Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святое и благостное место – так отзываются паломники об этом монастыре. Ежедневно сюда, на берег Дона, приезжают сотни пилигримов. Побываем здесь и мы. Об Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре наш рассказ. История этой обители неразрывно связана с жизнью всевеликого Войска Донского. Еще в конце XVI века сюда пришли казаки и стали строить городок, а рядом стали появляться монашеские кельи, в которые уходили израненные в боях и походах воины.
Монахиня Онуфрия, благочинная монастыря:
– Это место было пустынным и было облюбовано пустынниками, отшельниками, желавшими иноческой жизни. Здесь они построили деревянный храм в честь Всемилостивого Спаса. Изначально монастырь был мужским, это начинание было принято очень близко к сердцу донскими казаками, и местные жители в большом количестве жертвовали в монастырь и занимались его благоукрашением.
В то время монастырь напоминал крепость, потому что был окружен валом и рвом. Но, несмотря на это, святая обитель все же пострадала, но не от захватчиков, а от разлива реки.
Монахиня Онуфрия:
– В один из весенних разливов вода, залив все окрестные балки, подмыла гору, под которой монастырь стоял. Все братья в это время находились на молитве в храме, и милостью Божией все остались живы. Новый монастырь был разрушен оползнем. После случившегося братья не пали духом, засучили рукава и стали обустраиваться уже на новом месте.
И вот монастырская стройка закипела заново, и уже ни Дон, ни Степан Разин, проходивший мимо обители со своим войском, не могли взять неприступные стены. Но XVIII век принес с собой изменения. Церковная реформа Екатерины II предписывала закрыть обитель, которая до этого лишь недавно из мужской была преобразована в женскую. Сестры уехали в Киев на десять лет, но и там они слезно просили вновь открыть монастырь. И уже при Павле I обитель опять приняла в своих стенах инокинь.
Монахиня Онуфрия:
– В него влилась целая община: 49 девиц, которые принесли с собой и правила, одобренные святителем Тихоном. Руководил этой общиной диакон Василий Михайлов, и эта община полностью влилась в монастырь, и монастырь благодаря этому стал вскоре расширяться, умножаться, благоукрашаться.
Настоящий период расцвета монастыря связан с именем игумении Арсении (Себряковой), сейчас прославленной в лике святых.
Монахиня Онуфрия:
– Это пятая по счету игумения нашей святой обители. Это была избранница Божия от самого рождения: еще в трехлетнем возрасте ей было предзнаменование от святителя Антония (Смирницкого), что она будет великой женой. Ее родители были благочестивы и воспитывали детей в страхе Божием. Оставшись без матери сиротой в шестилетнем возрасте, матушка Арсения всем сердцем, всей душой прилепилась к Божией Матери, Которая взяла ее, как дочь, под Свой покров.
При настоятельстве матушки Арсении был построен величественный Казанский собор. В нем до наших дней сохранилось шесть колонн из белого итальянского мрамора, их везли по каналам Санкт-Петербурга, а потом по Волге. Одновременно с возведением Казанского храма матушка начинает строить пещерный храмовый комплекс, подобный тому, что она когда-то видела в Киево-Печерской лавре. Вход в пещеры начинается в Казанском соборе из нижней церкви преподобного Арсения Великого.
Монахиня Онуфрия:
– Пещеры были сокровенным ее деланием, копала эти пещеры матушка одновременно со строительством храма, который тоже был ее сердечным детищем. Весь этот комплекс, который в монастыре сейчас существует (храм, нижний храм, пещеры, в которые вход из нижнего храма), создавался одновременно. Пещеры матушка копала вглубь по ночам тайно от внешнего мира, а храм рос ввысь. Вот эти пещеры матушка хотела сделать своим затвором.
Главный ход пещер получил название Крестного пути Спасителя. Вторая часть пещер – это страстной путь Богородицы. В келье Успения находится плащаница Божией Матери. До нас дошла главная святыня пещер – камень игумении, или камень покаяния. По легенде, на нем молилась матушка Арсения – и к ней явилась Сама Пресвятая Богородица.
Монахиня Онуфрия:
– На одном облаке она увидела Матерь Божию, на камне молящуюся, и на другом облаке храм, который предстояло построить. В конце этого видения, этого чуда, которое ей было открыто, этот камень оказался находящимся перед ней. Свидетелей этому чуду не было никого, кроме матушки Арсении. Пока она была жива, никому о том чуде не рассказывала. Только после смерти этот камень (видимо, по какому-то ее завещанию или прошению) был помещен в пещеры, ею вырытые. А до ее кончины 20 лет пещеры были открыты, их посещали паломники, могли молиться в этих пещерах, прикладываться к иконам, которые там были поставлены в нишах.
И сейчас сюда стремятся многие люди, прося у Царицы Небесной исполнения самых искренних молитв и чаяний.
Монахиня Онуфрия:
– Чудеса происходят нередко, особенно для тех, кто с верой притекает сюда. Много случаев исцеления от бесплодия.
Говоря о периоде закрытия монастыря, скажем, что величественный Казанский собор использовался как склад. Здесь жгли костры и даже прозвучали два взрыва, но храм на мраморных колоннах устоял. Здания монастыря пострадали в годы Великой Отечественной войны – здесь проходили ожесточенные бои. А уже после, в мирное время, на территории размещали детские лагеря, сюда приходили вандалы и кладоискатели, пока в 1991 году не решено было возрождать святую обитель. И вот в Усть-Медведицкий монастырь потянулась братия, на плечи которой легли первые труды по расчистке пещер, по стройке и проведению электричества. А через десять лет сюда по благословению правящего архиерея приезжает большая женская община.
Монахиня Онуфрия:
– Новая история возрождения монастыря началась в 2001 году, когда сюда приехала матушка Георгия со своей общиной, сложившейся уже, с Украины из монастыря Золотоноша. Монастырь не закрывался в советское время и сохранил в себе монашеские традиции, которые передаются больше от человека к человеку. И здесь пришлось принести великие труды. Первое время приходилось очень сложно, тяжело, но все-таки Господь помогал и на труды сестер послал Свою милость. Уже в 2002 году на Пасху первая служба была совершена в нижнем Арсеньевском храме Казанского собора.
Фанерный иконостас, бумажные иконы – в такой обстановке проходили первые соборные молитвы, но сестры не унывали и даже наладили подсобное хозяйство. Восстановили Казанский собор, где появился мраморный иконостас, на освящении этой церкви присутствовало 10 000 человек. Другой храм, удивляющий своей красотой, – церковь Преображения Господня.
Монахиня Онуфрия:
– Дело в том, что престола в Преображенском монастыре долго не было. И спустя 13 лет от начала нового отсчета монастырской жизни это храм был построен и освящен.
Прообразом этого храма послужила одноименная церковь в Кижах.
Монахиня Онуфрия:
– Тридцать три купола в честь земной жизни Господа. Храм делался деревянным, но в итоге получилось, что он деревянный внутри, снаружи же был оштукатурен, а крыша его была покрыта медью. По проекту он рассчитан на 300 человек, службы там совершаются в основном в осенне-зимний период, когда монастырь посещает небольшое количество паломников и они могут поместиться там.
Паломники говорят, что в этой церкви чувствуется особый монашеский дух. Также внимание гостей привлекает арка-звонница.
Монахиня Онуфрия:
– Арка, собственно, это стена – часть стены от разрушенного храма Преображения Господня. Он был взорван в 1934 году. Эта стена была переходная из основного храма в придел. Придел был пристроен при матушке Арсении в честь Владимирской иконы Божией Матери, там тоже был мраморный иконостас, и какой-то мраморный фрагмент на колокольне до сих пор есть. Мы обнаружили его под землей. Сейчас эта стена-арка переоборудована под звонницу.
Службы здесь проводятся регулярно, и регулярно приезжают гости. У монастыря есть свой паломнический центр. Здесь строится большая гостиница, можно остаться на один день или подольше.
Монахиня Онуфрия:
– Такие люди обычно готовы нести посильные труды, которые в монастыре предлагаются. Мы рады таким людям всегда, потому что работы много, много консервации бывает, много подготовки к разным праздникам. Современному человеку очень сложно бывает в суете мирской жизни как-то себя настроить на беседу с Богом, а здесь, в монастыре, обстановка располагает – здесь не думаешь о том, что тебе постного приготовить, тут уже все готовится по уставу церковному. И сама обстановка тоже настраивает на определенный лад.
А уезжая из монастыря, можно увезти с собой памятные подарки – книги, сувениры, иконы; здесь даже изготавливают монастырскую мазь.
Монахиня Онуфрия:
– Монастырская мазь – это неожиданная находка для нашего монастыря; рецепт этой мази был принесен схимонахиней Ардалионой. Она поступила в монастырь уже в монашеском постриге, это была монахиня Мариамна, сейчас она покоится на монастырском кладбище (современном). В схимническом постриге было ей дано имя – схимонахиня Ардалиона. Она взяла этот рецепт из старинных лечебников, и здесь начали эту мазь варить и использовать для внутренних нужд. Но потом по какому-то случаю ее дали попробовать в одной сложной ситуации здесь, в городе, человеку, что давно лежал с глубокими пролежнями, которые ничему не поддавались. И когда эти пролежни стали затягиваться, когда человеку стало легче, у него стали сгибаться руки, ноги, за этой мазью выстроилась очередь.
В монастырь наш едет множество людей, особенно после того, как была прославлена во святых матушка игумения Арсения – это было огромное событие не только нашего монастыря, но и нашего региона, нашей области. Около 15 000 паломников в тот день посетило монастырь почтить память матушки Арсении, помолиться ей. Много чудес исцеления случилось в тот день, даже погода, природа являли собой что-то необыкновенное, потому что это была глубокая осень (19 ноября), а день был очень теплым и благодатным.
Теплая и благодатная атмосфера здесь чувствуется всегда. Убедитесь в этом сами – просто посетите одно из самых красивых и живописных святых мест на берегу Дона.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!