Преображение (Одесса). Рождественский пост

3 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Двадцать восьмое ноября – начало Рождественского поста. О его важности, святости и о том, как нужно поститься, и пойдет речь в сегодняшней программе.

Давайте начнем с названия. Как правильно называть этот пост – Рождественский или Филиппов?

– Правильно и так, и так. Более распространенное название, конечно, Рождественский пост. Поскольку он готовит христиан к встрече праздника Рождества Христова, то вполне уместно так его и называть. Вместе с тем раньше (особенно до революции)  было довольно распространено и такое название этого поста – Филиппов, потому что он начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа.

Двадцать седьмое ноября по новому стилю – это память апостола Филиппа, и в этот день, как правило, происходит заговенье на Рождественский пост. Конечно, бывают случаи, когда 27 ноября, память апостола Филиппа, совпадает с постным днем – средой или пятницей. В таком случае заговенье приходится переносить на день раньше, чтобы люди могли настроиться, подготовиться, последний раз вкусить скоромную пищу.

Кроме того, можно вспомнить, что древнерусское название Рождественского, или Филиппова, поста было «Корочун» – довольно необычное название. По объяснению историка Карамзина, оно связано с тем, что в этом посту дни особенно коротки. Это время близко к зимнему солнцестоянию, поэтому на него приходятся самые короткие дни в году; отсюда такое название поста.

– Почему необходимо поститься?

– Во-первых, поститься необходимо потому, что к этому нас призывает Святая Православная Церковь. Если у нас в календаре, который регламентирует всю нашу жизнь (когда мы должны отмечать праздники, когда должны готовиться к этим праздникам), есть многодневные и однодневные посты, значит, мы должны их соблюдать. Здесь присутствует элемент послушания, церковной дисциплины.

Многие это недооценивают. И когда говорят о духовной пользе поста – о том, насколько это человеку полезно, то разговор сразу переводится в некий утилитарный аспект: что мы будем иметь? Но начинать нужно с того, что нас к соблюдению поста обязывает само наше членство в Православной Церкви – если мы является членами мистического Тела Христова и вместе с тем членами конкретной церковной структуры, организации, своей Поместной Церкви, то мы должны исполнять все ее предписания.

А пост – это строгое предписание, которое никто не вправе игнорировать. Поэтому если мы проявляем послушание Матери Церкви, то через это проявляем послушание Самому Господу Иисусу Христу, Который является Главой нашей Церкви.

С другой стороны, пост, несомненно, имеет очень важное воспитательное значение.  Когда человек способен воздержаться от скоромной пищи, ограничить себя в развлечениях, увеселениях, когда он способен больше времени уделить духовным занятиям – чтению Священного Писания, святоотеческой литературы, делам христианского милосердия, то это говорит о том, что человек просто становится лучше за время поста. Он становится более совершенным христианином. Поэтому, несомненно, пост надо соблюдать; он направлен на то, чтобы приблизить нас к спасению наших бессмертных душ.

Вместе с тем (этот момент тоже не нужно сбрасывать со счетов, и он уже доказан учеными-медиками) пост очень полезен для нашего организма. Современное общество – это общество потребления. Люди, которые имеют материальные возможности, сейчас себя ни в чем не ограничивают. А что касается питания, то они потребляют много белковой, высококалорийной пищи и вообще той пищи, которая является необязательной, причем в количестве, явно превышающем потребности организма.

Раньше такой проблемы не было. Люди были более скромны в потреблении пищи просто потому, что у них не было такого материального достатка. Можно вспомнить: в ХIХ веке в крестьянских семьях мясо могли есть только по праздникам. А сейчас – пожалуйста! Многие люди могут себе позволить есть мясо каждый день. В такой ситуации люди начинают страдать от ожирения, болезней сердца и  многих других заболеваний, в том числе – артрозов, артритов. То есть уже и суставы не выдерживают дополнительной нагрузки от  избыточного веса.

Все это говорит о том, что человеку полезно попоститься, чтобы немного привести себя в нормальное состояние через воздержание от употребления тяжелой пищи. Я думаю, для современного человека соблюдение поста является полезным втройне по всем указанным причинам.

– Итак, пост развивает духовную жизнь и позволяет стать более зрелым духовно. Но при этом мы знаем, что именно с Рождественским постом связано много разных случаев – это народные гадания, приметы, много всего остального. Есть ли какая-то взаимосвязь между всем этим?

– Я бы сказал, что связь косвенная, потому что период Рождественского поста, особенно его последние дни перед Рождеством, связан с какими-то народными приметами, гаданиями. Но это все остатки язычества, до сих пор не преодоленного в нашем народе, к сожалению. Хотя Церковь на протяжении столетий боролась со всем этим, но тем не менее полностью это искоренить, как оказалось, невозможно.

– Это бесплодное, ненужное, даже вредное, да?

– Да! Причем, что любопытно, люди прекрасно понимают: гадание – это грех, это попытка заглянуть за завесу будущего, которое Господь от нас промыслительно скрыл. Они знают, что если вдруг что-то плохое себе нагадают, то это будет для них потом бременем в жизни и они будут себя убеждать, что это необязательно сбудется. Но все это уже в какой-то степени программирует сознание человека; он уже этого боится инстинктивно – и уже сам в какой-то степени себя к этому детерминирует.

Тем не менее люди все равно очень падки на все эти вещи. Я думаю, это касается больше людей нецерковных или поверхностно церковных – тех, которые, может быть, себя считают христианами, бывают в церкви пару раз в году, но не участвуют в церковных таинствах и вообще относятся легкомысленно к тому, к чему обязывает христианское звание. Ясно, что любое общение с оккультным миром для человека очень пагубно.

– Пост свят?

– Поскольку пост является установлением Святой Православной Церкви, он тоже свят. Он направлен на то, чтобы мы стали святыми людьми. Или, по крайней мере, стали ближе к святости, чем были до поста. Я думаю, что любой православный человек, который постился хотя бы один раз в году по-настоящему, мог почувствовать, насколько меняется его мироощущение, насколько очищаются его чувства, насколько более тонко он воспринимает реальность и просто становится ближе к Божественной благодати.

Поэтому если человек к каждому посту подходит с должной степенью ответственности, то определенный результат, какой-то духовный плод, в конце этого поста он обязательно почувствует. Самое главное – не растерять первоначального настроя. Часто бывает так, что люди, вступая в пост, горят желанием сделать что-то доброе для себя. Но где-то к середине, а то и ближе к концу это желание полностью испаряется, и они возвращаются к тем греховным привычкам, которые были и до поста.

Здесь, нужно, конечно, находить для себя какую-то дополнительную мотивацию – чем-то себя поддержать, чтобы пройти это поприще, довольно длительное, сорокадневное, на определенном духовном уровне.

– Такое духовное мужество! Что, по Вашему мнению, можно было бы использовать в этом случае?

– Прежде всего нужно регулярно посещать храм Божий. Всякий раз, когда мы приходим в церковь, мы приходим в гости к Богу – в дом Господень. Благодатные ощущения, которые мы способны почерпнуть в этом святом месте, нас вдохновляют на дальнейшее подвижничество.

Кроме того, мы же приходим в храм не просто так – мы приходим, как правило, на богослужение, готовимся к исповеди, причастию. Сами по себе таинства Церкви, если они регулярно происходят в жизни человека на протяжении поста, усиливают желание подвизаться дальше.

Здесь как бы получается замкнутый круг – если человек соблюдает пост, то ему легче готовиться к исповеди и причастию, потому что самое главное условие подготовки он уже выполняет, он уже воздерживается от скоромной пищи. Остается  только еще почитать правило, побывать на богослужении и исповедоваться.

С другой стороны, если человек часто исповедуется и причащается в пост, то ему и дальше хочется более строго поститься, потому что он ощущает те благодатные плоды, которые приносит ему участие в Святой Евхаристии.

– Хотелось бы детальнее узнать, каковы особенности Рождественского поста.

– Этот пост насчитывает сорок дней. В этом отношении он равен Великому посту (без Страстной седмицы), поэтому также называется Четыредесятницей в церковном Уставе. Есть интересные особенности, которых многие люди не знают. Например, Типикон предписывает на протяжении Рождественского поста в седмичные дни также петь «Аллилуия» и класть земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина.

На самом деле у нас этого практически нигде не наблюдается, потому что приходской устав во многом отдан на усмотрение настоятеля. Большинство настоятелей понимают, что это уже не является традицией нашей Церкви – у нас обычное богослужение, как правило, совершается в этом посту, не великопостное. Но вместе с тем мы все же понимаем, что этот пост (не такой строгий, как Великий, – он ближе по строгости к Петровскому посту) готовит нас к великому празднику.

И здесь есть параллель: Великий пост готовит нас к Пасхе Христовой, а Рождественский пост готовит нас к Рождеству Христову. Поэтому если мы понимаем, какое великое торжество нас ожидает, то, соответственно, и степень нашего подвига, нашей аскезы тоже должна быть довольно высокой.

– Почему Церковь установила четыредесятницу – именно такую продолжительность Рождественского поста?

– Сорок дней – это период очищения. Само число сорок – это число очищения. Мы знаем, что сорок дней постился Моисей перед получением Божественного законодательства, сорок дней постился Илия, сорок дней постился Сам Господь Иисус Христос перед выходом на Свое общественное служение. То есть это традиционное число глубокого и всеобъемлющего поста.

Вместе с тем не всегда Рождественский пост был сорокадневным. Об этом сейчас редко вспоминают, но на протяжении восьми столетий этот пост был коротким и продолжался всего семь дней. Упоминания о Рождественском посте встречаются уже в IV веке в православной христианской литературе, и тогда он насчитывал всего лишь семь дней.

В последующие века в отдельных Поместных Церквах стали возникать традиции его удлинения. Все это было введено в церковный устав лишь в ХII веке – в 1166 году патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг установил, чтобы православные христиане постоянно постились именно сорок дней перед праздником Рождества Христова, а до этого практика могла быть различной.

Так что если бы мы жили в прошлые столетия (до ХII века), этот наш пост был бы намного короче. И нам, наверное, намного легче было бы его перенести. Но, с другой стороны, если уж Церковь решила, что должно быть так, и последующие восемь веков было так, значит, это было угодно Господу.

– Этот пост установлен перед Рождеством Христовым. Какова история его происхождения? Вы сказали, что уже в IV веке мы встречаем первые упоминания о нем.

– По-разному складывалась история этого поста в различных Поместных Церквах. Например, мы видим, что в Армянской Апостольской Церкви, которая является монофизитской, дохалкидонской Церковью и которая, соответственно, с нами не имеет евхаристического общения, до сих пор сохраняется практика семидневного Рождественского поста. Как было принято в Древней Церкви, так у них и осталось, потому что они разорвали общение с Греческой Церковью, и все последующие постановления уже никак их не касались.

С другой стороны, в Западной Церкви тоже есть аналог нашего поста – он называется Адвент. То есть католики тоже по-своему, вполне закономерным образом, готовятся к встрече праздника Рождества Христова, потому что для католиков это вообще главный праздник всего церковного года. Невозможно к нему просто так взять и прийти – нужно очистить себя постом, какими-то подвигами благочестия, ведь Римско-Католическая Церковь тоже знает такие понятия, как подвиги благочестия, добродетели, хотя у них это немного иначе выглядит.

Я бы сказал, что в плане аскезы, наверное, у нас строже многие предписания, потому что западная аскетика и вообще западная церковная дисциплина знает много случаев официального послабления для различных категорий населения, в том числе это касается и данного постного периода. У нас в этом плане немножко по-другому. Но я все равно думаю, что руководящую роль здесь играет человеческая совесть – насколько сам человек готов потрудиться ради Христа, настолько он и будет строго соблюдать этот постный период.

– Каковы отличительные особенности Рождественского поста – в богослужении, пище –в отличие, например, от Великого поста?

– Разумеется, свои особенности есть у каждого постного периода. Если брать дисциплину принятия пищи во время Рождественского поста, то, разумеется, запрещается вкушение любой скоромной пищи на протяжении всего этого поста. Нужно воздержаться от мяса, молочных продуктов, яиц на протяжении всех сорока дней. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу – сухоядение по Типикону. Вторник и четверг – горячая жидкая пища с елеем. И только в субботу и воскресенье разрешается употребление вина и рыбы, помимо горячей пищи и елея.

Но тут есть и такой приятный момент: Типикон оговаривает, что в праздники великих святых – в дни их памяти (их довольно много в этом посту), разрешается рыба и вино, если эти дни выпадают на вторник и четверг. Если они выпадают на понедельник, среду и пятницу, тогда дается послабление на горячую пищу с елеем. Так что здесь довольно-таки разноплановый устав, и нужно следить буквально по каждому дню.

Сейчас специально выпускаются календари, где на каждый день указан какой-то значок – что в этот день можно есть. Но в целом, если поститься именно по Типикону, даже с учетом всех этих нюансов, это будет не так-то просто, потому что все равно остается немало дней сухоядения, немало дней, когда нельзя ни вина, ни рыбы. И чтобы все условия соблюсти, потребуются довольно большие  усилия – самопонуждение, самоограничение. Но вместе с тем, думаю, того, кто сможет это понести, Господь найдет способ вознаградить.

– Что Вы можете сказать о значимости Рождества в церковном цикле? Отсюда можно будет потом вывести и значение поста перед ним.

– Для православного церковного календаря Рождество – это второй по значимости праздник после Светлого Христова Воскресения. Почему это так? Думаю, вполне очевидно: потому что мы празднуем Боговоплощение – Рождество Господа во плоти. Это начало нашего спасения, когда уже видно, что Бог с нами: теперь уже явно запущен этот механизм искупления человеческого рода, теперь уже ничто не может этому воспрепятствовать, это остановить.

С другой стороны, Воскресение Христово мы празднуем более торжественно, чем католики, которые Рождество ставят выше, чем Пасху. Здесь, наверное, есть глубокий духовный смысл. Для нас, православных, Воскресение Христово – это центр всей нашей духовной жизни, и с ним связано множество догматических аспектов. Мы понимаем, что празднуем Воскресение не только Самого Иисуса Христа из мертвых – вместе с этим мы празднуем то воскресение всех людей, началом которого является Воскресение Христово, то есть это провозвестие всеобщего преображения всей твари.

Поэтому для нас это ни с чем не сравнимая радость и торжество. А что касается Рождества Христова, то, конечно, это праздник! И мы имеем очень трогательные обычаи, связанные с ним, особенно у нас – в Украине. У нас и колядки поются прекрасные – мелодичные и в то же время насыщенные духовным смыслом; и вертепы строятся красивые, масштабные, в натуральную величину. Я даже видел такие вертепы, где все это изображается.

Это все очень здорово – это часть нашей культуры, которая украшает в целом дни нашей жизни. Я даже знаю, что те наши соотечественники, которые переехали в другие страны, где нет этих традиций (колядок, фонарей, праздничной иллюминации на Рождество на улицах), ощущают недостаток этого, то есть чего-то в жизни им уже недостает. Они, конечно, могут отмечать праздник в храме, могут его дома праздновать, но все-таки то, что праздник не имеет общественного фона, кажется им уже чем-то ущербным.

Рождество Христово – это прекрасный праздник! И если Пасха – это все-таки праздник возрождения природы, весенний теплый праздник, то в зимний период, даже на фоне других великих праздников (Крещение Господне, Сретение Господне) Рождество – это все же звезда первой величины.

– Вы уже вкратце сказали, почему необходим пост перед такими великими праздниками. Можно более детально остановиться на том, для чего нужен пост перед Рождеством?

– Когда человек приближается к какой-то важной вехе в своей жизни, в том числе – в духовной жизни, ему требуется некая  подготовка, чтобы он до глубины прочувствовал важность момента. Если не будет этой подготовки, то человек не сможет до конца осознать, насколько это событие для него важно – оно будет восприниматься как-то поверхностно.

С этим связано то, что Церковь так долго готовит нас к празднику Рождества. И ведь готовит не только телесным воздержанием; сами богослужения, песнопения церковные, которые исполняются на протяжении этого периода, дни памяти святых Божиих пророков, которые предвозвещали Рождество Мессии, – все это постепенно подводит нас к тому, что осуществится в этот день. А это поистине великое событие! 

Ведь Церковь имеет много слоев своего бытия. Если человек ведет по-настоящему духовный образ жизни, готовит себя постом к встрече этого праздника, то в нем появляются совершенно особые ощущения, то есть у него в сердце уже возникает какое-то мистическое сопереживание этому торжеству. Допустим, Симеон Новый Богослов пишет, что в нас Христос должен родиться – в нашем сердце! В этот день Рождества Христос рождается не только в яслях – Он должен родиться в душе каждого христианина. Это все очень тесно взаимосвязано! Мы ощущаем приход Спасителя в мир, Его воплощение гораздо более остро, тонко, если готовим себя к этому событию созерцанием, воздержанием, подвижничеством на протяжении сорока дней поста.

Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть: мало просто воздерживаться от скоромной пищи, даже мало бороться со страстями на протяжении этого периода – в него обязательно нужно вносить максимальный литургический элемент. Надо чаще посещать храм Божий, больше участвовать в церковных молитвословиях, потому что они написаны для нас святыми песнописцами. И когда мы слышим эти прекрасные ирмосы Рождественского канона, когда слышим слова Григория Богослова, которые уже включены в церковную гимнографию, то ощущаем ту  самую чистую духовную радость, которую вообще можем ощутить здесь, на земле.

– В течение последних столетий многие традиции отмирают. Это связано с разными процессами, происходящими в мире. Посту уже около двух тысяч лет в Православной Церкви. Современен ли пост, нужен ли он сейчас?

– Думаю, пост будет современен всегда. Самое главное – правильно к нему относиться. Нужно понимать, что пост нужен не Богу, не Церкви – он нужен нам самим, он для нашей пользы установлен. Абсолютно не нужно стыдиться того, что человек соблюдает пост. Бывает так, что некоторые христиане  работают в светских учреждениях, а их приглашают за скоромный стол на какой-то вечеринке…

– …предновогодней…

– Предновогодняя – это вообще «особая стать»! Но даже бывает и так, что в пост кто-то празднует день рождения… И вот человека просят, чтобы он разделил трапезу. Это, конечно, всякий раз коллизия для православного человека. С одной стороны, он боится обидеть своих коллег или тем более начальство, если это босс приглашает отметить торжество. А с другой, он понимает, что нарушение поста будет для него осквернением совести. И здесь нужны какие-то правильные решения. Я думаю, что надо заранее предвидеть такие ситуации и, возможно, даже брать благословение духовника или просить совета у него – как в конкретной ситуации поступать.

Потому что не может быть совершенно однозначных правил. По возможности надо пост соблюсти, потому что если мы себе позволим нарушить один раз, второй раз, то само понятие поста может для нас оказаться довольно размытым. С другой стороны, бывают ситуации, когда ради ближнего мы должны в чем-то себе отказать, – отказать в соблюдении поста, чтобы совершить дело участия в жизни другого человека, в его поздравлении.

Ну а что касается новогодних торжеств, это, конечно, уже притча во языцех – как именно православным христианам надо этот праздник отмечать. Потому что Новый год по нашему календарю как раз выпадает на тот период, когда уже идет более строгий постнический режим – после 19 декабря. Уже и рыбу нельзя есть, и вино нельзя пить. Что в таком случае делать – совсем не отмечать?

Это иногда бывает невозможно сделать, потому что многие члены семьи, особенно старшего поколения, – это люди советского времени. Для них Новый год – вообще главный праздник, общенародное торжество!  Здесь тоже приходится искать компромиссные решения, чтобы, не нарушив поста, разделить вместе с родственниками радость этого гражданского, но поистине общенародного праздника.

– Пост – это время изучения духовной литературы. Что бы Вы посоветовали почитать в этот пост?

– В любой пост, думаю, надо читать прежде всего Священное Писание. Библия – это книга книг.

– Пророчества, наверное.

– Да, надо читать и Евангелие, и в целом Новый Завет. Но вместе с тем и пророческие книги можно читать, тем более что память многих пророков отмечается именно в Рождественский пост. Наверное, вообще было бы очень здорово в день памяти каждого, скажем, малого пророка прочитывать его книгу! Тем более что по объему, как правило, она невелика и прочитать ее нетрудно. Это будет самый лучший способ почтить память конкретного пророка Божия.

Кроме того, думаю, не будет ложным или неправильным действием, если человек в Рождественский пост будет читать художественную литературу христианского благочестивого содержания. Потому что есть целый жанр рождественского рассказа. Эти рассказы писали  многие достойные православные авторы. Хотя и не только православные – этот жанр представлен и в западной литературе. Одни только «Рождественские повести» Чарльза Диккенса чего стоят! Я думаю, чтение такой литературы помогает человеку проникнуться этим духом, настроем праздника Рождества Христова. Даже, бывает, заходишь в магазин, слышишь Jingle Bells и уже как-то чувствуешь, что скоро этот праздник.

Если есть возможность расширить свой кругозор, повысить свою литературную эрудицию и при этом оживить в себе чувство ожидания праздника (зачастую это не менее важно, чем сам праздник, – именно предчувствие, когда мы предвкушаем радость этого торжества), то, конечно, нужно выбирать именно те произведения, которые хотя бы косвенно приблизят нас к встрече этого прекрасного и светлого праздника.

Ведущий Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать