По святым местам. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович, Урюпинская епархия)

6 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. В этом году святой обители исполнилось 367 лет. О монастырских пещерах, камне, на котором молилась святая Арсения Усть-Медведицкая, и тридцати трех куполах обители наш рассказ.

Святое и благостное место – так отзываются паломники об этом монастыре. Ежедневно сюда, на берег Дона, приезжают сотни пилигримов. Побываем здесь и мы. Об Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре наш рассказ. История этой обители неразрывно связана с жизнью всевеликого Войска Донского. Еще в конце XVI века сюда пришли казаки и стали строить городок, а рядом стали появляться монашеские кельи, в которые уходили израненные в боях и походах воины. 

Монахиня Онуфрия, благочинная монастыря: 

– Это место было пустынным и было облюбовано пустынниками, отшельниками, желавшими иноческой жизни. Здесь они построили деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса. Изначально монастырь был мужским, это начинание было принято очень близко к сердцу донскими казаками, и местные жители в большом количестве жертвовали в монастырь и занимались его благоукрашением. 

В то время монастырь напоминал крепость, потому что был окружен валом и рвом. Но, несмотря на это, святая обитель все же пострадала, но не от захватчиков, а от разлива реки. 

Монахиня Онуфрия: 

– В один из весенних разливов вода, залив все окрестные балки, подмыла гору, под которой монастырь стоял. Все братья в это время находились на молитве в храме, и милостью Божией все остались живы. Новый монастырь был разрушен оползнем. После случившегося братья не пали духом, засучили рукава и стали обустраиваться уже на новом месте. 

И вот монастырская стройка закипела заново, и уже ни Дон, ни Степан Разин, проходивший мимо обители со своим войском, не могли взять неприступные стены. Но XVIII век принес с собой изменения. Церковная реформа Екатерины II предписывала закрыть обитель, которая до этого лишь недавно из мужской была преобразована в женскую. Сестры уехали в Киев на десять лет, но и там они слезно просили вновь открыть монастырь. И уже при Павле I обитель опять приняла в своих стенах инокинь. 

Монахиня Онуфрия: 

– В него влилась целая община: 49 девиц, которые принесли с собой и правила, одобренные святителем Тихоном. Руководил этой общиной диакон Василий Михайлов, и эта община полностью влилась в монастырь, и монастырь благодаря этому стал вскоре расширяться, умножаться, благоукрашаться. 

Настоящий период расцвета монастыря связан с именем игумении Арсении (Себряковой), сейчас прославленной в лике святых. 

Монахиня Онуфрия: 

– Это пятая по счету игумения нашей святой обители. Это была избранница Божия от самого рождения: еще в трехлетнем возрасте ей было предзнаменование от святителя Антония (Смирницкого), что она будет великой женой. Ее родители были благочестивы и воспитывали детей в страхе Божием. Оставшись без матери сиротой в шестилетнем возрасте, матушка Арсения всем сердцем, всей душой прилепилась к Божией Матери, Которая взяла ее, как дочь, под Свой покров. 

При настоятельстве матушки Арсении был построен величественный Казанский собор. В нем до наших дней сохранилось шесть колонн из белого итальянского мрамора, их везли по каналам Санкт-Петербурга, а потом по Волге. Одновременно с возведением Казанского храма матушка начинает строить пещерный храмовый комплекс, подобный тому, что она когда-то видела в Киево-Печерской лавре. Вход в пещеры начинается в Казанском соборе из нижней церкви преподобного Арсения Великого. 

Монахиня Онуфрия: 

– Пещеры были сокровенным ее деланием, копала эти пещеры матушка одновременно со строительством храма, который тоже был ее сердечным детищем. Весь этот комплекс, который в монастыре сейчас существует (храм, нижний храм, пещеры, в которые вход из нижнего храма), создавался одновременно. Пещеры матушка копала вглубь по ночам тайно от внешнего мира, а храм рос ввысь. Вот эти пещеры матушка хотела сделать своим затвором. 

Главный ход пещер получил название Крестного пути Спасителя. Вторая часть пещер – это страстной путь Богородицы. В келье Успения находится плащаница Божией Матери. До нас дошла главная святыня пещер – камень игумении, или камень покаяния. По легенде, на нем молилась матушка Арсения – и к ней явилась Сама Пресвятая Богородица. 

Монахиня Онуфрия: 

– На одном облаке она увидела Матерь Божию, на камне молящуюся, и на другом облаке храм, который предстояло построить. В конце этого видения, этого чуда, которое ей было открыто, этот камень оказался находящимся перед ней. Свидетелей этому чуду не было никого, кроме матушки Арсении. Пока она была жива, никому о том чуде не рассказывала. Только после смерти этот камень (видимо, по какому-то ее завещанию или прошению) был помещен в пещеры, ею вырытые. А до ее кончины 20 лет пещеры были открыты, их посещали паломники, могли молиться в этих пещерах, прикладываться к иконам, которые там были поставлены в нишах. 

И сейчас сюда стремятся многие люди, прося у Царицы Небесной исполнения самых искренних молитв и чаяний. 

Монахиня Онуфрия: 

– Чудеса происходят нередко, особенно для тех, кто с верой притекает сюда. Много случаев исцеления от бесплодия. 

Говоря о периоде закрытия монастыря, скажем, что величественный Казанский собор использовался как склад. Здесь жгли костры и даже прозвучали два взрыва, но храм на мраморных колоннах устоял. Здания монастыря пострадали в годы Великой Отечественной войны – здесь проходили ожесточенные бои. А уже после, в мирное время, на территории размещали детские лагеря, сюда приходили вандалы и кладоискатели, пока в 1991 году не решено было возрождать святую обитель. И вот в Усть-Медведицкий монастырь потянулась братия, на плечи которой легли первые труды по расчистке пещер, по стройке и проведению электричества. А через десять лет сюда по благословению правящего архиерея приезжает большая женская община. 

Монахиня Онуфрия: 

– Новая история возрождения монастыря началась в 2001 году, когда сюда приехала матушка Георгия со своей общиной, сложившейся уже, с Украины из монастыря Золотоноша. Монастырь не закрывался в советское время и сохранил в себе монашеские традиции, которые передаются больше от человека к человеку. И здесь пришлось принести великие труды. Первое время приходилось очень сложно, тяжело, но все-таки Господь помогал и на труды сестер послал Свою милость. Уже в 2002 году на Пасху первая служба была совершена в нижнем Арсеньевском храме Казанского собора. 

Фанерный иконостас, бумажные иконы – в такой обстановке проходили первые соборные молитвы, но сестры не унывали и даже наладили подсобное хозяйство. Восстановили Казанский собор, где появился мраморный иконостас, на освящении этой церкви присутствовало 10 000 человек. Другой храм, удивляющий своей красотой, – церковь Преображения Господня. 

Монахиня Онуфрия: 

– Дело в том, что престола в Преображенском монастыре долго не было. И спустя 13 лет от начала нового отсчета монастырской жизни это храм был построен и освящен. 

Прообразом этого храма послужила одноименная церковь в Кижах. 

Монахиня Онуфрия: 

– Тридцать три купола в честь земной жизни Господа. Храм делался деревянным, но в итоге получилось, что он деревянный внутри, снаружи же был оштукатурен, а крыша его была покрыта медью. По проекту он рассчитан на 300 человек, службы там совершаются в основном в осенне-зимний период, когда монастырь посещает небольшое количество паломников и они могут поместиться там. 

Паломники говорят, что в этой церкви чувствуется особый монашеский дух. Также внимание гостей привлекает арка-звонница. 

Монахиня Онуфрия: 

– Арка, собственно, это стена – часть стены от разрушенного храма Преображения Господня. Он был взорван в 1934 году. Эта стена была переходная из основного храма в придел. Придел был пристроен при матушке Арсении в честь Владимирской иконы Божией Матери, там тоже был мраморный иконостас, и какой-то мраморный фрагмент на колокольне до сих пор есть. Мы обнаружили его под землей. Сейчас эта стена-арка переоборудована под звонницу. 

Службы здесь проводятся регулярно, и регулярно приезжают гости. У монастыря есть свой паломнический центр. Здесь строится большая гостиница, можно остаться на один день или подольше. 

Монахиня Онуфрия: 

– Такие люди обычно готовы нести посильные труды, которые в монастыре предлагаются. Мы рады таким людям всегда, потому что работы много, много консервации бывает, много подготовки к разным праздникам. Современному человеку очень сложно бывает в суете мирской жизни как-то себя настроить на беседу с Богом, а здесь, в монастыре, обстановка располагает – здесь не думаешь о том, что тебе постного приготовить, тут уже все готовится по уставу церковному. И сама обстановка тоже настраивает на определенный лад. 

А уезжая из монастыря, можно увезти с собой памятные подарки – книги, сувениры, иконы; здесь даже изготавливают монастырскую мазь. 

Монахиня Онуфрия: 

– Монастырская мазь – это неожиданная находка для нашего монастыря; рецепт этой мази был принесен схимонахиней Ардалионой. Она поступила в монастырь уже в монашеском постриге, это была монахиня Мариамна, сейчас она покоится на монастырском кладбище (современном). В схимническом постриге было ей дано имя – схимонахиня Ардалиона. Она взяла этот рецепт из старинных лечебников, и здесь начали эту мазь варить и использовать для внутренних нужд. Но потом по какому-то случаю ее дали попробовать в одной сложной ситуации здесь, в городе, человеку, что давно лежал с глубокими пролежнями, которые ничему не поддавались. И когда эти пролежни стали затягиваться, когда человеку стало легче, у него стали сгибаться руки, ноги, за этой мазью выстроилась очередь. 

В монастырь наш едет множество людей, особенно после того, как была прославлена во святых матушка игумения Арсения – это было огромное событие не только нашего монастыря, но и нашего региона, нашей области. Около 15 000 паломников в тот день посетило монастырь почтить память матушки Арсении, помолиться ей. Много чудес исцеления случилось в тот день, даже погода, природа являли собой что-то необыкновенное, потому что это была глубокая осень (19 ноября), а день был очень теплым и благодатным. 

Теплая и благодатная атмосфера здесь чувствуется всегда. Убедитесь в этом сами – просто посетите одно из самых красивых и живописных святых мест на берегу Дона. 

Автор и ведущая программы Надежда Калинина 
Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать