По святым местам. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дагомысе, г. Сочи

8 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дагомыс - родина "Краснодарского чая". В этом районе Сочи мы познакомимся с храмом, история которого связана со святой царской семьей, сербскими строителями и самим чаем, который выращивают здесь уже более ста лет.

Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с храмами Сочинской епархии. Наверняка вы слышали о «Краснодарском чае»; наверное, и пробовали его. Так вот, этот чай растет не в Краснодаре, а в Сочи, точнее – в Дагомысе, куда мы и приехали.

Первые поселения в районе Дагомыса возникли еще в каменном веке, потом здесь жили горцы, а после завершения Кавказской войны участки на этой земле предоставляли солдатам 2-й, 3-й и 4-й рот Второго Кавказского линейного батальона. И по сей день поселки в этих краях так и называются – «Вторая рота», «Третья рота», «Четвертая рота». А откуда же взялось название Дагомыс?

Татьяна Ивановна Шевцова, экскурсовод:

– «Дагопсэ» – говорили горцы, что означает в дословном переводе «красивая вода». У нас действительно две очень красивые реки (Западный и Восточный Дагомыс), которые потом сливаются и впадают в море рекой Дагомыс. У нас большой поселок, уже почти 50 000 населения. И нам уже маловато бывает одного храма в праздничные дни, но каким-то чудесным образом размещаемся.

Перед тем как в Дагомысе был построен храм, произошли два важных события. Мягкий, слегка бархатистый, с приятной терпкостью и очень нежным ароматом: кто в нашей стране не знает «Краснодарский чай»? Это сейчас его плантации растянулись на сотни гектаров земли, а в конце XIX века на Иуду Антоновича Кошмана смотрели как на сумасшедшего: что придумал этот чудак? Вместо картофеля, лука или капусты высаживает здесь какие-то бесполезные кусты.   

Татьяна Ивановна Шевцова:

– Иуда Антонович Кошман посадил первую плантацию чая. Постепенно чай так утвердился, что стали производить большое количество самого северного в мире «Краснодарского чая». В советские времена 730 гектаров обрабатывалось, производили в год 2,5 тонны сухого чайного листа. Была большая организация. Здесь жили сборщики чая, им давали квартиры, привлекали их к работе. Поселок, собственно, и вырос вокруг вот этой чайной идеи.

А вскоре люди поняли, что Дагомыс – это еще и зона рекреации; как сказали бы в позапрошлом столетии – место для приятного моциона. Как особенное место для отдыха, Дагомыс прославился еще в XIX веке. В самом конце столетия здесь даже была земля, принадлежавшая императору Николаю II. В царском имении были большие земельные угодья, которые включали в себя даже молочную ферму.

Татьяна Ивановна Шевцова:

– Граф Успенский выбрал эту возвышенность (гору теперь называют в честь его – Успенка), и там построили царскую дачу. Царская дача собрала вокруг себя переселенцев, которые сажали сады-огороды, даже ананасы подавали к царскому столу (представляете, была специальная теплица, оранжерея). Они приглашали нездоровых деток (туберкулез тогда не лечили, поэтому было очень много больных детей). Тогда царская семья принимает решение построить лечебницу, она так и называлась: «Лечебница для слабогрудых девиц». Тогда лечили свежим морским воздухом. Конечно, туберкулез морским воздухом не вылечишь, но облегчение наступало. Тогда-то и возникла нужда в храме. Архангело-Михайловский храм находился далеко, в него нужно было долго ехать (а тогда ездили не на машинах, на лошадях), поэтому и приняли решение построить Казанский храм. Наш храм – его точное повторение.

Вот так между царской дачей и здравницей в поселке, где жили работники плантации и ветераны Кавказской войны, строят храм.

Протоиерей Александр Червонный, настоятель храма:

– К сожалению, в советский период этот храм был разрушен, от него остался лишь фундамент, основание. В 1992 году было принято решение и получено благословение на строительство нового храма здесь, в Дагомысе.

Первые шесть лет приход размещался в старом здании дореволюционной постройки, а потом был выделен участок земли для возведения церкви.    

Протоиерей Александр Червонный:

– Наш Дагомысский совхоз выделил безвозмездно эту землю, и здесь начали возводить нижний крестильный храм во имя святителя Саввы Сербского.

Итак, нижний храм – святого Саввы Сербского. Идея такого посвящения возникла благодаря сербским строителям, которые жили и трудились в Сочи и помогали в строительстве этого храма.

Протоиерей Александр Червонный:

– Строительная фирма «Путеви» (в Сочи находился ее очень большой филиал) очень много бескорыстно, безвозмездно помогала, поэтому было принято такое решение, чтобы нижний крестильный придел освятить во имя Саввы Сербского, почитаемого сербского святого.

В нижнем храме шла молитва, а наверху продолжалось возведение храма. Проект сочинского архитектора Бориса Бабакова интересен многим, но для начала отметим вход с прозрачными стенами.

Протоиерей Александр Червонный:

– Старались делать так, чтобы все было открыто, доступно, видно. Иконостас был запланирован невысокий, чтобы звук из алтаря распространялся, чтобы видна была роспись. То есть это максимально открытое пространство.

Рядом с Казанским храмом есть небольшая деревянная церковь, посвященная святым Царственным страстотерпцам.

Протоиерей Александр Червонный:

– Промыслительно вышло. Этот маленький храм должен был стать храмом для подворья мужского монастыря Крестовая пустынь в Дагомысе. Но люди, которые купили, приобрели этот храм, пожелали передать его нашему храму. С благословения владыки митрополита Исидора этот храм был установлен. Он существует  уже больше двенадцати лет. Он немножко другого стиля, чем все наши здания (это русский стиль), но получилось с Божией помощью хорошо. Потому что на этапе строительства было непонятно, что мы строим, какой формы будет храм. Как вы видите, здесь склон, приходилось выполнять очень много скрытых работ в земле, в грунте, использовано очень много стройматериалов (бетона, арматуры). Люди спрашивали: «Где же купола? Вы вообще православные или нет? Что вы строите?» И когда мы поставили этот храм в честь Царственных страстотерпцев, все сразу успокоились – увидели, что есть купола, есть кресты, что это православные люди строят.

Сам государь Николай II в Дагомысе не был, но его августейшие родственники приезжали сюда не раз.

Татьяна Ивановна Шевцова:

– Дача царской семьи была рассчитана на тридцать мест, и все они были заняты. На том самом месте, где стояла дача, стоит гостиничный комплекс «Дагомыс».

Протоиерей Александр Червонный:

– Здесь, в Дагомысе, было государево имение, и здесь существовала Романовская климатолечебница для девочек с плохим здоровьем, для детей ветеранов войны. Как раз для этой климатолечебницы и для царского имения был построен храм. Теперь царская семья духовно присутствует в этом месте в храме святых Царственных страстотерпцев.

Центральное место среди тех святынь, у которых могут помолиться как прихожане, так и паломники, занимает Казанский образ Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Александр Червонный: 

– Эта икона была написана в 1993 году в Ростове-на-Дону ростовскими иконописцами специально для нашего храма, и все эти годы эта икона украшает наш храм. Она считается нашей самой древней, самой главной святыней.

А рядом – икона одного из самых почитаемых святых Греции.

Протоиерей Александр Червонный:

– Этот образ святителя Нектария Эгинского был подарен нашему храму семьей наших прихожан, которые переехали из Греции (из города Салоники) сюда, в Дагомыс, жить. У прихожан храма возникло желание, чтобы такая икона была, потому что очень многие почитают святителя Нектария. Эта икона была заказана, написана в Салониках, привезена сюда и подарена нашему храму.

Немало здесь и частиц святых мощей; значит, многие угодники Божии зримо пребывают в Казанском храме.

Протоиерей Александр Червонный:

– Есть частица мощей преподобного Агапита Киево-Печерского, врача. Есть частица мощей Феодора Ушакова и много других святынь.

На территории прихода есть два небольших домика – это здания воскресной школы.

Татьяна Ивановна Шевцова:

– В одном здании воскресной школы у нас занимаются старшие ученики, в другом малыши. Мы для них оборудовали игровой уголок: они и ползают по ковру, и играют с мягкими игрушками. Те, кто постарше, обязательно пьют чай. Мы стараемся проводить занятия в нашей воскресной школе не как уроки, а как встречи, на которых живем общей приходской жизнью. И во время нашего общения, чаепития мы, конечно, обсуждаем важные и нужные вещи. Например, православные ученые сейчас замечают, что дети оканчивают общеобразовательную школу, оканчивают православную школу и уходят. А нам же хочется, чтобы наши детки остались в нашем приходе, чтобы они были нашими прихожанами. Поэтому мы и стараемся, чтобы детки жили общей с нами большой интересной жизнью. Мы много путешествуем: ездим в село Солохаул в монастырь; просто на море ездили на прошлой неделе. А на престольный праздник мы посещали нашу Дагомысскую больницу, где очень много старичков. Дети с удовольствием поздравляли их с праздниками, прямо рвались, кто первый подойдет к этому дедушке или к той бабушке.

В планах – оборудование новых кабинетов, актового зала, ведь посещают воскресную школу 70 детей, а будет еще больше. В выходные и праздники в храме собирается так много семей, что причащают прихожан сразу из нескольких Чаш.

Протоиерей Александр Червонный:

– Храм виден и со всех уголков поселка, и с железной дороги,  даже с моря немножко видно. В последнее время стало больше людей посещать храм. Очень много жилья строится здесь, в Дагомысе, в Сочи, люди переезжают из разных городов целыми семьями, и очень радостно, когда они приходят в храм. Недавно из Екатеринбурга семья приехала, говорят: «Мы будем жить у вас, будем вашими прихожанами». Говорю: «Милости просим, вливайтесь в нашу духовную семью». Иногда даже и такого помещения (казалось бы, достаточно вместительного) уже не хватает.

Когда мы начинали служить в маленьком помещении, нам казалось, что хватит вполне – храм посещали в то время несколько человек. Потом это помещение заполнилось, мы построили нижний храм (крестильню), постепенно и это помещение стало тесным. Теперь, слава Богу, верхний храм тоже наполняется.

Двадцать восьмой год я по милости Божией служу здесь, в Дагомысе. Люди очень хорошие, добрые, отзывчивые. Когда мы начинали строить храм в 90-е годы, время было очень непростое – люди жили скудно, бедно, но даже тогда находилось очень много людей, которые хотели помочь, поддержать. Люди работают: принимают отдыхающих, выращивают чай. Здесь русские, армяне, греки, грузины; у нас многонациональный город. И в Дагомысе тоже представлены все эти национальности. Все, слава Богу, живем в мире, дружно, в постоянном общении, постоянном взаимодействии. Люди очень хорошие.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать