Православный взгляд. Царь Иван Грозный

21 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Шестнадцатого января 1547 года состоялось венчание на царство великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича, которого мы знаем как царя Ивана Грозного. Было это уже давно, тем не менее личность его вызывает интерес и по сей день. Скажите, у Русской Православной Церкви сформировалось какое-то единое отношение к этому историческому деятелю?

– Как правило, к какому-то конкретному человеку у Церкви редко формируется общецерковное отношение, тем более к такой неоднозначной и противоречивой личности, как Иван Васильевич Грозный. С одной стороны, в церковных текстах, а именно в житиях святых, присутствуют эпизоды, которые однозначно свидетельствуют о темной, негативной окраске этой личности. Потому что именно на совести Ивана Грозного лежит убийство игумена Псково-Печерского монастыря преподобномученика Корнилия, который теперь причислен к лику святых, является святым Русской Православной Церкви. Когда Иван Грозный шел с военным походом на Псков, возле Псково-Печерского монастыря его встретил игумен Корнилий. Иоанн Грозный, восприняв Корнилия как некое противодействие планам по наказанию псковичей, отсек ему голову. Преподобномученик Корнилий пострадал от рук этого царя и позднее был причислен к лику святых.

Вторая жертва царя Ивана Грозного – глава Русской Православной Церкви митрополит Московский Филипп, который один из немногих осмелился указать царю на его негативные стороны жизни, некие перегибы в его политике. Когда однажды Иван Грозный после Божественной литургии пошел поцеловать напрестольный крест, который священнослужитель дает лобызать каждому, митрополит Филипп отказал ему в этом, отказал в своем митрополичьем благословении, причем публично, принародно, потребовав от него прежде избавиться от каких-то греховных сторон жизни...

– Какое мужество нужно было иметь!..

– Митрополит Филипп был царской властью изгнан со своего митрополичьего места и отправлен в ссылку. Но, даже находясь в ссылке в Тверском Отроч монастыре, видимо, он не давал покоя царю: хотя нет достоверных сведений, что Иван Грозный дал на это личное указание, тем не менее в ссылке митрополита Филиппа посетил Малюта Скуратов (он возглавлял опричников Ивана Грозного) и задушил митрополита Филиппа в келье Отроч монастыря. Думаю, вряд ли это было личной инициативой Скуратова. Митрополит Филипп мученически скончался и причислен Церковью к лику святых.

То есть в сонме святых Русской Православной Церкви есть люди, которые пострадали от руки Ивана Грозного. Поэтому возникает вопрос: как может относиться Церковь к тому, кто являлся мучителем многих?

С другой стороны, Иван Грозный погребен как царь, возглавлявший нашу державу, в исторической усыпальнице русских великих князей и царей. Таковой усыпальницей является Архангельский собор Московского Кремля. По сравнению со всеми другими государями нашего Отечества, в том числе причисленными к лику святых (в частности, это Димитрий Донской), Иван Грозный, один из немногих, лежит в Архангельском соборе на территории алтаря. Конечно, это ни о чем не говорит, но именно там находится его гробница.

Посещая во время экскурсий Архангельский собор и разглядывая надгробия царей, часто спрашивают: «Почему же мы не видим гробницы Ивана Грозного?» Действительно, это единственная гробница, которую туристам не суждено видеть, потому что в алтарь мирянам входить не разрешается, а гробница Ивана Грозного находится не в общем помещении, доступном для всех посетителей собора, а в алтарной части.

С другой стороны, в жизни Ивана Грозного много таких эпизодов, когда он показывал примеры удивительного русского благочестия. Конечно, нельзя подходить к личности Ивана Грозного с мерками нашего XXI века, потому что XVI век был особым, и не только в истории нашего Отечества, а вообще в истории европейских государств. Поэтому трудно оценивать его личность с позиции сегодняшнего дня. Тем не менее по меркам XVI века Иван Грозный проявлял удивительное благочестие. Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила. Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни.

Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет. Что касается людей церковных (священнослужителей и мирян), то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные. Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине. Потому что, наверное, нет (и не было) ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную.

– За исключением Спасителя.

– Спаситель – Богочеловек, в силу этого Он не был причастен к человеческому греху.

Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный. Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь. Потому что в Европе (Англия, Франция и другие государства) в то время лились просто реки крови от рук монархов.

Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов. Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного.

Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало. Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу...» Это и появление основательного флота, и много чего другого можно перечислять. Тем не менее мы закрываем глаза на жестокость Петра, даже самодурство, которое было...

– С детства довелось слышать постулат, что Санкт-Петербург построен на костях.

– Это действительно так, и тому много исторических свидетельств. Поэтому если сравнивать Петра I и Ивана Грозного, считаю, что Иван Грозный был не более жестоким монархом и не менее сделавшим для величия, славы, укрепления нашего государства, чем Петр I. Мне кажется, что эти личности где-то сопоставимы. Поэтому, мне кажется,  отношение к Петру I должно быть более трезвенным у наших современников, мы должны оценивать его реально – не все было так лучезарно. И личность Ивана Грозного оценивать нужно не как какого-то самодура и тирана, садиста. Он, конечно, имел свои изъяны, но в его правлении было много и положительного.

– Как Вы относитесь к параллели, которую некоторые историки проводят между Иваном Грозным и Сталиным? Ведь действительно много общего. Создание опричников, создание НКВД. Все мы знаем картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына. Сталин, конечно, не убивал своего сына, но, как мы знаем из некоторых источников, у него была возможность спасти Якова из плена, но он сказал фразу, ставшую крылатой: «Я не меняю солдата на генерала». В результате его сын погиб. Как Вы считаете, действительно много общего между этими государственными деятелями?

– Думаю, не только между Иваном Грозным и Сталиным можно проводить параллели. Мы уже провели параллель, например, с Петром I. Просто, наверное, некая схожесть того положения, в котором оказывается государство, предполагает определенную типологию поступков и действий со стороны правителей. Поэтому если проводить параллель между Сталиным и Иваном Грозным, то мы должны сравнивать и те условия, в которых оказалось наше государство в то время и в XX веке: есть довольно много схожих моментов, поэтому и некая реакция государства в лице правителей тоже схожа.

Наверное, в чем-то действительно есть нечто общее: и один, и другой были готовы на какие-то очень жесткие меры для достижения каких-то целей. Как  у одного, так и у другого были перегибы, которые иногда приобретали трагический характер и для самих этих личностей, и для государства в целом. Мы назвали ряд мучеников, которые пострадали от руки Ивана Грозного, они ныне почитаемы в лике святых. Еще больше таковых мучеников, пострадавших от так называемых сталинских репрессий. Это новомученики нашей Церкви, священнослужители и миряне, которые по религиозным мотивам пострадали в 20-е, 30-е, 40-е годы.

Хотя на самом деле отмашку этой тирании дал не Сталин, а его предшественник – Ленин, который в сознании большинства людей – некий «дедушка Ленин», любящий детишек. Но на самом деле именно Ленину принадлежит фраза из его письма, которое теперь рассекречено и опубликовано: «Чем больше мы расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше. Нужно однозначно жестко покончить с этой религиозной сворой, чтобы на многие поколения им было неповадно заявлять свою позицию».

То есть расстреливать даже не за какие-то преступления, которые считались преступлениями с точки зрения советской власти, не за какую-то жесткую антисоветскую позицию, но просто расстреливать как можно больше духовенства для острастки. И всех подчистую «зачищали»...

– Был бы человек, а статья найдется.

– Поэтому, к сожалению, были некие параллели очень жестких перегибов, которые носят даже характер преступления. Но опять же мы должны оценивать эти поступки с точки зрения той эпохи и того времени. По сравнению со Сталиным, мне кажется, руки Ивана Грозного менее замараны в крови. Число пострадавших при советской власти в 30-е годы в разы превосходит число пострадавших во времена Ивана Грозного.

– Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. А что значит этот термин? Венчание бывает с супругой, и он был женат неоднократно. Но что значит «венчание на царство»?

– По сравнению с нашим XXI веком, который характеризуется неким расцерковлением, XVI век – это время, когда люди были глубоко религиозны, церковны и ко всему относились по-церковному. Все – будь то крестьянин, когда он становился за соху, или ремесленник, который изготавливал какие-то предметы быта, или кузнец – воспринимали свою деятельность как некое и церковное служение. И быть государем, стоять во главе государства – это воспринималось не только как государственное служение, но и как служение церковное.

Любому важному делу, которое делает человек, должно сопутствовать Божие благословение. Так Церковь считает сейчас, так считали и в XVI веке. Поэтому вступление в такую должность было не просто какой-то инаугурацией; это было восприятие на себя какого-то особого служения и Богу, и народу, что сопряжено с огромной ответственностью за судьбу Отечества и этого народа.

Поскольку человек нуждался в особой помощи Божией в решении каких-то определенных моментов, совершалась особая религиозная церемония, в результате которой происходило помазание того, кто вступал на трон, особым веществом – святым миром, через которое человеку преподаются особые дары Духа Святого.

Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много.

В христианской Церкви (как на Западе, так и на Востоке) возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром. Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения.

– Прежде чем перейти ко второй части нашей программы, для некоторых телезрителей, которые заблуждаются, нужно сказать, что столица Чеченской Республики город Грозный никакого отношения к Ивану Грозному не имеет; там совсем другая история названия.

Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января. Для России этот святой – особенный.

– Несколько лет назад в сети Интернет и по телевидению шла акция: граждане нашей страны выбирали имя или лицо России. Для выбора предлагался целый ряд политических деятелей, государей, каких-то ярких личностей, знаменитых людей. По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами.

Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде. Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия. Действительно, преподобный Серафим – личность особая. Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России.

Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы – он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни.

В нем было столько любви! В Священном Писании мы читаем, что Бог есть любовь. Мы вроде бы понимаем это и стремимся как-то реализовать в своей жизни, но в полноте это удалось реализовать многим святым, в том числе и преподобному Серафиму Саровскому. Каждого человека, который приходил к нему, он встречал с распростертыми объятиями и словами пасхального приветствия: «Христос воскресе, радость моя!»

Много ли среди наших современников людей, готовых любого человека, встречающегося на жизненном пути, назвать «радость моя»? Я встречал в жизни людей, которые внешне пытались копировать преподобного Серафима Саровского и называли некоторых «радость моя», но радость и любовь в этом приветствии ощущались не всегда. Преподобному Серафиму Саровскому была присуща подлинная пасхальная радость, подлинная любовь ко всякому приходящему.

Для того чтобы нам стяжать эту любовь, прийти в это состояние, преподобный Серафим дал практические советы. Среди этих советов был, например, жизненно важный совет для наших современников о том, что приводить в порядок этот мир нужно, начиная с самих себя. «Спаси самого себя, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи».

Сейчас, наверное, как и в другие эпохи, очень много людей, готовых преобразовывать мир, государство, среду обитания, начиная с каких-то внешних предметов, начиная с других. Многие считают, что нужно привести в порядок других людей, окружающую среду. А себя привести в порядок никто не хочет – кажется, что у нас и так всё в порядке. Так считает каждый. В результате мы живем в состоянии бардака.

Преподобный Серафим говорит: начни с себя, спаси самого себя. Когда человек начинает приводить в порядок самого себя, свою духовную жизнь, тогда от него начинает излучаться некий свет, и люди, которые попадают в сферу его действия, тоже преображаются, становятся другими. Так постепенно каждый человек может внести свою лепту в преображение того мира, в котором мы живем.

– Перейдем к блиц-вопросам. Как Вы относитесь к народным приметам? Я несколько выписал. Например, если на Васильев день, 14 января, мороз и снежно – быть хорошему урожаю. Гололед на дорогах – будет большой урожай овощей. Все приметы абсолютно разные, и если к одной можно относиться как-то более сдержанно, то другие вызывают просто улыбку.

– Сразу хотел бы сказать, что не все, что экзотично, однозначно связано с Церковью. Некоторые считают, что приметы – это чуть ли не какое-то церковное учение, которому Церковь должна давать оценки. Во-первых, приметы есть разные. Есть приметы совершенно нелепые, которые Церковь оценивает как суеверия: например, черная кошка перебежала дорогу и прочее; Церковь однозначно дает таким приметам отрицательную оценку.

Но есть приметы, которые являются народным наблюдением за явлениями погоды на протяжении десятилетий, а то и столетий, поэтому в некоторых таких приметах есть определенная логика. Например, если ласточки или стрижи летают низко, мы знаем, что скоро будет дождь. Но это не потому, что ласточкам вдруг захотелось низко полетать; просто меняется давление, и насекомые летают ниже, а значит, ласточки, которые питаются этими насекомыми, тоже спускаются вниз. И это предвестник какой-то непогоды.

Я не берусь давать оценку каким-то конкретным народным наблюдениям (как связь гололеда с урожаем, например). Очень сомневаюсь в достоверности таких примет. Но некоторые из них, думаю, имеют под собой некое логичное зерно.

– В преддверии праздника Богоявления (Крещения) давайте еще раз ответим на вопрос: одинакова ли богоявленская вода и крещенская?

– Вода в праздник Крещения Господня освящается в Церкви два раза: накануне праздника Крещения, в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения. Этот чин освящения воды совершенно одинаковый. Причем раньше, в древности, освящение воды происходило только один раз – в Крещенский сочельник, 18 января. Потом ради человеческого многолюдства и потому, что не все успевали запастись святой крещенской водой в Крещенский сочельник, освящение воды стало совершаться и 19 января, в день Крещения Господня. Вода, освященная и в один, и в другой день, совершенно одинакова.

В европейской части России (я там вырос, воспитывался и помню это) большинство людей идут за крещенской водой не в праздник Крещения, а накануне, 18 января. Когда я перебрался на служение за Уральские горы (служил сначала на Дальнем Востоке, в Магадане, теперь – в Томске), для меня стало удивлением, что здесь абсолютное большинство людей идут за крещенской водой в сам праздник Крещения Господня.

Разницы между одной и другой водой не существует. С учетом того, что 18 января меньше людей приходят в храмы за святой водой, а на следующий день обычно выстраиваются большие очереди, всем советую приходить за крещенской водой накануне праздника Крещения Господня, в сочельник.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать