По святым местам. Свято-Духовский мужской монастырь в Волгограде

2 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы посетим монастырский зоосад, где выхаживают раненых животных. Узнаем о "казачьем" святом, а также раскроем секрет подземных ходов, которые в начале ХХ века были сделаны под зданиями святой обители.

Программа «По святым местам» продолжает прокладывать свой паломнический маршрут по Волгограду. В самом начале XX века здесь, в центре города, на возвышенности, которая называлась Сибирь-гора, была построена небольшая деревянная летняя церквушка. Именно с этого храма и начинается история Свято-Духовского монастыря, который мы сегодня и посетим. Правда, в то время место это было не в центре, а за чертой города, жизнь в котором не стояла на месте.

Игумен Гавриил (Куликов), настоятель Свято-Духовского мужского монастыря:

– Маленький уездный городок – Царицын – стал быстро развиваться. Развивалась здесь промышленность, индустрия, была построена железная дорога, которая стала важным узловым центром, связывающим Дон и Волгу; это выход, соответственно, к  Каспийскому и Черному морям. Но здесь не было какого-то духовного центра.

И вот в 1903 году епископ Саратовский и Царицынский Гермоген развернул целую программу монастырского строительства. Через два года по проекту епархиального архитектора Алексея Салько возводят деревянный храм и дом пономаря, а еще через два года здесь была освящена первая каменная церковь.

Игумен Гавриил:

– С 1912 года здесь определением Святейшего Синода был открыт уже официально Свято-Духовский мужской общежительный монастырь.

Святая обитель стала прирастать новыми зданиями; ни одно из них сейчас мы, к сожалению, не увидим. Бережно хранят историю только старинные фотоснимки да воспоминания современников. Вот что писал ученик Урюпинского реального училища Алексей Глазков, посетивший обитель с экскурсией в начале XX века: «Монастырь стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что он по внешнему виду напоминает старинную крепость. Собор поразил меня прежде всего своей необыкновенной величиной, он может вместить в себя, как нам сказали, до 15 000 человек».

А дальше случилось так, что в 1913 монастырь был преобразован в женский.

Игумен Гавриил:

– Предреволюционные годы в нашей стране были отмечены бурлением умов, многочисленными восстаниями, демонстрациями, и наш город тоже не избежал этих треволнений, тем более что одно время настоятелем этого монастыря стал такой одиозный человек, как иеромонах Илиодор (Труфанов), который впитал в себя весь этот революционный дух и задумал привнести революцию в том числе и в Церковь.

Иеромонах проповедовал о скором пришествии антихриста и конце света и в качестве убежища предлагал рыть пещеры. Под монастырскими зданиями развернулась трехъярусная система ходов с лабиринтами.

Игумен Гавриил:

– По некоторым сведениям, они были настолько широкими, что там могли разъехаться две гужевые повозки (земля вывозилась оттуда на лошадях), и некоторые из этих ходов доходили чуть ли не до берега Волги. Сам Илиодор был сослан отсюда во Флорищеву пустынь, а Свято-Духовский мужской монастырь был расформирован и преобразован в женский.

Но, несмотря на эти волнения, в монастыре были свои подвижники веры, которые, столкнувшись с испытаниями XX века, сохранили верность Христу и Церкви.

Игумен Гавриил:

– Несколько дореволюционных выходцев из нашего монастыря были прославлены в лике священномучеников, исповедников. Это игумен Владимир (Терентьев), преподобномученик Софроний (Несмеянов) и несколько других, то есть это действительно был не только центр какого-то бунта, который представлял Илиодор лично, но и подлинный духовный центр с настоящей монашеской жизнью, с подлинными подвижниками. Настоятельница этого монастыря игумения Павла (Липовская) тоже пронесла свой исповеднический подвиг вместе с сестрами по жизни и ознаменовала его также мученической кончиной.

Во время Сталинградской битвы здания монастыря подверглись бомбежке, а позже уже не восстанавливались.

Игумен Гавриил:

– Большой Свято-Духовский собор, который здесь находился, просуществовал до Сталинградской битвы, но после этих бомбардировок было решено ничего не восстанавливать. То, что оставалось (руины, по сути), разрушили, но даже не вывозили строительный материал, им просто засыпали эти самые катакомбы, сделали эти обломки фундаментом для будущих строений.

Так, здание, где мы сейчас находимся, принадлежало мотострелковой воинской части, но в 1991 году митрополит Волгоградский и Камышинский Герман обратился к властям с просьбой о возвращении территории монастыря Церкви. Первым был передан спортивный зал. И вот бывший спортзал военной части преобразился. Здание было переоборудовано под Свято-Троицкий храм. Несмотря на внушительные размеры, это домовая церковь Свято-Духовского монастыря, и в этом храме пребывает, пожалуй, одна из самых главных святынь Волгоградской епархии.

Игумен Гавриил:

– В 2006 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви для всенародного общецерковного почитания причислил к лику святых целый ряд новомучеников и исповедников Церкви Русской, среди которых оказался и один уроженец нашей области – сельский священник; он был зверски убит, пострадал за веру. Это Николай Попов из хутора Верхнегнутов.

«Казачий святой» – так иногда называют священномученика. Он сам происходил из семьи казаков, а позже казаки были и его паствой. Ни служение в удаленных от центра хуторах, ни бедственное материальное положение не смогли остудить пыл ревностного служения батюшки. Он начал строить учительскую школу с общежитием; по причине отсутствия на хуторе профессионального доктора ему самому пришлось оказывать хуторянам и первую медицинскую помощь. Но в 1919 красный комиссар по прозвищу Махор во время обыска в доме отца Николая увидел на стене фотографию брата батюшки – походного атамана Петра Попова, который возглавил часть донских казаков против новой безбожной власти. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор.

Игумен Гавриил:

– Митрополит Герман благословил найти его честные останки, которые стали почитаться как святые мощи, и, конечно, после стольких лет это было не просто сделать, но совершенно чудесным образом эти останки были обретены, торжественно подняты с места захоронения и перенесены в Волгоград. Хотим, чтобы как можно больше людей узнали о том, что произошло сто лет назад, о том, каким выдающимся человеком был Николай Попов, что не только его мученическая смерть, но и вся его жизнь была подвигом подлинного жертвенного служения Богу и людям. Из многих городов, регионов России люди специально приезжают сюда, зная об этом подвиге святого священномученика Николая. И в этом году как раз исполняется ровно сто лет со дня его мученической кончины.

Мы уже говорили вам, что Свято-Духовский монастырь находится в самом центре Волгограда, но когда попадаешь сюда, кажется, что находишься в зеленом цветущем оазисе. Наверное, так и есть. Пойдемте знакомиться с его обитателями.

Александр Михайлович Кашинский, старший пономарь:

– Когда стали возрождать монастырь, была разруха на территории монастыря. Отец Василиск, ныне исполняющий обязанности садовника, получил благословение митрополита Волгоградского и Камышинского Германа облагородить эту территорию. То есть здесь изначально получилась небольшая парковая зона, потом отцу Василиску пришла идея  собрать коллекцию фазанов – и была красивая, пышная коллекция фазановых птиц. Но люди, узнав, что здесь обитают птицы, стали приносить сюда подранков, то есть тех птичек, что выпали из гнезда (каких-то сбили машины), и потихонечку здесь стал образовываться реабилитационный центр для птиц и животных, оказавшихся в беде.

Большой – орлан-белохвост, маленький – это степной орел. Орлан-белохвост имеет другое название: «рыбный орел». Он в основном селится на речках и озерах и питается, как правило, рыбой – у нас рядом матушка-Волга. И очень часто мы их наблюдаем  парящими, они очень красивы. Степной орел, как говорит название, селится в степи, но, несмотря на то, в природе эти птицы, как правило, пересекаются и у них разные методы выживания,  здесь они живут как старший брат с младшим. Если младший (степной орел) начинает  докучать старшему, тот  может ему и по лбу дать, но здесь они в мире живут, в любви и согласии, можно так сказать.

Косуля – Крош, можно сказать, главный житель нашего зоологического сада. Будучи маленьким косуленком, он попал в заячью петлю. Люди пошли осенью в лес за грибами, смотрят – лежит, и оказался он еле живым. Принесли домой, отпоили его молочком и под самое Рождество привезли его сюда и нам подарили.

Это тоже наш друг, уже живет здесь около двух лет – белый аист с именем Малыш. Вообще имена здесь (как Адам в саду) нарекает отец Василиск, он любовью своей согревает этот зоологический сад, опекает его, заботится о нем. И вот дал аисту такое имя – Малыш. Он сейчас все-таки немножко смущается, сейчас большое количество людей, но обычно откликается на песенку. Стоит заметить, что аисты стучат клювом. Начинаешь его называть по имени, он сразу отзывается, как бы приветствует. История тоже у него достаточно печальная. Как рассказывал отец Василиск, он находился более двух лет у кого-то на квартире в темном помещении, его хотели на территорию Российской Федерации продать. Но птица из Красной книги; понятно, что это незаконно. Его конфисковали, но у нас в Волгограде нет такого места, куда можно было бы его пристроить (ни зоопарка, ничего), и его передали нам, здесь по сей день он находится. Изначально мы из Священного Писания знаем, что мы были созданы вместе с природой. Человек как венец творения. И Адам ведь был поставлен, чтобы окормлять тот сад, а в том саду уже были животные, он нарекал имена животным. То есть животные – это неотъемлемая часть нашей жизни; мы должны заботиться о них… Можно представить: если мы перестанем заботиться о животных, то Кто-то и о нас может просто перестать заботиться.

Масштаб этой деятельности такой большой, что для нее решили построить целый реабилитационный центр. Он находится за городом и будет работать при монастырском ските. Возможно, кто-то из обитателей зоосада будет зимовать уже на новом месте, но пока они живут здесь, в центре Волгограда, под присмотром монахов, которые соединяют еще не одно доброе служение с молитвой.    

Игумен Гавриил:

– Даже у нас на Руси первые монастыри появлялись в больших городах (это Киев, Новгород), традиция отшельничества, пустынножительства тоже присутствовала всегда, но стала развиваться несколько позднее. Но, конечно, средневековый город и современный город – это большая разница, тот древний город нам бы сейчас показался тихой пустыней по сравнению с тем шумом, тем водоворотом, той бурлящей жизнью, что кипит вокруг монастыря. И тем не менее монастырь даже в этом житейском море все равно может оставаться островком спокойствия, тишины и уединения, как ни странно, ведь все  заключено в сердце, разуме, душе самого человека, который приходит в монастырь.

Большинство людей даже в крупных городах, мегаполисах ощущают себя абсолютно одинокими, брошенными, никому не нужными, но здесь, в церкви, они могут все же обрести и поддержку, и духовное наставление. Поэтому как бы мы, монахи, порой ни жаловались, ни сетовали, как тяжело живется в городе, но все же и эту свою обязанность, долг перед миром мы с себя снимать не вправе.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 07:45
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать