, взвешивать альтернативы, риски, которые могут повлечь те или иные решения, и ответственность за эти решения – все это, я считаю, очень позитивные моменты. Конечно, негативные тоже есть.

Я помню свои детские впечатления. Я в довольно раннем детстве научился играть в шахматы. И довольно быстро потерял интерес к игре со сверстниками. Со взрослыми мне было играть интереснее, но в игре со взрослыми  (не знаю, как у кого) почему-то я очень остро чувствовал отношение человека к себе во время игры. Если я играл с близким родственником, который любил меня, то мне было играть легко, комфортно. Но если я играл с человеком, который был со мной менее близко знаком и ко мне относился не с самыми лучшими, искренними чувствами, я ощущал с его стороны определенное моральное давление, стремление меня обыграть, поймать на какой-то ошибке, стремление в конце концов где-то обмануть... Не то чтобы жульничать, а именно какую-то вилку создать… Это уже была борьба хитрости. И я понял, что эта игра прежде всего, если я буду ею серьезно заниматься, будет во мне самом развивать такое качество, как хитрость, как стремление на чем-то подловить человека, поймать, преодолеть его. Я ощутил, что мне бы не хотелось в себе развивать эти качества.

– В связи с этим характерен вопрос – запрещает или разрешает Священное Писание такое отношение, которое есть в игре в шахматы?

– Священное Писание ничего не говорит о шахматах и не может ничего о них говорить, потому что шахматы появились на полтысячи лет позже того, как было написано Священное Писание. Когда писались библейские книги, этой игры просто не существовало. В данном случае ссылаться на авторитет слова Божия бессмысленно, там об этом ничего нет.

– Да, но при этом чем объясняется резко негативное отношение к шахматам, которое часто встречалось в истории?

– Это имело разные корни. Мы можем вспомнить, что в истории христианской Церкви в Средние века было довольно заметно выраженное негативное отношение к этой игре, в частности в Западной Европе. Но что любопытно, это было уже после отпадения Римской Церкви от полноты православия. Петр Дамиани, известный западный богослов XI века, догматист, кардинал, запрещал клирикам играть в шахматы, это известно. Бернард Клервоский – человек совершенно другого направления, мистик Западной Церкви, тоже очень негативно к шахматам относился. Но это другая традиция, это все-таки не православие. Что касается Православной Церкви – да, у нас есть запреты, мы можем их найти в Кормчей книге, в разных списках Кормчей книги – 1262 года, 1284 года. Там говорится о запрете играть в шахматы, и такой же запрет встречается в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года.

– Чем они мотивированы?

– Тут мне надо немножко углубиться в проблему. Дело в том, что, допустим, Стоглавый Собор ссылается на 50-е и 51-е апостольские правила как основания для запрета игры в шахматы. Но дело в том, что в этих апостольских правилах нет слова «шахматы». Там стоит слово «кости» – греческий эквивалент славянского слова игры в кости. Но это слово не было переведено на славянский язык, когда Кормчая переводилась, было просто слово «игра». Соответственно, был сделан вывод, что любая игра запрещается. Поэтому когда составляли список запрещенных игр (азартных), туда же включили и шахматы. Но дело-то в том, что «шахматы» – это славянский термин, которым обозначались  разные игры: это те шахматы, которые существуют сейчас и являются международным видом спорта, и так называемые шахматы с кубиками. Это игра, в которой ходы определялись жребием. Когда кости бросают, там выпадает какое-то число – и делается определенный ход. Ясно, что это была азартная игра, которая зависела уже не от интеллекта, а от удачи. Кроме того, словом «шахматы» назывались также и шашки. Поэтому актами Стоглавого Собора скорее всего осуждалась азартная игра – шахматы с кубиками.

– Как в истории вообще менялось отношение к шахматам?

– Оно эволюционировало. Здесь есть любопытный исторический феномен: несмотря на те запреты, о которых мы сейчас сказали (они были в Западной Церкви и у нас в Восточной; в частности, в Русской Православной Церкви), шахматы оставались популярной игрой. Причем есть шахматы индийские, а есть шахматы русские. В раскопках ХIII–ХIV веков в древних городах – Новгороде, Рязани – находят шахматные фигурки. Что любопытно, в Новгороде нашли шахматные фигуры, в частности коня, возле архиерейского подворья; архипастырь тоже вполне мог увлекаться этой игрой. Запрет запретом, но если они играли в шахматы классические (не азартные, не с кубиками), то игра воспринималась, очевидно, как вполне нормальная, как развивающая интеллектуальная игра. Если это игралось не на деньги или ставки, а просто ради интереса. Известно, что шахматы были довольно популярны среди духовенства – и православного, и католического. У нас и сейчас в некоторых воскресных школах устраиваются турниры по шахматам. А в Католической Церкви не так давно был учрежден чемпионат мира по шахматам среди клириков.

– Правда ли, что игрой в шахматы часто решались вопросы государственной важности? Или все-таки это уровень легенд и сказок?

– То, что в легендах это упоминается, – факт. Насколько это соответствует исторической действительности, проверить трудно. Например, есть общеизвестная легенда, былина о Василисе Микулишне, которая выручила Ставра Годиновича, своего супруга, черниговского боярина. Он был заключен в остроге у князя Владимира. Она играла в шахматы с князем и обыграла его. При этом он надеялся в этой партии отыграть долг за двенадцать лет – его он якобы задолжал перед послом, которым притворилась Василиса Микулишна. Возможно, такие прецеденты в истории бывали. Кроме того, есть легенда, что Тимур, известный монгольский эмир, перед сражением с султаном Баязетом Османской империи играл с ним в шахматы. И вообще известно, что он был большим любителем шахмат, всегда играл черными фигурами и обычно выигрывал. Так что это тот случай, когда, возможно, талант шахматиста соединялся с талантом полководца. И возможно, даже усиливал последний талант.

– Как шахматы могут повлиять на образ мысли человека?

– Наверное, могут повлиять и положительно, и отрицательно. О положительном развитии мы уже сказали. Что касается отрицательного – если мы посмотрим на современную шахматную среду, то там, конечно, есть всякие негативные моменты. Очень силен дух соперничества между шахматистами. Он, наверное, в любой среде есть, в любом виде спорта.

– На интеллектуальном уровне, наверно, больше присутствует это.

– Возможно, в интеллектуальных видах это более заметно. Тут очень тонкая психологическая грань отделяет человека от просто соперничества, которое переходит уже на личный уровень. На последнем чемпионате мира среди женщин было заметно, насколько там непростые человеческие отношения между участницами. Но, с другой стороны, все равно мне кажется, что спортивная составляющая преобладает. Если это по-настоящему сильный шахматист или шахматистка, то человек должен придерживаться принципов спортивной этики. Так или иначе ее преимущества дадут о себе знать. Возможно, какие-то нюансы будут играть роль, но рейтинг, который у них складывается из многих турниров, расставляет все точки над i.

– Следует ли учить детей играть в шахматы?

– Думаю, да. Это уже часть современной культуры. Есть определенный набор навыков, знаний, которые обязательно должны быть включены в кругозор современного человека. Умение играть в шахматы – одно из них. Бывают в жизни разные ситуации. Если вдруг выяснится, что вы не умеете играть в шахматы, это может быть воспринято с непониманием. Я думаю, что на каком-то любительском уровне любой образованный интеллектуальный человек в шахматы уметь играть должен.

Что касается профессионального уровня, это уже совсем другая история. Я думаю, что профессиональный спорт вообще очень опасная вещь. Это касается любого вида спорта. Когда человек начинает заниматься спортом профессионально, это убивает чистый духовный интерес. Происходит коммерциализация этого занятия, и это у человека истощает буквально все жизненные ресурсы. Он живет ради побед, ради того, чтобы повышать свой рейтинг, добиваться успеха. Это зачастую делает человека рабом этого вида спорта. Если он вдруг получает какую-то травму, выбывает, это может быть просто жизненной трагедией. Я думаю, что посвящать себя этому виду спорта профессионально может только тот человек, у которого настолько необыкновенные задатки, что можно быть уверенным, что он состоится на каком-то очень высоком уровне. В противном случае лучше себе избрать какую-то обычную профессию, но ту, которая, несомненно, даст человеку и кусок хлеба в жизни, и вместе с тем никогда не будет у него вызывать сомнений относительно согласия с требованиями христианской совести.

– Если христианин так и не освоил игру в шахматы, следует ли печалиться? Является ли это большим уроном?

– Не думаю, что это будет большим уроном. Есть люди, которые не умеют ездить на велосипеде, не умеют плавать, хотя они уже вполне взрослые, состоявшиеся и успешные в других отношениях. Поэтому если человека не научили играть в шахматы и у него нет желания учиться в зрелом возрасте, вряд ли он от этого сильно пострадает. С другой стороны, все то, что мы сказали ранее, сохраняет свою силу. Могут быть ситуации в жизни, где это незнание проявит себя с отрицательной стороны и может этому человеку нанести урон репутации.

– Какие пожелания Вы дали бы играющим в шахматы?

– Хотелось бы пожелать, чтобы христианин оставался христианином во всем, в том числе и в шахматной игре. Нужно себя контролировать. Надо помнить, что ни в коем случае нельзя потакать своим страстям. Безусловно, дух соперничества порой человека очень сильно увлекает, ему очень хочется выиграть, особенно если шансы видятся вполне реальными и борьба ведется конкурентная. С другой стороны, нужно помнить, что если ты проиграл, ничего трагического не случилось. В конце концов, это спорт. Обязательно кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Может в шахматах случиться ничья, что тоже, кстати, очень неплохой вариант. Нужно молиться перед началом партии, нужно Господа благодарить, если случился успех. Но даже если случилось поражение, надо это тоже воспринимать как определенный сигнал – значит, я где-то недоработал, есть еще куда развиваться и прогрессировать.

– В любом случае хранить мир.

Ведущий  Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать