По святым местам. Троице-Никольский монастырь, г. Гороховец

8 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Этот монастырь был одним из центров старчества в России. К обители монахом был приписан святой Серафим Саровский, а преподобный Серафим Вырицкий, еще будучи мирянином, приезжал сюда. Главный храм монастыря построен в конце XVII столетия - время, которое называют "золотым веком" Гороховца.

Программа «По святым местам» приехала в Гороховец. Два года назад городу исполнилось 850 лет, здесь немало древних храмов и святых обителей, и наш рассказ о Свято-Троицком Никольском мужском монастыре.

С этого берега Клязьмы святую обитель видно лучше всего, а чтобы познакомиться с историей монастыря, давайте поднимемся на высокий берег Гороховца. Здесь нас встречает монах Иероним. Начнем наше знакомство с главного собора святой обители.

Иеродиакон Иероним, насельник Свято-Троицкого Никольского  мужского монастыря:

– Первое упоминание о монастыре – 1643 год. Монастырь вообще связан с основанием города, потому что первое городище было именно на этом месте. Здесь такая особенность: излучина реки, высокий берег (правый берег Клязьмы), очень удобное место было для пограничной крепости. В XII веке в летописях (при Юрии Долгоруком) упоминается этот город – Гороховец, пограничная крепость… Много было этих городищ по всему берегу, они подавали сигнальные огни, дым давали, когда шли набеги. В основном набеги совершали зимой мордовские, чувашские племена.

Последний штурм Гороховца был в 1618 году, тогда город был почти весь сожжен, и место, где сейчас стоит монастырь, пустовало. Вот и было принято решение возводить здесь святую обитель.

Иеродиакон Иероним:

– Первое упоминание – пять старцев (игумен и четыре монаха) здесь поселились, деревянные кельи поставили… Так потихоньку начал расти монастырь. Самое большое количество насельников по документам приходится на время Петра I – в 1702 году 22 насельника. А в екатерининское время, когда штаты ввели, монастырь сократили. У нас в городе еще два монастыря помимо этого, те монастыри вообще упразднили, обратили их в приходские храмы, а этот оставили, но было сказано: так как он находится в центре города, то оставить его на иждивении горожан. На период революции девять человек братии было в монастыре, в основном это были старцы, которые доживали свой век на  Руси – так было принято, что к концу жизни старались принимать монашество.

Многие благодетели монастыря хотели быть похоронены здесь. Вот могила князя Якова Григорьевича Голицына. При восстановлении святой обители в 1993 году здесь было найдено очень много останков и надгробных плит. Последний приют здесь нашел и отец Петр (в схиме Алексий), при котором здесь возобновилась монашеская жизнь.

Иеродиакон Иероним:

– В 1993 году, в декабре, они приехали сюда с братией, быстренько восстановили храм Иоанна Лествичника, приготовили для богослужений и служили первую литургию; архиерей приехал служить молебен – так потихоньку  начали. Есть фотографии их богослужения: убого все, несколько иконочек, везде осыпавшаяся штукатурка. В храме были квартиры, общий коридор, им приходилось еще их разбирать. Я встречался потом с женщиной, она в аптеке работала, говорит: «А я жила в том храме». Был общий коридор, а по сторонам клетушки как в общежитии, это у них были комнатки, они там с семьями жили.

В одном месте очень высокий свод – там у них было даже два этажа. И в алтаре жили, прорубили проход через алтарное окно, сделали лестницу – там был второй вход. После того как случилась революция, монастырь долго не продержался, через три года его закрыли, хотя местные жители просили оставить его как приходскую церковь, есть документы… Им написали, что в этом нет необходимости, есть другие храмы. А здесь чего только не было... Сначала детдом для беспризорников, было общежитие бумагоделательной фабрики, архив кинофотодокументов... Здесь все рушилось. Видите: здесь новые стяжки приварены, стяжечки полопались – храм стал расходиться (очень высокое здание), стены перестали выдерживать, свод обрушился.

А теперь давайте поднимемся по лестнице и посетим верхний придел собора. Сам храм был построен в 1681 году, свидетели того времени – вот эти кованые двери.

– Вы говорите: XVII век?

Иеродиакон Иероним:

– Вполне возможно, но это уже все грунтовкой покрыто, современное, а так – они кованые, вместе со стенами остались от первого храма.

Этот храм был первым каменным в городе, он даже был расписан, но фрески на сегодняшний момент утрачены. Вообще не случайно, что многие постройки появились здесь в конце XVII столетия, ведь это был золотой век Гороховца, в то время это административный центр уезда. Статусы Владимира и Гороховца были одинаковыми, среди населения города преобладали предприниматели и ремесленники, у Гороховца было выгодное торговое положение. Местные купцы не были скупыми дельцами и любителями наживы, они были меценатами и жертвователями, поэтому храмостроительство в Гороховце было купеческим. Что ж, раз уж мы начали подниматься наверх, давайте пойдем на колокольню – с нее видно весь монастырь. Колокольня построена в те же годы, что и собор, и составляет с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня в Гороховце.

– Эта часовня надгробная?

Иеродиакон Иероним:

– Часовня над склепом Петра Павловича Кожина, его похоронили со шпагой,  фамильной ценностью. Он был внучатый правнук героя суворовских войн, шпагу эту Суворов подарил, вот она с бриллиантами была с ним оставлена. Ее сейчас нет, могилу разорили...

Петр Павлович Кожин, сановник и аристократ, один из самых богатых и влиятельных лиц Владимирской земли, благотворитель и меценат. Наполовину в шутку, наполовину всерьез Кожина называли вторым губернатором.

Иеродиакон Иероним:

– Эта деревянная часовня на месте бывшего Покровского надвратного храма. Снизу были ворота монастырские, слева и справа – стена со встроенными кельями, ее разрушили в сороковом году, храм тоже. А второй этаж – церковь, в ней служили только на Покров. Братии было мало, но были и подвижники высокой жизни в монастыре. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в трудах есть такое место, где он пишет о молитве Иисусовой и ее плодах. И говорит, что в Никольском монастыре (то есть у нас) жили два старца – ученики старца Паисия Нямецкого, схимники Амвросий и Афанасий. Когда Нямецкий монастырь разорили, уровень духовной жизни упал, монахи разошлись по России. Кто-то на Афон, они вот здесь осели вдвоем. Сказано, что когда Амвросий ночевал у кого-то из местных жителей (Афанасий его звали), тот на двор ночью вышел и увидел, что Амвросий молится на локоть от земли. Амвросий повернулся и сказал: «Не верь, не верь, это прелести…» И расстроился, запретил тому до самой смерти своей рассказывать об этом. Такой высокой жизни здесь были подвижники. Они нашли тихое место, здесь никого практически не было, подвизались здесь тихонько и наверняка тут свои косточки и сложили.

В XVIII и XIX веках случались времена подъема духовной жизни. В русских монастырях этому особенно способствовало распространение старчества. Интересен тот факт, что какое-то время святой Серафим Саровский был приписан к Гороховецкому Николаевскому монастырю, в котором он никогда не был, но за который, несомненно, молился. Также в позапрошлом столетии монастыри стали привлекать к себе людей из новых слоев населения. Раньше старцев в основном посещали купцы и крестьяне, а теперь и представители русской интеллигенции стали приходить в святые обители. Старец Серафим Вырицкий, будучи еще мирянином, посещал Свято-Троицкий Никольский монастырь. И все это время святая обитель жила своей размеренной жизнью – обеспечивала возможность работы монастырского хозяйства и окормляла мирян. Символом сочетания труда и молитвы может быть храм святого Иоанна Лествичника, его нижний этаж всегда отводился для хозяйственных целей (в одно время там даже было помещение для келаря, то есть для того, кто отвечал за монастырский стол). Храм был построен в 1701 году, а на втором этаже здесь совершались богослужения.

Иеродиакон Иероним:

– Резьба иконостаса сделана очень хорошо, профессионально, ему всего 20 лет, а он выглядит как стародельный. Иконы в первом ряду – иконы какого-то из местных храмов; когда храм закрыли, их где-то в музее хранили, у местных жителей, потом передали монастырю. Они в хорошем состоянии, это палехское письмо, на одной из икон даже год написан (по-моему, конец XIX века).

Церковь эту очень любят монахи, ведь дом Божий соединен с братским корпусом, сюда от кельи два шага, а из окон и весь Гороховец, и святая обитель как на ладони. Белый монастырь возвышается над городом: как облако на небе – у всех перед глазами. Достаточно поднять свой взор, и вот она – святая обитель, напоминающая нам, что мы всегда можем начать движение к чистоте своих мыслей, совершенствованию талантов, ведь сердце любого, даже самого далекого от Церкви человека тянется именно туда, где подлинный покой, радость и любовь. Приезжайте в Гороховец – древний и степенный, он обладает настоящей глубиной и особым внутренним богатством.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать