По святым местам. Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром

3 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом монастыре пребывают мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских - небесных покровителей семьи и брака. Монастырь основан в 1643 году на месте, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба. Возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей князей-страстотерпцев.

Программа «По святым местам» приветствует вас из Мурома. Многим этот город знаком благодаря благоверным князьям – святым Петру и Февронии Муромским. Мы приехали в монастырь, где пребывают честные мощи этих угодников Божиих.

Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святым муромским чудотворцам, помолиться у их честных мощей, попросить за себя, близких и свою семью с надеждой на счастливый брак, здоровых детей и крепкую любовь. Мы начнем знакомство с монастырем с главного его храма.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Исторически это самый «молодой» монастырь в истории города Мурома. Хотя слово «молодой» нужно взять в кавычки, потому что это середина XVII века.

До этого здесь стояла скромная деревянная церковь в честь Святой Троицы, но в XVII столетии в Муроме, благодаря пожертвованиям купцов, начинается каменное строительство. Купец Тарасий Борисов в память о своей семье возводит Свято-Троицкий храм. Первые строители пришли сюда в 1642 году, а ровно через год храм предстал во всей своей красе перед изумленными горожанами.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Это самый красивый, самый узорчатый храм города Мурома. Это была лебединая песня муромского позднего средневековья – красивее этого храма в нашем городе уже ничего не возводилось.

К собору ведет надвратная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, рядом – шатровая колокольня, а вокруг – монастырские стены. Жемчужина обители – величественный Свято-Троицкий храм, построенный в первой половине XVII века. Именно здесь и почивают мощи святых Петра и Февронии Муромских.

До революции монастырь жил достаточно тихой жизнью, был немногочисленным, и его второе духовное рождение связано именно с тем, что сюда были принесены мощи святых супругов.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Святые Петр и Феврония жили в городе Муроме в XIII столетии. Согласно житию мы знаем, что в городе Муроме правил князь Павел, именно к нему в княжескую семью летал искуситель рода человеческого, то есть дьявол, сатана, принимая облик змея или дракона. На вече городские старцы сказали князю, что смерть этого змея наступит от Петрова плеча и от Агрикова меча.

У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч. И дальше события начинают развиваться с большой скоростью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Петр находит Агриков меч в одном из муромских монастырей, вступает в битву со змеем и побеждает его. Когда змей погибает, во все стороны от него брызжет кровь, частички этой крови попадают на князя Петра, и его тело покрывается болячками, струпьями, язвами. Князь Петр тяжело заболевает, его нужно лечить. Во все концы Русской земли направляются гонцы с целью найти такого лекаря. В рязанских пределах (напомню, что в те времена Муром и Рязань были одной землей, это было Муромо-Рязанское княжество) в деревне Ласково гонец из города Мурома находит простую крестьянскую девушку по имени Феврония.

Феврония согласилась вылечить князя, но сказала: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил. А девушка тем не менее приготовила ему снадобье.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Она выдвигает одно важное условие: одну язвочку на теле нужно обязательно оставить непомазанной. Когда князь Петр получает исцеление, он первоначально забывает о своем обещании жениться на простой крестьянке. Он богатый, знатный человек, а Феврония – незнатного происхождения, и ему, по всей видимости, показалось зазорным брать себе в жены простую крестьянку. Феврония предвидела, что князь может так с ней поступить. Не случайно в житии она неоднократно упоминается красивым эпитетом «Премудрая дева Феврония». Именно из той непомазанной болячки болезнь вновь распространяется по всему телу князя Петра. Петр воспринимает возвращение болезни как кару свыше: обманул девушку, не сдержал свое слово. Вновь Петр посылает гонцов к Февронии, просит его излечить, обещает ей все блага мира. Феврония зла на князя не держит, поступает как истинная христианка – платит добром за зло: совершенно бескорыстно, безвозмездно второй раз полностью вылечивает князя от его болезни.

Петр оценил доброту и отзывчивость Февронии и женился на ней. Но браком были недовольны местные дворяне. Они предлагали Февронии богатство, только бы она покинула город и не была их правительницей.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Поскольку Петр и Феврония сочетались церковным браком, естественно, основным сокровищем Февронии становится ее супруг. Поэтому Петр и Феврония вместе покидают пределы негостеприимного города Мурома. Любопытное историческое наблюдение: за то, что муромцы прогнали Петра и Февронию из города Мурома, вплоть до конца XIX века окрестные жители дразнили муромцев обидным прозвищем «святогоны».

В Муроме началась кровопролитная борьба за власть. Вскоре бояре поняли, что зря прогнали святых. Супруги возвратились и правили в Муроме в мире и благоденствии. Это был один из периодов расцвета города. В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Петр уходит в мужской монастырь, получает имя Давид. Именно под этим именем – Давид Муромский – он упоминается в наших русских летописях; то есть это реальная историческая личность. Феврония уходит в женский монастырь, получает имя Евфросиния. Они настолько привязались друг к другу в течение своей жизни, настолько крепко любили друг друга, что дали обет умереть в один день и в один час и просили, чтобы муромцы похоронили их в единой гробнице.

Когда они скончались, муромцы их просьбу первоначально не выполнили, потому что с точки зрения церковного права того времени не принято было монаха и монахиню хоронить в единой гробнице, пусть даже при жизни они были мужем и женой. Их похоронили раздельно. Но в житии мы читаем такую красивую фразу: «На другое утро их тела чудесным образом соединились во гробе едином». Их разъединяли, они вновь соединялись, и это происходило троекратно. Осознав, что это знак свыше, в конце концов их оставили в покое. Мощи Петра и Февронии покоились в главном храме нашего города – соборе Рождества Богородицы.

Печально, что после революции величественный собор был разрушен. В 1923 году честные мощи были переданы в музей. В 1989-м святыню вернули верующим, и она пребывала в Благовещенском мужском монастыре. В 1991 году возрождается Троицкая женская обитель, и через год торжественным крестным ходом сюда будут перенесены мощи святых супругов. Горожане помнят, что это был первый крестный ход по улицам города более чем за семьдесят последних лет его истории.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– С того времени Свято-Троицкий женский монастырь очень известен, очень почитаем благодаря тому, что здесь покоятся мощи святых Петра и Февронии.

В начале девяностых Троицкий пятиглавый собор, превращенный в советское время в склад, стоял без куполов. Не было там и пола – вместо него только песок.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Первой игуменией Троицкой обители стала матушка Тавифа. Она была сюда назначена из Прибалтики с очень непростой целью – возродить обитель. Время действительно было очень тяжелое. Долгое время на территории монастыря находились всевозможные организации, во всех этих корпусах проживали местные жители, здесь были коммунальные квартиры. Поэтому нужно было приложить немало усилий и финансовых, и духовных, чтобы сделать из всего этого духовный центр города Мурома.

В храме святого Сергия Радонежского даже валялись разбитые бутылки. Итак, мы внутри храма святого преподобного Сергия Радонежского. Церковь была привезена в Муром из села Красное в 1975 году как памятник деревянного зодчества. Деревянный храм был выстроен в 1715 году в селе Пьянгус, а в деревню Красное он был продан в 1910 году. Трехсотлетняя старинная церковь теперь является частью монастыря и как будто напоминает нам о тех временах, в которые жили святые Петр и Феврония.

Кстати, помните про зайца? Того, что был у Февронии, когда она жила в селе Ласково. В «Повести о святых» так и написано: «Дева ткала холст, а перед нею скакал заяц». Зверек, видимо, переехал с хозяйкой в Муром, ведь даже на памятнике святым он прячется за их спинами.

И в наши дни в монастыре есть пушистые питомцы. На территории монастыря паломники могут увидеть много братьев наших меньших. Монахини очень заботятся о кошечках, и туристам они доставляют радость.

Найти радость в самых простых вещах, полюбить мир и поверить в чудо – этому учат нас святые Петр и Феврония.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать