Преображение (Одесса). О татуировках

22 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Все больше и больше, чаще и чаще встречаем мы на улицах девушек и парней в татуировках. О тату и о том, что важно знать о них, пойдет речь в сегодняшней программе.

Отец Димитрий, почему татуировки так активно набирают популярность?

– Наверное, причина в том, что молодежь пытается использовать татуировки как способ самовыражения. Когда юноши и девушки делают татуировку, они тем самым привлекают к себе внимание, в том числе представителей противоположного пола. Они кажутся другим более современными, более стильными, продвинутыми и интересными. Это повод завязать с ними разговор, поинтересоваться, что значит их татуировка, почему они ее сделали. В этом плане можно понять мотивы, которые движут молодыми людьми. Но при этом они не отдают себе отчета в том, какой вред это может им принести. Им кажется, что это красиво, несет декоративную функцию, но тот ущерб, который они сами себе причиняют посредством татуировки, значительно больше, чем мнимая польза.

– Мы сразу углубились в тему и будем говорить больше о вреде татуировок... Какова их история?

– История очень длительная – она насчитывает, наверное, уже много тысяч лет. Татуировки существовали еще в глубокой древности, в частности, в Древнем Египте, в других странах. Так что даже трудно сказать, с каких именно пор их стали делать. Возможно, это начало практиковаться еще в допотопном периоде, потому что даже в захоронениях доисторических времен, которые сейчас открываются, можно найти на мумиях татуировки. Надо сразу отметить, что эти татуировки зачастую были связаны с разного рода культами. Если человек поклонялся какому-то языческому богу, то татуировка могла означать подвластность и покорность именно этому конкретному идолу. Это был знак того, что человек принадлежит этому божеству и пользуется его покровительством. Этот момент можно проследить по тем захоронениям, которые сейчас уже исследованы.

– Таким образом, у татуировок есть религиозные, языческие корни?

– Да, бесспорно, это именно так, и эти языческие корни мы можем проследить даже в наше время. Например, до сих пор существуют такие древние народности, как маори в Новой Зеландии, которые сохраняют вот эти свои обычаи, и у них татуирование – это сакральный обряд, который несет ритуальную функцию. Это делается не просто ради красоты: нужно подчеркнуть, что для древнего мира красота была, наверное, на третьем или четвертом плане по значению. Вначале шло именно смысловое наполнение, и татуировка несла в себе священный, сакральный смысл. Соответственно, люди, которые делали на своем теле эти наколки, тем самым хотели засвидетельствовать свою принадлежность тому или иному религиозному учению. Можно привести еще один другой пример: мы знаем, что в Японии представители мафиозных кланов якудза покрывают свое тело самыми различными татуировками и не могут показывать их первому встречному. Им запрещено их показывать где-либо, за исключением религиозных синтоистских фестивалей, которые время от времени устраиваются в Японии. Когда идет какая-либо религиозная процессия от синтоистского храма, они участвуют в ней, почти полностью обнажаясь и демонстрируя, что у них практически все тело покрыто татуировками. Так что и здесь связь между языческими синтоистскими верованиями и наколками совершенно бесспорна.

– В сегодняшних реалиях христианин или простой околоцерковный человек, который набивает себе тату, что тем самым хочет подчеркнуть?

– Мотивы довольно различные. Насколько я мог заметить, у разных людей довольно широкий диапазон мотивации, которая может варьироваться в зависимости от возраста и пола человека, его семейного статуса, социального положения, а также его прошлого. Например, люди, которые служили в воздушно-десантных войсках, часто делают себе соответствующие наколки. Если человек отбывал срок в местах лишения свободы, то это тоже зачастую оставляет след в виде каких-либо татуировок на теле. Поэтому татуировка, как правило, весьма информативна. И по тому, как она сделана, где она сделана, насколько она мастеровито исполнена, уже можно многое сказать о человеке. Но всякий раз, когда лично я вижу на теле человека татуировку, моя первая ассоциация с каким-то криминалом. Возможно, это остатки восприятия советских времен, потому что подавляющее число татуировок, которые я видел в детстве, принадлежало бывшим заключенным, сделавшим себе эти наколки именно в тюрьме. Поэтому у меня это сразу инстинктивно вызывает неприятие. Конечно, потом, присмотревшись, я могу увидеть, что это может быть сделано просто ради красоты (например, наколка в виде цветочка на теле молодой девушки), но все равно инстинктивное неприятие татуировок всегда присутствовало у меня на протяжении всей моей жизни.

– Из истории концлагерей и тюрем мы знаем, что татуировки, как Вы уже сказали, несут в себе подтекст, некий аллегорический скрытый смысл. И выходит так, что, не зная его и накалывая определенное тату, человек может просто опозориться, не правда ли?

– Это возможно в тех случаях, когда человек себе татуировку делает сам. Все-таки такое бывает сравнительно нечасто. Обычно обращаются к мастерам своего дела, использующим специальные индукционные машинки, которые делают наколки не просто иглами с чернилами, а совершают этот процесс быстрее, точнее, совершеннее. И, разумеется, специалисты сразу могут сказать человеку, который обратился к их услугам, что ему не стоит делать именно такую татуировку, потому что она ему явно не подходит по социальному статусу либо каким-то другим причинам. Но, с другой стороны, есть такая пословица: «Любой каприз за Ваши деньги». Если человек настаивает, что хочет именно такую татуировку, они ему сделают любую, какую он хочет. Другой вопрос, что потом сам человек может понять, что допустил ошибку: прошло какое-то время, его взгляды изменились, ценности претерпели какие-то изменения, а татуировка уже есть – и приходится ее либо сводить, либо перенабивать какое-то другое изображение поверх нее, чтобы полностью избавиться от того прошлого, которое теперь человека уже тяготит.

– Есть ли запреты в Священном Писании как Божественном Откровении на совершение таких наколок?

– Да, запреты есть, хотя многие этого не знают. Но есть совершенно отчетливые тексты Священного Писания, из Книги Левит (гл. 19–21), из Книги Второзаконие, 14-я глава, где Господь прямо запрещает: Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Уже из этого текста видно, что Господь запрещает делать татуировки именно из религиозных соображений. То есть человек должен думать именно о Господе,  поэтому когда он делает себе какую-то татуировку, то прямо нарушает эту заповедь Божию. Профессор Алексей Петрович Лопухин в своей «Толковой Библии», в частности, говорит, что здесь видна прямая связь с египетским прошлым в истории израильского народа. Когда израильтяне жили в Египте, то видели, как египтяне делают себе татуировки. Очевидно, эта мода отчасти перекинулась и на еврейский народ. Поэтому, когда Моисей давал Законодательство, то отметил отдельным пунктом, чтобы израильтяне не подражали язычникам, идолопоклонникам в этом отношении, поскольку это влечет за собой определенную зависимость в религиозном плане: через этот видимый знак люди заимствуют и определенные черты языческого сознания, которое побуждает к тому, чтобы этот знак появился на теле человека.

– Спросим прямо: наносить татуировку – это грех? Если грех, то почему?

– Да, это грех. Это можно однозначно утверждать. Как минимум три аргумента я сразу могу привести. Во-первых, это грех, потому что это вступает в противоречие с Божественным Откровением. Если Господь это прямо запретил, значит, мы должны этот запрет соблюдать. Второй аргумент против татуировок состоит в том, что для многих людей (по некоторым исследованиям, около сорока процентов) нанесение татуировок становится своего рода зависимостью, это превращается в страсть: набив себе одну наколку, человек уже не может остановиться, ему хочется сделать вторую, третью, четвертую – и в результате доходит до того, что почти все тело человека становится покрыто татуировками. Это ненормально и говорит о том, что человек уже испытывает какую-то нездоровую потребность делать новые и новые татуировки на своем теле.

А когда уже все тело покрыто наколками и не остается свободного места, то человек начинает перенабивать новые поверх старых. Я думаю, что подобная зависимость сродни алкоголизму, курению или компьютерным играм. То есть в любом случае это человеку вредит. И третий аргумент против татуировок – это возможный вред для здоровья, потому что татуировка может вызвать у человека аллергическую реакцию и даже послужить причиной онкологического заболевания. Если, не дай Бог, это произойдет, то получается, человек сам спровоцировал эту болезнь, эту проблему. А здоровье – это дар Божий, который мы должны беречь, поэтому все, что мы делаем во вред своему здоровью, тоже является грехом.

– У молодежи есть простое объяснение, почему они наносят тату: это стильно, модно, «круто». Какой аргумент может остановить молодого человека, который задумал сделать татуировку?

– Частично я сегодня об этом уже сказал. Человек никогда не стоит на месте, он развивается, переживает различные стадии в своем совершенствовании как личности, поэтому то, что двадцатилетнему юноше кажется интересным, крутым, стильным, лет через тридцать ему станет абсолютно чуждым. А татуировка у него на теле уже есть. И возникает вопрос, что теперь с ней делать. То есть или ее придется перенабивать (но, возможно, к тому времени человек вообще потеряет интерес к татуировкам и ему не захочется этого делать), или придется ее сводить – но тогда на теле останется шрам, который у людей тоже будет вызывать вопросы, откуда он взялся. В любом случае это будут болезненные ощущения, это будет определенный стресс для человека.

Поэтому я думаю, что все эти соображения – сделать татуировку, чтобы стать более интересным, привлекательным в глазах своих сверстников, – это ложные рассуждения. Есть другие способы самовыражения, в конце концов. То есть если человек хочет стать более заметным в среде сверстников, то надо больше читать, больше знать, больше уметь, надо развивать в себе какие-то такие личные качества, которые объективно возвысят человека над другими. Потому что сама по себе татуировка ничего хорошего к личности человека не прибавляет. Но при этом она в чем-то меняет самого человека. Замечено, что когда многие люди делают себе татуировку, то воспринимают это так, как будто обзавелись какой-то новой вещью. Некоторое время они чувствуют эмоциональный подъем, любуются этой татуировкой, но потом это ощущение проходит. И вот словно наркоман, которому нужна новая доза, для того чтобы опять ощутить эйфорию, такой человек обращается к специалистам, чтобы сделать еще одну татуировку.

– Ведь эта болезнь даже имеет какое-то название?

– Да, есть так называемая «синяя болезнь», психологическая зависимость от нанесения татуировок – это уже зафиксированный медицинский феномен. Таких людей приходится в буквальном смысле слова лечить, помогать им избавиться от этой патологии, ведь изначально они думали, что это будет их радовать, но в действительности они сами изобрели для себя источник страданий.

– Есть ли вообще что-то позитивное в татуировках?

– Если сильно поискать, наверное, какой-то относительный позитив найти можно.

– Но стоит ли?

– Действительно, стоит ли это делать? Конечно, мы можем сказать, что некоторые татуировки по-настоящему красиво смотрятся. Мне случалось видеть такие татуировки, которые выглядят словно произведение искусства. И думаешь: наверное, этот художник мог бы найти лучшее применение своему таланту, чем рисовать на человеческом теле с помощью иглы. Некоторые считают, что если они сделают на теле татуировку любимой жены или ребенка, то они будут больше их любить, чаще о них вспоминать, это станет для них еще одним свидетельством любви к дорогому человеку, доказательством, что они готовы пойти на боль, чтобы образ родного человека остался на собственном теле. Но все-таки в этом всем есть что-то абсолютно нехристианское. Ну трудно себе представить какого-то святого, Божьего угодника, с татуировкой, сделанной из каких-то подобных соображений. Конечно, это ненормально. Это какое-то совершенно приземленное, мирское мышление с явным языческим оттенком.

Если мы любим какого-то человека, у нас есть бесчисленное множество способов эту любовь к нему показать. Вовсе необязательно делать его портрет на своем теле. А если это, не дай Бог, еще и портрет какого-то плохого человека? Я с детства помню: как-то проезжал по сельской дороге – и рядом паслось стадо овец. И чабан, который пас их, был обнажен по пояс. У него на груди был огромный портрет Ленина, в разных цветах исполненный. Я подумал про себя: это насколько же убежденным коммунистом нужно быть, чтобы делать себе такую татуировку. Или все-таки это криминальное прошлое сказалось таким образом, что от нечего делать он в местах лишения свободы сделал на своем теле такой колоссальный портрет.

Теперь представим себе: на Страшном Суде этот человек будет отвечать перед Богом – и как Он его поставит по правую Свою сторону среди овец стада Христова, даже если он крещеный человек, когда на нем знамение вот этого антихриста с маленькой буквы? Потому что всем понятно, что Ленин – это один из предтеч антихриста: он целенаправленно боролся против Церкви, против Бога, уничтожал священнослужителей, верующих мирян. А ведь мы воскреснем с тем самым телом, в котором живем на земле. Если у воскресшего Христа на теле оставались язвы от гвоздей и раны от копья, значит, и те увечья, которые человек сам себе наносит или кто-то ему нанес (по крайней мере, их следы), на теле человека останутся. Другое дело, если это были страдания за Христа. Например, мученику Оресту отрубили руку, остался шрам от меча – и для него это стало знаком еще большего прославления: он претерпел больше мук за Христа, чем это было описано в его житии, которое хранилось у Димитрия Ростовского. Если же человек нанес себе какое-то увечье в качестве татуировки, то это будет отрицательным знаком, свидетельством того, что при жизни он был подвержен низменным человеческим страстям – в том числе и тщеславию.

– Да и все-таки лучшая память не кожа, а сердце. Татуировка – это признак бедной или богатой души?

– Скорее бедной, нежели богатой, потому что человек великой души не нуждается в том, чтобы на своем теле оставлять какие-то несмываемые знаки. Вот представим себе ситуацию: если бы человеку сказали, что он всю свою последующую жизнь не сможет никогда показаться другим людям обнаженным, что он всегда будет ходить в одежде перед другими и, кроме него самого, больше никто его татуировок не увидит, – стал бы он в этом случае их делать или нет? Я думаю, что многие люди отказались бы делать татуировку в этом случае. То есть изначально татуировка на теле человека – это своего рода посыл, адресованный другим людям: человек хочет показаться другим не в том виде, каким его создал Господь по образу Божию, а уже в несколько видоизмененном образе, искаженном по собственной воле. Я думаю, что это уже само по себе, собственно говоря, является для религиозного человека препятствием для того, чтобы сделать татуировку, потому что когда мы себе причиняем нечто такое, что потом уже практически не можем изменить, то мы искажаем тот изначальный облик, которым нас наделил Господь.

Если человек создан по образу Божию, то мы должны этот образ по возможности сохранять неповрежденным. Мы можем вспомнить, на каком основании, например, старообрядцы отказывались брить бороды при реформах Петра Первого. Именно потому, что они считали: когда они сбривают бороду, то искажают в себе образ Божий. Если Господь создал человека так, что у него растет борода, то, сбривая ее, человек уже в чем-то усекает этот образ Божий, он его повреждает. Но это касается бороды, которая может, в конце концов, отрасти. А если человек сделал себе татуировку, то он уже себе наносит определенную рану, язву, увечье, которое, как ему кажется, его в чем-то делает лучше, интереснее, что-то ему прибавляет. Я думаю, на самом деле здесь ничего позитивного в духовном плане прибавлено быть не может.

– Но при этом, наверное, есть духовные опасности. Какими они могут быть, если вдруг человек наносит на себя изображения нечистой силы, сцен блуда и тому подобное?

– Мне вспоминается поучение нашего старца, покойного отца Ионы (Игнатенко), который предостерегал молодых людей даже от того, чтобы они носили на себе футболки с какими-либо агрессивными изображениями – какого-нибудь зверя или фантастической твари, явно несущей агрессию. Он считал, что такие действия уже привлекают к данному человеку демонические силы. А тут представим себе, что какого-то монстра или дракона человек изобразил на своем теле. Получается так, что демоническое внимание будет приковано к нему постоянно. И поскольку мы говорим о том, что любой знак, любой символ несет на себе какую-то нагрузку, которая небезразлична для духовного мира, то если это что-то явно демоническое, если символ этот взят из каких-то языческих древних культов, где он как-то использовался и употреблялся, то я думаю, что такое действие не может пройти бесследно. Сатанинское внимание непременно будет приковано к этому человеку, и человек будет ощущать тот или иной вред.

Ну а если речь идет о каких-либо явно безнравственных вещах, блудных сценах, то опять же, как говорят святые отцы, любое воспоминание о грехе способно побудить человека к совершению новых грехов. Поэтому по возможности мы стараемся даже просто стереть из памяти воспоминания о прежде содеянных согрешениях. А тут у тебя, получается, на теле такие метки, которые постоянно напоминают тебе о том, что для тебя, по крайней мере, в какой-то период твоей жизни было значимой ценностью.

– Теперь другая сторона: допустимы ли изображения каких-то святых, крестов, куполов на теле в виде татуировок?

– Думаю, что нет. Вообще, следует заметить, что в Православной Церкви нет конкретных канонических запретов, направленных против татуировок. Почему их нет? Я думаю, потому, что в ту эпоху, когда состоялись Вселенские Соборы нашей Церкви, когда жили великие святые отцы, составлявшие каноны, это было абсолютно неактуально. Для тех времен и так было очевидно, что христианин не будет делать себе наколку: это считалось чем-то явно языческим, чуждым христианству, и человек, который отрекался от сатаны при таинстве Крещения и обещал вести христианскую жизнь, никоим образом не был причастен к любому татуированию. Поэтому у нас и нет канонических запретов на татуирование. С другой стороны, мы должны отметить, что когда человек делает себе наколку религиозного содержания и при этом ведет недостойный образ жизни, то тем самым он возводит хулу на этот религиозный символ.

Иногда человеку бывает стыдно совершить какое-нибудь грешное действие только потому, что он носит на себе нательный крест и понимает его значение. Но, допустим, крест у него в виде наколки, и все свои грехи такой человек совершает в присутствии Креста Господня, на котором иногда изображается и сам Спаситель. Это уже граничит с кощунством. Кроме того, мы можем вспомнить, что в местах лишения свободы религиозные наколки имеют совершенно другое значение, чем это кажется человеку непосвященному. Например, я знаю, что количество куполов на храме может означать количество «отсидок», так называемых «ходок» в тюрьму, которые у человека были: чем больше этих куполов, тем больше у него, соответственно, криминальный опыт в местах заключения и тем выше его авторитет в соответствующей криминальной среде. Поэтому людям кажется, что это просто ради красоты, а на самом деле это именно обозначение своего статуса в криминальном сообществе.

Так что это тоже мне кажется абсолютно неправильным – использовать религиозную символику для того, чтобы выражать совершенно посторонние вещи. Это действия, достойные порицания. Поэтому я думаю, что даже если мы видим на теле человека изображение Господа Иисуса Христа, или Пресвятой Богородицы, или ангела (например, Архангела Михаила, который попирает дракона) – в лучшем случае это можно считать красивой картиной, но ясно, что это не икона: в конце концов, тело человека – не то место, где должно находиться священное изображение. Мы должны понимать значение каждого символа, и для каждого символа должно быть свое место. У нас иконы находятся в святом углу. Они же не стоят у нас где-то под столом или среди бытовых предметов. Мы выделяем особое место для того, чтобы разместить там религиозные символы – кресты, иконы. А если это на теле человека, на теле многострастном, на теле, посредством которого в том числе совершаются какие-то грехи, то ясно, что это абсолютно недолжное действие.

– Что бы Вы посоветовали парню или девушке, которые желают набить себе татуировку?

– Я бы советовал этого не делать. Прежде всего, я постарался бы всеми силами убедить этого молодого человека, чтобы он не допускал такой ошибки. Возможно, сам он потом придет к осознанию того, что  совершил неправильный поступок. Но действие будет уже совершено, и придется потом что-то делать с этой наколкой, идти и каяться в этом грехе. И какую-то негативную роль этот символ может уже в его жизни исполнить. Ну и кроме того, мне доводилось читать, что некоторые люди буквально испытывают сладострастные ощущения, когда им делают наколку, и сам процесс татуирования им приносит даже большее наслаждение, чем удовольствие от наколки, которая появилась в результате. Поэтому они опять же попадают в зависимость от этих греховных сладострастных ощущений. Одним словом, с какой стороны ни возьми, я вижу только один вред в татуировках. Думаю, что при возможности, если человек все-таки колеблется, делать это или не делать, то надо точно отказываться.

– Если человек уже сделал татуировку, следует ли ее сводить?

– Думаю, что да. Лучше свести. Потому что лучше пусть будет тонкий малозаметный шрам на теле, нежели татуировка, которая делает этого человека каким-то меченым. Мы знаем, что есть определенное значение, которое отдельно приписывается в криминальной среде татуировкам, то есть даже следователь в числе особых примет всегда рассматривает наличие татуировки. Если на теле преступника есть какая-либо наколка, это всегда отмечается. По этой татуировке человек может быть всегда опознан, потому что можно себе сделать даже пластическую операцию, изменить внешность, но если татуировка не сведена и остается на теле человека, то по ней легко определить личность преступника. Мы можем вспомнить, что у некоторых древних народов татуировка была именно тем знаком, который ставили как своего рода клеймо на видном месте. Это делали рабам, преступникам, чтобы потом их можно было отличить от других. Поэтому в древней Японии, например, человек с татуировкой вообще оказывался за гранью общества, его буквально исключали из социума. И только впоследствии татуировки приобрели особое значение для преступных группировок якудза. Так сохранилось искусство татуирования, и сейчас оно пошло, можно сказать, в массы.

– Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную, важную, актуальную беседу! Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божьей вам помощи и ангела-хранителя!

                                                                                                        Записал Александр Воронцов

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 29 апреля: 01:30
  • Понедельник, 29 апреля: 09:05
  • Воскресенье, 05 мая: 00:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы