Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Программа «По святым местам» приехала в Сочи. Крупнейший курорт страны протянулся на 145 километров между побережьем Черного моря и главным Кавказским хребтом. О святынях Сочинской епархии мы начинаем наш рассказ.
Первый в истории русский православный храм на территории Южного Кавказа – собор Архистратига Божия Михаила. Он был построен в XIX веке.
– Мы находимся на историческом месте?
Татьяна Ивановна Швецова, экскурсовод:
– Конечно, эта аллея была обустроена еще тогда, когда и этот храм. А храм обустраивался в конце XIX века, и это было время процветания города, ведь Черное море становится российским в результате Русско-турецкой войны. Год 1829-й, российский флот – во главе с Лазаревым. Лазарев Михаил Петрович – наш блестящий адмирал, под его руководством разбивается турецкий флот, подписывается мирный Адрианопольский договор – и Северо-Восточное Причерноморье становится российским и начинает обустраиваться.
Хотя сама Церковь Христова в истории Черноморского побережья Кавказа имеет более длинную историю. Андрей Первозванный и Симон Кананит шли из Иерусалима вдоль берегов Эвксинского Понта, рассказывая о Христе жителям Южного Кавказа. Расцвет веры приходится на раннее Средневековье – тогда на территории современного Сочи строятся византийские храмы, появляется епископская кафедра.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Причерноморье обитаемо было всегда; у нас даже стоянки первобытного человека везде и всюду находятся – это и кроманьонцы, и многие другие. Отчего же не жить? Климат теплый, море теплое, по морю путешествуют и византийские купцы, и генуэзские, и венецианские – то есть люди здесь жили всегда. И конечно, когда христианство начало появляться на другом берегу Черного моря (Константинополь, нынешний Стамбул), естественно, и сюда тоже оно стало проникать.
Стоял храм и здесь, в центре современного города. Но в 1453 году Константинополь пал, и с XV века побережье оказалось под властью турецких султанов.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Как закончилась Русско-турецкая война (1829 год) – подписали договор. Причерноморье российское: давайте здесь будем все развивать и обустраивать. Но не тут-то было. С одной стороны – турки не хотят эти земли отдавать, потому что они так привыкли (они здесь двести с лишним лет хозяйничали), считали эти территории своими, а с другой стороны – горцы. И тогда строятся форты, крепости. Здесь появился форт Александрия, потому что высадка десанта была в день рождения императрицы Александры Феодоровны, в 1838 году в апреле.
И вот здесь стали жить русские солдаты и офицеры, которые принимают решение строить храм. Сначала временный. Можно сказать, что храм строился частично на месте древней византийской церкви. Она находилась внутри порта Александрия, куда в 1871 году приехал великий князь Михаил Николаевич Романов.
Протоиерей Александр Мензелинцев, настоятель собора Архистратига Михаила:
– Михаил Николаевич Романов посетил это место (это был форпост, здесь ранее стояла деревянная церковь) и поручил построить здесь каменную церковь в честь Архистратига Божия Михаила.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Статский советник Верещагин с известным меценатом Мамонтовым были инициаторами строительства красивого каменного храма. Было принято решение по обустройству, это приурочили к окончанию Кавказской войны… Известная Красная Поляна – это был аул Кбааде, горцы там обитали. И когда дело дошло до окончания войны, когда были стянуты все войска (князь Барятинский руководил этим), был подписан меморандум – и Кавказская война, самая длинная в истории нашего Отечества, была закончена. В память об этом, чтобы это событие отметить каким-то чудесным образом, мы обустроили наш замечательный храм Архангела Михаила.
Строительство собора растянулось на долгие шестнадцать лет, из которых четырнадцать оно велось не только под неустанным руководством Арсения Верещагина, но зачастую и его руками.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Инициатива родилась – и все согласились, а потом (когда дело доходит, это всегда так) пришел корабль, нужно разгружать строительные материалы, а некому. Так что сам Верещагин таскал кирпичи для этого храма с прибывшего корабля. Вы знаете, для них это не был подвиг. Для людей прошлого века это был подарок судьбы, что они могут принять участие в обустройстве, строительстве храма. И Верещагин был большим патриотом нашего города.
Примерно в то же время стало закрепляться и название города – Сочи.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Назвали так по реке. Вдоль реки проживали горцы, представители адыго-абхазской этнической группы народов, и отдельные племена носили разные названия. А эти себя называли (попробую повторить адыгейский язык – у нас 30 звуков, у них 70 – очень гортанный язык, сложно произносить): шачá. И вот от названия племени называлась река. Когда стали обустраивать русские крепости, форты, гарнизоны, стали составлять картографический материал, упростили название реки Шача – и русские стали потихонечку говорить: Соча (а потом – Сочи).
Уже во второй половине XIX века помимо военных укреплений в Сочи стали появляться и дома самых обычных людей. Десятого марта 1866 года было утверждено положение о заселении Черноморского округа и управлении оным. Со всей империи начался приток переселенцев. И вот когда средства и у Верещагина, и у Мамонтова уже подходили к концу, первые горожане стали поддерживать стройку.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Наш курорт долгое время называли не бархатным, а ситцевым, потому что Крым был бархатным. Там уже была Воронцовская дача. Она одна чего стоит! Помните фильм «Небесные ласточки»? Дворец шикарный. А у нас было не так презентабельно, даже дворяне строили дачи поскромнее. Но, в общем, все жители города Сочи жертвовали на этот храм, всем хотелось обрести такой замечательный храм. Спроектировал его Каминский, известный московский храмовый архитектор. И мне кажется, он очень удачно все это сделал. Вот смотрите: такая высокая точка, пирамидальные кипарисы тоже уже поднялись, а колокольня все равно видна отовсюду.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов стройка прекратилась, но потом продолжилась. И на деньги Святейшего Синода Русской Православной Церкви была завершена. Освятил храм епископ Сухумский Агафодор в 1890 году. А к 1917 году в Сочи уже насчитывалось 20 храмов и несколько монастырей. Но происходившие после революции изменения не обошли стороной и молодой курортный город.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Богоборческая политика советской власти всем известна – рушили храмы, меняли всё, устраивали в них телефонные станции, склады, еще что-то. По счастью, наш храм был обустроен как склад под зерно. Прямо в эту верхнюю часть, где колоколенка, был построен трап, крутили непрерывной лентой – поднималось зерно и засыпалось прямо сюда, в колокольню. Потом уже использовали и площадь самого храма. Хлеб такая же благодать, как и Причастие, – и благодаря этому сухому зерну храм сохранил даже свою архитектурную особенность, лепнину, колонны с пилястрами. Все это с тех самых пор и осталось.
Таким образом, с 1934 года почти на десять лет храм стал зернохранилищем.
Протоиерей Александр Мензелинцев:
– Если бы этого не случилось, могли собор разрушить. И благодаря одной женщине, которая внесла его в список как склад, где хранили зерно, он сохранился.
В годы Великой Отечественной войны город Сочи стал городом-госпиталем – сюда свозили раненых.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Когда вы видите в кино эшелоны с ранеными бойцами – они же к нам идут. Они из вашего города, из Москвы, где были сражения, из Сталинграда… Их всех сюда привозили, размещали по госпиталям. Пять миллионов солдат возвратили сочинцы в строй, а ведь не было ни лекарств, ни пенициллина – ничего. Листья банана собирали – это хороший септический материал, гладили их (мне одна бабушка рассказывала) и как перевязки использовали.
В то же время меняется отношение правительства к Церкви.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Потому что поняли, что народу русскому без Божьего Промысла, без храма, без просьбы к Богу не победить.
В 1943 году государство стало возвращать Русской Православной Церкви храмы, и 2 ноября 1943 года в Михайло-Архангельском соборе состоялось первое богослужение. Прихожане стали восстанавливать церковь: купол с крестом, шатер колокольни; и приступили к росписи, которая сохранилась до наших дней. В 1947 и 1948 годах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, пребывая на лечении и отдыхе в Сочи, в воскресенье и праздничные дни совершал здесь литургии.
Протоиерей Александр Мензелинцев:
– В 1993–1994 годах по проекту Федора Ивановича Афуксениди (это наш знаменитый архитектор города Сочи) храм был отреставрирован и обрел первоначальный облик. Затем на территории (в 90-х годах) было строительство, построили часовню «Живоносный источник», где люди набирают святую воду. Плюс храм Иверской иконы Божией Матери, где мы совершаем раннюю Божественную литургию, крестины, и также здание административное, в которой сейчас Сочинская и Туапсинская епархия. Так как у нас храм в честь Архистратига Божиего Михаила, у нас есть икона святого. В алтаре находится ковчег с разными мощами святых угодников Божиих, а по центру здесь ковчежец с частицами мощей святых благоверных князей Петра и Февронии.
Первый русский православный храм Южного Кавказа каждый день посещает множество людей.
Протоиерей Александр Мензелинцев:
– Так как храм является историческим памятником и первым храмом в Черноморском округе, здесь много туристов, и собор Архистратига Михаила является визитной карточкой города Сочи. Поэтому у нас в храме совершается ежедневное богослужение, приезжают сюда разные люди, приходят и жители нашего города, также туристы, те, кто хочет помолиться или просто посмотреть это благолепие, которое сейчас сохранилось в городе Сочи.
Сюда стоит зайти даже просто для того, чтобы полюбоваться красотой этого места. Тишина, покой и радость – вот что чувствуешь здесь.
Татьяна Ивановна Швецова:
– Вот и наш замечательный храм Архангела Михаила имеет такую дивную аллею, как в Греции. Пирамидальный средиземноморский кипарис напоминает горящую свечу по форме, поэтому к храмам, монастырям, погостам обязательно сажали кипарисы.
Величие кипарисов, ажурность часовни, тишина Иверского храма, основательность собора – все это создает в центре Сочи уголок мира и спокойствия, который очень контрастирует и с городской суетой, а порой и с нашей жизнью.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!