Православная Брянщина. Петропавловский женский монастырь Брянской епархии

29 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православная программа Брянской епархии.

Дмитрий Терехов:

– В центре Брянска в живописном уголке уединилась древнейшая монастырская обитель – Петропавловская. Она возвышается на склоне, с которого открывается красивый вид на пойму реки Десны.

Елена Ларина:

– Петропавловский женский монастырь уникален для истории православия на Брянской земле. Эта обитель первой появилась в черте города в 1275 году; ее основал преподобный благоверный князь Олег Брянский, сын князя Романа Брянского и внук святого мученика Михаила, князя Черниговского. После смерти отца князь Олег отказался от княжества и принял монашеский постриг в основанной им обители.

Игумения Елена (Бахарева), настоятельница Брянского Петропавловского женского монастыря:

– После открытия монастыря где-то лет через пятнадцать произошло чудо – исцеление князя Романа Михайловича Брянского и обретение Свенской иконы. В Киево-Печерскую лавру ездили петровские монахи (потому что монастырь раньше назывался Петровским монастырем, потом уже он стал называться Петропавловским). Поэтому это самая древняя обитель на этой земле. Конечно, она была в более крупных объемах, были большие монашеские угодья, теперь – то, что осталось. Но это совершенно не умаляет святости этой земли.

Дмитрий Терехов:

– За многовековую историю Петропавловский мужской монастырь пережил разорение и упадок. С 1830 года был восстановлен как женский. До революции обитель расцветала, в ней проживало около двухсот сестер. Но в результате новой политики государства в 1923 году монастырь оказался закрыт.

Елена Ларина:

– Со временем уничтожили все монастырские постройки: семь каменных корпусов и тридцать деревянных келий. В 1970-е взорвали Ильинский храм и на его месте построили гостиницу «Брянск». Уцелела только Введенская церковь – уникальный памятник архитектуры 1702 года, построенная в стиле нарышкинского барокко с нарядным декором, горой кокошников. Но на этом история поруганной обители не закончилась.

Игумения Елена (Бахарева):

– Введенский храм был открыт в 1941 году, когда всего несколько церквей были действующими. Он был приходским храмом.

Дмитрий Терехов:

– В конце 1980-х годов Введенский храм реставрировался, и в 2002 году здесь был возобновлен Петропавловский женский монастырь. Эта обитель любима людьми, ведь в советские годы, когда большинство храмов было закрыто, Введенская церковь действовала.

Игумения Елена (Бахарева):

– Многие люди по сорок лет сюда ходят, их еще детьми сюда приводили. Даже из Калужской области приезжают, потому что их возили детьми именно сюда. И до сих пор они приезжают, хотя сейчас сами уже стали бабушками, дедушками. И, как правило, хотят крестить здесь внуков, потому что очень многое связано с этим храмом, сохранились теплые впечатления и память об этом монастыре.

Елена Ларина:

– Игумения обители Елена старается сохранить прежний облик монастыря и с трепетом относится к реставрации храма и святынь, которые особенно дороги прихожанам.

Игумения Елена (Бахарева):

– Я понимаю, что люди хотят видеть те же старые иконы, те же ризы. Мы их потихонечку реставрируем, немного внося что-то новое и сохраняя то, что было. 

Дмитрий Терехов:

– В военном 1941 году оставшиеся в живых сестры обители пели на клиросе. Храм больше не закрывался.

Игумения Елена (Бахарева):

– Здесь были насельницы, которые (по рассказам свидетелей, кто долго здесь живет) жили в бараках рядом с монастырем. Они прислуживали здесь, работали в храме. Сейчас, конечно, уже в живых никого не осталось.

Елена Ларина:

– Одна из главных святынь монастыря – ковчег с частицей мощей благоверного князя Олега Брянского, основателя обители. Также здесь хранится фрагмент его одежды, обувь.

Игумения Елена (Бахарева):

– Обувь обнаружена при обретении мощей (есть документы). Мы ее отреставрировали.

Дмитрий Терехов:

– Особо почитаема и икона Богоматери, написанная во второй половине XIX века. Это список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Богородицкой Площанской мужской пустыни.

Игумения Елена (Бахарева):

– Один и тот же иконописец писал список с иконы; как в Площанской пустыни, так и у нас (там даже подписано). У иконы была риза, мы ее достали, заменили  ткань, многие детали взяли со старой ризы и сохранили так, чтобы в целом все напоминало то, что было. И люди были очень благодарны, особенно бабушки: они подходили, плакали, благодарили.

Достаточно много народа приходит на празднование в честь Казанской иконы. В Площанскую пустынь старые люди уже не могут поехать, им сложно, поэтому они приходят к нам. У нас всегда совершается крестный ход. Это очень чтимая икона, есть свидетельства, что люди получали помощь; может быть, какие-то исцеления. В благодарность люди приносят золотые крестики, золотые вещи, мы их вывешиваем на икону, но строго отбираем, не так, что кто хочет, тот и повесил. Только если действительно что-то было: обретение помощи, успокоение, решение вопроса, тогда мы эти предметы вешаем, чтобы люди видели, что Богородица помогает. Сейчас мы делаем вторую ризу для иконы. Вообще это очень длительный процесс, но мы надеемся, что вторую ризу, которая была, тоже доделаем.

Елена Ларина:

– Сейчас монастырь скромно ютится на небольшой территории. Здесь немного насельниц, но сохранился молитвенный дух этой некогда знаменитой обители. С 2013 года настоятельницей монастыря назначена игумения Елена (Бахарева).

Игумения Елена (Бахарева):

– Начинала я одна. Сейчас сестер хоть всего несколько человек, но все-таки мы есть, все сестры несут послушания. Во-первых, начнем с того, что нет места, где поселить сестер – зданий практически нет. Сейчас нам вернули здание кожно-венерологической больницы, которое исторически является нашим зданием. Оно было построено сто лет назад, при Первой мировой войне, великим князем Константином, как больница для раненых во время войны. Потом к зданию что-то пристраивалось. Но исторически по всем документам это здание принадлежит именно Петропавловскому монастырю. Все документы сохранены, поэтому на основании этих документов нам это здание передали.

Сейчас в здании идет ремонт, но очень сложно, потому что все-таки сто лет прошло. Мы сталкиваемся со сложными проблемами во время реставрации: приходится все перестраивать, кирпич уже практически не держит; все надо менять, все пришло в негодность. Но все равно работы идут практически без перерыва, в этом году они не останавливались даже зимой. Произведена замена крыши, полная замена потолков, частичная замена межэтажных перекрытий, проводим газовое отопление. То есть работа идет; она будет очень длительной, не один год и не два, потому что реставрировать сейчас сложно, в том числе и финансово. Но Господь нас не оставляет, потихонечку движемся.

Дмитрий Терехов:

– В одном из переданных монастырю помещений разместились кельи сестер. В основном здании идут демонтажные и ремонтные работы. Здесь планируется сделать кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Игумения Елена (Бахарева):

– В части помещения будет размещаться «Дом мамы» (с благословения митрополита Александра), на небольшое количество семей. Часть будет отведена воскресной школе, потому что воскресная школа у нас немаленькая; нам не хватает того помещения, в котором детки сейчас занимаются. Может быть, часть помещения будет и для паломников, потому что люди приезжают, хотят остановиться на какое-то короткое время, а мы не имеем возможности их принять. Даже кельи, которые отремонтировали, заняты. Дополнительно мы никого (даже сестер) сейчас взять чисто физически не можем. Но ремонтные работы идут; надеемся, что когда всё это сделаем, сможем принять желающих.

Елена Ларина:

– Как и в давние времена, при Петропавловском монастыре действует иконописная мастерская.

Игумения Елена (Бахарева):

– У меня была мечта, чтобы у нас, как в любом монастыре, что-то делалось для монастыря. Одна из первых насельниц, которая сюда приехала, пошла учиться и окончила иконописное отделение. Были планы, чтобы у нас не один человек работал, поэтому мы обучали не только ее, но и других, но время вводит свои коррективы, люди нужны везде, поэтому она осталась одна у нас. В храме уже есть иконы, написанные ее рукой, и реставрационные работы она ведет. Мы довольны.

Дмитрий Терехов:

– Послушание иконописца несет сестра Мария. Одна из ее первых работ – икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Над этим образом монахиня трудилась около года.

Инокиня Мария (Дашко), насельница Брянского Петропавловского женского монастыря:

– На иконе «Неупиваемая чаша» очень много всяких украшений, узоры на полях, на фоне; все это надо было подготовить до начала письма, вставить камни, потом позолотить, и только потом уже было само написание, которое тоже происходит долго.

Елена Ларина:

– Иконописная мастерская находится в уединенном месте – небольшой комнате в верхней части храма. Монахиня Мария окончила иконописное отделение Брянского духовного училища, затем была на стажировке в Троице-Сергиевой лавре.

Инокиня Мария (Дашко):

– У меня была такая ситуация в жизни, что по состоянию здоровья я осталась без работы. И тогда я стала задумываться, чем мне заняться таким, чтобы мне это было интересно. Была возможность поучиться, я пришла в наше духовное училище и стала изучать иконопись. Потом все-таки пришлось это оставить, недолго я поучилась в тот момент, нужно было все-таки какую-то иную работу искать. Я поняла, что иконопись – это не то, чем можно зарабатывать, у меня не получается это вместе сопоставить. Настоящая икона пишется долго, и я считаю, что это не бизнес, конечно, это что-то особенное. Тогда для себя я решила, что, может быть, для себя что-то и буду писать, но не на продажу. Я нашла другую работу.

Потом уже, через несколько лет, когда я пришла в монастырь, матушка дала мне первое послушание (которое для меня было совершенно неожиданным) – она сказала: «Иди и доучивайся в духовном училище». Я снова с первого курса стала учиться, три года отучилась, окончила. Господь сподобил стажироваться в Троице-Сергиевой лавре в прошлом году; для меня было счастье побыть там две недели.

Дмитрий Терехов:

– Монахиня Мария родом из Екатеринбурга, в Брянск приехала к родным. Ее дядя – известный художник Иван Дашко.

Инокиня Мария (Дашко):

– Когда я уехала с Урала, была далеко невоцерковленной. Воцерковляться я стала уже здесь, в Брянске, и очень эту землю полюбила. Мне всегда нравилось в Брянске после Екатеринбурга (город-миллионник). Здесь так тихо, благодатно, зелено. Потом, когда я пришла к Богу, поняла, что на самом деле тут везде благодать Божия разлита в воздухе, потому что здесь святая земля, веками православие. Здесь у меня жил дедушка, живет мой дядя, довольно-таки известный художник Иван Дашко. Сейчас он старенький, уже не пишет. Он живописец, как он себя называет – поэт русской природы, очень любил писать брянские пейзажи.

Дмитрий Терехов:

– При монастыре есть и свое небольшое хозяйство.

Игумения Елена (Бахарева):

– Монастырь живет: у нас есть и пасека, и огород, мы и курочек держим. Есть иконописная мастерская. Вот так, понемножечку, чтобы это было нам по силам, мы стараемся, чтобы монастырь жил, дышал, даже в городских условиях.

Дмитрий Терехов:

– Небольшая пасека появилась здесь несколько лет назад.

Елена Ларина:

– Пчелы живут в городских условиях в необычных ульях и приносят хороший урожай.

Валерий Кузьменок, пчеловод Брянского Петропавловского женского монастыря:

– Привезли из Карачевского монастыря обычных пчел, сделали им павильонные ульи – и совсем другое дело: в прошлом году мы прилично собрали меда с одного улья. В этом году подкупили еще четыре улья. Ульи очень узкие, там стоит процессор, поддерживает определенную температуру, пчелы не тратят силы, чтобы воду носить – там у них все есть. Соответственно, тридцать процентов пчел освобождаются от своей работы. Получается, что с Брянского асфальта мед добываем. (Смеется.) Весной-то, конечно, здесь всякое разнотравье, сады, этим и пользуемся. У нас в прошлом году около ста килограммов меда с одного улья было. В колхозе норма – пятнадцать килограммов, а у нас – сто.

Дмитрий Терехов:

– С женской заботой и любовью сестры создают красоту в обители. Летом на монастырской территории благоухают алые розы и радуют глаз ухоженные палисадники.

Игумения Елена (Бахарева):

– У нас есть люди, которые имеют к этому рвение, они работают с любовью, усердием. У монахини Марии, которая иконописец, имеется определенная часть грядок, цветников, а на другой части другой человек работает. Так что у всех своя территория, все занимаются с большой любовью и радостью. Это чувствуется, когда всё начинает цвести.

Тамара Амеличкина, флорист Брянского Петропавловского женского монастыря:

– Хочется, чтобы наша древнейшая обитель Олега Брянского вся благоухала. Мечта такая, чтобы было как в Дивеево, как в Троице-Сергиевой лавре, как в Оптиной пустыни. Мы к этому должны стремиться.

Елена Ларина:

– Главное в святой обители – конечно же, молитва, поэтому богослужения здесь совершаются постоянно.

Игумения Елена (Бахарева):

– Службы у нас проходят каждый день утром и вечером. У нас литургия и вечерние службы. Полный круг с повечерием, как в других монастырях, нам сложно служить, потому что у нас мало насельниц, и все несут по три послушания.

Дмитрий Терехов:

– Монастыри во все времена оказывали помощь нуждающимся, сиротам и бездомным. При Петропавловской обители уже на протяжении многих лет действует благотворительная столовая.

Игумения Елена (Бахарева), настоятельница Брянского Петропавловского монастыря:

– Мы кормим малоимущих. Мы как открыли эту столовую по благословению митрополита Александра, так до сих пор не закрываем; у нас это происходит круглый год.

Инокиня Екатерина (Еричева), насельница Брянского Петропавловского женского монастыря:

– Сегодня у нас щи, на второе макароны, картошка и компот.

Елена Ларина:

– А летом людей много бывает?

Инокиня Екатерина (Еричева):

– До пятнадцати человек приходят. Иногда больше, но меньше десяти не бывает. Добавку просят, даем. Все уходят довольные.

Елена Ларина:

– Сейчас у православных христиан идет Петров пост, он установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в память о том, как после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы они постом и молитвой готовились к проповеди Евангелия по всему миру.

Дмитрий Терехов:

– День памяти апостолов Петра и Павла совершается 12 июля. Это престольный праздник Брянской Петропавловской обители, поэтому его здесь особенно ждут и старательно к нему готовятся.

Игумения Елена (Бахарева):

– Конечно, для нашей обители этот пост более чтимый, потому что он заканчивается нашим престольным праздником в честь Петра и Павла. Обычно торжества большие, народу всегда много. Это большой праздник для Брянска и всей Брянской области, для Брянской епархии. Люди приезжают со всех концов Брянской области именно сюда.

Ведущие Дмитрий Терехов и Елена Ларина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 08:30
  • Суббота, 27 апреля: 21:30
  • Четверг, 02 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать