Повседневное христианство

15 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Андрей Панков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Передача из Санкт-Петербурга.

 

― Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий дьякон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге иерей Андрей Панков.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших зрителей.

― Господь вас да благословит во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

― Наша сегодняшняя тема: «Повседневное христианство».

В последнее время появился такой термин, как «христиане выходного дня», то есть люди, которые в воскресенье приходят на службу и там ведут себя благочестиво, а выходя за порог храма, возвращаются к своей суетной, мирской жизни, не вспоминая о церкви. Как Вы считаете, насколько это явление пагубно и распространено?

― Безусловно, я сталкивался с подобного рода вещами, но в данном случае я хотел бы воздержаться от оценки этого явления, потому что духовная жизнь человека имеет разную направленность, вектор. Ситуация может быть двоякой: с одной стороны, человек воцерковленный может прийти к выводу, что для его духовного развития достаточно посещения воскресной Божественной Литургии, и на этом его долг Господу на ближайшие семь дней считается исчерпанным, и он продолжает заниматься своими повседневными делами; с другой стороны, человек, который делает первые шаги к Богу. Человеку, выросшему не в церковной среде, очень страшно переступить порог храма. Делая первые шаги, он узнает, что обычно Божественная Литургия совершается в воскресенье, и ходит какое-то время в храм Божий только в воскресенье. В этом случае оценка таких действий человека положительная. Для того чтобы оценить это явление, нужно различать, что это за люди и каков их внутренний мир.

 

― Вопрос от телезрительницы: «Как правильно готовиться к причащению в храме? Почему считается, что Литургия служится для причащения? Я не всегда бываю готова к Евхаристии».

― Приходить в храм можно в любое время, вне зависимости от того, готов человек к Причастию или нет.

Существует общепринятая практика, в соответствии с которой подготовка к Причастию подразумевает трехдневный пост, присутствие, по возможности, на вечерней службе, молитвенное правило, подразумевающее вычитывание трех канонов и молитв ко Святому Причастию, воздержание от пищи и пития с полуночи до самой службы, исповедь.

 

― Синодальная комиссия готовит документ по вопросам подготовки ко Святому Причастию и по этому поводу идут серьезные споры.

― Я подчеркну, что это общепринятая практика, которая не является жестким установлением Церкви, и это хорошо, потому что Церковь ― живой организм, изменяющий с веками свою внутрицерковную практику, в соответствии с духовным уровнем прихожан и окружающей обстановкой. Если будут приняты решения Священного Синода касательно изменения практики подготовки ко Причастию, то ничего плохого в этом не будет. Но, пока нет однозначной позиции по этому вопросу, думаю, целесообразно придерживаться общепринятой практики.

 

― Как быть тем православным, которые причащаются каждую неделю? Они же не могут поститься среду, четверг, пятницу, субботу.

― Безусловно. Еженедельное, частое Причастие налагает на человека значительные требования к его духовной жизни. Невозможно вести рассеянную, светскую жизнь и при этом причащаться каждую неделю, потому что подобная практика приведет к выхолащиванию таинства и профанации Евхаристии, что, как правило, заканчивается для человека скорбями и печалями. Из моего скромного опыта часто причащаются пожилые одинокие люди, главным центром жизни которых является храм. Они практически живут в храме, отлучаясь только переночевать и решить какие-то текущие вопросы. К концу своей жизни люди стараются максимально приблизиться к Господу. И для таких людей практика частого Причастия является нормой, ничего худого в этом нет. Если у человека возникает желание часто причащаться, то решение по этому вопросу должно приниматься по совету духовника.

 

― Насколько мне известно, у нас в Петербурге во многих соборах принята такая практика: если человек причащается каждое воскресенье, то ему благословляется держать пост только в среду и пятницу.

― Конечно. Практика трехдневного поста ― при Причастии раз или два в месяц. Еженедельное Причастие допускает послабления в плане поста.

 

― Вопрос от телезрителя из г. Воронежа: «Читая Евангелие и церковный календарь, я не могу понять, каким образом Иисуса Христа обрезали четырнадцатого числа? Если Он родился седьмого января и по предупреждению Ангела последовал в Египет, то не мог очутиться в храме Иерусалимском».

― В Евангелии нет исторической последовательности событий. Цель евангелиста ― рассказать о главных событиях, связанных с пришествием Господа нашего в мир, а не донести историю с нашей точки зрения.

 

― Батюшка, думаю, что вопрос больше связан с буквальным пониманием дат Рождества Иисуса Христа и Обрезания и Богоявления. Ведь эти даты символические, установленные Церковью гораздо позже.

- Безусловно. Для людей, живших две тысячи лет назад, такие важные для нас события, как День рождения, не имели такого большого значения. Первохристианские общины не проявляли интереса выяснить, что и когда было. Мы совершаем церковные праздники не как исторические даты, точку в годовом круге, а как церковные события, имеющие духовную значимость.

 

- В чем заключается повседневная составляющая христианства?

― Это очень глубокий и интересный вопрос. Церковь имеет на него вполне определенный ответ, подразумевающий связь в жизни христианина великого и малого. Вообще, жизнь христианская является подвигом, содержит в себе величие; постольку, поскольку оно связано с Евангелием. Это величие совершается в обычных повседневных делах.

Когда человека спрашивают: «В чем состоит твое христианство?» Ответ может быть только одним ― это ответ евангельский: учеником Христовым можно называться только тогда, когда человек следует путем Господа, т.е. путем любви к Богу и любви к ближнему. Заповедь о любви совершается не только лишь единовременным волевым усилием. Многие знают,  прилагаешь усилия, чтобы приобрести ту или иную добродетель, но не хватает ни внутренних сил, ни эмоционального настроя, ни какого-то потенциала. Для того, чтобы в повседневной жизни реализовать великую цель любви к Богу и ближнему, Церковь предписывает всякому православному христианину совершение обычных вещей, состоящих из четырех основ, которые подобны ножкам стола. Пока они все целые, стол устойчив, уберешь одну ― стол начинает шататься, уберешь две ― опрокинется. Повседневное христианство подразумевает: первое ― регулярное Причастие, соединяющее человека с Богом; второе ― общественная молитва, т.е. участие в богослужении; третье ― домашняя молитва, подразумевающая использование молитвослова, содержащего образцы молитв великих подвижников древности, так и свою частную молитву; четвертое ― чтение Священного Писания, особенно Нового Завета. Если человек прикладывает сердце для того, чтобы исполнять эти правила, то Господь ради его труда и смирения, посылает в сердце благодать, начинает складываться определенный духовный образ жизни, который позволяет человеку явить делом исполнение заповеди любви. Получается такая связь великого и малого, и одно без другого в человеке не живет. Просто заявив, что ты христианин, возлюбить весь мир, не совершая вещей, о которых говорит Церковь, невозможно; если вообще возможно удержаться в этом состоянии.

 

Вопрос от телезрительницы: «Можно ли исповедоваться пьющему брату дома? Священник сказал, что он должен прийти в храм. Правильно ли это?»

― Для исправления человека исповедь ― принципиальная вещь, потому что покаяние ― это начальная точка изменения себя, обращения ко Господу. Исповедь может совершаться в любом месте, не только в храме.

Данная ситуация содержит некоторые неясные моменты и решение батюшки может быть продиктовано пастырскими соображениями. Безусловно, можно прийти и исповедовать пьющего человека, но иногда целесообразнее воззвать к его совести с тем, чтобы он пришел в храм Божий. Поэтому я не могу дать оценки этого решения.

Хочется пожелать рабе Божией терпения, потому что это великая беда, когда кто-то из родственников страдает недугом пьянства. Упорная ежедневная молитва, совершаемая в течение длительного времени, как правило, бывает Богом услышана, и часто являются чудеса, которым я не раз был свидетелем. Помоги, Господи.

 

― Вопрос телезрителя: «Когда приходишь на исповедь, не собираясь причащаться, обязательно ли нужно поститься?».

― Перед исповедью пост не является обязательным требованием, но может быть желателен как выражение искреннего покаяния перед Господом в содеянных грехах. Зависит от ситуации и человека.

 

―Хотя время сейчас не постное, но много вопросов возникает вокруг поста. И с одной стороны, пост ― важная составляющая жизни христианина, но с другой стороны, ведь не в диете дело.

― Безусловно. Нужно помнить, что главное в жизни христианина ― это не пост. Пост является лишь средством, инструментом для очищения души. Для взрослого человека невозможно достичь какой-то меры совершенства духовной жизни без поста. Человек, который совершает пост, должен совершать его тщательно, как об этом говорит Церковь, не делая послаблений в мелочах, потому что великое как созидается малыми шагами, так и разоряется малыми шагами. При этом нужно помнить главное: Господь ждет от нас любви, а не поста. Чтобы над нами не свершился страшный приговор Господа над смоковницей, которая явила изобилие листьев и отсутствие плодов. При неправильном духовном устроении человек может совершать весь церковный регламент, но при этом быть пустышкой в духовном смысле. Это драма, этого не должно происходить в нашей жизни.

 

― Вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте. Мой супруг дежурит в храме. Приходя после дежурства, отдохнув, он снова уходит в храм. Помимо воскресных и праздничных богослужений он готов каждый день бывать в храме. Из-за этого у нас с ним возникают некоторые трения, я на него ворчу. Права ли я?»

― Семья ― важнейшая обязанность человека, потому что является установлением Божиим. В самом высоком смысле ― это училище любви. С другой стороны, любовь подразумевает свободу и без нее не может родиться. В семье у людей, которые живут вместе длительное время, вместе разделяют кров и быт, все равно должна быть область внутренней свободы.

В данной ситуации возможен компромисс: обязанности, возложенные на мужа, главу семьи, безусловно, должны исполняться, но все остальное ― область свободы. Если первое условие исполняется, и муж хочет быть в храме, то не стоит активно препятствовать ему в этом, потому что может нарушиться внутреннее единение в семье.

 

― Вопрос телезрительницы из г. Рязани: «Мой День рождения всегда попадает на время Великого поста. В этот день собирается много знакомых и всё проходит очень весело, с некоторым дурачеством, при этом никто из гостей не постится. Даже если я зарекаюсь так шумно не отмечать, все равно с самого утра приходят гости, и всё повторяется как всегда. Как мне отмечать свой День рождения?»

― Если нет возможности перенести День рождения, а, судя по контексту, этой возможности нет, то нужно проявить гостеприимство по отношению к приходящим людям. При этом нужно выдерживать меру. Если люди относятся к Вам с уважением и знают, что Вы верующий человек, то они нормально воспримут, что в дни Великого поста безграничное веселье для Вас не приемлемо. Эта ситуация сложная, требующая знания внутренней меры, но эту меру возможно выдержать.

 

― Сегодня совершается память преподобного Серафима Саровского и ему принадлежат слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Как мирянину, живущему в суете, приблизиться к этому духу?

― Думаю, что ответ на этот вопрос содержится в беседе преподобного с помещиком Мотовиловым, которая состоялась за два года до его смерти в 1831 году. В этой беседе Серафим Саровский говорит, что целью жизни человека является стяжание Духа Святаго, уподобляя это стяжание мирской торговле. Каждый человек имеет от Господа духовное дарование, талант. Задача каждого православного христианина ― быть внимательным к себе, к своей духовной жизни, чтобы понять к чему его приуготовил Господь. Если человек познает свое призвание, употребляет то, что ему даровал Господь, то сравнительно легко получает благодать Духа Святаго, что является синонимом «стяжи дух мирен». Дух мирный ― это следствие действия Духа Святаго в сердце человека. Иному дана молитва, иному ― проповедь, иному ― помощь ближним, способность поддерживать людей в сложных ситуациях, т.е. каждому ― свое. Поэтому очень важно понять, что дано тебе, с помощью чего у тебя будет происходить великий процесс стяжания Духа Святаго.

 

Вопрос телезрительницы: «Я недавно воцерковилась. Понятно, что аборты ― это грех. А где находятся души детей, мертворожденных по различным обстоятельствам, ведь они некрещеные? Как за них молиться?»

― Насколько я знаю, существуют молитвы, которые читают в этих скорбных, трагических обстоятельствах. По слову апостола Павла мы видим будущее гадательно, как бы через тусклое стекло. Однозначно ответить на подобные вопросы под силу только духовно просвещенным людям. Я себя к ним не могу отнести. Однако, несмотря на незнание этих нюансов, я надеюсь на милосердие Божие. Как учит Церковь, Бог есть Любовь, превосходящая наше разумение.

 

― Вопрос телезрительницы: «Я хочу причаститься в воскресенье на святой неделе, как мне себя вести в гастрономическом плане? И еще один вопрос. Кто-то из апостолов сказал: «Они не хотели иметь Бога в разуме, и Господь предал их превратному уму». Что это значит?»

― Первый вопрос касается области пастырского устроения: в разных храмах придерживаются различной практики. Поэтому этот вопрос необходимо согласовывать с настоятелем и священниками храма, в котором Вы исповедуетесь и причащаетесь. На святки пост не уместен. Человек, желающий причаститься в это время, должен, главным образом, воздержаться от развлечений, осуждения, празднословия и посвятить себя молитве, чтению Священного Писания, примирению с ближними.

Что касается второго вопроса, то, очевидно, речь идет о людях, которые ощущают в себе силу мысли, способность к познанию окружающего мира, но при этом отвергают Господа и законы нравственности, связанные с заповедями Евангелия. С такими людьми, по слову апостола Павла, происходит драма: лишаясь главного центра, источника познания, который есть Бог, отсекая себя от благодати Божьей, способность к познанию мира извращается и ввергает человека и людей, которые соприкасаются с ним, в величайшие заблуждения. Если хранить в себе великое сокровище веры в Господа и от всего сердца стремиться к исполнению заповедей Христовых, то способности к познанию мира не станут поводом к извращению, искажению реальности. Господь дарует такому человеку способность видеть все таким, каково оно есть, и не допустит его ввержения в иллюзии.

 

― Вопрос телезрительницы: «Ветхозаветные люди, включая всех святых, находились в аду, пока не пришел Христос и не вызволил их. А где будут находиться наши души до Второго пришествия Иисуса Христа?»

― Мы надеемся, что наши души, мы сами, будем в раю, у Господа. Состояние, при котором душа отделена от тела, по учению Церкви является временным, до того момента, когда Господь придет судить вселенную и обновится весь мир. Человек является целым соединением души и тела, и без тела ― это «недочеловек». Состояние полного блаженства означает не только пребывание в раю, но и единство, которого мы чаем во Второе пришествие Господа, когда мы объединимся в новое тело и станем причастными к этому новому творению.

 

― Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Есть ли связь между заповедью «не убий» и благословением священнослужителей на убийство при защите Отечества?»

― Здесь дается разная оценка одному действию, связанному с убийством. Аскетическое учение Церкви показывает механизм возникновения страстей в человеке, и одно и то же действие в нас может иметь разную направленность. Возьмем, к примеру, такое обычное действие, как принятие пищи. С одной стороны, принятие пищи является необходимым явлением для поддержания жизни, и возможность ощущать вкус ― это дело «рук» Божиих, форма Его любви к нам. С другой стороны, если пища становится суррогатом счастья, сопрягается с похотью, навязчивым желанием вкушения без меры, то это чревоугодие. Таким образом, действие одно, а нравственная оценка противоположная.

По поводу убийства можно сказать следующее. Наш мир погружен во зло, часто бывают войны. И Господь говорит, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Воины, которые защищают свои семьи, народ, землю, которые вынуждены обороняясь убивать, и сами при этом гибнут, вызывают положительную оценку этого действия. Отдать свою жизнь ради любви ― это христианская добродетель.

Если говорить о бытовом убийстве, которое имеет мотивом личное обогащение, ненависть или другие причины, то оно, безусловно, является злодеянием, за которое должно быть воздаяние, как со стороны государства, так и Бога. Оценка такого действия негативная: человек, убивший другого человека, подлежит суду. 

 

- Вопрос от телезрительницы из г. Самары: «Я прихожанка храма, который находится вблизи дома. В храме служит только один батюшка. На исповеди мне часто дискомфортно, потому что кажется, что я занимаю много времени и вынуждаю ждать других людей, поэтому я исповедуюсь и причащаюсь в другом храме. Правильно ли я поступаю? Или мне стоит бороться со своим дискомфортом и исповедоваться и причащаться только в храме, прихожанкой которого я являюсь?»

― В ходе духовного развития у человека возникают приоритеты в посещении того или иного храма ― он становится прихожанином этого храма. Это означает, что человек исповедуется и причащается в этом храме, посещает, по возможности, все праздничные богослужения.

Вопрос об исповеди очень тонкий: многие прихожане путают исповедь с некоторым психологическим облегчением. Исповедь совершается перед Богом, и священник при совершении этого таинства является лишь свидетелем.  Если человек искренне раскаивается в содеянном, то ему не нужно много слов.

С другой стороны, допустимо считать исповедь своего рода психологической помощью при условии, что есть возможность ее оказать. При обилии прихожан у священника нет возможности уделить всем должное внимание, чтобы не только исповедовать, но и духовно поддержать. Всякий грех есть рана, нанесенная сердцу, и хорошо, если батюшка найдет слова, чтобы ободрить и поддержать человека. Но это не главное действие на исповеди. 

Рекомендую стараться ходить в свой храм и на исповеди называть главные вещи, а если требуется духовная, психологическая поддержка, то нужно встретиться с батюшкой в другое время и обсудить волнующие вопросы.

 

― В среде православных встречается такое явление, когда человек на протяжении долгого времени совершает молитвенное правило, посещает богослужения, читает Священное Писание, а теплого диалога с Богом не происходит. Как Вы считаете, это нормально?

― В жизни человека бывают разные духовные периоды, в том числе и такие, когда ничего не движется. Господь по своей любви, премудрости не ограничивает нашу жизнь реалиями быта, тем, что мы совершаем. Часто нам ниспосылаются скорби, такие ситуации, выхода из которых в данный момент мы не видим. Эти встряски способствуют мобилизации наших духовных сил, более усердной молитве ко Господу, вверению своей жизни в руки Божии. После этих испытаний человек переходит на более высокий духовный уровень.

Бывает и другая ситуация, когда верующий человек сталкивается с духовно опытным человеком, например священником, окормляется у него, и духовный отец видит, когда лучше оставить в покое свое духовное чадо, а когда подтолкнуть к совершению действий, приводящих к духовному развитию.

Трудно дать оценку этому явлению. Конечно, если человек пребывает в таком состоянии годы, то это признак того, что в жизни что-то неправильно устроено. Слава Богу, Господь не оставляет нас Своим Промыслом и у нас в жизни бывает предостаточно обстоятельств, когда нужно проявить духовное мужество, веру, молитву и любовь.

 

― Батюшка, как Вы прокомментируете то, что люди бояться молиться своими словами, помимо молитвослова?

― Это связано с разной степенью познания Бога. Когда человек познает Господа опытным образом ― часто это связано с драматическими событиями в жизни ― тогда Бог становится не некой абстрактной идеей, а центром жизни. Бог становится для человека Тем, Кого он знает, и для человека становится невозможным не молиться своими словами. К такому состоянию нужно прийти.

С другой стороны, если нет опыта богопознания, то молитва человека сводится к банальным вещам, к некоему детскому лепету. Настоящая же горячая молитва, в которой выражается главное, сопряжена с личным опытом богопознания.

 

― Последний вопрос на сегодня о радости и благодарении. Насколько необходимо повседневное благодарение?

― Оно, безусловно, необходимо и является частью обучения молитве, потому что молитва ― это не только прошение, но и благодарение. Есть такая житейская мудрость: научитесь благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего у вас нет. Все наши просьбы ко Господу должны предваряться покаянием и благодарением. Важность благодарения подчеркивается самим названием Литургии «Евхаристия», что с греческого переводится как «благодарение».

Этот акцент, связанный с благодарением, возможно, содержит глубокую духовную тайну: когда мы учимся благодарить Господа за все, что у нас есть, исполняемся благодатью Божьей, то Господь и без наших молитв подает то, в чем мы нуждаемся и еще даже не успели попросить. Параллель можно провести с семьей. Например, ребенку нравится какая-то игрушка, и он хочет ее попросить у папы, но начинает свой разговор не с просьбы, а с благодарения папы за всё. Сердце какого отца останется безразличным?

 

― Но благодарение без радости невозможно?

― Безусловно. Богообщение сопряжено с радостью.

 

― Прошу Вас на прощание благословить нас.

― Господь вас да благословит во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Вероника Можарова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «За что Каин убил Авеля?»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​