Преображение (Одесса). Манипуляция сознанием: как православному христианину защитить себя?

30 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Как говорят святые отцы, человеческая душа дороже всего мира. Поэтому нужно хранить себя и уметь защититься от разных попыток манипулирования сознанием. О том, как православному человеку защитить себя, и пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое манипуляция?

– Когда мы говорим о манипуляции сознанием человека, затрагиваем очень глубокую, серьезную тему. Наверное, не случайно существует не менее 12 определений того, что такое манипуляция сознанием. В зависимости от того, на какой мировоззренческой платформе мы стоим и с каких позиций оцениваем это явление, оно будет формулироваться совершенно иначе и его окраска будет разной.

Мне больше всего нравится следующее определение: манипуляция сознанием – это скрытое управление изменением духовного мира человека. Мы – люди Церкви, православные христиане, и для нас сохранение аутентичности своего духовного мира является первостепенной задачей. Мы должны следить за тем, чтобы не было никаких метаморфоз, тем более  никаких внешне навеянных трансформаций нашего духовного мира, ничего такого, что бы могло нас поколебать в наших мировоззренческих православных устоях. А когда мы ощущаем, что все-таки эти метаморфозы происходят и мы даже иногда не можем их до конца контролировать, это сразу вызывает вполне обоснованную тревогу.

– Мы очень часто слышим слово «манипуляция» в эфирах разных пространств. Неужели так часто происходит манипулирование?

– Сплошь и рядом! Повседневно, буквально везде. Это сейчас просто какой-то тренд нашей цивилизации. Попытка манипулировать людьми на разных уровнях осуществляется самыми различными силами. Прежде всего это, конечно, власть, которая над нами находится и использует методики, средства, технологии манипулирования сознанием, чтобы упрочить свои позиции. Даже когда мы заходим в Интернет, видим, что попытка манипулирования сознанием очень ярко выражена. Нам всем прекрасно знакомо всплывающее окно о том, желаем ли мы получать уведомления; с вариантами «Разрешить» и «Отклонить». Так вот, надпись «Разрешить» делается яркой, на нее хочется нажать, потому что она действует на зрительный рефлекс, а надпись «Отклонить» делается еле заметной.

Я помню случай, когда поддался на эту манипуляцию, когда мне предложили установить один из браузеров (я впервые обратил на это внимание, так как раньше с этим не сталкивался). И я нажал на эту клавишу, а потом пришлось специально обращаться к сыну, который учится на программиста и хорошо в этом разбирается... Тогда я и ощутил, насколько легко непосвященный человек может поддаться на эти, казалось бы, элементарные трюки. А ведь они бывают гораздо более изощренными.

– Как манипуляторы управляют своими жертвами?

– Способов манипулирования очень много. Они бывают разными: как примитивными, так и изощренными. Если мы говорим о средствах массовой информации, которые зачастую пытаются манипулировать нашим сознанием, то здесь используется очень широкий спектр приемов, от непроверенных сведений, прямого лжесвидетельства, клеветы до ссылок на ложные авторитеты, которые тут же и создаются. Это когда ссылаются на мнение авторитетных экспертов, а на самом деле эти люди вообще неизвестны как эксперты. Тут же создается иллюзия. Фактически манипуляция сознанием – это всегда создание каких-то иллюзий, которые стремятся сделать как можно более правдоподобными. Создается буквально какая-то параллельная реальность, в которую нам предлагают поверить. Если мы на это поддаемся, если переходим с почвы настоящей реальности на вымышленную, то тут же становимся объектом манипуляции.

Я уже молчу о тех средствах, которые являются не полностью доказанными. Например, 25-й кадр, который вставляется, или задний план, на котором что-то снимается, то есть можно говорить о чем-то одном – и при этом все подводится к чему-то другому. Я помню трюк, который использовался в одной программе, когда говорилось о том, что главным призом в каком-то конкурсе является «семерка». Когда говорят «семерка», люди  представляют автомобиль BMW 7-й серии, на фоне которого журналист рассказывает о том, как закончился этот конкурс. Ты думаешь: надо же какой конкурс! А в конце показывают «Жигули» седьмой модели, которую получил победитель. Там это используется просто для привлечения внимания: как трюк, замешанный на юморе. Но иногда ведь это делается без всякого юмора, есть специальная фальсификация зрительных впечатлений, чтобы человек ненавязчиво получил для себя какую-то информацию, а потом он будет думать, что это его собственные убеждения. А на самом деле ему их аккуратно вложили на каком-то этапе.

– Почему православным так необходимо разобраться в вопросах манипуляции?

– Для нас это дело жизни и смерти, вопрос спасения и погибели. Мы верим в то, что считаем истиной, в то, что на самом деле таковой истиной и является, а нам вдруг говорят что-то, во что можно верить почти точно так же, но немножко иначе (более продвинутая версия того же самого). Это фактически способно подменить вообще дело нашего спасения. Почему многим из молодежи так импонируют сектанты, которые ходят по улицам, предлагают вступить в их сообщество, бесплатно раздают журналы и позиционируют себя как что-то современное? Они гладко выбриты, в галстуках, в белых рубашках. А священники архаичные, в древних длинных черных рясах, с длинными волосами, бородами. Они выглядят как из прошлого, из глубокой древности, остатки старины, перенесенные в наше время. Поэтому для тех, кто считает себя продвинутым, современным, уже заранее подготовлена почва, чтобы они клюнули на ту удочку, которую забрасывают сектанты. Хотя фактически именно в этой области внешний вид играет далеко не ту роль, которая ими усваивается.

– Можно ли считать, что манипулирование сознанием противно воле Божией и является бесовским делом?

– Вне всякого сомнения! Если в манипулировании сознанием присутствует элемент лжи, а он там присутствует всегда, то это от лукавого, потому что ложь от лукавого. Сам Господь это сказал. Он назвал дьявола лжецом и отцом лжи. Кроме того, когда осуществляется попытка манипулировать нашим сознанием, можно в том усмотреть еще два очень негативных с точки зрения именно духовной жизни элемента. Во-первых, это скрытое насилие над нашей совестью. Нас заставляют – очень мягко, незаметно, но заставляют – поверить в то, что выгодно тем, кто манипулирует нашим сознанием. Нам зачастую это может быть вредно. Нам это может быть крайне неполезно.

Возьмем рекламу. Когда мы смотрим какую-то рекламу, это уже вторжение в наш духовный мир, это уже навязывание нам каких-то продуктов, вещей, которые нам могут быть абсолютно не нужны. Я ненавижу рекламу и сразу стараюсь выключать звук, потому что даже звук становится громче. Каждый раз, как мы смотрим какую-то трансляцию, которая вдруг прерывается на рекламу, увеличивается сила звука. Это тоже целенаправленное воздействие на нашу психику.

Второй момент, который присутствует в манипуляции нашим сознанием, – это элемент соблазна. Когда нас пытаются в чем-то убедить, предложить нам какие-то ценности вместо тех, которые были у нас раньше, это всякий раз именно попытка предложить нам нечто якобы лучшее, чем то, чем мы до этого обладали. Это именно соблазн: то, что было у вас раньше, на самом деле не так уж и ценно, вот что вам нужно на самом деле. Это буквально райский соблазн, когда было искушение Евы. Ведь первые люди имели все необходимое для жизни, просто идеальную жизнь. А вот чего-то вам еще недостает: знания добра и зла у вас нет. А почему у вас этого нет? Ведь это самое интересное. На этом и построен механизм соблазна.

Искушение Евы в раю было первой в истории попыткой манипуляции сознанием. Причем, если внимательно присмотреться к библейскому тексту, эта попытка очень тщательно спланирована и осуществлена с идеальным искусством, то есть это техника манипулирования сознанием, в которой учтено множество психологических моментов. Казалось бы, все повествование занимает несколько стихов Библии, но это образец того, насколько легко человека обмануть. Мы, к сожалению, часто оказываемся на месте этого обманутого человека.

– У многих светских людей сложилось впечатление, будто бы в Церкви манипулируют. Это тоже навязанная точка зрения. Как можно доказать, что Церковь является не органом манипуляции, а организмом для спасения душ?

– Чаще всего в манипуляциях человеческим сознанием Церковь обвиняют атеисты. Они говорят, что мы навязываем людям комплекс греха, виновности перед Богом; соответственно, и необходимость принесения пожертвований в храм; и на этом строится вся религия, потому что мы спекулируем на этом чувстве вины, которое сами же насаждаем в человеческих душах. Но неправилен сам корень такого мировоззрения. То, что человек подвержен следствию грехопадения, – это факт. То, что мы все наследуем первородный грех, очевидно любому непредвзятому человеку. То, что человеческая натура испорчена, было понятно даже в дохристианском мире. Об этом писали философы, тот же Сенека, стоики и другие.

То, что человеческая натура нуждается в каком-то обновлении, восстановлении, исправлении, возрождении, преображении, было ясно. У нас есть множество терминов, которые реально подходят для того, чтобы описать, что сделало христианство для природы каждого из нас. Поэтому нам нет никакой необходимости манипулировать сознанием. Зачем нам обманывать людей и манипулировать, если у нас есть истина? Церковь – это столп и утверждение истины, как об этом пишет святой апостол Павел. Так и есть. Нам достаточно просто людям объяснить, что есть на самом деле, какова правда, в чем состоит правда о человеке, о его реальном, теперешнем падшем состоянии, чтобы человек одумался, покаялся и пришел ко Христу. Поэтому Церковь и манипулирование сознанием – не совсем сродные между собой вещи. Я не исключаю того, что в каких-то отдельных элементах, отдельных личностях, причастных к Церкви, это присутствует, но сама по себе Церковь сознанием людей никогда не манипулировала и сейчас этого не делает.

– Церковь открывает Путь и Истину и указывает направление жизни.

– Безусловно, Церковь – Святая, Соборная и Апостольская, это Единая Церковь. Если она Святая, она не может манипулировать сознанием.

– Почему церковная проповедь и церковная жизнь не являются зомбированием? Ведь часто говорят: вы, православные, зомбированные.

– Мне вообще странно это слышать. Вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит о том, чем христиане отличаются от язычников. Он говорит, что христиане, которые участвуют в церковной жизни, в таинствах Церкви, регулярно исповедуются, причащаются, имеют вид цветущий и царский. Он говорит о христианах вообще, даже о людях простых сословий, у которых нет царских условий жизни, они не могут о себе заботиться, ухаживать за своим телом, красотой. Нет. Только благодаря тому, что они живут церковной жизнью и постоянно приобщаются к Божьей благодати, они имеют такой прекрасный, цветущий вид. О чем это говорит? О том, что в Церкви не происходит зомбирования. Наоборот, в Церкви мы обретаем свободу, получаем расцвет личности, своих духовных сил.

Сравните православного человека, который ведет нормальный, здоровый, христианский образ жизни, и возьмите образ зомби, который мы обычно себе представляем, – это абсолютно несопоставимые вещи.

Я полагаю, есть отдельные тоталитарные культы, секты, в которых происходит буквально зомбирование сознания. Но там это имеет даже внешнее выражение. Я даже сам замечал, что когда смотрю на отдельных представителей этих тоталитарных сект, то  вижу, что они похожи друг на друга.

– Да, некая печать.

– Есть стандартизация мышления, образа поведения, отношения к Богу, людям,  обществу, ко всему. Их штампуют буквально по какому-то образцу. Их вводят в какие-то рамки, которые ограничивают контуры их личности, поэтому на них ложится общая печать.

У нас все православные люди разные. Если пытаться чем-то их объединить, это и будет вид цветущий, жизнерадостный и царский. О чем пишет святитель Иоанн Златоуст.

– Как Вы уже сказали, в сектах присутствуют элементы манипуляции. В чем они выражаются, как это все происходит?

– Когда мы говорим о тоталитарных сектах, то говорим об очень опасных вещах. Казалось бы, там присутствует религиозная составляющая,  люди объединяются, чтобы верить, читать Библию. Но при этом, когда мы видим, насколько там жесткие порядки, насколько там культ личности этого основателя, какие там тоталитарные способы управления, насколько жесткая система материальных отчислений, – мы понимаем, что это в каком-то смысле коммерческая организация, которая очень жестко структурирована.  Направлена она на то, что чем больше она будет распространяться (как сетевой маркетинг), тем больше каждый новый пришедший будет обретать своих зависимых людей, которые тоже будут его финансировать.

Это все говорит о том, что средства влияния, которые используются в этих сектах,  зачастую носят характер программирования человеческого мышления. Это манипуляции в чистом виде. Когда буквально вдалбливают в голову, что надо подчиняться именно этому гуру, что он истина в последней инстанции. Надо каждое его слово принимать как высшее божественное благословение. Им задаешь вопрос и видишь, что они выдают буквально заученную фразу, при этом не рассуждая.

То есть происходит очень глубокое внедрение в психику человека, поэтому и есть так называемые реабилитационные центры в Православной Церкви, которые ставят задачей вернуть человека в нормальное состояние после пребывания в тоталитарном сообществе.

– В этом контексте было бы интересно узнать вот что (Вы уже частично об этом упомянули): в церковной среде встречаются отдельные личности, которые используют элементы манипуляции, это так называемое младостарчество. Что это значит и как можно избежать опасной  встречи с таким человеком?

–  Младостарчество – это феномен, который, возможно, имел место и раньше. Но особенное распространение это получило в XX веке. По крайней мере, в нашей Церкви. Это сводится к тому, что священник присваивает себе те права, которые ему Церковь не давала. Он усваивает такую власть над духовной жизнью своих подопечных, своей паствы, что это уже не только духовная власть – а вообще власть над их жизнью. Он буквально регламентирует, на ком человеку жениться  или за кого выйти замуж. Развестись или не развестись. Решает вопросы буквально личной жизни человека. И в фундаментальных вещах, и в мелочах.  Перед каждым действием к нему обращаются за благословением. Почему называется «младостарчеством»? Замечено, что многие, особенно молодые священники, которых буквально только недавно рукоположили, буквально сразу начинают узурпировать власть до такой степени, что выступают уже как старцы.

Мы знаем из истории Церкви – да, были старцы, облеченные харизматическими дарованиями, прозорливостью, духовной рассудительностью. Они могли направлять людей к спасению, вплоть до того, что указывали конкретные жизненные решения. Но там имела место харизма, там было Божье благословение.

Но у этого молодого священника нет такого благословения. А он думает, что есть. Он сам себя в этом убеждает. Это своего рода прелесть. Самообольщение. И убеждает в этом других людей. Но последствия этого часто бывают губительны. Буквально разрушаются человеческие судьбы. Люди не понимают, что они допускают ложное, неправильное решение своих проблем. И именно эта ситуация показывает, что есть место для манипуляции сознанием даже в нашей православной среде.

Отмечу, что мне знакомы случаи такого манипулятивного духовничества не только среди молодых священников. Я знаю священников, которые старше меня по возрасту, они усвоили именно такую модель поведения. И что самое поразительное – эти священники довольно популярны. Находится достаточное количество людей, которые хотят, чтобы ими манипулировали, которые полностью готовы отказаться от своей свободной воли в пользу воли этого духовника. Почему это происходит? Мне кажется, потому, что человеку бывает тяжело нести бремя ответственности за свои поступки. И если это можно на кого-то переложить, кто-то это с удовольствием делает. И получается к взаимному удовольствию: один превышает свои полномочия как духовник, а другие, наоборот, отказываются от той Богом дарованной свободы, которой они обязаны пользоваться так, как им повелел Господь Бог. Но плоды этого, как правило, плачевные.

 – Как поступить человеку, если он видит такие манипуляции в церковной среде, но при этом нужно уважать духовный сан? Отнестись все-таки к этому с почтением, уважением?

– Это, как правило, очень деликатная ситуация. Наверное, только высшее священноначалие может прямо такие вещи пресекать. Как, например, патриарх Алексий II, насколько мне известно, на Епархиальном собрании Москвы озвучил эту тему в докладе. И в довольно жестких формулировках говорил, что это недопустимо, что этого делать нельзя, что он будет принимать меры, если будет сталкиваться с такой практикой, если будут поступать жалобы на таких «младостарцев».

Что касается собратьев – пастырей или тем более пасомых, которые видят, что ими пытается кто-то манипулировать, – тут, наверное, самый лучший совет просто бежать от тех людей, которые пытаются вами манипулировать, используя свое положение в Церкви, свой священный сан. Это самый лучший выход из ситуации.

Слава Богу, у нас сейчас нет этой дореволюционной схемы, когда люди в законодательном порядке были привязаны к своему приходу. Если живешь в этом квартале, должен ходить именно в церковь этого квартала. Там должен креститься, венчаться, там тебя будут отпевать. Там ты должен исповедоваться и причащаться. Такая практика была раньше. Теперь в этом плане у нас свобода. У этой практики есть свои издержки: некоторые буквально мигрируют по городу, по разным храмам, нигде постоянно не окормляясь. Это другой вопрос.

Но когда пытаются узурпировать духовную власть, пытаются оказывать давление, насилие над личностью, над духовным миром – проще всего от этого уйти, физически перейдя в другой приход.

– Как Вы считаете, насколько манипуляции общественным сознанием могут приблизить пришествие антихриста?

– У меня есть такое ощущение, что пришествие антихриста будет в первую очередь приближаться именно с помощью технологий манипуляции человеческим сознанием. Впервые это представление у меня появилось, когда я почитал святителя Игнатия (Брянчанинова). У него есть слово об антихристе. Он прекрасно об этом пишет. Говорит о том, что бесы, демоны, духи злобы поднебесной будут всячески распространять представление об антихристе как об идеальном правителе. Будут внушать людям, что ему нужно будет подчиняться, поклоняться. И это будет сопряжено с определенными техническими действиями. Святитель Игнатий писал это в середине XIX века, когда еще не было ни Интернета, ни телевидения, ни компьютеров. И он уже чувствовал, как это можно делать, потому что уже были газеты, средства массовой информации.

Но теперь это развивается в такой прогрессии, что человек уже несвободен от информационного давления, влияния. Он хочет узнать, сколько времени, какая погода на улице, включает смартфон – и тут же на него обрушивается лавина информации. Идут информационные вбросы. И попутно с тем, что он хочет узнать, узнает много того, чего и не нужно. Я думаю, когда будет идти целенаправленная подготовка к пришествию антихриста, будет массированная атака на сознание людей во всех тех странах мира, где существуют эти технические возможности.

 – Какое есть оружие у православных для защиты от манипуляций со стороны мира и мирской среды?

– Их несколько. Я бы разделил их на естественные и благодатные. С точки зрения человеческого естества мы можем говорить о том, что человек может защититься от манипуляций сознанием, если будет предупрежден о том, что его сознанием могут манипулировать. Во-первых, это развитие собственного критического мышления. Это действительно факт, когда человек умеет критически мыслить, когда он не верит всему, что ему говорят или  предлагают в печатном виде,  показывают на экране, а понимает, что видимость может быть одна, а на самом деле все может быть по-другому.

Когда он начинает сопоставлять факты, копать глубже, когда начинает узнавать предысторию, отношения вовлеченных в конфликт лиц, он понимает, что ему была предложена ложная картинка, ложная информация под маской правдивости. Это уже очень важно. То есть не всякому духу верьте, пишет апостол. Надо уметь различать духов. Нужно воспитывать в себе это качество. Какая-то доля сепсиса, недоверия – это нормально, если у человека присутствует это качество. Потому что слишком наивным быть нельзя.

Да, Господь сказал: нужно быть простыми – как голуби, но при этом мудрыми – как змеи. Так что вот эта внутренняя простота, детскость сердца должны соединяться с умственной развитостью, зрелостью и даже утонченностью. Это то, что касается естественных способов защиты.

А с точки зрения духовной мы, безусловно, должны хранить в себе то, что святые отцы называют духовным трезвением, бдительностью, рассуждением духовным, даром рассудительности. Потому что когда мы на страже своего сердца, мы гораздо менее уязвимы для стрел лукавого. У нас бывают такие моменты, когда мы хотим отдохнуть, расслабиться. Нельзя быть постоянно на взводе. Но при этом надо помнить, что это можно себе позволить только в очень ограниченном масштабе, в очень спокойной ситуации, в атмосфере, когда мы общаемся с людьми, которым полностью доверяем.

Но когда мы выходим в какое-то информационное пространство на любом уровне, мы должны быть готовы к тому, что нас будут пытаться искушать. И манипуляция сознанием – это одно из самых распространенных искушений.

– Вы упомянули как средство борьбы трезвение. Что это такое?

– Трезвение можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, это как синоним бдительности. Это способность сохранять внимание в самых разных ситуациях, в том числе и очень сложных. Когда мы сталкиваемся с какой-то новой для нас информацией, которая может нас огорошить, шокировать, вывести нас из себя, тут самое главное –оценить ситуацию спокойной, трезво. Можно и с этой стороны подойти.

 «Трезвение» – однокоренное слово со словом «трезвость». То есть это противоположность некоему опьянению, экзальтации, выходу из себя. Надо стараться всегда сохранять спокойствие духа, ясность видения ситуации. И если это качество будет нам присуще,  мы будем в гораздо большей безопасности относительно попыток манипуляции нашим сознанием, внутренним миром.

Записала Екатерина Береснёва

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​