Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отсюда до Белого моря больше 40 км, но этот храм стал настоящим маяком для верующих людей.
Священник Димитрий Костюченко, заместитель руководителя миссионерского отдела:
– Он был бельмом на глазу у советской власти в Архангельске, потому что его видно отовсюду.
Здесь вспоминаются слова: …сила Моя в немощи совершается.
Священник Димитрий Костюченко:
– Батюшку привозили сюда в последние службы на саночках. Ходить он уже не мог, и он полустоя-полусидя (помощники его держали) совершал богослужения. Больше было некому.
В советские годы этот храм удалось отстоять одной из прихожанок.
Священник Димитрий Костюченко:
– Она несла такой крест – по агитации, и, естественно, органы государственной безопасности могли бы ее за эту агитацию «прихватить».
Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с храмами Архангельской епархии. Недалеко от кафедрального города находится место под названием Заостровье. Заостровье объединяет несколько деревень, и здесь есть два храма. Один из них – это уникальная деревянная церковь XVII века, а другой храм – каменный – XIX столетия, никогда не закрывавшийся в советские годы.
Священник Димитрий Костюченко:
– Вы приехали в достаточно старинное место, это место заселено было нашими предками уже с XIV века, а может быть, и ранее (архивы об этом умалчивают), и уже в конце XVI века здесь начинается возобновление церквей. Деревянных церквей в XVII веке было три: Никольская, Петропавловская и последняя деревянная церковь XVII века – Сретенская.
К XVIII веку на этом острове уже стояло четыре деревянных храма, а в следующем столетии было решено строить каменную церковь. Возводили храм в течение 19 лет, и тому было несколько причин. Во-первых, Тильзитский мир 1807 года с Наполеоном, одним из условий которого стал запрет на торговлю с Англией, а архангельские купцы именно этим и добывали себе на хлеб. Отечественная война 1812 года отразилась и на доходах крестьян – пожертвований было мало, и стройка затягивалась.
Священник Димитрий Костюченко:
– С 1826 года его освятили и начали проводить богослужения, и до сих пор эти богослужения здесь продолжаются. То есть в России, если я не ошибаюсь, всего-то более 200 храмов, которые не были закрыты; и один из них – наш каменный храм.
Это удивительно только потому, что на рубеже 20-х годов Архангельск становится одним из центров Белого движения, а жители Заостровья его активными сторонниками.
Священник Димитрий Костюченко:
– Храм был бельмом на глазу у советской власти в Архангельске, но, по всей видимости, тут чудо Божие: молитвами людей и стараниями местных жителей этот храм не закрыли.
Но в 30-е годы у прихода забрали деревянную церковь и продали ее сельхозкомбинату. В Покровской церкви можно обратить внимание на вход – здесь остались надписи с того времени, когда здание церкви использовалось как машинно-тракторная станция. Вот если приглядеться внимательнее, то можно прочитать, кто сколько собрал ячменя или овса.
Священник Димитрий Костюченко:
– Деревянная церковь была в 30-е годы передана советской властью в колхоз, а в 50-е годы возвращена в небытие, и сегодня она восстанавливается усилиями государства, Министерства культуры, местных выходцев из этой земли, в том числе стараниями нашего владыки, стараниями местного уроженца Павла Ивановича Бугаева. А церковь необычная, еще академик Грабарь исследовал ее… Храм был освящен как Сретенский в 1688 году, а в 1902 году после очередного ремонта переосвящен по благословению епархиального начальства в Покровский. Если посмотреть на картинку, то увидим, что своды не ровные, не двухскатные, не четырехскатные, как это обычно бывает в постройках такого типа, а как бы радужные; они имеют полукружие, и архитекторы называют эту завершающую часть кровли – закомара. Но закомарная часть всегда была в каменном строительстве; у деревянных построек закомары никто не делал...
Однако в XVII веке решили провести такой эксперимент, и сейчас, спустя более трех столетий, можно сказать, что он удался. Уже в наше время храм возвратили на прежнее место, и скоро он откроет свои двери для прихожан. Но вернемся в 30-е годы минувшего столетия.
Священник Димитрий Костюченко:
– Однажды священник Феодор Тамицкий стоял и беседовал о колхозах, тема касалась того, создавать колхоз или не создавать, и он сказал такую фразу, что можно прожить и без колхоза. Эта фраза была приписана ему как агитация контрреволюционной деятельности, как противодействие советской власти, и решением партии за это его и связали.
После арестовали духовенство, некоторых прихожан, и в Сретенский храм пришли обновленцы.
Священник Димитрий Костюченко:
– Десять лет обновленческого этапа истории этого храма все-таки можно оценить с двух точек зрения. С одной стороны, это печальная страница, потому что храм был во владении людей, которые изменили устав. Они много что поменяли, но при этом местные жители им сказали: «Если вы будете менять церковный обряд, язык богослужения или какие-то другие канонические вещи, мы не будем вас кормить, не будем вас содержать». А в 30-е годы, извините, это было не так-то просто. Вспомним, что на юге России вообще был голодомор. Таким образом, несмотря на то, что они были обновленцами, служили они по каноническому православному обряду, ничего не меняя. Вот в этом смысле – плюс; хоть и обновленцы, но храм-то сохранили и богослужения совершали.
В 1943 году церковь вернули епархии, а потом домой вернулся один из репрессированных священников, который после ссылки продолжил здесь служить.
Священник Димитрий Костюченко:
– Но на стройке Беломорканала, где он отбывал наказание «за принадлежность к контрреволюционной части общества» (такая была формулировка в его личном деле), он повредил очень сильно ноги. Последние его богослужения вспоминала его дочь, ныне тоже покойная, Галина Арсеньевна Жаравова (и местные жители, которые еще живы, тоже об этом помнят и рассказывают). С их слов и я лично знаю эту историю: как батюшку привозили сюда в последние службы на саночках и он совершал богослужения. Больше было некому. А если не было священника, то храм могли закрыть в те суровые годы (конец 40-х – начало 50-х).
Многие знают, что некоторое время в Архангельске жил святитель Лука (Войно-Ясенецкий); так вот, тогда вместе с ним приехала и монахиня Елена, она жила при Сретенском храме в домике. Даже позже, когда она уедет отсюда, местные жители продолжат писать ей письма и посылать деньги, потому что, как они сами говорят, очень жалели и любили матушку Елену. С ноября 1932 года по апрель 1934-го святой Лука работал в местной больнице, совершал службы в Ильинском соборе. Впереди святителя ждала еще одна ссылка, на этот раз в Сибирь. В то же самое время и церковь Сретения ожидал нелегкий путь. Второй этап гонений на храм случился уже в 60-е годы, но тогда церковь отстояла одна женщина.
Священник Димитрий Костюченко:
– Местная жительница Маремьяна Москалёва, родная бабушка нашей женщины, которая стоит в лавке, ходила по Заостровью и говорила: «Давай подпишемся, Петровна, нам с тобой уже нечего терять, нам не страшна тюрьма – храм отстоим. Ведь в 30-е, в те сложные годы, как-то отстояли. Неужели мы не сможем?» Естественно, органы государственной безопасности могли бы в любой момент ее за эту агитацию «прихватить», она ходила по грани.
На первом этаже в храме есть три придела. Помимо главного существует боковой, посвященный Николаю Чудотворцу. Когда-то этот придел отделяла стена, и богослужения могли вестись отдельно.
Священник Димитрий Костюченко:
– В 1895 году здесь был устроен третий придел во имя святого великомученика целителя Пантелеимона. Люди очень его почитали и решили построить придел, который у нас находится в той части храма. Он необычен тем, что, во-первых, это первый придел, посвященный святому великомученику в истории Русского Севера вообще. То есть до этого момента почему-то вообще нигде и никогда не освящали придел в честь великомученика Пантелеимона. То есть у нас первый – это для нас почетно и замечательно, а это ведь конец XIX века.
Иконы в приделе написаны старообрядческим стилем, так было сделано для того, чтобы староверы-беспоповцы, проживающие здесь, пришли в Сретенский храм.
Священник Димитрий Костюченко:
– Показать, что мы готовы взаимодействовать и на этой базовой платформе попытаться выстроить какие-то взаимоотношения... Конечно, у них ничего не получилось. И старообрядцы до сих пор существуют здесь, у них свой дом (раньше у них было два дома, один сгорел), где они проводят свои богослужения, свой настоятель. Так что этот придел хранит память о взаимодействии, и изображение Иисуса Христа на этой иконе – это дониконовский канон написания Иисуса Христа.
На втором этаже есть приделы апостолов Петра и Павла, мучеников Флора и Лавра, преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Священник Димитрий Костюченко:
– Таким образом, у нас шесть приделов, шесть престольных праздников (не считая отдельно стоящего храма Покрова Пресвятой Богородицы). Почему так произошло? Это надо связать как раз с тем, что в XVII веке церкви Флора и Лавра, а потом Петра и Павла, Николая Чудотворца разобрали, поэтому христиане восстанавливали приделы в память этих святых.
Посвящение престола египетскому пустыннику Онуфрию Великому для Севера довольно редкое, но и этому есть объяснение.
Священник Димитрий Костюченко:
– Исстари так уж повелось в Заостровье: часть деревень, которые примыкают к сегодняшней Северодвинской дороге, празднуют свой престольный праздник именно в день Онуфрия Великого. Люди собирались, приезжали, было деревенское гулянье, праздник. Сначала молитва, потом шли крестным ходом отсюда в ту деревню, которая сегодня, допустим, праздновала Онуфрия Великого, Петра Афонского (память 25 июня по современному стилю). И вот отсюда люди шли крестным ходом туда (это несколько километров); там и было гулянье. На следующий престольный праздник в другую деревню шли, а общий заостровский праздник был, конечно, Петра и Павла. Поэтому центральный придел второго этажа – летний – тоже в память Петра и Павла.
На следующее воскресенье после празднования дня Петра и Павла в Заостровье проходило общее богомолье, когда все деревни приходили сюда. Эта традиция просуществовала вплоть до середины XX века.
Священник Димитрий Костюченко:
– Восстанавливаем эту традицию – шествие крестных ходов в престольный праздник из храма всем народом в ту деревню, там у нас богомолье, чаепитие. То есть вот такие старинные традиции мы стараемся сохранить, чтить; у нас сейчас несколько крестных ходов регулярно (на летний, конечно, период), и мы совершаем эти общие богомолья. Так что еще такая традиция связана именно с памятью престолов, памятью святых.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!